Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения чарткова домой?

8 ответов на вопрос “Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения чарткова домой?”

  1. Киндер Ответить

    Нужно начать с образа обломова, для начала. | в социально-психологичечком романе ,, обломов” мы сталкиваемся с таким понятием как ,, обломовщина”. мы замечаем как дворянская жизнь обремененная крепостным правом опошляет героя и обрекает его на погибель. осмысливая это понятие в данном романе мы словно окунаемся в сон главного героя, пытаясь раскрыть его образ. в этой выразительной картине сладкого сна мы рассматриваем яркую палитру жизни героя. мы замечаем апатичность героя и ленность. лишь снами живет илья ильич будучи не способным реализовать свой идейный запас. идеи, которые не могут облечься в уместную для них одежду. |любовь-это чувство, которое заставляет не только удовлитворить буйство чувств, но и разрушить напыщенность,окружающих любящего человека, определений. моменты любви с которыми сталкивается человек заставляет его жертвовать собой во благо мировым человеческим благам. жертыовать собой-значит ставить объективные цели, которые смогли бы дать сочные плоды мудрости для будущих поколений. | данные попытки “принесения себя в жертву” раскрываются в той части романа , когда ольга ильинская предстает перед обломовым в образе той путеводной звезды, которая направляет его , казалось бы , на жизненный путь. любовь к женщине, которая заставляет поднять ленного увольня с постели. он начинает читать, размышлять и даже думать о переменах в своем поместье. | но “обломовщина” сильнее любви. что такое “обломовщина”? усмешка всего мироздания над человеческим “несчастным” сознанием или просто эгоистичная привязанность к сладким чувствам, которые ты ждешь от людей , которые сумеют тебе их преподнести на золотом блюдечке? |-абзацы. источник: я.

  2. comforteagle Ответить

    1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?
    2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
    3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
    4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
    5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
    6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
    7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
    8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны?
    9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чартковым?
    10. Какое искусство нарвится простому народу, судя по лавке на Щукином рынке и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства?
    11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой» ?
    12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
    13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
    14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
    15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
    16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
    17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи?
    18. Чем смешны претензии заказчиков?
    19. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
    20. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
    21. Почему «Золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?
    22. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь?
    23. «Какая неизмеримая пропасть существует между созжанием и простой копией с природы» , между подлинным искусством и ремеслом?
    24. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство» , почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
    25. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер.
    Часть 2.
    1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной профессией?
    2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества» , поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
    3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
    4. Какие перемены происходят в людях, которые связываеют себя с ростовщиком?
    5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
    6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
    7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? Вчем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
    8. В чем значение искусства и почему «талант …чище всех всех должен быть душою» ? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместные» ?
    9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается?

  3. запеканьчик Ответить

    Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль
    в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или
    потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который
    гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры?
    Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и
    благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и
    эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
    Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х
    годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе
    в человеческой душе.
    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской
    пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные
    подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с
    пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не
    отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими
    этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и
    обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая
    природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по
    признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям
    житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову
    возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и
    слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя
    портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на
    бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном
    существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни,
    стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал,
    придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте
    искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант,
    тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова
    почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две
    вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет
    повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант
    ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве,
    талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.
    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее
    многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они
    не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков
    чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная
    картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение.
    Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого
    полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья
    во второй части сборника «Арабески».
    Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни,
    потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе
    зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство,
    скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к
    сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или
    мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло
    мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь
    же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и
    осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается
    всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес»
    оказываются в повести речевой рамой портрета.
    Пушкин в «Пиковой даме» по существу опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь
    не отрицает его.
    Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы» является
    ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха
    Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола
    и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав
    портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам
    талантливых своих учеников.
    Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно»,
    уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине,
    предназначенной для храма «нет святости в лицах».
    Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни гибнут, изменив лучшим свойствам своей
    натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика
    отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую … точно как будто бы хотел
    зарезать кого-то» Характерно стилистически это сочетание «точно как будто бы…»
    Разумеется «точно» употреблено в смысле «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем,
    сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного
    реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий. Манера эта
    подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в У главе «Пиковой дамы»: «Он
    проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти
    три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах графини… Чрез минуту
    услышал он, что отпирали дверь в соседней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный
    по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую
    походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Германн принял ее за свою старую кормилицу и
    удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг
    перед ним, – и Германн узнал графиню». Отчетливость бытового сознания Германна как будто
    не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан
    стилистически в той же противоречивости: «скользнув» и «шаркая туфлями».
    У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека.
    У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня
    тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой
    бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что
    другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть
    одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо
    определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется качание,
    созданное обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений.
    Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более
    откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец,
    становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника.
    С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».
    Гоголь пишет сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он
    просыпается , но потом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне.
    Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения. Пушкин в
    видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая
    желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает
    зло.
    Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том,
    что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
    Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать
    похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал
    картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной
    истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим
    персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу.
    Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного
    добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков
    был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он?
    Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского
    пророка. Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.
    Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав
    портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты
    духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру,
    требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление, а
    подавление натуры. Дьявол или бог царствуют, по Гоголю, в душе человека, натура которого
    открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в
    картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного
    человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью
    и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для
    церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник
    двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в
    тонах «Нагорной проповеди» Христа и по стилю, и по смыслу: «Твой путь чист, не совратись
    с него… Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
    Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном заключен для
    человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и
    возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной
    страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков
    успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание
    искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения
    и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля
    Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается пластическим выражением убеждения писателя
    в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице
    чистилища. Как и в «Пиковой даме», в «Портрете» упомянут Данте. Государыня говорит,
    что «Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают
    во времена блеска и могущества государей и государств, а не во времена безобразных
    политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни
    одного поэта.»
    Характерно, что для Пушкина важны мысли Данте о цельности души человеческой, не
    способной вмещать «две неподвижные идеи», и преданность человека родине («горек чужой
    хлеб…»). Для Гоголя более важной в Данте оказывается идея искупления греха очищением
    и бесприютности художника на родине, если в ней не установлен твердый, монархический
    порядок. Однако в реальной практике своих произведений Гоголь отступает от программы
    своей. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо
    от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал
    повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика
    таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести
    портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.
    Вопросы и задания.
    1. Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
    2. В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
    3. Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
    4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя ?
    5. Рассмотрите репродукции с картин К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова
    «Явление Христа народу». Что сближает и отличает эти полотна?
    Автор: Маранцман В. Г., член-корр. РАО, д-р фил. наук, профессор

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *