Какое из событий перечисленных ниже произошло в 1054 году?

6 ответов на вопрос “Какое из событий перечисленных ниже произошло в 1054 году?”

  1. kula4 Ответить

    Предисловие

    При обзоре церковной истории невозможно не коснуться
    событий, происходивших в Константинополе летом 1054 года, потому что
    последствия их оказались намного серьезнее, чем могли себе представить их
    участники и современники. В исторической литературе эти события характеризуются
    неоднозначно. Нередко их называют «разделением Церквей» Востока и Запада, или
    «великим церковным расколом». В соответствии с такой оценкой время
    предшествующее этим событиям называют «эпохой неразделенной Церкви».
    С «западной» точки зрения события 1054 года чаще всего
    характеризуются как «разрыв» Поместных Церквей Востока с Римом (или иначе —
    «схизмой», то есть неправомерным самоотделением  от Рима). С «восточной» точки
    зрения эти же события, напротив, характеризуются как отпадение Рима от
    Вселенского церковного единства, от Православия. (Впрочем, среди католических
    исследователей можно найти таких, которые в конфликте 1054 года более склонны к
    оправданию Константинополя, а среди православных историков — склоняющихся более
    к оправданию Рима).
    Получившие такую противоречивую оценку историков прискорбные
    события 1054 года имеют огромную литературу, в которой рассматриваются  самые
    мельчайшие подробности происшедшего, разбираются предшествовавшие этому событию
    обстоятельства, учитываются всевозможные особенности исторического развития
    народов Востока и Запада, подробно анализируются последствия этого страшного
    церковного конфликта. Полемическая литература с той и другой стороны сказала,
    кажется, все, что могла сказать, опираясь на исторический источники и
    свидетельства.
    Но при всем обилии многообразных исторических исследований,
    посвященных событиям 1054 года, обычно упускается из виду главное —
    литургическая сторона происшедшего. А она для церковной жизни и церковной
    истории имеет самое существенное значение.

    Что случилось 15 июля 1054 года?

    В 1054 году от папы Римского Льва IX (1048–1054) в
    Константинополь прибыла представительная делегация, которой предстояло
    разрешить целый ряд сложнейших церковно-дипломатических проблем. Возглавлял
    делегацию кардинал Гумберт, сопровождали его канцлер папского престола Фридрих
    и архиепископ Петр из Амальфии.
    Легаты папы привезли в Константинополь письма императору
    Константину IX Мономаху и патриарху Константинопольскому Михаилу Керулларию
    (1043–1058). Однако эти письма написаны были самим Гумбертом, поскольку папа
    Лев IX находился уже в плену у норманнов, посягнувших на вотчины святого
    престола (в плену он сохранил определенную свободу действий, но подписывать
    официальные бумаги не мог). На фоне углублявшихся политических проблем между
    Константинополем и Римом, папский престол исподволь настаивал на церковной
    подчиненности Константинополя Риму.
    Но Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий,
    ознакомившись с папскими посланиями, стал сомневаться в их подлинности,
    поскольку Лев IX был ему известен как человек стремящийся к мирному
    урегулированию спорных вопросов.
    Император Константин, имея весьма непрочное положение в
    столице и надеясь утвердить его благодаря миссии кардинала Гумберта, напротив,
    возлагал большие надежды на легатов. Кардинал Гумберт в свою очередь надеялся,
    что с помощью императора он рано или поздно добьется уступчивости патриарха
    Михаила и сумеет подчинить Константинополь Римскому престолу.
    Ситуация осложнялась тем, что папа Лев IX умер 19 апреля
    1054 г., т.е. прежде прибытия его легатов в Константинополь. Избрание нового
    папы затягивалось на долгие месяцы. Теряя терпение, кардинал Гумберт пишет
    письма патриарху и угрожает анафемой.
    Решающий шаг он  делает в субботу 15 июля 1054 года. Когда в
    Великой Церкви (храм Святой Софии) началась Божественная Литургия, папские
    легаты, разделяя толпу молящихся, прошествовали к алтарю и оттуда обратились к народу
    со словом против патриарха. Затем кардинал Гумберт положил на святой престол
    буллу экскоммуникации — акт отлучения Константинопольского патриарха Михаила и
    «его сторонников». Выходя из храма Софии Константинопольской, легаты в знак
    своей решительности, как бы следуя словам Евангелия, отрясли прах от ног своих.
    Но легаты почившего папы переоценили влияние императора
    Константина. Народ решительно поддержал патриарха, императору же в связи с
    народным волнением самому пришлось искать спасения. 17 июля послы из Рима
    вынуждены были поспешно оставить Константинополь.
    А 20 июля решением Синода (2 архиепископа, 12 митрополитов и
    7 епископов во главе с патриархом) Гумберт и его сообщники были отлучены от
    церковного общения. Приговор касался «нечестивой хартии» (булла
    экскоммуникации) и тех, кто трудился над ее изготовлением «советом или только
    голосом». В решении Синода указывалось, что осуждение не касается ни Римской
    кафедры, тогда вакантной, ни Льва IX, полномочиями и именем которого
    злоупотребили легаты.
    Патриархом Михаилом было составлено окружное послание с
    сообщением о случившемся, которое было разослано всем восточным иерархам.
    Случившееся 15 июля 1054 года в Софии Константинопольской
    поначалу переживалось как очередной временный разрыв между кафедрами Рима и
    Константинополя — Нового Рима. В истории был пример уврачевания подобного
    разрыва, случившегося во второй половине IX века. Тогда Константинопольский
    Собор 879—880 гг. не только разграничил власть Римского и Константинопольского
    патриархов, но и воспретил на будущее всякое изменение канонического положения
    римского епископа (см. лекция 16 «Эпоха равноапостольных Кирилла и Мефодия»,
    «Воскресная школа», май, 20 номер, 1998).  Патриарх Михаил Керулларий,
    отстаивая автокефалию Константинополя от притязаний Гумберта, действовал в
    точном соответствии с решениями этого примирительного Собора 879—880 гг., тогда
    как кардинал Гумберт действовал совершенно в другом духе. По прибытии в
    Константинополь с первых шагов он стал диктовать свою волю, вмешиваясь в юрисдикцию
    патриарха Нового Рима.
    Учитывая литургическую сторону события, происшедшего 15 июля
    1054 года в Софии Константинопольской, нельзя согласиться с мнением М.Э.
    Поснова, высказанным им в его «Истории Христианской Церкви»: «В сущности
    событие 16–25 июля 1054 года не было ли столкновением двух сильных гордых
    личностей, как Гумберт и Михаил? И не преступная ли ошибка истории придавать
    или усвоять такому ничтожному фактически событию трагическое, прямо роковое
    значение в жизни Вселенской Церкви?! История такую ошибку сделала». (М.Э.
    Поснов. «История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). —
    Издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1964, с. 551).
    При таком взгляде совершенно игнорируется литургическая
    сторона дела, которая прежде всего определяет церковное единство.
    Кардинал Гумберт с диаконом-кардиналом Фридрихом (будущий папа Стефан IX) и
    епископом Петром Амальфитским, официально представляя Римскую кафедру, 15 июля
    1054 года в Софии Константинопольской демонстративно разорвали литургическое
    общение с первенствующим на Востоке патриархом
    . Внешним выражением этого
    стал довольно дерзкий поступок — положение буллы экскоммуникации на святой
    престол церкви Софии и демонстративный выход из храма, где продолжалась
    Литургия.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *