Какие виды поиска в настоящее время существуют в справочных правовых системах?

1 ответ на вопрос “Какие виды поиска в настоящее время существуют в справочных правовых системах?”

  1. gearbest.com Ответить

    Средства поиска документов в СПС в основном сходны между собой при наличии некоторых отличительных особенностей. Поиск по правовой проблеме реализован в СПС двумя способами: поиск по тематическому классификатору и поиск по классификатору ключевых понятий (Правовой навигатор в СПС “КонсультантПлюс” и Поиск по ситуации в СПС “Гарант”). Способом поиска по правовой проблеме можно считать и быстрый поиск в СПС “КонсультантПлюс”, базовый поиск в СПС “Гарант”, поиск “Найти” в СПС “Кодекс”.
    Следует упомянуть и другие виды поиска, а именно:
    • поиск по источнику опубликования;
    • поиск по толковому словарю.
    Не псе средстпа, перечисленные выше, реализованы в каждой системе. В табл. 9.1 содержатся сведения о том, какие средства поиска реализованы в каждой из систем.
    Следует иметь в виду, что название средств поиска в СПС могут не совпадать. Например, поиск по реквизитам в СПС “Кодекс” называется Поиск по атрибутам; поиск по ключевым понятиям в СПС “КонсультантПлюс” – Правовой навигатор, а в СПС “Гарант” – Поиск по ситуации; поиск по тематическому классификатору в СПС “Гарант” – Правовой навигатор. Суть дела от этого не меняется. Отметим также, что тематический поиск, полнотекстовый поиск и поиск по реквизитам в СПС “КонсультантПлюс”, “Гарант”, “Кодекс” могут комбинироваться друг с другом (рис. 9.3–9.5), за исключением СПС “Кодекс”, в которой тематический поиск нс может комбинироваться с поиском по реквизитам (атрибутам).
    Таблица 9.1
    Сведения о видах поиска
    Вид поиска
    Справочная правовая система
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    Поиск но реквизитам
    +
    +
    +
    Тематический поиск
    +
    +
    +
    Поиск ключевым понятиям
    +
    +

    Полнотекстовый поиск
    +
    +
    +
    Быстрый (базовый, “найти”) поиск
    +
    +
    +
    Поиск по источнику опубликования
    +
    +
    +
    Поиск по толковому словарю
    +
    +
    +

    Рис. 9.5. Вид карточки поиска но атрибутам в СПС “Кодекс”
    Поиск по реквизитам. Применение этого вида поиска позволяет найти конкретный документ или группу документов, если полностью или частично известны значения реквизитов документа (документов). Карточка поиска по реквизитам содержит кроме полей собственно реквизитов документа и другие поисковые поля, например, для тематического или контекстного поиска или дополнительные поля, введенные разработчиками систем, например, “Дата начала действия” в СПС “Кодекс”. Следует иметь в виду, что состав карточки поиска может изменяться в зависимости от выбранной области поиска, например, вместо поля “Принявший орган” может появиться поле “Автор”. Область поиска можно оперативно настраивать (изменять) посредством:
    • выбора раздела в поле “Поиск в разделе” и (или) установки флажков у соответствующих информационных банков в нижнем окне Карточки поиска в СПС “КонсультантПлюс”;
    • выбора соответствующих продуктов в их перечне слева от карточки поиска по атрибутам в СПС “Кодекс”;
    • выбора соответствующих информационных блоков в поле (группе полей) Информационный блок в СПС “Гарант”.
    Карточки поиска в СПС представлены на рис. 9.3–9.5, а сведения о соответствии основных реквизитов документов и полей – в табл. 9.2.
    Таблица 9.2
    Соответствие реквизитов документа и поисковых полей
    Реквизит документа
    Имя поля в СПС
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    Вид
    Вид документа
    Тип
    Вид документа/ материала
    Принявший
    орган
    Принявший
    орган
    Орган/Источник
    Принявший орган/ источник
    Дата принятия
    Дата
    Дата принятия
    Дата принятия
    Номер
    Номер
    Номер
    Номер
    Название
    Название документа
    Слова в названии
    Наименование
    Статус
    Поиск по статусу
    Статус
    Действие/ Актуальность
    При формировании условий поиска в разных полях могут использоваться следующие операции:
    И, ИЛИ, КРОМЕ – для “символьных” полей;
    ИЛИ. ТОЧНО, С … ПО. РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ, ДО и ПОСЛЕ – для полей “Дата”;
    И, ИЛИ, КРОМЕ, РЯДОМ, Словосочетание – для текстовых полей.
    Сведения о возможности использования тех или иных операций при записи условий в СПС приведены в табл. 9.3.
    Таблица 9.3
    Операции для записи условий
    Вид поля
    Операция
    Обозначение операции в СПС
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    Символьное
    и
    И
    И(&)
    И (и)
    или
    ИЛИ
    ИЛИ (v)
    ИЛИ (или)
    кроме
    КРОМЕ
    КРОМЕ (х)
    КРОМЕ (кроме)
    Дата
    или
    ИЛИ


    точно
    ТОЧНО
    Одинаковые значения в полях С и По
    Точно
    с… по
    С … по
    Поля С и По
    ПЕРИОД
    раньше
    Раньше
    Поле По
    ПО
    позже
    Позже
    Поле С
    С
    до и после


    ВНЕ
    ПЕРИОДА
    Название
    и
    И (&,;)
    По умолчанию
    По умолчанию
    или
    ИЛИ (1)


    кроме
    KPOME (!)


    рядом без учета порядка
    словосочетание
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки*
    * – Слова могут отстоять друг от друга не более чем на одно слово
    При поиске по номеру в СПС “КонсультантПлюс” и “Кодекс” допускается не полное указание номера, а только его начала или любой части. В СПС “Кодекс” набирается последовательность известных символов номера и указывается один из методов поиска: Начинается с или Содержит. В СПС “КонсультантПлюс” после набора последовательности известных символов номера в фильтре устанавливают условия фильтрации: Начало слова или Часть номера, затем выбирают все отфильтрованные значения и соединяют их операцией ИЛИ.
    Особенности формирования условия поиска по названию будут рассмотрены далее в пункте “полнотекстовый поиск”, поскольку возможности, сложность и структура условия поиска по названию и тексту документа полностью совпадают.
    Тематический поиск. Документы в СПС систематизированы в соответствии с тематическими классификаторами, созданными разработчиками систем на основе классификатора правовых актов. Тематический классификатор представляет собой тематическое дерево, т.е. имеет иерархическую структуру. Тематические классификаторы в разных СПС не совпадают полностью, каждый из них обладает отличительными особенностями, хотя общие принципы классификации во всех системах одни и те же. Например, тема “Информация и информатизация” является темой первого уровня в СПС “КонсультантПлюс”, входит в состав темы “Регулирование отдельных видов деятельности” в СПС “Гарант” и темы “Государственное право (государственное устройство)” в СПС “Кодекс” (рис. 9.6-9.8).

    Рис. 9.6. Тематический классификатор в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.7. Тематический классификатор в СПС “Гарант”

    Рис. 9.8. Тематический классификатор информационного блока “Законодательство России” в СПС “Кодекс”
    Тематический поиск используют, как правило, тогда, когда необходимо составить полную подборку документов по интересующей правовой проблеме (если эту проблему можно сформулировать в терминах тематического классификатора).
    Тематический поиск может быть осуществлен путем использования тематического классификатора непосредственно:
    • в СПС “Гарант” – из Правового навигатора (см. рис. 9.7);
    • в СПС “Кодекс” – со страницы Помощник юриста: профессионал после выбора продукта “Законодательство” (см. рис. 9.1).
    В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” древовидная структура явно видна: можно открыть или спрятать любую ветвь дерева (см. рис. 9.6, 9.7). В СПС “Кодекс” отображается только один уровень ветви тематического дерева (см. рис. 9.8).
    Тематический поиск можно осуществить, используя соответствующие поля в Карточке поиска:
    “Тематика” в СПС “КонсультантПлюс”;
    “Раздел/Тема” в СПС “Гарант”.
    В этом случае тематический поиск может быть совмещен с поиском подругам полям Карточки поиска. В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” список тем представлен в виде дерева. При записи условия в полях “Тематика” и “Раздел/Тема” можно использовать операции И, ИЛИ, КРОМЕ.
    Полнотекстовый поиск. Этот вид поиска позволяет отбирать документы, в которых встречаются заданные слова, словосочетания или их комбинации. Для записи условий полно- текстового поиска используются следующие поля:
    “Текст документа” в СПС “КонсультантПлюс”;
    “Слова в тексте” в СПС “Гарант”[1];
    “По тексту” в СПС “Кодекс”.
    При записи условий могут использоваться различные операции: И, ИЛИ, КРОМЕ. РЯДОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
    Сведения о возможности использования тех или иных операций для записи условий при контекстном поиске приведены в табл. 9.4.
    Отметим некоторые особенности записи условий в разных системах.
    Задание слова. В настоящее время во всех рассматриваемых системах при поиске по названию и тексту реализован аппарат морфологического анализа, позволяющий в запросе записывать слово в любой его форме. При поиске будет осуществлен отбор документов, в которых встречается это слово с любым окончанием, а также, возможно, и слова с другим суффиксом или без него, либо в другой форме. Например, при задании слова “правовая” могут быть отобраны документы, в которых встречаются слова: “правовой”, “правовая”, “право”, “прав”, “праве” и т.п.
    Таблица 9.4
    Операции для записи условий при контекстном поиске
    Операция
    Обозначение операции в СПС
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    И
    И (&,;)
    По умолчанию
    По умолчанию
    или
    ИЛИ (1)


    кроме
    КРОМЕ (!)


    рядом без учета порядка
    РЯДОМ
    (“пробел”)
    Слова в одном поле

    словосочетание
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки*
    * – Слова могут отстоять друг от друга не более чем на одно слово
    Для задания точной формы слова в СПС “КонсультантПлюс” следует установить переключатель Окончание в положение Точно как в запросе или заключить слово в кавычки, а в СПС “Гарант” и “Кодекс” – поставить восклицательный знак (например, информатизация!).
    Использование словосочетания. Словосочетание в строгом смысле этого слова можно задать только в СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант”, для чего следует заключить последовательность слов в кавычки. В СПС “КонсультантПлюс” для задания словосочетания рекомендуется установить переключатель Близость слов в положение Как словосочетание. В СПС “Кодекс” нельзя задать словосочетание в строгом смысле этого слова. Следует записать слова через пробел и заключить их в кавычки; при проверке условия оно будет считаться выполненным, если заданные слова разделены нс более чем одним словом.
    Примеры задания условий для поиска документов с вхождением словосочетания “защита информации” представлены на рис. 9.9–9.11.
    Использование условия “слова рядом”. В СПС “КонсультантПлюс” для записи этого условия используются специальные операции с указанием диапазона слов, в котором заданные слова одновременно встречаются. Диапазон слов задается как их количество, что не позволят задать логико-содержательную единицу текста.

    Рис. 9.9. Условие поиска словосочетания “защита информации” в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.10. Условие поиска словосочетания “защита информации” в СПС “Кодекс”

    Рис. 9.11. Условие поиска словосочетания “защита информации” в СПС “Гарант”
    Однако в СПС “КонсультантПлюс” имеется возможность установить в качестве диапазона слов абзац, в пределах абзаца ввести ограничение по количеству слов.
    В СПС “Гарант” это условие можно реализовать, записав последовательность слов в одном поле. В этом случае учитывается близость слов.
    Использование общепринятых сокращений. В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” реализована возможность записи общепринятых сокращений некоторых понятий. Например, вместо записи понятия “средства массовой информации” допускается запись общепринятого сокращения СМИ. Результат поиска документов будет одинаков.
    Использование синонимов. Аппарат синонимов освобождает пользователя от необходимости указывать в условии синонимичные слова, соединяя их операцией ИЛИ. В условии можно указать лишь одно из значений, а остальные будут подставлены системой. Например, для поиска документов, в которых упоминаются права ребенка, достаточно указать в качестве поисковой фразы “право ребенка”, а система найдет документы, в которых упоминаются и права детей. Однако не следует рассчитывать, что к ребенку будет присоединено и слово чадо, поскольку оно не используется в праве.
    Поиск по ключевым понятиям. Этот вид поиска предназначен для отбора основных (основополагающих) документов по конкретной проблеме, которая может быть сформулирована в правовых понятиях. Словари таких терминов разработаны юристами компаний-разработчиков. Словарь представляет собой алфавитно-предметный указатель ключевых понятий. Состав словаря одной системы может отличаться от состава словаря другой.
    В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” словари имеют двухуровневую структуру: близкие ключевые понятия первого уровня объединены в группы, что зачастую облегчает поиск нужного понятия. При записи условия при поиске по ключевым понятиям предоставляется возможность выбора нескольких понятий и (или) групп понятий, соединяющихся операцией ИЛИ.
    В СПС “КонсультантПлюс” этот вид поиска называется Правовой навигатор, в СПС “Гарант” – Поиск по ситуации.
    Поиск происходит во всех информационных блоках (банках), для документов которых определена их принадлежность к тому или иному ключевому понятию. Следует отметить, что документ описывается совокупностью ключевых понятий.
    Примеры задания условий для поиска основных документов по вопросу “электронная подпись” представлены на рис. 9.12-9.13.

    Рис. 9.12. Поиск основных документов по вопросу “электронная подпись” в СПС “КонсультантПлюс)

    Рис. 9.13. Поиск основных документов по вопросу “электронная подпись” в СПС “Гарант”
    Поиски “быстрый”, “базовый” и “интеллектуальный”. Эти виды поиска позволяют найти максимальное количество документов по интересующему пользователя вопросу даже тогда, когда пользователь не может его описать в понятиях тематического классификатора или классификатора ключевых понятий.
    Пользователь описывает вопрос так, как он его понимает, в виде поисковой фразы. Отметим, что в поисковой фразе можно использовать и значения реквизитов документа. Система анализирует поисковую фразу и отбирает документы, которые содержат все слова фразы[2].
    Для каждого из отобранных документов устанавливается степень близости документа запросу. Список отобранных документов выдается в порядке убывания степени близости документа запросу. Примеры использования “быстрого” поиска для составления подборки документов по вопросу правовой информатизации приведен на рис. 9.14–9.16.

    Рис. 9.14. Поиск документов по вопросу правовой информатизации в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.15. Поиск документов по вопросу правовой информатизации в СПС “Гарант”

    Рис. 9.16. Поиск документов по вопросу правовой информатизации в СПС “Кодекс”
    Поиск по источнику опубликования. Этот вид поиска позволяет найти документы или другие материалы (комментарии, статьи, консультации в вопросах и ответах и т.п.), если известен источник опубликования и дата публикации. Поиск по источнику опубликования можно осуществить из Карточки поиска (в СПС “Гарант” и “Кодекс”), а в СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” реализованы специальные средства поиска по источнику опубликования: “Пресса и Книги” в СПС “КонсультантПлюс” и “По источнику опубликования” в СПС “Гарант”. Примеры поиска статей, опубликованных в журнале “Адвокат” за 2012 г., приведены на рис. 9.17 и 9.18.
    Поиск по толковому словарю. Словари терминов реализованы во всех трех системах. Это средство позволяет найти толкование термина и открыть документ, в котором это понятие определено. Для открытия документа используют гиперссылку на документ, которым снабжена словарная статья.
    Примеры поиска термина “государственная тайна” но словарям приведены на рис. 9.19–9.21.

    Рис. 9.17. Поиск статей, опубликованных в журнале “Адвокат” в 2012 г., в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.18. Поиск статей, опубликованных в журнале “Адвокат” в 2012 г., в СПС “Гарант”

    Рис. 9.19. Поиск термина “государственная тайна” в словаре терминов в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.20. Поиск термина “государственная тайна” в толковом словаре в СПС “Гарант”

    Рис. 9.21. Поиск термина “государственная тайна” в словаре терминов российского законодательства в СПС “Кодекс”

  2. ca4a Ответить

    Введение
    В настоящее время одним из наиболее важных направлений профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа, связанная с обработкой, систематизацией, использованием и поиском правовой информации. Раньше эта работа велась, да и в настоящее время еще ведется, с помощью картотек на бумажных носителях. С появлением персональных компьютеров справочная работа качественно изменилась, основным ее инструментом стали электронные справочные правовые системы (СПС), с помощью которых можно быстро найти любую информацию правового характера.
    Возможность компактного хранения большого объема информации – одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация характеризуется большими объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. По мере роста объёма баз данных СПС, возникла необходимость в развитии и усовершенствовании средств поиска, позволяющие найти необходимый документ. Технологии справочных правовых систем должны одновременно эффективно решать две задачи: обеспечить как полноту, так и точность поиска нужной информации внутри всего массива, представленного в СПС. Сложность заключается в том, что, добиваясь большей полноты поиска, мы одновременно увеличиваем вероятность получения так называемого «шума» – документов, не имеющих прямого отношения к рассматриваемой проблеме (т.е. уменьшаем точность), и наоборот, борясь за точность подборки документов, мы рискуем отсечь документы, которые могут представлять интерес.
    Повысить эффективность поиска в такой ситуации (а профессиональная СПС должна обеспечивать уровень эффективности по полноте и точности поиска, близкий к единице) можно путем использования нескольких способов поиска информации.
    Ознакомление с основами поиска документов в компьютерных справочно-правовых системах (СПС), с современными поисковыми инструментами получения информации правового характера необходимо для дальнейшего создания автоматизированного рабочего места юриста, формирований знаний, умений и навыков по применению, как в период обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, информационных систем правового назначения.
    Глава 1. Основные виды поиска документов в справочно-правовых системах
    Профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:
    ·пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);
    ·реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;
    ·требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.
    На основе рассмотренных ситуаций и решений по ним в современных СПС можно выделить 3 основных вида поиска в компьютерных справочных системах:
    ·поиск по реквизитам документов (реквизитный),
    ·поиск по контексту (контекстный),
    ·поиск по специализированным классификаторам (тематический).
    Прорыв, совершенный в сфере информационно-коммуникационных технологий в последние годы, привел к широкому проникновению интернета во все сферы деятельности и слои общества. Это обстоятельство потребовало от разработчиков СПС направить развитие программных технологий поиска информации в СПС в сторону унификации с интерфейсом поисковых систем в интернете и к разработке поиска с применением интеллектуальных технологий обработки правовой информации (интеллектуальный поиск), позволяющий моментально открывать списки нужных документов, путём формирования простого поискового запроса. Это, пусть новый и пока не основной, но очень значительный вид поиска, дальнейшее развитие и распространение которого уже, несомненно, получит продолжение. Пока что интеллектуальный поиск реализован только в коммерческих СПС. Это «Базовый поиск» (СПС «Гарант»), «Быстрый поиск» (СПС «Консультант Плюс») и «Интеллектуальный поиск» (СПС «Кодекс»).
    1.1Поиск по реквизитам документа
    Поиск документов по реквизитам довольно прост, и уже на самых ранних этапах становления справочных правовых систем программные технологии позволяли эффективно решать такую задачу. Любая СПС сегодня позволяет найти документ по одному или нескольким его реквизитам. Расширенный перечень реквизитов документа позволяет быстро и точно искать запрашиваемый акт. Среди реквизитов, характеризующих документ, пользователь может указать номер и дату принятия документа, номер акта, вид акта, название органа, принявшего акт, дату и номер регистрации в Минюсте России, источник и дату опубликования. При этом можно задавать несколько однотипных реквизитов, соединяя их различными логическими условиями (И, ИЛИ, КРОМЕ), вместо точной даты задавать различные диапазоны времени и т.д. При определении конкретного критерия поиска пользователь может вывести на экран список всех данных по определенному им реквизиту, что позволит избежать ввода критериев, на которые заведомо отсутствуют документы.
    Поиск по реквизитам документа это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.
    1.2Поиск по контексту
    Если неизвестны реквизиты искомого документа, но известно, о чем идет в нем речь, то можно попытаться найти его по контексту, то есть по словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа. В СПС должна быть предусмотрена такая возможность. Очевидно, что программная реализация данного инструмента является более сложной задачей, чем реализация поиска документов по формальным реквизитам. Это определяется объективными причинами, связанными с богатством естественного языка общения людей между собой по отношению к формализованному описанию ограниченного числа характеристик документа (его реквизитов).

  3. pbasa Ответить

    В настоящее время одним из наиболее важных направлений профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа, связанная с обработкой, систематизацией, использованием и поиском правовой информации. Раньше эта работа велась, да и в настоящее время еще ведется, с помощью картотек на бумажных носителях. С появлением персональных компьютеров справочная работа качественно изменилась, основным ее инструментом стали электронные справочные правовые системы (СПС), с помощью которых можно быстро найти любую информацию правового характера.
    Возможность компактного хранения большого объема информации – одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация характеризуется большими объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. По мере роста объёма баз данных СПС, возникла необходимость в развитии и усовершенствовании средств поиска, позволяющие найти необходимый документ. Технологии справочных правовых систем должны одновременно эффективно решать две задачи: обеспечить как полноту, так и точность поиска нужной информации внутри всего массива, представленного в СПС. Сложность заключается в том, что, добиваясь большей полноты поиска, мы одновременно увеличиваем вероятность получения так называемого «шума» – документов, не имеющих прямого отношения к рассматриваемой проблеме (т.е. уменьшаем точность), и наоборот, борясь за точность подборки документов, мы рискуем отсечь документы, которые могут представлять интерес.
    Повысить эффективность поиска в такой ситуации (а профессиональная СПС должна обеспечивать уровень эффективности по полноте и точности поиска, близкий к единице) можно путем использования нескольких способов поиска информации.
    Ознакомление с основами поиска документов в компьютерных справочно-правовых системах (СПС), с современными поисковыми инструментами получения информации правового характера необходимо для дальнейшего создания автоматизированного рабочего места юриста, формирований знаний, умений и навыков по применению, как в период обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, информационных систем правового назначения.
    Основные виды поиска документов в справочно-правовых системах
    Профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:
    · пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);
    · реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;
    · требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.
    На основе рассмотренных ситуаций и решений по ним в современных СПС можно выделить 3 основных вида поиска в компьютерных справочных системах:
    · поиск по реквизитам документов (реквизитный),
    · поиск по контексту (контекстный),
    · поиск по специализированным классификаторам (тематический).
    Прорыв, совершенный в сфере информационно-коммуникационных технологий в последние годы, привел к широкому проникновению интернета во все сферы деятельности и слои общества. Это обстоятельство потребовало от разработчиков СПС направить развитие программных технологий поиска информации в СПС в сторону унификации с интерфейсом поисковых систем в интернете и к разработке поиска с применением интеллектуальных технологий обработки правовой информации (интеллектуальный поиск), позволяющий моментально открывать списки нужных документов, путём формирования простого поискового запроса. Это, пусть новый и пока не основной, но очень значительный вид поиска, дальнейшее развитие и распространение которого уже, несомненно, получит продолжение. Пока что интеллектуальный поиск реализован только в коммерческих СПС. Это «Базовый поиск» (СПС «Гарант»), «Быстрый поиск» (СПС «Консультант Плюс») и «Интеллектуальный поиск» (СПС «Кодекс»).

  4. Konstantin38 Ответить

    Быстрый поиск» ищет по словам, фразам, по контексту. «Быстрый поиск» позволяет искать отдельно по Законодательству, Судебной практике, консультациям и формам документов. Однако есть особенности. «Базовый поиск» СПС «Гарант» намного быстрее «Быстрого». Это связано с тем, как организована информация. В «Гаранте» она организована как единое пространство документов, и поиск ведется сразу по всей базе данных, в то время как «КонсультантПлюс» вынужден повторять поиск в каждом информационном банке по отдельности. Таким образом, по иронии судьбы «Быстрый поиск» не самый быстрый.
    Окно базового поиска содержится в основном меню. Для выполнения базового поиска необходимо набрать фразу, которая, по вашему мнению, отражает проблему, и щелкнуть на кнопке Найти. Например, «оплата коммунальных услуг при временном отсутствии жильцов». Для уточнения результатов поиска имеется возможность в качестве области поиска указать: В списке, В названиях документов списка или Везде (рис. 8.2). Базовый поиск по своим принципам сильно походит на поиск в глобальной сети Интернет. Только в данном случае просматривается внутренняя база данных.
    Вспомогательные виды поиска в справочно-правовых системах: поиск по словарю терминов; по источнику опубликования.
    Поиск по источнику опубликования. Для осуществления поиска по источнику опубликования достаточно в главном меню нажать соответствующую кнопку, при этом развернется список источников опубликования. Если вы считаете, что искомый вами документ опубликован в журнале «Гражданин и Право» за 2011 г., то следует выбрать данный источник в списке, и перед вами появится список статей, опубликованных в данном журнале.

  5. seyfi Ответить

    Следует упомянуть и другие виды поиска, а именно:
    • поиск но источнику опубликования;
    • поиск по толковому словарю.
    Не все средства, перечисленные выше, реализованы в каждой системе. В табл. 9.1 содержатся сведения о том, какие средства поиска реализованы в каждой из систем.
    Таблица 9.1
    Сведения о видах поиска
    Вид поиска
    Справочная правовая система
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    Поиск по реквизитам
    +
    +
    +
    Тематический поиск
    +
    +
    +
    Поиск ключевым понятиям
    +
    +

    Полнотекстовый поиск
    +
    +
    +
    Быстрый (базовый, “найти”) поиск
    +
    +
    +
    Поиск по источнику опубликования
    +
    +
    +
    Поиск по толковому словарю
    +
    +
    +
    Следует иметь в виду, что название средств поиска в СПС могут не совпадать. Например, поиск по реквизитам в СПС “Кодекс” называется Поиск по атрибутам; поиск по ключевым понятиям в СПС “КонсультантПлюс” – Правовой навигатор, а в СПС “Гарант” – Поиск по ситуации; поиск по тематическому классификатору в СПС “Гарант” – Правовой навигатор. Суть дела от этого не меняется. Отметим также, что тематический поиск, полнотекстовый поиск и поиск по реквизитам в СПС “КонсультантПлюс”, “Гарант”, “Кодекс” могут комбинироваться друг с другом (рис. 9.3–9.5), за исключением СПС “Кодекс”, в которой тематический поиск не может комбинироваться с поиском по реквизитам (атрибутам).
    Поиск по реквизитам. Применение этого вида поиска позволяет найти конкретный документ или группу документов, если полностью или частично известны значения реквизитов документа (документов). Карточка поиска по реквизитам содержит кроме полей собственно реквизитов документа и другие поисковые поля, например, для тематического или контекстного поиска или дополнительные поля, введенные разработчиками систем, например, “Дата начала действия” в СПС “Кодекс”. Следует иметь в виду, что состав карточки поиска может изменяться в зависимости от выбранной области поиска, например, вместо поля “Принявший орган” может появиться поле “Автор”. Область поиска можно оперативно настраивать (изменять) посредством:
    • выбора раздела в поле “Поиск в разделе” и (или) установки флажков у соответствующих информационных банков в нижнем окне Карточки поиска в СПС “КонсультантПлюс”;
    • выбора соответствующих продуктов в их перечне слева от карточки поиска по атрибутам в СПС “Кодекс”;
    • выбора соответствующих информационных блоков в поле (группе полей) Информационный блок в СПС “Гарант”.

    Рис. 9.5. Вид карточки поиска по атрибутам в СПС “Кодекс”
    Карточки поиска в СПС представлены на рис. 9.3–9.5, а сведения о соответствии основных реквизитов документов и полей – в табл. 9.2.
    Таблица 9.2
    Соответствие реквизитов документа и поисковых полей
    Реквизит документа
    Имя поля в СПС
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    Вид
    Вид документа
    Тип
    Вид документа/ материала
    Принявший
    орган
    Принявший орган
    Орган/Источник
    Принявший орган/ источник
    Дата принятия
    Дата
    Дата принятия
    Дата принятия
    Номер
    Номер
    Номер
    Номер
    Название
    Название документа
    Слова в названии
    Наименование
    Статус
    Поиск по статусу
    Статут
    Действие/ Актуальность
    При формировании условий поиска в разных нолях могут использоваться следующие операции:
    И, ИЛИ. КРОМЕ – для “символьных” полей;
    ИЛИ, ТОЧНО, С … ПО, РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ, ДО и ПОСЛЕ – для полей “Дата”;
    И, ИЛИ, КРОМЕ, РЯДОМ. Словосочетание – для текстовых полей. Сведения о возможности использования тех или иных операций при записи условий в СПС приведены в табл. 9.3.
    Таблица 9.3
    Операции для записи условий
    Вид поля
    Операция
    Обозначение операции в СПС
    “Консультант
    Плюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    Символьное
    и
    и
    И (&)
    И (и)
    или
    или
    ИЛИ (V)
    ИЛИ (или)
    кроме
    КРОМЕ
    КРОМЕ (я)
    КРОМЕ (кроме)
    Дата
    или
    ИЛИ

    точно
    точно
    Одинаковые значения в полях С и Но
    Точно
    с… по
    С… но
    Поля С и По
    ПЕРИОД
    раньше
    Раньше
    Поле По
    ПО
    позже
    Позже
    Поле С
    С
    до и после
    ВНЕ ПЕРИОДА
    Название
    и
    И (&.;)
    По умолчанию
    По умолчанию
    или
    ЧИЛИ (|)
    кроме
    KPOME (!)

    %
    рядом без учета порядка



    словосочетание
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки*
    * – Слова могут отстоять друг от друга не более чем на одно слово
    При поиске по номеру в СПС “КонсультантПлюс” и “Кодекс” допускается не полное указание номера, а только его начала или любой части. В СПС “Кодекс” набирается последовательность известных символов номера и указывается один из методов поиска: Начинается с или Содержит. В СПС “КонсультантПлюс” после набора последовательности известных символов номера в фильтре устанавливают условия фильтрации: Начало слова или Часть номера, затем выбирают все отфильтрованные значения и соединяют их операцией ИЛИ.
    Особенности формирования условия поиска но названию будут рассмотрены далее в пункте “полнотекстовый поиск”, поскольку возможности, сложность и структура условия поиска по названию и тексту документа полностью совпадают.
    Тематический поиск. Документы в СПС систематизированы в соответствии с тематическими классификаторами, созданными разработчиками систем на основе классификатора правовых актов. Тематический классификатор представляет собой тематическое дерево, т.е. имеет иерархическую структуру. Тематические классификаторы в разных СПС не совпадают полностью, каждый из них обладает отличительными особенностями, хотя общие принципы классификации во всех системах одни и те же. Например, тема “Информация и информатизация” является темой первого уровня в СПС “КонсультантПлюс”, входит в состав темы “Регулирование отдельных видов деятельности” в СПС “Гарант” и темы “Государственное право (государственное устройство)” в СПС “Кодекс” (рис. 9.6-9.8).

    Рис. 9.6. Тематический классификатор в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.7. Тематический классификатор в СПС “Гарант”

    Рис. 9.8. Тематический классификатор информационного блока “Законодательство России” в СПС “Кодекс”
    Тематический поиск используют, как правило, тогда, когда необходимо составить полную подборку документов по интересующей правовой проблеме (если эту проблему можно сформулировать в терминах тематического классификатора).
    Тематический поиск может быть осуществлен путем использования тематического классификатора непосредственно:
    • в СПС “Гарант” – из Правового навигатора (см. рис. 9.7);
    • в СПС “Кодекс” – со страницы Помощник юриста: профессионал после выбора продукта “Законодательство” (см. рис. 9.1).
    В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” древовидная структура явно видна: можно открыть или спрятать любую ветвь дерева (см. рис. 9.6, 9.7). В СПС “Кодекс” отображается только один уровень ветви тематического дерева (см. рис. 9.8).
    Тематический поиск можно осуществить, используя соответствующие поля в Карточке поиска:
    “Тематика” в СПС “КонсультантПлюс”;
    “Раздел/Тема” в СПС “Гарант”.
    В этом случае тематический поиск может быть совмещен с поиском по другим полям Карточки поиска. В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” список тем представлен в виде дерева. При записи условия в нолях “Тематика” и “Раздел/Тема” можно использовать операции И, ИЛИ, КРОМЕ.
    Полнотекстовый поиск. Этот вид поиска позволяет отбирать документы, в которых встречаются заданные слова, словосочетания или их комбинации. Для записи условий полнотекстового поиска используются следующие поля:
    “Текст документа” в СПС “КонсультантПлюс”;
    “Слова в тексте” в СПС “Гарант”[1];
    “По тексту” в СПС “Кодекс”.
    При записи условий могут использоваться различные операции: И, ИЛИ, КРОМЕ, РЯДОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
    Сведения о возможности использования тех или иных операций для записи условий при контекстном поиске приведены в табл. 9.4.
    Отметим некоторые особенности записи условий в разных системах.
    Задание слова. В настоящее время во всех рассматриваемых системах при поиске по названию и тексту реализован аппарат морфологического анализа, позволяющий в запросе записывать слово в любой его форме. При поиске будет осуществлен отбор документов, в которых встречается это слово с любым окончанием, а также, возможно, и слова с другим суффиксом или без него, либо в другой форме. Например, при задании слова “правовая” могут быть отобраны документы, в которых встречаются слова: “правовой”, “правовая”, “право”, “прав”, “праве” и т.п.
    Таблица 9.4
    Операции для записи условий при контекстном поиске
    Операция
    Обозначение операции в СПС
    “КонсультантПлюс”
    “Гарант”
    “Кодекс”
    и
    и (&.:)
    По умолчанию
    По умолчанию
    или
    ИЛИ (|)
    кроме
    КРОМЕ (!)
    %
    рядом без учета порядка
    РЯДОМ (“пробел”)
    Слова в одном поле

    словосочетание
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки
    Слова через пробел, заключенные в кавычки*
    * – Слова могут отстоять друг от друга не более чем на одно слово
    Для задания точной формы слова в СПС “КонсультантПлюс” следует установить переключатель Окончание в положение Точно как в запросе или заключить слово в кавычки, а в СПС “Гарант” и “Кодекс” – поставить восклицательный знак (например, информатизация!).
    Использование словосочетания. Словосочетание в строгом смысле этого слова можно задать только в СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант”, для чего следует заключить последовательность слов в кавычки. В СПС “КонсультантПлюс” для задания словосочетания рекомендуется установить переключатель Близость слов в положение Как словосочетание. В СПС “Кодекс” нельзя задать словосочетание в строгом смысле этого слова. Следует записать слова через пробел и заключить их в кавычки; при проверке условия оно будет считаться выполненным, если заданные слова разделены не более чем одним словом.
    Примеры задания условий для поиска документов с вхождением словосочетания “защита информации” представлены на рис. 9.9–9.11.

    Рис. 9.9. Условие поиска словосочетания “защита информации” в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.10. Условие поиска словосочетания “защита информации” в СПС “Кодекс”

    Рис. 9.11. Условие поиска словосочетания “защита информации” в СПС “Гарант”
    Использование условия “слова рядом”. В СПС “КонсультантПлюс” для записи этого условия используются специальные операции с указанием диапазона слов, в котором заданные слова одновременно встречаются. Диапазон слов задается как их количество, что нс позволят задать логико-содержательную единицу текста.
    Однако в СПС “КонсультантПлюс” имеется возможность установить в качестве диапазона слов абзац, в пределах абзаца ввести ограничение по количеству слов.
    В СПС “Гарант” это условие можно реализовать, записав последовательность слов в одном поле. В этом случае учитывается близость слов.
    Использование общепринятых сокращений. В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” реализована возможность записи общепринятых сокращений некоторых понятий. Например, вместо записи понятия “средства массовой информации” допускается запись общепринятого сокращения СМИ. Результат поиска документов будет одинаков.
    Использование синонимов. Аппарат синонимов освобождает пользователя от необходимости указывать в условии синонимичные слова, соединяя их операцией ИЛИ. В условии можно указать лишь одно из значений, а остальные будут подставлены системой. Например, для поиска документов, в которых упоминаются права ребенка, достаточно указать в качестве поисковой фразы “право ребенка”, а система найдет документы, в которых упоминаются и права детей. Однако не следует рассчитывать, что к ребенку будет присоединено и слово чадо, поскольку оно не используется в праве.
    Поиск по ключевым понятиям. Этот вид поиска предназначен для отбора основных (основополагающих) документов по конкретной проблеме, которая может быть сформулирована в правовых понятиях. Словари таких терминов разработаны юристами компании-разработчиков. Словарь представляет собой алфавитно-предметный указатель ключевых понятий. Состав словаря одной системы может отличаться от состава словаря другой.
    В СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” словари имеют двухуровневую структуру: близкие ключевые понятия первого уровня объединены в группы, что зачастую облегчает поиск нужного понятия. При записи условия при поиске по ключевым понятиям предоставляется возможность выбора нескольких понятий и (или) групп понятий, соединяющихся операцией ИЛИ.
    В СПС “КонсультантПлюс” этот вид поиска называется Правовой навигатор, в СПС “Гарант” – Поиск по ситуации.
    Поиск происходит по всех информационных блоках (банках), для документов которых определена их принадлежность к тому или иному ключевому понятию. Следует отметить, что документ описывается совокупностью ключевых понятий.
    Примеры задания условий для поиска основных документов по вопросу “электронная подпись” представлены на рис. 9.12–9.13.

    Рис. 9.12. Поиск основных документов по вопросу “электронная подпись” в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.13. Поиск основных документов по вопросу “электронная подпись” в СПС “Гарант”
    Поиски “быстрый”, “базовый” и “интеллектуальный”. Эти виды поиска позволяют найти максимальное количество документов по интересующему пользователя вопросу даже тогда, когда пользователь не может его описать в понятиях тематического классификатора или классификатора ключевых понятий.
    Пользователь описывает вопрос так, как он его понимает, в виде поисковой фразы. Отметим, что в поисковой фразе можно использовать и значения реквизитов документа. Система анализирует поисковую фразу и отбирает документы, которые содержат все слова фразы[2].
    Для каждого из отобранных документов устанавливается степень близости документа запросу. Список отобранных документов выдается в порядке убывания степени близости документа запросу. Примеры использования “быстрого” поиска для составления подборки документов по вопросу правовой информатизации приведен на рис. 9.14–9.16.

    Рис. 9.14. Поиск документов по вопросу правовой информатизации в СПС “КонсультантПлюс”
    Поиск по источнику опубликования. Этот вид поиска позволяет найти документы или другие материалы (комментарии, статьи, консультации в вопросах и ответах и т.п.), если известен источник опубликования и дата публикации. Поиск по источнику опубликования можно осуществить из Карточки поиска (в СПС “Гарант” и “Кодекс”), а в СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант” реализованы специальные средства поиска по источнику опубликования: “Пресса и Книги” в СПС “КонсультантПлюс” и “По источнику опубликования” в СПС “Гарант”. Примеры поиска статей, опубликованных в журнале “Адвокат” за 2012 г., приведены на рис. 9.17 и 9.18.

    Рис. 9.15. Поиск документов по вопросам правовой информатизации в СПС “Гарант”

    Рис. 9.16. Поиск документов по вопросам правовой информатизации в СПС “Кодекс”
    Поиск но толковому словарю. Словари терминов реализованы во всех трех системах. Это средство позволяет найти толкование термина и открыть документ, в котором это понятие определено. Для открытия документа используют гиперссылку на документ, которым снабжена словарная статья.
    Примеры поиска термина “государственная тайна” по словарям приведены па рис. 9.19–9.21.

    Рис. 9.17. Поиск статей, опубликованных в журнале “Адвокат” в 2012 г., в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.18. Поиск статей, опубликованных в журнале “Адвокат” в 2012 г., в СПС “Гарант”

    Рис. 9.19. Поиск термина “государственная тайна” в словаре терминов в СПС “КонсультантПлюс”

    Рис. 9.20. Поиск термина “государственная тайна” в толковом словаре в СПС “Гарант”

    Рис. 9.21. Поиск термина “государственная тайна” в словаре терминов российского законодательства в СПС “Кодекс”

  6. sl__ Ответить

    Виды поиска:
    – быстрый (аналогичен поиску в сети Интернет; долго ищет, нельзя указать дополнительные реквизиты);
    – карточка поиска (находит документ по известным реквизитам);
    – правовой навигатор (находит подборки документов по конкретным правовым вопросам);
    – кодексы (находит кодексы РФ);
    – путеводители (содержит подборки актуальных материалов по важным темам);
    – словарь терминов (находит толкование терминов со ссылкой на НПА);
    – пресса и книги (находит статьи периодических изданий);
    – справочная информация (позволяет получить доступ к информации справочного характера);
    – обзоры (содержит мониторинг документов и тематические подборки, составленные юристами СПС).
    Вопрос 10. СПС КонсультантПлюс: операции, доступные при работе с текстом документа:
    – сохранить (локально на носитель в формате RTF или в папку СИС);
    – экспорт в Word (позволяет скопировать с указанием реквизитов документа);
    – печать документа (с предварительным подсчетом страниц);
    – закладки документов (позволяет пометить фрагмент текста документа и снабдить его примечаниями).
    – отправить по почте;
    – занести документ в папку пользователя;
    – поставить документ на контроль или снять с контроля;
    – найти фрагмент текста в документе;
    – просмотреть все документы, связанные с рассматриваемым документом;
    – перейти к следующему или предыдущему документам в построенном при поиске списке, не возвращаясь в сам список;
    – вернуться в сходный документ после перехода по гиперссылке.
    Вопрос 11. СПС КонсультантПлюс: аналитические возможности:
    – постановка документа на контроль (позволяет средствами СИС отслеживать изменения, вносимые в документ);
    – обзор изменений документа (позволяет в хронологическом порядке посмотреть изменения документа или его фрагментов);
    – сравнить с предыдущей редакцией (позволяет сравнить редакцию всего документа на интересующую календарную дату);
    – контекстный поиск (поиск фрагмента документа);
    – дополнительная информация к документу или его фрагменту (позволяет быстро осуществить доступ к документам из всех установленных информационных разделов, в которых отражается информация, связанная с фрагментом);
    – мультимедийные возможности;
    – найти термин в словаре;
    – отправить комментарий в Минюст.

  7. seropka Ответить

    В новой Технологии ПРОФ появился Быстрый поиск, который дополнил классические поисковые инструменты в системе “Консультант Плюс” – Карточку поиска и Правовой навигатор. Теперь пользователь получает доступ к трем мощным поисковым средствам, каждое из которых имеет свои преимущества.
    Быстрый поиск

    Быстрый поиск – это простой и удобный способ начать поиск информации в системе. Быстрый поиск наиболее эффективен:
    – когда необходимо найти конкретный документ по известным реквизитам или быстро попасть в необходимую главу, статью и т.д. конкретного документа;
    – когда необходимо быстро войти в курс дела по какой-то ситуации – получить список материалов (правовых актов, консультаций и т.д.), с которых можно начать изучение темы.
    Пример: Необходимо найти информацию о возможности и порядке привлечения сотрудников к работе в праздники.
    В строке Быстрого поиска введите: РАБОТА В ПРАЗДНИКИ
    Получаем список документов, наиболее точно соответствующих запросу. В нем представлены разные документы: Трудовой кодекс, другие правовые акты, энциклопедии спорных ситуаций и др.
    Чтобы получить полный список документов из всех разделов и информационных банков, нажмите кнопку Построить полный список. Список будет представлен в привычном структурированном виде.
    Карточка поиска

    Карточка поиска незаменима в том случае, если:
    – необходимо провести расширенный поиск по названию и тексту документа (например, когда требуется найти документы, в которых нужные слова идут в строго определенном порядке);
    – необходимо заранее ограничить область поиска. Например, искать документы внутри конкретного раздела системы (“Законодательство”, “Финансовые консультации” и др.) или за определенный период времени, документы определенного вида (указ, закон и др.) или принявшего их органа;
    – требуется совместить несколько условий поиска.
    Пример: Необходимо найти письма Минфина, выпущенные в 2009 г., в которых разъясняются вопросы применения амортизационной премии.
    В Карточке поиска раздела “Законодательство” в поле “Принявший орган” выберите значение МИНФИН РФ, в поле “Дата” задайте: ПОЗЖЕ 01.01.2009, в поле “Название” наберите: АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ. Жмем F9.
    В итоге в банке “Финансист” будет получен список писем Минфина по заданной тематике.
    Правовой навигатор

    К помощи Правового навигатора лучше всего обращаться, если неизвестно, какими словами может быть описана ситуация и в каких документах искать информацию о ней. В Правовом навигаторе достаточно ввести одно-два слова, описывающие ситуацию. В результате система отберет ключевые понятия – можно выбрать те из них, которые наиболее точно подходят к ситуации.
    Пример: Необходимо найти документы, разъясняющие порядок применения понижающего коэффициента для расчета амортизации по легковым автомобилям с 01.01.2009.
    1. Войдите в Правовой навигатор. В строке запроса Правового навигатора наберите: АМОРТИЗАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТ.
    2. В группе понятий (слева) АМОРТИЗАЦИЯ, ИЗНОС выберите ключевое понятие (справа) ПОНИЖАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ (АМОРТИЗАЦИЯ ЗАМЕДЛЕННАЯ) и нажмите кнопку ENTER .
    Будет сформирован список документов, разъясняющих данный вопрос.
    Быстрый поиск, Карточка поиска и Правовой навигатор – основные поисковые средства, взаимно дополняющие друг друга. Они помогают быстро находить информацию и экономить время.
    Другие статьи о Технологии Проф

  8. docivanov Ответить

    Гарант. Справочная правовая система «Гарант» содержит более 1 млн. 200 тыс. документов и комментариев к нормативным актам. Здесь представлены различные типы правовой информации: федеральное законодательство, правовые блоки по законодательству субъектов Российской Федерации (законодательство 79 регионов РФ), международные договоры, комментарии, проекты законов, судебная и арбитражная практика, а также бизнес-справки, налоговый календарь, формы бухгалтерской и статистической отчетности, таблицы и схемы по вопросам законодательства, материалы из популярной бухгалтерской прессы.
    «Гарант» можно отметить следующие возможности:1. Современный интерфейс – новый интерфейс системы «Гарант» создан в стиле современных офисных приложений (в частности, MS Office) и предоставляет пользователю возможность работать в привычной среде и применять знакомые методы и правила работы.2. «Машина времени» – это возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной период.3. Комментарии пользователей – в системе «Гарант» существует возможность дополнительного сопровождения текстов собственными комментариями с гиперссылками на нормативные акты.4. Документы на контроле – интересующие пользователя документы могут быть поставлены на контроль. Такие документы будут автоматически проверяться системой, и в случае внесения в них каких-либо изменений – добавления новых положений или исключения ранее существовавших норм – система сообщит об этом. 5. Система персональных настроек – в новой версии системы предусмотрена возможность выбора и настройки интерфейса. 6. Структура документа – описание структуры нормативного правового акта в новой версии системы «Гарант» не ограничивается перечнем его глав и статей. 7. Графика в документе – если оригинальный текст документа сопровождается графическими изображениями, то они встраиваются в электронный вариант документа системы и для их просмотра не требуется открывать дополнительное окно. 8. История работы – новая версия системы запоминает все действия, проделанные пользователем в течение текущего сеанса работы: составление поисковых запросов, построение списков, просмотр документов и т.д. 9. Примечания к папкам и закладкам – пользователь системы «Гарант» может сохранять результаты своей работы в папки, чтобы обращаться к ним в будущем. 10. Обмен результатами работы – для того чтобы пользователи могли легко и просто обмениваться с коллегами результатами работы, в «Платформе F1» предусмотрена возможность открывать другим пользователям сетевой версии доступ к их папкам. 11. Обновление без прекращения работы – работая с «Платформой F1», пользователь может не прерывать свою работу во время обновления данных. Информация обновляется в фоновом режиме, и после завершения этого процесса система сразу же переключается на обновленную версию.

  9. zibitic Ответить

    В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.
    Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.
    Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
    Возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.
    Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.
    Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.
    Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.
    Правовая информация не может быть получена из одного источника – она распределена практически по всей территории страны: это приводит к необходимости доставки информации с мест (даже на одной территории постановления Правительства, местных органов власти, материалы арбитражных судов, проекты законов реально готовятся в разных государственных структурах, слабо связанных друг с другом). Поэтому в создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании выпускающие на рынок электронные версии юридической информации. В настоящий момент в России работают более десяти фирм, разрабатывающих обеспечение СПС, ведущих компьютерные нормативно-правовые информационные базы и оказывающие услуги по информационному обеспечению. Информационные базы достаточно объемны, часто содержат уникальные документы, но работа массового пользователя с такими системами затруднена ввиду отсутствия эффективных каналов поддержки обновления базы, сервисного обслуживания систем и т.п. Поэтому широкое признание пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Юсис». Фирмы-разработчики таких систем уделяли основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС.

  10. sunny_s Ответить

    Таблица 13.1
    Информационные банки СПС “Гарант” и “КонсультантПлюс”
    СПС “Гарант”
    СПС “КонсультантПлюс”
    Все документы
    Законодательство (с возможностью поиска по всем разделам)
    Акты органов власти
    Законодательство
    Судебная и арбитражная практика
    Судебная практика
    Международные договоры
    Международные правовые акты
    Финансовые консультации
    Разъяснения, комментарии
    Комментарии законодательства
    Проекты законов
    Законопроекты
    Формы документов
    Формы документов
    Справочная информация
    Справочная информация
    Кодексы (отдельная команда)
    Кодексы
    Изменения в законодательстве
    Обзоры законодательства
    Пресса и книги
    Справочные правовые системы имеют развитые средства поиска документов.
    1. Базовый поиск – основной поиск, предлагаемый при входе в СГ1С. При работе с информационными банками (пока не получены списки или не открыт документ) это по сути поиск по любому, но одному реквизиту документа. После построения списка или открытия документа базовый поиск превращается в контекстный.
    2. Поиск по реквизитам – поиск но одному или нескольким реквизитам документа, сопровождаемый при заполнении карточки поиска удобными выпадающими в виде списка словарными подсказками. Применяется, когда что-то из реквизитов искомого документа известно достаточно точно.
    3. Поиск по правовому навигатору (классификатору) представляет собой поиск по иерархическим спискам, составленным по нормам, “поднормам” права. Результатом поиска является список документов, подобранных по определенной правовой ситуации. Поиск очень удобен для юристов.
    4. Поиск по ситуации также представляет собой поиск по иерархическим спискам, но они составлены юристами фирмы по типовым жизненным ситуациям, встречающимся в юридической практике. Списки не столь однозначны, как в правовом навигаторе, их состав и формулировка зависят от юристов фирмы – разработчика СПС. Списки могут изменяться при обновлении. Если ситуация в иерархическом списке отсутствует, пользователь должен догадаться, какая госструктура может участвовать в разрешении этого спорного вопроса, и повторно провести поиск по ситуации, связанной с именем или функцией этой госструктуры. Например, ситуация “техосмотр автотранспорта” отсутствует. Формулируем вопрос – кто его проводит? Ответ – ГАИ/ГИБДД. Поиск по ситуации с этим названием даст документы по проведению техосмотра, требованиям к автотранспорту и т.п. Поиск очень удобен для практикующих юристов, но требует определенной подготовки – ориентации в иерархических списках.
    5. Поиск по источнику опубликования применяется для нахождения законодательных актов и нормативных документов регионального масштаба, которые не публикуются в центральной печати, не регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Для проведения поиска необходимо располагать информацией о названии региона, предполагаемом названии источника опубликования, приблизительной датой публикации. При работе в “своем” регионе бывает, что быстрее можно найти документ в Интернете на сайте регионального законодательного органа.
    6. Поиск по толковому словарю. Обилие специальных терминов, встречающихся в законодательных и нормативных актах, не позволяет в каждом законе, указе, постановлении повторно давать определение этого понятия. Обращение к толковому словарю позволяет получить не только само словесное определение термина, но и привести к документу, в котором оно было впервые дано. В отдельных случаях возможно получение перевода термина на иностранные языки.
    7. Контекстный поиск по спискам и тексту представляет собой поиск документа по заданному набору символов (текстовой строке). Поиск доступный, но не самый быстрый и дающий очень большие списки. Наиболее удобен при работе с одним документом.
    8. Поиск изменений в конкретной статье законодательного акта осуществляется в режиме сравнения двух выбранных редакций одного документа. СПС показывает только статьи, подвергшиеся изменениям, и предоставляет удобное перемещение по ним.
    Сохранить найденные списки и документы можно как внутри СПС в специальных папках, так и во внешней памяти компьютера (на любых видах носителей) в виде файлов.
    Закладки к определенным частям документов также можно сохранить внутри СПС в специальных папках.
    При необходимости документы и списки могут быть переданы непосредственно из СПС в программы Microsoft Word или Excel и подвергнуты обработке – редактированию. Например, налоговая декларация, найденная в СПС, передается в Excel, там заполняется и затем соответствующий файл по электронной почте пересылается в налоговый орган.
    Фирмы – создатели СПС имеют свои сайты в Интернете и допускают удаленную работу с системой. СПС “Кодекс” доступна только в веб-интерфейсе.

  11. CaptainWalnut Ответить

    Описание системы библиографических пособий, вопросы методики и практики библиографического поиска законодательных и нормативных актов РФ по традиционным изданиям периодического и продолжающегося характера достаточно полно разработаны в профессиональной печати (1), поэтому в данной статье мы не будем на этом останавливаться подробно.Политические и экономические реформы в России активизировали нормотворческий процесс, количество принятых за последнее десятилетие нормативно-правовых актов превышает два миллиона документов. На данный момент, обеспечение доступности и открытости всего массива законотворческих актов возможно только на основе компьютерных технологий. Электронная справочно-правовая система (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя полнотекстовые базы данных (ПБД) и программный системный аппарат поиска информации. СПС являются разновидностью ИПС, которые уже прочно заняли свое место в системе библиотечного и справочно-библиографического обслуживания. Как правило, правовые системы состоят из комплекса обязательных универсальных (или политематических) и дополнительных тематических информационных банков правовых актов:
    – российское (федеральное) законодательство (примерно с 1991 года) – включает все нормативные акты РФ и законы СССР, действующие на территории России, правовые акты разъяснительного характера, правоприменительные акты персонального характера, законопроекты, комментарии специалистов к основополагающим документам;
    – региональное законодательство – содержит документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта РФ;
    – международное право – включает двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации;
    – судебная и арбитражная практика – включает документы, освещающие деятельность судебной системы РФ, судебные акты, материалы по вопросам правовоприменительной практики, судебные акты по делам, рассмотренных в федеральных арбитражных судах округов в порядке кассации;
    – информационные модули по отдельным отраслям права различных видов деятельности (напр., медицина, налогообложение, бухгалтерский учет, аудит, строительство, торговля и т.п.) Среди профессиональных правовых систем они составляют особую подгруппу – так называемых специализированных справочных систем. Их содержание строго привязано к специфике определенных отраслей экономики. Главная специфика специализированных систем – наличие в БД наряду с общеправовыми документами, раздела нормативов и стандартов. Стандарты – особый класс нормативных документов, формулирующих и устанавливающих технические нормы в различных областях человеческой деятельности. Несмотря на узкоспециализированный технический характер, стандарты зачастую важны и для широкого круга потребителей – например, нормативы безопасности, стандарты потребительского качества товаров и услуг, экологические стандарты и другие. Профессиональные справочные системы обеспечивают специалистов, работающих в разных областях, всей необходимой нормативной информацией;
    – проекты законов, неопубликованные документы, которые представляют большую сложность в разыскании традиционным библиографическим путем;
    – электронные правовые справочники, содержащие правовую информацию для широкого круга потребителей, ориентированные для использования непрофессионалами с целью предварительного электронного юридического консультирования. Справочники содержат тексты основных правовых актов, необходимых в той или иной области применения, но самое главное, они содержат комментарии специалистов, разъясняющие применение законодательства, типовые вопросы-ответы, типовые формы документов с комментариями по их применению, электронные версии печатных изданий. Все материалы содержат ссылки на нормативные акты к текстам, к которым при желании пользователь может обратиться по ссылке.

  12. voidozer Ответить

    Сеть “КонсультантПлюс” создана в 1992 г., разработчик – Научно-производственное объединение “Вычислительная математика и информатика” (НПО “ВМИ”). Региональные информационные центры (РИЦ) осуществляют поставку, информационное обеспечение системы и сервис, некоторые из РИЦ к тому же являются разработчиками информационных банков по региональному законодательству и судебной практике.
    Интернет-версия СПС ( consultant.ru/online/ ) обеспечивает круглосуточный доступ к важнейшим документам по налогообложению и бухучету (банк “Налоги и бухучет”), а также ко всем новым документам, включенным в информационные банки за последние 15 дней. В будни с 20 до 24 часов открыт свободный доступ к основным документам банка “Законодательство”. В выходные и праздничные дни открыт круглосуточный доступ к федеральному законодательству, НПА Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, документам “Судебной практики”, финансовым и кадровым консультациям и некоторым др.
    В “КонсультантПлюс” существует три основных способа поиска информации, которые дополняют друг друга и помогают быстро находить необходимые материалы: “Быстрый поиск”, “Карточка поиска” и “Правовой навигатор”.
    “Быстрый поиск” лучше всего использовать в начале работы в том случае, если реквизиты искомых документов неясны и первоначальная информация может быть неточной. Система понимает синонимы и построит для вас список документов (до 50-ти наименований), наиболее соответствующих запросу. После этого можно начать работу с найденными документами, воспользовавшись подключенным к Быстрому поиску “Правовым навигатором”, либо построив полный спи-

    сок документов по вопросу. Имеются различные варианты сортировки найденных документов (по дате принятия, дате изменения и т.д.). Средства быстрого доступа к информации – это возможность получения материалов системы, наиболее востребованных пользователями в обработанном специалистами СПС виде. К ним относятся: “Кодексы”, “Путеводители”, “Справочная информация”, “Обзоры” и “Пресса и книги”.
    “Карточка поиска” позволяет осуществлять поиск документов по любым известным реквизитам документов и ищет все документы по соответствующей теме. По умолчанию поиск проводится во всех установленных у пользователя банках документов.
    “Правовой навигатор” удобен в поиске актуальных и основополагающих документов по конкретной правовой ситуации. Он состоит из ключевых понятий, объединенных в группы (по алфавиту). При выборе группы дополнительно открывается список ее ключевых понятий.

    Особую роль в СПС “КонсультантПлюс” играют “Путеводители” (по налогам, сделкам, судебным спорам, по корпоративным процедурам, кадрам и госуслугам для юридических лиц). Они представляют собой собранные и проанализированные экспертами СПС материалы (нормы права, мнения экспертов, судебная практика, существующие позиции и спорные вопросы). Информация в путеводителях представлена в виде выводов, что существенно экономит время пользователя. Она постоянно актуализируется, все данные представлены в соответствующем текущему законодательству виде. Ссылки на “Путеводители” встроены в СПС таким образом, что они как бы “сопровождают” поисковые запросы пользователя, оказывая помощь в разрешении тех или иных ситуаций.
    Кроме того, чрезвычайно полезной является представленная в “Путеводителях” функция “рекомендаций” по заключению различных договоров. Здесь даны определения к основным понятиям соответствующего договора и собрана наиболее интересная судебная практика к каждому понятию (“предмет договора”, “объект аренды”, “право владения”, “право пользования” и т.д.).

    В “КонсультантПлюс” много материалов, специально созданных для этой СПС. Это разъяснения экспертов органов власти, консалтинговых и аудиторских фирм, а также справочные и обзорные материалы, созданные экспертами НПО “ВМИ” и РИЦ. Здесь также много монографий и учебных пособий различных издательств.
    СПС поддерживает ресурс “Классика российского права” ( civil.consultant.ru/ ), на котором представлены электронные версии книг, являющихся классикой российской цивилистики. Это переизданные классические монографии, для которых известные современные юристы специально подготовили свои комментарии и предисловия, и репринты классических изданий по юриспруденции. В базе также имеется бесплатная электронная подписка на обзоры новых документов федерального и регионального законодательства, обзоры важнейших изменений законодательства, материалы по актуальным вопросам бухучета и налогообложения ( >my.consultant.ru/cabinet/ ).

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *