Какой художественный прием является главным в изображении природы у тютчева?

2 ответов на вопрос “Какой художественный прием является главным в изображении природы у тютчева?”

  1. y4uteJl_XuMuu Ответить

    Главные особенности лирики поэта – тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека – один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием – олицетворение (“тени смесились”, “звук уснул”). Л. Я. Гинзбург писала: “Детали рисуемой поэтом картины природы – это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы”
    Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более “честную” жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.
    Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую “живую жизнь, по которой тоскует человек”: “Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык… ” Природа в лирике Тютчева имеет два лика – хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.
    Мир природы для Тютчева – живое существо, наделенное душой. Ночной ветер “понятным сердцу языком” твердит поэту о “непонятной муке”; поэту доступны “певучесть морских волн” и гармония “стихийных споров”. Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. “Вещая душа” его вечно билась “на пороге как бы двойного бытия”.
    Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим “Я”. “Все во мне, – и я во всем” – восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.
    И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: “Все во мне, – и я во всем”.
    Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и “грустные места” средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:
    Как хорошо ты, о море ночное, –
    Здесь лучезарно, там сизо-темно…
    В лунном сиянии, словно живое,
    Ходит, и дышит, и блещет оно…
    В этом волнении, в этом сиянье,
    Весь, как во сне, я потерян стою –
    О, как охотно бы в их обаянье
    Всю потопил бы я душу свою…
    (“Как хорошо ты, о море ночное… “)
    Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение “как во сне” передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.
    Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении “Осенний вечер” изображается не только “вечер года”, но и “кроткое”, а потому “светлое” увядание человеческой жизни:
    …и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья!
    (“Осенний вечер”)

  2. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *