Какое направление внеурочной деятельности может быть реализовано в любом из видов внеурочной деятельности?

10 ответов на вопрос “Какое направление внеурочной деятельности может быть реализовано в любом из видов внеурочной деятельности?”

  1. Morn Ответить

    Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.
    Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
    Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
    Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
    Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
    Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
    – оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
    – улучшить условия для развития ребёнка;
    – учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
    Виды и направления внеурочной деятельности.
    Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
    1) игровая деятельность;
    2) познавательная деятельность;
    3) проблемно-ценностное общение;
    4) досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5) художественное творчество;
    6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
    7) трудовая (производственная) деятельность;
    8) спортивно-оздоровительная деятельность;
    9) туристско-краеведческая деятельность.
    В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
    1) спортивно-оздоровительное;
    2) художественно-эстетическое;
    3) научно-познавательное;
    4) военно-патриотическое;
    5) общественно полезная деятельность;
    6) проектная деятельность.
    Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности.
    Общественно полезная деятельность в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
    Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
    Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
    Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
    Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
    Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
    Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
    Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
    Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых  немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
    Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
    Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
    1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
    2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
    3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
    Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
    • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
    • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
    • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
    • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
    • оценивать качество программ внеурочной деятельности.

  2. Faulmaran Ответить

    В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.
    Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
    · выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
    · различным видам деятельности;
    · оказание помощи в поисках “себя”;
    · создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
    · формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
    · развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
    · создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
    · развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
    · расширение рамок общения с социумом.
    Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей. По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты. Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения не персонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
    Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации.
    Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.
    выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
    Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
    Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
    Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
    Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
    Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
    Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
    Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
    Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными.
    Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
    В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
    Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.
    Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания.
    Трудовое воспитание школьников – это:
    · воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
    · воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
    · развитие навыков самообслуживания;
    · формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
    В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
    Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
    Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
    Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия -это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
    Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
    Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно раза два в месяц.
    Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так называемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные» темы. Прежде всего, скажем, что такие беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо проводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именно совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно оптимальный метод. В данных конкретных условиях ваши ученики и вы готовы обсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр.
    Вывод: Таким образом, задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
    Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

  3. Ariuhuginn Ответить

    В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
    Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая собственно результаты своей работы, не отличая их от эффектов, не умея внятно предъявить результаты и эффекты социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

    Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

    Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
    Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
    У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
    Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
    При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
    Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

    Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.

    Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).
    Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
    Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).
    Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
    Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».
    Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности.Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
    Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
    – разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
    – подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
    – выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
    – диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
    – оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.
    Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.)основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

  4. Voodookazahn Ответить

    Доклад к педсовету Семёновой А.Б.
    Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности.
    Планирование внеурочной деятельности
    Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС. К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.
    Виды внеурочной деятельности:
    •        Познавательная
    •        Досуговое общение
    •        Социальная
    •        Игровая
    •        Производственная
    •        Техническое творчество
    •        Спортивная
    •        Краеведческая
    Направления ВД в начальной школе:
    1.        Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
    2.        Духовно – нравственное  и культурное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
    3.        Обще интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
    4.        В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.
    План внеурочной деятельности в основной школе представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:
    – план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.;
    – план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);
    – план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.);
    – план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
    – план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);
    – план воспитательных мероприятий.
    Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность на периоды каникул, (но не более 1/2 количества часов). Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).
    В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:
    – модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся,
    – модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся,
    – модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия
    обучающихся в пространстве общеобразовательной школы,
    – модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий,
    – модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.
    План  внеурочной деятельности для  5,6  классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева  Тульской области  составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного  общего образования, Примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. от 8 апреля 2015 г. №1/15), письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования,  с учетом особенностей  и специфики   образовательной программы основного  общего образования школы.
    Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
    Содержание занятий  внеурочной деятельности формируется  с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществлятся посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
    В плане МБОУ «СОШ №3» г.Белёва Тульской области на внеурочную деятельность для 5 и 6  классов отводится 5 часов в неделю.
    Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, но учитываются при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
    План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:
    1)         Организацию деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.
    Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций как:
    -компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
    – социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
    – компетенции в сфере общественной самоорганизации, участие в общественно значимой совместной деятельности.
    Организация жизни ученических сообществ может происходить:
    – в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
    – через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
    – через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса,  города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
    Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках работы курса внеурочной деятельности «Календарь образовательных мероприятий», который  предусматривает годовой цикл коллективной деятельности (комплексных форм, включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации совместной деятельности обучающихся) и других курсов внеурочной деятельности. Формы организации совместной деятельности могут предполагать соревновательность (когда итоги подводятся периодически, и в конце учебного года, определяются персональные победители и победители – коллективы).
    2) Организацию внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы). Внеурочная деятельность может осуществляться по всем предметам, входящим в учебный план, как правило, организуется в рамках предметных кружков, факультативов, научных обществ обучающихся и т.д.
    Курсы внеурочной деятельности «Юный эколог», «Школьные проекты с применением ИКТ», «Школа безопасности», «Капельки солнца» предусматривают более глубокое изучение отдельных тем («За страницами учебника») таких предметов школьной программы, как биология и география, информатика, ОБЖ, технология.
    2)        Организационное обеспечение учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.).
    Организационное обеспечение учебной деятельности обучающихся – совокупность мер, направленных на оптимальное использование трудовых, информационных, социально-психологических, коммуникативных и других ресурсов для достижения обучающимися максимально возможных результатов в учебно-познавательной деятельности.
    Организационное обеспечение учебной деятельности обучающихся включает:
    – проведение учебных собраний – собраний по организации учебного процесса (периодических, стартовых и итоговых),
    – оформление учебной документации (в том числе электронные дневники обучающихся),
    – организацию взаимодействия с учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования,
    – содействие дифференциации обучения по предметам школьной программы(организация учебной деятельности одаренных школьников, учащихся, имеющих трудности в обучении).
    Организационное обеспечение учебной деятельности пятиклассников в течение учебного года ведёт, в первую очередь, классный руководитель по плану работы.
    3)        Организацию работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов).
    Педагогическая поддержка обучающихся направлена на создание условий для саморазвития школьника(самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования, развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации). Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
    Педагогическая поддержка социализации обучающихся предполагает психолого-педагогическое консультирование – идентификация проблемной ситуации школьника, определение доступных ресурсов и способов их использования обучающимся для самостоятельного преодоления имеющихся трудностей; целью консультирования является создание у школьника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации. В процессе консультирования могут решаться три группы задач:
    – эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности школьника в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);
    – информационной поддержки обучающегося (обеспечение школьника сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации);
    – интеллектуальной поддержки социализации (содействие в осознании школьником собственной проблемной ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).
    При осуществлении педагогической поддержки социализации обучающихся могут использоваться:
    – метод организации развивающих ситуаций (педагог осуществляет поддержку в решении ребенком значимой для него проблемной ситуации, может управлять как отдельными элементами существующих ситуаций, так и организовывать их специально);
    – ситуационно-ролевые игры (позволяют совершенствовать способы межличностного взаимодействия; аутотренинги, способствующие развитию навыков саморегуляции, приемы творческого мышления как средство развития способов мысленного решения ребенком задач своей жизнедеятельности).
    Педагогическую поддержку пятиклассников организует классный руководитель совместно с социальным педагогом, медицинским работником школы, учителями-предметниками.
    5) Работу по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве  общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
    Обеспечение благополучия обучающихся в жизни школы предполагает совокупность мер по рационализациии оптимизации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды: режима занятий (уроков и внеурочных занятий), обеспечение оптимального использования каналов восприятия, учет зон наибольшей работоспособности обучающихся, распределение интенсивности умственной деятельности, использование здоровьесберегающих практик осуществления образования.
    Обеспечение благополучия обучающихся в жизни школы включает профилактическую работу – определение «зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасности для обучающихся – групп и лиц, объектов и т. д.), разработку и реализацию комплекса адресных мер, с использованием возможностей профильных организаций (медицинских, правоохранительных, социальных и т. д.).
    Обеспечение благополучия обучающихся в жизни школы направлено также на профилактику разного рода зависимостей, развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных нега-
    тивных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером.
    Эту работу также организует классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, медицинский работник школы, а также она может осуществляться в рамках курса внеурочной деятельности «Школа безопасности». Внеурочная деятельность курса ориентирована на:  формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний.
    6) Воспитательные мероприятия.
    Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося.
    План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности, источником этого раздела плана внеурочной деятельности становятся нормативные и распорядительные документы органов управления образованием (федеральных, региональных и муниципальных). При подготовке и проведении воспитательных мероприятий  предусматривается вовлечение в
    активной роли максимально большего числа обучающихся.
    Образовательные программы внеурочной деятельности  разработаны по всем курсам внеурочной деятельности учителями школы на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий, адаптированы к условиям школы, приняты на педагогическом совете  и утверждены директором школы.
    По решению педагогического коллектива школы, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся пятого класса и их родителей (законных представителей) в школе планируется реализация модели  плана внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий.
    Особенностью данного плана является преобладание в нем воспитательных мероприятий, что позволяет объединить в один документ программу воспитательной работы класса и программы пяти направлений внеурочной деятельности. Интеграция программ осуществляется на основе базовых национальных ценностей, которые выступают в качестве основного содержания внеурочных воспитательных мероприятий.
    Процесс реализации ФГОС второго поколения призван направить усилия педагогического коллектива школы на создание новой модели открытой воспитательной
    среды, опирающейся на такие ценности, как патриотические чувства гражданина Рос-
    сии, гражданская идентификация, общечеловеческие ценности, поликультурный мир,
    личное нравственное самосовершенствование.
    Данный план обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности..
    Реализация плана предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.
    Особенностью плана внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий является интеграция направлений программы воспитания и социализации основной образовательной программы школы и направлений внеурочной деятельности. В результате такого построения внеурочной работы классный руководитель выступает в роли организатора и координатора внеурочной деятельности обучающихся класса, согласуя ее расписание и содержание с другими учителями, специалистами учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и другими включенными в работу по реализации программы специалистами.
    В ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:
    1. Духовно-нравственное направление заключается в обеспечении духовно -нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социума.
    Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности должно обеспечить:
    осознание подростком себя гражданином России на основе принятия общих
    национальных ценностей;
    развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
    понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
    взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность
    за другого человека.
    В основу работы по данному направлению может быть положена программа «Календарь образовательных событий», которую ведет классный руководитель с привлечением учителей истории и литературы, библиотекаря, специалистов учреждений дополнительного образования и культуры.
    В течение учебного года запланированы воспитательные мероприятия по духовно-нравственному направлению, такие как тематические классные часы, этические беседы, фольклорные праздники, проведение конкурсов детского рисунка, посещение объектов культуры.
    По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела,
    конкурсы, создаются проекты.
    2. Социальное направление заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме и дальнейшем профессиональном самоопределении.
    Социальное направление  реализуется через курс внеурочной деятельности «Юный эколог», основная цель которого – экологическое воспитание обучающихся, через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями, а  также посредством социальной и проектной деятельности, проведение коллективных творческих дел, мероприятий в течение учебного года.
    Классный руководитель реализует это направление через следующие воспитательные мероприятия: дежурство по классу, школе, выполнение поручений ученического самоуправления, социальные пробы на предприятиях, социальные акции по уборке территории, общественно полезный труд (сбор макулатуры, металлолома),трудовые десанты, дежурство по классу и столовой, уход за комнатными цветами и растениями на пришкольном участке, цветнике, участие в социальных акциях.
    3. Спортивно-оздоровительное направление заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
    Данное направление, например, может реализовываться посредством программы кружка «Школа безопасности», который ведет учитель физической культуры и ОБЖ, в целях знакомства с основами  обеспечения личной безопасности, поведения человека в чрезвычайных ситуациях, безопасности дорожного движения, оказания первой медицинской помощи. Курс направлен на воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
    В течение учебного года классным руководителем запланированы также беседы по охране здоровья, валеологические уроки,  викторины.
    По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, спортивные праздники,  дни здоровья.
    4. Общеинтеллектуальное направление – обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлено на формирование навыков научно-интеллектуального труда,
    развитие культуры логического и алгоритмического мышления, формирование опыта практической преобразовательной деятельности, развитие универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
    Данное направление может реализовываться программой внеурочной деятельности «Школьные проекты с применением ИКТ», которую ведет учитель информатики. Курс направлен на  обеспечение всеобщей компьютерной грамотности обучающихся, создание сайта пятого класса. Также он способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
    В течение учебного года классным руководителем совместно с учителями-предметниками запланированы предметные олимпиады, конкурсы, викторины, проектная и исследовательская деятельность.
    По итогам работы в данном направлении проводятся конференции, конкурсы, выставки, защиты проектов, также продуктом программы должен стать сайт класса.
    5. Общекультурное направление заключается в воспитании способности к духовному развитию, в эстетическом отношении к красоте окружающего мира, стремлении к творческой самореализации средствами художественной деятельности, в нравственном самосовершенствовании, развитии общей культуры через знакомство с общечеловеческими ценностями мировой и отечественной культуры.
    Данное направление реализуется программой школьной мастерской «Капельки солнца», занятия которой ведёт специалист дополнительного образования. Основной целью программы является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, воспитание трудолюбия.
    Общекультурное направление реализуется  также в таких формах, как классные часы, беседы, праздничные театрализованные представления на уровне класса и школы, праздничные концерты, посещение музея, библиотеки, участие учащихся в конкурсах детского эстрадного творчества, выставках детских художественных работ.
    Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время.  Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 40 минут. Продолжительность занятий – 40 минут.  При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
    Для проведения занятий внеурочной деятельности в школе имеются кадровое, информационно-методическое (литература, интернет-источники), материально-техническое (оборудование, место проведения занятий), диагностическое (инструментарий оценки результативности программы) обеспечение.
    Таким образом, данный план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности подростка и позволяет оптимизировать труд классного руководителя как организатора внеурочной воспитательной деятельности обучающихся.

  5. рЫжИк Ответить

    Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
    Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
    Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
    игровая деятельность;
    познавательная деятельность;
    проблемно-ценностное общение;
    досугово – развлекательная деятельность
    художественное творчество;
    социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
    трудовая (производственная) деятельность;
    спортивно-оздоровительная деятельность;
    туристско-краеведческая деятельность.
    Педагогами школы разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих направлений:
    1. Художественно-эстетическое направление
    Образовательная программа «Истоки русской народной культуры» знакомит учащихся с технологией изготовления тряпичных кукол. Дети, создавая кукол из ниток, ленточек, лоскутков, тесёмок, знакомятся с бытом, обычаями, традициями русского народа, календарными праздниками, обрядами.
    2. Спортивно-оздоровительное направление
    Реализовывать это направление помогает система клубных часов «Уроки здоровья». Через игры, викторины, путешествия, анкеты, беседы дети учатся правильно относиться к своему здоровью.
    Ещё одна образовательная программа, реализующая здоровьесберегающие технологии – это спортивные игры. Возрождаются такие игры, как лапта и городки. Эти незаслуженно забытые игры вызывают восторг и интерес у современных ребят.
    У мальчиков особенно пользуется успехом футбольная секция. В школе 3 команды, которые имеют успех на уровне не только района, но и города.
    3. Научно-познавательное направление
    Особое внимание уделяется образовательным программам научно-познавательного направления.
    На кружке «Давайте поиграем» используются игровые и тренинговые технологии с целью преодолеть тяжёлый этап адаптации первоклассников, наладить отношения в складывающемся коллективе, приобретения навыков общения между детьми и со взрослыми.
    Игровая деятельность пронизывает все направления внеурочной деятельности. Разнообразные виды игр используются на предметных неделях.
    Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.
    Проблемно – ценностное общение можно осуществлять как в школе, так и за её пределами, так как, дети любят выезжать, проводить время вне школы в кругу сверстников, проявлять свои творческие способности.
    Организация досугово – развлекательной деятельности требует некоторой подготовки. Например, ежегодно в школе проводится конкурс «Школьный артист», где может принять участие любой, независимо от возраста и рода увлечений.
    Организовать художественное творчество детей позволяют кружки:
    Тряпичная кукла
    Роспись по дереву
    Очумелые ручки
    Обучение в хоре
    Обучение игре на свирели
    Социальные проекты на основе художественной деятельности:
    Проект «Мои любимые бабушка и дедушка», приуроченный ко Дню пожилого человека.
    На первом этапе каждая параллель получила задание. 1-ые классы – участвовали  в конкурсе рисунков, 2-ые – в конкурсе стихов, 3-ьи – готовили сценки, 4-ые – писали сочинения. Заключительным этапом стала презентация в форме концерта.
    Проект «Парад Принцесс», посвящённый Дню 8 Марта, проходил в 2 тура. В первом туре участвовали все желающие девочки начальной школы. Конкурс проходил в каждом классе. Жюри, в лице родителей, выбрало только по одной представительнице от каждого класса, которая принимала участие в параде. Во втором туру принцессам также представлялась возможность проявить себя.
    Ребята легко отзываются на участие в разных акциях, например, «Зелёная планета» (2 раза в год сбор макулатуры), «Цветы победы» (ко Дню Победы).
    Очень актуальный вид деятельности – трудовая. Техническое моделирование позволяет раскрыть способности к конструированию, ориентации в пространстве. Практика показывает, всё больше детей имеют нарушения именно в этой области.
    Трудовой десант дисциплинирует учащихся.
    Традиционно в школе проходят такие мероприятия как:
    День бегуна
    Неделя здоровья
    Ведётся учёт личных достижений
    Конкурс стенгазет, презентаций, рефератов на спортивные темы
    Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.
    Для организации краеведческой деятельности поддерживаем связь с историческим краеведческим музеем Рыбацкой библиотеки. Посещаем интересные занятия, которые проводит увлечённый и знающий историю села и его жителей человек – Вера Михайловна Глушкова.
    В школе постоянно пополняется экспонатами музей Ладожской флотилии, в котором проводятся занятия для учеников.
    Наш город имеет большую возможность для экскурсионной деятельности.

  6. Met Ответить

    В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.
    Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
    Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
    Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО – создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
    Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
    приобретение учащимися социального опыта;
    формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
    приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
    К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
    личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
    метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
    Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
    обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
    оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
    улучшить условия для развития ребенка;
    учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
    Структура внеурочной деятельности.
    Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
    учебный план образовательного учреждения;
    дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
    образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
    классное руководство.
    Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
    Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
    Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
    Направления внеурочной деятельности:
    Спортивно-оздоровительное
    Духовно – нравственное
    Общеинтел-лектуальное
    Общекультурное
    Социальное
    Виды внеурочной деятельности:
    Игровая деятельность
    Познавательная деятельность
    Проблемно – ценностное общение
    Досугово – развлекательная деятельность
    Художественное творчество
    Социальное творчество
    Трудовая деятельность
    Спортивно-оздоровительная деятельность
    Туристско-краеведческая деятельность
    Формы внеурочной деятельности:
    Кружок
    Студия
    Секция
    Клуб
    Объединение
    Факультатив
    Научное общество
    Конференция
    Слет
    Игра
    Соревнование
    Турнир
    Встреча
    Концерт
    Спектакль
    Практика
    Экскурсия
    Культпоход
    Туристический поход
    Субботник
    Десант
    Формы внеурочной деятельности по направлениям:
    Спортивно-оздоровительное:
    Посещение спортивных секций
    Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
    Проведение бесед по охране здоровья.
    Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
    Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
    Участие в спортивных соревнованиях.
    Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
    Общекультурное:
    Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
    Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
    Общеинтеллектуальное:
    Предметные недели;
    Библиотечные уроки;
    Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
    Проектная деятельность;
    Участие в научно-исследовательских конференциях;
    Разработка проектов к урокам.
    Духовно-нравственное:
    Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
    Выставки рисунков.
    Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
    Тематические классные часы.
    Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
    Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
    Социальное:
    Проведение субботников.
    Работа на пришкольном участке.
    Разведение комнатных растений и уход за ними.
    Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
    Формы внеурочной деятельности по видам:
    Словесно-логические.
    Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
    Беседы на различные темы
    Дискуссии
    Собрания
    Конференции
    Лекции
    Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
    Образно-художественные формы
    Концерты
    Спектакли
    Праздники
    КТД
    Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
    Трудовые формы внеурочной деятельности
    Работа на пришкольном участке
    Работа по оформлению и уборке кабинета
    Уход за комнатными растениями
    Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
    Помощь школьному библиотекарю
    Трудовые десанты
    В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
    Игровые (досуговые) формы работы
    Совместные праздники
    Подготовка концертов, спектаклей
    Неделя театра, танца, вокала
    Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
    Соревнования
    Конкурсы
    КВНы
    Туристические походы
    Экскурсионные прогулки в парк
    Экскурсионные поездки
    Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
    Психологические формы
    Лекции
    Беседы
    Дискуссии
    Психологические упражнения
    Консультации
    Тренинги
    В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
    Результаты внеурочной деятельности
    Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
    Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
    Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
    Уровни результатов внеурочной деятельности
    Первый уровень. 1 класс
    Школьник знает и понимает общественную жизнь

    Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
    Достигается во взаимодействии с педагогом
    Второй уровень. 2-3 классы
    Школьник ценит общественную жизнь

    Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
    Достигается в дружеской детской среде.
    Третий уровень. 4 класс
    Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
    Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
    Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
    Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
    внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
    улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
    укрепление здоровья воспитанников;
    развитие творческой активности каждого ребёнка;
    укрепление связи между семьёй и школой.
    Литература:
    Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *