Каким голосом поет иван грозный в опере римского корсакова царская невеста?

12 ответов на вопрос “Каким голосом поет иван грозный в опере римского корсакова царская невеста?”

  1. Andrordred Ответить

    Я в ужасе, когда слышу, что действие «Пиковой дамы» помещают в больничную палату, мне трудно поверить, что идущий в Большом «Риголетто» называется зрителями на сайте театра “порнографическим” спектаклем. Нет, мне хочется другого – а именно: какой-то режиссуры, драматической игры, движения. Ведь скучно до зевоты смотреть на стоящих певцов, исполняющих свои партии, на хор, расположившийся на сцене без признаков жизни.
    Там, где режиссура была, например в первой картине, где Малюта Скуратов, явившийся на пир, олицетворяет собой своего патрона – Ивана Грозного, – спектакль двигался. Малюта царит на пиру, и под его дирижирование поют здравицу царю, он выгоняет с пира «охальника» Лыкова, осмелившегося заикнуться, что царь «грозен», его одаряют, перед ним лебезят, его катают на санях, к его услугам любая из девичьего хоровода. Хорошо!
    Но таких живых моментов раз два – и обчелся. Музыкальную часть буду хвалить, оркестр превосходен, хорош дирижер, он же музыкальный руководитель и главный дирижер Большого, уроженец Владикавказа, 38-летний Туган Сохиев. Из певцов отмечу лирическое сопрано из Молодежной оперной программы Ольгу Кульчинскую. Чудесный голос и драматическая игра – все есть у этой артистки, партию свою провела она великолепно.
    Григорий, сильный красивый баритон, не обделенный внешностью – высокий, красивый – как мне показалось, ведет себя скованно – то ли наряд мешает, то ли сцена непривычна… Любаша – сильное красивое меццо – слишком неподвижна. Редкой красоты арии могли бы воздействовать сильнее при драматической игре. Когда-то на спектакле в Большом в 1916-м в роли Любаши выступала молодая Надежда Обухова, а Марфы – тоже молодая Антонина Нежданова…
    Парадоксально, но в опере о царской невесте царя как такового нет, нет его оперной партии. Правда, в действии он участвует. Он появляется перед домом Собакина, где на скамеечке сидят две «боярышни», Дуняша и Марфа, и сверлит их пронизывающим взором. В последней постановке – все же Большой театр! – царь появляется верхом на коне. С коня трудно увидеть девушек, действие несколько затягивается, решение сцены, на мой взгляд, не самое удачное.
    А уж сколько земных поклонов отвешено персонажами перед иконой Богородицы в ходе спектакля! Совершенно в духе нашего, впавшего в комический клерикализм времени!
    Не думаю, что, когда композитор брался за оперу, его очень волновали вопросы истории. Да и Мей, автор драмы, Грозного коснулся как-то походя.
    Хотя стоит задуматься даже над введенным Иваном IV обычаем – смотра претенденток на звание царицы.
    Не знаю, было ли нечто похожее на Западе. Сам царь, славившийся распутством (англичанин Горсей рассказывал, что Грозный похвалялся, что растлил тысячу дев и убил тысячи своих детей), болевший, по всем признакам, венерическим заболеванием, потерял счет своим бракам. Три его жены были выбраны им на смотре невест – Анастасия Романовна, Марфа Собакина и Анна Колтовская.
    Только первый брак царя сложился удачно, длился 13 лет, после чего жена умерла молодой, по-видимому, отравленная. Третья и четвертая жена были царицами совсем недолго, с четвертой женой царь развелся в том же 1572 году, когда и женился. Была она насильственно пострижена.

  2. Kafym Ответить

    Время действия: осень 1572 года.
    Место действия: Александровская слобода
    Действие первое

    Пирушка
    Горница в доме опричника Григория Грязного. В глубокое раздумье погружен Григорий: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова.
    Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Гусляры и песенники веселят гостей песней и пляской «Яр-хмель».
    Громко провозглашают гости славу своему государю Ивану Грозному. Во время пирушки Малюта вспоминает о Любаше, любовнице Грязного. Грязной зовет Любашу, и она по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Кончается пир, расходятся довольные гости. Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья. Лекарь обещает помочь. После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Ни на минуту не покидает его тоска по красавице Марфе. Звонят к заутрене. Григорий уходит, оставляя Любашу в смятении. Она клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.
    Действие второе

    Приворотное зелье

    Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Приходят опричники, затевающие какое-то новое дело против бояр. Народ сторонится их. Из монастырских ворот выходят Марфа с Дуняшей и ключницей Петровной. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг кто-то в черном монашеском одеянии появляется из ворот монастыря и сталкивается с Марфой. Она не узнает в чернеце царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд приводит Марфу в ужас. Лишь увидев отца и жениха, направляющихся к дому, Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними.
    Темнеет. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу. Но, взглянув в освещенное окно, Любаша, успокоенная отходит: «…Это Марфа?…От сердца отлегло: разлюбит скоро Григорий эту девочку!» Лишь снова заглянув в окно. Любаша понимает, что ошиблась: за Марфу она приняла Дуняшу. Любаша поражена красотою Марфы: «…Эту не разлюбит. Зато и я ее не пощажу!» В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается на это в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.
    Из дома Собакиных выходит Лыков, его провожает сам хозяин. Узнав из их разговора, что Григорий завтра будет в доме Марфы. Любаша настойчиво требует зелья у Бомелия. Слышится песня опричников. Любаша бросается навстречу этой песне, но останавливается, вспомнив, что Григорий разлюбил ее. Бомелий, притаившись, ждет ее у дверей. Любаша идет к лекарю, как на казнь. На улице появляются опричники и, во главе с Малютой, направляются на расправу с крамольными боярами. В доме Бомелия гаснет свет.
    Действие третье

    Дружка

    Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей приглашены во дворец к царю на смотрины. Встревожен Лыков, встревожен и Григорий. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной, вторя ему, вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова, но в голосе его звучит насмешка…
    Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту. В чарку Марфы он незаметно посыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна.
    Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты. Вдруг в горницу вбегает Петровна и падает в ноги Собакину: «К тебе идут бояре с царским словом!» Собакин поражен. Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа должна стать царицей.
    Действие четвертое

    Невеста

    Царский терем, где перед свадьбой живет Марфа — невеста царя. Тяжелый неведомый недуг томит ее. Горькие мысли о дочери не дают покоя Собакину. Напрасно Домна Сабурова пытается обнадежить его. Грязной рассказывает Собакину: «…лиходей ее во всем сознался, и государев чужеземный лекарь берется излечить ее недуг». Собакин не знает, кто этот лиходей, но идет сказать об этом дочери. В смятении вбегает в терем Марфа. Она понимает, что виновником ее недуга считают Лыкова, и хочет спасти его, отрицая свою болезнь. Но Грязной отвечает, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем, и царь приказал казнить его, что и выполнит он, Грязной, собственноручно. Узнав о смерти любимого, Марфа в беспамятстве падает на пол.
    Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Но Марфа не слышит его: вновь вспоминает она свое детство, проведенное в Новгороде, жениха… Грязной в отчаянии. Но перед тем как отдать себя в руки опричников, он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. Появившаяся Любаша рассказывает ему, что подменила отравой приворотной зелье, которое дали Марфе. Григорий бросается к Любаше и ударом ножа убивает ее. Грязной прощается с Марфой и отдает себя в руки опричников. Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым. С его именем на устах она умирает.

  3. Mugis Ответить

    Иссушающая любовь, безудержная ревность, ядовитая месть, злобная алчность – эти чувства владеют людьми в любую эпоху. Шекспир в свое время гениально описал подобные проявления человеческой натуры, после чего даже появилось выражение – «шекспировские страсти».
    Настоящие шекспировские страсти кипят и в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Любовь, страсть, ревность, зависть и – как результат – преступление… Трагичная история мрачной эпохи Ивана Грозного никого не оставляет равнодушным и в веке 21-ом. «Постановка в «Геликоне» – современна и вызывающе прекрасна, – делится своими впечатлениями народный артист РСФСР Юрий Веденеев. – Смелые режиссерские решения Дмитрия Бертмана и световая партитура усиливают воздействие прекрасной музыки Римского-Корсакова на зрителей, создают атмосферу грозной, неотвратимой силы, уничтожающей хрупкую человеческую личность. Это потрясающая работа «Геликона!».
    «Восхищена цветовым решением спектакля: золотой, алый и черный, – дополняет народная артистка РСФСР Светлана Варгузова. – Финальная ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём» пронзает до боли и оставляет ощущение горькой утраты. Я получила огромное наслаждение!».
    «Это захватывающая камерная эротико-психологическая драма о страстной любви, обреченной на гибель в условиях жёсткой тоталитарной системы. Смотрится на одном дыхании», – пишет Екатерина Кретова в «Московском комсомольце». Но все ли так однозначно? Зрителям решать самим.
    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ПИРУШКА
    Царский опричник Григорий Грязной впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно он засылал сватов к отцу полюбившейся ему Марфы: купец Собакин наотрез отказал ему, поскольку Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.
    К Григорию приходят гости. Среди них Малюта Скуратов, царский лекарь Бомелий и Иван Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран. Грязной тайно просит лекаря достать такое снадобье, которым можно приворожить девушку, обещая щедро наградить за услугу. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она не уступит своего счастья и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.
    ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ
    Улица в Александровской слободе. Марфа рассказывает Дуняше о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает грозный призрак – царь Иван прошел в отдалении, заглядевшись па них. В сумерках к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. Бомелий готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша соглашается на позорную сделку.
    ДРУЖКО
    В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора уж справить её, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен, взволнован и Григорий. Наконец возвращается Марфа. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно подсыпает в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами: царь избрал в жены не Дуняшу, как надеялись влюблённые, а Марфу.
    НЕВЕСТА
    Собакин глубоко опечален болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить. Грязной докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту государя и за то казнён. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной в ужасе: вместо того, чтобы приворожить, он погубил её. Не в силах снести душевных мук, Грязной признаётся в совершенном им преступлении – он отравил Марфу и оклеветал Лыкова. Любаша сознается, что это она подменила зелье, и в ярости Грязной убивает её. Сам же он готов принять любые муки, чтобы искупить страдания любимой.

  4. ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА Ответить

    Действие I

    Пирушка
    Горница в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это… Любаша?» — спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» — отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, та по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья — «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.
    После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

    Действие II

    Приворотное зелье
    Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

    Действие III

    Дружка
    Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.
    Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.
    Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.
    Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.

    Действие IV

    Невеста
    Царский терем. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно. Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», — говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает ее ударом ножа.
    Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым. Распечатать

  5. Faem Ответить

    В океане русской оперной музыки есть всего три серьезных «претендента» на звание «русской оперы № 1»: «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского и «Царская невеста» Римского-Корсакова. Именно в этих трёх произведениях ярче всего отражается стилистическая оригинальность, философская глубина и мелодраматическая красота. Как по-настоящему гениальные произведения, все три оперы далеки от композиционной безупречности, но при этом все три по своей музыкальной драматургии прекрасно сценичны и зрелищны и, разумеется, все три никак не могут быть толком поставлены на русской сцене… Есть и «сюжетно-структурные» параллели у этих общепризнанных шедевров (главные герои в этих операх либо влезают в окно, либо подглядывают в него, либо выпрыгивают; во всех трех звучит заздравный хор на тему «славься» по адресу коронованных особ, все три заканчиваются гибелью главных героев и т.п.). Выбрать из этих опер «одну-единственную» практически невозможно. Однако есть несколько нюансов, которые «выгодно» отличают «Царскую невесту» от произведений Мусоргского и Чайковского… Если «Пиковая дама» – произведение «красивое» (мелодийное богатство этой партитуры невозможно переоценить!), но «не-оперное» (отсутствие сквозных лейтмотивов, номерная («романсная») структура), а «Борис Годунов» – произведение «оперное», но «не-красивое» (о мелодийности этой грозной драмы говорить как-то нелепо), то «Царская невеста», в моем понимании, – и «оперна», и «красива»! В своей опере Римский-Корсаков «учёл» недостижимые свершения своих великих современников, и может даже показаться, что партитура «Царской невесты» представляет собой некий синтезированный диалог между Чайковским и Мусоргским… Если вспомнить, например, «Псковитянку», то становится «слышно», что без Чайковского «Царской невесты» не было бы точно, а «колокольные» цитаты из «Бориса Годунова» говорят сами за себя… При всей узнаваемости партитурных «источников» «Царская невеста» исключительно гармонично устроена, и главную роль в этой цельности играет лейтмотивная структура произведения. «Сквозными» лейтмотивами пронизаны партии и Марфы, и Грязного, и Любаши, и Малюты. При этом Римский-Корсаков не «уходит» в монологичную монотонность музыкальной драмы (а ля Вагнер): речитативные диалоги растворяются в дуэтах, дуэты переходят в арии, арии вливаются в квартеты, и каждый номер «украшается» новой мелодией, которая, чуть намечаясь, лейтмотивом тает в дальнейшей музыкальной характеристике образа. Таковы и симфонические «антракты» и «вставные» хоровые номера, плотно нагруженные драматургическими функциями (наиболее ярким фрагментом является вступление к четвертому акту и словно вырастающий из него монолог Собакина). За исключением «гуслярной» сцены у Грязного, в опере нет ни одного «декоративного» номера: весь музыкальный материал подчинен кристально чистой сверхзадаче – музыкальному повествованию о природе несправедливости…

Добавить комментарий для Mugis Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *