Какими предстают в исторических песнях иван грозный и степан разин?

9 ответов на вопрос “Какими предстают в исторических песнях иван грозный и степан разин?”

  1. Bluefang Ответить

    Царя Семиона под мир склонил,
    Снял с царя порфиру царскую,
    Привез порфиру в каменну Москву,
    Крестил я порфиру в каменной Москве,
    Эту порфиру на себя наложил,
    После этого стал Грозный царь.
    Песни о Казани обычно кратки и не без грубоватого юмора. В них описаны насмешки татарок на стенах, вспыльчивость Грозного, и роль подкопов и пороховых взрывов при взятии Казани. Например, в такой версии:
    …Еще как государь-царь Казань-город брал.
    Он в овражке простоял – он и кашку расхлебал.
    Он в другом постоял – он другую расхлебал,

    Татарки-казанки, на стене они стояли,
    На стене они стояли, попкы показали:
    “Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!”
    Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:
    Старину я вам скажу стародавнюю
    Про царя было про Ивана про Васильевича.
    Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,
    Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.
    Кроме песен о Казанском взятии, есть песни об отбитии крымских татар от Москвы. В них выступает татарский богатырь Кострюк, требующий дани. Он приезжает в Москву, царь ему устраивает пир, а Кострюк хочет поразвлечься и побороться, требует себе супротивников, иначе грозит спалить царство Московское. Царь находит ему двух борцов, один из них – Михалка или Михаил Иванович, в борьбе Кострюка убивает. Михаил Иванович, убивший Кострюка, заставляет вспомнить исторического Михаила Ивановича, князя Воротынского, нанесшего под Молодями страшное поражение крымскому хану (1572). Но сам Иван Васильевич не является главным героем в песнях этого цикла. После отбития крымцев, царь и страна живут под защитой воинов в мире и радости:
    А живет-то наш Грозный царь Иван Васильевич,
    А живет-то он, да звеселяется,
    Звеселяется в своих да радостях,
    Среди исторических песен распространена песня о спасения царевича. Известно 43 варианта. В них поется о сыновьях Ивана Грозного, Иване и Федоре. Царевич Иван, кровожадный, пытается погубить доброго брата Федора, но сам гибнет.
    Тут стемнел царь, как темна ночь,
    Зревел царь, как лев да зверь:
    “Сказывай, собака, про измену великую!
    Особое место занимает цикл казачьих песен о Ермаке, Иван Васильевич там присутствует, но песни эти лучше рассмотреть в мифотворчестве о покорении Ермаком Сибири. Есть песни о смерти Ивана Грозного. В одной из них царь лежит в гробу кипарисовом, в головах его крест и корона царская, в ногах – острый меч. Кресту молятся, мечу ужасаются, отпевают память царю православному, царю Грозному Ивану Васильевичу. О смерти Грозного существуют многочисленные плачи.
    Песни о Грозном часто не связаны с историческими событиями. К их числу относится знаменитая – Не шуми мати зеленая дубравушка. Пушкин обессмертил ее в Капитанской дочке как любимую песню Пугачева. В этой песне добрый молодец, думу думает как в допрос идти к грозному судье, самому царю. Спросит царь, с кем воровал, с кем разбой держал. Молодец скажет всю правду, всю истину. Царь за то пожалует по заслугам.
    ИП 17 в.
    Ип 17в. широко охватили события русской истории: «смуту», смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, восстание Степана Разина. Создавались среди крестьян, горожан, «ратных людей», казаков. Борьба за независимость родины и против угнетателей определили две основные темы ип – патриотическую (о Михаиле Скопине-Шуйском) и социальную (о Степане Разине).Песни о Скопине воспевают его военные победы, отражают возложение народом надежд на него как на достойного быть русским царем (талантливый полководец завоевал большую любовь в народе, сыграв важную роль в освобождении Москвы от польской осады и в разгроме войск Лжедмитрия 2 и польских воевод), а также нелюбовь к нему со стороны князей Воротынского и Мстиславского (Скопин внезапно умер после пира у Воротынского, предположительно отравлен). Некоторые песни имеют немало былинных особенностей (песни из сборника Кирши Данилова, в которых Скопин, освобождая Москву, действует как былинный богатырь).Песни о Стеньке Разине описывают его отношение к «голытьбе» и казакам, походы на Яик и Каспийское море, на Астрахань, Казань, на «басурманов» ( но ничего о походе в Персию), его заключение в тюрьму и казнь. Есть проявления стихийности, мотива веры в царя и неверия в бояр. Помимо образов Разина, казаков, часто присутствует образ «сынка», смелого и дерзкого молодца, преданного Разину.
    Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:
    …Сослал нам, боже, прелестника,
    Злого Расстригу Гришку Отрепьева,
    Ужели он, Расстрига, на царство сел?
    Называется Расстрига прямым царем
    Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.
    В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на облик Годунова:
    Ох, было у нас, братцы, в старые годы…
    Как преставился-то наш православный царь
    Фёдор Иванович,
    Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,
    Злодейским рукам, боярам-господам.
    Появилась-то из бояр одна буйна голова,
    Одна буйна голова, Борис Годунов сын,
    Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.
    ***
    Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение.
    Анекдот как жанр. – история с утрированным запечатлением комических жизненных несообразностей, раскрываемых в самом конце через неожиданный сюжетный ход или внезапный поворот сюжетной ситуации.
    Название анекдот происходит от греч. «неизданное» и касалось неопубликованных дополнений к изданию. С 18 века анекдотом стали называть и бытовые новеллы. Анекдот – малая комическая проза. Сложно провести границу между новеллой и анекдотом. Есть мнение о том, что анекдот возник на пути редукции и сюжетного упрощения бытовой сказки. В России историю анекдотов можно отсчитывать с 17-18 веков, когда переводные новеллы начали публиковаться в форме лубочных листов. Условием превращения новеллы в анекдот является элемент отрицания какой-либо истины или парадокс. Постепенно сложился фонд историй, которые мы и называем анекдотами. Анекдот – это история (как правило однособытийная) с утрированным запечатлением комических жизненных ситуаций, раскрывающихся в самом конце через неожиданный поворот сюжета. Также стоит отметить и ассоциативное значение анекдота, связь предмета и истории (примерно то же самое у пословицы). Анекдот функционирует в речи, образует циклы (Вовочка, Ржевский и тп), объединяется в тематические группы (политические, школьные и тп). Приемы, используемые в анекдотах для создания комического эффекта: гипербола («Самогонка стоит на столе, а закуски нет. Петька сердится.//-Василий Иванович, я уже двадцать минут варю яйца, а они все твердые// Чапаев говорит: Ладно,доставай. Видно,они от очень старой курицы»), преуменьшение (про дистрофиков) («В палате больных происходит разговор. Больному говорят: – Петя, прикати таблетку;-А почему сразу Петя? Пусть Иванов прикатит. Он сильный»), карикатурность образов («-Ты какие дрова в топку бросаешь?/-Прямые./-Теперь бросай кривые – поворачивать будем»), гротеск («Снесла курица яйцо в 5 кг.Приехал журналист и спрашивает у курицы: -Как это у вас получилось?;-Секрет!;-Ваши планы на будущее?;-Снести яйцо в 7 кг.; Журналист идет к петуху и спрашивает: -Как это у вас получилось?;-Секрет!;-Ваши планы на будущее?;-Набить морду страусу!»), многозначность слов («Сын возвращается из школы и говорит отцу: -Пап, я 4-ку принес!/-Поставь в холодильник!»), замещение прямого смысла переносным (и наоборот) («Двое приятелей беседуют. – Моя жена-просто ангел!/-Везет тебе! Моя еще жива!»), обыгрывание особенностей речи. В анекдотах часто обыгрываются известные сюжеты или события, обновляются сказочные ситуации («Патриархальный волк стучится в дверь к козлятам и говорит, как в сказке:-Козлятушки, отопритеся, ваша мам пришла, молоко принесла..//-Пошел вон отсюда..Молоко сам пей! А мать мы за пивом послали.»). Особый тип анекдотов составляют политические с их замещением комизма на гротескным обличением. Анекдот продолжает жить как фольклорный жанр в широких кругах общества. Детальное изучение жанра и его особенностей, его систематизация остается делом будущего.

  2. Самая карасиая в мире Ответить

    Она возникла очень давно. Первые произведения были созданы в XIII в. — во времена монгольского нашествия, например, знаменитая песня «Авдотья-Рязаночка» о защите города Рязани.
    Исторические народные песни всегда посвящались конкретным историческим событиям: в XVI в. — взятию Иваном Грозным города Казани и покорению Сибири донским казачьим атаманом Ермаком, его победе над сибирским ханом Кучумом. В XVII в. были сложены песни о Степане Разине, в XVIII в. — о Емельяне Пугачёве. Тогда же появились и песни о Полтавской битве. Воспето и грандиозное событие в жизни России — война с Наполеоном в 1812 г. В своей совокупности эти произведения воссоздают всю историю России, начиная с XIII в.
    Слагались песни зачастую самими участниками событий. Обычно поэт-песенник избирал какой-то отдельный эпизод в большом историческом событии. Рассказ о событиях в исторических песнях часто излагался в форме монолога или диалога героев. Например, в «Песне о взятии Казани» поётся о том, как царь Иван Грозный заподозрил своих пушкарей в измене и сразу хотел казнить их. Один из приговорённых осмелился и говорит:
    Погоди нас, государь, казнить-вешати,
    А позволь-ка, государь, слово молвити,
    Словечушко молвити, речь возговорити.
    Характер героя исторической песни раскрывается и в действиях, и в переживаниях. Так, царя Ивана Грозного изображали не только мудрым правителем, но и гневливым, безрассудно жестоким человеком. Была сложена песня о том, как он убил собственного сына.
    Исторические народные песни о наиболее важных событиях и героях объединены в циклы. Есть циклы песен об Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине и др.

    Исторические песни о Степане Разине

    Цикл песен о Разине — один из наиболее крупных в русском фольклоре. Он создавался в XVII в. Песни воспроизводят путь бунтаря и его сподвижников («сынков») по России: походы на реки Волгу и Яик (современный Урал), Каспийское море и Астрахань. Есть песни о пленении и казни Степана Разина.
    Походы и дела Разина воспеты как героические, бунтарские, а иногда и как разбойничьи. Казаки берут города, разбивают царские войска, посланные против них.
    Героический облик казаков и самого Степана Разина подчёркивают фольклорные приёмы, например, постоянные эпитеты. Степана Разина в песнях называют «добрый молодец», «удалой казак», «хозяин разудалый молодец», у него «русые кудри», «соколиные очи», «соболиные брови» — он похож на сказочного или былинного героя.
    Образ Степана Разина в песне идеализируется. Он наделён силой, смелостью, поэтому непобедим. «Меня пушечка не тронет, меня ядрышко не возьмет», — творит он о себе.

    Основные особенности исторических песен

    Эти произведения сохраняют в народной памяти прошлые события и их героев. Основные особенности исторических песен:
    словесно-музыкальный лирический или лиро-эпический жанр фольклора;
    изображение исторических лиц и событий, обычно одного эпизода;
    отражение народного взгляда на историю;
    повествовательная часть с диалогом или монологом;
    динамичность повествования;
    живая разговорная речь;
    хоровое исполнение.
    ?Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 кл. – К.: Грамота, 2008?

  3. (CoolDay) Ответить

    Образ Ивана Грозного в исторических песнях о нем
    Исторические песни рассказывают о выдающихся исторических деятелях, о царях, полководцах, воспевают баталии. Такие песни выражали отношение народа к конкретным историческим событиям и заключали в себе смысл, актуальный для времени действия. Самые значительные песни XVI века эпохи Московского государства повествуют о событиях царствования Ивана Грозного. Это исторические песни “Взятие Казанского царства”, “Мастрюк”, “Иван Грозный и сын”.
    В 1552 году под руководством Ивана Грозного была взята Казань. Песня “Взятие Казани” говорит о том, что произошло у казанских стен. Пушкари установили бочки с порохом и свечу у городских стен. Догорит свеча до основания – будет взрыв. У царя поставили такую же свечу, чтобы знать, когда произойдет взрыв. Но у царя свеча сгорела, а взрыва нет:
    На то Грозный царь осердился:
    “Подавай мне пушкарев казнить – вешать!”
    Царь хочет казнить пушкарей, так как заподозрил измену. Но один молодой пушкарь все объяснил царю, и, как только он замолчал, произошел взрыв. Казань взяли. Славя победу, певцы рассказали в своей песне, что царь подозрителен, везде видит измену. Песня показала Ивана Васильевича как вспыльчивого, сердитого и яростного царя.
    В 1560 году умерла жена царя, Анастасия Романовна Захарьина. В народе ходили слухи, что она была отравлена приближенными царя. Это только подогревало в царе жажду мести. Подозрения сводили Ивана Грозного с ума. Он обвинял всех в смерти жены. В таком состоянии он решил снова жениться. Его избранницей стала дочь кабардинского князя Темрюка. В песне “Мастрюк” певцы не говорят ничего плохого о Марии Темрюковне, но не скрывают неприязни к ее брату Мастрюку, царскому шурину. Сюжет песни сосредоточен на рассказе о кулачном бое Мастрюка с московским бойцом. Царица заступается за брата, но Иван Грозный берет сторону московского бойца. Он произносит неодобрительные речи по отношению к Мастрюку, ведь он хвастун и задира:
    У нас-де так Москва любит.
    А коли у него силы-то не было,
    Он бы де не хвастался.
    Царь также не одобрил заступничества жены Марии. Певцы уверенно говорят, что царь не дает власти новым родственникам из “проклятой Орды”. Таким образом, Иван Грозный предстает в данной песне властным и суровым правителем.
    Еще в молодости Иван Васильевич наблюдал за жестокой борьбой за власть между родами Шуйских, Бельских и Глинских. Кроме того, он чувствовал, что его жизни все время угрожает опасность. Ему везде мерещались заговоры и измены. Жертвой царя стал его сын Иван, которого в 1581 году Иван Грозный убил в приступе ярости из-за подозрения в измене. В народе ходили слухи о царе и его отношении к сыновьям. Царевича Федора, младшего сына, считали мягким и добрым. Именно его имеет в виду песня “Иван Грозный и сын”. Царевич осмелился сказать отцу, что на Руси измена не выведена. Он называет имена изменников – близких к окружению царя. За что Иван Грозный приказывает казнить своего сына:
    Возьмите младого Федора-царевича,
    Ведите за Москву-реку,
    Ко плахе ко липовой, ко сабле ко встроей.
    Обреченного на смерть Федора спасает его дядя, Никита Романович. И царь, осознавший утром, что натворил, был очень рад, что сын жив. Получается, что царь одумался, и слова, сказанные царевичем, остались в силе: правда на его стороне – измена есть и не изведена на Руси. В благодарность за спасение своего сына царь пожаловал Никите Романовичу вотчину:
    Тут дал Грозный царь вотчину,
    Которую он хотел.
    В данной песне видно, что, с одной стороны, царь предстает в образе злого и безжалостного правителя, а с другой стороны, великодушным отцом.
    Благодаря историческим песням очень хорошо вырисовывается образ царя Ивана Васильевича. Он яростный, беспощадный, жестокий, злой, властный и вспыльчивый. В то же время он может быть великодушным и благородным. Но отрицательных черт все же больше, и это привело к тому, что царю дали прозвище “Грозный”.
    Список использованной литературы
    «Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия для филолог. фак-тов пед. ин-тов. Под ред. Проф. Н.И.Кравцова. М., «Просвещение», 1971.
    Исторические песни XIII–XVI веков. Издание подготовили Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М. – Л., 1960.Учебная литература
    Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В.П.Аникин. – 3-е изд., стер. – М.: Высш.шк., 2009
    Список к теме практикума «Исторические песни»

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *