Какие виды судопроизводства перечислены в конституции рф?

17 ответов на вопрос “Какие виды судопроизводства перечислены в конституции рф?”

  1. Drilltech Ответить

    Дата написания: 2015-03-31
    Рассмотрение в судах любых дел всегда осуществляется по строго определенным правилам, которые устанавливаются
    различными процессуальными кодексами (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). Даже самое простое дело от его возбуждения
    (возникновения) до его исполнения, не может находиться в любой момент времени в произвольном состоянии. Так как судебная власть в современном
    демократическом государстве является самостоятельной и независимой, то функционирование всей системы, как в целом так
    и в частности, должно иметь заранее установленные правила, в рамках которых и функционирует система. Учитывая
    важность задачи, которую выполняет судебная система в государстве, здесь, как нигде в праве, ее форма не менее
    значима, чем ее содержание. Наверное Вы ни раз слышали выражения типа: “мне отказали в иске по формальным основаниям…” или
    “приговор отменили из за некоторых процессуальных нарушений…” и т.д.
    Форма в процессуальном праве это то, на чем стоит судебная система вообще. Но так как дела, рассматриваемые
    судами, могут быть очень разнообразны, то разнообразны и формы их рассмотрения в которые они облекаются.
    Вот почему все существующие дела, рассматриваемые судами, имеют четкую классификацию.
    Как предусмотрено в ст. 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством
    Конституционного судопроизводства
    Гражданского судопроизводства
    Административного судопроизводства
    Уголовного судопроизводства
    Что это означает? Для этого необходимо сначала понять, что такое судопроизводство вообще.
    Еще с самого возникновения права стало очевидно, что мало установить в обществе право, важно также решить,
    что делать когда его нарушают. Однако, как известно, нарушение нарушению рознь. Замечено, что разные нарушения
    имеют разные последствия.
    Одни имеют очень опасные последствия для общества, другие – менее опасны (или просто скажем вредны).
    В связи с этим, от степени последствий и общественных сфер в которых они происходят, разбирательство дел можно разделить на четыре основных направления:
    конституционное, гражданское, административное и уголовное. Правила разбирательства дел в каждом направлении свои и могут
    довольно сильно отличаться друг от друга. Более того, задачи которые ставятся перед каждым направлением при
    рассмотрении того или иного дела тоже разные. Например, согласно ст. 125 Конституции РФ одной из задач конституционного судопроизводства
    является разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ. Или, например, согласно ст. 2 ГПК РФ
    Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и
    разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан,
    организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
    других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений
    Таким образом, возвращаясь к терминологии, судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения,
    рассмотрения и разрешения дел
    . Именно вид судопроизводства определяет статус, а также объем прав и обязанностей его
    участников.

    Конституционное судопроизводство

    Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации,
    занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов.
    Его основной задачей является контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных
    субъектов права. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию,
    действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
    Более того, в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не
    соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда
    Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или
    должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который
    должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции
    Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт,
    признанный неконституционным в отдельной его части.
    Основные требования к конституционному судопроизводству установлены
    Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”

    Уголовное судопроизводство

    Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному. Оно призвано разрешать
    вопросы в сфере наиболее значимых и опасных в обществе правонарушений, именуемых преступлениями. Уголовное
    судопроизводство в Российской Федерации регламентируется исключительно Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Это
    объясняется и повышенной степенью опасности правонарушений, признаваемых преступлениями, и применением к нарушителю
    наиболее жестких санкций, как правило направленных на личность (ограничение, лишение свободы, исправительные работы
    и т.д.). Правда есть одно маленькое исключение. Согласно части 3 статьи 1 УПК РФ
    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
    Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное
    судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
    настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора

    Административное судопроизводство

    Административное судопроизводство в большинстве своем регулирует решения тех вопросов правонарушения,
    которые не вошли в область уголовного. Как было сказано выше, правонарушения делятся на две большие группы:
    общественно-опасные (преступления) и общественно-вредные (административные проступки). Правда это деление весьма
    условное и довольно зыбкое. Те правонарушения, которые государство признает сегодня как административные проступки,
    завтра может отнести к преступлениям и наоборот. Такое уже не раз случалось.
    Необходимо отметить, что административное судопроизводство, в отличии от других судопроизводств, на момент
    написания настоящей статьи не имеет своего единого процессуального кодекса или закона, регулирующего основные вопросы
    административного судопроизводства. Одна часть норм содержаться в ГПК РФ, другая в АПК РФ, третья – в КоАП РФ.
    Правда уже в текущем году, а именно осенью 2015 вступает в силу новый процессуальный кодекс
    (Кодекс административного судопроизводства РФ), как раз регулирующий
    административное судопроизводство, и основная часть вопросов будет теперь кодифицирована одним нормативным актом, хотя, к сожалению,
    часть вопросов все же останется за пределами нового кодекса. Но лиха беда начало.

    Гражданское судопроизводство

    Пожалуй самый обширный и разношерстный пласт нормативных актов, регулирующих эту сферу правоотношений, содержит
    гражданское судопроизводство. Если административное и уголовное право стоит над публичными правоотношениями, то гражданское это сфера
    частного права. Здесь и трудовые правоотношения и семейное право, договорные и иные обязательства, права на интеллектуальную
    собственность и многое, многое другое, основанное на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности
    участников.
    Нормативные акты, регулирующие гражданское судопроизводство, также многочисленны как и сферы которые оно охватывает.
    Основными из них являются:
    Гражданский процессуальный кодекс РФ
    Арбитражный процессуальный кодекс РФ
    Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”
    Федеральный конституционный закон “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”
    Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”
    Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации”
    Исходя из сферы правоотношений, подпадающих под гражданское судопроизводство, дела будут рассматриваться или
    в арбитражных судах, или в федеральных судах общей юрисдикции, или в мировом суде.
    Точную подсудность и подведомственность, а соответственно и правила гражданского судопроизводства определяют
    по ГПК РФ и АПК РФ.

  2. Becelyu C NeBa Ответить

    В то же время правосудие составляет исключительное предназначение судов – на них не могут возлагаться какие-либо другие полномочия, противоречащие юридической природе правосудия и несовместимые с принципом разделения властей.
    2. Комментируемая статья употребляет наряду с понятием правосудия также понятие судопроизводства. Это отражает реальные и теоретически оправданные особенности, присущие: а) деятельности самого суда по осуществлению правосудия и б) всей совокупности связанных с рассмотрением дел в суде процедур, основанных на актив ном участии в судопроизводстве не только суда, но и иных заинтересованных или уполномоченных субъектов. Их состав, характер их спора и складывающихся между ними правоотношений, а также продиктованная этим специфика процессуальной деятельности объективно обосновывают признание и закрепление в ч. 2 комментируемой статьи различных видов судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть.
    Конституция обозначает четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное, каждый из которых предполагает осуществление процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в строго установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства – в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства – в ГПК и АПК; для административного судопроизводства – в ГПК, АПК и КоАП; для уголовного судопроизводства – в УК.
    Закрепление правил конституционного судопроизводства в федеральном конституционном законе предопределено прямым предписанием ч. 3 ст. 128 Конституции. Полномочия по принятию ГПК, АПК, УПК согласно п. “о” ст. 71 Конституции отнесены к исключительному ведению Федерации. Административно-процессуальное законодательство, составляющее совместное ведение Федерации и ее субъектов (п. “к” ст. 72), также урегулировано федеральным законом в соответствии с ч. 2 ст. 76, признающей приоритет федерального законодателя и для области совместного ведения (см. комментарии к ст. 71, 72, 76).
    3. Дела, возникающие из гражданских и административных правоотношений, рассматриваемые в процедурах гражданского и административного судопроизводства, в действующем процессуальном законодательстве не имеют единой регламентации и закреплены в разных кодифицированных актах (ГПК, АПК, а в части административного процесса также в КоАП). Однако такое регулирование само по себе не расходится с комментируемой нормой ч. 2 ст. 118 Конституции. Она не предопределяет, что каждая из названных в ней процедур требует единого кодифицированного акта и не исключает, что разные виды судопроизводства могут осуществляться в одном суде и, напротив, одинаковые по своей природе и характеру регулирующих их материально-правовых норм споры рассматриваются в судах разной специализации.
    Суды общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 126) рассматривают дела по правилам гражданского, административного и уголовного судопроизводства (т.е. в процедурах, предусмотренных ГПК, УПК и КоАП), арбитражные же суды действуют в процедурах либо гражданского, либо административного судопроизводства, но находящих свое закрепление в едином АПК (см. п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 06.11.2003 N 390-О*(1111)).
    Таким образом, действующее регулирование не исходит из строгого разграничения компетенции различных судов ни по характеру спорных правоотношений, ни по такому критерию, как виды судопроизводства, которые используются судами для рассмотрения дел.
    Такое положение, однако, требует особого внимания к соблюдению конституционных правил ст. 47 о рассмотрении каждого дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом, и ст. 19 о равенстве перед законом и судом. При установлении подсудности дел и процедур их рассмотрения законодатель должен соблюдать конституционный запрет дискриминации по любым основаниям и учитывать, что одинаковые материальные права должны обеспечиваться равными по своим процессуальным параметрам возможностями судебной защиты. По действующим ГПК и АПК, например, собственник, защищая свое право собственности на основе ст. 35 Конституции и ГК, пользуется разными процессуальными возможностями в судах общей и арбитражной юрисдикции – в арбитражных судах ему предоставляется право ходатайствовать о рассмотрении дел с участием арбитражных заседателей, а также обжаловать решение любого суда первой инстанции в апелляционном порядке, что не предусмотрено по ГПК, согласно которому дела рассматриваются единолично судьей и в большинстве случаев допускается только их кассационное обжалование, которое не предполагает повторное рассмотрение дела вышестоящим судом по правилам первой инстанции (см. комментарий к ч. 3 ст. 50).
    Различия в процедурах по АПК и ГПК послужили основанием для оспаривания в Конституционном Суде РФ положений ч. 5 ст. 59 АПК РФ, не допускавших в процесс, в отличие от ГПК, в качестве представителей организаций, являющихся сторонами, юристов, не состоявших в их штате или не являющихся адвокатами. Согласно правовой позиции Конституционного Суда организации, участвующие в гражданском и арбитражном судопроизводстве, при выборе представителя не могут находиться в неравном положении и вправе свободно выбирать способ защиты своих интересов, исходя из принципа диспозитивности, ограничение которого для организаций – участников арбитражного судопроизводства не может быть оправдано, так как не отвечает конституционно значимым целям, формулируемым ч. 3 ст. 55 Конституции (см. комментарий к этой статье) (Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 15-П*(1112)).
    Существующее разграничение компетенции между судами не исключает, однако, иного решения вопроса. Постоянно дискутируется создание отдельной судебной структуры – административных судов, с тем чтобы только на них возлагалось осуществление административного судопроизводства, а также сосредоточение гражданского судопроизводства внутри одной ветви судебной юрисдикции.
    4. Определив правосудие как исключительную функцию судебной власти и все виды судопроизводства, в которых она реализуется, комментируемая норма в ч. 3 характеризует и способы создания институциональной основы этой деятельности – судебной системы РФ, которая составляет предмет регулирования самой Конституции (см. ст. 125-127) и федерального конституционного закона.
    Из этого вытекает, что только конституционный законодательный корпус, уполномоченный изменять Конституцию и принимать законы, для одобрения которых требуется квалифицированное большинство голосов в Государственной Думе и Совете Федерации, вправе установить, какие суды создаются и действуют в Российской Федерации (см. ст. 108, 136 Конституции).
    Это одно из полномочий в сфере судоустройства, которое (согласно п. “о” ст. 71 Конституции) отнесено к ведению РФ.
    Понятие “судоустройство” рассматривается как синоним понятия “организация судебной системы”. Но оно позволяет увидеть многосторонность этого предмета федерального, в том числе конституционного, ведения, возложенного исключительно на законодательную ветвь власти. Судоустройство включает: а) перечень действующих судов, б) процедуру учреждения судов, в) их внутреннюю структуру (или устройство). При этом Конституция ограничивает полномочия законодателя, учреждающего суды, не допуская создание чрезвычайных судов. Это значит, что компетенция судов не может по воле законодателя передаваться каким-либо специальным органам, уполномочиваемым на разрешение отдельных дел, в том числе в отношении отдельных лиц или на временное рассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Любые дела, по которым суды осуществляют правосудие, не могут изыматься из ведения ординарной судебной системы, как она устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Иначе не было бы обеспечено осуществление судебной власти только судом; законодательная же и исполнительная власть, выбирая каждый раз по своему усмотрению органы для разрешения конкретных конфликтов, получила бы возможность произвольных решений, нарушающих также принцип разделения властей*(1113).
    5. В Конституции нет полного перечня судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, она называет только три высших суда, а именно Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. Полный перечень судов, действующих в Российской Федерации, определен Законом о судебной системе РФ. Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона создание судов, не предусмотренных им, не допускается. Названный Закон приобретает, таким образом, значение основного источника регулирования судебной системы. Все другие акты по данному предмету должны быть основаны на нем и не могут ему противоречить. Поэтому какое-либо изменение судебной системы не может иметь места без внесения изменений в данный Закон. Тем самым обеспечивается стабильность судебной системы и право каждого на рассмотрение его дела законным судом (см. комментарий к ч. 1 ст. 47).
    С этой целью федеральный законодатель, определяя действующую судебную систему в Российской Федерации и пути ее развития в Законе о судебной системе РФ, а) исчерпывающим образом обозначает суды, образующие федеральную судебную систему (федеральные суды); б) называет все виды судопроизводства (в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции) и закрепляет их осуществление за судами, тем самым разграничивает юрисдикцию судов; в) предусматривает возможность создания в будущем новых видов юрисдикции (специализированных судов по административным, гражданским делам и делам в отношении несовершеннолетних); г) называет все звенья судов, относящихся к каждому из видов юрисдикции; наконец, д) указывает, какие суды могут или должны быть созданы в субъектах Федерации на основе их собственных законов.
    Обеспечению стабильности судебной системы и права на законный суд служит также вытекающий из Конституции и закрепленный в Законе о судебной системе РФ порядок создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Таким образом, суд, относящийся к любому из перечисленных в Законе о судебной системе РФ ее звеньев и видов судов на конкретной территории – в районе, субъекте Федерации, в судебных округах – в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов Федерации, образовании новых судебных округов и т.д.), может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.
    6. Федеральная судебная система в соответствии с Конституцией включает в себя в настоящее время суды трех видов юрисдикции: Конституционный Суд, который осуществляет конституционное судопроизводство (см. комментарий к ст. 125); возглавляемые Верховным Судом суды общей юрисдикции, осуществляющие гражданское, административное и уголовное судопроизводство (см. комментарий к ст. 126); арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом, которые осуществляют гражданское и административное судопроизводство по делам, вытекающим из экономических споров (см. комментарий к ст. 127).
    Понятие “судебная система” применительно к организации судов обусловлено, однако, не только тем, что суды подразделяются по названным видам юрисдикции. Внутри одной юрисдикции суды также образуют упорядоченную систему. Это связано с потребностью распределения дел между судами на разных территориях (по горизонтали – на основе территориальной подсудности дел) и с наличием судов разного уровня (по вертикали) для распределения дел по степени их сложности (на основе предметной подсудности).
    Распределение дел по территориальному принципу решает задачу обеспечения каждому возможности обратиться к суду за защитой (ст.46 КРФ) там, где возник правовой конфликт. Без этого доступ к правосудию был бы нереален.
    Иерархическая организация судов по вертикали служит организации проверки в вышестоящих судах решений нижестоящих судов и определяет движение дел по судебным инстанциям. Такая необходимость также обусловлена конституционными нормами о праве каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов (ст. 46 Конституции Российской Федерации), что в полной мере распространяется на решения судов. Обязанность государства обеспечить каждому право на пересмотр в вышестоящем суде вынесенного по уголовному делу обвинительного приговора специально оговорена в ч. 3 ст. 50 Конституции. Таким образом, нормы гл. 2 Конституции предопределяют иерархическое построение судебной системы. Это затем находит отражение в ст. 126 и 127 Конституции, посвященных двум отделенным друг от друга, иерархически построенным подсистемам федеральных судов – судам общей юрисдикции и арбитражным судам.
    7. Действующее конституционное регулирование не предусматривает существования наряду с федеральной судебной системой также региональных судов, создаваемых самими субъектами РФ на основе их законов. Самостоятельность последних в установлении системы собственных представительных и исполнительных органов власти (см. комментарий к ч. 1 ст. 77) не распространяется на сферу судоустройства (п. “о” ст. 71). Конституция принципиально не предполагает ни разграничения между Федерацией и ее субъектами полномочий в этой сфере, ни какого-либо их делегирования с федерального на региональный уровень на основе федеральных законов либо договоров (п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 12.03.1998 N 32-О*(1114)). Закрепляя существование единой федеральной судебной системы, действующей на основе единого федерального процессуального законодательства и обеспечивающей защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту (см. комментарий к ст. 19), Конституция не допускает в субъектах РФ замену федеральных судов судами, не входящими в федеральную судебную систему, но имеющими такую же компетенцию и осуществляющими правосудие именем РФ.
    Вместе с тем не противоречит Конституции, если в учредительных актах субъекта Федерации под его судебной системой понимаются федеральные суды, чья подсудность определяется пределами его территории и которые действуют в соответствии с предписаниями Конституции и федерального законодательства (см. п. 9 мотивировочной части Постановления КС РФ от 01.02.1996 N 3-П*(1115)). Включение же в конституции и уставы субъектов Федерации положений о том, что федеральные суды, существующие в соответствующих административно-территориальных единицах этих субъектов, образуются и действуют в соответствии не только с федеральным законом, но и с законом субъекта РФ, противоречит Конституции, так как установление системы федеральных судов и порядка их деятельности относится к исключительному ведению Федерации и определяется Конституцией и Законом о судебной системе РФ (см. п. 7 мотивировочной части Постановления КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).
    8. Закон о судебной системе РФ предусмотрел создание в субъектах Федерации не только федеральных судов, но также двух видов судов субъектов РФ, а именно конституционных (уставных) судов и мировых судей.
    Их компетенционные, организационно-правовые, статусные, функциональные особенности, как и предусмотренные Законом о судебной системе РФ учредительные полномочия субъектов РФ в отношении этих видов судов, различаются более кардинально, чем у федеральных судов, относящихся к разным видам юрисдикции.
    9. Конституционные (уставные) суды создаются согласно Закону о судебной системе РФ исключительно по усмотрению конституционного законодателя субъекта Федерации, который свободен при установлении их компетенции в области конституционного судопроизводства и его процедур, определении требований к судьям, сроков их полномочий, порядка назначения, а также финансирования суда.
    Единый федеральный масштаб в этом виде конституционного контроля, осуществляемого судами субъектов РФ, действует постольку, поскольку в нем должно обеспечиваться самостоятельное и независимое осуществление судебной власти на ее конституционно-правовой основе, закрепленной в Конституции; критерием судебной проверки выступает учредительный акт субъекта Федерации; предметом проверки является нормативно-правовое регулирование субъекта РФ, а решения таких судов имеют обязательную силу и не могут быть пересмотрены иным судом, в том числе федеральным (ст. 27 Закона о судебной системе РФ). Таким образом, конституционные (уставные) суды не вписаны в иерархически выстроенную судебную систему ни в субъекте Федерации, ни по федеральной линии.
    Поскольку ни один суд в Российской Федерации не освобожден от обязанности следовать Конституции и федеральному закону, судебный конституционный контроль в судах субъектов Федерации реально служит – при всей их формальной обособленности в судебной системе России – охране ее Конституции и может развиваться в этом его значении как предваряющий федеральное конституционное судопроизводство и помогающий Конституционному Суду РФ более экономно и эффективно выполнять соответствующую задачу. Согласно немецкому опыту региональным конституционным судам доверено и распространение позиций Федерального конституционного суда ФРГ в области защиты прав и свобод, исходя из единого их каталога на уровне федеральной и местных конституций*(1116).
    10. Мировые судьи в субъектах Федерации создаются на основе Закона о мировых судьях; на них распространяются гарантии статуса судьи, установленные Законом о статусе судей и иными федеральными законами (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст. 2 Закона о мировых судьях).
    Учреждение мировых судей является обязанностью законодателя субъекта РФ, только Федерация определяет их компетенцию, общее число мировых судей и судебных участков (хотя и по согласованию с субъектом Федерации), минимальные требования, предъявляемые к мировым судьям, альтернативные виды процедур назначения или избрания на должность, минимальные и предельные сроки полномочий, размеры должностных окладов и социальных выплат, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 3-8, 10 Закона о мировых судьях).
    Особое положение мировых судей определяется тем, что они являются первым (низшим) звеном судебной системы РФ, относятся к судам общей юрисдикции, возглавляемым Верховным Судом РФ, т.е. организационно и инстанционно встроены в судебную иерархию, где непосредственно вышестоящим по отношению к ним является федеральный районный суд, проверяющий судебные акты мировых судей в качестве суда апелляционной инстанции (ст. 21 Закона о судебной системе РФ). Мировые судьи выносят свои судебные акты именем Российской Федерации.
    К ведению субъектов Федерации согласно названным федеральным законам относятся: установление дополнительных требований к мировым судьям, создание и упразднение на основе своих законов судебных участков, где дислоцируются мировые судьи, и их должностей (при соблюдении установленного Законом их числа); выбор процедуры – из предложенных Законом вариантов – назначения на должность мирового судьи, организация его аппарата, сотрудники которого отнесены к государственным служащим субъекта РФ, и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
    Таким образом, мировые судьи, не являясь федеральными судами, не могут быть признаны и относящимися исключительно к судебной системе судов субъекта Федерации – в отличие от их конституционных (уставных) судов. Принципиально, что область судоустройства, связанная с определением параметров мировой юстиции, не выводится из ведения Федерации (п. “о” ст. 71), что полномочия ее субъектов по отношению к мировым судьям осуществляются в рамках, установленных федеральным законом.
    Поскольку в сфере организации судов не признается ни совместное ведение РФ и ее субъектов, ни тем более исключительные прерогативы последних, то парадигма разграничения законодательного ведения относительно мировой юстиции более всего аналогична делегированию конкретизации первичного федерального регулирования в строгих рамках, определенных федеральным законом, при достаточно узких возможностях субъектов Федерации.

  3. Анастасия Бесселовская Ответить

    В-пятых, участие граждан в осуществлении правосудия. Ключевой в закреплении данного начала является норма ч. 5 ст. 32 Конститу­ции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон 1996 г. добавляет (ст. 8), что граж­дане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в поряд­ке, предусмотренном федеральным законом. Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требова­ния к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, уста­навливаются федеральным законом. За время участия в осуществле­нии правосудия заседателям выплачивается вознаграждение из феде­рального бюджета. В ч. 4 ст. 123 Конституции РФ записано, что в случаях, предусмот­ренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. По действующему законодательст­ву РФ возможно участие граждан в осуществлении правосудия в каче­стве присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных заседателей при рассмотрении ар­битражными судами подведомственных дел, возникающих из граж­данских правоотношений. Согласно ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ суд первой инстанции рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные де­ла о преступлениях, указанных в определенных статьях УК РФ, в со­ставе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из 12 присяжных заседателей. В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов об­щей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах рес­публик, краевых, областных судах, судах городов федерального значе­ния, автономной области и автономных округов, окружных (флот­ских) военных судах (ст. 1). По Федеральному закону от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных засе­дателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» эти за­седатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, заявленному до начала рассмотрения по существу арбитражных дел. В-шестых, гласность в деятельности судов. Это начало закреплено в ст. 123 Конституции РФ: разбирательство дел во всех судах откры­тое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, пре­дусмотренных федеральным законом. В названной статье также опре­делено, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допус­кается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Это означает, что прежде всего подсудимый, а также другие важные участ­ники процесса находятся в зале заседания и могут принимать актив­ное участие в судебном разбирательстве. В-седьмых, гибкое решение вопроса об использовании языка судопро­изводства и делопроизводства в судах. В Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных судах, военных судах делопро­изводство ведется на русском языке — государственном языке Рос­сийской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на госу­дарственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство в конституционных (уставных) судах, у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находит­ся суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопро­изводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. В-восьмых, государственное финансирование судов. Согласно ст. 124 Конституции РФ финансирование судов «производится только из фе­дерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федераль­ным законом». Закон 1996 г. предусматривает только один случай фи­нансирования не из федерального бюджета, а за счет средств бюджета субъекта РФ — для конституционного (уставного) суда соответствую­щего субъекта РФ. Конституционно закрепленные виды судопроизводства в Российской Федерации. Судопроизводство — это предусмотренное законом осуще­ствление правосудия: а) компетентным судом; б) по определенным ка­тегориям дел; в) с использованием строго фиксированных процедур. Ранее уже упоминалось о том, что в ст. 118 Конституции РФ на­званы такие виды судопроизводства, как конституционное, граждан­ское, административное и уголовное
    (причем именно в такой после­довательности). Существование арбитражных судов дает повод гово­рить об арбитражном судопроизводстве как самостоятельном виде, хотя многие ученые полагают, что оно подпадает под понятие граж­данского судопроизводства. Большинство судов вправе применять несколько видов судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется: при необходи­мости оценить нормативный акт на предмет его соответствия Консти­туции; при разрешении спора о компетенции между соответствующи­ми государственными органами; при рассмотрении конституционных жалоб граждан и организаций на несоответствие Конституции закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; при толковании Конституции. Возможности выполнения конституцион­ными судами других задач зависят от конкретной страны и могут ка­саться оценки существа обвинений в адрес высших лиц государства, конституционности политических партий и иных общественных объ­единений, действительности выборов и т. п. В России в настоящее время таких полномочий конституционные суды не имеют. Гражданское судопроизводство используется для рассмотрения су­дами общей юрисдикции дел, вытекающих из личных, имуществен­ных и неимущественных, и иных частноправовых отношений. Вместе с тем специфика России состоит в том, что на данном этапе к веде­нию судов общей юрисдикции относятся также дела, вытекающие из публичных правоотношений, в том числе по признанию недействую­щими нормативных актов, об оспаривании решений, действий (без­действия) органов публичной власти, должностных лиц, государст­венных и муниципальных служащих, дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дела об админи­стративных правонарушениях. Арбитражное судопроизводство имеет своей целью осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако по правилам арбитражного судопроизводства тоже рассматриваются аналогичные названным выше дела, возни­кающие из публичных правоотношений. Линия разграничения с су­дами общей юрисдикции видится в том, что такие дела должны иметь касательство к экономической сфере. Уголовное судопроизводство используется для дел о преступлениях, они могут рассматриваться только судами общей юрисдикции. Административное судопроизводство обозначено в Конститу­ции РФ как отдельный вид судопроизводства. Однако не совсем по­нятен его предмет, и оно разделено между различными судами общей и арбитражной юрисдикции. Ученые называют в основном три эле­мента в структуре предмета административного судопроизводства: во-первых, оценка соответствия закону или нормативному акту вы­шестоящего органа нормативных актов органов исполнительной вла­сти, а также некоторых других государственных органов и органов местного самоуправления; во-вторых, оценка действий или бездейст­вия органов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления; в-третьих, рассмотрение дел об админист­ративных правонарушениях. Уже несколько лет рассматривается во­прос о создании административных судов (административной юсти­ции) с отнесением к их ведению указанных категорий дел, естествен­но, с изъятием таких дел из ведения других судов. Правда, пока все ограничиось созданием Судебной коллегии по административным делам в Верховном Суде РФ и специализацией судей по таким делам в судах общей юрисдикции субъектов РФ. Правда, пока все ограни­чиось созданием Судебной коллегии по административным делам в Верховном Суде РФ и специализацией судей по таким делам в судах общей юрисдикции субъектов РФ. В связи с решением данной про­блемы стоило бы также учитывать, что ряд дел, вытекающих из пуб­личных правоотношений, связан конкретно с конституционными правоотношениями; и тогда уж следовало бы подобные дела отнести к ведению конституционных судов.

  4. YWENUNE Ответить

    Вернуться назад на Судопроизводство
    Вид производства – это порядок разрешения судом отнесенных к его компетенции дел, выделяемый на основе дифференциации предмета судебной деятельности:
    – Исковое производство – предметом судебной деятельности являются споры о праве частном (в широком смысле слова – собственно гражданские, семейные, трудовые, жилищные, экологические и др.).
    – Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений – предметом является проверка судом законности решений и действий органов государственной власти и должностных лиц.
    – Особое производство – предметом является защита законных интересов. Это бесспорное производство, в котором споры о праве не разрешаются.
    Согласно Конституции РФ (ч. 2 статьи 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
    – конституционного;
    – гражданского;
    – административного;
    – уголовного.
    Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
    Понятие “вид правосудия” тесно связано с понятием “форма (вид) судопроизводства”. Это объясняется тем, что правосудие как вид государственной деятельности реализуется в конкретных, предусмотренных законом процессуальных формах или видах судопроизводств.
    Перечень таких видов определяется в ст. 118 Конституции РФ и воспроизводится в ч.3 ст.1 Федерального конституционного закона “О судебной системе РФ”: “судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства”.
    Эта законодательная формула позволяет выделить виды правосудия или формы судопроизводств: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное.
    Из прямого указания конституционного положения выпадает арбитражное судопроизводство. Однако следует сказать, что за последние годы и в связи с принятием новой редакции АПК РФ можно утверждать, что правосудие в арбитражных судах как самостоятельная форма (вид) сформировалось.
    Каждое из названных видов правосудия осуществляется в своей процессуальной форме судопроизводства, предусмотренной специальным нормативным актом – кодексом: арбитражное – АПК, гражданское – ГПК, уголовное – УПК, административное – КоАП или Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ” – конституционное.
    Для осуществления видов правосудия могут создаваться специальные суды или их виды. Так, конституционное правосудие осуществляет Конституционный Суд РФ или конституционные суды республик в составе РФ, арбитражное правосудие – арбитражные суды.
    Вместе с тем суды общей юрисдикции рассматривают дела и разрешают правовые споры при осуществлении административного, гражданского и уголовного судопроизводства.
    Анализ действующего законодательства приводит к выводу, что предметом деятельности судов являются правовые конфликты и споры.
    К их числу можно отнести:
    1) гражданские споры и дела;
    2) уголовные дела и вопросы уголовного наказания;
    3) дела об административных правонарушениях;
    4) экономические споры, возникающие в сфере предпринимательской деятельности;
    5) споры, возникающие из административно-правовых отношений;
    6) споры, возникающие из государственно-правовых отношений, и другие.
    Перечень правовых споров и вопросов, разрешаемых судом при осуществлении правосудия, достаточно широк. Поэтому для разграничения их между имеющимися судами для определения рамок вида правосудия используются в законодательстве категории подведомственности и подсудности правовых споров и дел конкретным видам судов или судебных органов.
    Внутри порядка осуществления правосудия (судопроизводства) может быть предусмотрена или нет определенная последовательность рассмотрения правовых споров и дел и проверка вынесенных решений. Эти вопросы связаны с понятием инстанций и их взаимосвязями внутри судопроизводств, например, арбитражного – рассмотрение дела по существу, апелляционная инстанция, кассационное и надзорное судопроизводство.
    В установленных законом случаях, решения суда в зависимости от выполняемых инстанции при осуществлении правосудия может изменяться, отменяться или выносится новое решение по правовому спору.
    Поэтому можно утверждать, что всякая деятельность суда (судьи) по разрешению любого правового спора в установленных рамках судопроизводства и предусмотренных инстанциях является правосудием.

    Судебные издержки
    Судебные расходы
    Судебный контроль
    Судебный орган
    Судебный протокол
    Назад | | Вверх

  5. Dizahn Ответить

    Судопроизводство – установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовки, судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
    Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).
    Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все стороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном – подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном – орган, оспаривающий конституционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим острием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.
    Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
    В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма фактически дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В Уголовно-процессуальном кодексе указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания, что порождает необходимость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом. Присяжные заседатели, входившие в русскую дореволюционную судебную систему, восстанавливаются Конституцией (ч. 4 ст. 123) как важная черта судопроизводства в случаях, предусмотренных федеральным законом.

  6. Mulabar Ответить

    49. Полномочия депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе.Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса: 1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (так называемая стадия законодательной инициативы); 2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием либо отклонением его (полностью или частично); 3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо отклонение его; 4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ; 5) опубликование закона.
    Субъектами права законодательной инициативы (т.е. правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями) являются Президент РФ, Правительство РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по предметам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).
    Законодательство предусматривает формы реализации права законодательной инициативы. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 104) право реализуется в форме законопроектов и поправок к ним; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных, в том числе конституционных, законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу, а равно о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; предложений о поправках и пересмотре федеральной Конституции.
    Чтение – организационно-правовую форма обсуждения законопроектов в ГД. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.
    Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ. По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон. Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения – не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки.
    Третье чтение законопроекта – это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.
    Судебная реформа в РФ.
    Судебная реформа.В начале 1990-х г г. судопроизводство отказывается от исключительно коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Были определены категории дел, которые рассматривались судьей единолично. Был введен суд присяжных, закрепленный позже в Конституции РФ. Первоначально суды присяжных вводились в качестве эксперимента в 10 субъектах РФ, в 2002 г. с принятием УПК РФ действие судов присяжных было распространено на всю территорию страны.
    Конституция РФ изменила принцип назначения судей. Судьи федеральных судов стали назначаться Президентом России, а Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов – Советом Федерации по представлению Президента. Изменился и срок их полномочий, судьи стали назначаться как на определенный, так и на неограниченный срок.
    В 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который установил две системы судов – федеральные и субъектов Федерации. К федеральным отнесены Конституционный суд России, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. К судам субъектов Федерации отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Мировые судьи должны в пределах своей компетенции рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
    Гражданский процесс.В 1992 г. судьям была предоставлена возможность единолично рассматривать ряд категорий дел, что ускорило процесс их рассмотрения. Расширяется принцип состязательности: каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. В 1996 г. суд освобождается от сбора доказательств. В 2002 г. принимается ГПК РФ, который закрепил все произошедшие изменения, а также ограничил права прокуратуры в гражданском процессе: прокуроры лишились права опротестовывать решения судов в порядке надзора, если прокурор не участвовал в деле.
    Уголовный процесс.В 1990-е г г. в уголовном процессе расширяется круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие. Устанавливается право обвиняемого на судебное обжалование законности и обоснованности содержания его под стражей; с момента объявления постановления об аресте к участию в деле допускается защитник. В 2001 г. принимается УПК РФ, который ввел судебный порядок ареста и получения разрешения на обыск или выемку в жилище; возбуждение уголовных дел стало возможным только с согласия прокурора; срок задержания сокращен с 72 до 48 ч; установлен предельный срок содержания под стражей. Суд лишился права возвращать дела для дополнительного расследования, а рассматривает дела только в рамках предъявленного обвинения.
    Начиная с 1990-х гг. произошла значительная демократизация судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Феде­рации», федеральные законы «Об исполнительном производстве» (в редакции от 3 ноября 2006 г.), «О судебных приставах» (в ре­дакции от 22 августа 2004 г.), «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в редакции от 30 нояб­ря 2004 г.), «О мировых судьях в Российской Федерации», «О фи­нансировании судов Российской Федерации» (в редакции от 10 февраля 1999 г.), Федеральный конституционный закон «О во­енных судах Российской Федерации» (в редакции от 4 декабря 2006 г.), Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуаль­ный и Арбитражный процессуальный кодексы и др. Судебная ре­форма при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независи­мость и высокий профессионализм.

  7. OneGuy Ответить

    О проекте
    ТГП
    Общее понятие о ТГП
    Происхождение государства и права
    Государственная власть
    Общее понятие о государстве
    Формы государства
    Общее понятие о праве
    Государство и право
    Право и социальные нормы
    Нормы права
    Правосознание и правовая культура
    Правоотношения
    Юридическая ответственность
    Словарь – ТГП
    Краткий курс лекций ТГП
    Статьи по теории государства и права
    Вопросы-ответы (ТГП)
    Таблицы и схемы – ТГП
    ГПП
    Лекции – ГПП
    Таблицы и схемы – ГПП
    Адвокатура
    Административное право
    Лекции – Административное право
    Тесты – административное право
    Административное право – таблицы и схемы
    Атомное право
    Нотариат
    Нотариат – тесты с комментариями
    Уголовное право (Ос. ч.)
    Уголовное право (Ос. ч.) – таблицы и схемы
    Семейное право
    Семейное право: вопросы – ответы
    Схемы и таблицы – семейное право
    Семейное право – лекции
    Семейное право – краткий словарь
    Основы права
    Основы уголовного права
    Юридические словари
    Административное право – словарь
    Гражданский процесс – словарь
    Международные НПА
    Уголовное право
    Лекции уголовное право
    Проф. этика юриста
    Законодательство РФ
    Семейный кодекс РФ
    Римское право
    Лекции Римское право
    Римское право – вопросы и ответы
    История римского права
    Римское право – таблицы и схемы
    ИГПЗС
    ИГПЗС – таблицы и схемы
    Лекции по ИГПЗС
    Предпринимат. право
    Лекции – предпринимательское право
    Право интеллект. собств.
    Право интеллектуальной собственности – лекции
    Трудовое право
    Трудовое право – таблицы и схемы
    ПСО
    Лекции – ПСО
    ИОГП
    Лекции ИОГП
    Экологические право
    Экологическое право – краткие лекции
    Философия
    Лекции по философии
    ИППУ
    ИППУ – краткие лекции
    Прокурорский надзор
    Прокурорский надзор (вопросы – ответы)
    Проблемы ТГП
    Проблемы ТГП – лекции
    Бюджетное право
    Бюджетное право (таблицы и схемы)
    МЧП
    МЧП – лекции
    Наследственное право
    Наследственное право (лекции)
    Европейское право
    Судебная система РФ
    Криминология
    Лекции по криминологии
    Сравнительное право
    Лекции по сравнительному правоведению
    Судебная риторика

    О проекте / Судебная система РФ / Судопроизводство в РФ: виды и их общая характеристика

    Судопроизводство в РФ: виды и их общая характеристика
    Судопроизводство в
    РФ: виды и их общая характеристика.

    Судопроизводством
    называется установленная законом процедура осуществления судебного
    разбирательства, гарантирующая свободы и права участникам процесса на базе
    принципов справедливости, законности, гласности и равенства.
    Существующая судебная власть в РФ реализуется при помощи
    установленного законами и Конституцией процессуального порядка по определённым
    категориям дел.
    Подробная регламентация данной деятельности судов, а также
    точное выполнение ими процессуальных требований при разрешении и выполнении дел
    предусмотрены в интересах фактического установления обстоятельств и вынесения
    по данным делам законных и обоснованных решений.
    При этом, Конституционный суд реализует собственную
    деятельность согласно процессуальным нормам ФКЗ РФ. Арбитражное, гражданское и
    уголовное судопроизводство регулируется нормами, которые установлены
    Арбитражным процессуальным, Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным
    кодексами РФ. А административное производство также определено нормами Кодекса
    Российской Федерации о нарушениях административного характера.
    Суд является учреждением в котором одновременно осуществляют
    деятельность несколько судей. Судопроизводство реализуется по определённым
    делам не всеми судьями, но судебными составами.
    Согласно действующему УПК, уголовное дело рассматривать
    имеют право:
    ·
    коллегия, состоящая из трех федеральных судей;
    ·
    коллегия из дюжины присяжных заседателей, а
    также федеральный судья;
    ·
    федеральный судья (самостоятельно).
    Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации
    предусматривается рассмотрение гражданских дел таким судейским составом:
    ·
    мировым судьей;
    ·
    коллегией из трех судей;
    ·
    судьёй единолично.
    Арбитражное судопроизводство, согласно АПК РФ, реализуется:
    ·
    судьей, а также двумя арбитражными заседателями;
    ·
    коллегией из трех судей;
    ·
    судьей единолично.
    Дела о так называемых административных нарушениях
    рассматриваются только мировым судьёй (самостоятельно).
    Интересное:

  8. БеЗуМеЦ Ответить

    СУДОПРОИЗВОДСТВО – установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовки, судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
    Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).
    Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все стороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном — подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном — орган, оспаривающий конституционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим острием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.
    Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
    В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма фактически дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В Уголовно-процессуальном кодексе указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания, что порождает необходимость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом. Присяжные заседатели, входившие в русскую дореволюционную судебную систему, восстанавливаются Конституцией (ч. 4 ст. 123) как важная черта судопроизводства в случаях, предусмотренных федеральным законом.
    Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 и др.).
    Общефедеральным органом в области конституционного судопроизводства выступает Конституционный Суд РФ, в то время как аналогичные суды (конституционные и уставные), созданные в республиках, краях и областях, не составляют с ним единой системы.








  9. Mikisaurus Ответить


    Судопроизводство представляет собой определенную стадию процесса рассмотрения и разрешения дела, которая проводится в соответствии с нормами закона. Потому что самое простое по своей сущности письменное обращение гражданина не может находиться в подвешенном состоянии. Оно должно быть принято судом и рассмотрено.
    Основные принципы производства следующие:
    – равенство всех граждан перед законом, вне зависимости от национальности человека, его цвета кожи, материального положения;
    – гласности – говорит об открытости заседания, где может присутствовать любой желающий;
    – публичности – означает, что расследование дела проводится государственными органами;
    – обеспечения защиты – каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката;
    – национальный язык должен быть понятен лицам, участвующим в процессе.

    Понятие и виды судопроизводства в РФ


    Каждое дело должно быть рассмотрено и разрешено в соответствии с законом. Для этого необходимо отнести его к одному из существующих видов судопроизводств:
    – конституционному;
    – гражданскому;
    – уголовному;
    – административному.
    При этом каждое из них имеет свои особенности, которые прописаны в определенном кодексе и установлены иными нормативными актами. Само понятие судопроизводства означает порядок рассмотрения дела, без которого невозможно своевременное и правильное разрешение спорного вопроса.

    Основные функции

    Виды судопроизводства в РФ делятся на четыре основные категории:
    – конституционное применяется в том случае, когда нужно установить соответствие принятых актов основному закону государства;
    – административное – при совершении людьми небольших правонарушений (проступков), ответственность за которые урегулирована КоАП;
    – гражданское – для разрешения споров, вытекающих из имущественных и личных неимущественных отношений лиц;
    – уголовное – необходимо для установления виновности злоумышленников или их оправдания с помощью неопровержимых доказательств.
    Каждое их них имеет свои задачи при разрешении дел. Именно поэтому виды судопроизводства в РФ отличаются друг друга свои способами и методами, а также имеют специфические особенности рассмотрения жалоб и заявлений, относящихся к их подведомственности.

    Конституционное


    Основной задачей данного судопроизводства является соответствие принятых нормативных актов основному закону государства. Кроме того, оно находится в компетенции Конституционного суда РФ, который является особым органом власти, его решения не могут быть обжалованы и изменены. Руководствуется в своей деятельности следующими принципами:
    – независимости;
    – коллегиальности;
    – гласности;
    – непрерывности заседания;
    – состязательности;
    – равноправия сторон.
    Рассматривает прежде всего нарушение норм права государственными органами и несоответствие их Конституции РФ.
    Решения и постановления данного суда являются окончательными и вступают в силу сразу после провозглашения. Кроме того, они считаются незаменимыми источниками конституционного права.
    Заседания данного государственного органа всегда осуществляются коллегиальным составом судей. Допускается даже их транслирование, но только по особо значимым вопросам.
    Конституционное судопроизводство в РФ всегда начинается с запроса уполномоченных лиц. Право на обращение в данном случае имеют:
    – президент;
    – Госдума;
    – Совет Федерации;
    – правительство;
    – Высший Арбитражный Суд.

    Административное производство

    Означает способ рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия органов власти. Кроме того, административное судопроизводство необходимо для разрешения споров между субъектами данной отрасли права. Оно характеризуется осуществлением следующих задач:
    – доступность правосудия в области публичных отношений;
    – защита законных интересов граждан и организаций;
    – предупреждение совершения правонарушений (проступков);
    – рассмотрение и разрешение вопросов по данной категории дел.
    Кроме того, с 2015 года на всей территории России начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Если до этого все дела данной категории разрешались с помощью ГПК РФ, то теперь у них существует свой особый порядок рассмотрения.
    Кодекс административного судопроизводства РФ теперь является основным процессуальным документом, в котором описаны принципы его действия, способы доказывания, а также оформление иска.

    Гражданский процесс


    Основными задачами здесь являются правильное и быстрое рассмотрение и разрешение споров, возникающих между людьми и организациями по поводу личных неимущественных и материальных ценностей.
    Порядок гражданского судопроизводства следующий:
    – разбирательство гражданских дел проходит устно, на языке, который будет понятным каждой из сторон дела;
    – исследуются все доказательства;
    – заслушиваются показания свидетелей, экспертов;
    – прения сторон.
    Здесь же необходимо отметить, что поступивший в суд материал должен быть рассмотрен не позднее двух месяцев, исключение составляет иск о восстановлении на работе, для него предусмотрено только четыре недели.
    Заявление подается в письменном форме, кроме того, к нему должны быть приложены все необходимые копии документов, а также квитанция об уплате государственной пошлины, если она предусмотрена. После совершенных действий суд выносит решение о принятии дела к производству или возвращении его истцу для устранения нарушений.

    Уголовный процесс


    Является не менее важным по своей значимости, чем остальные виды судопроизводства в РФ. Регулируется основным и главным в этом направлении законодательным актом – УПК РФ. Данное судопроизводство призвано разрешать вопросы, касающиеся особо опасных правонарушений, которые называются преступлениями.
    Кроме того, здесь существует свой порядок рассмотрения дел, который будет во многом зависеть от признания вины подсудимым. При этом к нарушителю применяются особые, жесткие санкции (лишение свободы, ее ограничение, большие штрафные санкции). Именно поэтому уголовный процесс принято считать наиболее важным, чем остальные виды судопроизводства в РФ, так как приговор суда может навсегда изменить судьбу человека.

  10. Adriera Ответить

    Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. При этом (согласно ст. 118 Конституции РФ) создание чрезвычайных судов не допускается.
    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
    Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.
    1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. .
    2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности.
    3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В соответствии с Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации” независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.
    4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства.
    Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде. В соответствии со ст. 10 Закона РФ “О судоустройстве Российской Федерации” рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции — с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.

  11. Flameweaver Ответить

    Судебная властьпризнается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
    Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
    Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.
    Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
    Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
    Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
    – конституционного; (Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства).

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *