Какие виды социальных групп существуют в обществе?

10 ответов на вопрос “Какие виды социальных групп существуют в обществе?”

  1. Fodi Ответить

    Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.
    В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.
    В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:
    устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
    относительно высокой степенью единства и сплоченности;
    четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
    возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.
    Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.
    Выделяют следующие разновидности социальных групп:
    1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).
    Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
    Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
    2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
    Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
    Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
    3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.
    Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
    Аутгруппа – это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.
    Референтная группа – это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.
    4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
    Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
    Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.
    Характерными чертами малой группы являются:
    малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
    пространственная близость членов группы;
    устойчивость и длительность существования:
    высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
    интенсивность межличностных отношений;
    развитое чувство принадлежности к группе;
    неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.
    Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.
    Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.
    Характерные черты коллектива:
    сочетание интересов индивида и общества;
    общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
    предметную – решение той задачи, ради которой он создается;
    социально-воспитательную – сочетание интересов индивида и общества.
    5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
    Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
    пол – мужчины и женщины;
    возраст – дети, молодежь, взрослые, пожилые;
    доход – богатые, бедные, зажиточные;
    национальность – русские, французы, американцы;
    семейное положение – женатые, холостые, разведенные;
    профессия (род занятий) – врачи, экономисты, управленцы;
    место жительства – горожане, сельские жители.
    Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).
    Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».
    Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.
    Основными видами квазигрупп являются:
    Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.
    Толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:
    внушаемость – люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
    анонимность – индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
    спонтанность (заражаемость) – люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
    бессознательность – индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.
    В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:
    случайная толпа – неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
    конвенциональная толпа – относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
    экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
    действующая (активная) толпа – производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища – эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы – группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.
    В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.
    Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.
    Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.
    Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные – общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные – собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные – образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские – основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).
    В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

  2. Brazahn Ответить

    Квазигруппы — это случайно возникшие и недолго по времени существующие общности. Другое название — массовые общности. Соответственно, можно обозначить несколько различий:
    В социальных группах есть регулярное взаимодействие, которое приводит к их устойчивости.
    Высокий процент сплоченности людей.
    Участники группы имеют хотя бы один общий признак.
    Малые социальные группы могут являться структурной единицей более широких групп.

    Виды социальных групп в обществе

    Человек как существо социальное взаимодействует с большим количеством социальных групп. Причем совершенно разнообразных по составу, организованности и преследуемым целям. Поэтому появилась необходимость выделить, какие виды социальных групп относятся к основным:
    Первичные и вторичные — выделение зависит от того, как человек взаимодействует с участниками группы в эмоциональном плане.
    Формальные и неформальные — выделение зависит от того, каким образом происходит организация группы и как регулируются взаимоотношения.
    Ингруппа и аутгруппа — определение которых зависит от степени принадлежности к ним человека.
    Малые и большие — выделение в зависимости от количества участников.
    Реальные и номинальные — выделение зависит от признаков, которые являются значимыми в социальном аспекте.
    Подробно все эти виды социальных групп людей будут рассматриваться отдельно.

  3. Ice-Ice Baby Ответить

    Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации) .
    Виды социальных групп:
    1) По численности:
    – малая группа – небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек) , которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.;
    – большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и другие.
    2) По характеру взаимодействия:
    – первичная группа – группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Примеры социальных групп: группа друзей, сверстников, соседей и др.
    – вторичная группа – группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Примеры социальных групп: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и другие.
    3) По факту существования:
    – номинальная группа (социальная категория) – искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения. Примеры социальных групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка (Аист) , проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и другие.;
    – реальная группа – группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) . Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и другие.
    4) По способу организации и регулирования взаимодействия:
    – формальная (официальная) группа – группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда (Спартак) и другие;
    – неформальная (неофициальная) группа – группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Примеры социальных групп: поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба (Динамо) и другие.

  4. стесняга Ответить

    5. Коллектив – группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;
    6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив, в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).
    Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.
    У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.
    Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.
    Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.
    Референтная группа. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.
    Референтной может быть группа:
    – к которой индивид принадлежит в данный момент;
    – членом которой он был прежде;
    – к которой он хотел бы принадлежать.
    Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.
    По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).
    Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.
    Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.
    Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.
    Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.
    Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, – организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).
    Итак, вторичные группы:
    – Обычно весьма значительны по размерам;
    – Возникают для достижения определенной цели;
    – В них поддерживаются формальные отношения;
    – Отношения ограничены (представлены контактами).
    Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.
    Таблица 1 – Типы первичных и вторичных групп
    Первичные группы
    Вторичные группы
    Условия существования
    Пространственная близость Преобладание личной (внутренней) оценки
    Дистанция Преобладание внешней оценки
    Характеристики отношений
    Стихийность Неформальное управление
    Организованность Формальное управление
    Примеры отношений
    Друг – враг Муж – жена Родитель – ребенок Учитель – ученик
    Продавец – покупатель Лектор – слушатель Актер – зритель Начальник – подчиненный
    Примеры групп
    Играющие, семья, соседи
    Церковная организация, профессиональная организация
    Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
    Большая социальная группа – это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).
    К большим социальным группам можно отнести:
    – этнические общности (расы, нации, народности, племена);
    – социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;
    – социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);
    – социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

  5. ЛюБлЮ сВоЮ жИзНь Ответить

    Какие виды социальных групп существуют в обществе?

    Ответы:

    Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
    Виды социальных групп:
    1) По численности:
    – малая группа – небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.;
    – большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и другие.
    2) По характеру взаимодействия:
    – первичная группа – группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Примеры социальных групп: группа друзей, сверстников, соседей и др.
    – вторичная группа – группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Примеры социальных групп: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и другие.
    3) По факту существования:
    – номинальная группа (социальная категория) – искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения. Примеры социальных групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка (Аист), проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и другие.;
    – реальная группа – группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и другие.
    4) По способу организации и регулирования взаимодействия:
    – формальная (официальная) группа – группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда (Спартак) и другие;
    – неформальная (неофициальная) группа – группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Примеры социальных групп: поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба (Динамо) и другие.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *