Какой прием лежит в основе сюжета рассказа свои и чужие?

5 ответов на вопрос “Какой прием лежит в основе сюжета рассказа свои и чужие?”

  1. Narg Ответить

    В этом художественном произведении можно найти разный смех: добродушный, легкий, порицающий, злой, мстительный и беспощадный. Все зависит от того, насколько глубока проблема, насколько испорчен объект этой насмешки.
    Надежда Тэффи в произведении «Свои и чужие» размышляет о том, чем различаются свои и чужие, близкие люди и те, кто находится в разряде «знакомые». В рассказе Тэффи говорит о повседневных вещах, об обыденной жизни, перед нами появляются узнаваемые ситуации, которые были с каждым из нас. Нужно сказать, что писательница вовсе не высмеивает в этом произведении никого и ничто, она принимает все так, как есть. Она лишь обращает наше внимание на комичность некоторых аспектов нашей жизни.
    Тэффи пишет о том, как странно мы делим людей на своих и чужих и как нелогично мы относимся к тем, кто нам никто и к тем, кто нам очень близок.
    Она пишет:
    «Чем больше у человека своих, тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете. Встретите вы, например, на улице чужого человека. Он улыбнется вам приветливо и скажет:
    — Какая вы сегодня свеженькая!
    А если через три минуты (что за такой короткий срок может в вас измениться?) подойдет свой, он посмотрит на вас презрительно и скажет:
    — А у тебя, голубушка, что-то нос вспух. Насморк, что ли?»
    Читая этот легкий, юмористический рассказ, мы узнаем себя, мы понимаем, что писательница права, и смеемся. И, казалось бы, так ли серьезен этот смех? Ведь мы не переступаем никаких моральных границ, ни делаем ничего, за что можно было бы гореть от стыда. Разделение на своих и чужих кажется таким естественным! Однако Тэффи так пишет обо всем этом, что мы невольно смотрим на себя стороны и понимаем, как смешно, как алогично наше поведение, как неправильно наше стремление угодить чужим и бесцеремонность со своими.
    Автор говорит о том, о чем многие молчат, указывает на людские пороки, заставляет человека посмотреть на себя со стороны.
    Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы.Отметьте, пожалуйста, лучший ответ ЗВЁЗДОЧКОЙ

  2. Malakinos Ответить

    Держи ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 1. Противопоставление (свои-чужие)
    2.Конфликта, как такового нет.
    3.нет.
    4. Тэффи идет от характера, ищет смешное в личности, в извечных человеческих пороках, присущих людям. Авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.
    5.Миниатюрная лирическая сатира
    6.Сравнение. В рассказе грустное и смешное переплетаются и составляют единое целое.
    7. Со времен Петра Первого слово Конфеты произносилось по-разному. “Конфекты”- многие писатели использовали такое написание этого слова. Оно просто обозначало сласти, сладости. Но первый раз это слово произносится с издевкой в “12 стульях” Ильфа и Петрова.
    Этот же оттенок иронии и издевки мы видим и у Тэффи в Рассказе “Свои и чужие”. Это произношение подчеркивает боль и переживание того, что почему-то чужие люди оказываются более сострадательными по отношению к больному человеку, чем свои, родные, близкие.
    Сколько иронии в одной этой только фразе – ” Если вы больны, от чужих вам только радость и удовольствие: соболезнующие, письма, цветы, , конфекты. ”
    8.Нет. Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героев. Это важная черта не только творчества писательницы, вся “лирическая сатира” избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

  3. thunder truth Ответить

    Урок
    Тема: Н. Тэффи. Проблематика сатирического рассказа «Свои и чужие».
    Цели: познакомиться с биографией Тэффи, выявить особенности построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи.
    Ход урока
    I. Проверка домашнего задания.
    – Биография
    – Ответить на вопросы на стр. 193 (учебник).
    II. Актуализация знаний учащихся
    Слово учителя: к первому сборнику «Юмористических рассказов» Тэффи взяла эпиграфом изречение Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо».
    С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».
    – Назовите виды комического. Укажите отличие юмора от сатиры и иронии.
    – Юмор – осмеяние «частного»; сатира, как правило, – осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.
    Слово учителя: природа направления «лирическая сатира» двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем – элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
    III. Работа над темой.
    – На чем построен сюжет рассказа?
    – Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».
    – Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?
    – Знают о нас все, не церемонятся, не хотят казаться лучше, тактичнее…
    – Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?
    – Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приема, жизненных планов героини.
    • Исследовательская работа с текстом
    – Найдите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».
    Свои
    Чужие
    Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
    «Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку».
    «Посмотрит на вас презрительно»
    «Чужие должны деликатно привирать».
    «Улыбнется вам приветливо»
    Обсуждение легкого недомогания героини
    «Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет укорять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами
    «От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»
    В гостях
    «Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями…»
    «Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут  для вас приятные»
    Обсуждение жизненных планов героини
    «Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают…» «И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два — четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»
    «По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью»
    – Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих
    – Эгоизм, равнодушие, лицемерие.
    * – Почему эти понятия мы можем отнести и к своим и к чужим?
    – Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.
    • Исследовательская работа: выявление особенностей «лирической сатиры» Тэффи.
    Особенности «лирической сатиры» Тэффи
    Примеры
    1. Самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду.
    «Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно…»
    2. Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи
    «Уж он и в постель завалился!»
    «Подбодрись — стыдно так раскисать!»
    3. Фрагментарность   и мозаичность   — основной   композиционный   принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров-доказательств или примеров — отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения.
    Рассказ о случае в вагоне.
    «Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».
    «И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».
    * – Вывод исследовательской работы о «лирической сатире»?
    – О…Для лирической сатиры Тэффи характерно самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю.
    IV. ИТОГ
    ВЫВОД: В рассказах происходит формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.
    Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.
    – Что, на ваш взгляд, объединяет рассказ Тэффи «Свои и чужие» (1923) и изображенное на картине «Группа воображаемых портретов» художника Н. П. Ульянова?
    – не прорисован интерьер, множество образов, которые мы не запоминаем, все они равнодушно притворны…
    – О каких общественных пороках идет речь в рассказе?
    – О невнимании  друг к другу…
    – Какова художественная идея рассказа?
    – Автор, на мой взгляд, призывает увидеть драматизм жизни, указывает на незыблемую ценность любви, чуткости и сострадания к ближним, умение прощать.
    * – Какова проблематика рассказа?
    – Проблема одиночества в современном мире; проблема понимания…
    V. Домашнее задание
    1) Биография М. Зощенко.
    2) Стр. 198-199 – подготовить вопросы.
    3) Прочитать стр. 200-205.

  4. I love you Александра Ответить




    В мире художественного слова Н.А. Тэффи
    Одним из наиболее сложных эпических жанров является рассказ. В узкие рамки формы при его написании нужно вместить событие, конфликт, дать представление о характерах. В конце XIX – начале XX века это блистательно удавалось А.П. Чехову. Тэффи сумела создать и сохранить собственную индивидуальность. Рассказам Тэффи присуши афористическая краткая речь, завершённость фразы, где пет ни одного сомнительного, лишнего слова. Тэффи настойчиво добивалась этого и писала: «В миниатюре взвешено каждое слово, каждое движение. Оставлено только самое необходимое».
    По мысли Тэффи, анекдоты смешны, когда их рассказывают, а когда их переживают – это уже трагедия. Именно поэтому в рассказах писательницы за смешным нередко скрывается драматизм человеческой жизни. Но, несмотря на печаль, сквозящую в смехе, творчество Тэффи утверждает незыблемую ценность любви, чуткости и сострадания к ближним, умения прощать. Тэффи не навязывает читателю своих мыслей, исподволь, через систему художественных образов, подтекст, тонкую иронию, подводя его к самостоятельным выводам.

    Вопросы и задания

    На чём построен сюжет рассказа «Свои и чужие»?
    В чём конфликт рассказа?
    Есть ли в повествовании завязка, кульминация и развязка? Обоснуйте свой ответ.
    Какова позиция автора? Она очевидна?
    «Свои и чужие» – произведение сатирическое, саркастическое, юмористическое? Свой ответ обоснуйте.
    Какими средствами художественной выразительности автор создаёт особую интонацию повествования, образы «своих» и «чужих»?
    Для чего Тэффи использует’слово «конфекты» вместо «конфеты»?
    Имеются ли в рассказе элементы поучительности, морали?

    Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

    Русские писатели «первой волны» эмиграции.
    Н. Тэффи и А. Аверченко.
    «Маленький человек» в рассказах Н. Тэффи.
    Виды комического в творчестве Н. Тэффи.

    Советуем прочитать

    Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 12. Тэффи. М., 2007. Тэффи //. Чёрным ирис. Белая сирень. М., 2006.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *