Какой основной принцип был положен в основу табели о рангах?

8 ответов на вопрос “Какой основной принцип был положен в основу табели о рангах?”

  1. Kenrd Ответить

    Причины принятия Табели
    Петровские реформы привели, во-первых, к переосмыслению самого представления о государстве, которое теперь уже воспринималось не как большая царская вотчина, но как инструмент для достижения «общего блага», а во-вторых, к значительному усложнению и умножению функций самого государства. В соответствии с теорией регулярного государства оно теперь должно было расширить сферу контроля над подданными, а для этого требовался более разветвленный аппарат управления, который при этом функционировал бы слаженно и оперативно. Преобразование системы государственно-административного управления шло фактически на протяжении всего царствования Петра I (создание Ближней канцелярии, Консилии министров, губернская реформа, основание Сената), и окончательные черты оно приобрело лишь в 1720-е годы, причем система органов центрального управления (коллегий) была сформирована, а преобразование органов местного управления завершено не было.
    В основу этой реформы было положено учение о камерализме, в рамках которого функции как каждой структурной единицы государственного аппарата, так и каждого служащего должны были быть строго регламентированы. Идеология регулярного государства рассматривала каждого человека в качестве винтика большой государственной машины, вносящего свой вклад в «общее благо», которое фактически сливалось с самим государством. Поэтому с точки зрения государства нужной и полезной являлась всякая служба: военная, военно-морская, статская, придворная, что и нашло отражение в Табели о рангах 1721 года, которая наряду с принятым годом ранее Генеральным регламентом стала основополагающим документом по организации государственной службы, определяя и регламентируя движение каждого служащего по карьерной лестнице.
    Различия гражданских, придворных и военных чинов
    Табель о рангах называлась так именно потому, что основная ее часть была представлена в табличной форме, в виде трех столбцов: чины придворные, военные и гражданские, разделенные на 14 рангов, или классов. При этом военные чины делились еще на сухопутные, морские, гвардейские и артиллерийские. Таким образом устанавливалось соответствие чинов трех видов государственной службы. Это означало, что человек, имеющий определенный военный чин, переходя на гражданскую службу, мог претендовать на равный чин, что предполагало и равное денежное жалованье. Правда, в XIX веке в эту систему было внесено изменение: придворный с высоким чином уже не мог получить равный армейский чин. При этом введение денежного жалованья было важнейшим элементом всей реформы управления. Принято считать, что как сама регламентация государственной службы посредством Табели о рангах, так и введение денежного жалованья стали важнейшими предпосылками формирования российской бюрократии как особой социальной страты.
    Сравнение Табели с европейской классификацией чинов
    При разработке Табели о рангах был использован европейский опыт, в частности шведский, французский и прусский. Подобные регламенты чинопроизводства существовали во многих странах тогдашней Европы, где они были результатом длительной эволюции государственного аппарата и имели преимущественно инструментальный характер, не оказывая столь серьезного влияния на систему социальных отношений, как это случилось в России.
    Влияние Табели на дворянство и общество
    Социальное значение Табели о рангах связано не столько с изменением социального статуса чиновника, сколько с тем, какое значение приобрело понятие «чин». В целом социальная реформа Петра Великого была связана с разрушением системы московских чинов и запуском процесса формирования сословий европейского типа. Введение Табели о рангах обозначило одно из существенных противоречий этого процесса. Социальное положение каждого подданного империи определялось отныне не только принадлежностью к определенному сословию и материальным положением, как это было в большинстве европейских стран, но и чином, который играл едва ли не главную роль.
    Согласно законодательству Петра I, дворяне были обязаны служить, и так продолжалось до 1762 года. Но и после освобождения дворян от обязательной службы государство смотрело на никогда не служивших дворян как на не вполне полноценных, пытаясь время от времени ограничить их сословные права. С другой стороны, предоставление по Табели о рангах лицам недворянского происхождения возможности получить дворянство службой сделало русское дворянство изначально открытым сословием, постоянно пополнявшимся извне, что было одной из причин увеличения числа мелкопоместных и безземельных дворян и что препятствовало консолидации дворянства и размывало его сословное самосознание. К выслужившему высокий чин по Табели о рангах сыну мещанина или священника обращались «ваше превосходительство» или даже «ваше высокопревосходительство», в то время как вышедший в отставку в чине, к примеру, подпоручика отпрыск знатной фамилии мог рассчитывать лишь на «ваше благородие». Значение чина очень хорошо проиллюстрировано А. П. Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий».
    Изменения Табели после Петра
    В XIX веке в Табель о рангах был внесен ряд изменений, направленных на то, чтобы затруднить получение дворянства службой лицами недворянского происхождения. Так, с 1845 года получить личное дворянство по гражданской службе можно было, лишь дослужившись до чина IX класса, а потомственное — до V. В 1856 году планка для потомственного дворянства была вновь повышена до IV класса, однако вовсе отказываться от этой петровской нормы государство не хотело, поскольку, как считалось, возможность получить дворянство была важным стимулом к государственной службе.

  2. bashaero Ответить

    Государственный закон, принятый Петром I 24 января 1722 года и создававший иерархию статских, военных и придворных чинов и систему их продвижения по службе.
    Создание
    Еще в 1710-е годы Петр Великий рассматривал проблему соотношения служебных разрядов. Для создания «Табели о рангах» изучались подобные законы в других странах, например, Швеции, Дании, Франции и Пруссии. Русская Табель редактировалась самим Петром, а также обсуждалась в Военной и Адмиралтейской коллегиях. Над ней работали сенаторы Я.В. Брюс, Г.И. Головкин и военные деятели И.И. Дмитриев-Мамонов и М.А. Матюшкин.
    Содержание
    «Табель о рангах» делила должности на несколько категорий: статскую, военную и придворную службу. Все они состояли из 14 рангов или классов, каждый из которых соотносился между собой. Так, например, второй класс гражданской службы – действительный тайный советник – соответствовал второму военному рангу – генералу и адмиралу, и второму придворному рангу – обер-камергеру. Так же дело обстояло со всеми чинами. При всем этом военные чины считались выше остальных. Низшим классом был 14-й, высшим – первый.
    Определялась форма обращения к чиновнику, военному или придворному в зависимости от занимаемого им ранга. Так, к чинам первого и второго класса обращались «Ваше высокопревосходительство», третьего и четвертого – «Ваше превосходительство», пятого – «Ваше высокородие», шестого, седьмого и восьмого – «Ваше высокоблагородие», с девятого по четырнадцатый – «Ваше благородие».
    Достигнув восьмого класса, статские и придворные чины получали потомственное дворянство, военные получали его при достижении первого обер-офицерского чина, то есть с двенадцатого класса, что свидетельствовало об их более привилегированном положении. Чиновники получали личное дворянство уже с четырнадцатого класса, тем самым обосабливаясь от низшей бюрократии.
    Петр I утверждал принцип, по которому занимающие те или иные ранги должны были им соответствовать. В связи с этим, например, в 1714 году вводилось обязательное обучение дворянских детей цифири и геометрии. Для выбравших военное поприще действовали Морская, Артиллерийская и Военная академии. Для отслеживания за качеством дворянской службы и обучения устраивались дворянские смотры.
    Важным принципом, который утверждала «Табель о рангах», был принцип личной выслуги, возобладавший над привычным приоритетом знатности и родовитости. Это открывало дорогу талантливым выходцам из низших сословий, а продвижение по службе происходило благодаря годам работы на благо государства или особым перед ним заслугам. Таким образом, постепенно происходила демократизация русского дворянства и усиление его социальной мобильности.
    В своих частностях петровская Табель о рангах менялась на протяжении XVIII-XIX веков. Она была отменена во время революционных событий 1917 года.

  3. Joker152 Ответить

    Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных

    Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), – была утверждена 24 января 1722 года (4 февраля по новому стилю) императором Петром I. Она [“табель” тогда была женского рода] просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года и не только наложила свой законный отпечаток на государственную жизнь царской России, но и стала всеобъемлющим фоном для любых бытовых, культурных и фольклорных проявлений.
    “Он был титулярный советник,
    Она – генеральская дочь.
    Он робко в любви объяснялся,
    Она прогнала его прочь.
    Ушел титулярный советник
    И пьянствовал с горя всю ночь –
    И в винном тумане носилась
    Пред ним генеральская дочь…”
    Современному читателю может быть совершенно не ясна драма (а может, и личная трагедия), звучащая в этом популярном романсе П.И. Вейнберга, но в XIX веке любому россиянину было все предельно ясно: человек недворянского происхождения мог своим трудом выслужить чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Получение этого чина простым мещанином как бы приоткрывало ему форточку в недоступные, неведомые ранее высоты, становилось поводом для гордости и самоуважения… но одновременно нависало непробиваемым гранитным потолком над едва-едва воспарившим “маленьким человеком”.
    Дело в том, что следующий по классу чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли “вечными титулярными советниками”, “титуляшками”, а пресловутая “генеральская дочь” так и оставалась недосягаемым небожителем, особой, как минимум, четвертого класса.
    К слову сказать, титулярными советниками были и гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, и старик Мармеладов из “Преступления и наказания”, да и А.С. Пушкин до производства в камер-юнкеры тоже прозябал в титуляшках.
    Ниже приводится полностью статья Ю.А. Трамбицкого, которая на данный момент является наиболее полной компиляцией сведений по “Табели о рангах” разных лет своего существования.

    Табель о рангах

    В последнее время резко возросло количество работ, посвященных нашему историческому прошлому. На страницах журналов и газет замелькали термины и понятия, связанные с чинами, званиями и титулами, существовавшими в дореволюционной России. Некоторые из них, встречающиеся в публикациях документов прошлого, ставят в тупик даже опытных историков. В то же время литература по этим вопросам крайне бедна и малочисленна. Настоящей статьей постараемся предупредить возможные вопросы читателей – любителей военной истории.
    24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона – “Табели о рангах” была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу “Табели о рангах” были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. “Табель о рангах” помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины “Табели о рангах” подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие “чин”, в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же – как ту или иную должность. На наш взгляд, “Табель о рангах” включала и те, и другие понятия. Постепенно должности из “Табели” исключаются [Петровская “Табель о рангах” насчитывала 262 должности] и в конце XVIII века исчезают вовсе.
    Петровская “Табель”, определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. “Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать” – гласила одна из описательных статей закона. Однако по мере утверждения “Табели” в государственном устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране. Вспомним грибоедовские строки: “Служить бы рад, – прислушиваться тошно…”, вспомним героев чеховских рассказов. Французский аристократ маркиз де Кюстин, побывавший в николаевской России, был поражен культом чина, определяя его как “гальванизм, придающий видимость жизни телам и душам, это, – писал он, – единственная страсть, заменяющая все людские страсти. Чин – это нация, сформированная в полки и батальоны, военный режим, примененный к обществу в целом и даже к сословиям, не имеющим ничего общего с военным делом”. Характерным проявлением чинопочитания была и форма обращения – титулование, утвердившееся во второй половине XVIII века. Так, лица, имевшие чины 1-го и 2-го классов, титуловались “Ваше высокопревосходительство”, 3-го и 4-го классов – “Ваше превосходительство”, 5-го – “Ваше высокородие”, 6-го – 8-го – “Ваше высокоблагородие” и, наконец, 9-го-14-го классов – “Ваше благородие”. К чиновникам, имевшим родовой титул графа или князя, подчиненные обращались по форме “Ваше сиятельство”. Другой была форма обращения старших по чину к своим подчиненным. Они употребляли чин и фамилию (“капитан Иванов”), прибавляя при необходимости княжеский или графский титул (“поручик князь Оболенский”).
    Военные чины, встречавшиеся еще задолго до принятия “Табели о рангах” и находившие отражение в воинских уставах 1698 и 1716 годов, были окончательно закреплены законом 1722 года. Первоначально военные чины состояли из четырех разрядов: сухопутные войска, гвардия, войска артиллерии и морской флот. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущество военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс “Табели” военных чинов (фендрик, с 1730 г. – прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса – коллежский асессор, а чин коллежского регистратора – 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).
    С усилением кризиса феодального строя в России самодержавие делает попытки ограничить доступ в дворянское сословие. Эти вопросы обсуждались в многочисленных так называемых секретных комитетах. Секретный комитет уже “6 декабря 1826 года” подготовил законопроект, ограждающий сословие дворян от притока в него разночинцев. Этот законопроект, хотя с задержкой и некоторыми изменениями, был оформлен Манифестом 11 июня 1845 г. По этому закону потомственное дворянство приобреталось с производством офицера в штаб-офицерский чин (8-й класс). [Гражданские чины от 14-го до 10-го класса получали личное почетное гражданство, с 6-го класса – личное дворянство, с 5-го класса – потомственное дворянство] Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую сословную категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил уже получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству – получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
    Особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск, получившие в Петровской “Табели” преимущество в два чина перед армейскими офицерами. Интересен и тот факт, что до 1837 года офицеры гвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели право сохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. В документах XVIII века нередко можно встретить обращение типа “полковник армии и лейб-гвардии капитан”. В 1798 году чин полковника гвардии был смещен с 4-го класса до 6-го, т. е. сравнялся с чином армейского полковника. Это было связано с тем, что командиры гвардейских полков стали определяться генеральским чином, а полковники гвардии стали занимать должности командиров батальонов. Лишь после реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда армейские обер-офицерские чины были переведены на один класс выше, различие между гвардией и армией стало составлять один класс. Служба в гвардейских частях давала преимущество и в чинопроизводстве. Как правило, на вакансию в армейских частях зачислялись гвардейские офицеры, бравшие перевод из гвардии в армию. Особенно это характерно для должностей командиров батальонов и командиров полков. Получив новую должность, а вместе с ней и новый чин, гвардейцы в армии долго не задерживались н снова переводились а гвардию. С таким положением вещей и связано стремление недворян в гвардию. Несмотря на то что служба в гвардейских воинских частях требовала довольно значительных средств, стремление выпускников военных училищ выпуститься в гвардию особенно возросло после 1901 года, когда согласно приказу по Военному ведомству (1901 г., № 166) был установлен прямой выпуск в гвардию на основании результатов выпускных экзаменов. Этот приказ вызвал недовольство среди большинства гвардейских офицеров – выходцев из старых дворянских родов России и служивших в 1-й и 2-й гвардейских дивизиях. [3-я гвардейская дивизия, расквартированная в Варшаве, по своему составу была менее аристократична и в среде офицеров-гвардейцев Петербургских дивизий получила название “суконной гвардии”] Уже через год приказ 1901 года был отменен, и лиц недворянского происхождения в гвардию не направляли, и это при том, что законодательство не ограничивало право недворян поступать офицерами в гвардию.
    До конца XVIII века преимущество в один чин перед армией имели офицеры артиллерии и инженерные чины. Объяснялось это тем, что служба в названных родах войск требовала от офицеров большей образованности особенно в области математики. В 1798 году это преимущество было ликвидировано, однако ненадолго, и уже при Александре I в 1811 году преимущество в один чин против армейских офицеров было возвращено армейской артиллерии и инженерным войскам. Тогда же преимущество в один чин получили и офицеры квартирмейстерской части. После Отечественной войны 1812 года некоторые полки получили статус “молодой гвардии”, а их офицеры – преимущество в один чин против обычных армейских офицеров Названные категории имели это преимущество вплоть до 1884 года.
    При производстве в следующий чин по выслуге лет офицеры должны были служить в каждом чине 4 года (в гвардии из-за отсутствия чина подполковника капитаны выслуживали чин полковника 6 лет). Приказом по Военному ведомству № 187 от 21 июля 1896 года утверждались правила производства в щтабс-офицерские чины. По этим правилам 50 проц. вакансий замещались производимыми по старшинству и 50 проц. по избранию начальства, причем из числа последних 10 проц. выделялись к производству за “особые отличия” (для строевых капитанов только за “боевые отличия”), 20 проц. – для капитанов, окончивших военные академии, остальные – для капитанов, представленных к производству по избранию. Таким образом, принцип старшинства терял свое значение и главную роль играла аттестация.
    Льготы для производства в следующий чин имели и Георгиевские кавалеры. По правилам 1898 года офицеры, награжденные орденом Св. Георгия и прослужившие в этом чине 3 года, производились в чин подполковника на тех же основаниях, что и капитаны, окончившие Академию Генерального штаба, даже если в наличии не было штаб-офицерской вакансии. На льготных условиях осуществлялось и производство подполковников в полковники, если они имели положительную аттестацию и к 26 ноября – празднику Георгиевских кавалеров выслужили в последнем чине 4 года. Эти правила предусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельного батальона.
    В армейской среде, так хорошо показанной в “Поединке” Куприна, наличие льгот вызывало почти всегда злобу и зависть. Эти чувства, как правило, не распространялись на Георгиевских кавалеров и офицеров специальных родов войск и адресовывались в основном гвардейцам и офицерам Генерального штаба, для которых были, как вспоминал А. А. Самойло, “весьма характерны разъедавшие эту среду интриганство и высокомерие”.
    От военных чинов русской армии следует отличать свитские звания генерал-адъютант и флигель-адъютант, которые имели генералы и офицеры, приближенные к императору. В царствование Александра I эти звания составили понятие “Свита его императорского величества”. Флигель-адъютантом могли быть только штаб- и обер-офицеры. С производством штаб-офицера в генеральский чин (4-й класс) последний мог получить звание генерал-адъютанта, естественно, если того желал сам император. В 1827 году появляется особое военно-придворное звание – Свиты Его Величества генерал-майор. С 1829 года звание генерал-адъютанта присваивалось лишь генералам, имеющим чины 2-го и 3-го классов. В конце XIX века появляется звание генерал-адъютанта при особе Его Императорского Величества, числившегося выше генерал-адъютанта Его Императорского Величества.
    В публикациях исторического материала могут встретиться и другие понятия, так или иначе связанные с чинами и званиями дореволюционной России. Многие из них, возникнув в одном значении, со временем приобретали иной смысл. Кратко остановимся на тех, которые наиболее трудны для понимания.
    В конце XVIII века среди унтер-офицеров дворянского происхождения устанавливаются особые звания, не входившие в “Табель о рангах”: портупей-прапорщик (в пехоте), эстандарт-юнкер (у драгун), портупей-юнкер (в легкой кавалерии и артиллерии). Просуществовали эти звания недолго, и уже в 1800 году все унтер-офицеры – дворяне из пехотных частей стали именоваться подпрапорщиками. С 1802 года юнкерами стали именоваться все унтер-офицеры егерских, артиллерийских, кавалерийских частей – выходцы из дворян.
    В 60-е годы XIX века вновь появляется звание портупей-юнкера, но уже в значении выпускника юнкерского училища, выпущенного в полк в ожидании производства в офицеры. Это же звание имели и кандидаты в офицеры из нижних чинов, выдержавшие экзамен на офицера. Юнкерами с 1865 года стали называться учащиеся юнкерских (военных) училищ.
    В 1880 году чин портупей-юнкера вновь был переименован. В войсковых частях, где были прапорщики, он стал называться подпрапорщиком, в кавалерии – эстандарт-юнкером, в казачьих войсках – подхорунжим. В полках подпрапорщики и эстандарт-юнкера исполняли обязанности младших офицеров.
    С 1906 года значение чина подпрапорщика изменилось. В этот чин стали производиться сверхсрочнослужащие унтер-офицеры, успешно окончившие войсковую школу.
    В военно-морском флоте в 1882 году из “Табели о рангах” был исключен чин гардемарина (13-й или 14-й класс, в зависимости от срока службы), а гардемаринами, как и до 1860 года, стали именоваться учащиеся старших классов Морского училища.
    Приведенная таблица чинов показывает, что Петровская “Табель о рангах” менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

    Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных

  4. NiferJ Ответить

    РОССИЙСКОЕ ЦАРСТВО:
    Основные даты
    Царь Иоанн 4 (1547-1584)
    Царь Федор (1584-1598)
    Князь Борис (1598-1605)
    Лжедмитрий (1605-1606)
    Царь Василий (1606-1610)
    Междоцарствие (1610-1612)
    Царь Михаил (1612-1645)
    Царь Алексей (1645-1676)
    Царь Фёдор (1676-1682)
    Царь Иван (1682-1689)
    Царь Петр 1 (1689-1721)
    Формирование личности
    Свержение царевны Софьи
    Азовские походы
    Итоги великого посольства
    Северная война
    Битва у Лесной
    Полтавская битва
    Гангутское сражение
    Прутский поход
    Башкирское восстание
    Восстание Булавина
    Астраханское восстание
    Флот Петра
    Реформы Петра
    Культура
    Образование
    Потешные полки
    Список коллегий
    Персидский поход
    Экономическая политика
    Подушная подать
    Табель о рангах Российской Империи
    Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.
    Достоевский Ф.М.
    Табель о рангах принял Петр 1 в январе 1722 года. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы. Например, Меньшиков, Апраксин, Толстой – все это новая элита петровской эпохи.
    Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.
    Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917
    Военные чины
    Гражданские
    Обращение
    Сухопутные
    Морские
    Гвардейские
    1
    Фельдмаршал
    Генерал-адмирал
    Канцлер
    Ваше
    высоко-
    превосхо
    дительство
    2
    Генерал-аншеф, генералы от родов войск
    Адмирал
    Действительный тайный советник
    3
    Генерал-лейтенант
    Вице-адмирал
    Тайный советник
    Ваше
    превосхо
    дительство
    4
    Генерал-майор
    Шаутбенахт (до 1740),
    Контр-адмирал (после 1740)
    Полковник
    Действительный  статский советник,
    Оберпрокурор,
    Герольдмейстер
    5
    Бригадир
    Капитан-командор
    Подполковник
    Статский советник
    Ваше высокородие
    6
    Полковник
    Капитан 1-го ранга
    Майор
    Коллежский советник
    Ваше высоко
    благородие
    7
    Подполковник
    Капитан 2-го ранга
    Капитан
    Надворный советник
    8
    Майор
    Капитан 3-го ранга
    Капитан-лейтенант
    Коллежский асессор
    9
    Ротмистр (в кавалерии)
    Капитан,
    Есаул (у казаков)
    Капитан-лейтенант (до 1884),
    Лейтенант (после 1884)
    Лейтенант
    Титулярный советник
    Ваше
    благородие
    10
    Штабс-капитан,
    Штабс-ротмистр (в кавалерии)
    Лейтенант (до 1885),
    Мичман (после 1885)
    Унтер-лейтенант
    Коллежский секретарь
    11
    Корабельный секретарь
    Корабельный секретарь
    12
    Поручик (в кавалерии),
    Лейтенант (в пехоте)
    Унтер-лейтенант (до 1732),
    Мичман (1796-1885)
    Фендрик
    Губернский секретарь
    13
    Подпоручик
    Мичман (1732-1796)
    Провинциальный секретарь
    14
    Фендрик (до 1731),
    Корнет (в кавалерии)
    Прапорщик (в пехоте)
    Коллежский регистратор
    Все виды службы были поделены на 2 категории:

  5. Babon1990 Ответить

    НОВЫЙ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
    Почти одновременно (24го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии. Царь предоставлял себе право жаловать недворян за службу дворянством и лишать его за преступление. По закону 24го января 1722 года, вся государственная служба разделялась на воинскую, статскую и придворную, и в каждом таком разряде установлялась лестница из 14ти ступеней. Воинская служба разделялась на 4 отдела: сухопутная – армейская, гвардейская, артиллерийская и морская. Верховный чин или первый класс для всей армии, гвардии и артиллерии был генералфельдмаршал, для морских – генераладмирал. Ко второму классу принадлежали, как в армейской, так и в гвардейской службе, полные генералы от инфантерии и от кавалерии; в артиллерийской службе – генералфельдцейхмейстер, в морской – адмиралы прочих флагов. В третьем классе, в армии, гвардии и артиллерии, числились генераллейтенанты, генералкригскомиссар и кавалеры Св. Андрея, а в морской – вицеадмиралы. В четвертом, как в армии, так и в артиллерии – генералмайоры; а в гвардии с этого класса начинается преимущество над армией: армейскому генералмайору равнялся гвардейский полковник, в морской службе шаутбенахты и оберцейгмейстер. В пятом – армейские бригадиры, оберштеркригскомиссар, генералпривиантмейстер, в артиллерии полковник, в гвардии подполковник, а в морской – капитаны, командир над портом кроншлотским и некоторые хозяйственные должности. В шестом: в армии – полковники, в гвардии – майоры, в артиллерии – подполковники, в морской — капитаны 1го ранга. В седьмом: в армии – подполковники, генералаудиторы и некоторые другие должности, в гвардии – капитаны, в артиллерии – майоры, в морской – капитаны 2го ранга. В восьмом: в армии – майоры, генеральские адъютанты; в гвардии – капитанлейтенанты, в артиллерии – инженермайоры, в морской – капитаны 3го ранга. В девятом: в армии – капитаны, в гвардии – лейтенанты, в артиллерии и в морской – капитанлейтенанты. В десятом: в армии – капитанлейтенанты, в гвардии – унтерлейтенанты, в артиллерии и в морской – лейтенанты. Одиннадцатого класса не было, исключая для морской службы – секретари корабельные. Двенадцатого: в армии – лейтенанты, в гвардии – фендрики, в артиллерии – унтерлейтенанты, в морской – унтерлейтенанты и шкиперы 1го ранга. Тринадцатого: в армии – унтерлейтенанты, в артиллерии – штыкюнкеры, в гвардии и в морской не было этого класса. Наконец, четырнадцатого: в армии – фендрики, в артиллерии – инженерфендрики, в морской – шкиперы 2го ранга и констапели. В статской службе: 1го класса был один только канцлер, 2го – действительные тайные советники, 3го – генералпрокурор, 4го президенты коллегий и тайные советники. Затем остальные классы, за исключением 11го, которого вовсе не было, выражали разные должности гражданской служебной деятельности, и в этом отношении табель Петра имела несколько другой смысл, чем та, которая удержалась до нашего времени и представляет сходство с современной только по принадлежности должностей, размещенных в их достоинстве по лестнице классов. Придворные должности, начиная со 2го класса, к которому принадлежал обермаршал, шли также на 14 степеней, но, за исключением 10го и 13го, выражали собой придворные обязанности, в иных случаях постоянные, как, например, тайный кабинетсекретарь, лейбмедикус, в других – о тносившиеся только к придворным церемониям, например, обершенк, камергеры. «Ранг» при Петре означал право на известную почесть, и всякий, кто самовольно займет место, дающее ему право на почесть выше его ранга, подвергался вычету двухмесячного жалованья или же у
    плате той суммы, которая равнялась жалованью, получаемому другими, равными ему по рангу, лицами. «Сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся или при публичных ассамблеях, но токмо в церквах при службе Божьей, при дворовых церемониях, при аудиенциях послов, в торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, погребениях и тому подобное». Так пояснял значение рангов государев указ. И женский пол пользовался подобным отличием по рангам. Замужние женщины считались в рангах сообразно своим мужьям, а девицы сообразно своим отцам, но между замужними и девицами устанавливалось отношение, дававшее преимущество первых пред последними. Например, девицы, дочери отцов 1го ранга, до своего замужества, считались выше тех замужних, которых мужья состояли в 5м ранге, дочери отцов 2го ранга считались выше жен чиновников 6го ранга. У фискалов теперь явилась новая обязанность – наблюдать, чтобы все пользовались почетом сообразно своему рангу и не присваивали себе высшего почета. В статской службе потомственное дворянство давали первые 8 классов, а в военной – все (как штаб и обер) офицерские чины. Каждый должен был иметь свой убор, ливрею для служителей и экипаж сообразно своему рангу. «Понеже знатность и достоинство какой особы часто умаляется, когда убор и прочий поступок чем не сходствует».
    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993; 2006. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава 15. Петр Великий. VI. Внутренние события после Ништадтского мира
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/51.php
    РАЗДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ЯВИЛОСЬ НЕОБХОДИМОСТИЮ
    При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимостию, что и высказалось в Табели о рангах, где все должности, или чины, были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов, военных являются гражданские и придворные. В январе 1722 года двое сенаторов, Головкин и Брюс, и двое генерал-майоров, Матюшкин и Дмитриев-Мамонов, сочинили Табель о рангах. В этой табели подле чина генерала от кавалерии или инфантерии видим чин действительного тайного советника; и это не был чин в нашем значении слова: действительные тайные советники на самом деле были членами Тайного совета, собиравшегося обыкновенно для обсуждения важных, преимущественно иностранных дел. Современники рассказывают, что когда Петр хотел возвести в действительные тайные советники графа Брюса, то последний сам отказался от этой чести, представив, что хотя он и верный подданный, но иноверец. В пунктах, приложенных к Табели о рангах, говорилось: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей (чиновников) знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов, в публичной ассамблее знатных чинов, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат. Потомки служителей русского происхождения или иностранцев первых 8 рангов причисляются к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были. Понеже статские чины прежде не были распоряжены и для того почитай никто или зело мало надлежащим порядком снизу свой чин заслужил из дворян, а нужда, ныне необходимая, требует и в вышние (статские) чины, того ради брать, кто годен будет, хотя бы оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше, того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует».
    Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 18. Гл. 3. http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv18p3.htm
    ПРИНЦИПЫ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»
    Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).
    В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии.
    Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 1991.
    http://militera.lib.ru/research/shepelev1/pre1.html
    «ТАБЕЛЬ» О ДАМАХ
    9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.
    10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:
    Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.
    Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.
    Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.
    Гоф дамы – с женами брегадиров.
    Гоф девицы – с женами полковников.
    Гоф мейстерина и наших цесаревен – с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.
    Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.
    Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

  6. Dreamteam1404 Ответить

    Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса.
    Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника.
    В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

    Влияние на общество и дворянство

    При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия.
    Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной.
    Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.
    При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.
    Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

    Дальнейшее развитие идеи

    Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.
    По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.
    С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.
    Генералиссимус (вне классов)
    Класс
    Чины гражданские (статские)
    Чины военные
    Чины придворные
    I
    Канцлер (Штатс-секретарь)
    Действительный тайный советник 1-го класса
    Генерал-фельдмаршал
    Генерал-адмирал
    Нет
    II
    Действительный тайный советник
    Вице-Канцлер
    Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
    Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
    Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
    Генерал-аншеф (1763—1796)
    Генерал от артиллерии (с 1796)
    Инженер-генерал (с 1796)
    Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар (1711—1720)
    Адмирал
    Обер-камергер
    Обер-гофмаршал
    Обер-шталмейстер
    Обер-егермейстер
    Обер-гофмейстер
    Обер-шенк
    Обер-церемониймейстер (с 1844)
    Обер-форшнейдер (с 1856)
    III
    Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
    Генерал-поручик (1741—1796)
    Вице-адмирал
    Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    Гофмаршал
    Гофмейстер
    Шталмейстер
    Егермейстер
    Обер-церемониймейстер (с 1800)
    Обер-форшнейдер
    IV
    Тайный советник (1722—1724)
    Действительный статский советник (с 1724)
    Генерал-майор
    подполковник гвардии (1748—1798)
    Генерал от фортификации (1741—1796)
    Шаутбенахт на флоте (1722—1740)
    Контр-адмирал на флоте (с 1740)
    Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    V
    Бригадир (1722—1796)
    Капитан-командор(1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
    премьер-майор гвардии (1748—1798)
    Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    Церемониймейстер (с 1800)
    Камер-юнкер (с 1800)
    VI
    Коллежский советник
    Военный советник
    Полковник
    Капитан 1-го ранга на флоте
    секунд-майор гвардии (1748—1798)
    полковник гвардии (с 1798)
    Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    Камер-фурьер (до 1884)
    Камергер (до 1737)
    VII
    Подполковник
    Войсковой старшина у казаков (с 1884)
    Капитан 2-го ранга на флоте
    капитан гвардии в пехоте
    ротмистр гвардии в кавалерии
    Кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    Нет
    VIII
    Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
    Майор (1798—1884)
    Капитан (с 1884)
    Ротмистр в кавалерии (с 1884)
    Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
    Есаул у казаков (с 1884)
    Капитан 3-го ранга на флоте (1722—1764)
    Капитан-лейтенант на флоте (1907—1911)
    Старший лейтенант на флоте (1912—1917)
    штабс-капитан гвардии (с 1798)
    IX
    Капитан в пехоте (1722—1884)
    Штабс-капитан в пехоте (с 1884)
    Поручик гвардии (с 1730)
    Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
    Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
    Есаул у казаков (1798—1884)
    Подъесаул у казаков (с 1884)
    Капитан-поручик на флоте (1764—1798)
    Капитан-лейтенант на флоте (1798—1885)
    Лейтенант на флоте (1885—1906, с 1912)
    Старший лейтенант на флоте (1907—1911)
    Камер-юнкер (до 1800)
    Гоф-фурьер
    X
    Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
    Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
    Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
    Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
    Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
    Поручик (с 1884)
    Подпоручик гвардии (с 1730)
    Подъесаул у казаков (до 1884)
    Сотник у казаков (с 1884)
    Лейтенант на флоте (1722—1885)
    Мичман на флоте (с 1884)
    Нет
    XI
    Корабельный секретарь (по 1834)
    Корабельный секретарь на флоте (до 1764)
    Нет
    XII
    Поручик (1730—1884)
    Подпоручик в пехоте (с 1884)
    Корнет в кавалерии (1731-1884)
    Прапорщик гвардии (1730—1884)
    Сотник у казаков (до 1884)
    Хорунжий у казаков (с 1884)
    Унтер-лейтенант на флоте (1722—1732)
    Мичман на флоте (1796—1884)
    Камердинер
    Мундшенк
    Тафельдекер
    Кондитер
    XIII
    Кабинетский регистратор
    Провинциальный секретарь
    Сенатский регистратор (1764—1834)
    Синодский регистратор (с 1764)
    Подпоручик в пехоте (1730—1884)
    Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)
    Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
    Гардемарин на флоте (1860—1882)
    Нет
    XIV
    Фендрик в пехоте (1722—1730)
    Прапорщик в пехоте (1730—1884)
    Корнет в кавалерии (до 1884)
    Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
    Хорунжий у казаков (до 1884)
    Мичман на флоте (1732—1796)
    Нет

  7. gerasko-sg Ответить

    ПУНКТ 9-10
    В пунктах чувствуется влияние датского законодательства, в котором довольно подробно была регламентирована придворная служба дам. Пункт 10 говорит именно о придворной службе самих женщин, независимо от положения их мужей и отцов. То, что ранги за свою службу могли получить и женщины, свидетельствует о серьезных переменах в их правовом положении (имеются в виду представительницы господствующего класса).
    ПУНКТ 11
    Положение, согласно которому за достижение высокого чина лицу из непривилегированных сословий присваивалось дворянство, было известно европейскому законодательству. Все чиновники статской службы получали потомственное дворянство по достижении 8-го ранга. Данный пункт существенно изменил правовое положение дворянства, которое теперь могло пополняться за счет талантливых выходцев из других сословий. Однако дворянство продолжало быть замкнутым сословием, и доступ в него оставался затрудненным.
    Пункт был обращен только к чиновникам, служащим по гражданскому ведомству. Это объяснялось тем, что Остерман, включивший его в проект, военной служб вообще не касался.
    ПУНКТ 12
    В пункте говорится о случаях, когда одно и то же лицо занимает две и более должности, относящиеся к различным рангам. Возможность подобного совместительства во время правления Петра появилась в связи с бурным ростом государственного аппарата, с одной стороны, и нехваткой людей, способных исполнять государственную службу, с другой. В рассматриваемом пункте вопрос решен достаточно четко: лицо во всех случаях обладает правами, предоставляемыми ему высшим рангом, кроме случаев исполнения им низшей должности.
    ПУНКТ 13
    По Табели о рангах Петр ввел в России строгое разделение между военной и гражданской службой. До Табели чины жаловались за заслуги независимо от исполняемой службы. Новые военные чины были введены Петром раньше гражданских.
    Представляется, что первая половина пункта носит временный характер: пока есть 1нужда 0 в годных к гражданской службе дворянах. Отсюда и определенная раздвоенность между должностью и рангом, которая не должна была быть такой резкой. Поэтому возможно было большое количество злоупотреблений при присвоении рангов Сенатом, и Петр особо подчеркивает, что эта область деятельности Сената ставится под контроль фискалов, хотя, строго говоря, они и так должны были бы за этим следить.
    Во второй части пункта устанавливается обычный порядок прохождения гражданской службы, при котором вакансии замещаются путем продвижения по службе, а не со стороны, т.е. каждое государственное учреждение должно было воспитать свои кадры. Для этого создается резерв из молодых дворян, зачислявшихся в чин коллегии юнкеров и получавших в связи с этим 14-й ранг. Число их не должно было превышать семи человек. Основной их обязанностью было обучение делу.
    ПУНКТ 14
    Этот пункт развивает положения XXXVI главы Генерального Регламента “О молодых людях для обучения при канцелярии”. Но в отличие от Регламента, в котором речь шла о том, чтобы будущие чиновники прилежным списывание дел в письме и арифметике обучались, Табель о рангах предъявляет к ним более высокие требования. Н.А. Воскресенский показал, что в основу данного пункта лег указ Петра о производстве в чины гражданской службы после установленных сроков службы в предыдущих чинах, с учетом полученного образования за границей и у себя в Отечестве, от 7 марта 1721 года. Петр, включивший пункт в проект уже после обсуждения его в Сенате, устанавливает в нем, что право получить чин и стать членом коллегии юнкеров имели лишь те, которые были испытаны в своих знаниях в коллегиях, а затем представлены Сенату. Согласно законодательству, никто в вышний градус и до министерского чина произведен быть не может, минуя нижние чины (глава XXXVI Генерального Регламента).
    Молодые дворяне, получившие чин коллегии юнкеров, изучали делопроизводство, экономику и право. Совершенствовать свои знания их посылали за границу. Таков идеальный порядок начала прохождения службы. Но законодатель в порядке исключения допускает нужды ради и за оскудением ученых прием лиц, которые не учились. Они зачислялись титулярными коллегии-юнкерами и чина не получали. В Табели о рангах совершенно определенно прозвучала мысль об обязательности обучения дворян для работы в аппарате государственного управления.
    ПУНКТ 15
    Пункт был написан самим Петром. В нем говорится о присвоении потомственного дворянства офицерам начиная с 14-го ранга. Этот порядок был обусловлен желанием правительства укрепить армию, более всего нуждавшуюся в толковых офицерах.
    При окончательной доработке пункта был использован указ Петра об установлении дворянства для обер-офицеров не из дворян и для их потомков от 10 января 1722 года. В Табель внесли положение, согласно которому дворянство получали все лица, ставшие обер-офицерами, а также их дети, родившиеся после присвоения отцу обер-офицерского чина. Дети же, родившиеся ранее, оставались в прежнем сословии, но отец мог ходатайствовать о записи во дворянство одного сына.
    Позднее было выведено понятие личного дворянства. Чиновники, дослужившиеся по гражданской службе до 8-го ранга, и обер-офицеры получали потомственное или, как его называли в быту, столбовое дворянство. Чиновники 14-9-го рангов стали впоследствии рассматриваться как получившие личное дворянство, т.е. обладали рядом льгот и преимуществ потомственного дворянства: были освобождены от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от податей, но не имели права передать дворянство своим детям, не могли иметь крепостных крестьян и участвовать в корпоративной жизни дворянства.
    ПУНКТ 16
    Абсолютизм зорко следил за законностью получения дворянства. Права и преимущества, которые давало дворянство, привлекали многих, и возникали многочисленные случаи самозванства. Для борьбы с таким явлением и предусматривается комплекс мер по проверке чистоты дворянского сословия. С этой целью используется опыт западноевропейских стран, где дворянству выдавались дипломы и присваивались гербы. Обязанность выдавать их была возложена на герольдмейстера, должность которого была учреждена в 1722 году.
    «Табель в данном пункте впервые узаконивает гербы. До середины XVII века Россия гербов не знала. Они пришли из Польши и Украины».
    В пункте говорится и о пожаловании дворянства не за службу.
    Отмечается, что это исключительная прерогатива императора. Порядок рассмотрения прошений о даровании дворянства установлен следующий: в первой инстанции их должен рассматривать Сенат, а во второй – сам император.
    Служба и личные заслуги могли открыть дорогу в сословие дворян сравнительно немногим. Тем не менее, под знатным дворянством Петр понимал не только выходцев из древнейших русских знатных родов. На запрос Сената в 1724 году к императору, считать ли за знатное шляхетство тех, которые имеют более ста дворов, или же по рангам, Петр ответил: «Знатное дворянство по годности считать».
    ПУНКТ 17
    Пункт был включен в проект Табели только в 1722 году. На ноту, содержащуюся в нем, оказало влияние законодательство Дании и, особенно, Пруссии. Там известные должности давали определенные привилегии, пока их занимали; уходя в отставку или на другую должность, лицо лишалось всех привилегий. Пункт перечисляет аналогичные должности применительно к России и полностью соответствует пп.4 и 6 Табели.
    ПУНКТ 18
    Пункт был внесен Остерманом в проект Табели из шведского регламента 1696 года Карла XII. Но Петр внес в него существенные изменения и дополнения. Прежде всего, текст пункта был приведен в соответствие с LII главой Генерального Регламента. Вместо достаточно растяжимого “в руках палача были” Петр устанавливает: публично на площади наказаны или хотя только обнажены или пытаны были.
    Восстановление в ранге могло произойти только по решению императора. Толкование о пытанных, написанное Петром, вносит существенное изменение в Артикул воинский. Свидетельство о невиновности пытанного могло выдаваться только царем или фельдмаршалом, согласно толкованию Артикула, тогда как толкование Табели оставляет эти полномочия исключительно за императором.
    ПУНКТ 19
    Табель о рангах, обусловив внешние различия между рангами, “породила чиновничий point d’honour: в оскорблении начинают видеть обиду не лицу, не сословию, но чину”. Закреплено это было в п.19.
    Большая часть пункта представляется добрым советом, “милостивым напоминанием”, как надо одеваться и жить в соответствии со своим чином. Причины такого попечения ясны: если лицо ведет образ жизни ниже уровня, подобающего его рангу, это принижает честь всего ранга. Если же дворянин живет не по средствам, он может разориться, поскольку многие жили только на свое жалованье, а оно выплачивалось в соответствием с чином, а не с запросами дворянина или членов его семьи. Пункт содержит санкции за невыполнение “милостивого напоминания”, и тем самым его содержанию придается нормативный характер.
    Петр Первый задумал свою «Табель о рангах» как равную для всех возможность продвижения по службе.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *