Какое понятие было взято элькониным как критерий выделения?

10 ответов на вопрос “Какое понятие было взято элькониным как критерий выделения?”

  1. Darne Ответить

    — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
    — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
    Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
    — кризис новорожденности;
    — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие. Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики.
    В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
    Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает
    идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.

  2. Kazilkis Ответить

    Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития психики:
    – кризис новорожденности;
    – младенчество (2мес – 1год);
    – кризис 1 года;
    – раннее детство (1-3 года);
    – кризис 3 лет;
    – дошкольный возраст (3-7 лет);
    – кризис 7 лет;
    – школьный возраст (8-12лет);
    – кризис 13 лет;
    – пубертатный возраст (14-17лет);
    – кризис 17 лет.
    Факторы психического развития
    1. Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
    2. Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно. Выделяют природную среду и среду социальную.
    3. Активность – третий фактор психического развития.
    В. Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов (пересечения биологического и социального фактора) в развитии.
    Л.С. Выготский подчёркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
    В развитии ребёнка выделяются «сензитивные периоды развития» – периоды наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям. Например, сензитивиый период для развития речи -от года до 3 лет.
    Л. С. Выготским выдвинут тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Чтобы обучение было развивающим, оно должно опираться на зону ближайшего развития ребёнка («расстояние» между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития).
    Л. С.Выготский определил четыре закономерности детского развития:
    1) цикличность;
    2) неравномерность;
    3) «метаморфозы»;
    4) сочетание процессов эволюции и инволюции.
    А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович (1930) показали, что в основе развития лежит практическая деятельность субъекта. Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития.
    Д. Б. Эльконин указал путь развития – организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.
    Необходимым условием психического развития является общение ребёнка со взрослым (М.И. Лисина). Исследования показали, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции.
    Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды.
    Л. С. Выготский различал три группы периодизаций:
    Первая группа — построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Например, периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения.
    Вторая группа — используется внутренний критерий, например, развитие детской сексуальности (Зигмундт Фрейд) или появление и смена зубов (П.П. Блонский).
    Третья группа – периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
    Развёрнутая периодизация психического развития ребёнка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным (1904-1984) и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).
    Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
    1) социальная ситуация развития;
    2) ведущая деятельность;
    3) основные новообразования.
    Д. Б. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. Ведущая деятельность – это главная деятельность по её значению для психического развития:
    – внутри неё возникают другие, новые виды деятельности (в игровой – элементы учебной);
    – в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы;
    – от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.
    Даниил Эльконин выдвинул идею о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
    Периодизация по Д.Б. Эльконину
    – кризис новорожденности;
    – младенчество (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
    – кризис 1 год;
    – ранний возраст (1-3 года) – предметно-орудийная деятельность;
    – кризис 3 лет;
    – дошкольный возраст (3-7) – ролевая игра;
    – кризис 7 лет;
    – младший школьный возраст (8-12) – учебная деятельность;
    – кризис 11-12 лет;
    – подростковый возраст (11-15) – интимно-личностное общение со сверстниками;
    – кризис 15 лет;
    В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 и 11лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
    Периодизация развития личности по З. Фрейду
    Личность по З. Фрейду проходит в своём развитии несколько психосексуальных стадий:
    1. Оральная стадия (от рождения до 1 года) В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребёнка является рот.
    2. Анальная стадия (1-1,5 до 3 лет). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника.
    3. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Чувственные наслаждения ребёнка сосредоточены на гениталиях (комплекс Эдипа и Элекгры).
    4. Латентная стадия (до 12 лет) период временного прерывания сексуального развития ребёнка
    5. Гепитальпая стадия (с 12 лет) обусловлена биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.
    Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития психики дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Например, привязанность либидо к оральной зоне у взрослого даёт о себе знать остаточным оральным поведением – курением, жеванием резинки, алкоголизмом и т.п.
    Периодизация развития личности по Э. Эриксону
    По Эриксону особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растёт ребёнок.
    На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.
    Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
    Л. Колберг провёл эксперимент, в котором выявил моральные суждения и этические представления детей разного возраста.
    1- й уровень – доморальный. На 1 стадии ребёнок ориентируется на наказание и ведёт себя хорошо, чтобы его избежать, на 2 стадии -ребёнок ориентируется на поощрение.
    2- й уровень – конвенциональная мораль (соглашение). Стремится вести себя исходя из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений. Одобрение других – характерно для 3 стадии, ориентация на авторитет – для 4 стадии.
    3- й уровень – автономная мораль. Моральные нормы становятся собственным достоянием личности.
    Все дошкольники и большинство семилетних детей находятся на доморальном уровне (70%). Доморальное сознание сохраняется в 10 лет-у 30% детей ив 13-16 лет у 10% детей. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на 2-ом уровне. Только 10 % подростков поднимаются до высшего уровня морального сознания. Индивидуальные различия здесь велики.
    Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже
    Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур.

  3. Царь Царя и Его Мамки Ответить

    Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей1. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» (а никак не «ребенок и общество»), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». «Общественный взрослый» выступает носителем «общественно выработанных способов действия» с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования.
    Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971) . В развитии детей Д.Б . Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития»2. Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
    1. Социальная ситуация развития;
    2. Ведущая деятельность;
    3. Основные новообразования.
    Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.
    Эльконин использовал понятие ведуща я деятельность , разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов1. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.
    Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:
    — в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
    — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
    — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
    Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
    — кризис новорожденности;
    — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно- эмоциональное общение со взрослым;
    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (1 1 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной,
    характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
    Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности .
    Этот шаг был подготовлен работами А.В.
    Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов1. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности2. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие.
    Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики.
    В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности1.
    Таблица 14
    Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина

    Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б . Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б . Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности.
    Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б . Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.
    Предыдущая3456789101112131415161718Следующая
    ?
    ТОП 5 статей:
    Экономическая сущность инвестиций – Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем…
    Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ – На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона…
    Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях – Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента…
    Схема построения базисных индексов – Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) – относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления…
    Тема 11. Международное космическое право – Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию…

  4. Aurigas Ответить

    7
    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. А. Н. Леонтьевым Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно – потребностной, а на сменяющем его этапе развитие операционально – технической сферы. Д. Б. Элькониным

    8
    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) непосредственно – эмоциональное общение младенца со взрослым ; 2) предметно – манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства ; 3) сюжетно – ролевая игра, характерная для дошкольного возраста ; 4) учебная деятельность школьников ; 5) интимно – личностное общение подростков ; 6) профессионально – учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

    9
    СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет : Л. С. Выготским 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом ( А. Н. Леонтьев ); А. Н. Леонтьев 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми ; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.

    10
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ Психологическое новообразование – это : психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов ( например, наглядно – действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем, рефлексия в подростковом возрасте ).

    11
    Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий ( периодов ) психического развития развития

    12
    Д. Б. Эльконин В основе периодизации следующие критерии : социальная ситуация развития ведущая деятельность возрастные новообразования

    13
    Все типы деятельности Д. Б. Эльконин подразделяет деятельность в системе « ребенок – общественный взрослый » ( ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений ) деятельность в системе « ребенок – общественный предмет » ( усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и развитие интеллектуальной, операционно – технической сферы )

    14
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой ( когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью учебной, характерной уже для младшего школьного возраста ) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет ) кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет ).

    15
    Д. Б. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом : кризис новорожденности ; младенчество (2 месяца 1 год ) непосредственно – эмоциональное общение со взрослым ; кризис одного года ; ранний возраст (1 3 года ) орудийно – предметная ( предметно – манипулятивная ) деятельность ; кризис трех лет ; дошкольный возраст (3 7 лет ) ролевая игра ; кризис семи лет ; младший школьный возраст (812 лет ) учебная деятельность ; кризис лет ; подростковый возраст (11 15 лет ) интимно – личное общение со сверстниками ; кризис 15 лет.

    16
    Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

    17
    Согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа : в возрастах первого типа ( это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст ) у ребенка развивается преимущественно общественно – мотивационная сторона некоторой деятельности ; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий ; в возрастах второго типа, следующих за первыми ( это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность ), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

    18
    Младенчество Социальная ситуация « Мы » – ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений. Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности ( переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни ). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра – Мы ) Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития – Мотивационно – потребностная.

    19
    Период Ранний возраст (1-3 года ) Социальная ситуация Распад « Пра – Мы », приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений. Ведущая деятельность Предметно – орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития. Кризисы Кризис « я сам » (3 года ). Симптоматика : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса : перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка. Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение « я » – становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Сфера развития Познавательно – умственная.

    20
    Период Дошкольный (3-7 лет ). Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым. Ведущая деятельность Сюжетно – ролевая игра. Развитие мотивационно – потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование – наглядно – образное мышление. Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика : потеря непосредственности, манерничанье, симптом горькой конфеты. Суть кризиса : формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно – полезную деятельность. Сфера развития Мотивационно – потребностная.

    21
    Период Младший школьный (7-11 лет ) Социальная ситуация Ребенок – « близкий взрослый » и « ребенок – социальный взрослый ». Ведущая деятельность Учебная ( предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий ). Центральная линия – интеллектуализация. Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости Новообразование кризиса возникновение представления о себе как « не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.

    22
    Период Младший подростковый возраст (12-15 лет ) Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым. Ведущая деятельность Интимно – личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго – идентичности, рождение индивидуального самосознания. Новообразование кризиса Открытие « Я », возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно – потребностная, усвоение моральных норм.

    23
    Период Старший подростковый возраст (15-17 лет ). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно – профессиональная. Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость. Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

    24
    Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Показана взаимосвязь между интеллектуальным развитием и становлением личности человека как социального индивида. Возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали.

    25
    Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами. Гипотеза направлена на разделение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам развития человека.

    26
    Ограничения : в периодизацию не включен период перинатального развития, так как другие закономерности нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте

  5. Landameena Ответить

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ
    ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ

    Д.Б.Эльконин развил
    представления Л.С. Выготского о возрастном
    развитии. Он рассматривает ребенка как
    целостную личность, активно познающую
    окружающий мир — мир предметов и
    человеческих отношений, включая его
    при этом в две системы отношений: “ребенок
    — вещь” и “ребенок — взрослый”.
    Но вещь, обладая определенными физическими
    свойствами, заключает в себе и общественно
    выработанные способы действий с нею.
    Это по сути — общественный предмет,
    действовать с которым ребенок должен
    научиться. Взрослый тоже не только
    человек, имеющий конкретные индивидуальные
    качества, но и представитель какой-то
    профессии, носитель других видов
    общественной деятельности с их
    специфическими задачами и мотивами,
    нормами отношений, т.е. общественный
    взрослый. Деятельность ребенка внутри
    систем “ребенок — общественный
    предмет” и “ребенок — общественный
    взрослый” представляет единый процесс,
    в котором формируется его личность.
    В то же время эти
    системы отношений осваиваются ребенком
    в деятельностях разного типа. Среди
    видов ведущей деятельности, оказывающей
    наиболее сильное влияние на развитие
    ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две
    группы.
    В первую группу
    входят деятельности, которые ориентируют
    ребенка на нормы отношений между людьми.
    Это непосредственно-эмоциональное
    общение младенца, ролевая игра дошкольника
    и интимно-личностное общение подростка.
    Они значительно отличаются друг от
    друга по содержанию и глубине, но
    представляют собой деятельности одного
    типа, имеющие дело главным образом с
    системой отношений “ребенок —
    общественный взрослый”, или, шире,
    “человек — человек”.
    Вторую группу
    составляют ведущие деятельности,
    благодаря которым усваиваются общественно
    выработанные способы действий с
    предметами и различные эталоны:
    предметно-манипулятивная деятельность
    ребенка раннего возраста,
    учебная деятельность
    младшего школьника и учебно-профессиональная
    деятельность старшеклассника. Маленький
    ребенок овладевает предметными действиями
    с ложкой или стаканом, ребенок старшего
    возраста — математикой и грамматикой,
    их деятельность мало похожа внешне, но
    по существу, и то и другое — освоение
    элементов человеческой культуры.
    Деятельности второго типа имеют дело
    с системой отношений “ребенок —
    общественный предмет” или “человек
    — вещь”.
    В деятельности
    первого типа главным образом развивается
    мотивационно-потребностная сфера, в
    деятельности второго типа формируются
    операционно-технические возможности
    ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
    сфера. Эти две линии образуют единый
    процесс развития личности, но на каждом
    возрастном этапе получает преимущественное
    развитие одна из них. Так как ребенок
    поочередно осваивает системы отношений
    “человек — человек” и “человек
    — вещь”, происходит закономерное
    чередование и сфер, наиболее интенсивно
    развивающихся: в младенчестве развитие
    мотивационной сферы опережает развитие
    сферы интеллектуальной, в следующем,
    раннем возрасте мотивационная сфера
    отстает и более быстрыми темпами
    развивается интеллект и т.д. (рис. 1.11).
    Д.Б.Эльконин так
    формулирует закон
    периодичности:
    “К каждой точке
    своего развития ребенок подходит с
    известным расхождением между тем, что
    он усвоил из системы отношений человек
    — человек, и тем, что он усвоил из системы
    отношений человек — предмет. Как раз
    моменты, когда это расхождение принимает
    наибольшую величину, и называются
    кризисами, после которых идет развитие
    той стороны, которая отставала в
    предшествующий период. Но каждая из
    сторон подготавливает развитие другой”.
    Таким образом,
    каждый возраст характеризуется своей
    социальной ситуацией развития; ведущей
    деятельностью, в которой преимущественно
    развивается мотивационно-потребностная
    или интеллектуальная сфера личности;
    возрастными новообразованиями,
    формирующимися в конце периода, среди
    них выделяется центральное, наиболее
    значимое для последующего развития.
    Границами возрастов служат кризисы —
    переломные моменты в развитии ребенка.
    Периодизация
    Д.Б.Эльконина — наиболее распространенная
    в отечественной психологии. Она легла
    в основу и той характеристики возрастных
    периодов, которая будет дана во втором
    разделе этой книги.

    Рис.
    I.11. Периодизация психического развития
    ребенка (по Д. Б. Эльконину)

    Вот
    как выглядит периодизация Д. В. Эльконина
    в целом
    (см.
    также таблицу).
    1.
    Младенческий
    возраст
    0—1
    год. Ведущий
    вид дея­тельности—непосредственное
    эмоциональное общение.

    Внутри и на фоне его формируются
    ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные
    действия, т. е. действия, сопровождаемые
    и в какой-то мере регулируемые зрительными,
    слуховыми, мышеч-ио-двигательными и
    другими ощущениями, восприятиями.
    Важ­ным новообразованием
    этого возраста является форми­рование
    потребности
    в общении
    с
    другими людьми н опреде­ленное
    эмоциональное отношение к ним.
    «В
    своей основе,—подчеркивает
    Д. Б. Элькони”,—потреб­ность
    субъекта в общении с другим человеком
    е^ть потребность в оценке, которую
    субъект от него получает и которую ему
    дает»’.
    2.
    Раннее детство
    1—3
    года. Ведущая деятельность—
    предметно-орудийная.
    В ней ребенок овладевает
    общественно-выработанными способами
    действий с предметами в сотрудни­честве
    со взрослыми. Новообразованием возраста
    является раз­витие речи и
    наглядно-действенного
    мышления.

    3.
    Дошкольный
    возраст—

    3—7 лет.
    Ведущая деятельность—ролевая
    игра,
    в
    процессе которой ребенок овладевает
    «фундачснтальнымн смыслами человеческой
    дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся
    такие новообразования, как стремле­ние
    к общественно значимой ч общественно-оцениваемой
    дея­тельности,

    что характеризует готовность ребенка
    к начальному обучению.
    4.
    Младший
    школьный возраст
    —7—II
    лет. Ведущая дея­тельность—учение
    В процессе учения формируется намять,
    усваиваются знания о предметах и явлениях
    внешнего мира человеческих отношении
    Новообразованиями возраста являют­ся
    произвольность
    психических явлении, внутренний план
    Осй-ааия, рефлексия.

    5.
    Подростковый
    возраст
    11—15
    лет. Ведущая деятель­ность—общение
    в системе общественно полезной
    деятельности
    (учебная,
    общественно-организационной, трудовой
    и др.). В этом процессе подросток овладевает
    навыками общения в раз­ных ситуациях.
    Важнейшими новообразованиями являются
    формирование
    самооценки, критическое отношение к
    окружающцим людям, стремление к
    «взрослости» и самостоятельности
    ц
    умение
    подчиняться нормам коллективной жизни.

    6.
    Старший
    школьный возраст
    15—17
    лет. Ведущая дея­тельность—учебно-профессиональная
    ,
    в процессе
    которой фор­мируются такие
    нозообразопання, как мировоззрение,
    профес­сиональные интересы, самосознание,
    мечты и идеалы.

    Данная классифнклцня
    позволяет раскрыть механизм сме­ны
    возрастных периодов, исходя из
    диалектнко-материалнсги-ческого
    положения о движущих силах развития
    как борьбы пр01ивоположиостей между
    новыми потребностями и старым»
    возможностями их удовлетворения.
    Механизм смены
    периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн,
    заключается в изменении соответствия
    между уровнем разви­тия oi
    ношении с окружающими и уровнем развития
    знаний, способов действия. Например,
    взаимодействие уровня развития
    познавательной сферы младшего школьника
    и овладение но­выми действиями приводит
    к появлению у подростка потреб­ности
    в изменении содержания ч способов
    отношений с окру­жающими п к необходимости
    со стороны взрослых изменить отношение
    к подростку.
    s
    Возрастной
    периоды
    /
    Ведущая
    деятельность
    На
    что направлена эозч.г Какая сфера
    психики при-
    „ , вателъная
    деятельность имущественно |.азвиаается
    ноетоораюванин доэоаст»
    Младенческий
    (0-t
    г.)
    Непосредственное
    эмо­циональное общение.
    На
    познание отношс- Личностная (потреб-
    Пот^ейнпст’. я o^uic-ннй
    ностно-мотивацнонная) !ihh.
    Эмошюндли^ие
    от­ношения
    Раннее
    детство (1-3
    г.)
    Предметно-маннпуля-тивная
    деятельность
    На
    познание предмета Познавательные
    про- Ргчь н наглядио-дем-цессы гтэенное
    чышленне
    Дошкольный
    воз­раст
    (3—7 лет)
    Ролевая
    игра
    На
    познание отноше- Личностная (потребно-
    Потребность в ойщест-ний стно-мотг-вационная)
    венно-значимой н оОще-стоенно-оце(< |<взеыом деятельности Младший школ'-.-ный -возраст <7— 11 лет) Учение На познание начал Интеллектуально-по- Произвольность. bhvt-наук знавательнзя ренний план действия Самоконтроль. Решлек-счя. Подростковый воз­раст (11—15 лет) Деятельность общения в процессе обучения, ор­ганизованной трудовой деятельности На познание системы Личностная (потрео- Стреуление к
    «взпос-дтношении в разных
    ностно-мотивационная) лости». самооценка,
    под-ситуациях чинение нормам
    коллек­тивной жизни
    Старший
    школьный возраст
    (15—17 лет)
    Учебно-профессио­нальная
    На
    познание профес- Познавательная
    Мировоззрение, про­спи
    .
    фессиональные интересы
    4

  6. Kazikasa Ответить

    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
    В каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
    Закон чередования видов деятельности. Происходит закономерное чередование одних возрастов с другими возрастами. Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта сцепка (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, эпоха) воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.
    ЭПОХА
    РАННЕЕ ДЕТСТВО
    ДЕТСТВО
    ОТРОЧЕСТВО
    СТАДИЯ
    МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
    РАННИЙ ВОЗРАСТ
    ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
    МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
    СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Эмоционально-непосредственное общение
    Орудийно-предметная деятельность
    Сюжетно-ролевая игра
    Учебная деятельность
    Личностное общение
    Учебно-профессиональная деятельность
    СФЕРА ЛИЧНОСТИ
    Мотивационно-потребностная
    Операционально-техническая
    Мотивационно-потребностная
    Операционально-техническая
    Мотивационно-потребностная
    Операционально-техническая







    Кризис новорожденности
    Кризис 1 года
    Кризис 3лет
    Кризис 7 лет
    Кризис 12-13 лет
    Кризис 15 лет
    Кризис 18 лет

    Большие кризисы развития (кризисы отношений)

    Малые кризисы развития (кризисы мировоззрения)
    Периодизация Л.С. Выготского (в предыдущем вопросе)
    31. Психологические интерпретации кризисов развития в различных направлениях возрастной психологии.
    См. вопрос 14
    32. Ступени образования и их системная организация.
    Основной закон образования может быть выражен предельно кратко в следующей формуле: образование является всеобщей общественной формой развития человека. Образование есть всеобщая форма развития — никакой другой нет. Есть образование человека и, значит, есть его созревание, взросление, овладение богатствами культуры. Прекращается образование — останавливается развитие, человек погибает как человек. Образование это общественная форма развития. Организованное в систему (в яслях, детских садах, школах, вузах, университетах и т.д. и т.п.), или неорганизованное (на улице), образование строит и реализует “программы жизни и развития человека” как отдельного индивида, так и всех людей. Вместе с тем, образование, согласно основному закону, является очень сложным процессом и системой, в которой в органическом единстве соединены как искусственные, так и естественные компоненты. Образование представлено как комплекс трех основных процессов, которые конституируют все особенности образования на различных его ступенях. Этими процессами являются: воспитание, обучение, духовестие.
    Воспитание — это деятельность по созданию пространства гармонического развития личности. Со времени эпохи Возрождения в теориях воспитания преобладает точка зрения, согласно которой в человеке должна быть гармония интеллектуального, нравственного и физического. Мы говорим о принципиально иной гармонии. Мы говорим, что развитие личности должно проходить в гармонии свободы, самостоятельности и ответственности как фундаментальных свойств, характеризующих поступки личности. А поступки и их развитие и есть сущностная действительность личности.
    Обучение — это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности. И относительно этого процесса современная дидактика продолжает с настойчивостью повторять тезисы, сформулированные к середине XIX-го столетия: обучение осуществляется в рамках учебных предметов, которые, в свою очередь, являются редуцированной формой научных предметов. Мы говорим о передаче способов человеческой деятельности, а значит общественной. Индивидуальная деятельность и ее способы — это редуцированные формы способов организации коллективной деятельности. Поэтому обучение — это всегда социальное обучение, а его у нас в школе просто нет.
    Духовестие — это диалог учителя с учениками, целью которого является формирование широкого плюралистического сознания, способного устремляться к поиску добра, правды и красоты и осуществить эти стремления.
    Суть второго закона образования – закона периодизации – заключается не в простом отделении одного периода развития от другого и установления границ между ними. Дело в том, что смена эпох и периодов характеризуется сложной диалектикой смен ведущей мотивации в возрастах: “душевным переворотом” и кризисами развития. Каждый кризис развития — это изменение всей структуры индивидуальности и соотношения основных определяющих развития субъективности (души) человека. Второй закон образования гласит, что для нормального развития человека и возможности его перехода с одной ступени образования на другую необходимы кризисы. Однако этот же закон формулирует требование нормальности кризиса. Кризис оказывается положительным, с точки зрения полноценного образования, только при смене определенных периодов. Уже в 60-е годы Д.Б. Элькониным и раньше Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия были заложены основы формулы второго закона образования, выраженные в принципе смены ведущих типов деятельности (изменение соотношения мотивационной и операциональной сторон деятельности) на разных этапах развития ребенка. Основным и принципиальным следствием этого закона является требование соответствия педагогической деятельности и ступеней систематического образования межкризисным эпохам развития.

  7. JevexMP Ответить

    Критерии:
    Ведущая деятельность (Леонтьев) – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
    Социальная ситуация развития – своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
    Новообразование– те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
    Периодизация Л.С. Слободчикова:
    1 ступень – оживление (от рождения до 1 года); становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.
    2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет); развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.
    3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет); оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.
    4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). Индивидуализация – обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.
    5. Универсализация – восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.
    Д.Б. Эльконин

    Периодизации психич. раз-ия Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущ. д-ти.
    Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития и новообразованиями. Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается медленно, эволюционно. В критические периоды развитие совершается бурно, стремительно. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для JevexMP Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *