Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании?

15 ответов на вопрос “Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании?”

  1. Only you Ответить

    Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
    Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
    От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку.
    От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
    Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе 2.
    Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
    Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
    Зависимое слово при согласовании может быть выражено
    1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать,
    2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу,

  2. OneGuy Ответить

    Беляева Маргарита Владимировна,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки
    Методическая разработка урока русского языка в 8 классе.
    СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
    (закрепление изученного).  (Слайд 1)
    Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Способы связи слов в словосочетании»
    Задачи:
    учебные:
    формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях;
    преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
    распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово;
    группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
    развивающие:
    используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
    расширять их словарный запас;
    формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
    воспитательные:
    воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие;
    содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
    воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
    формировать навыки контроля и самоконтроля.
    Планируемые результаты:
    личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;
    метапредметные УУД:
    коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативности);
    регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;
    познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания;
    предметные: закрепить умение определять способ связи слов в словосочетании.
    Ход урока.
    I. Организационный этап.
    – Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии. Нам предстоит закрепить понятие о способах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого писателя М.Ю.Лермонтова.  (Слайд 2) Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
    – Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
    (Слайд 3)
    (Запись темы урока на доске и в тетрадях.)
    Начнём наш урок с проверки знаний.
    II. Актуализация знаний.
    а) Индивидуальная работа по карточкам.
    – Каждый из вас получил карточку. Вы должны выполнить задания. Время на выполнение – 3 минуты. (Карточки разноуровневые)
    КАРТОЧКА 1.
    Продолжите предложения…
    Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).
    Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).
    Между словами в словосочетании есть …  (грамматическая и смысловая связь).
    Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).
    Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).
    Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).
    Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).
    Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).
    КАРТОЧКА 2.
    Выберите верные утверждения:
    Словосочетание –
    Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
    Сочетание самостоятельного слова со служебным
    Соединение двух и более слов.
    Состоит из главного и зависимого слова.
    Составные словоформы
    Бывают именные, глагольные и наречные.
    Состоит только из самостоятельных частей речи
    Сочетание слов в составе фразеологизмов
    Слова, связанные по смыслу и грамматически
    Подлежащее и сказуемое
    Связь в словосочетании – подчинительная
    КАРТОЧКА 3
    Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком.
    Яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.
    У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?
    – А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
    Учащиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в работе, снимаются при общем обсуждении.
    б)  Приём «Да-нет» (2 мин.) (Слайд 4)
    -Словосочетание и слово изучается в синтаксисе (нет, только словосочетание и предложение)
    -В словосочетания слова связываются сочинительной связью (нет, подчинительной)
    -Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (да, они составляют грамматическую основу предложения)
    -В словосочетании все слова равноправны (нет, одно – главное, другое – зависимое)
    -Примеры ты и я, парты или стулья – словосочетания (нет, они связаны сочинительными союзами)
    -В русском языке существует 3 способа подчинительной связи (да)
    в) Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске).
    М.Ю.Лермонтов великий русский поэт прославившийся удивительными произведениями. (Знаки препинания не расставлены.)
    Проверка.
    – Объясните постановку тире.
    – Почему стоит запятая?
    – Назовите в этом предложении словосочетания.
    – Почему не назвали Лермонтов – поэт?
    III. Закрепление, систематизация и углубление знаний.
    а) Распределительный диктант. (5 мин) (Слайд 5)
    – Распределите словосочетания, ориентируясь на способ связи слов в словосочетании.
    Ярким сиянием, вдруг тускнели, душу пустынную, неслышно прошли, за душу странника, окружи счастием,  полных внимания,  старость покойную, люблю тебя, булатный кинжал, лилейная рука, вдоль текла, печально гляжу, позорно малодушны, на празднике чужом.
    (Взаимопроверка) (Слайд 6)
    б) Работа с текстом. (10 мин)
    Михаил Юрьевич Лермонтов — г..ниальный поэт, прозаик, дра(м, мм)атург, остав..вший яркий след в классической русской литературе. Он был необыкнове(н,нн)о одаре(н,нн)ым человеком: поэтом, художником, музыкантом. Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что вых..дило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает п..чатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно соверше(н,нн)ыми, чтобы печатать рядом с произведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитат..ся в поэзию Лермонтова, она пор..жает своей самобытностью, оригинальностью и пр..красным литературным языком. В каком бы жанре (не,ни) работал Лермонтов, все у него получалось гениально.
    – Объясните орфограммы в словах.
    – Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1 группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа) (по 5 словосочетаний).
    – Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)
    – Словосочетаний с каким способом связи в тексте больше? Почему? (Все зависит от стиля и типа речи).
    в) Грамматическая эстафета. (2 мин) (Слайд 7)
    – А сейчас немного отдохнем. Я предлагаю вам сейчас из предложенных сочетаний слов выбрать только словосочетания. Лист с заданием передаем по цепочке. Словосочетание обозначаем плюсом, а не словосочетание минусом. Чей ряд выполнит задание быстрее и правильнее, тот и выиграет эту эстафету.
    ЯРКОЙ ВНЕШНОСТИ,
    ПРАВДА О СЛУЧИВШЕМСЯ,
    ПРИ ТЕБЕ,
    БЫСТРО БЕЖАТЬ,
    ДУША ПОЛНА,
    КУПАТЬСЯ В МОРЕ,
    СОВЕРШЕННО ВЕРНО,
    Я НЕ УВЕРЕН,
    ВЕРА В ЧЕЛОВЕКА,
    ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ,
    НАДЕЖД И ДУМ,
    СЛОМЯ ГОЛОВУ,
    ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ,
    ГОВОРИЛ УЛЫБАЯСЬ,
    СРЕДИ ПУСТЫНИ.
    (Проверка)
    г) Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий с самопроверкой. (10 мин)
    – Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
    – Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 классе.
    Вариант 1
    1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
    3.Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
    4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
    7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
    10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Вариант 2.
    1.Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    2.Замените словосочетание РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    3.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
    5.Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    6. Замените словосочетание БИБЛИОТЕЧНАЯ КНИГА, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    7.Замените словосочетание ДРАГУНСКОГО  ПОЛКА, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8.Замените словосочетание СПОСОБНОСТЬ К РИСОВАНИЮ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
    9.Замените словосочетание ТИШИНА НОЧИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
    10. Замените словосочетание С УСЕРДИЕМ РАБОТАТЬ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
    (Слайд 8)
    Самопроверка (1 вариант)
    1) речушка без имени
    2) спросил усмехаясь
    3 )не вспоминали тоскливо
    4 )воображение детей
    5) сердца женщин
    6) железные листы
    7) ночей без сна
    8) вдохновение автора
    9) жизненный субстрат
    10 )коллектив строителей
    Самопроверка (2 вариант)
    1)блокнот писателя
    2)собраний родителей
    3)артиллерия врага
    4)говорили восторженно
    5)лачуг рыбаков
    6)книга из библиотеки
    7)полка драгун
    8)способность рисовать
    9)ночная тишина
    10)работать усердно
    Критерии оценки
    «5» – 10 баллов
    «4» – 8-9 баллов
    «3» – 5-7 баллов
    «2» – 0-4 балла
    IV. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (Слайд 9)
    – Каждый из вас получит карточку с текстом. Выполните задание к нему.
    Выпишите из текста по 5 словосочетаний с разными способами связи, по 3 именных, глагольных и наречных словосочетаний.
    Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
    Каждое поколение находит в поэзии великого поэта отражение своих идей и взглядов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Интерес к его произведениям.
    или
    Составить 5 предложений о творчестве М.Ю.Лермонтова, выписать 3 словосочетания с разними способами связи.
    V. Итог урока. Рефлексия.  (Слайд 10)
    Выставляются и комментируются отметки.
    Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
    •        Сегодня я узнал…
    •        Было трудно…
    •        Было интересно…
    •        Я выполнял задания…
    •        Я понял, что…
    •        Теперь я могу…
    •        Я почувствовал, что…
    •        Я приобрел…
    •        Я научился…
    •        У меня получилось…
    •        Я смог…
    •        Я попробую…
    •        Меня удивило…
    •        Урок дал мне для жизни…
    •        Мне захотелось…
    (Слайд 11)

  3. мечтающий пацан Ответить

    ч., жен. р., им. п.), что и главное слово берёза.
    При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: глубокое море (им. п.), глубокому морю (дат. п.), глубоким морем (тв. п.).
    Управление — такой способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другие части речи» употребляемые в значении существительного) ставится лри… главном слове в определённом падеже, .например: посеять пшеницу (в. п.), рожь (в. п.), овёс (в. п.); освоение космоса (р. п.), целины (р. п.).
    При управлении с изменением формы главного слова, форма зависимого слова не изменяется, например: стал рабочим (тв. п.), станурабочим (твГШіТстав рабочим (тв. п.); строить гидроэлектростанцию (в.              п.).              построив гидроэлектростан
    цию (в. п.) и т. д.
    Примыкание — такой способ связи, при котором зависимое. неизменяемое слово связывается с главным толькр_по смыслу# например: настойчиво учиться, жить дружно, очень волноваться. упорно тренироваться, разговаривал улыбаясь.
    Количественные числительные (кроме один) в именительном (и сходном с ним винительном) падеже управляют существительными, например: четыре карандаша, пять тетрадей, десять рублей. В косвенных падежах (кроме сходного с именительным винительного падейса) количественное числительное согласуется с существительным, например: нет четырёх карандашей, с пятью тетрадями, с десятью рублями, о шести книгах.

  4. На_вСюХаТуШкУ_()() Ответить

    Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:
    Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
    Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый; то грустно, то смешно; не только умный, но и красивый.
    Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
    Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
    Служебные части речи с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
    Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).
    Слова в словосочетании соединяются:
    по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой);
    грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.
    Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:
    Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
    Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
    Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.

    Подчинение и его способы

    Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по падежам и лицам.
    Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.

    Согласование

    Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.

  5. Kaziramar Ответить

    Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.
    Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:
    словосочетания;
    способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.
    Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:
    сочетание слова служебного со знаменательным;
    предикативную (то есть грамматическую) основу,
    тогда как в формулировке определения чётко сказано:
    словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
    в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.
    А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

    Необходимо УМЕТЬ:
    свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
    составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
    вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).
    ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)
    Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.
    Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
    Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.
    Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:
    СБОРНИКИ СТИХОВ,
    О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
    СБОРНИКУ СТИХОВ.
    Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:
    ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
    ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.
    ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.
    При согласовании слова зависимые – это:
    прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
    существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
    количественные числительные: два стула, десять упражнений.
    При управлении «солдатики» – это:
    существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
    числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.
    При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):
    наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
    деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
    глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
    местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.
    Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

    СПОСОБ ПРОВЕРКИ:
    Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
    Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
    Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

  6. VLOGER TV Ответить

    Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться.
    Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
    Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
    Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
    любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
    озером (каким?) голубым – главное слово озером
    любоваться (как?) долго – главное слово любоваться
    В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
    именные
    глагольные
    наречные
    любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
    озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
    любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
    три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
    очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

    Схемы словосочетаний

    Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
    любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
    озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
    любоваться долго – глагол + наречие

    §2. Виды синтаксической связи в словосочетании

    В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
    Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
    согласование
    управление
    примыкание
    Примеры:
    озером голубым – согласование,
    любоваться озером – управление,
    любоваться долго – примыкание.
    Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:
    Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
    Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
    Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
    Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
    Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

    Проба сил

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

  7. Gurisar Ответить

    Основные виды словосочетаний
    По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.
    В предложении больше подчинительных словосочетаний, в которых одно слово является главным (от него и задаётся вопрос) , а другое – зависимым.
    Осенний ветер срывает последние листья с берёз и осин.
    Существительные ветер и литья распространяются прилагательными, образуя подчинительные словосочетания: осенний ветер, последние листья;
    Глагол подчиняет себе существительные, образуя словосочетания: срывает листья, срывает с берёз и осин.
    Берёз и осин – сочинительное словосочетание.
    Самостоятельные слова, входящие в подчинительные словосочетания, выполняют в предложении роль отдельных членов предложения:
    Я вижу приметы осени.
    Вижу – сказуемое, от него проводим стрелочку с вопросом что? к слову приметы. Приметы – дополнение.
    Осенний воздух прозрачен. Воздух (подлежащее) какой? осенний (определение, подчёркиваем волнистой линией) .
    Осенью птицы улетают на юг. Улетают (сказуемое) когда? осенью (обстоятельство) ; улетают (куда? ) на юг (обстоятельство) .
    В сочинительных словосочетаниях нет главных и зависимых слов. В этих словосочетаниях объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому.
    Сочинительные словосочетания обычно состоят из слов, относящихся к одной части речи: день и ночь; гудит и воет; осенний, но тёплый; однообразно и уныло и др.
    Способы подчинительной связи
    Способы подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.
    Согласование – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
    Лениво дышит полдень мглистый. (Ф. Тютчев)
    В предложении сказуемое дышит согласуется с подлежащим полдень в ед. ч. , а определение мглистый согласуется с подлежащим в м. р. , ед. ч. , им. п. Согласование выражено окончаниями: -ит -у сказуемого, -ый – у определения.
    Чаще всего согласуются сказуемые и определения.
    Управление – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: тормозить движение, препятствовать движению; написать письмо, написать другу, написать об экзаменах и др.
    Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами.
    В предложении управляются чаще всего дополнения:
    Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин. )
    Ловил (сказуемое) чем? неводом (дополнение) ; ловил (что? ) рыбу (дополнение) .
    Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов: очень милый, уехал учиться, сказал волнуясь.
    примыкают наречия, инфинитив т деепричастия. В предложении наречия и деепричастия обычно выполняют роль обстоятельств.

  8. YAS Ответить

    Словосочетание. Способы связи в словосочетании
    Тема 1
    Светлана Бушуева
    Отдает предпочтение отечественной рок-музыке. Впервые дебютировала в прессе в 1995 году в молодежном журнате “Бумеранг”. В атом же году оканчивает университет но специальности искусствовед и начинает работать практически по профилю — продолжает сотрудничество с “Бумерангом” в качестве внештатного журналиста. В журнаге полагаются публикации о молодых отечественных рок-коллективах, играющих в стилях от панк-рока до тяжелой альтернативы. Паралельно с публикациями статей, начинается публикация и авторских фотографий. Далее сотрудничала с газетами “Вечерняя Москва”, “Загубленное Детство”, журналами “Nut”, “Новый Альбом”. В период 1996-1997 годов помогает “Р-Клубу” в организации и проведении фестивалей “Поколено”. В 1997 году была приглашена на кабельное Таганское телевидение вести передачу о музыке “Гаси Свет”, где гак же вела рубрику новостей. С 1998 года стоит у истоков журнага “Р-Клуб”. В настоящее время менеджер музыкальных программ “Р-Клуба”.
    Словосочетание– это единица синтаксиса. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
    Различают следующие виды связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
    Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: честный человек. Если изменить главное слово, зависимое слово тоже изменится: честного человека, к честному человеку.
    При согласовании главным словом является существительное (или слово в значении существительного), а зависимыми словами могут быть прилагательные, числительные, причастия, некоторые разряды прилагательных.
    Управление– это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: стал студентом. При изменении главного слова зависимое слово не изменяется: стану студентом, стал студентом, став студентом.
    При управлении зависимыми словами могут быть существительные, числительные и местоимения: заботиться о семье (сущ.), позвонить ей (мест.), разделить на два (числит.).
    Примыкание– это такой вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу: настойчиво учиться.
    При примыкании зависимыми словами могут быть инфинитив, наречие, деепричастие, форма сравнительной степени прилагательного и наречия: жить дружно (нар.), разговаривать улыбаясь (деепричастие).

  9. Чувство юмора Ответить

    В3.
    Словосочетание.
    С помощью 5-ege.ru вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.
    Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое).
    Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
    зеленые глаза, писать письма, трудно передать.
    В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:
    Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.
    Ловушка!
    Не являются подчинительными словосочетаниями:
    1.    Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;
    2.    Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;
    3.    Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
    4.    Составные словоформы: более светлый, будет ходить;
    5.    Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

    Видео о типах подчинительной связи

    Если любите формат видео, то можете посмотреть его.
    Выделяют три вида подчинительной связи:

    тип связи
    какой частью речи может быть зависимое слово
    какой вопрос задается к зависимому слову
    согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):
    морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом
    прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений
    какой?
    чей?
    Вопросы могут изменяться по падежам!
    управление  (при изменении главного слова зависимое не меняется):
    помогать отцу, читать книгу, ходить в школу
    существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без
    вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)
    Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)
    примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):
    внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку
    1. инфинитив
    https://5-ege.ru/tipy-podchinitelnoj-svyazi-v-slovosoch/
    2. деепричастие
    3. наречие
    4.  притяжательные местоимения (его, ее, их)
    1. что делать? что сделать?
    2. что делая? что сделав?
    3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?
    4. чей?
    Различай!
    Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).
    В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.
    Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.
    Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.
    Алгоритм действий №1.
    1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.
    2) Определи часть речи зависимого слова.
    3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.
    4) По выявленным признакам определи тип связи.

    Разбор задания.
    Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.
    Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­– это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.
    Алгоритм действий №2.
    1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.
    2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?
    3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.
    4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).
    5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

    Разбор задания.
    Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.
    При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла.
    Таким образом, выписываем словосочетанием сильно простыла.
    Рекомендуем:
    Морфологический анализ слова, примеры
    Раздельное, слитное и дефисное написание слов
    Знаки препинания в простом предложении
    Стили и типы речи в русском языке
    Способы словообразования слов в русском языке с примерами

  10. Nice Ответить

    Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.
    Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
    Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.
    Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:
    СБОРНИКИ СТИХОВ,
    О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
    СБОРНИКУ СТИХОВ.
    Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:
    ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
    ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.
    ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.
    При согласовании слова зависимые – это:
    прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
    существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
    количественные числительные: два стула, десять упражнений.

  11. Gramath Ответить

    Для начала нужно усвоить, что словосочетанием можно считать только сочетание слов на основе подчинительной связи. Что это значит? Один из входящих в словосочетание компонентов подчиняется другому. Проще говоря, от одного слова к другому можно задать вопрос.
    Слово, от которого задаём вопрос, – главное. Слово, к которому задаём вопрос, — зависимое:

    Какие же есть типы связи слов в словосочетании? Их три: согласование, управление и примыкание. Как же определить, к какому типу подчинительной связи относится конкретное словосочетание? Проще всего это сделать, если определить, какой частью речи является зависимое слово.

    Согласование

    При согласовании зависимое слово – прилагательное или слова с признаками прилагательного:

    Управление

    При управлении зависимое слово – существительное или слова с признаками существительного:

    Примыкание

    При примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи. Чаще всего это наречие, деепричастие или неопределённая форма глагола:

    Тест по теме «Типы связи слов в словосочетании»

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *