Какой принципиальный недостаток у геоцентрической системы мира?

10 ответов на вопрос “Какой принципиальный недостаток у геоцентрической системы мира?”

  1. Perinin Ответить

    Но вот когда дело доходит до планет, начинаются проблемы. Они вращаются вокруг Солнца, как и Земля, но делают это с разной скоростью, поэтому кажется, что планеты движутся петлями по странной траектории. В античной астрономии это называлось ретроградным движением.
    Такое их поведение не могло не выпасть из стройной теории. Тем более, в античности планеты считались вечными богами, а им не пристало суетиться и бегать то вперед, то назад. Чтобы объяснить их движение, философ Аполлон Пергский разработал теорию эпицикликов. Чтобы ее объяснить, можно представить себе гончарный круг. В центре его стоит Земля, а недалеко от края находится небольшой циркуль. Круг вращается, а циркуль движется одновременно и вместе с ним, и сам по себе. Его стержень — это планета. Она то приближается к Земле, то отдаляется от нее.
    Теория эпицикликов неверна с точки зрения астрономии, но она неплохо позволяла описывать и с высокой степенью точности предсказывать взаимодействие планет. Это представление продержалось до XVI века.

    Астрономия в средние века

    С концом античности, приходом христианства и падением Рима геоцентрическая теория подзабылась. Но ей на смену пришел не гелиоцентризм, а идея плоского мира. В VI веке нашей эры византийский купец Косьма Индикоплов выпустил книгу «Христианская топография». В ней мир описывался с идеалистической библейской точки зрения. Автор утверждал:
    Земля плоская и находится в центре океана;
    вокруг нее движется солнечный диск;
    небесный свод делит небеса на рай вверху и смертную земную часть внизу.

    Эта теория полна аллегорий, и к реальной географии она имеет мало отношения. Вместо таблиц и математических расчетов она строится на представлениях об идеальном христианском мироустройстве. Так что уже через два века популярность книги пошла на спад.
    К сожалению, византийские ученые не достигли уровня развития своих греческих предков. Теория геоцентризма была почти забыта и развивалась не в западном мире, а на исламском востоке.
    Сочинения Аристотеля и Птолемея были переведены на арабский еще в VIII веке нашей эры. На многие годы, пока в Европе продолжались темные века, именно арабы стали хранителями античных знаний.
    Исламские ученые внесли свой вклад в теорию геоцентризма. Они пытались определить, на каком расстоянии от Земли находятся небесные тела. Астроном Джафир ибн Афлах создал теорию, согласно которой ближе всего к Земле Луна, потом Солнце, а за ними идут звезды и планеты.
    Математики Андалузии, которая в XIII веке принадлежала арабам, протестовали против теории эпициклов. Она противоречила идеям Аристотеля о том, что Земля находится в центре мира и является единственной точкой вращения Вселенной. Астрономы пытались доказать, что на самом деле планеты движутся по кругу, но не в той же плоскости, в которой находится Земля, а потому и кажется, что они совершают возвратные движения. К сожалению, эта теория противоречила всем наблюдениям и доказать ее не удалось.
    В Европу теория геоцентризма вернулась только в эпоху Возрождения. Тогда астрономию по сочинениям древних греков начали изучать в университетах. Ученые того времени изучали возможность вращения Земли, но сочли, что это невозможно. К XV веку астрономия в Европе была столь же развита, как на востоке. И на это же время пришел ее закат.

    Возникновение гелиоцентризма


    В XVI веке польский астроном Николай Коперник предположил, что в планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли. Это открытие стало началом научной революции в мире познания. Впервые в истории ученые стали не пытаться подвести окружающий мир под собственные представления о нем, а наблюдать действительность, какой она есть. С гелиоцентризма начинается современная наука.
    Противником Коперника был датчанин Тихо Браге. Он не принял гелиоцентризм в полном виде, но и полностью отказаться от него не смог, потому предложил гео-гелицентрическую систему: в центре мира находится Земля, вокруг нее вращаются Луна и Солнце, а остальные планеты движутся вокруг звезды.
    Теории Браге и Коперника соперничали следующие десятилетия, пока гелиоцентризм не победил окончательно. Этому помогло и изобретение телескопа, и открытие закона всемирного тяготения Исааком Ньютоном.
    Конечно, геоцентрическая система мира в астрономии неверна с точки зрения современности, но это была первая попытка научно объяснить космические явления. Античной философии приходилось бороться со сказками и аллегориями, на этом фоне геоцентризм, при всем своем несовершенстве, выглядит вершиной научной мысли. Он заложил основы для всей современной астрономии.

  2. Negor Ответить

    Спор между Коперником и Птолемеем окончательно решен в пользу Коперника. Однако с появлением общей теории относительности в бурж. науке широко распространилось мнение (высказанное в общей форме еще Э. Махом), что система Коперника и система Птолемея равноправны и что борьба между ними была бессмысленной (см. А. Эйнштейн и Л. Инфельд, Эволюция физики, М., 1956, с. 205–10; М. Борн, Теория относительности Эйнштейна и ее физические основы, М.–Л., 1938, с. 252–54). Позиция физиков в этом вопросе была поддержана некоторыми философами-идеалистами. “Доктрина относительности не утверждает, – пишет Г. Рейхенбах, – что взгляд Птолемея правилен; она скорее опровергает абсолютное значение каждого из этих двух взглядов. Это новое понимание могло возникнуть только вследствие того, что историческое развитие прошло через обе концепции, вследствие того, что вытеснение птолемеевского мировоззрения коперниковским заложило фундамент новой механики, которая в конце концов выяснила односторонность самого мировоззрения Коперника. Дорога к истине шла здесь через три диалектических этапа, которые Гегель рассматривал как необходимые во всяком историческом развитии этапы, ведущие от тезиса через антитезис к высшему синтезу” (“From Copernicus to Einstein”, N. Y., 1942, p. 83). Этот “высший синтез” идей Птолемея и Коперника опирается на неверную интерпретацию общего принципа относительности: поскольку ускорение (а не только скорость, как в специальной теории относительности) теряет абс. характер, поскольку поля инерциальных сил эквивалентны гравитации и общие законы физики формулируются ковариантно по отношению к любым преобразованиям координат и времени, то все возможные системы отсчета являются равноправными и понятие преимущественной (привилегированной) системы отсчета теряет смысл. Следовательно, геоцентрич. описание мира имеет такое же право на существование, как и гелиоцентрическое. Выбор системы отсчета, связанной с Солнцем, – не вопрос принципа, а вопрос удобства. Так, под флагом дальнейшего развития науки по существу отрицается значение той революции в науке и мировоззрении, к-рая была произведена трудами Коперника. Подобная концепция вызывает возражения со стороны многих ученых. Причем характер возражений, способ аргументации различны, отражая то или иное понимание сущности общей теории относительности. Исходя из того, что общая теория относительности есть в сущности теория тяготения, акад. В. А. Фок в ряде работ (“Некоторые применения идей неевклидовой геометрии Лобачевского к физике”, в кн.: Котельников А. П. и Фок В. А., Некоторые применения идей Лобачевского в механике и физике, М.–Л., 1950; “Система Коперника и система Птолемея в свете современной теории тяготения”, в сб. “Николай Коперник”, М., 1955) отрицает относительность ускорения как основной принцип. Фок утверждает, что при соблюдении нек-рых условий возможно выделение привилегированной координатной системы (т.н. “гармонические координаты”). Ускорение в такой системе абсолютно, т.е. оно зависит не от выбора системы, а обусловлено физич. причинами. Отсюда непосредственно вытекает объективная истинность гелиоцентрич. системы мира. Но исходный пункт Фока отнюдь не является общепризнанным и подвергается критике (см., напр., ?. ?. Широков, Общая теория относительности или теория тяготения?, “Ж. эксперим. и теор. физ.”, 1956, т. 30, вып. 1; X. Керес, Некоторые вопросы общей теории относительности, “Тр. Ин-та физ. и астрон. АН Эст. ССР”, Тарту, 1957, No 5). В противоположность Фоку, ?. ?. Широков считает, что признание общего принципа относительности совместимо с признанием существования преимущественных систем отсчета для изолированного скопления материи, поскольку теорема о центре инерции выполняется в любой системе отсчета с галилеевскими условиями на бесконечности (см. ?. ?. Широков, О преимущественных системах отсчета в ньютоновской механике и теории относительности, в сб.: Диалектический материализм и современное естествознание, М., 1957). Такая система характеризуется тем, что центр инерции ее покоится или движется равномерно и прямолинейно и что выполняются законы сохранения массы, энергии, количества движения и момента количества движения. Неинерциальная система не может быть преимущественной, т.к. в ней эти условия не выполняются. Очевидно, что для нашей планетной системы преимущественной будет система отсчета, связанная с Солнцем как с центром инерции рассматриваемого материального образования.

  3. Daramar Ответить

    Геоцентрическая система мира — система, где начало координат размещено на Земле, которая свободно покоится в центре сферической Вселенной, а видимое движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.
    Порядок расположения планет и звезд зависел от периода их обращения и был таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Насчет Меркурия и Венеры у греков были разногласия: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем,Птолемей — между Луной и Солнцем.
    Gif-анимация движения планет в гео-и гелиоцентрических системах. Источник – группа Street Astronomy

    Существует мнение, что древние вавилоняне могли знать о реальном движении Земли и планет вокруг Солнца, но сведения эти обрывочны и пока до конца не подтверждены. Найдены отдельные таблички, на которых, как предполагается, изображена картина мира древних вавилонян, но расшифровать из затруднительно.
    Египетская мифология вообще сложна и многообразна, но по одной из версий Солнце все таки было в центре: солнечный бог Ра считался отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Не Солнечную ли систему?
    Есть и “обратная” этой легенда: мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. И эти божества были родителями бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
    Удивительно, но математика, которую мы учили в школе, отлично подходила для описания движения светил по небосводу на протяжении многих тысяч лет. Во всяком случае так ее видели древние греки.
    Первое или одно из первых дошедших до нас, развитых предположений о гелиоцентрической системе мира сделано в 3-м веке до новой эры греком Аристархом Самосским. Исходя из своего предположения о Солнце в центре мира и из наблюдений за звездами, он сделал вывод, что расстояние от Земли до Солнца пренебрежимо мало по сравнению с расстоянием от Солнца до звёзд, что действительно так. Кроме того, он установил, что Земля во много раз меньше Солнца.
    С развитием астрономических наблюдений потребовалось другое обоснование движения планет.
    В начале 1500-х годов Коперник, на основании записей Птолемея, и других древних философов, астрономов и математиков, понял, что гелиоцентрическая система более точно описывает кинематику объектов, но, из-за устоявшегося мнения о Земле, как о центре мира, его работы были опубликованы как некая математическая модель, призванная служить для упрощения расчетов.
    В конце 1500-х датский астроном Тихо Браге, который не смог принять систему Коперника, предложил компромиссный вариант гео-гелиоцентрической системы. По его мнению, Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты и кометы — вокруг Солнца. С точки зрения математики эта модель ничем не отличалась от системы Коперника, но она не вызывала возражений у инквизиции, что являлось важным преимуществом.
    Гео-гелиоцентрическая модель Тихо Браге

    В течение двух последующих веков гео-гелиоцентрическая система мира выступала как легальный вариант системы Коперника. Ну а после открытия Ньютоном законов динамики и закона всемирного тяготения геоцентризм окончательно утратил научные основания.
    Казалось бы, всем давно известно, что Земля, как и все планеты, вращается вокруг Солнца. Но опросы, проведенные в 2010-2011 годах в разных странах, в том числе в России и США, показали, что по крайней мере 30 % населения все еще придерживаются геоцентрического взгляда на мир.

  4. FlipinuSHKA Ответить

    Во 2 в. до н. э. Гип­пар­хом бы­ла пред­ло­же­на бо­лее удач­ная Г. с. м., в ко­то­рой дви­же­ние сфер за­ме­не­но рав­но­мер­ным дви­же­ни­ем тел по ок­руж­но­стя­м (рис.). Лу­на и Солн­це дви­жут­ся по кру­го­вым ор­би­там, а ос­таль­ные «пла­неты» – по эпи­цик­лам (ок­руж­но­стям, цен­тры ко­то­рых рав­но­мер­но опи­сы­ва­ют др. ок­руж­но­сти – де­фе­рен­ты, с цен­тром в цен­тре Зем­ли). Позд­нее Гип­парх усо­вер­шен­ст­во­вал эту мо­дель, сме­стив центр де­фе­рен­та из цен­тра Зем­ли и за­ме­нив рав­но­мер­ное дви­же­ние не­рав­но­мер­ным. За­кон­чен­ное раз­ви­тие дан­ная мо­дель по­лу­чи­ла в ра­бо­тах К. Пто­ле­мея (2 в. н. э.), вслед­ст­вие че­го её на­зы­ва­ют так­же пто­ле­мее­вой сис­те­мой ми­ра. В этой сис­те­ме вме­сто од­но­го эпи­цик­ла вво­дит­ся не­сколь­ко: по пер­во­му эпи­цик­лу дви­жет­ся центр вто­ро­го, по вто­ро­му эпи­цик­лу – центр третье­го и т. д.; «пла­не­та» дви­жет­ся по по­след­не­му эпи­цик­лу. Г. с. м. хо­ро­шо опи­сы­ва­ла по­ло­же­ние све­тил на не­бе и вер­но слу­жи­ла ас­тро­но­мии, гео­гра­фии и на­ви­га­ции на про­тя­же­нии по­лу­то­ра ты­сяч лет. В 20 в. до­ка­за­но, что при оп­ти­маль­ном под­бо­ре па­ра­мет­ров Г. с. м. пра­виль­но опи­сы­ва­ет дви­же­ние све­тил для зем­но­го на­блю­да­те­ля. Но фи­зич. при­чи­ны дви­же­ния пла­нет Г. с. м. объ­яс­нить не в со­стоя­нии. Г. с. м. сме­ни­ла ге­лио­цен­три­че­ская сис­те­ма ми­ра.

  5. CkympRyy=Channel Ответить

    Мысли о том, что Земля движется вокруг некоего центра всего мира, возникла еще в головах древних греков. Так были предположения о вращении Земли вокруг своей оси, а также о движении Марса и Венеры вокруг Солнца, которое вместе с ними вращается вокруг нашей планеты. Однако считается, что впервые гелиоцентрическая система мира была изложена в III веке до н. э. Аристархом Самосским. Он сделал два важных вывода:
    Вероятнее всего, что наша планета вращается вокруг Солнца. Причиной тому размер Солнца, который значительно превышает размер Земли. Данные об относительных величинах Земли, Луны и Солнца были получены из собственных расчетов Аристарха.
    В связи с отсутствием видимых годичных параллаксов звезд он предположил, что орбита нашей планеты представляется точкой относительно расстояний до звезд.
    Однако идеи Аристарха не приобрели широкого распространения в античности. Наиболее известной версией геоцентрической системы в Древней Греции была так называемая теория гомоцентрических сфер, разработкой которой занимались астрономы Евдокс, Каллипп и Аристотель. Согласно этой теории все небесные тела, вращающиеся вокруг нашей планеты, были закреплены на жестких сферах, соединяющихся между собой и имеющих единый центр — Землю.

  6. Painbringer Ответить

    Вернутьтся к разделу [ История астрономии ]
    Геоцентрическая
    система мира
    (от др.-греч. ??, ????
    — Земля) — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное
    положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются
    Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая
    система мира.

    Развитие геоцентризма

    С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось
    наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения
    удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось
    какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны,
    киты). Первый древнегреческий философ Фалес Милетский в качестве этой
    опоры видел естественный объект — мировой океан. Анаксимандр Милетский
    предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует
    какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса
    Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть
    она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра
    Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от
    падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку
    зрения Анаксимандра разделяли, однако, пифагорейцы, Парменид и Птолемей.
    Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал
    Анаксимандру или Анаксимену.

    Одно из самых ранних дошедших
    до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон
    Сципиона, рукопись IX века)
    Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три
    раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали
    Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделал
    Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали
    не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла
    каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая
    древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической
    Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением
    вращения Космоса вокруг мировой оси.

    Средневековое изображение геоцентрической
    системы (из Космографии Петра Апиана, 1540 г.)
    Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды
    расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен
    впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами,
    закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие
    учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло
    мнение (впервые, вероятно, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше
    период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом,
    порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер,
    Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков
    были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за
    Солнцем, Птолемей — между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше
    сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как
    стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство;
    атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным
    сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали
    эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».

    «Фигура небесных тел» — иллюстрация
    геоцентрической системы мира Птолемея, сделанная португальским картографом
    Бартоломеу Велью в 1568 году.
    Хранится в Национальной библиотеке Франции.

    Обоснование геоцентризма

    Древнегреческие учёные по-разному, однако, обосновывали центральное положение
    и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины
    указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель,
    выдвигая контрдовод, приписанный впоследствии Буридану: в таком случае
    человек, находящийся в центре комнаты, в которой у стен находится еда,
    должен умереть с голоду (см. Буриданов осёл). Сам Аристотель обосновывал
    геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным
    местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт,
    все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира,
    Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое
    предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании,
    что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не
    наблюдается.

    Рисунок геоцентрической системы
    мира из Исландского манускрипта, датированного примерно 1750 годом
    Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей
    энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение
    Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время
    равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход
    солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход
    в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти
    доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше и доводы, приводимые
    Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность
    Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку
    от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате,
    небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность
    с рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку
    всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к западу от центра
    мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу.
    Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на
    восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно.
    Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении
    захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени
    указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также
    указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если
    бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины
    небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь
    всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может
    быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться
    только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли
    приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I. Разумеется, доводы Клеомеда
    и Птолемея доказывают только, что Вселенная гораздо больше Земли, и поэтому
    также являются несостоятельными.

    Страницы из SACROBOSCO “Tractatus
    de Sphaera” с системой Птолемея – 1550 год
    Птолемей пытается также
    обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I). Во-первых, если
    бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты,
    а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является
    вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли
    Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «…все
    предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое
    же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или
    парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку
    движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты
    будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении». Несостоятельность
    этого довода стала ясна только после открытия основ механики.

    The Harmonia Macrocosmica of
    Andreas Cellarius – 1660/61

    Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма

    Наибольшей трудностью для древнегреческой астрономии являлось неравномерность
    движения небесных светил (особенно попятные движения планет), поскольку
    в пифагорейско-платоновской традиции (которой в значительной степени следовал
    и Аристотель), они считались божествами, которым надлежит совершать только
    равномерные движения. Для преодоления этой трудности создавались модели,
    в которых сложные видимые движения планет объяснялись как результат сложений
    нескольких равномерных движений по окружностям. Конкретным воплощением
    этого принципа являлись поддержанная Аристотелем теория гомоцентрических
    сфер Евдокса-Каллиппа и теория эпициклов Аполлония Пергского, Гиппарха
    и Птолемея. Впрочем,
    последний был вынужден частично отказаться от принципа равномерных движений,
    введя модель экванта.

    Отказ от геоцентризма

    В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм
    несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории;
    постепенно утвердилась гелиоцентрическая
    система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от
    геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической
    теории планетных движений Коперником,
    телескопические открытия Галилея,
    открытие законов Кеплера
    и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного
    тяготения Ньютоном.

    Геоцентризм и религия

    Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму
    (гелиоцентрическая гипотеза Аристарха
    Самосского) привела к реакции со стороны представителей религиозной философии:
    стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с
    места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались
    ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье, поскольку христианская церковь
    учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм),
    геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало
    также буквальное прочтение Библии. Научная революция XVII веке сопровождалась
    попытками административного запрета гелиоцентрической
    системы, что привело, в частности, к судебному процессу над сторонником
    и пропагандистом гелиоцентризма Галилео
    Галилеем. В настоящее время геоцентризм
    как религиозная вера встречается среди некоторых консервативных протестантских
    групп в США.
    Source: http://ru.wikipedia.org/

  7. Thetaath Ответить

    Аннотация. В данной статье рассмотрены становления Геоцентрической системы мира и Гелиоцентрической системы мира, а также первые представления об устройстве мироздания.
    Ключевые слова: геоцентрическая система мира; Клавдий Птолемей; гелиоцентрическая система мира; Николай Коперник; Земля; Солнце;
    Создание системы мира, которая бы позволила судить о действительном устройстве мира, всегда была одной из основных задач астрономии.
    Первые представления о мироздании были очень наивными, считалось, что Земля является плоской твердью, а сверху нее располагается хрустальный купол.  Эта конструкция обладала огромной массой, а, как известно, тела обладающие весом, должны падать вниз. Почему же Земля не падает? Согласно представлениям древних индусов, ее  поддерживают 4 слона, стоящих на огромной черепахе, которая  плавает в бесконечном океане.
    Спустя некоторое время, люди, наблюдая за небосводом, ставят под сомнение существование хрустального купола. И тогда появляется первая разумная система мира – Геоцентрическая система. Из названия следует, что в центре этого мира помещалась планета Земля. А все небесные тела двигались вокруг нее по небесным сферам.
    Одним из первых авторов такой системы был древнегреческий философ Пифагор. Он считал, что Земля имеет форму шара и расположена в центре мира. С этой точкой зрения были согласны и другие мыслители того времени: Аристотель (384-322гг. до н. э.) и Платон (428-347 гг. до н.э.).  Более того, они даже рискнули установить порядок планет. По их представлениям, ближе всего к Земле находилась Луна, затем Солнце, после следовал  Меркурий, а затем Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и на самой последней сфере располагались звезды,  за которыми, по мнению мыслителей, вообще ничего не было. Там не было даже пространства.
    Вершиной развития Геоцентрической системы мира является система, предложенная во втором веке до нашей эры Александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (90-168гг. н. э.) – выдающийся греко-египетский астроном, математик, географ, также занимался оптикой. В своем труде «Великое построение», известным нам больше под арабским именем «Альмагест», Птолемей основывался на достижениях своих предшественников – Гиппарха и Аристарха Самосского. В своей работе Клавдий поместил, созданный им каталог звездного небосвода, состоящего из 48 созвездий, которые он мог наблюдать в Александрии. Также, в своей книге он обосновал Геоцентрическую систему мира. В основе этой системы было положено четыре постулата. Во-первых, Земля является центром нашего мира. Во-вторых, Земля неподвижна. Следующий постулат был неожиданным и революционным: Небесные тела движутся вокруг Земли на больших расстояниях, по сравнению с размерами Земли. А раньше считалось, что Земля имеет самые большие размеры, так как является центром мироздания.
    В четвертом постулате говорится, что все небесные тела движутся по окружностям вокруг Земли равномерно, то есть с постоянной скоростью. Но существовали некоторые несоответствия, многие движения небесных тел не укладывались в равномерное вращение вокруг Земли. Поэтому Клавдию Птолемею пришлось усложнить эту систему мира. Такие небесные тела, как Луна, Солнце и звезды двигались вокруг Земли по окружностям, а все планеты двигались по окружностям вокруг некоторой точки. Эта точка, в свою очередь, двигалась вокруг центра вселенной по круговой траектории. Так вот круг, который описывала планета вокруг некоторой точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка вокруг Земли,- деферентом.
    Также, Геоцентрическую систему миру одобряло и христианское верование. Основным представлением о мироздании у них было поверье, записанное в священной книги – Библии, о создании мира Богом. По этой легенде, главным объектом Вселенной является наша планета, а все небесные тела служат  украшением небосвода и освещением Земли. Данная модель мира, лучше всего подходила христианскому вероучению. А с каждым, кто не поддерживался этих взглядов, христианство расправлялось  с жестокостью.
    Клавдий Птолемей создал таблицу, по которой можно было узнать предварительно расположение планет на небесном своде. Но астрономы со временем заметили несовпадение между действительным положением наблюдаемого небесного тела и расчетами таблицы. Долгое время считалось, что Птолемеевская система небезупречна и, стараясь улучшить ее, устанавливали различные новые сочетания круговых движений, которые описывала планета вокруг Земли.
    Стоит отметить, что создание Геоцентрической модели мира великим мыслителем –  Клавдием Птолемеем, на протяжении 15 веков являлась высшим достижением астрономии и основой мировоззрения, не смотря на все недостатки.
    Первый серьезный шаг в становлении Гелиоцентрической системы мира был сделан великим польским астрономом Николаем Коперником. Николай Коперник с самого детства увлекался науками, сначала он обучался в Польше, а затем в университетах Италии, где он от корки до корки изучил труды великих математиков, познакомился с учениями Птолемея. Изучая литературу, Николай Коперник обратил внимание на греческого ученого Аристарха, который утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Тогда у него возникла мысль, что система мира, созданная Птолемеем, ложная.
    Вернувшись в Польшу после обучения, Коперник написал свою знаменитую книгу « О вращениях небесных сфер». В рамках этого труда утверждалось: Земля вращается вокруг своей оси; Земля движется по замкнутой орбите вокруг Солнца и делает это с периодом в один год; Коперник так же предположил, что Земля совершает небольшие поступательные движения параллельно самой себе и тоже с периодом в один год (Деклинационное движение). Было еще одно утверждение, которое на сегодня покажется наивным. Согласно учению Коперника все остальные небесные тела двигались по круговым орбитам, но центром этих орбит являлось не Солнце, а центр орбиты Земли.
    Таким образом, наша планета, в это системе мира, имела немалое значение. А вот, что касается звезд, то по представлениям польского астронома, они являются неподвижными и расположены на несказанно больших расстояниях от нашего Светила.
    Николай Коперник скончался на 70-ом году жизни от инсульта, так и не увидев изданными свои труды. Великий мыслитель не только описал истинное устройство Солнечной системы, но и смог приблизительно рассчитать интервал между планетами и Солнцем.
    Примерно в то же время, жил другой мыслитель его имя Джордано Бруно(1548-1600), это человек, который существенно развил учение Коперника. Первое, что было им сказано, что не существует никаких материальных небесных сфер, которые крутятся и на которых прикреплены планеты. Джордано Бруно считал, что планеты двигаются в пустоте, а мыслимая линия их движения – это траектория движения небесных тел. Следующее новое предположение в том, что наша Вселенная безгранична, а звезды – это полные аналоги нашего Светила, и у них могут быть свои планетные системы.
    Эта точка зрения понравилась далеко не всем. В 1600 году Джордано Бруно был сожжен в Риме на костре.
    Еще один мыслитель, живший в то же время, это Тихо Браге (1546-1601г.). Браге был очень богатым человеком. Частично на свои деньги и частично на государственные, он построил обсерваторию на одном из островов Балтийского моря, и всю свою жизнь, в свободное от основных занятий время, смотрел в телескоп на небо. Наблюдая за ночным небосводом, он исписал несколько километров бумаги с безликими цифрами, он измерял координаты небесных тел, собрал достаточно данных. Но Тихо Браге умер, так и не опубликовав результаты своих исследований. Возможно, это произошло из-за того, что не знал какую систему мира выбрать.
    Изначально он был сторонником геоцентрической системы, потом он сам предложил промежуточную гео-гелиоцентрицескую систему. Тихо Браге наблюдал за движением планет, и доказал, что эти тела находятся вне земной атмосферы. Тихо Браге пригласил к себе в помощники Кеплера, человека который сделал следующий важный шаг в развитии взглядов человечества на ближайший космос. Немецкий астроном Иоганн Кеплер доказал, что у всех планет орбиты имеют форму эллипса – продолговатой окружности.
    Галилео Галилей (1564г. – 1642г.) – первый человек, который взглянул на небо через телескоп. Наблюдая за небесными телами,  он сделал открытия, которые подтвердили учение Коперника. Он обнаружил четыре спутника у Юпитера. Изучая планету с красивым названием Венера, Галилео Галилей обнаружил, что она сменяет свои фазы, так же, как и спутник Земли. Исследовав специфику этих преобразований, ученый сделал вывод, что Венера передвигается вокруг Солнца, а не вокруг нашей планеты. Еще одним открытием стали пятна на Солнце, с течением времени эти пятна меняли свое положение, тогда Галилей предположил, что наше светило вращается вокруг своей оси.
    Все открытия сделанные Галилео Галилеем позволили Геоцентризму распространиться по всему миру. В 1632 году он опубликовал свою книгу “Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой”.  В ней Галилео Галилей смог убедительно доказать истинность гелиоцентрической системы, что и не понравилось католической церкви, тем самым обратив на себя гнев христианской религии.
    Из выше написанного следует, что Клавдий Птолемей основал свою систему на принципе того, что все видимые движения небесных теля являются истинными и действительными. А вот Николай Коперник и последующие за ним мыслители опирались на принцип относительного восприятия движения, то есть не все видимые движения небесных тел были действительными. А также, не все действительные движения являются ощутимыми.
    Список литературы:
    http://refy.ru/56/211002-astronomiya.html
    http://textarchive.ru/c-1774496-pall.html#1
    https://history.wikireading.ru/84394
    https://yandex.ru/video/search?filmId=6469298256236765922&text=книги%20о%20гео%20и%20гелиоцентрическая%20системы
    https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=7726327615382857347&text=геоцентрическая%20система%20мира

  8. Bungerhg Ответить

    Если кратко: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира отличаются в первую очередь точкой, которую необходимо считать началом координат. В одном варианте это должна быть наша планета, в другом следует брать за центр расчета для нашей системы Солнце как главную звезду, вокруг которой и вращается близкий к нам сектор Вселенной. Но фактически различия этих теорий более глубокие. В шестнадцатом столетии общество оказалось не готово пересматривать свои взгляды на строение окружающего пространства, но первые зерна были, как говорится, брошены в почву, и ученые разных стран прислушались к доводам Коперника.
    Время возникновения геоцентрической и гелиоцентрической системы мира, конечно, отличается очень сильно: первая существует столько, сколько человек задумывается над устройством Вселенной, а вторая появилась гораздо позже, а в широкое употребление вошла и вовсе относительно недавно – лишь несколько столетий тому назад. Существенный вклад в это внес в шестнадцатом веке датский ученый Тихо Браге. Так сложилось, что идея Коперника (по его мнению) было некорректной, а истина лежала где-то посередине. Поэтому Браге предложил компромисс: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира в его теории слились в одно целое. Браге сформулировал следующий вариант: Земля неподвижна и вокруг нее вращаются звезды, Луна и Солнце, а вот кометы и иные планеты совершают свое движение по орбитам, центр которых – именно Солнце. Для математиков такая модель по сути были аналогичной коперниковской, зато при компромиссном подходе геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира удовлетворяли требованиям религии, не вызывали протеста у инквизиции.

    Медленно, но верно

    В настоящее время, если кого-нибудь попросят: «Пожалуйста, опишите геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира», человек может смело рассказать оба варианта и выразить свое мнение относительно того, какую из теорий необходимо считать корректной и точной. А вот еще несколько столетий тому назад можно было выразить свое согласие только с теорией, ставившей в центр Землю, а также с компромиссной моделью, предложенной Браге.
    И все же определённый шаг вперёд был сделан, когда общество приняло эту модель, которую прозвали «легальной системой Коперника». Это стало одним из кирпичиков фундамента, на котором в будущем работал Ньютон, формулируя законы динамики. Когда удалось открыть закон всемирного тяготения, стало ясно, что геоцентризм – это пережиток прошлого.

    В настоящее время официальная теория гласит, что солнце – центр вращательного движения Земли и других планет. И все же опросы широких слоев населения, проведенные несколько лет назад, показали, что и по сей день есть люди, придерживающиеся бытовавших несколько веков назад взглядов. Такие есть и в нашей стране, и за границей: едва ли не треть населения планеты считает, что именно Земля – центр Вселенной.

    Те, кто создавал представление о мире: Птолемей

    Клавдий Птолемей сыграл очень важную роль как для общества своего времени, так и для поздних веков, так как его работы во многом стали базисом для фундаментальных исследований в будущем. Птолемей принадлежал к эпохе позднего эллинизма, занимался географией, математикой и астрономией. Ученый жил во втором веке нашей эры. Как его личность, так и его труды в истории – довольно своеобразная тема. Так, в работах современников о нем никакого упоминания. Предполагается, что этот ученый родился приблизительно в то же время, что и Гален, но никаких точных данных об этом нет.
    А вот сочинения за авторством Птолемея дошли до потомков и высоко были ими оценены – не только в эпоху становления наук и Средневековья, но и в наши дни. Самая известная работа александрийского ученого носит название «Альмагест». Ее не раз переводили на разные языки: сирийский, санскрит. Птолемей был переведён и на арабские языки, и на латынь, а затем на различные европейские – от английского до русского. Именно «Альмагест» до семнадцатого века считался наиболее значимым классическим астрономическим трудом, его использовали в качестве учебника.

    Птолемей: система мира

    Одна из ключевых заслуг Птолемея – разработка геоцентрической системы мира и фиксация основных догматов этой теории в официальной документации. Конечно, представление о том, что мир вращается вокруг Земли, бытовало и ранее, но именно Птолемей смог систематизировать и опубликовать основные постулаты этого предположения, а также сформулировать порядок вращения небесных тел вокруг нашей планеты. Из его теории следует, что пяти планетам свойственны собственные эпициклы, вращающиеся вокруг Земли по деферентам.

    Эта теория была основной до тех пор, пока Коперник не смог выдвинуть собственное предположение о взгляде на мир, совершив буквально научную революцию. В то же время большая часть известных нам эскизов – это не точное изображение Вселенной по Птолемею, а лишь приблизительные рисунки, отражающие основные постулаты теории. Так, в его идее было указание на факт того, что центральные точки деферентов и Земля не совпадали, а эпициклы и точное положение в пространстве небесных тел частично определялись положением Солнца. Также Птолемей, описывая движение небесных тел, обращал внимание, что есть другие круги, не только эпициклы, и они также влияют на траектории.

    Новое прорастает из старого

    Доподлинно известно, что при создании своей системы мира Коперник, Кеплер использовали информацию, доступную из работ Птолемея, но преобразовали ее таким образом, что в центре вместо Земли оказалось Солнце. При этом Коперник применял предложенный Птолемеем математический аппарат, а вот Кеплер им пренебрег, хотя использовал птолемеевские построения для отражения орбит перемещения небесных тел. В то же время Коперник прибег к опыту и других ученых, с давних пор предполагавших, что в центре нашего мира расположено именно Солнце, а не Земля. Официальное изложение на бумаге впервые увидело свет только в 1543 году.
    Обновленное представление об устройстве мира позволило оставить в прошлом довольно противоречивую систему Птолемея, основанную на многочисленных допущениях. Коперник сформулировал объяснения различных астрономических фактов, прибегая к одной точке зрения, и создал принцип научного исследования, задавший направление для развития научного сообщества на долгие годы. При этом, как утверждал Коперник, видимое человеку не обязано быть реально происходящим. Учение, созданное им, позволило отказаться от представления о делении на порочное земное и чистое небесное. Он сказал, что Земля – это самая обычная планета, такая же, как и все другие. Именно поэтому теория Коперника вызвала такое резкое неприятие у религиозных деятелей.

    Имена и лица

    Имя Джордано Бруно – еще одно из ключевых, позволивших научному сообществу составить корректное представление о положении Земли во Вселенной. Бруно сформулировал идею бесконечности Вселенной и отождествил Солнце с иными звездами. Именно он предположил, что есть несколько населённых жизнью миров.
    Идеи Коперника окончательно утвердились как корректные, когда свои исследования опубликовали Кеплер, Галилей. Первый начал работу, основываясь на достигнутых Браге успехах, в том числе получил от него огромный свод информации о движениях Марса. Проанализировав информацию, учёный смог сформулировать законы передвижения небесных тел. Именно тогда стало ясно, что движение планет происходит по траектории в форме эллипса, при этом скорость не остается постоянной на всех участках орбиты. Это окончательно оставило в прошлом те допущения, на которых базировалась идея Птолемея, и теорию Коперника удалось улучшить, сделать более точной, применимой к реальности.
    А с 1610 наблюдениями за ночным небом стал заниматься Галилео Галилей, чье имя в курсе истории астрономии и физики обязательно проходят в любой школьной программе. Именно этот выдающийся ученый выявил, что есть очень много звезд, различить которые без увеличения невозможно. Стало ясно, что Млечный Путь сформирован огромным количеством слабых звезд, которые для наблюдателя с поверхности нашей планеты кажутся единым объектом – полосой тумана. При наблюдении через телескоп удалось увидеть диски звезд, отраженное свечение Венеры и горы на Луне, спутники Юпитера, вращающиеся вокруг своей планеты. Все зафиксированное оказалось мощным подтверждением идеи Коперника о гелиоцентризме.

  9. Иванов-Петров Ответить

    Началось все с того, что планету поделили на «небеса» и Землю. Земля располагалась в центре творения, а небеса – за ее пределами. Все это подпитывало христианское верование, что человек выступает главным творением Бога. Кроме того, пригодился «двигатель» Аристотеля, место которого занял Бог.
    Конечно, никто не рисковал оспаривать мысль о том, что небеса вращаются вокруг планеты, потому что это было ересью и даже наказуемо. Ситуация оставалась таковой до выхода книги «О вращении небесных сфер» в 16 веке. Ее автор – Николай Коперник, посмевший доказывать правоту гелиоцентрической модели Вселенной. Конечно, в условиях гонений и преследований работу пришлось опубликовать посмертно.
    Стоит отметить, то в мусульманском мире геоцентрическая модель мира также существовала в средние века. Но уже с 10 века н.э. появлялись астрономы, бросавшие вызов работе Птолемея. Среди них был Ас-Сиджизи (945-1020). Он верил, что Земля совершает обороты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но он подходил со стороны философии, а не математики.
    Иллюстрация работы Ас-Сиджизи, на которой объясняются лунные фазы
    Против геоцентрической модели выступило и несколько астрономов из Андалузии в 11-12 веках. Арзакель вовсе отказался от греческих теорий о равномерном круговом движении и сказал, что Меркурий путешествует по эллипсу.
    В 12-м веке подключился Альптрагиус. Он создал новую модель, не нуждающуюся в экванте, эпицикле и эксцентриситете. Эта мысль сопровождалась публикацией Фахруддина ар-Рази «Маталиба», в которой затрагивалась концептуальная физика. В ней опровергалась идея центральности Земли. Вместо этого он предположил, что есть наш мир, за которым существует еще тысячи миров.
    Земное вращение в 13-15 веках было популярной темой обсуждения в Магарской обсерватории (Восточный Иран). Хотя все это развивалось на уровне философии и не касалось гелиоцентризма, но многие доказательства напоминали те, что позже озвучит Коперник.

    Гелиоцентрическая модель и геоцентрическая модель Солнечной системы

    Николай Коперник приступает за разработку своей модели в 16 веке. Именно в ней содержатся все его мысли и научные труды. Она создавалась не с нуля, а использовала наработки оппозиционеров геоцентристов.
    На иллюстрации Андреаса Целлариуса отображена система Коперника
    В 1514 году Коперник выпускает небольшой трактат «Маленький комментарий», который раздает своим друзьям. В рукописи было всего 40 страниц, емко описывающих гелиоцентрическую гипотезу. Вся она держалась на 7 главных принципах:
    Центр Земли – центр лунной сферы (Луна вращается вокруг Земли).
    Все сферы совершают обороты вокруг Солнца, которое расположено недалеко от вселенского центра.
    Дистанция между Землей и Солнцем составляет незначительную часть расстояния от Солнца к другим звездам, поэтому мы не видим параллакса.
    Звезды лишены движения. Нам кажется, что они перемещаются, потому что Земля совершает оборот вокруг оси.
    Земля вращается вокруг Солнца, из-за чего кажется, что Солнце мигрирует.
    У Земли наблюдается больше одного движения.
    Земля движется по орбите вокруг Солнца, из-за чего кажется, что планеты вокруг идут в неправильном направлении.
    Это было лишь начало развития гелиоцентрической модели Солнечной системы. Автор продолжал накапливать сведения и в 1532 году закончил работу над «О вращении небесных сфер». Здесь фигурируют те же аргументы, но уже подкрепленные математическими вычислениями.
    Коперник поставил орбитальные пути Меркурия и Венеры между Солнцем и нами. Это объясняло, почему их внешний вид периодически меняется. То есть, когда они расположены на противоположной стороне от Солнца, то выглядят меньше. А когда выравниваются с Землей, то «вырастают» и получают «рога» (форма полумесяца). Также решился вопрос с ретроградностью Марса и Юпитера. Все снова сводилось к тому, что наша планета движется.
    Но Коперник боялся, что публикация приведет к резкой конфронтации с церковью, поэтому она предстала перед публикой только в 1542 году после его смерти. Его слова подтвердились после изобретения телескопа. В конце концов, геоцентрическая модель просто изжила себя, как и ранние предположения о возрасте Земли, происхождении человечества и прочих заблуждений, с которыми были вынуждены сталкиваться исследователи в попытке познать окружающую Вселенную.

  10. Mrjoliplay Ответить

    Геоцентрическая система мира – это представление о мире, сложившееся в Древней Греции на основе прежде всего разработок Платона, Евдокса, Аристотеля и Птолемея, согласно которому в центре мироздания находится Земля, весь мир делится на подлунный и надлунный; в первом всё преходяще временно, все движения вынуждены и вызываются действующими силами; во втором все вечно, всё движения осуществляются без всяких сил осуществляются по совершенным круговым траекториям .Всё мироздание антропоцентрично. Человек – высшее создание Бога – в этом, сотворенном Богом мире, помещен в центр мироздания
    Гелиоцентрическая система мира – это представление о мире, выдвинутое еще в Древней Греции Аристархом Самосским и обоснованное и развитое Н. Коперником в его работе «Об обращении небесных сфер» (1543), согласно которому в центре мироздания находится Солнце, а все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него. Видимое движение небосвода обосновывалось Н. Коперником суточным вращением Земли вокруг своей оси. Важно иметь в виду, что это была не модель Солнечной системы, а представление о мироздании, в котором, с современной точки зрения, Солнце ни в каком смысле центром не является. Кроме того, согласно Копернику, планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам, в то время как в действительности они двигаются по эллипсам.
    Геоцентрическая система мира (от др.-греч. ??, ???? — Земля) — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира.
    ристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.
    В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником, телескопические открытия Галилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *