Какие вы знаете средства связи предложений в тексте?

13 ответов на вопрос “Какие вы знаете средства связи предложений в тексте?”

  1. Fredy Ответить

    Средства связи предложений в тексте обеспечивают его смысловую целостность и могут быть лексическими, морфологическими и синтаксическими.
    Лексические средства связи это
    Слова одной тематической группы (На улице сильно потеплело. Ярко светило солнце. Ближайшие дни, наверняка, будут жаркими.)
    Лексические повторы, а также употребление однокоренных слов (Ей хотелось забыть прошедший день. Этот день был слишком тяжелым.)
    Синонимы и синонимические замены (В Санкт-Петербурге много красивейших памятников архитектуры. Каждому следует побывать в городе на Неве.)
    Антонимы (Нельзя забыть. Нужно помнить.)
    Слова/словосочетания со значением логических связей предложений, а также резюмирующие слова, такие как – поэтому, в заключение, из этого следует и др. (Лимоны содержат много витамина С. Поэтому они очень полезные.)
    Морфологические средства связи это
    Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений (Сегодня было очень холодно. Но вскоре обещают потепление)
    Использование личных, указательных и других местоимений (Ученик забыл тетрадь. Он очень торопился, когда собирал рюкзак.)
    Использование наречий времени и места (Впереди виднелась закрытая дверь. Здесь явно не ждали гостей.)
    Единство временных форм глаголов-сказуемых (Пришла долгожданная весна. На деревьях распустились почки. Зазеленела трава.)
    Использование степеней сравнения прилагательных и наречий (Сосна была очень высокой. Выше ее только облака.)
    Синтаксические средства связи
    Синтаксический параллелизм – одинаковый порядок слов (Молодость – не порок. Зрелость – не недостаток.)
    Парцелляция (деление) полного предложения на несколько неполных. (Она осторожно помешала кашу. Попробовала, зачерпнув ложкой. Решила добавить немного соли.)
    Использование неполных предложений – отличается от парцелляции тем, что неполные предложения нельзя объединить в одно (- О чем он спрашивал? – Об учебе.)
    Использование вводных слов и предложений, риторических вопросов, обращений (Во-первых, он опоздал. Во-вторых, он нарушал дисциплину.)
    Использование прямого и обратного порядка слов (Он не забудет этого никогда. Никогда не забудет того, что произошло сегодня.)

  2. Elsaesser Ответить

    В7.
    Средства связи в тексте
    Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
    Лексические средства:
    Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова.
    Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.
    Синонимы
    Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни.
    Антонимы
    Недруг поддакивает. Друг спорит.
    Описательный оборот
    – Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.
    За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.
    Морфологические средства:
    Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
    Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся слабее.
    Использование личных (он, она, они), указательных (этот, тот, эта, та, эти, те) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
    Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.
    Наречия
    Вдруг… Сначала… Потом…
    Внизу… Справа… Рядом
    Разбор задания.
    Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
    (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
    https://5-ege.ru/sredstva-svyazi-v-tekste/
    (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
    Задание  включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он.
    Таким образом, правильный ответ – предложение №31.
    Потренируйся.
    1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    (1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.
    2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    (1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.
    3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
    (1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками  командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
    Ответы:
    2;
    4;
    2.
    Рекомендуем:
    Деепричастный оборот, примеры предложений
    Средства связи предложений в тексте. Последовательность, целостность
    Двусоставные и односоставные предложения
    Простое осложненное предложение
    Сложные предложения с примерами

  3. Красота Ответить

    Структурными средствами связи предложений в тексте являются местоимения, лексические повторы, синонимические замены, союзы, синтаксический параллелизм и др.
    Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.
    Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.
    В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.
    Лексический повтор – это повторение слова или выражения. Лексический повтор в речи используется как яркое средство выразительности.
    Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
    Очевидным является повтор слова «слово» в разных его падежах (слово – И.п., словом – Т.п., слова – Р.п.). Повтор «слово» делает текст более «чеканным», выразительным, ярким и образным.
    Кроме того, в первом и втором предложении текста мы встречаем повторение прилагательного «великое».
    Пытаясь находить в тексте лексические повторы и местоимения как средства связи, обратите внимание на то, что повторяться могут не только главные члены предложения (чаще всего подлежащее), но и второстепенные. Не пропустите это!
    Для того чтобы избежать в тексте неоправданных повторов, нужно использовать синонимы – слова, близкие по значению; описательные обороты (например, Петр – человек с клетчатым зонтиком) для названия одного и того же предмета речи.
    В этом году белые грибы появились рано. Сразу за колосковыми пошли крепкие боровики. По опушкам, правда, белые попадались нечасто: гриб прятался под ели, в их сыроватую темь.
    В рассмотренном тексте белый гриб называется боровиком (по роду) или сокращенно – белым или грибом.
    Предложения в тексте могут быть связаны союзами. Напомним, что союзы – это служебная часть речи, которая выполняет функцию соединения слов, предложений и частей предложений.
    Был жаркий день. Но вокруг села, на просторе желтых полей, покрытых копнами, было уже что-то предосеннее, легкое, ясное.
    Эти два предложения по сути могли бы оказаться одним сложносочиненным предложением, если бы перед но вместо точки мы поставили запятую. Но мы все же имеем дело в двумя предложениями, поэтому союз но выступает в роли средства связи предложений, выражая при этом противительные отношения (аналогично союзы а, да (а), зато (но) и др.).
    Синтаксический параллелизм – это одинаковый порядок одних и тех же членов предложения.
    Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.
    Заметьте, что все три предложения имеют схему «подлежащее + сказуемое»; кроме того, в первом и втором предложении повторяется схема «определение + подлежащее + сказуемое».
    Благодаря синтаксическому параллелизму, текст становится более «стройным», точным с точки зрения его структуры. Кроме того, одинаковое расположение  определенных членов предложения структурирует информацию и облегчает процесс установления связей между явлениями.
    Несмотря на то, что синтаксический параллелизм весьма часто встречается в тексте, «придумывать» его не следует: традиционно параллелизм «виден» посредством идентичных форм.
    Как правило, большинство текстов, которые будут представлены в объеме, большем двух – трех предложений, характеризуются комбинированием средств связи: это значит, что наряду с повторами в тексте могут быть и местоимения, и синтаксический параллелизм и др. Поэтому при работе с текстом всегда нужно быть внимательным: кроме чутья и «зоркости», необходимо вооружиться знанием правил и опытом при работе с разными текстами.
    Остались вопросы? Не умеете определять средства связи предложений в тексте?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  4. Ygg Ответить

    Любой текст должен нести смысловую нагрузку и иметь четко прослеживаемую линию повествования. Тема текста – это то, о чем ведется речь. Он создается для передачи информации на любую выбранную тему, переданную в виде отдельных предложений, объединенных общим смысловым содержанием.
    Каждое последующее предложение в тексте может содержать микротему, помогающую раскрыть общую тематику. В свою очередь последовательное изложение основной мысли раскрывает идею текста, то есть то, ради чего он создавался.
    Тема и идея текста всегда взаимосвязаны и формируют содержание высказывания. Основная мысль может быть высказана в одном из предложений или звучать в заголовке. Чтобы текст был содержательным, существуют способы связи предложений.
    Кроме этого, каждый текст имеет четкую структуру и признаки, определяющие его как лингвистическую единицу.

    Признаки текста

    Чтобы определить, является ли высказывание текстом, следует знать, что для него характерно:
    Во-первых, текст всегда информативен, поэтому, какие бы ни были типы связи предложений, каждое новое предложение служит раскрытию основной темы, а не повторением одного и того же.
    Во-вторых, связность, так как каждое последующее предложение связано по смыслу с предыдущими.
    В-третьих, цельность, которая создается единством темы и основной мысли в рамках раскрываемого содержания.
    В-четвертых, текст имеет завершенность, что происходит, когда основная мысль донесена до слушателя или читателя.

    В-пятых, текст всегда можно «расчленить» на меньшие части, например, абзацы.
    В-шестых, текст должен соотноситься с ситуацией, реальной или придуманной, которую может понять и осознать слушатель или читатель.
    По этим признакам можно определить, являются ли предложения частью текста или никак не связаны друг с другом.

    Строение текста

    В произведении предложения связываются друг с другом с помощью:
    локальной связи, например, по абзацам;
    глобальной связи, которая заключается в восприятии смысла текста целиком;
    контактной связи, когда дополняющие друг друга предложения стоят рядом;
    дистантной связи, при которой компоненты речи разделены разъясняющими частями текста.
    Еще одним показателем текста является его строение, в которое входит вступление, центральная часть и вывод (заключение).

    Цепная связь предложений в тексте

    Способы связи предложений делятся на лексический, морфологический, структурно-смысловой и синтаксический уровень. На структурно-смысловом уровне различают цепной и параллельный виды связи. Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего. Происходит это с применением:
    лексического повтора;
    синонимов;
    замены слов.
    Примеры средства связи предложений в тексте:
    Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города. Предложения связаны с помощью лексического повтора, при котором основная мысль предыдущего высказывания раскрывается в следующем за ним.

    Я посмотрел новый фильм. Комедия была действительно смешная. В данном виде связи используются заменяющие друг друга синонимы: фильм – комедия.
    Я прочла интересную книгу. Она захватила мое сознание на ближайшие несколько дней. Предложения связаны с помощью замены слова книгу на местоимение она.
    При замене слов чаще всего используются указательные и личные местоимения, местоименные наречия и союзные слова. Также часто применяются такие типы связи предложений, как словесный пропуск, например:
    Вечерело. На небе первые звезды. Независимо от пропуска слова, смысл текста понятен и означает, что при наступлении вечера на небе появляются первые звезды.

    Параллельные связи

    Параллельная связь предложений в тексте подразумевает, что они полностью самостоятельны и не являются дополнением друг другу. При подобной связи они либо противопоставляются, либо сопоставляются друг с другом, либо являются перечислением чего-либо.
    Этому виду связи соответствует одинаковый порядок слов, а члены предложений имеют однотипные грамматические формы. Чаще всего параллельная связь предложений применяется авторами для обрисовки более точной картины происходящего через описание. Так как каждое из предложений в таком тексте самостоятельное, они расширяют «границы» события. Это может проявляться через различные приемы.
    Примеры средства связи предложений в тексте:
    Вот послышался первый крик петуха. Вот посветлело небо на востоке. Вот на небе осталась только одна звезда. Вот и наступило утро нового дня. Одинаковое начало каждого предложения объединяет их в единый текст, передающий описание события – это анафорический параллелизм.
    На асфальт упали первые капли дождя. Прохожие стали доставать зонты. В данном примере параллельная связь предложений в тексте осуществляется объединением одним явлением – дождем – это логический вид связи.
    Машина выехала из гаража. На улице еще было пусто и тихо. Солнце только поднималось над городом. Однотипные предложения объединены с помощью их соположенности.
    Параллельная связь предложений в тексте может сочетаться с цепной и образовывать параллельно-цепную последовательность.

    Параллельно-цепная связь

    Параллельно-цепной называется связь, когда оба эти вида применяются в одном тексте. При этом второе предложение связано с первым параллельной связью, а третье имеет отношение ко второму и связано с ним цепной связью.
    Примеры средства связи предложений в тексте с помощью параллельно-цепного вида:
    Самым интересным был кабинет химии. Что могло находиться в пробирках и колбах на учительском столе? Что за портреты великих ученых и таблицы с непонятными значками висят на стене – все было ново для учеников, попавших сюда впервые. Второе и третье предложения связаны между собой цепной связью с помощью одинакового начала, тогда как первое и второе связаны логической параллельной связью.
    На улице резко похолодало. На градуснике ртуть опустилась за цифру ноль. Он показывал минусовую температуру, и это означало, что зима так просто сдаваться не собирается. Первое и второе предложения самостоятельные, и их объединяет одно явление – похолодание, тогда как третье предложение связано со вторым цепной связью с помощью замещения слов.

    При таком виде связи идет более полное раскрытие описываемых событий или перечислений.

    Лексическая связь предложений

    При лексическом виде связи предложений русский текст перегружен повторением одних и тех же или однокоренных слов. Подобный стиль изложения текста свойственен официальному и деловому стилю, а в художественной литературе – описанию. Например:
    Жили-были дед и баба. Не было у деда с бабой детей.
    История – это наука о деятельности людей в прошлом. В прошлом, существовавшем до появления человека разумного, и до событий, происходивших вчера, все становится историей.
    Также к лексической связи предложений относится замена слов синонимами или антонимами или их родовое взаимоотношение. Примеры средства связи предложений в тексте:
    На горизонте показалась крепость. Цитадель становилась все более грозной по мере приближения к ней. Замена с помощью синонимов.

    Одна из вытянутых спичек оказалась короткой. Другая – длинной. Используются антонимы.
    Таким образом, предложения «цепляются» в тексте с помощью лексических связей.

    Синтаксические средства связи

    При этом виде связи предложения полностью идентичны в своем строении. Этот метод называется синтаксический параллелизм, например:
    – Нужно быть лучшим. Нужно быть лучше себя вчерашнего.
    Соположенность предложений (объединение их в единое целое при одинаковом типовом значении) используется при параллельной связи, например:
    – Утки и лебеди плавали возле берега. В полной тишине проходило ожидание, когда очередной наблюдатель бросит куски хлеба в воды озера. Начинались суета и гвалт.

    При синтаксической связи часто используются слова, скрепляющие предложения в едином тексте: таким образом, как говорилось выше и тому подобные.

    Морфологические средства связи

    При морфологических видах связи чаще всего используют:
    замену существительных на местоимения – В лесу много деревьев. По тому, какие преобладают, можно судить о его составе. Существительные заменяются местоимениями.
    глаголы одного времени и вида – Неожиданно налетел шквал ветра. Зонт вырвало из рук. Глаголы страдательного вида стоят в прошедшем времени.

    частицы и вводные слова – Он был неправ. Следовательно, друзья его не поддержали.
    Морфологическая связь чаще всего применяется в художественных текстах описательного или повествовательного характера.

  5. .:AISON:. Ответить

    Обратимся к грамматическим правилам русского языка. В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная.
    Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.

    Особенности цепного типа соединения


    Для цепного вида связи характерны:
    замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
    использование синонимичных слов и фраз;
    лексические и синтаксические повторения;
    местоименные наречия;
    союзы и союзные слова.
    Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:
    Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
    В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.
    Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, союзных слов, местоимений, лексических повторов.

    Параллельная связь


    Как нам известно, распространенных способов соединения предложений в тексте два. Перейдем к знакомству со вторым.
    При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.
    Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.
    Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:
    одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
    употребление глаголов одной формы в каждой фразе.
    Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения. Подобная практика поможет вам справиться с заданиями из разряда: «Определите виды связи предложения в тексте».
    Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
    Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.
    Представленные примеры относятся к двум типам речи: описание и повествование. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.
    Фразы схожи по модели своего построения: сначала идет подлежащее, затем — сказуемое. Помимо характерной параллельной структуры, в каждом примере были использованы глаголы, стоящие в форме единственного или множественного числа прошедшего времени.

    Существуют ли другие виды связи предложений в тексте?


    В некоторых интернет-источниках выделяется третий тип сочетания самостоятельных фраз в тексте — присоединение. При этом виде связи часть высказывания становится самостоятельной, конкретизируя и дополняя основную информацию.
    Распознать этот тип можно по использованию характерных для него сочинительных и присоединительных союзов: даже, главным образом, притом, в первую очередь, в частности, например, прежде всего.
    Рассмотрим несколько предложений:
    Все предметы в комнате, в особенности одежда и книги, были неряшливо разбросаны.
    Все в доме были крайне смущены, в первую очередь мой дядюшка.
    На примере этих фраз видно, что часть высказывания, отвечающая за детализацию основной мысли, становится обособленной, самостоятельной. Однако она не превращается в самостоятельное предложение.
    Из трудов известных русских лингвистов Л. В. Щербы, В. В. Виноградова можно узнать, что присоединение работает только внутри фразы и не относится к видам связи между предложениями в тексте.

    Комбинирование видов связи


    Следует помнить, что параллельный и цепной типы соединений могут встречаться не только поодиночке. Довольно часто попадаются объемные тексты с различными видами связи.
    В зависимости от того, что хочется сказать автор, он использует определенный тип соединения предложений в тексте. Например, для описания природы он выберет параллельный способ. А для рассказа о том, как прошел день, — цепной.

    Средства связи. Какими они бывают?

    Мы узнали, какие существуют виды связи предложений в тексте. Выявили их характерные особенности и научились распознавать. Теперь перейдем ко второй части нашего плана.
    Средства связи предложений в тексте делят на три большие группы: лексические, морфологические, синтаксические. С каждой из них мы познакомимся и рассмотрим примеры для лучшего усвоения темы.

    Лексические средства связи


    К этой группе в современном русском языке относятся:
    Лексические повторы слов или словосочетаний. Этот прием используется достаточно часто, так как придает тексту особую выразительность. Пример: «Мальчик взял в библиотеке книгу для домашнего чтения. Книга оказалась очень увлекательной».
    Однокоренные слова в соседних предложениях. Например: «Весенний день был так прекрасен! Недаром весну называют самым прекрасным временем года».
    Синонимы. Часто встречаются в художественных и публицистических текстах. Делают речь более экспрессивной, красочной. Для примера: «Его роман был хорошо принят критиками. По достоинству произведение оценили и преданные читатели».
    Антонимы (в том числе контекстуальные). Приведем пример: «У него было много друзей. Недругов на порядок меньше».
    Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения: «Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью».

    Морфологические средства связи


    Рассмотрим, какие морфологические средства связи предложений в тексте могут нам встретиться:
    Личные местоимения в форме третьего лица: «Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала».
    Указательные местоимения. Например: «Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной».
    Местоименные наречия. Приведем пример: «Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя».
    Частицы, союзы. Рассмотрим пример: «Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо».
    Соблюдение единства вида и времени глаголов. К примеру: «Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи».
    Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени: «День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает».
    Наречия со значением времени, места. Пример: «Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад».

    Синтаксические средства связи

    К группе синтаксических средств относят:
    Вводные слова и конструкции. Например: «Во-первых, он был слишком молод. Во-вторых, слишком глуп».
    Неполные предложения. Для примера: «Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя».
    Синтаксический параллелизм (использование одинаковой конструкции для построения соседних предложений). Пример: «Надо быть мудрым. Надо быть ответственным».
    Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности). Рассмотрим пример: «Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу».
    Комбинирование прямого и обратного порядка слов: «Я буду ждать, когда ты вернешься. Ты вернешься, и мы заживем счастливо».
    Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее».
    Мы узнали, какими бывают средства и виды связи между предложениями текста. И закрепили теоретические знания, разбирая примеры.
    Теперь, наткнувшись на задание «Определите, какие встречаются в тексте виды и средства связи», вы легко с ним справитесь.

  6. secretstar Ответить

    Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
    Лексические средства связи
    При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
    повторяющиеся слова:
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
    однокоренные слова:
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
    слова-синонимы:
    В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
    контекстуальные синонимы:
    Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
    антонимы:
    Недруг поддакивает. Друг спорит.
    При параллельной связи используйте
    слова одной тематической группы:
    Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
    (Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)
    Морфологические средства связи
    При цепной, или последовательной, связи используются
    Союзы:
    Очень хотелось спать. Но надо было работать.
    Местоимения:
    Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
    Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
    Степени сравнения прилагательных и наречий:
    Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
    Единство временных форм глаголов-сказуемых:
    Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
    При параллельной связи используются
    наречия времени и места:
    Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
    Синтаксические средства связи
    При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
    прямой или обратный порядок слов:
    Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
    При параллельной связи предложений используйте
    Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
    вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):
    Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
    На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!
    Удачи!
    Подписаться на Русское слово

  7. Keris Ответить

    Лексические повторы

    Употребление одинаковых слов в 2-х предложениях. (В том числе и однокоренных)

    Синонимы

    Употребление синонимов в 2-х предложениях
    Пример:
    Он играл хорошо. Я в этом был неплох

    Антонимы

    Употребление антонимов в 2-х предложениях
    Пример:
    Враг поддакивает. Друг спорит.

    Союзы

    Употребление союзов в начале второго предложения
    Пример:
    За окнами шумит дождь. Зато дома тепло и уютно.
    Некоторые союзы в начале предложения не употребляются, однако также употребляются, но также являются средствами связи. Их можно заменить на союз “и”.
    Пример:
    За окном тепло. В доме тоже уютно.

    Местоимения

    Использование местоимений вместо слов из предыдущего предложения.

    Наречия

    Использование наречий меры и степени вместо слов из предыдущего предложения.
    Пример:
    Зеленела небольшая роща. Здесь было тихо и спокойно.

    Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов)

    Это средство связи предполагает одинаковый порядок членов предложения и частей речи в двух предложениях.
    Пример:
    Юность – время надежд. Зрелость – пора свершений

  8. Faust Ответить

    Средства связи предложений в тексте:
    Лексические:· Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была в Бобыля своя хата и собака.· Синонимическая замена. Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.· Использование антонимов. Один был высокого роста, другой – роста низкого.· Родовидовые слова. В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.
    Морфологические:· Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.· Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.· Использование союзов, частиц, вводных слов. Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *