Какие знаки препинания передают состояние героев диалога и почему?

10 ответов на вопрос “Какие знаки препинания передают состояние героев диалога и почему?”

  1. Kiriris Ответить

    Что же такое диалог (греч. ????????)? – В первоначальном значении это слово переводится, как разговор, беседа двух людей. При этом речь каждого из его участников называется репликой. В обыденном смысле под ним подразумевают литературную или театральную форму, с помощью которой достигается устный или письменный обмен в процессе разговора двух, трех и более человек. Что же касается философского и научного смыслов, то диалогом называют специфическую форму и организацию общения, коммуникации. Традиционным противопоставлением диалога является монолог. Помимо осуществления коммуникации между людьми он может использоваться, как  в литературе и кино, так и как передача философских идей (в качестве примеров подойдут диалоги Платона — «Федон», «Пир»), обучение иностранным языкам (в качестве упражнений).
    Диалог бывает равноправным и структурированным, но существует и довольно редкая, но крайне занимательная разновидность так называемого «вопросительного» диалога, состоящего только из вопросов, половина из которых является ответами. В качестве примера:
    – Ты куда-то спешишь, Степка?
    – А почему бы мне не спешить?
    – Ты куда-то опаздываешь?
    – Разве ты не знаешь, что я учусь во вторую смену?
    – Но разве сегодня не суббота, и у тебя не выходной?
    – А ты думаешь, что наших преподавателей этот вопрос волнует?
    Расстановка знаков препинания в диалоге довольно проста, и не требует от учащегося запредельных усилий. Важно просто запомнить, что существенные различия бывают в двух случаях: если есть слова автора, и если оных слов нет. Также существует разница при написании реплик: с новой строки или подряд.
    Рассмотрим каждый случай в отдельности.
    1). Если диалог идет без слов автора, а реплики его пишутся каждая с новой строки, то перед репликами ставится тире.
    Пример:
    – Что ты рисуешь?
    – Это ты.
    – Не похоже.
    Если же в диалоге без слов автора реплики пишутся подряд, то каждая из них должна заключаться в кавычки и отделяться от соседней путем постановки тире.
    Пример:
    «Давайте посидим поболтаем здесь», – предложил я. «Нет, пойдем на скамейку», – ответил Петр.
    2). Если в диалоге наличествует речь автора, его реплики пишутся каждая с новой строки, то знаки препинания ставятся так же, как в прямой речи (если прямую речь ставят аккурат после слов автора, то она должна предваряться двоеточием и заключаться в кавычки; если прямая речь ставится перед словами автора, то она заключается в кавычки и итожится тире; если же прямая речь прямая речь разрывается словами автора, то после первой части ставится сочетание запятой и тире, и то же самое выставляется после слов автора. Вся фраза обрамляется кавычками).
    Пример:
    – Что ты рисуешь? – спросил я.
    – Это ты, – ответил малыш.
    – Непохоже, – усмехнулся я. – Давай, помогу.
    Если же в диалоге со словами автора реплики пишутся подряд, то тире между ними не ставится.
    Пример:
    «Давайте  посидим   поболтаем здесь»,   — предложил я. «Нет, пойдем на скамейку», — ответил Петр.
    Как можно заметить, ничего сложного в расстановке знаков препинания в диалоге нет. Но если у вас все еще остались вопросы, то мы способны оказать вам консультативную помощь. Наш портал Tutoronline.ru всегда готов помочь вам понять и разложить по полочкам любую тему. С нашей квалифицированной помощью процесс обучения становится, как никогда легким. Каждому, кто зарегистрируется на сайте, предоставляется 25 минут бесплатного пробного занятия с преподавателем. Ознакомительные плюсы этого шага помогут вам в дальнейшем при выборе подходящего тарифного плана и дальнейших занятий с профессиональными педагогами, работающими для нашего сайта.
    Остались вопросы? Не знаете, как сделать домашнее задание?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  2. Dawngrove Ответить

    Знаки препинания при диалоге Знаки препинания при диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.
    I. При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, сказал он, одобряет нашу мировую». «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». «Нашли за что ссориться!..» (А. Пушкин).
    Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», попросил Берлиоз. «Нарзану нету», ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..» (М. Булгаков).
    Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.
    П. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: Я сажусь на скамью.
    Что это вы пели?
    Песню.
    Какую?
    Да, так, песня. Деревенская.
    А вы расскажите мне её.
    Зачем вам?
    Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расска­жите, а я запишу (С. Чёрный).
    Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например:
    Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:
    -— А кто?
    Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капи­тан Копейкин! (Н. Гоголь)
    Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:
    Куда же пристать?
    Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.
    Так пристанем к ближайшей! сказал кто-то.
    Отчего же к ближайшей? возразил другой. Уж заберёмся подальше.
    И здесь хорошо (И. Гончаров).

  3. Zulkirn Ответить

    § 47.6

    Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.
    1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).
    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
    а) Он глянул с усмешкой:
    — Ничего, до свадьбы заживёт.
    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
    — Кто такие?
    в) Мать нахмурилась:
    — Опять двойку получил?
    г) Все ужаснулись:
    — Неужели это правда?
    д) Старик рассердился:
    — Немедленно уходи отсюда!
    е) Дети побежали навстречу матери: — М а м а !
    ж) На этот раз он обозлился:
    — Больше ни грамма не получите!
    з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:
    — Подъём! Вставайте!
    Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский:  «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)
    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий»(Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).
    2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:
    а) Никому не хотелось уходить.
    — Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.
    б) Мои слова его явно смутили.
    — Значит, ты мне не доверяешь?
    в) Другого выхода у него не было.
    — Я принимаю ваши условия.
    г) Брови матери нахмурились.
    — Я не разрешаю этого делать.
    д) Глаза маленького машиниста заблестели.
    е) — Замечательная! Отремонтировано на славу!
    Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила.  «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
    — Запишите подробно мои замечания,  — сказал он спокойным голосом.

  4. Легенда Ответить

    Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
    Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
    Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
    Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!
    В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
    Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
    Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
    Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
    Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

    4. Диалог

    Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
    Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *