Какой образ музы создал в своих стихах некрасов?

15 ответов на вопрос “Какой образ музы создал в своих стихах некрасов?”

  1. lukinrv Ответить

    Впервые у Некрасова этот парадоксальный образ появляется еще в 1846 году в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную…». «Родной сестрой» его Музы оказывается крестьянка – униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. Неожиданно и дико прозвучало это для русского читателя, до тех пор знавшего Музу – «вакханку», «уездную барышню» «с печальной думою в очах» – божественную вдохновительницу поэтов.
    Кто еще из русских поэтов мог признать, что Муза его – раба?! С этого времени и до тех дней, когда поэт завершал «Последние песни», свой предсмертный сборник, образ Музы в его творчестве неизменен – несчастная, поверженная, Муза мести и печали, гордая, стойко переносящая свою судьбу, и в то же время падшая, «униженно просящая»,- все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Музе приданы черты народного характера: народ говорит ее устами – просит о пощаде, требует справедливости. Лишая Музу ореола таинственности, он (в прямом смысле слова) опускает ее с небес, с недоступного Олимпа на землю («Муза», 1852 г.).И она показала ему «бездны темные насилия и зла, труда и голода» – перед художником поставлена задача: возвестить миру о народных страданиях, о тех безднах, в которые падает человек.
    Главной чертой сложного образа Музы оказывается всегда неизменная долготерпеливая мука, в которой одновременно слились и страдание народное (« Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ»), и страдание самого автора – от неудовлетворенности, от страха смерти, от ощущения бесцельности того дела, которому отдавалась жизнь. Муза Некрасова – то гневная, то терпеливая – вечная страдалица.И это относится не только к главной теме его творчества, теме народа. Поэту нет отдохновения ни в любви, ни в природе («Когда мучимый страстию мятежной…», «И здесь душа унынием объята», «Возвращение»). Для него слишком редки минуты душевного покоя, освобождение от боли. Поэтому и поэзия – его вторая жизнь – так же переполнена мукой изболевшей души.

  2. visand912 Ответить

    Связующим звеном между поэтом и народом у Некрасова выступает Муза. Этот образ столь же условен и литературен, как и другие, составляющие мифологию поэта в лирике начала XIX века.
    В античной мифологии музы были первоначально нимфами источников (в представлениях древних вода обладала исцеляющей и вдохновляющей силой). Музам стали приписывать дар творчества и способность одаривать людей талантами. У древнегреческого поэта Гесиода девять сестер Муз (дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины) поют на пирах богов и вдохновляют поэтов.
    У Пушкина Муза — символ соприкосновения человека с божественным началом. В первых строфах восьмой главы «Евгения Онегина» Пушкин осмысляет собственное творчество через историю своей Музы: она пробуждает в юном поэте творческий дар, становится его верной подругой, сопровождает его на всех этапах жизненного пути. Муза меняет обличья, символизируя перемену мест и новые темы поэзии: она то резвая «вакханочка» на пирах юности, то смелая всадница в горах Кавказа, то дикарка среди цыганских шатров в Молдавии, то «барышня уездная», «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», то спутница поэта на светском рауте. Муза Пушкина — индивидуализированный образ: она прелестна, женственна, переменчива, то шаловлива, то робка. Она прекрасна своей простотой, и поэт испытывает к ней то нежное, то ревнивое чувство, он гордится ею:
    А я гордился меж друзей
    Подругой ветреной моей

    На прелести ее степные
    С ревнивой робостью гляжу.
    В других произведениях Пушкина Муза заменяет самого поэта, она — часть его творческой личности. Поэтому поэт обращается к ней, как к самому себе («Веленью Божьему, о Муза, будь послушна…»). Образ Музы нужен поэту как один из приемов для самохарактеристики: Муза — его второе «я», выражение его творческой программы, его понимания поэзии.
    Образ Музы в лирике Некрасова принципиально иной. Он прямо заимствует его из поэзии начала XIX века, но придает этому образу совсем другой смысл, тем самым подчеркивая свой разрыв с классической традицией. Стихотворение 1852 года «Муза» начинается с отрицания:
    Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
    Не помню над собой я песни сладкогласной!
    Некрасов смело рискует сопоставить себя с Пушкиным, соотнося его Музу со своей. Исходным в этом сопоставлении оказывается мотив детства («В пеленках у меня свирели не забыла…»), который, как и у Пушкина в стихотворении «Муза» (1821) и в восьмой главе «Евгения Онегина», намечает тему становления поэта от детства к отрочеству и юности. Замечательно, что «пеленки» в стихотворении Некрасова — «пушкинские», они взяты из стихотворения «Наперсница волшебной старины…» (1821):
    Ты, детскую качая колыбель,
    Мой юный слух напевами пленила
    И меж пелен оставила свирель,
    Которую сама заворожила.
    Как видим, Некрасов берет материал не столько из жизни, сколько из литературы, и при этом полемически заостряет его. Вместо поэтических «пелен» Некрасов ставит подчеркнуто бытовые, жизненно конкретные «пеленки». Он переосмысливает классическую мифологему: его Муза — не юная подруга, не богиня, она — бедная, нелюбимая, неласковая, суровая, что-то вроде няни-крестьянки, замученной тяжким трудом («согбенная трудом, убитая кручиной»). Муза названа «печальной спутницей печальных бедняков», рожденных для «труда, страданья и оков». Колыбель младенца — будущего поэта стоит в «убогой хижине», освещенной «дымной лучиной».
    Смысловой центр одноименного стихотворения Некрасова — пение Музы. Д. С. Мережковский замечает по поводу некрасовской Музы, что у нее «нет вовсе лиры, а есть только голос». Она «не играет, а поет; не поет, а плачет это не пение струн, а певучесть рыданий». Муза плачет над колыбелью, вторя детским «рыданьям», или поет «разгульную песню», в которой тоже слышится «скорбный стон». Голос Музы, «плачущей, скорбящей и болящей», иногда звучит грозно, мстительно, она не качает колыбель, а в порыве ярости «бешено» играет ею.
    В образе Музы Некрасова соединяются любовь и ненависть, желание борьбы и прощение. «Музой мести и печали» назовет он свою покровительницу в стихотворении 1855 года («Замолкни, Муза мести и печали! »).
    В стихотворении «Муза» поражает вторжение в текст еще одного сугубо прозаического мотива — денег, расчета, «грязной суеты». Так определена низкая, непоэтическая сторона жизни — удел бедняков, для которых богатство — неосуществимая мечта. Некрасовская Муза унижена и этой мечтой о богатстве. Она изображается не только «скорбящей и болящей», но и «униженно просящей, которой золото — единственный кумир».
    В пушкинском стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» уже соприкасались поэзия и деньги (расчет). Однако там поэт вовсе не был унижен необходимостью продавать создания своего творчества; это было осмыслено как естественная необходимость. Поэт и книгопродавец могли спокойно «условиться», сойтись в цене. У Некрасова Муза одержима жаждой денег, и поэт этого стыдится — стыдится, что его «юношеских лет прекрасные мечты» смешиваются с мелочной житейской суетой. Бедность, унижение, надрыв, жажда денег, стыд — это мотивы Достоевского; не случайно Достоевский после смерти Некрасова писал о своей к нему близости, и именно он произносил надгробную речь на могиле поэта.
    В анализируемом стихотворении Муза оказывается проводником поэта «Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода»; в более раннем тексте (1848) поэт сам приводит свою Музу — и не на «раут светский», как у Пушкина, а на Сенную площадь (здесь снова очевидна близость с Достоевским: образ—«шестой час», «Сенная»—будущее «Преступление и наказание»).
    …Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!»
    В этом раннем стихотворении поэт преподает урок своей Музе, еще не ведающей горя и зла, он учит ее видеть в униженной крестьянке «сестру». В стихотворении, написанном через 30 лет (в декабре 1877 года, накануне смерти поэта), уже сама Муза «иссечена кнутом». Так замыкается круг некрасовских текстов о поэзии:
    О Муза! я у двери гроба!
    Пускай я много виноват…

    Не плачь! завиден жребий наш,
    Не надругаются над нами…
    Муза здесь не замещает поэта, она стоит рядом с ним, разделяет его участь, у них общая судьба. Оба стоят у «позорного столба». И этот «столб» заменяет «памятник» поэту. Своей вечной спутнице — бессмертной Музе страдающий поэт завещает сохранить союз с «честными сердцами», а ее страдание объявляется близким русскому сердцу. Как и в других стихотворениях Некрасова, поэтическое высказывание представляет здесь «энергический и горький взрыв» (слова И. С. Тургенева), в котором драматически переплетаются противоречивые чувства — вины и гордости, интонации мольбы и рыдания. Пушкин свою Музу боготворил: то обожествлял, то командовал ею. Отношения Некрасова с Музой сложнее — это и сострадание, и суровость, она — и защитница, и мучительница, и последний друг. В предсмертных «Последних песнях» поэт в тяжкий час страдания зовет на помощь Музу. В стихотворении «Угомонись, моя Муза задорная…», написанном в 1876 году, обращение к ней соединено с обращением к матери и Родине — с просьбой похоронить и защитить после смерти, не осудить напрасно. Муза — сестра — мать — Родина сливаются в предсмертной лирике Некрасова, их объединяет с поэтом общее — страдание и сострадание.
    Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.:”Паритет”, 2001

  3. berton562 Ответить

    (335 слов) «Я лиру посвятил народу своему…», — пишет Некрасов в одном из своих стихотворений. Поэты того времени вдохновлялись утончёнными дамами в узких платьях, а Муза редактора «Современника» была особенной — молодой крестьянкой, работающей в поле. Поэт неотделим от духа своего времени, он и есть голос этого духа, поэтому вдохновительница Некрасова показывает нам народ, для которого и писал отчаянный русский либерал свои стихи.
    Мир узнал о Музе Некрасова из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…» только спустя десять лет после его смерти, именно тогда было впервые опубликовано произведение. А образ гордой крестьянки жил и творил с поэтом бок о бок всю его жизнь. Это голос униженных и оскорблённых, вместе с тем возвышенный и сильный, не боящийся кнутов судьбы и социальной несправедливости. Крестьянку избивают в самом демократическом месте столицы (где не состоялась попытка декабристов изменить жандарскую Россию) кнутом — символом позора и унижения, а сама девушка представляет собой символ поруганной родины, которая с гордостью переносит все тяготы судьбы. Автор не случайно выбрал именно этот образ. Положение простолюдинки в то время было весьма бедственным, публичные порки действительно случались на площадях столицы. Но некрасовская крестьянка не плачет и не просит о помощи, она молчит, и на наших глазах создаётся грозная, сильная духом натура. Поэт высоко ценил эти черты в соотечественницах и вдохновлялся ими, порицая мир за его неоправданную жестокость и порочность.

  4. eduard24081963 Ответить

    Related posts:

    Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова Тема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора. В своем программном стихотворении “Поэт и гражданин” (1856) Н. А. Некрасов звание гражданина ста­вит выше звания поэта, определяя тем самым цель своего служения: Не может сын глядеть спокойно На горе […]…
    В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака? (ЕГЭ по русскому) В русской литературе в число главных тем для написания произведений входит тема, посвященная поэзии и поэту, создающему ее. Подобные стихи представлены всегда в форме своеобразного самоотчета, представленного авторской исповедью. Звучание данной темы прослеживается и в лирических произведениях Б. Пастернака. Своеобразно автор смотрит на взаимоотношения, образовавшиеся между творчеством и действительностью. Пастернак был глубоко убежден в том, […]…
    Образ музы в лирике Некрасова Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: “Я лиру посвятил народу своему”. Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе […]…
    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в […]…
    Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть прототипы: В. Белинский (“Рыцарь на час”, “Памяти Белинского”), Н. Чернышевский (“Пророк”), Н. Добролюбов (“Памяти Добролюбова”). Стихотворение “Блажен незлобивый поэт…” (1852), посвященное смерти Н. Гоголя, направлено […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные тенденции в понимании задач искусства. Сторонники так называемого “чистого искусства” считали, что поэзия “заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения”. Они сознательно уходили от […]…
    Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]…
    Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова В стихотворении “Родина” Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит “страну рабов, страну господ”, т. е. Россию самодержавно-крепостническую. “Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он […]…
    Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал […]…
    Неизысканность и простота музы Некрасова План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я лиру посвятил народу своему”. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности и […]…
    Сочинение на тему: Не изысканность и простота музы Некрасова Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности И таинственности Блока, красочности Есенина… Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное! Характерная черта его стихотворений – афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, […]…
    Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […]…
    Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]…
    Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не […]…
    Роль поэта и поэзии в стихотворении И. А. Некрасова “Поэт и гражданин” Иди в огонь за честь отчизны… Н. Некрасов. Поэт и гражданин Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес “новое слово” в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции гражданского служения поэзии, воскресил ее боевой, призывающий к активной борьбе дух. Определенным и четким выражением гражданской позиции Некрасова является его стихотворение “Поэт и гражданин”. Читая […]…
    Философское осмысление предназначения поэта и поэзии в русской литературе XIX века (По творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова) 1. Образ поэта в лирике Пушкина. 2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова. 3. Гражданский идеал Некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово […]…
    Образ революционера-демократа в поэзии Н. А. Некрасова Люблю тебя, пою твои страданья, Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет? Н. Некрасов Н. А. Некрасов стремился высоко поднять в глазах честных людей России представление о настоящем гражданине: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Поэт преданно и пламенно любил своих товарищей, всегда помнил о них и запечатлел в […]…
    Основные темы лирики Николая Некрасова Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может оставить равнодушным даже несгибаемых людей. В своей Поэзии Некрасов всячески душой и сердцем показывает любовь к народу, он вместе с простым людом радуется и грустит. […]…
    Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало […]…
    Сочинение на тему: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Тема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: “Сто томов моих партийных книжек”, а поэт – это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […]…
    Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же […]…
    (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ СЧАСТЬЕ Муза поэта – родная сестра закабаленного, замученного народа. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; смирения и прощения. Поэт-сатирик – подлинный гуманист, во имя любви к людям обличающий в них все то, что мешает стать лучше. Утверждение гражданственности, патриотизма и народности поэзии. Призывы к служению народу. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Роль Белинского […]…
    Некрасов о предназначении поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта “пророком”. Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике Александра Пушкина Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […]…
    Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов – истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как […]…
    Н. А. НЕКРАСОВ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ Тема предназначения поэта и поэзии яв- ляется традиционной для русской литерату- ры. Она прослеживается в творчестве Дер- жавина, Кюхельбекера, Рылеева, ПушкинА, Лермонтова. Некрасов также уделяет боль- шое внимание теме предназначения поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым, до ПушкинА и Лер- монтова, назвал поэта “пророком”. Положе- ние пророка призывало поэта стоять над […]…
    В чем, по мнению Н. А. Некрасова, состоит миссия поэта на земле? (ЕГЭ по русскому) Н. А. Некрасов посвятил себя служению обездоленному народу. Творчество его пришлось на вторую половину 19 века, когда в России расцветала революционная демократия. Он первым из русских поэтов привнес лирику в тяжелый крестьянский быт, описывая страдания, думы и чаяния людей. Как патриот и гражданин он просто не мог оставаться равнодушным к несправедливости. В стихотворение “Поэт и […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […]…
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […]…
    В чем состоит своеобразие крестьянских характеров и судеб в поэзии Н. А. Некрасова? (ЕГЭ по русскому) Большинство произведений Н. А. Некрасова отображают характеры простых русских людей и нелегкую долю крестьян. С помощью поэтического слова Некрасов стремился обратить внимание общественности на судьбу своего народа, всячески боролся за их свободу и права. В отличие от многих современников Некрасов изображал лучшие душевные качества крестьян, которые они способны сберечь даже в сложных жизненных ситуациях. В […]…
    Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода “Вольность”). Основную тему […]…
    Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова. Основные исследования о творчестве поэта “Я лиру посвятил народу своему”, – с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно – политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным […]…
    В чем своеобразие любовной темы в лирике Пушкина “Только влюбленный имеет право на звание человека”, – говорил Блок. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков. Даже у […]…
    Образ поэта в лирике Маяковского “Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных”, – говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в […]…
    Гражданские мотивы в лирике Некрасова Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов. Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов […]…
    Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […]…
    Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – дар жизни. ” Я помню чудное мгновенье ” – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн. Стихотворение начинается с […]…

  5. nuZnu Ответить

    Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?
    Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
    Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

    Основная идея

    Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.
    Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.
    Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

    Средства выразительности

    Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…

  6. bine Ответить

    (283 слова) Для поэта муза — нечто абстрактное, но при этом она порождается конкретными образами, явлениями и мотивами, которые волнуют души творцов, это нечто личное, то, что вдохновляет. Некрасов с самого детства вкусил тяжесть осознания несправедливости рабского режима в России, сурового гнёта простого крестьянского народа. Он ощущал жестокость и властность отца, понял, какая тяжёлая и непосильная ноша свалилась на плечи русской женщины, олицетворением которой стала его мать. Вот на чём концентрировался образ некрасовской музы.
    Давайте обратимся к стихотворению Некрасова «Муза», чтобы понять, как же её представлял себе сам поэт. В первой части данного произведения разбивается выточенный, идеальный и возвышенный образ «ласково поющей и прекрасной» музы. А дальше перед нами встаёт фигура совершенно непривлекательная, но с точностью отражающая реальность крепостной и деспотичной России, она — покровительница всех бедных и угнетённых. И если данный лирический образ у других поэтов представлялся в виде юной и одухотворенной девушки, то здесь это «согбенная трудом, убитая кручиной» женщина. Она с ожесточенной яростью взывает к действию: протестовать против рабской системы, встать на защиту простого люда. Муза, что отринула любовь и радость, что не застилала пеленой лжи глаза творцу, чья сущность – справедливость и борьба с насилием, являлась поэту вдохновением и придавала силы. Её образ проходит сквозным мотивом через лирику Некрасова. В стихотворениях о России и Родине, о матери и женщинах, о народе, в гражданских и многих других тематических стихах прослеживается эта многострадальная фигура, что звучит множеством голосов, тех, кто не мог заступиться за себя, кто согнулся под натиском гнёта и бесчинства.

  7. DeDushka999 Ответить

    Редко кто из поэтов не обращался к своей Музе, представавшей то резвой, веселой «вакханочкой», то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Совершенно новый образ создан в коротком стихотворении Некрасова.
    Прежде всего сразу же возникает необычная конкретность: поэт точно называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Самая интонация нейтральна — нет ни гнева, ни жалобы» Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные – «вчерашний день», «часу в шестом», «зашел». Особенно удивительно слово «зашел» — с ним сопрягаются ассоциативно такие выражения, как «зашел по дороге», «зашел по пути», «зашел случайно» и т. д. Оттого и последующие стихи («Там били женщину кнутом,/Крестьянку молодую») тоже рисуют как бы привычную, а совсем не исключительную ситуацию. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией. На первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»). Примечательна тут и замена слова «кнут» на «бич». Еще более неожиданно, что тут же оказывается и Муза как некое лицо, к которому поэт обращается с очень важными и тоже неожиданными словами: «Гляди! Сестра твоя родная!» Так устанавливается кровное родство Музы поэта с крестьянкой.
    Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» — «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ. Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом. Для полноты картины важно отметить и то, что реальный план совместился в стихотворении с метафорическим, и происшедшее с крестьянкой переносится на ее «родную сестру». Так уже в первые годы творчества (стихотворение написано в 1848 г.) Некрасов образно сказал о своих общественных симпатиях. Но этим содержание стихотворения не исчерпывается: в нем есть еще один план, скрытый, но живо представленный в более позднем стихотворении 1851 г., названном «Муза». Оно посвящено традиционной теме отношений поэта с музой, которая либо оказывает ему покровительство, либо отказывает в нем. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ музы, которого он, однако, не знал:
    Нет, музы ласково поющей и прекрасной
    Не помню над собой я песни сладкогласной!
    Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»…
    далее, здесь..

  8. deniswer Ответить

    А.С. Пушкин
    Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня,
    Бичей подыскивать к закону.
    Поэт, остановись! не призывай меня,
    Зови из бездны Тизифону.
    Пленительные сны лелея наяву,
    Своей божественною властью
    Я к наслаждению высокому зову
    И к человеческому счастью.
    Когда, бесчинствами обиженный опять,
    В груди заслышишь зов к рыданью, –
    Я ради мук твоих не стану изменять
    Свободы вечному призванью.
    Страдать! Страдают все, страдает темный зверь
    Без упованья, без сознанья;
    Но перед ним туда навек закрыта дверь,
    Где радость теплится страданья.
    Ожесточенному и черствому душой
    Пусть эта радость незнакома.
    Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,
    Что не труба она погрома?
    К чему противиться природе и судьбе? –
    На землю сносят эти звуки
    Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,
    А исцеление от муки.
    Мы не будем решать, кто из поэтов прав, а кто нет. Заметим только, что в 1850–70-е годы именно поэзия Некрасова сохранила интерес читательской публики собственно к поэзии, и в этом одна из значительных её исторических заслуг.
    Список литературы
    Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: Русское слово.
    Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. – М.: Дрофа.
    Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
    Интернет портал «Megashpora.ru» (Источник)
    Интернет портал «Текстология» (Источник)
    Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник)
    Домашнее задание
    Ознакомьтесь с поэзией Некрасова 1850–70-х годов.
    Расскажите об образе музы в поэзии Некрасова.
    Подготовьте сравнительную характеристику образа музы в произведениях Некрасова, Пушкина и Фета.
    Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/n-a-nekrasov/obraz-muzy-v-poezii-n-a-nekrasova

    Образ музы в лирике Некрасова


    Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: “Я лиру посвятил народу своему”. Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины.
    В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом…”, которое посвятил крестьянской девушке, публично подвергнутой жестокому и постыдному наказанию. Это Муза бедняков, униженная, но гордая и прекрасная.
    Конечно, это стихотворение о молодой крестьянке, подвергшейся наказанию на Сенатской площади в Петербурге, но стоически выдержавшей беспощадную расправу и названной поэтом Музой, Некрасов напечатать не мог.
    Написанное простым карандашом на обрывке бумаги, оно пролежало в течение 25 лет в столе, прежде чем Некрасов вписал его в альбом своей знакомой. А напечатано оно было еще 10 лет спустя, уже после смерти поэта.

  9. -Vet- Ответить

    Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, видели музу своей поэзии либо в образе одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Аполлон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, приносящий поэту вдохновение. На фоне такой музы, изображенной в античном облике, нарисован портрет Пушкина художником-романтиком Орестом Кипренским. В противоположность изящной музе Некрасов создает образ музы в виде страдающей русской крестьянки. В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это тоже новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и печали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Традиционно в лирике муза вдохновляет поэта на воспевание любви. Некрасовская муза тоже утверждает любовь к тем, кого она защищает, но утверждает через ненависть и проклятия, обращенные к носителям социального зла.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *