Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера?

15 ответов на вопрос “Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера?”

  1. ZzakaZzak Ответить

    Как бы вы расшифровали такую черту лидера-руководителя, как внимательность к последователям? В Великобритании лидера считают внимательным, если он показывает подчиненному, как работать с оборудованием, тогда как в Японии очень внимательный лидер помогает подчиненным решать их личные проблемы.
    Даже приведенные примеры трактовки лидерских черт в разных странах показывают, что важны не сами по себе качества, а их проявление в поведении и влияние лидерского поведения на групповую и организационную эффективность. Поэтому далее возникли иные теории, о них будем говорить позже. Но объяснение лидерства через лидерские качества актуально и сегодня.
    Свидетельством тому выступает огромное количество книг по лидерству, где каждый автор предлагает свой перечень характеристик эффективного лидера. Например, один из самых известных экспертов по вопросам руководства компаниями Уоррен Беннис (W. Bennis), почетный профессор управления Южно-Калифорнийского университета, в своей книге “On becoming a Leader” (1989/1994) этот список видит таким: Направляющее видение, Доверие, Страсть, Любознательность, Целостность личности, Дерзновенность.
    Доказательством популярности теории черт является и появление уже в настоящий период теории трансформационного и харизматичного лидерства.
    В завершении этого вопроса, рассмотрим в качестве любопытных примеров некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.
    1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их последователи. Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются группой людей, они «далеки от народа». Интеллектуал в среде посредственных людей может занять место ближайшего помощника, тайного советника лидера, но не статус самого лидера.
    2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но они не всегда эффективны, следовательно, их лидерство ставится под сомнение.
    3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Хотя здесь смешивается известность и лидерство.
    4.Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту. Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
    5.Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.
    6.Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.
    Итак, взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.

  2. Snowwalker Ответить

    Теория великих людей

    Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.
    Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем
    Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.
    Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.
    1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.
    2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности. Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.
    3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности.
    4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования, вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
    5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.
    6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизматичность, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.
    Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.

    Стив Джобс — основатель Apple

    Лидер может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Apple». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела. Он вернулся, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке.
    Таким образом, корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение. Получается это у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример — печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность в начале 90-х. Неслучайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

  3. Bloodweaver Ответить


    Особенности проявления лидерства. Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях.
    Лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает.
    Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так как он не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций. Существует два типа лидеров: инструментальный — в деловых отношениях и экспрессивный — в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек), который обычно сглаживает конфликты, напряжение, что повышает эффективность работы; в противном случае он может стать зачинщиком асоциального поведения.
    В качестве лидеров, как правило, выступают разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. Человек, претендующий на место лидера, должен психологически стремиться к превосходству и действительно чем-то превосходить остальных, обладать четким видением будущего и путей движения к нему. В группе лидер может выполнять роли координатора, контролера, плановика, политика, устанавливающего цели, эксперта, арбитра, символа, носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»). В большинстве случаев лидер — также источник ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, поскольку в коллективе общее мышление обычно ближе к образу мысли руководства, чем рядовых членов.
    В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь.
    В коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он — интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки. Многочисленные функции лидера интегрируются во всеобъемлющую роль «отца семейства». Если в некотором отношении он не соответствует идеалам последователей, они могут попытаться переделать его на свой манер.

  4. Kigasar Ответить

    Как мы увидели, в определении роли лидерства играют роль многие личные свойства. Их может быть больше или меньше; они также могут в определенной степени противоречить друг другу. В идеальном плане мы нуждаемся в сравнении требуемых качеств с ситуацией, с которой лидеры имеют дело. Например, в какой ситуации лидеры должны думать аналитически, решать быстро, завоевывать популярность? Мы можем попытаться определить типы деятельности лидера, анализируя те роли, которые лидерам приходится изучать. [c.76]
    Каковы в таком случае эти роли? Во-первых, лидеры рассматривают и анализируют проблемы, стоящие на повестке дня; во-вторых, лидеры вырабатывают решения этих проблем; в-третьих, найденное ими решение проблемы становится официальным; в-четвертых, они “продают” эти решения общественным группам. Каждый из этих видов деятельности предполагает различные личностные качества лидера.
    На первых стадиях – анализ проблем и выработка возможных решении – лидеры должны уметь отличать важное от несущественного, взвесить альтернативы, предусмотреть возможные выходы из положения. Конечно, им помогают выбранные ими советники, которые заранее ознакомились с проблемами и будут подсказывать решения; но лидеры не должны полностью зависеть от их советов; они должны определять ценность их предложений и расспрашивать об основах, на которых эти предложения сформулированы, выискивая таким образом проявления необъективности или ошибки. На первых двух этапах, следовательно, самое требуемое свойство – интеллект.
    На последующих стадиях (принятие решений) лидер должен быть готов остановить в какой-то момент анализ альтернатив и выбрать одно из предложений. Решения не должны приниматься слишком быстро, пока проблема еще адекватно не проанализирована, но и не должны слишком долго откладываться: действия следует предпринимать с учетом данной проблемы; другие проблемы также нужно анализировать. Не все проблемы одинаково неотложны, разумеется, и интеллект требуется для правильной оценки момента, когда решение должно быть принято. Но принятие решения не является в первую очередь вопросом интеллекта: это вопрос силы воли и смелости. Лидер должен обладать эмоциональной способностью останавливать дискуссию и занимать позицию. Это, он сделает, если у него есть сильное желание добиться результатов. “Мотивация к результату” – это, наверное, в данном случае главное из требуемых качеств. Слишком много интеллекта, может оказаться даже контрпродуктивным, когда требуется решительность. [c.77]
    Затем лидер должен “продать” принятое решение какому-то количеству общественных групп. Для упрощения эти группы могут быть поделены на три основные категории: непосредственное окружение, бюрократия и широкая общественность. Непосредственное окружение включает многих, кто участвовал в подготовке решения. В предвидении возможных возражений (тактических или по существу), которые могут быть выдвинуты членами непосредственного окружения, лидер должен также обладать такими качествами как хитрость и упорство. Лидер время от времени сталкивается со значительным давлением в процессе принятия решений; ему приходится также иметь дело с ситуацией, когда непосредственные подчиненные разделяются относительно предложенного решения. Таким образом, сильная мотивация к достижению результатов является синонимом решительности. Разумный расчет, характеризующий стадию анализа, открывает путь к “неустойчивой” односторонности, нужной для выбора и сохранения определенного направления действий.
    Вторая группа, которой лидер должен уделить внимание, состоит в основном из административного аппарата государства, хотя включает и другие органы, участвующие в исполнении решений, в том числе даже частные или полугосударственные. Конечно, способность администраторов проводить решения в значительной мере зависит от качества персонала (включая его готовность подчиняться) и от эффективности организации. Но во всех ситуациях она также зависит от того, какое внимание лидер уделяет выполнению решений, которые он принял, контролю за ним. Выполнение решений всегда наталкивается на трудности, которые должны быть сглажены.
    Трудности могут быть сведены к минимуму, только если лидер проявляет способность к пониманию административного процесса и обращает хотя бы какое-то внимание на детали. Именно это имеют в виду, когда говорят о “целевой ориентации” лидера, Целевая ориентация должна включать определенный интерес к рассмотрению конкретных проблем, порожденных выполнением решения, и определенную готовность “спуститься” от общего к частному. Но здесь тоже таится опасность: [c.78] чрезмерное внимание деталям отнимает время, которое можно более плодотворно использовать для решения других проблем. Среди американских президентов такой стиль был характерен для Картера, вникавшего, в отличие от Эйзенхауэра и Рейгана, во все детали.
    И все-таки целевая ориентация не должна рассматриваться как чисто негативная черта: когда бюрократия неэффективна или когда администрации предъявляются высокие требования, например, при проведении новой политики, более пристальное внимание к деталям может быть предпосылкой успеха.
    В ходе контактов с третьей группой – с широкой общественностью – требуется другое качество лидеров – общительность. Все лидеры должны быть “общительны”, особенно в этом нуждаются общенациональные политические лидеры. Некоторые ситуации требуют от них того, чтобы они были популярными или в традиционном смысле слова – “харизматическими”. О лидерах очень часто судят по их “общительности”, поскольку способ их общения с людьми может увеличить их популярность. В результате, люди, акцентируя внимание на общительности лидера, могут недооценить роль других его личных качеств. Однако, как подчеркивает Фидлер, общительность, похоже, вступает в конфликт с целевой ориентацией. Вряд ли лидер в одинаковой мере обладает этими обоими качествами. Общенациональные политические лидеры не должны слишком усердно заниматься поиском популярности.
    Итак, от общенациональных лидеров требуется широкий круг качеств. Они должны быть также очень энергичными людьми, поскольку лишь в таком случае от них можно ожидать полной отдачи в решении проблем. Но одной энергичности недостаточно, она должна быть дополнена другими качествами, даже если общество спокойно, его запросы невелики. В противном же случае “подходящие” кандидаты в лидеры тем более должны быть наделены качествами, отличающими их от обычных людей.

  5. Cold_heart Ответить

    Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отме­тить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легаль­ным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повсе­дневных задач в спокойные периоды развития общества. Ли­деры харизматического типа являются катализаторами пе­ремен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
    Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
    Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
    I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
    1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
    1 шингтоне».
    I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
    Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
    В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.
    Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
    Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.
    Проверьте себя
    1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Какой политический лидер прошлого или современно­
    сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
    теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
    гию лидерства.
    2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
    теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
    дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
    щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
    Аргументируйте свой ответ.
    3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
    рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
    ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
    тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
    профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
    поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
    20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
    опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
    учебника, каким можно предположить мнение населения о
    политическом лидере? В какой последовательности располо­
    жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
    ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
    ментируйте.

  6. Doomgrove Ответить

    < << ??? >>>
    Оба этих аспекта — формальный и неформальный — характеризуют политическое лидерство. Причем в политике формальный, институциональный аспект является ведущим, поскольку здесь реализация потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств (хотя это тоже очень важно), сколько от силы и влияния организации. В современном обществе, не опираясь на организацию, на СМИ, даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать политическим лидером. Как писал в «Лженероне» Л. Фейх-твангер, «власть даже пустого человека наполняет содержанием». И в этом смысле, даже находясь в полувменяемом состоянии, такие советские руководители, как Л.И. Брежнев и К.У. Черненко, объективно выполняли роль политических лидеров. Именно от них непосредственно зависело принятие важнейших государственных решений.
    Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его институционально закрепленной руководящей позиции, которой приданы властные полномочия, представляется неправомерным.
    Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовки лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.
    Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
    Если властные позиции и роли — объективная основа политического лидерства — относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаются радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более текуч и подвижен. Что же предопределяет занятие властных позиций одними людьми, в то время как другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера и его окружения? Что непосредственно лежит в основе лидерства?

    § 2. Природа политического лидерства

    Теория черт

    Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству» .
    Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегенич-ность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.
    Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. К тому же часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а порой и всей жизни, оказываются невостребованными, не находят применения.
    Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали. К тому же во многих, главным образом недемократических, государствах политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
    Учет всего этого породил вторую волну развития теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Это можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не предвещали жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к в общем-то гуманной, но утопической цели построения коммунизма делали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и ради удержания власти не останавливающегося перед преступлениями, что проявилось, например, в его приказах о расстрелах заложников, жестоких расправах над священниками и т.д.
    Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей и условий их осуществления вырабатывается стиль его поведения, составляющий его «вторую природу». Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий.

    Ситуационная концепция

    Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий обосновывает и развивает его ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер — функция определенной ситуации. Как писал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях» . Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.
    С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой — в повседневной политико-организационной работе, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
    Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.
    Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются далеко не полностью. Ограниченность этой концепции состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.

    Теория конституентов

    Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно последователь, — утверждает Ф. Стэнфорд, — воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство» .
    Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.
    В формировании и функционировании отношений «лидер— конституенты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера.
    Через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры и прежде всего ценностных ориентаций и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа. Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и экспектаций конституентов, подобно его ситуационной интерпретации, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников. Яркий пример тому — политическая деятельность Сталина, который примерно за полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии.
    Взаимодействие лидера и его конституентов — обоюдонаправ-ленное, двустороннее движение. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах, где они могут порою поставить под угрозу само существование всей нации, как это пытался сделать, например, Гитлер накануне поражения нацистской Германии.

    Психологические концепции и интерактивный анализ

    < << ??? >>>
    политологии Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию 10 организации
    Содействует сближению судеб угнетенного
    Мультипартийные
    В настоящее время существуют два основных метода принятия решений рационально универсальный решения управления
    Опосредованность осуществления политических решений

  7. Vipos111 Ответить

    Слово «элита» французского происхождения и означает в буквальном переводе «лучший, отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части. В политическом языке используется понятие «политическая элита», обозначающее группу (или совокупность групп), выделяющуюся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующую в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
    Один из создателей теории элит, итальянский ученый Г. Моска (1858–1941), утверждал, что на всех этапах истории власть всегда находится в руках меньшинства и никогда – в руках большинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому меньшинству, но никогда к большинству. Общество, согласно этой теории, делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс управляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяет сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. В развитии элит проявляются две тенденции. Первая – аристократическая – заключается в стремлении правящего класса стать наследственным. Вторая – демократическая – состоит в обновлении политической элиты за счет способных к управлению выходцев из низших слоев.
    Другой итальянский ученый, В. Парето (1848–1923), писал, что, кроме правящей элиты, в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления. Контрэлита стремится к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Паре-то,– это история постоянной «циркуляции элит», которая происходит в периоды революционных потрясений.
    В XX в. теория элит получила дальнейшее развитие. Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты – принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в политическую элиту входят главы государств и правительств, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т.п. В разных странах политическая элита может насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
    В первой части курса мы упоминали о существовании, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику государства. Кратко рассмотрим их состав и возможности влияния на политическую жизнь. Это, прежде всего, экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и т. п.). Соединение экономической и политической власти может привести к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряженности возрастает влияние военной элиты (высшего генералитета, командующих военными округами и т. д.). А в случае военного переворота военная элита берет власть.
    В определенные периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная (бюрократическая) элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определенных вопросов может повлиять и научная элита (ведущие ученые, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам. Заметим, что иногда научную и информационную элиты вместе с представителями высшего духовенства называют идеологической элитой.
    Как формируется (рекрутируется) элита? Как происходит отбор людей, которые входят в нее? В политологии различаются закрытая и открытая системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращению ее в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения в них выходцев из любых общественных слоев, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.
    На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии (либо власть меньшинства, либо власть большинства). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.
    При существовании различных подходов политическая наука признает реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Ученые-политологи объясняют это:

  8. Quotetouch Ответить

    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
    Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
    Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
    I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
    1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
    1 шингтоне».
    I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
    Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
    В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.
    Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
    Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.
    Проверьте себя
    1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Какой политический лидер прошлого или современно­
    сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
    теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
    гию лидерства.
    2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
    теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
    дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
    щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
    Аргументируйте свой ответ.
    3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
    рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
    ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
    тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
    профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
    поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
    20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
    опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
    учебника, каким можно предположить мнение населения о
    политическом лидере? В какой последовательности располо­
    жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
    ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
    ментируйте.
    Поработайте с источником
    Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
    Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследо­вании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изуче­нии внутренних социально-экономических процессов, орга-
    низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
    Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной поли­тической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения само­го руководителя, другие же считают особенно важными фор­мальные факторы обладания должностью.
    Третий подход пытается объяснить лидерство через опи­сание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.
    Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склон­ности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
    Эти различные подходы явно прослеживаются и в изуче­нии президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (…) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
    Представители другой школы (…) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
    Третья точка зрения (…) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей полити­ческой системы и ее окружения».
    Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. —Архангельск, 1996. —
    С. 205 —206.
    f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименова­ния каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, ка­кое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Ка­ким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность ли­дера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на лю­бых примерах из истории или современности каждый из представ­ленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
    J*W^
    § 24. Выборы в демократическом обществе
    Вспомните:
    какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?
    Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
    Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

  9. Зойд Ответить

    Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отме­тить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легаль­ным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повсе­дневных задач в спокойные периоды развития общества. Ли­деры харизматического типа являются катализаторами пе­ремен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
    Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
    Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
    I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
    1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
    1 шингтоне».
    I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
    Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
    В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.
    Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
    Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.
    Проверьте себя
    1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Какой политический лидер прошлого или современно­
    сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
    теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
    гию лидерства.
    2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
    теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
    дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
    щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
    Аргументируйте свой ответ.
    3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
    рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
    ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
    тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
    профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
    поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
    20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
    опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
    учебника, каким можно предположить мнение населения о
    политическом лидере? В какой последовательности располо­
    жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
    ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
    ментируйте.

  10. Maudal Ответить

    Не каждому человеку дано быть лидером в самом лучшем смысле этого слова. Многие уверены, что быть впереди всех – это очень престижно, но на самом деле плохо осознают, каким же должен быть истинный лидер, какими качествами он должен обладать, чтобы люди стремились за ним идти и хотели бы на него равняться.
    Ведь, в сущности, этот человек, словно маяк, который указывает, куда нужно двигаться доверяющим ему людям.
    Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.

    Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру

    1. Четкое осознание собственной цели

    Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет – ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.

    2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции

    Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.
    Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.

    3. Адекватная самооценка

    Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, уверенным в себе и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.
    Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.

    4. Моральная готовность к разумному риску

    Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.
    Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.

    5. Честность и надежность

    Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.

    6. Мотивационная активность и адекватная инициативность

    Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.

    7. Активная жизненная позиция

    Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.

    8. Умение собрать людей в команду

    Сильная личность, как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой.
    Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.

    9. Определение и четкое видение перспективы

    Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним. Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.

    10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач

    Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости.

    11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

    На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может. Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.

    12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту

    Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.
    Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.
    Как часто вам в жизни встречались подобные люди? Скорее всего, действительно редко. Порой жизнь испытывает на прочность подобных товарищей. Начинают они как истинные лидеры, но испытания, увы, так и не проходят, потому что слабы характером или они не лидеры вовсе, а так, обычные выскочки.
    Если вдруг вы заметили у себя определенные лидерские задатки, то знайте – положительные качества нуждаются в развитии, а это значит, что вы в силах преодолеть все возникающие препятствия, избежать возможные соблазны превышения полномочий и стать настоящим лидером, только достигается это не сразу. Не бойтесь работать над совершенствованием собственной личности!
    Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, есть ли у вас лидерские качества или нет.
    © Силенко Елена, BBF.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *