Какой народ входит в индоевропейскую языковую семью?

13 ответов на вопрос “Какой народ входит в индоевропейскую языковую семью?”

  1. DUNYBOFY Ответить

    Такие языки, как албанский, греческий и армянский, представляют собой языки-изоляты в составе современных индоевропейских языков. Это, пожалуй, единственные из сохранившихся языков, не принадлежащие ни к одной из вышеперечисленных групп и имеющие свои характерные особенности.

    Историческая справка

    Примерно между 2000 и 1500 годами до нашей эры индоевропейцы, благодаря своей высокоорганизованной воинственности, сумели захватить обширные территории Европы и Азии. Уже в начале 2000 года индоарийские племена проникли в Индию, хетты обосновались в Малой Азии. Впоследствии к 1300 году империя хеттов исчезла, по одной из версий, под натиском так называемых «людей моря» – пиратского племени, имевшего, кстати, индоевропейское происхождение. К 1800 году в Европе, на территории современной Греции, обосновались эллины, латиняне – в Италии. Немного позже славяне, а затем кельты, германцы и балтийцы захватили оставшуюся часть Европы. И уже к 1000 году до нашей эры окончательно завершилось разделение народов индоевропейской языковой семьи.

    Все эти народы разговаривали к тому времени на разных языках. Тем не менее известно, что все эти языки, имевшие предполагаемый единый общий язык происхождения, были во многом похожи. Имея многочисленные общие черты, они со временем обретали все новые различия, как, например, санскрит в Индии, греческий в Греции, латынь в Италии, кельтский язык в центральной Европе, славянский в России. В дальнейшем эти языки, в свою очередь, распадались на многочисленные наречия, приобретали новые черты и стали в конечном итоге теми современными языками, на которых сегодня говорит большая часть населения планеты.
    Учитывая то, что индоевропейская семья языков относится к числу самых многочисленных языковых групп, она представляет собой наиболее изученную языковую общность. О ее существовании можно судить, прежде всего, по наличию большого количества древних памятников. В пользу существования индоевропейской языковой семьи говорит и тот факт, что все эти языки имеют установленные генетические связи.

  2. Moranin Ответить

    Индоевропейская языковая семья, наиболее широко распространенная в мире. Ареал ее распространения включает практически всю Европу, обе Америки и континентальную Австралию, а также значительную часть Африки и Азии. Более 2,5 млрд. человек говорят на индоевропейских языках. К этой семье языков принадлежат все языки современной Европы, за исключением баскского, венгерского, саамского, финского, эстонского и турецкого, а также нескольких алтайских и уральских языков европейской части России. Название «индоевропейский» является условным. В Германии раньше употреблялся термин «индогерманский», а в Италии – «ариоевропейский», чтобы указать на тот древний народ и древний язык, от которого, как принято считать, произошли все более поздние индоевропейские языки. Предполагаемой прародиной этого гипотетического народа, существование которого не подкрепляется никакими историческими свидетельствами (кроме языковых) считается Восточная Европа или Западная Азия.
    Древнейшими известными памятниками индоевропейских языков являются хеттские тексты, относящиеся к 17 в. до н.э. Для записи индоевропейских языков использовались разные системы письма. Хеттский клинописный, палайский, лувийский и древнеперсидский записывались клинописью, лувийский иероглифический – особой иероглифической слоговой азбукой, санскрит – с помощью кхароштхи, деванагари, брахми и других алфавитов; авестийский и пехлеви – особыми алфавитами, современный персидский – арабским письмом. По имеющимся в настоящее время сведениям, все типы алфавитов, которыми пользовались и пользуются языки Европы, происходят от финикийского.
    В индоевропейскую семью языков входят по крайней мере двенадцать групп языков. В порядке географического расположения, двигаясь по часовой стрелке от северо-западной Европы, это следующие группы: кельтская, германская, балтийская, славянская, тохарская, индийская, иранская, армянская, хетто-лувийская, греческая, албанская, италийская (включая латынь и произошедшие из нее романские языки, которые иногда выделяют в отдельную группу). Из них три группы (италийская, хетто-лувийская и тохарская) целиком состоят из мертвых языков.
    Первым ученым, который логически вывел возможность существования исходного индоевропейского праязыка, был сэр Уильям Джоунз. Индоевропейский праязык был, несомненно, флективным языком, т.е. его морфологические значения выражались посредством изменения окончаний слов; в этом языке отсутствовала префиксация и почти не было инфиксации; он имел три рода – мужской, женский и средний, различалось не менее шести падежей; существительные и глаголы были отчетливо противопоставлены; была широко распространена гетероклиза (т.е. нерегулярность в парадигме, ср. fero : tuli или I am : I was). Существовала весьма развитая система чередований гласных, выполнявших морфологические функции, пережитки которой отчасти сохранились – например, в английском (ср. give, gave, given; drive, drove, driven; sing, sang, sung, и т.п.) и, в меньшей степени, в русском (ср. убрать, уберу, убор). Корни модифицировались путем прибавления справа одного или больше корневых определителей (суффиксов) и окончаний.

  3. Nelkis Ответить

    Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка.
    Индоевропейский язык  –  основа не зафиксирована памятниками письменности: он прекратил свое существование в качестве  относительно единого (хотя, по-видимому, имевшего диалекты) языка задолго до первых письменных памятников, во всяком случае, не позже конца III тысячелетия до н.э. Так, русский, литовский, латынь, французский, испанский, греческий, древнеиндийский, английский, немецкий, вымерший хеттский и ряд других живых и мертвых языков вместе составляют индоевропейскую семью языков.
    Эта  семья языков  –  самая крупная  среди  лингвистических семей Евразии  и насчитывает 2,5 миллиарда носителей.
    Языки индоевропейской семьи делятся на группы, подгруппы, ветви. Важнейшие из них:
    индийская группа (бенгальский, урду, хинди, цыганский, мертвые языки санскрит и пракрит);
    иранская группа (персидский, афганский, курдский, таджикский, осетинский, мертвый язык скифский);
    балтийская группа (литовский, латышский, латгальский, мертвый язык прусский);
    германская группа (шведский, норвежский, исландский, английский, немецкий, голландский, мертвые языки вестготский, остготский);
    романская  группа (французский, итальянский, испанский, португальский, молдавский, румынский, мертвый язык латинский.);
    кельтская группа (ирландский, шотландский, бретонский, мертвый язык галльский) и др.
    Славянские языки тоже представляют отдельную группу индоевропейской языковой семьи.
    Следует отметить, что славянские языки восходят к одному источнику. Этот общеславянский язык-предок условно называют праславянским; условно потому, что неизвестно, как называл себя в глубокой древности народ, говоривший на этом языке. Праславянский язык существовал до сер.  I тыс.  н.э.,  когда говорившие на нем племена, расселившись на обширных территориях Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, начинают утрачивать связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племен продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые звуковые, грамматические и лексические особенности
    Славянская группа делится на три подгруппы:
    восточная подгруппа: русский, украинский, белорусский, мертвый древнерусский;
    западная подгруппа: польский, чешский, словацкий, кашубский;
    южная подгруппа: болгарский, сербский,  хорватский, словенский, македонский, мертвый старославянский и др.);
    Тюркские  (турецкие, тюрко-татарские)  языки  –  семья, языки которой делятся на ветви, группы, подгруппы. Две основные ветви – западно-хуннская и восточно-хуннская.
    Первая представлена следующими языковыми группами:
    булгарская (чувашский, булгарский и хазарский),
    огузская  (туркменский, трухменский, гагаузский, турецкий,  азербайджанский, мертвые языки сельджукский, староосманский, огузский, печенежский, узский),
    кыпчакская (татарский, башкирский,  караимский, кумыкский, ногайский, каракольский, казахский, мертвые половецкий, западный золотоордынский),
    карлукская (узбекский, уйгурский, а также мертвые карлукско-хорезмийский, староузбекский, язык Караханидского государства и язык после Караханидского периода).
    Вторая группа, восточно-хуннска, включает в свой состав подгруппы:
    уйгурскую  (тувинский, карагасский, якутский, хакасский, камасинский, кюэринский, шорский, сары-уйгурский),
    киргизско-кыпчакская (киргизский, алтайский).
    Финно-угорские языки  –  языковая семья  (согласно генеалогической классификации языков), языки которой делятся на две группы:
    угорская,  в состав которой входят  венгерский (мадьярский, угорский),  мансийский (манси, вогульский), хантыйский (ханты, остяцкий) языки;
    финская, в состав которой входят  финский (суоми),  саамский (саами, лопарский), эстонский, карельский,  вепский, ижорский (ингре),  коми (коми -зырянский,  коми-пермяцкий), удмуртский (вотяцкий), марийский (мари, черемисский), мордовские (эрзя и мокша) языки.
    Монгольские языки  –  языковая семья  (согласно генеалогической классификации языков), в состав которой входят следующие  языки:  халха-монгольский (письменность была на основе монгольского алфавита, полученного от древних уйгур; с 1945 г. на основе русского алфавита), бурят-монгольский (бурятский) (с 30-х гг.  XX  в. письменность на основе русского алфавита), калмыкский (ойратский). Имеется еще ряд более мелких языков (дагурский, дунсянский, менгирский и др.), преимущественно на территории Китая (около 1,5 млн.), Маньчжурии и Афганистана.
    Кавказские языки  –  языковая семья, языки которой делятся на группы, подгруппы.
    Важнейшие из них:
    западная группа (абхазо-адыгские или абхазо-черкесские языки), в состав которой входят языки абхазский  (наречия: бзыбское  –  северное и абжуйское (или кадорское)  –  южное, абазинский, адыгейский, кабардинский и убыхский;
    нахская группа, в состав которой входят языки чеченский, ингушский, бацбийский;
    дагестанская группа, в состав которой входят  аварский, даргинский, лезгинский (кюринский),  лакский  (казы-кумухский),  табасаранский, андийский, каратинский, чамолинский, цезский, цахурский, рутульский и некоторые др. языки;
    южная (карвельтская)  группа, представленная языками  мегрельским, чанским  (лазским), грузинским, сванским.
    Семито-хамитские языки – языковая семья, языки которой делятся на несколько групп:
    семитская (арабский, амхарский, тигре,  гураге, харари и др. бесписьменные языки Эфиопии,  айсорский, а также мертвые  аккадский (ассиро-вавилонский),  угаритский, древнееврейский, арамейский, финикийский, гээз);
    египетская (мертвые языки древнеегипетский и коптский);
    кушитская (галла, сомали, агау, сидамо, сахо, беджа и др.);
    берберская  (туарег, кабил, шилх, риф,  а также мертвые языки ливийский, нумидийский, гетульский);
    чадо-хамитская (хауса, котоко, сура, диалекты городов Кано, Хадеджии, Катагум,  музгу, муби, сокоро и др.).
    Китайско-тибетские языки  –  языковая семья, языки которой делятся на две группы: таи-китайскую и тибето-бирманскую.
    Первая представлена китайским, дунганским, тайским, лаосским, чжуанским, вьет языками.
    Вторая – тибетским и бирманским языками.

  4. Kevin Mattzeo Ответить

    Это самая многочисленная языковая семья. На языках этой семьи говорит 45 % населения планеты. Из десяти крупнейших языков – восемь – индоевропейские[4]. В наше время она широко представлена на всех континентах, а также известна по ряду мертвых, древнеписьменных языков. Время сложения индоевропейской семьи языков ученые относят к периоду неолита, не позднее эпохи бронзы (7 – 2 тыс. до н.э.), а возможно, и к более раннему времени. В дальнейшем шло выделение языковых ветвей (групп), а еще позднее – существующих сегодня языков. Области, где происходило первоначальное формирование народов, говоривших на индоевропейских языках, точно не установлено, и по этому поводу существует значительное число гипотез (к числу наиболее аргументированных относятся такие варианты прародины индоевропейцев: Армянское нагорье, Малая Азия + Балканы, Северное Причерноморье, «Гиперборея» – север европейской части РФ)[5].
    В индоевропейскую семью входят языковые ветви или группы, отдельные языки, на которых говорят следующие народы.
    Славянская группа:
    а) восточнославянская подгруппа. Народы: русские, украинцы, белорусы; б) западнославянская подгруппа. Народы: поляки, лужичане, чехи, словаки, кашубы; в) южнославянская подгруппа. Народы: словенцы, хорваты, муслимане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары.
    Балтийская группа. Народы: литовцы, латыши.
    Германская группа. Народы: немцы, австрийцы, германошвейцарцы, лихтенштейнцы, эльзасцы, люксембуржцы, фламандцы, голландцы, фризы, африканеры, евреи Европы и Америки, англичане, шотландцы, шотландоирландцы, англоафриканцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы, англоканадцы, американцы США, багамцы, ямайцы, гренадцы, барбадосцы, белизцы, суринамцы-креолы, шведы, норвежцы, исландцы, фарерцы, датчане и др.
    Кельтская группа. Народы: ирландцы, гэлы, уэльсцы, бретонцы.
    Романская группа. Народы: итальянцы, сардинцы, санмаринцы, италошвейцарцы, корсиканцы, ретороманцы, французы, монегаски (монакцы), нормандцы, франкошвейцарцы, валлоны, франкоканадцы, испанцы, гибралтарцы, кубинцы, мексиканцы, гватемальцы, сальвадорцы, никарагуанцы, венесуэльцы, колумбийцы, эквадорцы, перуанцы, боливийцы, чилийцы, аргентинцы, парагвайцы, уругвайцы, каталонцы, андоррцы, португальцы, галисийцы, бразильцы, румыны, молдаване, аромуны, истрорумыны и др.
    Албанская группа. Албанцы. Греческая группа. Народы: греки, греки-киприоты, каракачаны. Армянская группа. Армяне.
    Иранская группа. Народы: талыши, гилянцы, курды, белуджи, бахтиары, персы, таты, таджики, памирские народы, пуштуны, осетины и др.
    Нуристанскя группа. Нуристанцы.
    Индоарийская группа. Народы: бенгальцы, ассамцы, бихарцы, хиндустанцы, раджастханцы, парсы, панджабцы, синдхи, непальцы, кашмирцы, цыгане, сингалы, ведды, мальдивцы и др.
    Картвельская семья. Грузины.

  5. Siragelv Ответить

    В дальнейшем шло выделение языковых ветвей (групп), а еще позднее — существующих сегодня языков. Области, где происходило первоначальное формирование народов, говоривших на индоевропейских языках, точно не установлены, и по этому поводу существует значительное число гипотез.
    В индоевропейскую семью входят языковые ветви или группы, отдельные языки, на которых говорят перечисленные ниже народы.
    Славянская группа:
    а) восточноевропейская подгруппа. Народы: русские, украинцы, белорусы;
    б)западнославянская подгруппа. Народы: поляки, лужичане, чехи, словаки;
    в) южнославянская подгруппа. Народы: словенцы, хорваты, славяне-мусульмане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары.
    Балтийская группа. Народы: литовцы, латыши.
    Германская группа. Народы: немцы, австрийцы, гер- маношвейцарцы, лихтенштейнцы, эльзасцы, люксембуржцы, фламандцы, голландцы, фризы, африканеры, евреи Европы и Америки, англичане, шотландцы, шот- ландоирландцы, англоафриканцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы, англоканадцы, американцы США, багамцы, ямайцы, гренадцы, барбадосцы, тринидадцы, белизцы, гайанцы-креолы, суринамцы-креолы, шведы, норвежцы, исландцы, фарерцы, датчане и др.
    Кельтская группа. Народы: ирландцы, гэлы, уэльсцы, бретонцы.
    Романская группа. Народы: итальянцы, сардинцы, санмаринцы, италошвейцарцы, корсиканцы, ретороманцы, французы, монегаски (монакцы), нормандцы, фран- кошвейцарцы, валлоны, франкоканадцы, гваделупцы, мартиникцы, гвианцы, гаитийцы, реюньонцыгкреолы, маврикийцы-креолы, сейшельцы, испанцы, гибралтарцы, кубинцы, доминиканцы, пуэрториканцы, мексиканцы, гватемальцы, гондурасцы, сальвадорцы, никарагуанцы, костариканцы, панамцы, венесуэльцы, колумбийцы, эквадорцы, перуанцы, боливийцы, чилийцы, аргентинцы, парагвайцы, уругвайцы, каталонцы, андоррцы, португальцы, галисийцы, бразильцы, антильцы, румыны, молдаване, аромуны, истрорумыны.
    Албанская группа. Албанцы.
    Греческая группа. Народы: греки, греки-киприоты, каракачаны.
    Армянская группа. Армяне.
    Иранская группа. Народы: талыши, гилянцы, мазен- даранцы, курды, белуджи, луры, бахтиары, персы, таты, хазарейцы, • чараймаки, таджики, памирские народы, пуштуны (авганцы), осетины.
    Нуристанская группа. Нуристанцы.
    Индоарийская группа. Народы: бенгальцы, ассамцы, ория, бихарцы, тхару, хиндустанцы, раджастханцы, гуд- жератцы, парсы, бхилы, маратхи, конкани, пенджабцы, догра, синдхи, пахари западные, кумаони, гаркхвали, гуджары, непальцы, кашмирцы, шина, кохистанцы, кхо, пашаи, тирахи, индомаврикийцы, суринамцы-индопа- кистанцы, тринидадцы-индопакистанцы, фиджииндий- цы, цыгане, сингалы, ведды, мальдивцы.
    Картвельская семья
    Грузины.
    Дравидская семья
    Народы: тамилы, ирула, малаяли, ерава, ерукали, кайкади, динара, бадага.
    Уральско-юкагирская семья
    Финно-угорская группа. Народы: финны, карелы, вепсы, ижорцы, эстонцы, ливы, саамы, марийцы, мордва, удмурты, коми, коми-пермяки, венгры, ханты, манси.
    Самодийская группа. Народы: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.
    Юкагирская группа. Юкагиры.
    Алтайская семья
    Тюркская группа. Народы: турки, турки-киприоты, гагаузы, азербайджанцы, карадагцы, шахсевены, карапа- пахи, афшары, каджары, кашкайцы, хорасанские тюрки, халаджи, туркмены, салары, татары, крымские татары, караимы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, казахи, каракалпаки, киргизы, узбеки, уйгуры, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы и др.
    Монгольская группа. Народы: монголы, халха- монголы, монголы КНР, ойраты, дарха-калмыки, буряты, дауры и др.
    Тунгусо-маньчжурская группа. Народы: эвенки, неги- дальцы, эвены, орочи, удэгейцы, нанайцы, ульчи, ороки.
    Корейская семья
    Корейцы.
    Японская семья
    Японцы.
    \
    Эскимосско-алеутская семья
    Народы: эскимосы (включая гренландцев), алеуты.
    Афразийская (семито-хамитская) семья
    Семитская группа. Народы: арабы Юго-Западной Азии и Северной Африки, мальтийцы, евреи Израиля, ассирийцы, амхара, аргобба, харари, гураге, тигран, тигре.
    Берберская -группа. Народы: кабилы, шауйя, рифы, тамазигхт, шильх (шлех), туареги.
    Чадская группа. Народы: хауса, ангас, сура, анкве, баде, болева, бура, мандара (вандала), котоко, маса, муби и др.
    Кушитская группа. Народы: беджа, агау, афар (дана- киль), сахо, оромо (галла), сомали, консо, сидамо, омета, каффа, гимира, маджи, ираку и др.
    Северокавказская семья
    Абхазо-адыгская группа. Народы: абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы.
    Нахско-дагестанская группа. Народы: аварцы (включая андо-цезов), лакцы, даргинцы, лезгины, удины, агулы, рутульцы, цахуры, табасараны, чеченцы, ингуши.
    Сино-тибетская семья
    Китайская группа. Народы: китайцы, хуэй (дунгане),
    бай.
    Тибето-бирманская группа. Народы: тибетцы, бутанцы, ладакхи, балти, мьянма (бирманцы) и т.д.
    I
    !
    Группы: бодо-гаро, миджу, дигаро, мири, дхимал, лекча, восточногималайская, невари, гурунг, западноги- малайская.
    Австрало-азиатская семья
    Моп-кхмерская группа. Народы: вьеты (кинь) и др.
    Никобарская группа. Никобарцы.
    Группа кхаси и мунда.
    Семья кадаи
    Тайская группа. Народы: сиамцы (Кхонтаи), дай, лао (лаосцы).
    Австронезийская семья
    Западноавстронезийская группа. Народы: малайцы Индонезии, малайцы Малайзии, среднесуматринские малайцы (пасемах,серавей)и др.
    Централъноавстронезийская группа.
    Восточноавстронезийская группа.
    2.6.

  6. NURIWYKUWY Ответить

    Народ, это. всё-таки, скорее социальное и генетическое явление. Один и тот же народ может в процессе своей истории менять язык, например, так произошло с сойотами -представителями малых народов России, чем родной язык был тюркским, но под воздействием бурятов был утрачен, и современные сойоты говорят на бурятском, хотя бурятами не являются. Так что правильнее будет говорить о языках, входящих индоевропейскую языковую семью. Эта языкова семья делится на следующие языковые группы:
    Германская (немецкий, английский, нидерланский, шотландский и др.)
    Славянская группа (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, словацкий и др.)
    Скандинавская группа (северогерманская) (исландский, датский, норвежский и др.)
    Романская группа (французский, испанский, итальянский и др.)
    Кельтская группа (галльский, валлийский, бретонский и др.)
    Балтийская группа (латышский, литовский, латгальский и др.)
    Греческая группа (новогреческий и др.)
    Армянская группа (армянский и др.)
    Индоарийская группа (сингальский, мальдивский, хинди, урду и др.)
    Дардская группа (шина, торвали и др.)
    Иранская группа (осетинский, пушту, таджикский, татский,фарси, пушту и др.)
    Надо сказать, что это весьма приблизительная схема: на самом деле, группы объединяются в ветви, подветви, а внутри себя порой еще делятся на подгруппы. Многие языки, относящиеся к индоевропейской языковой семье, сегодня считаются мертвыми.

  7. Shiroi Ответить

    национальный состав населения России очень разнообразен. По переписи населения 1989 года выделяется 130 народов. Большую часть населения страны составляют русские (80%,120 млн человек), многочисленными народами являются татары (больше 5 млн человек), украинцы (больше 4 млн человек), а так же башкиры (1,3 млн человек), чуваши (1.8 млн человек), белорусы (1.2 млн), мордва (1.1) и др.
    Все народы России можно разделить на 3 группы:
    1.этносы (большая часть населения проживает в России, они образуют национально-гос. единицы: русские, татары, чуваши, якуты, буряты…
    2.народы стран “ближнего зарубежья” и некоторых др стран, которые представлены на территории России: украинцы, армяне, поляки….
    3.мелкие группы этносов, мигрировавших на территорию России в историческом прошлом: румыны, китайцы, корейцы, хорваты….
    По языковой принадлежности народы России относятся к 6 языковым семьям: индоевропейской (89%),алтайской (6.8%),кавказской (2.4%),уральской (1.8%),,чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской.
    Индоевропейская семья: самая большая группа-славянская (125,6 млн чел), ее составляют русские, украинцы, белорусы. В этой семье: германская группа, армянская, иранская, романская (молдоване, румыны), индоарийская (цыгане), балтийская, греческая, албанская группы.
    Алтайская семья: самая большая группа-тюркская (татары, чуваши, башкиры..) в этой сеье: монгольская группа, корейская, тунгусо-маньчжурская группа (эвенки, нанайцы)
    Уральская семья: финно-угорская группа, самодийская (ненцы, селькупы), юкагирская группы.
    Кавказская семья: дагестанская (чеченцы, лезгины), абхазско-адыгская группа.
    Чукотско-камчатская семья: чукчи, коряки, ительмены.
    Эскимосско-алеутская: эскимосы, алеуты.

  8. Weirdy Ответить

    Классификация этносов
    Многообразие этносов нашей планеты ставит перед нами необходимость в систематизации данных о них. Для этого народы необходимо классифицировать.
    Географическая классификация позволяет распределить народы по территории основного ареала проживания, выделить основные географические регионы расселения народов. Она опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то территории. Так, выделяют народы Австралии и Океании, народы Африки, народы Восточной Европы, народы Кавказа и т.д. Однако такая классификация не универсальна, поскольку не учитывает генетического и антропологического родства народов, их эволюции, этногенетических процессов. Один и тот же регион могут населять народы самого различного происхождения, разной культуры, не имеющие родственных связей.
    Антропологическая классификация – базируется в первую очередь на расовых признаках (раса, малая раса, антропологический тип) и потому скорее биологическая, чем этническая, ибо этнос – биосоциальное образование. Она может говорить об уровне биологического родства тех или иных народов.
    Этнолингвистическая классификация. Наиболее известной и распространённой является классификация по языковому признаку. В её основе лежит идея родства народов, исходящая из наличия сходных элементов в их языках. Каждый народ относят к какой-либо языковой семье. Языковые семьи объединяют между собой близкие языковые группы наиболее близкородственных народов, группы включают в себя языки, языки дробятся на диалекты, диалекты – на говоры (субдиалекты) отдельных местностей. Количество представителей индоевропейской, алтайской и сино-тибетской языковых семей составляет большую часть населения планеты. Особенно велика доля индоевропейской семьи, её представители проживают на всех континентах. Но в одну и ту же семью, и даже одну и ту же группу могут входить как схожие, так и совершенно разные по облику, культуре и быту народы. Часто выявить генетическое родство можно только по наличию сходных элементов в языке. Очень часто в быту путают народы, относящиеся к разным языковым семьям. Так обычно путают японцев и китайцев, хотя японцы относятся одними лингвистами к алтайской семье, а другими выделяются в отдельную семью, а китайцы – к сино-тибетской. Чем позже образовался народ, тем легче установить его родство с другими народами. Появление американцев как самостоятельной нации произошло недавно, о чем свидетельствует общность языка – английского. Правда в американском диалекте английского есть существенные отличия от британского диалекта, но их сходство и близость очевидны. Труднее с народами, которые образовались в древности. И все же именно лингвистика позволяет надежнее всего устанавливать генетические связи народов.

  9. Grizan Ответить

    Крупнейшими языковыми семьями России являются:
    Индоевропейская семья, насчитывающая около 120 млн. человек, в состав которой входят славянская языковая группа (русские, украинцы, белорусы), германская (немцы и евреи, говорящие на идиш), иранская (осетины), армянская (армяне) группы;
    Алтайская семья, численность которой составляет около 11 млн. человек, в состав которой входят тюркская (татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, якуты, тувинцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, хакасы и др.) и монгольская (буряты и калмыки) группы;
    Северокавказская семья, численность которой составляет около 5 млн. человек (аварцы, даргинцы, лакцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, адыгейцы и др.);
    Уральская семья численностью 4 млн. человек (мордва, марийцы, удмурты, карелы, коми, ханты, манси, ненцы и др.).
    Таблица. Народы и религии России
    Языковые семьи
    Языковые группы
    Народы
    Преобладающая религия
    Районы компактного проживания
    Индоевропейская
    славянская
    русские
    православие
    по всей территории
    украинцы
    белорусы
    германская
    немцы
    протестантизм
    Оренбургская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край
    евреи, говорящие на идиш
    иудаизм
    Москва, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область
    иранская
    осетины
    православие
    Северная Осетия — Алания
    армянская
    армяне
    армяно-григорианская церковь
    Краснодарский край
    Алтайская
    тюркская
    татары
    ислам
    Татарстан, Башкирия, Чувашия, Рязанская и Тюменская области, Пермский край
    башкиры
    Башкирия, Челябинская область
    чуваши
    православие
    Чувашия
    ногайцы и кумыки
    ислам
    Дагестан
    балкарцы и карачаевцы
    Кабардино-Балкария
    алтайцы
    шаманство, анимизм
    Республика Алтай
    хакасы
    Хакасия
    шорцы
    Кемеровская область
    тюркская
    тувинцы
    Буддизм (ламаизм)
    Тыва
    якуты
    православие
    Саха (Якутия)
    долганы
    шаманство, анимизм
    Север Иркутской области
    монгольская
    буряты
    буддизм (ламаизм)
    Бурятия, Забайкальский край
    калмыки
    Калмыкия
    тунгусо-маньчжурская
    эвенки и эвены
    шаманство, анимизм
    Север Иркутской области, Якутия, Хабаровский край, Магаданская область
    нанайцы, ороки, орочи, удэгейцы, ульчи и др.
    Хабаровский и Приморский края
    Северокавказская
    абхазо-адыгская
    адыгейцы
    ислам
    Адыгея
    кабардинцы
    Кабардино-Балкария
    черкесы
    Карачаево-Черкесия
    нахско-дагестанская
    чеченцы и ингуши
    Чечня
    и Ингушетия
    аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины
    Дагестан
    Уральская
    финно-угорская
    марийцы
    православие
    Марий Эл
    мордва
    Мордовия, Татарстан, Пензенская область
    удмурты
    Удмуртия
    карелы
    Карелия, Тверская область
    коми
    Республика Коми
    коми-пермяки
    Пермский край
    ханты и манси
    Ханты-Мансийский автономный округ
    саамы
    Мурманская область
    самодийская
    ненцы, селькупы и нганасаны Материал с сайта http://worldofschool.ru
    шаманство, анимизм
    Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа
    юкагирская
    юкагиры
    Якутия
    Чукотско-камчатская

    чукчи
    шаманство, анимизм
    Чукотский автономный округ
    коряки и ительмены
    Камчатский край
    Эскимосо-алеутская

    алеуты и эскимосы
    Командорские о-ва и Чукотский автономный округ


    нивхи
    Сахалинская область, Хабаровский край


    кеты
    Красноярский край

  10. OlmeR Ответить

    Это самая крупная языковая семья мира. Около 20 лет назад в ней насчитывалось почти 1,5 миллиар­да человек из трех миллиардов 69 миллионов населе­ния Земли. Таким образом, к индоевропейской семье принадлежит каждый второй житель нашей планеты. Лингвист X. Петерсен выдвинул гипотезу о генети­ческой связи нескольких языковых семей, считавших­ся неродственными, и назвал эти языки «ностратичсс — кими» («ностра» — лат. «семья»). В их число входили и языки индоевропейской семьи. Исследования талант­ливого советского ученого В. М. Иллич-Свитыча пока­зали обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых других языков в большую ностратическую языковую макросемыо (81). Допустимо, что эта макросемья мог­ла оформиться в эпоху позднего палеолита, т. е. древ­него каменного века приблизительно в ХИ-Х тыс. до н. э. Наиболее крупная индоевропейская общность сфор­мировалась, как считают специалисты, в Юго-Запад­ной Азии, а в III тыс. до н. э. индоевропейцы рассели­лись уже в Северном Причерноморье. В настоящее время народы индоевропейской семьи живут на ог­ромной территории от Балтики до Берингова пролива.
    На бывшей территории СССР представлены семь групп индоевропейской языковой семьи: славянская, иранская, романская, балтийская, германская, индийс­кая, и отдельную группу составляет армянский язык. Из них на Северном Кавказе живут носители иранс­ких и славянских языков, а также армянского языка. По отношению к народам иберо-кавказской семьи, как исконным автохтонам Кавказа, индоевропейские наро­ды представляют более поздних насельников региона. Первыми здесь появились народы иранской группы, сначала занявшие степи и равнины Северного Причер­номорья и Предкавказья, а затем начавшие продвигаться в горные ущелья Центрального Кавказа.
    Народы иранской группы
    Понятие «иранские языки» включает в себя род­ственные языки, происходящие от общсиранского язы­ка — основы. Это не означает, что данные языки обра­зовались, как и народы, на территории современного Ирана — название последнего, как и название всей этноязыковой группы, восходит к этнониму <> — самоназванию древних индоиранских (арийских) пле­мен. Предполагается, что первоначальное ядро индо­иранской общности сложилось в III-II тыс. до н. э. в южнорусских степях, а к началу I тыс. до н. э. арий­ская общность распалась на две ветви — индоарийс­кую и иранскую. В начале I тыс. до н. э. иранская ветвь, в свою очередь, распалась на киммеро-скиф — скую и протоперсидскую. Древние арии не имеют ни­какого реального отношения к расовой теории пре­восходства арийских народов над «низшими» народа­ми, теории, культивировавшейся в нацистской Герма­нии и принятой на идеологическое вооружение фа­шизмом (82, с. 43).
    Среди древних иранских языков укажем скифские языки (диалекты), принадлежащие скифским племе­нам, к середине I тыс. до н. э. расселившимся на ог­ромной территории от Черного моря до Алтая и вед­шим подвижный кочевой образ жизни. Понятие «скиф­ский язык» в науке применяется к северозападной груп­пировке древних иранцев, обитавших в Северном При­черноморье, Приазовье и в степях Северного Кавказа. Именно эта группировка древних иранцев и их язык связаны с современным ираноязычным народом Север­ного Кавказа — осетинами.
    Осетины. На Северном Кавказе живут два ира­ноязычных народа: осетины и таты. Последние немно­гочисленны (более 20 тыс. человек) и в основном оби­тают в Азербайджане, лишь небольшая их группа на­ходится в окрестностях Дербента и Кайтаго-Табаса — ранском районе Дагестана. На них мы не останавли­ваемся.
    Численность осетин — более 600 тыс. человек (в РСО-А 335 тыс. чел.) с учетом многочисленной осе­тинской диаспоры, живущей за пределами своей этни­ческой территории. Особенностью истории этого наро­да является то, что он в течение многих веков разде­лен на две части: северную и южную (83). Северная часть осетин составляет основное население Респуб­лики Северная Осстия-Алания с центром в г. Влади­кавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тыс. человек), центр Южной Осетии в г. Цхинвали (84). Админист­ративно-политически Южная Осетия входит в состав Грузии, но в значительной степени формально: после объявления Южной Осетией о своем статусе республи­ки в 1991 г. началась война между Грузией и южными осетинами. Война закончилась с помощью миротвор­ческих сил России, но установившийся мир хрупок, ибо конфликтующие стороны его результатами не удовлет­ворены. В частности, Южная Осетия как республика с самостоятельной президентской исполнительной влас­тью стремится к воссоединению с Северной Осетией в рамках единого осетинского государства в составе РФ. Эта политическая тенденция имеет латентную форму и иллюзорна, поскольку правительство России вряд ли пойдет на подобную акцию из-за незаинтересованнос­ти в остром конфликте с Грузией — принцип недели­мости и территориальной целостности государства весьма актуален для самой России.
    Таким образом, современный осетинский народ, еди­ный по своим генетическим корням и самосознанию, исторически и географически оказался разделенным на две части, постепенно обособившиеся и обретшие язы­ковую и культурную (вплоть до менталитета) специ­фику. Нет сомнения в том, что на севере эта специфи­ка определялась вхождением Северной Осетии в 1774 г. в Россию и глубоким влиянием се на осетин севера, в то время как южане издревле (не позже XIII в.) рас­селились в Грузии и испытывали устойчивое грузинс­кое влияние. Определились диалектные различия в языке. Поэтому некоторые осетинские ученые выска­зывают осторожную мысль о том, что ссвсрянс и южа­не в настоящее время превратились в два родствен­ных, но разных народа, подобно трем адыгским наро­дам: адыгейцам, черкесам и кабардинцам. Таким обра­зом, проблема разделенных народов на Северном Кав­казе реально существует.
    В отличие от глубоко аборигенных народов иберо — кавказской семьи, развивавшихся на своей территории в течение тысячелетий в условиях достаточно стабиль­ного континуитета (непрерывности), осетинский народ прошел более сложный путь этнического развития. Основная сложность данного пути видится в том, что в формировании современного осетинского этноса и его культуры приняли активное участие два ведущих эт- нообразующих компонента: пришлый степной ираноя­зычный (скифы, сарматы и аланы) и аборигенный гор — но-кавказский, понимаемый как носители яркой кобан — ской археологической культуры I тыс. до н. э. Встреча, взаимодействие, а затем взаимопроникновение тех и других в рамках ограниченной территории привели к смешению и длительному периоду языкового и куль­турного синтеза. В результате в сфере языка победу одержал язык иранского (аланского) суперстрата, обо­гатившийся за счет влияний кавказских языков, в сфере генетико-антропологической и материальной культуры победил кавказский субстрат, т. с. местная основа (85, с. 11; 86, с. 18-19). По своему языку современные осетины продолжают языковую традицию древних северных иранцсв-скифов, сарматов, алан; антрополо­гический (физический) тип осетин в то же время ха­рактеризуется антропологами как типичный для кав — касионской группы популяций. Кавкасионский антро­пологический тип антропологом В. П. Алексеевым рас­сматривался как реликтовая форма антропологичес­кого пласта эпохи неолита и даже позднего палеолита, сохранившаяся почти без изменений до современности в условиях высокогорной изоляции (87, с. 154, 169; 80, с. 197-200). В этом сочетании развитых языков ски — фо-сарматского степного мира, контактировавшего с древними цивилизациями Ближнего Востока и Среди­земноморья, с древнейшими кавказскими этнокультур­ными пластами и их архаикой, заключается особый интерес изучения осетин. Таким образом, осетины — народ ираноязычный и индоевропейский по языку и кавказский по физическому облику и многим элемен­там культуры. Представления о том, что осетины есть дожившие до нашего времени скифы или аланы (тем более арии!), притом в «чистом» виде и без инородных примесей, не имеют под собой научной основы, хотя и существуют в самоидентификации части осетинской интеллигенции. Наглядным доказательством тому слу­жит переименование в октябре 1994 г. Северной Осе­тии в Аланию (хотя эти понятия далеко не идентич­ны). Раздавались голоса о переименовании осетинс­кого языка в аланский язык (но они так же не иден­тичны).
    Северные осетины состоят из двух подразделений — дигорцев и иронцев. У каждого из них свой диалект, очевидно восходящий к тем временам, когда дигорцы и иронцы были отдельными племенами в составе аланс­кого союза племен, затем (с X в.) раннефеодальной государственности Алания. Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинс­кого литературного языка, на нем творил великий осе­тинский поэт-демократ К. Л. Хстагуров (1859-1906). Обращает на себя внимание широта миропонимания поэта, писавшего:
    Весь мир — мой храм,
    Любовь — мол святыня,
    Вселенная — Отечество мое.
    Северная Осетия добровольно вошла в состав Рос­сийской Империи в 1774 г. и не принимала участия в Кавказской войне на стороне Шамиля. Как это, так и прорусская ориентация в целом, были обусловлены, с одной стороны, христианской верой осетин (у алан с начала X в.; 53, с. 39-44), хотя и сильно стертой и перекрытой возродившимся традиционным язычеством, с другой стороны, — физическим вымиранием осетин в бесплодных горных теснинах и безземельем. Для вы­живания народа был необходим выход на предгорную плодородную равнину, и обеспечить этот выход в XVIII в. могла только Россия, особенно после победоносной войны с Османской Турецкой империей и подписания Кучук — Кайнарджийского мирного договора 1774 г. — Боль­шая и Малая Кабарда окончательно присоединились к России, и осетины получили возможность переселения на равнину под прикрытием русской крепости Влади­кавказ (основана в 1784 г.). Переселение на равнину в конце XVIII — начале XIX в., по словам историка этого процесса Б. П. Березова, стало «новым возрожде­нием» (прежде всего демографическим) осетинского народа (88, с. 4). Понятно, что расселение на равнине, коренным образом изменившее жизнь осетин, непос­редственное соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образо­ванию, русской культуре, государственной службе. В самом начале XIX в. академик Ю. Клапрот писал: «Осетины являются, вероятно, наиболее поддающимся цивилизации народом Кавказа, и путешественнику сле­дует изучить их и с этой точки зрения; необходимо установить, что до сих пор задерживало их развитие и что надо сделать для ускорения приобщения их к ци­вилизации» (89, с. 105). Сотни осетин влились в офи­церский корпус Российской армии, выдвинув плеяду заслуженных генералов. После завершения строитель­ства железной дороги Ростов-Владикавказ в 1875 г. Северная Осетия активно включается в общероссийс­кий капиталистический рынок, формируется нацио­нальная интеллигенция — носитель либеральной обще­ственно-политической мысли. Экономическим, админи­стративным и культурным центром Северной Осетии и всей Терской области становится город Владикавказ. Северная Осетия прочно входит в государственную систему Российской Империи, играя в этой системе ключевую геополитическую роль на Кавказе: три луч­ших перевальных пути в Закавказье находятся в го­рах Северной Осетии (перевалы Крестовый, Рокский и Мамисонский). Без преувеличения можно сказать, что указанная ключевая роль Осетии в самом центре Кав­каза на трассах Военно-Грузинской и Воєнно-Осетин­ской дорог сохраняется и сейчас.
    После Октябрьской революции 1917 г. в составе Горской республики был образован Осетинский округ (январь 1921 г.), 7 июля 1924 г. он был преобразо­ван в Автономную область в составе РСФСР, а в де­кабре 1936 г. была создана Северо-Осетинская АССР, в начале 1990-х годов преобразованная в Республи­ку Северная Осетия — Алания с президентским прав­лением и разграничением полномочий между респуб­ликой и федеральным центром. В последние 10 лет осетинскому народу выпали наиболее серьезные ис­пытания в связи с территориальным спором с сосед­ней Ингушетией из-за Пригородного района. После выселения из гор на предгорную равнину в XVII-XVIII вв. ингуши жили на территории Пригородного района, в районе с. Тарского находился их аул Ангушт, откуда и пошло современное название ингушей. В результа­те массовой депортации ингушей в феврале 1944 г. Пригородный район опустел и был заселен осетина­ми. По возвращении из Средней Азии в 1957 г. ингу­ши вновь расселились в Пригородном районе (поряд­ка 40 тыс. человек) и в г. Орджоникидзе-Владикав — казе (17 тыс. человек), столкновений на почве меж­национальных отношений не было. Перспектива доб­рососедских отношений между осетинами и ингушами казалась прочной.
    Но к концу 80-х годов в Ингушетии сложились экстремистские силы, настроенные на территориаль­ный реванш и передел сложившихся границ в пользу Ингушетии, т. е. возвращения Пригородного района вместе с частью г. Владикавказа. Политический кон­сенсус найден не был, и вскоре после принятия Вер­ховным Советом РСФСР закона о реабилитации реп­рессированных народов (в том числе и территориаль­ной, что было ошибкой) в конце октября 1992 г. ин­гушские вооруженные формирования вторглись в При­городный район. Несколько дней боев закончились вытеснением ингушей за пределы Пригородного райо­на, восстановлением статус-кво. Но большая часть ин­гушей была вынуждена покинуть территорию Север­ной Осетии и превратилась в массу бедствующих бе­женцев и горючий материал для новых столкновений. За прошедшие годы ни местные политики, ни феде­ральные власти, несмотря на усилия, не смогли найти полного и взаимоприемлемого решения этой острей­шей проблемы, фактически представляющей борьбу за землю и жизненное пространство. На Кавказе борьба за землю всегда носила ожесточенные и бескомпро­миссные формы, ни одна из конфликтующих сторон не собирается отступать и имеет свои аргументы. По­этому очаг конфронтации с ингушами для осетин не погашен по сей день и постоянно напоминает о себе. Отношения Осетии и Ингушетии после событий 1992 г. стали одной из наиболее болевых точек в межнацио­нальных отношениях внутри Российской Федерации и чреваты крупными неприятностями для государства, не занявшего в вооруженном конфликте двух своих субъектов принципиальной политической и правовой позиции.
    Как уже говорилось, в религиозном отношении осе­тины в основном считаются православными христиа­нами, и лишь несколько селений приняли ислам, оче­видно, в XVIII в. проникший из Кабарды. Но в дей­ствительности в верованиях осетин преобладают тра­диционные языческие культы, уходящие своими кор­нями в глубь веков и демонстрирующие огромную живучесть и устойчивость (90, с. 32-85). Наиболее популярным в Осетин божеством является бог мужчин, воинов и путников, патрон Осетии бог-всадник Уас — тырджи, представляющий своеобразный слепок с хрис­тианского св. Георгия Победоносца — также воина — всадника. Существует множество дзуаров (святилищ), посвященных Уастырджи. Главный и наиболее импо­зантный среди них — деревянное святилище Реком в Цейскомущелье (91, с. 5-49).
    Осетинский народ выдвинул из своей среды выдаю­щихся деятелей литературы, науки, искусства, техники, военного дела и т. д. Не только на Кавказе и в России, но и в мире известны имена великого осетинского по­эта Коста Хетагурова, писателя Г. Газданова, ученого — филолога В. Абаева, народного артиста СССР В. Тхап — саева, выдающихся дирижеров В. Гергиева и В. Дуда­ровой, капитана атомохода «Арктика» Ю. Кучиева, дваж­ды Героя Советского Союза генерала армии И. Плиева. Многие другие осетины также прославили осетинский народ и Россию.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *