Каким представляется нам образ автора в произведении бедная лиза?

10 ответов на вопрос “Каким представляется нам образ автора в произведении бедная лиза?”

  1. Ваше имя.COM Ответить

    Начиная повествование о судьбе героини с описания Москвы и признания в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, автор обозначает своё присутствие в повести. Читатель после такого вступления должен понимать, что любая оценка в тексте – это личное мнение автора-повествователя. До Карамзина одновременное присутствие автора и его героя в едином повествовательном пространстве не было знакомо русской литературе. Само заглавие повести «Бедная Лиза» основано на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя. Тот постоянно повторяет, что, к сожалению, не властен изменить ход событий: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»
    Повествователь является современником своих героев. В конце повести читатели узнают, что он знаком с Эрастом, который и рассказал ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, он глубоко переживает горе людей. Повествователь – человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики. Он любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
    Повествователь, являясь характерной деталью сентиментальной литературы, в то же время не является в повести Карамзина условной фигурой. Он сопереживает героям. Рассказчик не имеет возможности предостеречь героев от проступков, так как он услышал от Эраста историю спустя 30 лет. Тем не менее он вставляет свои укоризненные замечания, которые могли бы остановить героев: “Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?”
    Желание рассказчика помочь героям передается и читателю. Таким образом, сентиментальная повесть Карамзина учит своего читателя «чувствительности».
    Повествователь является носителем нравственности и образцом для подражания в повести, он горячо сочувствует героям и прощает их человеческие слабости. В сознании читателя сентиментальный рассказчик соединяется с реальным автором.

  2. Galbine Ответить


    Ход урока

    1. Сообщение темы, целей урока. Постановка задач
    перед учащимися.
    2. Задание на дом: закончить записи в тетрадях.
    3. Работа в группах (7 групп). Выполнение заданий.
    4. Отчёты групп о выполнении заданий. По ходу
    выступлений представителей групп учащиеся
    делают попутные записи в тетрадях. Если ответ
    окажется неполным, любой ученик (даже из другой
    группы), имеет право на дополнение.
    Первоочередное право принадлежит членам
    “своей” группы.
    5. Формулирование одним из учащихся (по желанию)
    выводов о соответствии повести требованиям
    сентиментализма (с опорой на запись, сделанную на
    предыдущих занятиях):
    1). Центральной категорией этого направления
    является чувство (в отличие от классицизма, где
    главным был разум).
    2). Идея сентиментализма – мирная, идиллическая
    жизнь на лоне природы. Пейзаж – идиллический.
    3). Резкое противопоставление деревни, как
    средоточия нравственной чистоты, естества –
    городу с его злом, суетой, условностями.
    4). Цель автора – заставить читателя
    сочувствовать героям, переживать вместе с ними.
    5). Основная тема – любовная.
    6). Основная идея – протест против
    испорченности аристократического общества.
    7). Черты:
    уход от прямолинейности классицизма в
    обрисовке характеров и в оценках;
    подчёркнутая субъективность подхода к миру;
    культ чувства;
    культ природы;
    культ нравственной чистоты, неиспорченности;
    утверждение богатства духовного мира
    представителей низших сословий.
    8). Окончание урока. Учащиеся сдают свои записи,
    списки членов группы с оценками.
    Если кто-то оформил все записи, сдаёт рабочую
    тетрадь.
    Подведение итогов урока. Выставление оценок за
    устные монологические высказывания.
    Содержание урока

    1.
    Семья Лизы кажется идеальной. Она живёт в
    достатке, в семье все искренне любят друг друга,
    все привязаны друг к другу настолько, что и два
    года спустя Лиза и её мать “проливают слёзы” о
    смерти отца и мужа. “Отец Лизы был довольно
    зажиточный
    поселянин, потому что он любил
    работу
    , пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую
    жизнь
    ”. Когда умер отец, семья скоро
    “обедняла”, и Лиза стала “кормилицею” – тогда
    жить стало легче.
    Используя сложноподчинённое предложение с
    придаточным причины, автор создаёт своеобразную
    “формулу” благополучия семьи: трудолюбие,
    усердие, любовь к земле и трезвость. Так ведёт
    себя хозяин. Именно так потом ведёт себя Лиза.
    Как подтверждение справедливости этой
    “формулы” автор противопоставляет хозяйскому
    подходу к любому делу труд наёмника и его
    плачевный результат: “Ленивая рука наёмника худо
    обрабатывала поле, и хлеб перестал родиться”.

    2.
    Центральное место в произведении
    занимает образ Лизы. Она любимая героиня. Автор
    наделяет её самыми привлекательными чертами
    характера, ненавязчиво давая понять, что всё это
    идёт от воспитания в семье, от примера родителей.
    Как отец, Лиза исключительно трудолюбива, она
    работает, “не щадя своей нежной молодости, не
    щадя редкой красоты своей… день и ночь”;
    старушка-мать видит “неутомимость” дочери,
    высоко оценивает результаты её труда: “полотно,
    вытканное Лизой, и чулки, вывязанные Лизой,
    бывают отменно хороши и носятся долее всяких
    других”.
    Как мать, Лиза добропорядочна и честна: она не
    берёт лишнего за свой труд, считая, что “лучше
    кормиться трудами своими и ничего не брать
    даром”. Как мать, она любит природу; сравнения,
    используемые для создания её образа, все взяты из
    мира природы.
    В ней высоко развито чувство дочернего долга:
    “Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила
    меня своею грудью и ходила за мною, когда я была
    ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за
    тобою”. Она оберегает покой матери. Скорбя об
    умершем отце, она “для успокоения матери
    старалась таить печаль сердца своего и казаться
    покойною и весёлою”. Мать ценит отношение к ней
    дочери, благодарна ей за любовь, называет её
    “божескою милостию, кормилицею, отрадою
    старости своей”.
    Лиза чиста и непорочна. Автор обращает внимание
    читателя на детали, подчёркивающие это качество:
    когда к ним в хижину пришёл Эраст и попросил
    молока, Лиза “принесла чистую кринку,
    покрытую чистым деревянным кружком, схватила
    стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем…”;
    “щёки её пылали, как заря в ясный летний
    вечер”…
    “Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко
    переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла
    подле матери и не смела взглянуть на неё”…
    Лиза способна на глубокую, нежную, преданную,
    самоотверженную любовь. Именно так она относится
    к Эрасту.
    Для создания образа любимой героини Карамзин
    использует прямую авторскую характеристику:
    Лиза у него “нежная”, “любезная”,
    “услужливая”, “робкая” ( у неё и голос робкий),
    “прекрасная” – таковы эпитеты; используемые
    автором; сравнения тоже говорят в пользу героини.
    Эпитет “несчастная” и его синоним “бедная”
    помогают в постижении смысла названия
    произведения. Автор сочувствует героине и
    настраивает на это читателя: “Эраст удалялся –
    далее – далее – и, наконец, скрылся – воссияло
    солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась
    чувств и памяти”.
    3.
    Образ Эраста Карамзин строит по схеме:
    внешний облик – поступок – прямая авторская
    характеристика (“заявка” на особенности
    характера и поведения) – последующие поступки –
    жизненные итоги. То есть по принципу: кажется –
    является в
    действительности. Другими словами, писатель
    как бы пропускает его через призму крестьянского
    сознания: “По одёжке встречают – по уму
    провожают”.
    У самого автора к герою двойственное отношение:
    с одной стороны, внешняя привлекательность,
    изысканные манеры, доброе, внимательное
    отношение к людям, стремление к идиллической
    жизни (“натура призывает меня в свои объятия, к чистым
    своим радостям”) – с другой стороны, жестокость,
    безответственность в поведении, эгоизм. Причины
    – в его аристократическом воспитании: ведь,
    обладая “изрядным разумом” и “добрым от
    природы” сердцем (и Лиза говорит о нём: “У него
    такое доброе лицо!”), он был “слабым и ветреным”
    – уже издержки воспитания. Однажды он даже
    “решился – по крайней мере на время – оставить
    большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести
    счастье и душевный покой – то есть то, о чём
    мечтал, но он привык только брать, не привык
    отдавать, не умел и не хотел тратить свои
    душевные силы, да и желания его эгоистичны: он
    “думал только о своём удовольствии, искал его в
    светских забавах”. “Живое воображение”
    рисовало ему место обитания, где “все люди беспечно
    гуляли по лугам, купались в чистых источниках,
    целовались, как горлицы, отдыхали под розами и
    миртами и в счастливой праздности все дни свои
    провождали”.
    Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что
    сердце давно искало”. Но рядом с Лизой была не
    идиллия, а жизнь, с её заботами, тревогами,
    нуждой. Лиза стала для него очередной забавой,
    игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если
    не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до
    конца жизни своей несчастлив”.
    О том, какой образ жизни ведёт Эраст в городе,
    где и как он служит, мы знаем очень немного: “Ты
    знаешь, что у нас война, а я в службе…”
    Поднимается проблема долга перед отечеством,
    истинного гражданства.
    Эраст не выдерживает и этого “испытания”. На
    словах, он может остаться дома “только с
    величайшим бесславием, величайшим пятном для
    …чести.”
    “Все будут презирать меня; все будут
    гнушаться
    мною, как трусом, как недостойным
    сыном отечества”.
    И ещё: “смерть за отечество
    не страшна”.
    На деле: он был в армии; “но вместо того чтобы
    сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл
    почти всё своё имение”. По отношению к родине это
    предательство. А дальше – предательство по
    отношению к Лизе: “Ему оставался один способ
    поправить свои обстоятельства – жениться на
    пожилой богатой вдове, которая была давно
    влюблена в него. Он решился на то и переехал
    жить к ней в дом, посвятив искренний вздох
    Лизе своей”.
    Ему – опять беспечная
    обеспеченная жизнь. Ей – всего лишь “вздох”,
    хотя и “искренний” – и никаких угрызений
    совести, мучений, терзаний. “Вздох” с высоты его
    видимого благородства, ведь вздох ей
    “посвящён”!
    4.
    Любовь в повести проходит через судьбы
    всех героев: Лизы, её родителей, Эраста. Автор
    “испытывает” своих героев любовью. Лиза и её
    родители испытание выдерживают (“и крестьянки
    любить умеют!”) – они однозначно симпатичны и
    автору, и читателю. А вот над оценкой любви
    аристократа Эраста Н.М. Карамзин заставляет
    подумать.
    Любовь крестьянки-матери выдержала и испытание
    временем: два года прошло после смерти мужа – она
    по-прежнему оплакивает его, помнит все
    подробности совместной жизни, любит
    рассказывать об этом Эрасту: “как он полюбил её и
    в какой любви, в каком согласии жил с нею”; “Мы
    никогда не могли друг на друга наглядеться – до
    самого того часа, как лютая смерть подкосила
    ноги, он умер на руках моих”.
    Любовь Лизы так же чиста и глубока. Это первое в
    её жизни чувство, любовь с первого взгляда. На
    другой день после нечаянной встречи с Эрастом
    она специально для Него нарвала “самых лучших
    ландышей” и вечером бросила их в реку: “Никто не
    владей вами!” Когда незнакомец пришёл к ним в
    дом, “робкая” Лиза украдкой “посматривала на
    молодого человека”, ночью “спала очень худо”,
    встала “ещё до восхождения солнечного света” и
    “сошла на берег Москвы-реки” – отныне отношения
    молодых людей автор рисует на лоне природы.
    Наблюдая за проходящим мимо пастухом, она
    мечтает об Эрасте: “Он взглянул бы на меня с
    видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…”
    Мечта её “вдруг” отчасти исполнилась”, ибо,
    когда она встретилась утром с Эрастом, он
    “взглянул на неё с видом ласковым, взял её за
    руку”. Он поцеловал её “с таким жаром, что вся
    вселенная показалась ей в огне горящею!” Его
    признания в любви “отозвались во глубине души
    её, как небесная, восхитительная музыка”.
    Используемое автором сравнение говорит о любви
    чистой, божественной, неземной. “В сию минуту
    восторга исчезла Лизина робость” – Лиза поверила
    Эрасту.
    Отныне она подчиняется его воле, даже тогда,
    когда доброе сердце и здравый рассудок
    подсказывают ей поведение противоположное:
    скрывает от матери свидания с Эрастом,
    грехопадение, а после отъезда Эраста – силу
    тоски своей: “С сего часа дни её были днями тоски
    и горести, которую надлежало скрывать от нежной
    матери: тем более страдало сердце её!”
    Любовь Лизы – образец силы чувства. Любовь
    делает её ещё привлекательнее: “На лице и во всех
    её движениях обнаружилась сердечная радость”.
    Любовь её жертвенна: “бывает мне так хорошо, так
    хорошо, что я себя забываю, забываю всё, кроме
    – Эраста”. “Война не страшна для меня; страшно
    там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть
    хочу или смертию своею спасти его драгоценную
    жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!..”
    Мысли и чувства героини приходят в
    противоречие, она перестаёт понимать себя, не
    умеет выразить словами своё состояние, особенно
    после лишения невинности: “Мне нельзя не верить
    словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце
    моём…” Лексические повторы, фигура умолчания
    помогают автору подчеркнуть состояние Лизы.
    После последнего объяснения с Эрастом “Лиза
    очутилась на улице, и в таком положении, которого
    никакое перо описать не может. “Он, он выгнал
    меня? Он любит другую? Я погибла!” – вот её мысли,
    её чувства!” (Лексический повтор и гипербола –
    средства создания образа).
    Без любви она не мыслит дальнейшего
    существования своего и бросается в воду.
    О любви Эраста, слабой, эгоистичной,
    непостоянной, сказано выше.
    Любовь между барином и крестьянкой большинству
    героев повести кажется невозможной. В самом
    начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает
    мысли о её возможности: мать, увидев Эраста,
    говорит дочери: “Если бы жених твой был таков!”
    Всё Лизино сердце затрепетало… Матушка! Матушка!
    Как этому статься? Он барин, а между
    крестьянами…” – Лиза не договорила речи своей”.
    После того как Эраст побывал в доме Лизы, она
    думает: “Если бы тот, кто теперь занимает мысли
    мои, рождён был простым крестьянином,
    пастухом…Мечта!”
    В разговоре с Эрастом после его обещаний
    забрать Лизу к себе после смерти матери девушка
    возражает: “Однако ж тебе нельзя быть моим
    мужем!” – “Почему же?” – “Я крестьянка”. – “Ты
    обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего
    душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза
    будет всегда ближайшая к моему сердцу”.
    При отъезде Эраста на войну мать Лизы прощается
    с ним по-прежнему как с “ласковым, пригожим
    барином”,
    выражает надежду на то, что,
    вернувшись, Эраст будет присутствовать на
    свадьбе Лизы, будет крестить её детей.
    Для Эраста встреча с Лизой – только одно из
    развлечений в его пресыщенной жизни,
    экзотическое приключение: “Эраст восхищался
    своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя,
    сколь она любит его, казался сам себе любезнее.
    Все блестящие забавы большого света представлялись
    ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями,
    которыми страстная дружба (выделено
    автором) невинной души питала сердце его. С
    отвращением помышлял он о презрительном
    сладострастии, которым прежде упивались его
    чувства. “Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою,
    – думал он, – не употреблю во зло любви её и буду
    всегда счастлив!”
    Явственно виден разлад между намерениями
    Эраста и его привычками, поведением, тем более,
    дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на
    новизну ощущений, с прежними мерками (“помышлял
    о презрительном сладострастии”). И автор как
    бы предупреждает и Эраста, и читателя о
    несбыточности его намерений: “Безрассудный
    молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда
    ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли
    рассудок есть царь чувств твоих?”
    Ответы на
    эту серию риторических вопросов автор даст
    немного позднее.
    Карамзин, по-видимому, тоже считает любовь
    барина и крестьянки невозможной. После одной из
    самых драматических сцен повести – “расплаты”
    Эраста с Лизой и их расставания автор пишет:
    “Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я
    забываю человека в Эрасте – готов проклинать его
    – но язык мой не движется – смотрю на небо, и
    слёзы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не
    роман, а печальную быль?”
    5.
    В повести одной из ярких, запоминающихся,
    актуальных на все времена является проблема
    греха. Автор показывает многосторонность её
    проявления.
    Во-первых, это непочтение к родителям. Как ни
    парадоксально на первый взгляд, по большому
    счёту именно так можно охарактеризовать
    поведение Лизы (да и Эраста) по отношению к
    матери. Свои чувства молодые люди скрывают от
    неё. На этом настаивает Эраст, а Лиза, ослеплённая
    любовью, соглашается с ним: “Хорошо,
    надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы
    ничего таить от неё”. (Важно отметить
    использование придаточного уступительного,
    слова “хорошо” – оно звучит в контексте
    парадоксально, тем более, что следом идут слова
    “надобно тебя послушаться” – и это из
    уст набожной Лизы!
    Здесь же – и нарушение заповеди: “Не лги!”
    – ведь неполная правда – та же ложь!
    Самый же “главный” в повести грех –
    прелюбодеяние. Ни у кого не вызывает сомнения,
    что истоки греха – в воспитании Эраста, в его
    поведении. При встрече с Лизой в городе он уже
    ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме,
    поступает неосмотрительно: “мимоходящие
    начали останавливаться и, смотря на них, коварно
    усмехались”.
    При второй встрече он поцеловал её “с таким
    жаром, что вся вселенная показалась ей в огне
    горящею!” Это не невинный поцелуй, а поцелуй
    страсти – не случайно перед Лизой возникает
    картина Геенны огненной. Но Эраст усыпляет её
    бдительность словами любви –”в сию минуту
    восторга исчезла Лизина робость“. Может,
    скорее, исчезло чувство страха, опасения? Исчезла
    присущая девушке бдительность? Позднее это будет
    названо словами “забыла себя” для него.
    Отношения молодых людей некоторое время были
    достаточно целомудренны: Эраст упивался новыми
    для себя отношениями: “страстная дружба невинной
    души питала сердце его”. Это длилось всего
    несколько недель.
    После того как Лиза рассказала Эрасту, что её
    сватает сын богатого крестьянина, в горе, в
    отчаянии она бросается “в его объятия – и в сей
    час надлежало погибнуть непорочности!”
    Используя приём единоначатия, Карамзин рисует,
    как молодыми людьми овладевает “заблуждение”.
    При этом он подчёркивает, что Лиза не знала, не
    понимала, “что с ней делается”, ведь это с ней
    впервые, – тем самым как бы оправдывая её по-
    ведение. А Эраст, наоборот, “развенчивается”
    использованием в лексических повторах
    усилительных частиц “столь” и “как” для
    сравнения его теперешнего состояния с
    многократно испытанными ранее.
    Для “заблуждения” и обстановка оказалась
    самой “подходящей”: “мрак вечера питал
    желания – ни одной звёздочки не сияло на небе –
    никакой луч не мог осветить заблуждения”. (Все
    преступления совершаются в темноте!). Грянувший
    после случившегося гром повергает Лизу в страх,
    “грозно шумела буря…, казалось, что натура
    сетовала о потерянной Лизиной невинности…”
    Силы природы сочувствуют Лизе! Автор – тоже.
    Вслед за ними – читатель.
    Автор опять “разоблачает” Эраста. Лиза “не
    понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала.
    Эраст молчал – искал слов и не находил их”. А
    должен был найти слова оправдания? утешения?
    благодарности?..
    Ведь Лиза принесла себя ему в жертву,
    “совершенно ему отдавшись, им только жила и
    дышала, во всём, как агнец, повиновалась его
    воле и в удовольствии его полагала своё
    счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже
    грех!
    Для него же начался новый виток пресыщения
    удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом
    непорочности – пропал интерес к ней.
    Автор даёт молодым людям урок- предупреждение,
    которое звучит как афоризм: “Исполнение всех
    желаний есть самое опасное искушение любви”.
    И, наконец, ещё одно нарушение норм морали –
    предательство. Вместо верности слову, данным
    обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами,
    которые откроют путь к новым удовольствиям, к
    прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых
    Эраст и потерял своё имение.
    А в результате – покинутая, опозоренная,
    униженная бедная (несчастная) Лиза
    решается на самый страшный поступок –
    самоубийство. Она не может жить с грехом (“Мне нельзя
    жить
    ”, – думала Лиза), с чувством вины перед
    матерью и бросается в воду.
    Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно
    помнить о нормах поведения, нужно следовать
    библейским заповедям.
    6.
    Композиция повести помогает понять
    замысел автора и смысл названия повести. Человек
    всегда должен помнить о своём назначении, чтобы
    прожить жизнь с пользой для отечества, прожить
    жизнь праведную. Не случайно в начале
    произведения – панорама Москвы “с мрачными
    готическими башнями Симонова монастыря”, с
    “ужасными громадами домов и церквей”,
    “великолепная картина” “бесчисленных златых
    куполов”, “крестов, к небу возносящихся”,
    тучных лугов, светлой реки…Всё это – часть
    родины, Российской империи. И Данилов монастырь,
    и Воробьёвы горы, и село Коломенское. Природа
    помогает также “обновить в памяти историю
    нашего отечества”.
    А ещё в начале повести другая картина – уже
    безрадостная: картина опустевшего монастыря с
    напоминанием о его обитателях, для которых “все
    удовольствия исчезли, … все чувства умерли,
    кроме чувства болезни и слабости”. “Унылый звон
    колокола возвещает безвременную смерть…” И это
    тоже картина-предупреждение.
    Концовка повести является продолжением и
    следствием увиденного в начале: безымянная
    могила у пруда под мрачным дубом – “вместилище
    Лизиного праха” – картина упокоения.
    Пейзажи в самой повести идиллические, яркие,
    сочные, полные жизни. Природа – место жизни
    героев повести, они с ней непосредственно
    связаны, она их радует, они ею наслаждаются,
    состояние героев соответствует состоянию
    природы. Природа участвует в жизни героев, даёт
    оценки их поступкам. Вся история любви героев
    нарисована на лоне природы (см. выше).
    7.
    Автор представляется нам в произведении
    как патриот (см.начало повести), как человек
    глубоко нравственный и ратующий за чистоту
    отношений между людьми, чистоту помыслов. Он
    человек верующий, христианин – чувствуется его
    уважение к библейским нормам морали. Это
    гуманист: он противопоставляет испорченности
    аристократов, их паразитизму – трудолюбие,
    чистоту, честность крестьян.
    Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко
    переживает её грехопадение, пытается объяснить
    причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов
    даже оправдать и простить её, Эраста он
    неоднократно устами Лизы называет “жестоким”, и
    это оправданно, хотя Лиза в этот эпитет
    вкладывает несколько иной смысл.
    Автор не равнодушный бытописатель, всему
    происходящему он даёт свои оценки. Нам они
    кажутся справедливыми, мы соглашаемся с ним, он
    объективен.
    Авторский замысел нашёл полное воплощение в
    повести: читатель переживает вместе с героями,
    сочувствует им; возмущается поведением
    аристократа Эраста, его слабостью,
    безответственностью и умиляется над чистотой,
    неиспорченностью Лизы. Тем обиднее,
    несправедливее кажется отношение к ней Эраста.
    Потому и повесть названа “Бедная Лиза”, что
    следует понимать как “Бедняжка Лиза”.

  3. Silverpick Ответить

    1. Автор представляется нам рассказчиком истории, другом Эраста, который и поведал эту историю. Он является одним из литературных героев. Сам Кармазин относится к Лизе положительно, а Эраста считает несколько ветреным, человеком, который все переводит в деньги.
    Автор несколько раз упоминает, что это “не роман, а печальная быль.”
    Кармазин  размышляет о человеческих судьбах в его время.
    Он ломает каноны того времени и пишет то, что перечит стереотипам этого жанра.
    В этом мире условности стоят выше человеческого счастья.
    2. Сентиментализм включает в себя детальное описание природы, что неоднократно делал Карамзин. Пред нами встает картина всего, что окружало главных персонажей.
    Также в сентиментализме очень подробно расписываются чувства героев и их переживания, что мы тоже, непосредственно, видим в книге.
    3. Причиненная боль от первой и последней любви – вот причина для самоубийства бедной Лизы. Ей пришлось долго жить без весточки от своего возлюбленного, а потом узнать то, что Эраст женился на другой, когда та верно ждала мужчину  со службы…
    Мое отношение крайне двояко. Я считаю, что в то время, возможно, это была действительно весомая проблема для совершения данного поступка, но в двадцать первом веке Лизу понять сложно, так как такие случаи происходят ежедневно, поэтому такой поступок не является выходом из ситуации. Также можно утверждать, что это был легкомысленный поступок, потому что у нее был человек, который очень сильно любил и заботился о Лизе – это ее мама. Но наша главная героиня не подумала о том, каково ей будет узнать эту весть…

  4. ALISHER Ответить

    Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

    Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
    Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
    Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

    Композиция

    Рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. Автор начинает повесть с описания пейзажа близ Симонова монастыря. После идет развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. Сюжет этой незатейливой истории довольно обычный: молодая бедная девушка влюбляется в богатого человека. Чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и Эрасту с Лизой невозможно быть вместе. Молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. Никого не удивляет, что молодой юноша женится на престарелой даме – таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. Главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.

  5. ЗлАя КиСка Ответить

    1.Повесть
    2.Главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку».
    3.«Прекрасная телом и душой поселенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих родителей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботится она о своей матери, достает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). –
    5.Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст представлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые намечен тип разочарованного русского аристократа.
    6.Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь.
    7. Чувственность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его».
    8.Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье.
    9.Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности.
    10.Обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря. Писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
    11.Ему ее жаль, он разочарован в Эрасте. В конце повести он дает надежду для читателей на примирение главных героев на том свете, тем самым делает повесть не обреченной.
    12.Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит: миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.
    13.Описание природы служит Карамзину исключительно как отражение внутреннего состояния автора-повествователя. Он говорит о впечатлениях, о том, какой след оставляют видимые предметы в душе.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *