Какой из перечисленных городов входил в опричнину?

4 ответов на вопрос “Какой из перечисленных городов входил в опричнину?”

  1. Карим Ответить

    Что представляла собой опричнина Ивана Грозного: кратко и понятно, самое важное. Что это за явление в истории? Мы дадим определение, расскажем про начало проведения политики опричнины, причины его возникновения и уничтожения. В конце вы узнаете про последствия этого явления для Московского государства.
    Опричнину Ивана Грозного как явление нельзя недооценивать, ведь эти события повлияли и на характер правления царя, и на его окружение, и на все государство в целом. Опричнина проводилась с 1565 по 1572 годы.

    Иван Грозный ощущал нехватку своего царского авторитета и пытался сделать все возможное, чтобы укрепить власть. Именно с этой целью и была проведена опричнина.
    Почему у русского царя вдруг возникли проблемы с авторитетом? Участились измены со стороны приближенных царя и большинство бояр замышляли заговоры. Иван Грозный расправлялся с изменщиками грубо и агрессивно – массовыми расправами, достаточно жестокими, чтобы в конце концов и получить прозвище «Грозный».
    То, что начиналось как укрепление власти, превратилось в жестокий террор с отбиранием земель у бояр. Но давайте окунемся в детали, чтобы не делать преждевременных выводов. Мы рассмотрим все этапы опричнины, ее главные причины и последствия для Московского государства.

    Почему появилась опричнина?

    Ивана Грозного еще при жизни называли мнительным, таким он и остался для потомков. Конечно, не беспочвенно, но заговоры он видел на каждом шагу. Насколько известно истории, первые звоночки появились после Казанского похода, после которого царь (хотя тогда он еще назывался великим князем) вернулся в столицу в 1553 году.
    Он серьезно заболел и тут же заметил предательские настроения бояр, которые хватались за любые возможности сохранить свое положение у кормушки. Чтобы не допустить предательств с их стороны, Иван Грозный приказал всем подданным присягнуть на верность своему младшему сыну Дмитрию, который на тот момент был еще младенцем.
    Боярам не понравился указ: негоже присягать пеленочнику, а потому многие нашли способ уклониться от присяги. Смелости они набрались по простой причине – слабые позиции царя, который сам по себе болел, а от младенца большого ущерба не будет, а значит, можно претендовать на власть.
    Картина П.Павлова. Бояре
    Когда Иван Грозный выздоровел, он запомнил отношение бояр – осторожничал, обозлился на окружающих и не смог простить отказа присягнуть Дмитрию.
    События, которые окончательно повлияли на формирование такого явления как опричнина, случились позже. Ощущение, что кругом собрались одни враги, укрепилось у Ивана Грозного на фоне двух факторов:
    В 1563 году умер московский митрополит Макарий. Он был приближенным лицом царя и оказывал на него свое влияние. Благодаря митрополиту, агрессия царя немного сдерживалась и не выходила за рамки. Макарий не раз убеждал Ивана Грозного в том, что заговоры тому только кажутся. На место митрополита Макария встал Афанасий. Этот был на стороне недовольных бояр, тем самым, выступая против царя. Поддержки от духовного лица у Ивана Грозного уже не было, а ощущение паранойи усилилось.
    В следующем 1564 году князь Курбский переходит на сторону Литовского княжества, бросив службу в армии Московского государства. За князем пошли талантливые и влиятельные военачальники. Более того, князь Курбский выдал Литве русских шпионов. Для царя это был серьезный удар и очередной повод для недоверия к окружающим.
    На фоне этих событий Иван Грозный принял решение лишить бояр их независимости. До этих пор каждый боярин мог владеть землями, содержать собственную армию, казну, двор и людей. Теперь же Иван Грозный собирался ликвидировать силы внутренних противников.

    В чем заключалась сущность опричнины?

    В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.
    Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу две грамоты.
    Александровской слободой называют Александровский кремль, древнерусскую крепость (царская резиденция), находящуюся в городе Александров (Владимирская область).
    Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.
    Как раз к простонародью (купцам и тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».
    Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.
    «Опричнина» произошло от древнерусского слова «опричь» — «особый», «кроме». Царь заимствовал этот термин из старого удельного языка. До событий при Иване IV опричниной считались выделенные для княгинь-вдов владения.
    Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.
    Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.
    Сложившаяся ситуация – это и есть опричнина. Все земли страны разделились на две категории:
    Опричнина – земли, которые отошли непосредственно царю в государственное владение.
    Земщина – земли, сохранившиеся за боярами.

    Чтобы осуществить свой план по разделению земель, Иван Грозный поручил создать отряд опричников – специальных людей, которые занимались контролем деления территорий. Изначально в отряд входила тысяча человек, которые стали тайной полицией царя, наводя нужный царю порядок и подчиняясь ему непосредственно.
    Опричниной стали земли Москвы, Вологды, Костромы, Можайска и др. городов.
    Кстати, самим опричникам отвели особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.
    Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья в глухие глубинки.
    Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова
    Стоит отметить, что опричнина не была цельной областью или сплошной территорией. Она рассеялась по центральным и северным уездам. Остальная же земля, с судами, воинством и управой, была отведена боярам, которым было приказано, как и раньше, «ведать дела земские». Так появилась земщина. Центральные учреждения, приказы – все действовало «по старине», по-прежнему, обращаясь к земским боярам и докладывая государю только о самых важных земских делах или военных вопросах.
    Государство разделилось на две части: опричнину и земщину, где в первой части правил царь, а во второй – дума земских бояр.
    Чтобы вернуть себе власть, как можно сильнее ее укрепляя, царь экономически ослабил бояр, забрав у них лучшие земли.

    Устроение

    С этих пор царь спешно выехал из Кремля и приказал обустроить Александровскую слободу. Именно она стала «столицей» опричнины, где Иван Грозный и разместился, приезжая в Москву лишь на короткое время.
    Опричнина воспринималась царем как частные владения, выделенные из государства Московского, ограждающие его личную безопасность. Это было его политическим убежищем, куда он хотел спрятаться от своего боярства. Сама Александровская крепость напоминала своим устроем закрытый монастырь, а царь считал себя изгнанником.
    Опричник
    Целью опричнины было создание высшей полиции по делам государственной измены. Тысяча человек быстро превратилась в 6 тысяч, у которых были свои особые мундиры: к седлу привязывали голову собаки и метлу, знаки, указывающие на то, что опричник вынюхивает, выслеживает и выметает измену.
    Опричники ездили в черных одеждах на вороных конях, потому опричнину окрестили «тьмой кромешной». Это было что-то вроде ордена отрекшихся отшельников.
    Ключевский В.О. в своем курсе русской истории, ссылаясь на московскую летопись, говорит о потере нравственного равновесия царя, что повлекло за собой возникновение опричнины как социального явления. По словам историка, политического смысла в опричнине не было, так как она не позволяла разрешить проблему боярской измены. Будучи в прошлом (при отце и деде царя Ивана) абсолютной монархией, Московское государство наполнилось самодовольными бояринами, возомнившими себя «властными советниками государя всея Руси». Опричнина была своеобразным ответом Ивана Грозного на возникшую неизвестную ему и Руси новую силу.
    Конечно же, бояре остались недовольны. Те, кто и до этого стремился захватить власть, стали более активными. Но опричники быстро вычисляли недовольных, отправляя их в ссылку или прямо на плаху.
    В ходе очередного Земского собора, который прошел в 1566 году, царю передали обращение с просьбой отказаться от опричнины и ликвидировать саму структуру. Но Иван Грозный не только не проигнорировал сообщение, более того – он казнил всех, кто имел отношение к передаче этого прошения и составлению документа.
    Недовольных стало больше. Среди них оказался и митрополит Афанасий, сложивший с себя духовный сан. На его место стал новый митрополит Филипп Колычев, еще более ярый противник опричнины. С таким отношением он задержался на своем месте несколько дней и тут же отправился в ссылку. Так Иван Грозный теперь расправлялся с врагами.
    Самая сильная опала была направлена на Владимира Старицкого – двоюродного брата царя. Бояре его уважали и считали главным претендентом на трон. Через опричников Иван Грозный отравил родственника с его женой и дочерями в 1569 году.
    В тот же 1569 год Иван Грозный отправился поход на Великий Новгород. В те времена этот город стоял особняком – оставался независимым, подчиняясь только самому себе и имея уникальный статус. Удержаться в роли самодержца Ивану Грозному нельзя было без подчинения Новгорода, потому в декабре царь и его войско вошли в город и казнили тысячи недовольных. Покорение Великого Новгорода продлилось до 1571 года и закончилось для царя победой – он укрепил здесь свою власть.

    Конец опричнине

    Пока Иван Грозный занимался Новгородом, на Москву совершил набег крымский хан Девлет-Гирей. Его войско подожгло столицу, не встретив сопротивления, ведь все царское войско в это время было сосредоточено в Новгороде, а бояре не захотели предоставить своих людей.
    Скороспешно вернувшись в Москву, Иван Грозный хотя бы временно решился отказаться от опричнины, только бы спасти государство. Он объединяет свои войска с земскими, чтобы выступить сообща против врага. Крымского хана с его войском разбили всего в 50 км от столицы.
    Картина В. М. Васнецова. Царь Иван Грозный
    Надеясь вскоре вернуть систему опричнины, Иван Грозный все же в итоге вовсе отказался от этой идеи по ряду причин:
    На западной границе государства шла постоянная изнуряющая война с Ливонским орденом.
    Крымское ханство не оставляло в покое, только и пытаясь нанести очередной удар.
    Недовольные бояре продолжали учинять беспорядки в Москве.
    В таких условиях опричники не могли справиться с контролем нужного царю порядка и уже осенью 1972 года опричнина перестала существовать. Иван Грозный распустил людей, объявив их вне закона, а само слово и упоминание опричнины было под большим запретом.

    Значение опричнины в истории России

    Несмотря сравнительно короткий срок существования, опричнина имела серьезные последствия для дальнейшей судьбы государства. В результате опричнины:
    усилилась самодержавная власть царя;
    уменьшилось влияние бояр на государственные дела;
    наступил раскол, приведший к сильному экономическому упадку.
    Из-за опричнины произошло еще одно знаковое явление, которое повлияло на судьбы людей того времени: царь ввел Заповедные лета. Это произошло в 1581 году. Согласно Заповедным летам, крестьянам запрещено было переходить от одного землевладельца к другому, в итоге народ массово мигрировал на юг, где можно было спастись от агрессивных действий царя. Масштабное переселение людей не могло не сказаться на экономике и общем благосостоянии русского народа, но это тема уже для отдельной статьи.
    На этом у нас все. Такой была в истории опричнина Ивана Грозного. Кратко и понятно, самое важное теперь у вас есть в конспекте. Что это за явление, каково его определение, годы возникновения и ликвидации, а также начало проведения политики опричнины и основные последствия. Если у вас еще остались вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *