Какое учение стало главным в географии и почему?

7 ответов на вопрос “Какое учение стало главным в географии и почему?”

  1. ZeridoMeN Ответить

    Учение о геоэкологии. Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он был предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой. Затем на этой основе в рамках биологии зародилось учение об экологии, которое стало быстро развиваться на основе исследования взаимоотношений организмов и среды, сообществ и популяций этих организмов, а с 30-х годов XX века — и экосистем как природных комплексов, состоящих из совокупности живых организмов и окружающей их среды. В таком классическом понимании данная наука продолжала оставаться биологической экологией или биоэкологией.
    В принципе биоэкологией она оставалась и после того, как включила в свою орбиту и человека. Сам термин «экология человека» появился еще в начале 20-х годов, но широкое распространение получил уже во второй половине XX века, когда экология человека стала рассматриваться как биологическая дисциплина, изучающая адаптацию человека (популяции) к определенным природным условиям. При этом сам человек фигурировал в данном процессе как биологический вид, занимающий свою экологическую нишу в общей экосистеме Земли.
    Однако в дальнейшем экология вышла далеко за рамки биологии как таковой, превратившись в межпредметный комплекс научных направлений. Иногда этот комплекс называют «Большой» (или всеобщей) экологией и включают в него аналитическую и прикладную экологию, экологию человека, социальную экологию, биоэкологию, геоэкологию и некоторые другие структурные звенья. Вспомним и «экологию культуры», предложенную акад. Д. С. Лихачевым.
    С позиций географии особый интерес представляет социальная экология, под которой С. Б. Лавров понимает также разветвленный междисциплинарный комплекс наук, изучающий взаимоотношения между обществом и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов. Поскольку социальная экология берет на себя изучение проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества (именно общества, а не отдельного человека!), то в поле ее зрения неизбежно попадает и вся «вторичная природа», к которой относят то, что создано людьми и что, собственно говоря, в первую очередь порождает экологические проблемы. Подобной расширенной трактовки ныне придерживаются и многие крупнейшие биологи-экологи (акад. С. С. Шварц, акад. А. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс), а также такой авторитет в этих вопросах, как акад. Н. Н. Моисеев.
    Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло на Западе в 30-х годах XX века. Конечно, не следует думать, что интерес географии к подобной проблематике появился только в это время. Фактически именно география с самого своего возникновения занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы.
    В данном случае речь идет только о термине. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали как своего рода гибридное направление, объединяющее экологические и географические подходы к изучению экосистем и геосистем. Но затем шаг за шагом это понятие расширялось и уточнялось — прежде всего благодаря работам акад И. П. Герасимова [29], Д. Л. Арманда, А. Г. Воронова, В. С. Же-кулина, Ф. Н. Милькова, В. С. Преображенского, С. Б. Лаврова, Ю. Д. Дмитревского, Н. Ф. Глазовского, А. Г. Исаченко, Ю. Н. Гладкого, К. М. Петрова [229] и др. Актуальные проблемы геоэкологии в той или иной мере обсуждались на всех последних съездах Географического общества СССР, но в особенности на IX (1990) и X (1995) съездах.
    Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии, как о составной части большого междисциплинарного комплекса экологических проблем и сферы перекрытия географии и экологии. Согласно одному из определений геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.
    Соответственно были сформулированы и две основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады: растение-животное-человек. Были намечены основные «отраслевые» направления геоэкологии: физико-географическое, историко-географическое, экономико-географическое, социально-географическое, ее главные территориальные аспекты: локальный, региональный, глобальный (акад. М. И. Будыко, Ю. Н. Гладкий, С.Б.Лавров), геоэкология Мирового океана, а также положено начало эколо-го-экономическому районированию (Ю. Д. Дмитревский, Н. Н. Клюев), ландшафтной геоэкологии.
    Однако все это не означает, что учение о геоэкологии можно считать уже сложившимся. Существует еще много неясностей в определении ее задач и границ, в формировании понятийного аппарата. Недавно А. Г. Исаченко высказал мнение о том, что в современной геоэкологии «чистая» география еще значительно преобладает над экологией. Поэтому он даже предложил называть ее не геоэкологией, а экологической географией. Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества.
    Учение о конструктивной географии. Каждая наука имеет два главных направления исследований — фундаментальное и прикладное. Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности. Все это полностью относится и к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимущественно описательной наукой, география была тесно связана с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах. Или Великую Северную экспедицию в России, задуманную Петром I, которая имела и теоретическое и большое практическое значение.
    Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям. В 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. В СССР главным проповедником идей прикладной географии стал Институт географии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавлявшийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследований можно привести участие в проектировании полезащитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее – сооружение БАМа.
    Тем не менее, по мере углубления научно-технической революции традиционное обслуживание географией запросов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея «конструктивной географии». В общей форме она была высказана им еще в 1960 году, а сам этот термин был применен в 1965 году. В 1970 году И. П. Герасимов дал его обоснование на V съезде Географического общества СССР, а в 1976 году вышла его книга, специально посвященная конструктивной географии [28]. Благодаря им научная идея стала научной концепцией, сущность которой можно передать следующим образом.
    С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно открытые и освоенные территории. Развитие конструктивной географии тесно связано с новыми требованиями к использованию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воздействия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразованием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач: 1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой, 2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества. Он также рассматривал конструктивную географию как путь к дальнейшей интеграции в географии, подчеркивал ее идеологическое значение.
    Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных.

  2. Вендетта Ответить

    240*400 Advertur.ru end –>
    Лекция
    №2

    Методологический
    аппарат географии

    Вопросы:
    1.
    Иерархия научных знаний
    2.
    Научные подходы
    №1
    Иерархия
    научных знаний

    Научные
    знания обычно подразделяются на теоретические
    и эмпирические.
    Существует
    иерархия научных знаний.
    1.1.
    Учение

    Учение
    — совокупность теоретических положений
    в какой-либо области научных знаний, которое
    может включать в себя ряд теорий, концепций.
    Общегеографические
    учения

    Учение
    о географической

    среде.
    Понятие
    географическая среда

    было введено в науку еще в конце XIX века
    французским географом Элизе Реклю и русским
    географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым.
    По
    определению Э. Б. Алаева географическая
    среда — это та часть географической оболочки…,
    которая тем или иным способом, в той или
    иной мере освоена человеком, вовлечена
    в общественное производство и составляет,
    таким образом, материальную основу существования
    человеческого общества.
    Учение
    о геосистемах.

    Понятие
    о геосистеме было введено в научный
    обиход акад. В.Б. Сочавой в 1963 году. Под
    геосистемами В. Б. Сочава понимал природные
    образования, возникающие в сфере наземной
    жизни и в сфере морей и океанов. Природной
    геосистемой он называл конкретную территорию,
    на которой отдельные компоненты природы
    находятся в тесной связи друг с другом,
    с соседними участками, с человеческим
    обществом, с космосом.
    Позднее
    В. Б. Сочава предложил свою иерархию
    геосистем с выделением трех главных
    уровней:
    планетарного
    (вся географическая оболочка Земли, физико-географический
    пояс),
    регионального
    (природные зоны, подзоны, провинции и
    др.)
    локального
    Он
    считал учение о геосистемах стержнем
    всей физической географии.
    В
    дальнейшем это учение получило развитие
    в работах многих известных физико-географов.
    Учение
    о геоэкологии
    .

    Термин
    «экология» в буквальном переводе с
    греческого означает «наука о местообитании».
    Он был предложен еще в 1866 году немецким
    биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться
    для характеристики взаимоотношения организмов
    растительного и животного мира с окружающей
    природной средой.
    Что
    же касается собственно геоэкологии,
    то это понятие возникло на Западе в 30-х
    годах XX века. Из советских географов первым
    обратил внимание на необходимость исследования
    взаимосвязей географии и экологии акад.
    В. Б. Сочава в 1970 году.
    Постепенно
    сложилось и современное представление
    о геоэкологии. Согласно одному из определений
    геоэкология — это наука, изучающая необратимые
    процессы и явления в природной среде
    и биосфере, возникшие в результате интенсивного
    антропогенного воздействия, а также близкие
    и отдаленные во времени последствия этих
    воздействий.
    Соответственно
    были сформулированы и две основные
    задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия
    внешних условий, включая антропогенные,
    на геосистемы,
    2)
    исследование воздействия природных
    условий на состояние и развитие
    триады: растение — животное — человек.
    Учение
    о конструктивной
    географии.

    Каждая
    наука имеет два главных направления
    исследований — фундаментальное
    и прикладное.
    Под
    термином «прикладные
    исследования
    » принято понимать совокупность
    научных работ, направленных на применение
    результатов прикладных исследований
    к конкретным проблемам и видам практической
    деятельности.
    Все
    это полностью относится и
    к географии. Даже будучи на протяжении
    долгого времени преимущественно
    описательной наукой, география была
    тесно связана с практикой. В качестве
    примеров такого рода приведем хотя бы
    практическую потребность Нидерландов,
    бывших в XVII веке крупнейшей морской державой,
    в географических знаниях и хороших географических
    картах.
    Сам
    термин «прикладная
    география
    » возник после второй мировой
    войны на Западе, в условиях, когда география
    все больше переставала быть кабинетной,
    «университетской» наукой и начинала
    уделять гораздо больше внимания прикладным
    исследованиям.
    В
    1964 году в структуре Международного
    географического союза появилась
    постоянная комиссия по прикладной географии.
    Зародились прикладная климатология,
    прикладная геоморфология, прикладное
    ландшафтоведение и др. В СССР главным
    проповедником идей прикладной географии
    стал Институт географии Сибири и Дальнего
    Востока в Иркутске, возглавлявшийся акад.
    В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым.
    В качестве примеров прикладных географических
    исследований можно привести участие
    в проектировании полезащитных лесных
    полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы,
    строительство Каракумского канала, а
    позднее — сооружение БАМа.
    По
    мере углубления научно-технической революции
    традиционное обслуживание географией
    запросов практики оказывалось уже недостаточным.
    Нужны были новые идеи, и одной из них стала
    выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея
    «конструктивной
    географии
    ».
    С
    началом НТР география стала
    превращаться из прежней описательно-познавательной
    в экспериментально-преобразовательную
    науку. Основным объектом ее исследования
    становятся не «белые пятна» на карте
    мира, а давно открытые и освоенные
    территории.
    Развитие
    конструктивной географии тесно
    связано с новыми требованиями к
    использованию естественных ресурсов,
    с сильным возрастанием воздействия
    общества на природную среду. По существу,
    речь шла о новом научном учении,
    тесно связанном с преобразованием
    природной среды и управлением этим процессом.
    Соответственно И. П. Герасимов считал,
    что современная конструктивная география
    должна быть нацелена на решение двух
    крупнейших конкретных задач:
    1)
    оптимизацию взаимодействия человеческого
    общества с природой,
    2)
    рациональную территориальную организацию
    жизни самого общества.
    Добавим,
    что понятие о конструктивной
    географии шире понятия о прикладной
    географии, поскольку оно охватывает
    весь цикл исследований — от фундаментальных
    до прикладных.
    Учения
    в физической географии

    Учение
    о географической оболочке.
    Учение
    о географической зональности
    Учение
    о географическом ландшафте
    Учение
    о природно-территориальном комплексе
    Учения
    в социально-экономической
    географии

    Учение
    об ЭГП
    Учение
    о географическом разделении труда
    Учение
    о территориально-производственных
    комплексах
    Учение
    о территориальной организации
    хозяйства
    1.2.
    Теория

    Теория
    — форма научного знания, дающая целостное
    представление о закономерностях и существенных
    взаимосвязях, основных идеях в той или
    иной области знания; как правило, подтверждается
    экспериментом или расчетом.
    Общегеографические
    теории

    Теория
    регионального развития (регионализма)
    Теория
    географических оценок
    Теории
    физической географии

    Теория
    физико-географического районирования
    Теория
    тектоники литосферных плит
    Теории
    социально-экономической
    географии

    Теория
    размещения производительных сил
    Теория
    экономического районирования
    Теория
    территориальной структуры хозяйства
    Теория
    расселения населения
    Теория
    геоурбанистики
    1.3.
    Концепции и гипотезы

    Концепция
    — совокупность наиболее существенных
    элементов теории или теорий, точка зрения,
    руководящая идея для понимания сущности
    определенных процессов и явлений, конструктивный
    принцип.
    Гипотеза
    — вероятное предположение о причинах
    каких-либо явлений, еще не проверенное
    и не подтвержденное экспериментом; после
    такой экспериментальной проверки может
    либо отмереть, либо превратиться в научную
    теорию.
    Общегеографические
    и физико-географические
    концепции

    Концепция
    мониторинга окружающей среды
    Концепция
    проблемного страноведения
    Концепция
    природно-ресурсного потенциала
    Концепция
    территориальных сочетаний природных
    ресурсов
    Концепции
    социально-экономической
    географии

    Концепция
    больших циклов
    Концепция
    энергопроизводственных циклов
    Концепция
    опорного каркаса территории
    Гипотезы
    Гипотезы
    происхождения жизни на Земле
    Гипотеза
    дрейфа материков
    Гипотеза
    стабилизации численности населения
    Земли
    Понятие
    форма мышления, отражающая существенные
    свойства, связи и отношения предметов
    и явлений; рассматривается как элемент
    учений, теорий, концепций и гипотез.
    Термин
    слово или словосочетание, отражающее
    наименование научного понятия и фиксирующее
    его в краткой дефиниции или имеющее более
    самостоятельное значение.
    Парадигма.
    По определению родоначальника этого
    термина американского философа и историка
    науки Томаса Куна, парадигма — это всеми
    признаваемая совокупность знаний и оценок,
    накопленных данных, которые в течение
    некоторого времени используются специалистами
    в качестве своего рода «шаблона» при
    постановке задач и их решении.
    Закон
    определяется как внутренняя и необходимая,
    всеобщая и существенная связь предметов
    и явлений объективной действительности,
    как прочное, остающееся, повторяющееся,
    не так часто меняющееся, идентичное в
    явлении.
    Если
    общее правило допускает какое-то
    количество исключений, его обычно
    называют закономерностью.
    №2
    Научные
    подходы

    Территориальный
    подход
    .
    «Территориальный подход признается
    общим и обязательным при изучении
    любых проблем как физической,
    так и экономической географии», —
    писал Н.Н. Колосовский.
    «Территория, будучи универсальным
    и все более важным ресурсом,
    как бы цементирует все географические
    науки» — это по Я. Г. Машбицу.
    А
    В. В. Покшишевскому принадлежит
    крылатая фраза о том, что территорией
    «заведует география».
    Территория
    выступает в качестве арены жизнедеятельности
    человека и общества. Именно с ней связаны
    все процессы природопользования, образования
    геосистем, природных и антропогенных
    ландшафтов, территориальной организации
    общества, физико- и экономико-географического
    районирования, расселения населения,
    размещения производительных сил и т.
    п. Именно она обладает такими важнейшими
    свойствами как географическое положение,
    размеры, протяженность, «емкость» (т.
    е. большая или меньшая возможность для
    заселения и хозяйственной деятельности),
    а сам характер использования территории
    принадлежит к числу важнейших географических
    проблем. Поэтому «чувство территории»
    так важно для каждого географа.
    Территория
    изучается на уровнях:

    глобальном

    региональный (субрегиональный),

    национальный (страновой),

    районный,

    локальный
    Комплексный
    подход.
    В
    течение XX века комплексный подход
    привел к тому, что география все более
    переставала быть наукой об отдельных
    фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях,
    в первую очередь между природой и обществом.
    и т.д……………..
    Перейти к полному тексту работы
    Смотреть полный текст работы бесплатно
    Смотреть похожие работы
    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

  3. Bakora Ответить

    По мере углубления научно-технической революции традиционное обслуживание географией запросов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея «конструктивной географии
    ».
    С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно открытые и освоенные территории.
    Развитие конструктивной географии тесно связано с новыми требованиями к использованию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воздействия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразованием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач:
    1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой,
    2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества.
    Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных.
    Учения в физической географии
    Учение о географической оболочке.
    Учение о географической зональности
    Учение о географическом ландшафте
    Учение о природно-территориальном комплексе
    Учения в социально-экономической географии
    Учение об ЭГП
    Учение о географическом разделении труда
    Учение о территориально-производственных комплексах
    Учение о территориальной организации хозяйства
    1.2. Теория
    Теория
    — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания; как правило, подтверждается экспериментом или расчетом.
    Общегеографические теории
    Теория регионального развития (регионализма)
    Теория географических оценок
    Теории физической географии
    Теория физико-географического районирования
    Теория тектоники литосферных плит
    Теории социально-экономической географии
    Теория размещения производительных сил
    Теория экономического районирования
    Теория территориальной структуры хозяйства
    Теория расселения населения
    Теория геоурбанистики
    1.3. Концепции и гипотезы
    Концепция
    — совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип.
    Гипотеза
    — вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, еще не проверенное и не подтвержденное экспериментом; после такой экспериментальной проверки может либо отмереть, либо превратиться в научную теорию.
    Общегеографические и физико-географические концепции
    Концепция мониторинга окружающей среды
    Концепция проблемного страноведения
    Концепция природно-ресурсного потенциала
    Концепция территориальных сочетаний природных ресурсов
    Концепции социально-экономической географии
    Концепция больших циклов
    Концепция энергопроизводственных циклов
    Концепция опорного каркаса территории
    Гипотезы
    Гипотезы происхождения жизни на Земле
    Гипотеза дрейфа материков
    Гипотеза стабилизации численности населения Земли
    Понятие
    — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.
    Термин
    — слово или словосочетание, отражающее наименование научного понятия и фиксирующее его в краткой дефиниции или имеющее более самостоятельное значение.
    Парадигма.
    По определению родоначальника этого термина американского философа и историка науки Томаса Куна, парадигма — это всеми признаваемая совокупность знаний и оценок, накопленных данных, которые в течение некоторого времени используются специалистами в качестве своего рода «шаблона» при постановке задач и их решении.

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *