Какие виды соцветий у растений вы знаете?

11 ответов на вопрос “Какие виды соцветий у растений вы знаете?”

  1. Mejinn Ответить

    Вопрос 1. Что называют соцветием?
    Соцветие — это побег или система побегов, несущих в определенном порядке расположенные цветки.
    Вопрос 2. Какие виды соцветий вы знаете?
    Соцветия бывают простые и сложные (рис. 1). Простые соцветия: кисть (цветки расположены на удлиненной оси, имеют цветоножки — черемуха, капуста, ландыш), колос (цветки сидячие — подорожник), початок (колос с толстой осью — женское соцветие кукурузы), головка (ось сильно укорочена, цветки сидячи — клевер), щиток (цветки на цветоножках разной длины, располагаются в одной плоскости — груша, вишня, калина), корзинка (цветки сидячие, расположены на расширенном конце оси соцветия — сложноцветные), зонтик (цветки сидят на цветоножках одинаковой длины — примула). Сложные соцветия: сложный колос (образован из отдельных простых колосков — пшеница), метелка (образована из отдельных кистевидных соцветий — сирень, виноград), сложный зонтик (составлен простыми зонтиками — морковь, укроп), сложный щиток (пижма, тысячелистник).

    Рис. 1. Схема строения соцветий:
    1 — кисть, 2 — простой колос, 3 — початок, 4 — зонтик, 5—головка,
    6 — корзинка, 7 — щиток, 8 — сложный зонтик, 9 — метелка,
    10 — сложный колос,
    1-7 — простые соцветия, 8-10 — сложные соцветия.
    Вопрос 3. Каково биологическое значение соцветий?
    Биологическое значение соцветий состоит в повышении эффективности опыления. Так как мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, лучше привлекают насекомых-опылителей.

  2. ОдИнОкИй_Волк Ответить

    Соцветия
    1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

    2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясните, как называют эти соцветия.
    У клевера главная ось укорочена и цветки сидячие – соцветие головка.
    У ландыша отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси – соцветие кисть.
    3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.

    Вопросы

    1. Что называют соцветием?
    Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.
    2. Какие виды соцветий вы знаете?
    Кисть, сложная кисть (метёлка), простой колос, сложный колос, початок, простой зонтик, сложный зонтик, корзинка, головка, завиток, щиток.
    3. Каково биологическое значение соцветий?
    Биологическое значение соцветий состоит в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

    Подумайте

    Почему растения с соцветиями широко распространены в природе?
    Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно и размножения.

    Задания

    Изучив текст параграфа и рисунок 51, заполните таблицу «Соцветия».

  3. CrazyFedd Ответить

    Тип соцветия
    Виды
    Описание
    Примеры растений
    Простой
    Кисть
    Удлинённая ось, цветки сидят на коротких цветоножках одинаковой длины
    Черёмуха, ландыш, колокольчик
    Щиток
    На оси первого порядка находятся цветоножки разной длины
    (нижние оси длиннее верхних), располагая цветки на одном уровне
    Боярышник, калина, груша
    Колос
    Основа чётко выражена, цветки плотно примыкают к оси, цветоножки короткие
    Подорожник, ятрышник
    Початок
    Первая ось широкая, ярко выраженная, мелкие цветки сидят на коротких цветоножках
    Кукуруза, белокрыльник, аир
    Зонтик
    Основная ось укорочена, от неё отходят цветоножки одинаковой длины
    Вишня, примула, чистотел, лук
    Головка
    Ось расширена, имеет округлую форму, на коротких цветоножках вокруг оси сидят цветки
    Клевер, люцерна
    Корзинка
    Первая ось укорочена и расширена в виде блюдца (образует ложе) или конуса, цветки сидят плотно друг к другу
    Одуванчик, астра, подсолнечник
    Сложный
    Двойная кисть
    К оси первого порядка прикреплены простые кисти
    Вероника простёртая
    Сложный колос
    От первой оси отходят простые колосья
    Пшеница, рожь, ячмень
    Сложный зонтик
    Простые зонтики располагаются на главной оси
    Морковь, укроп, петрушка
    Метёлка
    Сильное ветвление нескольких порядков, нижние оси ветвятся сильнее, чем верхние, образуя пирамидальную форму
    Сирень, гортензия метельчатая, бирючина

  4. Shakabei Ответить

    Есть растения с одиночными цветками, которые развиваются по одному на концах побегов или пазухах листьев. У других растений цветки собраны в соцветия.
    Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
    Соцветия бывают простыми и сложными. Простые соцветия имеют одну ось, на которой на цветоножках или без них располагаются цветки. У сложных соцветий от главной оси отходят оси второго порядка (боковые), с расположенными на них цветками.
    Таблица 1 – Типы соцветий и их особенности.
    Тип соцветия
    Схема соцветия
    Особенности
    Пример
    Простые соцветия
    Кисть

    Отдельные боковые цветки сидят на удлинённой главной оси и при этом имеют свои цветоножки, приблизительно равной длины
    Черёмуха, ландыш, капуста
    Колос

    Главная ось более или менее удлинённая, но цветки без ножек, т.е. сидячие.
    Подорожник, ятрышник
    Початок

    Отличается от колоса мясистой утолщённой осью.
    Кукуруза, белокрыльник
    Корзинка

    Цветки всегда сидячие и сидят на сильно утолщённом и расширенном конце укороченной оси, имеющем вогнутый, плоский или выпуклый вид. При этом соцветие снаружи имеет так называемую обёртку, состоящую из одного или много последовательных рядов прицветных листьев, свободных или сросшихся.
    Ромашка, одуванчик, астра, подсолнечник, василёк
    Головка

    Главная ось сильно укорочена, боковые цветки сидячие или почти сидячие, тесно расположенные друг к другу
    Клевер, скабиоза
    Зонтик

    Главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно.
    Примула, лук, вишня
    Щиток

    Отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, так что в результате цветки располагаются почти в одной плоскости.
    Груша, спирея
    Сложные соцветия
    Сложная кисть или метелка

    От главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия.
    Сирень, овёс
    Сложный зонтик

    От укороченной главной оси отходят простые соцветия.
    Морковь, петрушка
    Сложный колос

    Отдельные колоски расположены на главной оси.
    Рожь, пшеница, ячмень, пырей
    Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

  5. MyMinsk Ответить

    Простые соцветия:
    кисть

    – от общего цветоносного стебля отходят отдельные цветки;
    пример – ландыш

    колокольчик

    черемуха

    колос

    – похож на кисть, но у цветков нет цветоножек; представители – подорожник

    вербена

    початок

    – похож на колос, но цветочный стебель сильно утолщен; представители – кукуруза

    аир

    щиток

    – в отличие от кисти, нижние цветоножки длиннее верхних и цветки получаются на одном уровне; такое соцветие у груши

    зонтик

    – цветки располагаются приблизительно на одном уровне, цветоножки растут из одной точки; представители – вишня

    примула

    корзинка

    – цветоносный стебель короткий и утолщенный, цветки мелкие, плотно расположены рядом друг с другом; представители – подсолнечник

    одуванчик

    астра

    головка

    – отличается от корзинки более круглым и толстым стеблем, на котором растут мелкие цветки; представители – клевер


    люцерна

    Сложные соцветия:
    метелка (сложная кисть)

    – состоит из простых соцветий-кистей; представители – сирень

    овес

    мятлик луговой

    сложный колос

    – от стебля отходят несколько колосков; представители – пшеница

    рожь

    ячмень

    сложный щиток

    – от главного цветоносного стебля отходят стебельки, от которых растут цветоножки с цветками, образуя щитки; представители рябина

    калина

    сложный зонтик

    – от цветоносного стебля отходят стебельки, на которых образуются в виде простого зонтика цветоножки с цветками; представители – укроп

    петрушка

    морковь

  6. Colour_dream Ответить

    Итак, соцветие – это определенная группа цветов. Даже если вам кажется, что цветы растут беспорядочно, они имеют конкретную структуру. О них мы поговорим немного позже. Важно знать то, что все они делятся на простые и сложные. Простые располагаются на одной оси, могут дополнительно иметь цветоножки, но это не обязательно. Сложные соцветия на основной оси имеют оси второго порядка, только на последних располагаются цветы.

    Биологическое значение

    В этом разделе мы кратко рассмотрим значение соцветий (их роль). Вспомните, цветы, собранные в большую группу, более заметны. Так и насекомые на них обращают внимание, тогда как маленькие незаметные цветочки остаются без него. То есть биологическое значение соцветий заключается в том, чтобы привлечь насекомых, которые переносят пыльцу.

    Виды соцветий

    Все соцветия делятся на типы:
    простые;
    сложные.
    Первая группа далее дробится на виды:
    кисть;
    колос;
    початок;
    корзинка;
    головка;
    зонтик;
    щиток.
    Вторая группа включает в себя виды:
    метелка;
    сложный зонтик;
    сложный колос.
    Предлагаем вам рассмотреть каждый вид отдельно, тамже мы приведем примеры растений, имеющих данные соцветия.

  7. Taulkis Ответить


    Задачи урока
    :
    Формировать у учащихся знания о цветке, как
    органе семенного размножения покрытосеменных
    растений; изучить особенности строения и
    многообразие цветков, познакомить с наиболее
    распространенными видами соцветий и их
    биологической роль.
    Продолжить формировать умения работать со
    схемами, опорными сигналами, текстом учебника,
    выделять главное, сравнивать.
    Формирование эстетического отношения к
    окружающему.

    Формы организации познавательной
    деятельности:
    фронтальная, парно-групповая,
    групповая.

    Методы:
    репродуктивный,
    объяснительно-иллюстративный,
    частично-поисковый.

    Ход урока

    I. Орг.момент.

    II. Проверка знаний.


    Биологический диктант по теме “Стебель”.
    Под кожицей стебля находится слой клеток …
    (пробки).
    Стебель дерева состоит из коры, древесины и …
    (сердцевины).
    Ситовидные трубки входят в состав … (луба).
    Вода и минеральные соли передвигаются в стебле
    по сосудам … (древесины).
    Усики гороха – это видоизменённые … (листья).
    Дыхание стебля с развитым пробковым слоем
    происходит при помощи … (чечевичек).
    Между корой и древесиной находится … (камбий).
    Образовательная ткань в стебле деревьев
    называется … (камбием).
    Кожица стебля и пробка – это … (покровная
    ткань).
    Ток растворов минеральных веществ по древесине
    направлен … (от корней к листьям).
    Взаимопроверка в парах. Оценки выставляют в
    табель (Приложение 1). По
    окончании урока выборочно собрать 5-6 тетрадей
    для проверки работы. Оценки выставляются в
    журнал 10-12 ученикам.

    III. Изучение нового материала. Приложение
    2.


    Задача урока изучить особенности строения и
    функции цветка, познакомиться с многообразием
    цветков и видами соцветий. Слайд 1, 2.
    Светлеет грусть, когда цветут цветы
    Когда брожу я первоцветным лугом
    Один или с хорошим давним другом
    Который сам не любит суеты.
    За нами шум и пыльные хвосты
    Все улеглось! Одно осталось ясно
    Что мир устроен грозно и прекрасно.
    Что легче там, где поле и цветы. Н. Рубцов. Слайд 3.
    – Как вы ребята понимаете эти строки
    стихотворения Николая Рубцова?
    – Правильно, цветы поднимают нам настроение,
    делают нашу жизнь ярче, светлее. Именно цветы мы
    дарим человеку, если хотим показать ему свою
    любовь.
    Сегодня мы с вами поговорим о красоте и
    значении цветов с биологически точки зрения.
    Цветок – это видоизменённый укороченный побег,
    служащий для семенного размножения.
    Слайд 4.
    Основное предназначение цветов это
    привлечение насекомых, которые участвуют в
    опылении. После опыления из цветов развиваются
    плоды с семенами, с помощью которых размножаются
    покрытосеменные растения.

    Строение цветка: Слайд 5.
    Цветоножка.
    Цветоложе.
    Тычинка= пыльник + тычиночная нить.
    Пестик = рыльце + столбик + завязь.
    Лепестки – венчик.
    Чашелистики – чашечка.
    Околоцветник = чашечка + венчик.
    Цветы растений очень разнообразны по форме. На
    основе этого принято делить цветы и сами
    растения на группы. Слайд 6.

    Используя учебник, учащиеся должны выписать
    определения понятий, разобрать их и привести
    примеры растений, имеющих такие цветы. Данная
    работа проводится в группах – первая группа
    работает по первой схеме, вторая по второй и т.д.
    Обсуждение работы. Слайды 7, 8, 9, 10, 11.
    – Растений на Земле очень много, все они
    разнообразны, и чтобы их изучить необходимо
    знать к какому отделу ,классу, семейству
    относится данное растение. Так вот при изучении
    семейств растений необходимо знать, как устроен
    цветок. Для этого используют формулу цветка.
    Формула цветка – это краткая запись строения
    цветка. Слайд 12.
    Условные обозначения:
    О – простой околоцветник.
    Ч – чашелистики.
    Л – лепестки.
    Т – тычинки.
    П – пестик.

    Например, так будет выглядеть формула цветка
    тюльпана – О6Т 3+3 П1
    Слайд 13.
    Формула цветка капусты – * Ч4 Л4 Т4+2
    П1
    Формула цветка яблони – * Ч5 Л5 Т?
    П1 Слайд 14.
    – Перед вами цветки тюльпана, нарцисса, кисть
    сирени ( продемонстрировать искусственные
    цветы).
    – Как вы думаете, почему мелкие цветки на стебле
    собраны в группы, а крупные, как правило,
    расположены по одному?
    – Группы цветков, расположенных близко друг к
    другу в определенном порядке называют соцветием.
    Слайд 15.
    Многообразие соцветий – результат
    приспособления растений к различным условиям
    жизни.
    Соцветия бывают простые и сложные.
    Простые соцветия: Слайд 16,17.
    1. Кисть (смородина, черемуха)

    2. Колос (подорожник)

    3. Зонтик (вишня, лук)

    4. Початок (кукуруза)

    5. Головка (клевер)

    Сложные соцветия: Слайд 18, 19.
    1.Сложный колос (рожь, пшеница)

    2. Метелка (сирень, виноград)

    3. Сложный зонтик ( укроп, петрушка)

    4. Корзинка ( подсолнечник, ромашка)

    Соцветие корзинка может быть образована тремя
    типами цветков: воронковидными (васильки),
    трубчатыми (ромашка) и ложноязычковыми
    (подсолнечник).

    IV. Закрепление.


    1. Задание выполняется по рядам: Слайд 20.
    1 ряд – указывает основные части в строении
    цветка (по рисунку).

    2 ряд – расшифровывает формулы цветка

    3 ряд – определяет по гербарию виды соцветий у
    предложенных растений (пшеница, ромашка, клевер,
    подорожник).
    2. Фронтальная беседа.
    А) Что сегодня узнали на уроке?
    Б) Что такое цветок, какова его роль в жизни
    растения?
    В) В чем заключается биологическая роль
    соцветий?

    V.

    Домашнее задание.
    §28-29, работа с доп. литературой: какие
    растения имеют самые большие и маленькие цветы и
    соцветия, найти загадки о цветах.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *