Какое значение имеет образ христа в поэме 12?

14 ответов на вопрос “Какое значение имеет образ христа в поэме 12?”

  1. Dozel Ответить

    Тем не менее, нужно учитывать то, что сам Блок принял революцию как путь к новой жизни, позитивным изменениям. Этот факт и разрушает новое толкование символического евангельского образа. Кроме того, следует обращать внимание на красноречивую художественную деталь – белый венок из роз. Католики считают, что роза – это символ Девы Марии, белый цвет же означает невинность, чистоту, обновление Земли и Неба, благословение высших сил. Таким образом, автор указывает на соединение Неба и земли, Святого духа и Девы Марии. «Белый венчик» противопоставляется «красному флагу».
    Образ Христа следует анализировать неотрывно от образа 12 красноармейцев, которые символизируют двенадцать апостолов. Литературоведы называют их «апостолами революции». Христос идет впереди них, как бы благословляя путь к «новому миру». Их поход напоминает картину мироздания, которая покоряется гармонии и стихии. За Христом бежит пес, символизирующий «старое». Расставляя, таким образом, персонажей, автор намекает, что революционеры еще не полностью избавились от пережитков недавнего уклада.
    Учитывая мотивы творчества А. Блока, можно утверждать, что Христос для него – нравственный идеал, ведущий человечество к светлому бытию. Он является светлой целью, которая оправдывает средства борьбы.
    Образ Христа – образ-символ, который, с одной стороны, ставит точку в сюжете, а с другой – заканчивает его троеточием. Образ несет смысловую нагрузку, толковать которую нужно комплексно: с точки зрения религии, политики, истории и авторского мировоззрения.

  2. Kazrar Ответить

    Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.
    Октябрьская революция тоже открыла новую страницу,— значит и теперь должен быть какой-то свой Христос, который олицетворял бы новое направление жизни. Вскоре после завершения «Двенадцати» Блок написал статью о «римском большевике» Катилине («Катилина»); в статье есть такие слова: «В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира». (Вспомним, что с шумом ветра вошел в сознание Блока Октябрь). Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он — символ святости революции, а не бога. В работах о Блоке возник спор: для кого Христос — для Блока или для красногвардейцев? То есть — если Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа. И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов («Напились они, попы, нашей крови, как клопы»,— говорят они в черновике поэмы), но и в том, что герои отвергают и Христа. Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы. Так, в черновых набросках было:
    * — Эх, вьюга какая, спасе!
    * — Где ты спаса видел, Вася?
    * Вопрос мог быть истолкован двояко — и как насмешка над Васей, и как заинтересованность — где же он, этот спас? В окончательном варианте — уже чистая насмешка, больше того — упрек Петьке:
    * — Ох, пурга какая, спасе!
    * — Петька! Эй, не завирайся От чего тебя упас
    * Золотой иконостас?
    Строка. «И идут без имени святого» в черновом варианте звучала иначе: «И идут без имени и слова». Как видим, и здесь поэт решил подчеркнуть безверие красногвардейцев.
    Ценность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее. Характеризуя романтическую литературу как «верующую в завтрашний день», сквозящую «сиянием будущего», Горький писал: «Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока «Двенадцать», произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности».
    Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из «Двенадцати»:
    * Мы на горе всем буржуям
    * Мировой пожар раздуем…
    * Революционный держите шаг!
    * Неугомонный не дремлет враг!
    Поэму издают во многих городах страны — не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.; в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт. В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать. Один из пионеров воскликнул: «Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!»
    После небольшой дискуссии приняли решение: «Назовем наш союз «Мировой пожар раздуем!» И вывели эти слова мелом на двери особняка, в котором разместилась организация В августе 1922 года, в годовщину смерти Блока, в газете «Одесские известия» была напечатана статья Эдуарда Багрицкого, в которой поэма оценивалась как яркое революционное произведение: «В то время, когда русская интеллигенция и возглавляющие ее писатели впали в ничтожество, трусливо ежась у старого запечья, А. Блок первый увидел за кровью, забрызгавшей улицы, за низким густым дымом пожаров и огнем выстрелов ясный лик революции. Он олицетворил ее в облике Христа, несущего миру новое учение. Это Христос-социалист, идущий под красным флагом впереди 12 красногвардейцев — апостолов нового мира, через кровь и грязь к неистребимой вере мирового освобождения».
    В лагере врагов поэма «Двенадцать» вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в «патологическом кощунстве», во «вторичном распятии Христа» и т. п. Но ничто не могло помешать революционному звучанию своеобразнейшего произведения поэзии.
    Поэма «Двенадцать» оказала большое влияние на развитие литературы. Ее интонации мы слышим в поэме Маяковского «Хорошо», особенно в 7-й главе, в которой описывается стихийное движение крестьянства в революции. Однако здесь заметна и полемика с Блоком. Изображая крестьянское движение теми же средствами, что и движение городской голытьбы в поэме Блока, Маяковский как бы говорил, что с Блоком его сближает правдивое отражение фактов, в раскрытии же организующей силы революции Блок и Маяковский расходились: первый из них поставил во главе борцов революции — Христа, второй гениально подытожил:
    * Этот вихрь, от мысли до курка, и постройку,
    * и пожара дым прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды.

  3. Ingardia Ответить

    В этом появлении Христа в
    конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего
    неожиданного.

    М.Волошин
    Поэма «Двенадцать» — наиболее загадочное
    произведение Блока. Существует множество
    вариантов трактовки поэмы и образа Христа, но нет
    возможности определить, какой из них ближе всего
    к авторскому замыслу. Отзывы Блока о
    «Двенадцати» скупы и противоречивы, они
    свидетельствуют о том, что для него самого было
    загадкой то, что он написал. Очевидно одно: образ
    Христа в поэме ключевой, его появление в конце —
    кульминация произведения. Можно ли согласиться с
    Волошиным и утверждать, что явление Христа
    неизбежно после происходящего в поэме? Для
    ответа на этот вопрос стоит обратиться к тексту.
    Первая строфа определяет место действия — весь
    “Божий свет”. Божий — значит Богом не покинутый,
    значит, Бог видит всё, что на этом свете
    происходит. А происходят дела едва ли
    богоугодные, и подчёркивается это словами,
    связанными с верой. Наиболее ярко это выражено в
    лейтмотиве “Свобода, свобода, эх, эх, без
    креста”. Свобода без суда, наказания, покаяния.
    “Без креста” также может означать, что всё
    происходящее не искуплено ни людьми, ни Иисусом,
    но кто-то должен искупать грехи, иначе свет
    перестанет быть Божьим. И, кажется, до этого уже
    недалеко, если звучит призыв “пальнём-ка пулей в
    Святую Русь”, в котором как будто специально
    подчёркивается, что теперь можно “пулять” в
    святое, и, конечно, “без креста”. Но более всего
    это выражено в словах: “Эх, эх, согреши, будет
    легче для души”. Грех — путь к свободе,
    освобождающий душу от совести, от “креста”. Но
    всё-таки у одного из Двенадцати совесть
    просыпается: “Лишь у бедного убийцы не видать
    совсем лица”. Он страдает от содеянного, потому
    что убил человека, которого любил. Любовь
    пробуждает в нём раскаяние: “…загубил я,
    бестолковый, загубил я сгоряча…” Любовь само по
    себе чувство святое, очищающее, а если он ещё
    раскается в грехах, то сможет вернуться к Богу. Он
    та самая заблудшая овца, которая дороже всего
    пастырю. Господь всегда приходит, когда душа
    встаёт на путь очищения. Может, именно поэтому
    Блок писал об иллюстрации к поэме: “Если бы из
    левого верхнего угла «Убийства Катьки» дохнуло
    густым снегом и сквозь него — Христом — это была
    бы исчерпывающая обложка”. Убийство Катьки
    приводит к раскаянию души и появлению в ней Бога.
    Можно и по-другому объяснить использование
    Блоком Божьего имени. Несколько раз в поэме
    звучат отрывки молитв. Вначале старушка
    причитает: “Ох, Матушка-Заступница! Ох,
    большевики загонят в гроб!” Она просит защиты от
    большевиков у Богородицы. Можно говорить о том,
    что старушка — часть старого мира, который ищет
    защиты у Бога. Интересно то, что и старый мир, и
    Бог даны в женском образе, и женское начало —
    самое святое для Блока.
    В другой раз к Богу обращаются за кощунственным
    “благословением”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови —
    Господи, благослови!
    Неизвестно, звучит ли голос Двенадцати в этой
    просьбе. А ведь именно после неё разворачивается
    сцена убийства Катьки. И если верно то, что было
    сказано мной по поводу появления Бога в этой
    сцене, то становится ясно, почему дальше Катька
    удостаивается слов православного отпевания:
    “Упокой, Господи, душу рабы Твоея…” Она
    принесена в жертву, благодаря которой одна душа
    может вернуться к Богу. Произойдёт ли это?
    Следующая сцена начинается в тишине:
    Не слышно шуму городского,
    Над невской башней тишина…
    Потом поднимается вьюга:
    Разыгралась что-то вьюга,
    Ой, вьюга, ой, вьюга!
    Не видать совсем друг друга
    За четыре за шага!
    И в такой обстановке слышится голос этой души:
    “Ох, пурга какая, Спасе!” Душа взывает к Богу —
    неужели он не придёт к ней? Но чтобы
    действительно покаяться, нужны силы, которых у
    этой души нет: мы больше не слышим её голоса, один
    из Двенадцати не противоречит товарищам,
    осуждающим эти слова. Зато слышатся слова Блока:
    “И идут без имени святого все двенадцать —
    вдаль…” Значит, снова “без креста” идут все.
    Так что же дальше? Есть ли в будущем спасение или
    только “мировой пожар в крови”? Известно, что
    Блок не просто сочувствовал революции, в тот
    момент он “жил современностью… в согласии со
    стихией”. Для него “впереди — Иисус Христос”,
    то есть спасение и свет, пока едва различимый во
    вьюге, но этот свет “от пули невредим”, и его
    обязательно увидят, когда перестанут стрелять и
    когда “ветер на всём Божьем свете” уляжется.
    Блок писал: “Я не имею ясного взгляда на
    происходящее, тогда как волею судьбы я поставлен
    свидетелем великой эпохи”. И хотя нельзя точно
    объяснить, для чего Христос появляется
    (приведённое здесь объяснение — лишь один из
    возможных вариантов), то, что он не может не
    появиться в такой великий для Блока момент,
    очевидно.

  4. ve4no_6yx0i Ответить

    «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более, за рубежом. Еще при жизни автора, за три года, она была переведена на несколько европейских языков. Несмотря на то, что разными критиками высказывались прямо противоположные мнения об этом произведении, все сходились в одном: Блок принял революцию.
    Евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ. Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: «Христос с флагом – это ведь – так и не так».
    Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа.
    Мне кажется, что образ Христа – это прежде всего высокий нравственный идеал. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока. Можно сказать, что это – органичное продолжение художественных и духовных исканий поэта.
    Фигура Христа в «Двенадцати», как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, кто были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. П. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока. Высоко отзываясь о художественном таланте поэта, философ считал, что Блок свернул на путь подмены «идеала мадонны» «идеалом содомским». Поэтому, по мнению Флоренского, в конце произведения не образ Христа, а образ Антихриста. Доказательство тому – пурга, разгул стихии в поэме. Трудно согласиться с этим мнением философа. На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии.
    Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства.
    Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И.С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию». Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»). Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии. Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.
    Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам. Во-первых, «Двенадцать» – произведение, наполненное символами. Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония. Даже сам Блок относился к своей поэме по-разному, а что уж говорить о нас, «смертных»:
    Так идут державным шагом –
    Позади – голодный пес,
    Впереди – с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз –
    Впереди – Иисус Христос.

  5. BeautyBeast Ответить

    Иисус Христос появляется в белом одеянии, с белым венчиком из роз. Это говорит о его чистоте и непорочности, о святости образа. Религиозные мотивы в поэме проявляются не только с появлением образа Всевышнего. Ведь в самом начале первых глав читатель знакомится с персонами двенадцати человек, которые совершают свой странствующий путь, которые идут вперед, не смотря ни на что.
    Число героев соответствует двенадцати апостолам, которые известны человечеству по евангельским сказаниям. Появление Всевышнего в конце поэмы говорит о том, что святая сила всегда была и будет над землей и в небесах, не зависимо от того, идут к ней на встречу или нет. Именно поэтому А. Блок связывает бушующую стихию, неугомонную бурю с Иисусом, который выходит из нее. Это еще раз подтверждает бессмертность данного образа. Автор описывает картину впереди шагающего Христа, за которым шли красноармейцы, а затем уже и голодный пес. Животное символически передает позицию старого мира, который волочится в самом конце. На переднем же плане присутствует идеал, образ святого Всевышнего. А. Блок пытается приблизить Христа к народу, поэтому, в тексте поэмы, спускает его с небес, поближе к простому человеку.
    Вот, сколько разных значений и пониманий может скрываться в таком образе. Конечно, каждый из нас имеет свое личное мнение и склоняется к своим размышлениям о причинах присутствия Христа в финале. Даже сам автор говорит о том, что видит Иисуса в финале поэмы по разным мотивам.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *