Какие волшебные предметы в сказках помогают героям летать?

14 ответов на вопрос “Какие волшебные предметы в сказках помогают героям летать?”

  1. Stoneseeker Ответить

    Если вопрос о волшебных предметах, то значит ответы должны быть неодушевленными, ибо всякие волшебники, серые волки, гномы, Жар-птицы, коньки-горбунки, сивки-бурки, ведьмы, колдуны, феи не подходят в эту категорию. А если предметы, то навскидку первыми вспоминаются такие:
    из сказки об “Иване-царевиче и сером волке” – сразу в первых строках идет упоминание о яблонях с золотыми яблочками. Чем не волшебный предмет? Разве такие плодовые культуры существуют? Да и едят их только волшебные птицы, такие как Жар-птица-)
    еще одна сказка об “умных вещах”. Там весь перечень сказочной, волшебной утвари упоминается: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Кажется и меч-кладенец есть-)
    Баба-Яга во многих сказках имеет волшебное ТС: ступу, помело или метлу, на которых то бредет сама собою, то летает-)
    или тот же ковер-самолет – прообраз современного авиастроения, домчал до нужного места ни одного героя.
    ну а уж зеркальце, которое всякий раз правду говорит, чем пугает злобных цариц – мачех, это вообще самый волшебный предмет из народного творчества
    еще вспоминается живая и мертвая вода, которая богатырей оживляет, коим пришлось несправедливость со стороны своих братьев испытать.

  2. MOZES Ответить

    ?
    Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным человеком.
    Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения.
    Сказка ложь, да в ней намек,
    добрым молодцам урок
    Современные устройства позволяют нам быстро передвигаться, узнавать мир, расширять свой кругозор, мгновенно узнавать новости, облегчают работу по дому и т. д. Машины, механизмы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. А ведь люди мечтали о таких устройствах очень давно. Идеи можно найти в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, самодвижущаяся печь, гусли — самогуды… Нам захотелось немного по-другому, чем просто на литературное произведение, посмотреть на некоторые из сказок, отследить путь нескольких изобретений, от мечты к действительности.
    Я люблю читать сказки и представлять себе жизнь того или иного народа. Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, напоминающих некоторые современные изобретения. Каким образом в, казалось бы, старых сказках, людям удалось предсказать появление современных телевизоров и плееров — остается загадкой. Мы решил выяснить, какие конкретно предметы современности представлены в сказках, написав работу на тему: «Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями».
    Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью сказок. В наше время проводится масса исследований, целью которых является составление единой классификации сказок, персонажей и сюжетов. Поэтому кажется логичным исследование реалий представленных в сказках. Подобное исследование поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка. Этим обусловлена научная новизна и теоретическая значимость работы.
    Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.
    Целью исследованияявляется проведение сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.
    В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
    — выделить волшебные предметы, встречающиеся в сказках;
    — рассмотреть их функционирование в сказках;
    — провести сравнительный анализ между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.
    В работе использован метод сравнительного анализа. Было проведено сопоставление сказочных предметов и предметов быта современного человека.
    Материалом исследования послужили русские народные и литературные сказки.
    Предметом исследования явились волшебные предметы и предметы — помощники в русских народных и литературных сказках.
    Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
    В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век [10].
    События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость — дошедшая до нас. В сказках представлены поступки героев и их последствия, таким образом, своим примером сказки помогают избегать неприятных ошибок.
    Сказка постоянно изменялась, впитывая в себя черты новой реальности, но оставалась непрерывно связанной с социальными и историческими событиями.
    Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия творческого воображения, развитой наблюдательности, способности понимать аллегории [10].
    Читая сказки, мы сталкиваемся с большим количеством различных волшебных предметов и диковинок. В сказках у них самые разные функции, одной из которых является помощь герою, облегчение его существования. Уже на этом этапе мы можем провести аналогию с современностью — техникой, используемой современным человеком.
    Вот некоторые волшебные предметы, их функции в сказке и сравним их с современными изобретениями.
    Сказочные предметы иих современные аналоги
    Сказочные волшебные предметы
    Современные изобретения
    Ковер-самолет
    Самолет
    Ступа Бабы-яги
    Вертолет
    Жерновки, скатерть-самобранка
    Микроволновая печь
    Перо Жар Птицы
    Лампа дневного света
    Волшебный клубочек
    Навигатор
    Золотой петушок
    Радар
    Сапоги-скороходы
    Коньки
    Волшебное блюдце
    Телевизор
    Обратимся к сказке «Старик Хоттабыч»: Хоттабыч вместе с Волькой и его другом отправились в путь на ковре-самолете — волшебный ковер, летающий по воздуху и перемещающий героев из одного места в другое.
    «Иван сел на ковер-самолет, вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду, сел под ракитовым кустиком и стал смотреть, любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют» [4].
    Однако цивилизация не стоит на месте и, спустя некоторое время, появился аэроплан, а затем ученые изобрели современные самолеты. Таким образом, аналогом ковра-самолета является современный самолет. Он подобно своему аналогу помогает людям перемещаться из одного места в другое, за достаточно быстрое время.
    Первый полет был совершен на самолете, сконструированном А. Ф. Можайским, но полет был неудачным. Через 6 лет в небо поднялся аэроплан, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами, пролетел аэроплан 50 метров за 12 секунд. А в 1909 году они же построили самолет, развивший скорость 60 км в час. С этого времени началось развитие самолетостроения в Европе.
    В настоящее время сверхзвуковые самолеты, изобретенные в России, успешно летают: истребитель-перехватчик СУ-27, сверхзвуковой дальний бомбардировщик ТУ-22 М3.
    «Баба — Яга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след, заметая» [4].
    В сказке «Вниз по волшебной реке» читатель встречает ступу Бабы Яги, которую, конечно же, можно сравнить с современными вертолетами.
    Несмотря на то, что самолет уже много лет господствовал в воздухе, у него был один недостаток — для того, чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете и пробега при посадке, приковывают самолет к аэродрому.
    Эта ниша, после долгих конструкторских поисков, была занята винтокрылой машиной — вертолетом.
    Вертолет — это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым винтом; двух- или многовинтовые.
    Значительную лепту в изобретение вертолета внес Борис Юрьев. Он усовершенствовал лопасти винта, создал автомат — перекос, обеспечивающий необходимую установку лопастей [6].
    Кроме того для перемещения в пространстве герои русских сказок часто использовали сапоги-скороходы. В различных сказочных государствах гонцы всегда имели парочку волшебных сапог для быстрой транспортировки царских указов. Так, например, в сказке «Вниз по волшебной реке» царь Макар отправлял гонца в волшебных сапогах за советом к Василисе Премудрой. В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях – фигурные коньки зимой ироликовые коньки – летом. Конечно, цель использования у них несколько отличается, однако они по-прежнему остаются средством перемещения в пространстве. Первые роликовые коньки появились в начале ХVII века! Датчанин Ханс Брикюр приделал к своим башмакам деревянные катушки [6].
    Среди наших соотечественников, пожалуй, нет ни одного не смотревшего мультфильм «Ну, погоди!» в частности эпизод, в котором Волк попадает в сказку. Зайдя в домик Бабы-Яги, он обнаруживает там гусли-самогуды. Данный волшебный предмет играет музыку сам, без вмешательства людей [8].
    В современном быту такую же функцию выполняет целый ряд устройств — музыкальный проигрыватель, магнитофон, плеер.
    Говоря о современной технике, нельзя не упомянуть телевизор. Современный телевизор является модернизированным блюдечком сяблочком. Блюдечко использовалось для того чтобы наблюдать за событиями, так, например происходящими в различных местах сказочной страны, так например, Баба Яга в сказке «Вниз по волшебной реке» с помощью блюдечка узнавала о главных событиях в столице сказочного царства, а впоследствии наблюдала за боем между богатырями Царя и войском Кощея Бессмертного [14].
    В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого было им неизвестно. В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи, показывающий дорогу.
    Современный человек часто попадает в подобные ситуации, и в нашем мире ему на помощь приходит навигатор, являющийся аналогом сказочного клубка.
    Навигатор был изобретен еще в 1932 году, с прокручивающейся картой, скорость прокрутки зависела от скорости автомобиля [3].
    «Печка, по щучьему веленью, по моему хотенью, поезжай печь прямо к царю во дворец. И печь затрещала, и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю» [11].
    В русской народной сказке «По щучьему велению» читатель встречается с волшебной печью, на которой ездил Емеля.
    Ему достаточно было, положить дрова в печь, и та сразу была готова, отправляться в путь. Аналогом волшебной печи служит современный автомобиль. Слово автомобиль означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном мире принято называть автомобилями, только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями.
    Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имеющие двигатели внутреннего сгорания, с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. С тех пор Российское автомобилестроение прошло славный путь. Русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско- Балтийского вагонного завода [6].
    «Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы,
    Чуть опасность, где видна
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнется, встрепенется,
    К стороне той обернется
    И кричит: «Кири-ку-ку!» [13]
    Данная сказка может навести на мысли о современном радаре. Впервые Кристиан Хюльсмайер изобрел радиолокатор в 1904 году. Радар посылает, направленный пучок радиоволн. Автомобиль, самолет или другой крупный металлический предмет, встретившийся на пути радиолуча, отражает его, как зеркало. Приемник радара улавливает отражение и измеряет время прохождения импульса до отражающего объекта и обратно [2].
    «Огонек горит светлее,
    Горбунок бежит быстрее
    Вот уж он перед огнем.
    Светит поле словно днем;
    Чудный свет кругом струиться,
    Но не греет, не дымится
    Диву дался тут Иван.
    «Что,- сказал он,- за шайтан!
    Шапок пять найдется свету;
    А тепла и дыму нету.
    Это чудо — огонек!»
    Говорит ему конек:
    Вот уж есть чему дивиться!
    Тут лежит перо жар- птицы…» [7]
    Не о лампах ли дневного света, идет речь?
    Лампа дневного света — это люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется в целях общего освещения. Лампами дневного света часто называют все виды люминесцентных ламп. Была изобретена в 1872 году русским электротехником А. Н. Лодыгиным [6].
    «…Взяла бабушка жерновки и стала молоть что не повернешь — все блин, да пирог!.» [15].
    Этот волшебный сказочный предмет можно сравнить с микроволновой печью. Это устройство преобразует электричество в электромагнитные микроволны. Впервые микроволновая печь была запатентована американским изобретателем Перси Спенсером, в 1945 году [3].
    Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что в русских сказках прослеживается множество параллелей с жизнью современного человека. Мы пришли к выводу, что иносказательно в этих произведениях зашифрованы мечты людей.
    Данные работы свидетельствуют о том, что мечты человека рано или поздно могут быть воплощены в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы умственные, физические усилия, экономические возможности, непреодолимое желание.
    Но есть в сказках волшебный предмет, который может помочь героям в различных ситуациях — волшебная палочка, и, к сожалению, аналог волшебной палочки изобрести пока не удалось.
    Литература:
    http://www.litra.ru
    http://www.bizyukov.temator.ru
    http://www.tehnologid.ru
    Русские народные сказки. Составитель и примечание В. П. Аникина, Москва: Детская литература, 1986.
    Сочинения в 3-х томах. Москва: Художественная литература 1986г.
    Энциклопедия для детей. Том 11. Техника. Главный редактор: Аксенова, Москва: Аванта, 2004.
    Конек-горбунок: Русская сказка в трех частях. Москва: Детская литература, 2002.
    Камов Ф., Курляндский А. Ну, погоди! — Л., 1997.
    Лагин Л. Старик-Хоттабыч. М.: Детская литература, 1973.
    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
    Русская народная сказка «По щучьему веленью».
    Русская народная сказка «Жар-Птица».
    Пушкин А. С. Золотой петушок.
    Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»
    Русская народная сказка «Петух и жерновки». В обработке А. Н.Афанасьева.

  3. Lowskill Ответить

    Слайд 1
    Волшебные предметы в русских народных сказках Поташов Николай у ченик 7 б класса МБОУ СОШ№ 4 г . Пыть – ЯхСлайд 2
    Вспоминаем волшебные предметы Вспоминаем волшебные предметы… Меч-кладенец ( меч-саморуб ), ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебный гребень, из которого вырастает лес, сапоги-скороходы, гусли-самогуды , ступа Бабы Яги, волшебная иголка, шапка-невидимка, летучий корабль, волшебная дубинка, молодильные яблоки, сума (двое из сумы), живая и мертвая вода, клочок шерсти, птичье перо, рыбья чешуйка, деревянный летающий конь, русская печь, волшебное кольцо (перстень), волшебное зеркало, серебряное блюдечко и наливное яблочко…
    Слайд 3
    Меч-кладенец Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Меч использовался в сказке«Заколдованная королевна».В этой сказке Иван сын купеческий побеждает им змеев
    Слайд 4
    Ковер самолет Ковёр-самолёт — фантастическое средство передвижения по воздуху в виде летающего ковра . Использовался в сказке ковер самолет. В этой сказке Иван крестьянский сын летал на нем со своими друзьями , когда добивался царицу.
    Слайд 5
    Скатерть-самобранка Ска?терть-самобра?нка — волшебная скатерть , фигурирующая в русских народных сказках и написанных по их мотивам литературных произведениях, способная сама себя сервировать . Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. По окончании трапезы достаточно свернуть грязную посуду и объедки в скатерть — всё исчезнет.
    Слайд 6
    Шапка-невидимка Шапка-невидимка — в русских народных и старославянских сказках шапка, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает. В русских народных сказках шапка-невидимка хранится, как правило, в запертом волшебном ларце.
    Слайд 7
    Сапоги-скороходы Сапоги-скороходы , они же семимильные сапоги — волшебная обувь, которая фигурирует в европейских, в том числе славянских, сказках. Надевший сапоги получает способность передвигаться с большой скоростью: каждый сделанный шаг переносит владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть как вариант, каждый шаг равняется семи милям ).
    Слайд 8
    Ну что можно сказать в завершение , читайте сказки, они очень интересные. Мир сказок очень велик и разнообразен

  4. forzel Ответить

    Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям нет нужды заботиться о грязной посуде – достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли. Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии и избавлении от тяжелого труда.

    Ковер-самолет

    Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. Сама идея ковра-самолета, очевидно, заимствована в литературе восточных народов, но прочно вошла в сюжетную ткань русского сказочного творчества. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений. Образ летающего ковра был использован советским писателем Л. Лагиным в сказочной повести о старике Хоттабыче.

    Шапка-невидимка

    Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.

    Сапоги-скороходы

    Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

  5. resurections Ответить

    Исследовательская работа на тему
    “Зачем герои сказок используют волшебные предметы?”
    Авторы: Кудиярова Анастасия,
    Кузьменко Ксения, 5 б класс
    МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области, призеры городской научно-исследовательской конференции “Потенциал XXI век”
    Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
    МАОУ СОШ № 5 Волошко Л.И.
    Цель исследования: выявить роль волшебных предметов в сказках волшебного типа.
    Гипотеза исследования: волшебные предметы используются для того, чтобы герой мог что-то сделать, выполнить какое-нибудь задание.
    Приемы  исследования: анкетирование одноклассников, работа со сказками, работа с фрагментами научной статьи В.Я.Проппа “Историческая основа волшебной сказки”, подготовка доклада и презентации.
    Основные выводы работы:
    Существуют разные виды сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Основные особенности волшебных сказок состоят в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, чудесных явлениях, которые могут возникать в результате использования особых (чудесных) предметов. Одной из особенностей волшебных сказок является использование ее героями волшебных специальных предметов. Их довольно много, они разнообразны
    Меч-кладенец,
    скатерть-самобранка,
    шапка-невидимка,
    молодильное яблоко,
    сапоги-скороходы,
    гусли-самогуды,
    живая и мертвая вода.
    Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.  Изучив сказки “Морской царь и Василиса Премудрая”, «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», “Иван, коровий сын”, “Гуси-лебеди”, а также фрагменты статьи “Историческая основа волшебной сказки” В.Я.Проппа  –  исследователя волшебных сказок ,  мы подтвердили свое предположение о том, что волшебные предметы в русских народных сказках помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может Но мы удивились, когда поняли, что волшебными свойствами наделяются, чаще всего,  самые обычные предметы быта, которыми герои сказки пользуются каждый день: ведра, печь, ступа, метла и др. Так и в мифах восточных славян одухотворялись неживые предметы, силы природы (“Миф о сотворении Земли”), это представление о мире перешло и в сказки. И когда эти предметы  наделяются волшебной силой, это  приобретает особый смысл, т.е. и обыкновенный предмет может стать чудесным, стоит только немного потрудиться. Поэтому все они (волшебные предметы)  служат доказательством того, что без смекалки, доброты, трудолюбия героям сказки не справиться со злом, не победить его.
    Итог исследования:
    Подтвердили гипотезу о том, что волшебные предметы нужны герою для преодоления сложной ситуации,
    узнали, что в качестве волшебных чаще всего выступают обычные предметы домашнего быта,
    открыли для себя, что волшебные предметы являются символами смекалки, силы, трудолюбия.
    Использованные источники:
    http://www.ru-skazki.ru/subjects-glossary&letter=m&p2.html
    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=
    mg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F68%2F496%2F68496835_apple
    http://mults.spb.ru/mults/?p=24
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%EF%EF,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%DF%EA%EE%E2%EB%E5%E2%E8%F7
    Исторические корни волшебной сказки.В.Я.Пропп — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
    Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева.  –  Москва, Азбука, 2008г.

  6. RORYGYBU Ответить

    Волшебные палочки – неотъемлемая часть всех мифов, легенд и сказок народов мира. Ими в отличии от волшебных мечей в большей степени обладали колдуны, феи, маги. Хотя иногда и простым смертным удавалось обзавестись волшебной палочкой.
    Служили палочки магам для увеличения их магической силы и способны были творить разнообразнейшее колдовство, от исполнения обыкновенных желаний типа : хочу мороженого – до создания бури, метели среди лета или уничтожения какого-нибудь города с лица земли (о заклятии превращающем хозяина или кого-то другого в животное вообще молчу) . К примеру, в книгах “Сказания о Земноморье” Урсулы ле Гуин или “Волшебник Изумрудного города” Волкова.
    Волшебный прутик – с его помощью находят сокровища, воду и прочие ценности. В очень многих сказках
    Волшебные кольца – так или иначе присутствуют почти во всех мифах, легендах или сказаниях народов мира. Область применения колец очень широка это и узконаправленные кольца-оборотни. Надев такое кольцо и повернув его один раз против часовой стрелки вы превращаетесь в какое-то животное. Это и магическая сила, что владелец мог метать молнии, огненные шары этим кольцом или поднимать как при телекинезе огромные предметы. Это и просто магия, когда владелец мог этой рукой создать любой предмет какой пожелает и многое другое, что только может прийти в голову. Очень яркий пример – “Властелин колец”
    Волшебной одеждой могут обладать как боги так и простые смертные (сапоги-скороходы, башмачки, шапки-невидимки, пояса, плащи-невидимки, рубашки и т. д.) . Область применения волшебной одежды самая разнообразная, но в больших случаях это увеличение физических способностей: летание по воздуху, быстрый бег и т. п. Волшебная одежда упоминается, по-моему, везде или почти везде – “Гарри Поттер”, “Владигор”.
    Учебники магии, “колдовские книги”, или гримуары. Из этих книг читатель якобы мог узнать, как вызывать демонов, не рискуя при этом собственной душой. “Не время для драконов”
    Волшебные камни, философский камень, молодильные яблоки, живая вода, мертвая вода.
    Магическое оружие (мечи, кинжалы, щиты и т. д. )
    Амулеты, талисманы, обереги – у каждого народа свои
    А в “Хрониках Нарнии” даже шкаф есть волшебный!

  7. Egorka Maslov Ответить

    Топ 20 сказок, в которых герои на чем-либо летали:
    “Дикие лебеди” Х.-К.Андресена (Эльза летела в сетке из гибкой ивовой коры, которую несли лебеди),
    “Дедал и Икар” древнегреческий миф (отец и сын летели на самодельных крыльях),
    “Конек-горбунок” П.П.Ершова (Иванушка летел на Коньке-горбунке)
    русская народная сказка “Василиса Прекрасная” (баба-яга летала в ступе),
    “Айболит” К.И.Чуковский (Айболит летел на спине орла),
    В.М.Гершвин “Лягушка-путешественница” (лягушка летела на палке, которую несли утки)
    “Ночь перед Рождеством” Н.Гоголь (Вакула летел на спине черта)
    “Дюймовочка” Х.-К.Андерсен ( героиня летела на спине ласточки)
    “Как муравьишка домой спешил” Сутеев (Муравей летел на жуке)
    “Маленький Мук” (Мук летал на волшебных туфлях)
    “Тысяча и одна ночь” (Алладин летел на ковер-самолете)
    “Вини Пух” Алан Милн (Вини Пух летел на воздушном шаре)
    “Волшебник изумрудного города Волков” (Гудвин летал на воздушных шарах, Элли летала в домике)
    “Руслан и Людмила” А.Пушкин (богатырь Руслан летел на бороде волшебника Черномора)
    “Малыш и Карлсон” Астрид Линдгрен (Карлсон с пропеллером на спине летал вместе с Малышом)
    Русская народная сказка “Гуси лебеди” (Иванушку несли гуси-лебеди)
    “Вий” Н.В.Гоголь (Хома летел на ведьме),
    Русская на:родная сказка “Летучий корабль” (Дурень летел на летучем корабле)
    “Путешествие Нилса с дикими гусями” Сельма Лагерлеф (Нильс летел на спине гуся Мартина)
    “Старик Хоттабыч” Л.Лагин (Волька с Хоттабычем летели на ковре-самолете)

  8. Mister_Wives Ответить

    По мнению Е. М. Мелетинского, происхождение сказки из мифов не вызывает сомнений, что касается волшебной сказки, то ее происхождение связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа. Как отмечает В. Я. Пропп, «волшебная сказка обязана посвятительным ритуалам рядом важнейших символов, мотивов, сюжетов и отчасти своей общей структурой». Помимо ритуальных источников на жанровую форму волшебной сказки и на своеобразие сказочной фантастики оказали влияние первобытные фетишистские, тотемические, магические представления. Е. М. Мелетинский вычленяет следующие ступеньки трансформации мифа в сказку:
    ?                   десакрализация;
    ?                   ослабление строгой веры в истинность мифических событий;
    ?                   развитие сознательной выдумки;
    ?                   потеря этнографической конкретности;
    ?                   замена мифологических героев обыкновенными людьми, мифологического времени сказочно-неопределенным;
    ?                   ослабление или потеря этиологизма;
    ?                   перенесение внимания с коллективных судеб на
    ?                   индивидуальные, с космических событий на социальные.
    Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями, скорее всего, с фетишизмом. Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
    При неудачах и бедах древние люди пытались обращаться к иным силам. Не имея возможности добиться этого естественным путем, люди начинают возлагать надежды на помощь сверхъестественных сил. При определенных обстоятельствах любая вещь могла показаться первобытному человеку обладающей, кроме обычных свойств, еще и сверхъестественными свойствами.
    Наделение сверхъестественными свойствами обычной вещи чаще всего было связано с простой случайностью. Например, отправляясь на охоту, первобытный человек встречал на своем пути какой-либо бросающийся в глаза предмет, предположим камень. Если после этого охота была удачной, он приписывал удачу помощи данного камня, который с того времени становился для него фетишем.
    В дальнейшем всякий раз перед охотой человек поклонялся этому камню, задабривал его. Вера в чудодейственные свойства этого камня укреплялась еще больше, если после очередного поклонения ему вновь следовала удача.
    Отголоски фетишизма сохранялись во всех современных религиях и в обыденном сознании религиозных и суеверных людей. Так, одним из составных элементов христианской религии является вера в «чудодейственную» силу различных «священных» предметов — «чудотворных» икон, мощей, крестов и других предметов культа.
    Как отмечает Е. М. Мелетинский, сказочный герой не имеет тех магических сил, которыми по определению наделен мифологический герой, эти силы приобретаются героем в результате приобретения волшебных предметов. Среди предметов, наделенных волшебными свойствами следует отметить такие, как:
    Тип предмета по функции
    Название волшебного предмета
    Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете
    золотое блюдечко и наливное яблочко. волшебная книга
    Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство
    Ковер-самолет, сапоги-скороходы
    Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых.
    Живая и мертвая вода, молодильные яблочки
    Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки зрения условно могут быть названы «персонажами». Так, меч-самосек сам рубит змея, клубочек катится и указывает путь и т. п..
    Нет такого предмета, который при известных обстоятельствах не смог бы играть роль волшебного. Тут и орудия (дубины, топоры, палочки), и разное оружие (мечи, ружья, стрелы), и средства передвижения (лодочки, коляски), и музыкальные инструменты (дудочки, скрипки), и одежда (рубашки, шапки, сапоги, пояса), и украшения (колечки), и предметы домашнего обихода (огниво, веник, ковер, скатерть) и т. д.
    Эта особенность сказки, а именно функционирование предмета как живого существа, наряду с другими ее особенностями, определяет собой характер ее фантастичности.
    Ко всему сказанному надо прибавить, что не каждый, не всякий предмет каждого рода может быть волшебным, а только добытый известным образом. Передача волшебного средства могла происходить при решении поставленной перед героем задачи, просьбы, или схватки с героем — антагонистом. При существовании обряда посвящения таким был предмет, полученный от старших. В сказке таким является предмет, данный мертвым отцом, ягой, благодарным похороненным мертвецом, животными-хозяевами и т. д. Короче говоря, волшебным является предмет, взятый «оттуда». «Оттуда» — это для более ранней стадии означает «из леса» в широком смысле этого слова, а позже — предмет, принесенный из иного мира, а по сказочному — из тридесятого царства.
    Из природных объектов, встречающихся в астраханской сказке, волшебным является дуб и облако. В сказке «Казань» дуб — это дерево — дом, в котором живут разбойники. Дверь в дом открывается с помощью волшебного заклинания. Внутри дуба-дома много комнат и «всякого добра навалом».
    В этой же сказке обычное облако становится средством, на котором спускается святая, решившая помочь герою «Тут с неба спустилась к нему святая на облаке и говорит…» [1] Изображение облака как средства передвижения не случайно. Быстронесущее облако представлялось народу и ковром-самолетом, и птицею, и окрыленным конем и летающим кораблем. Представление облака и тучи кораблем возникло одновременно с представлением неба — морем [2].
    Из одежды, встречаемой в астраханской сказке волшебными свойствами обладают шапка, платок, волшебный костюм. Как волшебное средство, с помощью которого превращенная в быка девица вновь превращается в человека, шапка выступает в сказке «Шел солдат со службы»:
    «Подойдешь к быку, который будет пить воду из озера^снимешь с себя шапку, размахнешься и кричи: «Хватит, а то лопнешь!» И сильно по боку ударишь быка, чтобы бык лопнул… Ваня сделался человеком, ударил быка шапкой по боку. Бык лопнул и превратился в Аленушку».
    В сказке «Шел солдат со службы» платок дочери Морского рака выполняет функцию волшебного средства. Из него появляются волшебные помощники, которые помогают герою выполнить трудную задачу: «…Махнула платком один раз, махнула другой — и вмиг появилось много- много работников, которые вспахали за одну ночь поле и посадили деревья».
    В другой сказке «Иван и богатая вдова» из платочка появляется огромное пламя, которое помогло спастись героям от погони чародея: «…Но через некоторое время слышат, что их настигает чародей. Тогда мальчик говорит: «А мне дедушка подарил платочек». В этой же сказке из расчески, брошенной героями, вырастает сплошной лес.
    В сказке «Алпамыс» противники героя одеты в волшебные костюмы, от которых отскакивают копья и стрелы. Вождя можно было убить, разрубив его пояс. Герой узнает секрет костюма и убивает врагов.
    Предметом, наделенным волшебными свойствами, является клубок ниток. В сказке «Шел солдат со службы» герою подарен волшебный клубок, указывающий дорогу. Эту же функцию клубок выполняет в сказке «Про падчерицу». Следует отметить, что волшебный клубок, указывающий дорогу — это классическое волшебное средство.
    Одним из волшебных предметов является живая и мертвая вода. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море — океане, на острове Буяне.»… В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.
    Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком». [3]
    В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река [3]:
    «— Речка-матушка, спрячь меня!
    –                     Выпей моего молочка!
    Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели». [4]
    Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила — то в ней какая!»
    Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях. «Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но жизнь.
    По Афанасьеву, мёртвая вода — это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы». [3]
    В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану—царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил». [5]Не всякая вода оживляет мертвого. Но вода, принесенная птицей из тридесятого царства, оживляет мертвеца. Отсюда видно, что есть группа предметов, волшебная сила которых основана на том, что они принесены из царства мертвых. Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие и т. д. Мы пока только регистрируем этот факт.
    Среди этих предметов особого внимания заслуживает живая и мертвая вода и разновидность ее — сильная и слабая вода. Живая и мертвая вода — не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана- царевича мертвою водою — его тело срослося, спрыснул живою водою — Иван- царевич встал». Такова каноническая формула применения этой воды.
    Литература:
    Кизань // Народные сказки Нижней волги. — Астрахань, 1999. — С. 68.
    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 2000. — С. 158
    Сестрица Аленушка и братец Иванушка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С.185
    Гуси-лебеди // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах / изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С. 149
    Иван-царевич и серый волк // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах / изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С. 323

  9. Starcaster Ответить

    ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
    ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
    Общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 12 г. о. Сызрань
    Роль волшебных предметов в русских народных сказках
    Выполнил: Ткачев Егор,
    обучающийся 3 А класса
    ГБОУ СОШ № 12
    Руководитель работы:
    Егорова Светлана Павловна,
    учитель начальных классов.
    г. Сызрань
    2015
    Роль волшебных предметов в русских народных сказках
    1. Введение
    Русские народные сказки – одно из главных сокровищ нашей культуры. Они переведены на многие языки и пользуются  мировой известностью. Сказка входит в жизнь каждого человека с раннего детства. Самый распространённый вид сказок – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече косу; волк ловит рыбу и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» Лиса извещает тетерева о новом «указе». Детям постарше нравятся волшебные сказки. Они привлекают развитием действия, борьбой светлых и тёмных сил, чудесными превращениями.
    Самые простые и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – даёт нам сказка.
    Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.
    Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.
    Задачи:
    1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.
    2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.
    2. Роль волшебных предметов в русских народных сказках
    Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова. Подобные толкования предлагаются в словарях Д. Н. Ушакова («Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества») и В. И. Даля («Сказка – вымышленный рассказ»).
    Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути, сказка – это то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А.С. Пушкин: «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
    В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!
    Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве.
    Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.
    Сказка даёт в руки героя какой-нибудь волшебный дар и при помощи этого дара он достигает своей цели.
    Число волшебных предметов необычайно велико. Это – одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс); орудия и оружие (меч, дубина, кнут, палка, клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры, скатерти, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.
    Предметы-орудия
    В сказке топор сам вырубает корабль или рубит дрова, ведра сами приносят воду. Интересно, что древняя связь с животными здесь еще не утеряна. Это делается по щучьему веленью. Но эта связь в сказке не обязательна. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и клюки «хоть какую угодно силу победить можно».
    Предметы, вызывающие духов
    Такие предметы могут быть как животного состава (волоски коня), так и орудия (дубинка) и целый ряд других предметов (кольцо). В них живет сила. Сила присуща всему животному и всем частям его. В волосках есть та же сила, что и во всем животном, т. е. в волосе есть конь, так же как он есть в уздечке, так же как в кости.
    Палочка
    К совершенно иным представлениям восходит палочка, прутик или тросточка. Предметы, о которых шла речь до сих пор, идут или от животных, или от орудий. Палочка создалась в результате общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев  приводится очень много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке “Притворная болезнь”  убитый царевич оживляется корешком, подарком старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал». Сила корешка переходит на человека.
    Предметы, дающие вечное изобилие
    Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие.
    Живая и мертвая, слабая и сильная вода
    Живая и мертвая вода не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».
    Волшебные предметы и их назначение
    Волшебные предметы
    Назначение предметов
    Стрела, клубочек, перышко.
    Показывают направление движения.
    Зеркало,  волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко.
    Говорят правду и показывают, что делается на белом свете.
    Палочка, волосок.
    Исполняют желания.
    Гребешок, полотенце, платок.
    Преграждают путь преследователю.
    Ковер-самолет, сапоги-скороходы.
    Быстро переносят героя на большое расстояние.
    Кольцо, огниво, волоски.
    Вызывают помощников.
    Свисток, гусли, рожок.
    Заставляют все вокруг плясать.
    Яйцо, сундук.
    Хранят тайны.
    Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода.
    Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых.
    Шапка-невидимка.
    Делает героя невидимым.
    Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина.
    Выполняют работу за героя.
    Рубашка.
    Защищает, оберегает,
    Куколка
    Даёт совет, оберегает, помогает.
    3. Заключение
    Волшебные предметы в сказках являются либо неким порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и функции,  любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем.
    Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда  все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.
    Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В. А. Жуковский, П. П. Ершов, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю. К. Олеша, А.Н. Толстой, М. М. Пришвин, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский.
    Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.
    Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.
    Список использованной литературы
    Художественные тексты
    Афанасьев А. Н. Русские народные сказки. Издательство «Самарский дом печати», 1993.
    Энциклопедические и справочные издания
    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981.
    Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
    Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
    Научно-критическая литература
    Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1984.
    Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.
    Пропп В. Я. Исторические корни русской народной сказки. Л., 1986.
    Пропп В. Я. Русская народная сказка. Л., 1984.

  10. Кубини Ответить

    Все дети с раннего детства любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.
    Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты: о справедливости, о лучшей доле бедняка. Рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей.
    Сначала конечно, сказку придумал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, например своей дочке или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям.
    Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
    Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
    Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
    Есть сказки – бытовые. Сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
    Сказки вызывали и вызывают особый интерес у детей и даже у взрослых. Она обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.
    Что мы хотим выяснить:
    Какие бывают сказки?
    Что такое волшебная сказка?
    Зачем героям сказок нужны волшебные предметы?
    Как они их используют?
    Наше предположение:
    Волшебные предметы используются для того, чтобы герой мог что-то сделать, выполнить какое-нибудь задание для достижения своей цели.
    Для поисков ответов нам необходимо:
    Прочитать волшебные сказки;
    Посмотреть художественные фильмы и мультфильмы;
    Изучить данные литературной энциклопедии;
    Проанализировать информацию.
    Глава 1. Основная часть
    Волшебные сказки
    На свете существует несколько видов сказок. Во всех сказках высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, скупость, трусость и глупость. Сказки учат добру и справедливости. В них всегда побеждает добро.
    Сказки делятся на следующие виды:
    О животных;
    Волшебные;
    Бытовые;
    Народные;
    Литературные.
    Больше всего нам понравились волшебные сказки. Им свойственно наличие особых элементов, которые получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец. Некоторые сказки начинаются присказками — шутливыми прибутками:
    «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
    Суть волшебных сказок составляют события, связанные с чудесным помощником или волшебным предметом. Их героем, как правило, является Иван-царевич.
    В сказках герой получает волшебный предмет в награду от благодарного животного, хозяина стихии, однако противник похищает у него диковинку, и герой должен разными способами вернуть себе утраченное диво.
    Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека то злой, то доброй сверхъестественной силы. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета, и его надо понять, прежде всего.
    Всех героев волшебных сказок мы распределили на две группы: первая группа это положительные герои:
    Иван-Царевич,
    Василиса-Премудрая,
    царевна-лягушка,
    Емеля.
    Ко второй группе мы отнесли врагов положительных героев:
    Змей Горыныч,
    Кощей Бессмертный,
    Баба Яга,
    Лихо.
    1.2. Общая характеристика главных героев
    Василиса Премудрая – дочь Царя, самая умная и красивая девушка в царстве.
    Иван Царевич – положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым.
    Баба Яга – отрицательный персонаж. Колдунья, умеет колдовать, летает в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках.
    Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж. Худой, скупой могущественный чародей. Живёт в подземном царстве.
    1.3. Волшебные предметы в сказках
    Одной из особенностей волшебных сказок является использование её героями волшебных специальных предметов. Их довольно много, они разнообразны.
    Мы прочитали такие сказки как: Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Царевна-лягушка, Иван-царевич и серый волк, Кощей Бессмертный, Иван – крестьянский сын и чудо-юдо, Скатерть- самобранка. Проанализировав их мы составили картотеку волшебных предметов и распределили по функциям их использования.
    Эту картотеку мы смогли составить ещё с помощью исследований Владимира Яковлевича Проппа в его книге «Исторические корни волшебной сказки».
    Картотека волшебных предметов
    Тип предмета по функции
    Название волшебного предмета
    Предметы, показывающие направление движения.
    Стрела, клубочек, перышко.
    Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.
    Зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга.
    Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство.
    Ковер-самолет, сапоги-скороходы.
    Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых.
    Живая и мертвая вода, молодильные яблочки.
    Предметы, выполняющие работу за героя.
    Меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина.
    Предметы, вызывающие помощников.
    Кольцо, огниво, волоски.
    Предметы, способные сделать героя невидимым.
    Шапка-невидимка.
    Предметы, способные заставить все вокруг плясать.
    Свисток, гусли, рожок.
    Предметы, хранящие тайны вредителей.
    Яйцо, сундук.
    Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.
    Глава 2. Результаты исследования
    В ходе самого исследования мы нашли ответы на многие вопросы, сделали выводы: кто главные герои сказок, как они выглядят, узнали о их сущности, а главное о волшебных предметах, которые использует главный герой.
    Мы поняли, что волшебная сказка возникла ещё в древности, но осталась нами любимой и понятной.
    В волшебных сказках есть волшебные предметы. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека то злой, то доброй сверхъестественной силы.
    Таким образом, наше исследование показало, что волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.
    Мы поняли, что волшебными свойствами наделяются, чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток.
    А самое главное, что волшебные сказки всегда заканчиваются победой «добра» над «злом» и в конце сказки главного героя ждёт награда.
    Отвечайте без подсказки,
    Все ли дети любят сказки?
    Загадка № 1
    Эта скатерть знаменита:
    Кормит вкусно всех досыта,
    Посмотрите вот она,
    Вкусных кушаний полна!
    (Скатерть-самобранка)
    Загадка № 2
    Через тридевять земель,
    Через тридевять морей,
    Через горы и леса
    Вас домчат за полчаса.
    (Сапоги-скороходы)
    Загадка № 3
    Знает утка, знает птица,
    Где Кощея смерть таится.
    Что же это за предмет?
    Дай дружок скорей ответ.
    (Игла)
    Загадка № 4
    Я пушистый, мягкий, круглый,
    Есть и хвост, но я не кот,
    Часто прыгаю упруго
    Покачусь и под комод.
    (Клубок ниток)
    Загадка № 5
    Круглое, румяное, сочное и сладкое,
    Очень ароматное, наливное, сладкое,
    Тяжёлое, большое
    Что это такое?
    (Яблоко молодильное)
    Источник: nsportal.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *