Какой рефлекс проявляется у человека при виде лимона?

15 ответов на вопрос “Какой рефлекс проявляется у человека при виде лимона?”

  1. MUXYV Ответить

    Для опыта, осуществленного Павловым, требовалась звукоизолированная комната, где можно было контролировать условия внешней среды, специально оборудованное место для животного и устройство для автоматической подачи пищи. По мере надобности могли предъявляться стимулы разной природы (звонки, вспышки света и т.п.). Посредством несложной хирургической операции Павлов выводил у собаки слюнный проток наружу, так что слюну можно было собирать и измерять ее количество. В типичном эксперименте умеренно голодную собаку несколько раз оставляли в звукоизолированной комнате, чтобы она привыкла к обстановке и не испытывала эмоционального напряжения. В этот период тщательно замерялось выделение слюны, которое обычно бывало незначительным. Затем предъявлялся стимул – включался звонок, что могло вызывать легкое усиление слюноотделения (как следствие открытого Павловым ориентировочного рефлекса), но после нескольких повторений собака обычно теряла к нему интерес. Далее начинался процесс выработки условного рефлекса. Звучал звонок, через несколько секунд в миску собаки падала еда. Пока собака ела, измеряли количество выделившейся слюны, а когда слюноотделение прекращалось, снова звенел звонок и появлялась пища. После нескольких таких сочетаний звонка и пищи проводился следующий эксперимент, в котором звонок не сопровождался появлением пищи. Сигнал, ранее нейтральный, теперь вызывал выраженное слюноотделение – срабатывал условный рефлекс. В подобной ситуации пища является безусловным стимулом, звонок – условным стимулом, или условным сигналом, а совместное появление пищи и звонка называется подкреплением. Само образование условных рефлексов обозначают термином «обусловливание».

    Открытия Павлова.

    Павлову удалось показать, как возникает условный рефлекс в ответ на разнообразные сигналы и разные типы и условия подкрепления. Кроме того, он обнаружил, что в том случае, когда условный сигнал многократно предъявляется без подкрепления, происходит затухание рефлекса. При этом реакция ослабевает, часто становится нерегулярной, и в конце концов условный сигнал перестает действовать. Павлов показал также наличие поведенческих реакций, связанных с условнорефлекторными реакциями. Например, после того, как была выработана условнорефлекторная реакция слюноотделения на звук звонка определенной высоты, ее удавалось вызвать и звонком с другой высотой звука; в еще одном эксперименте слюноотделение вызывалось почесыванием не только определенного места на лапе, но и соседних участков. В каждом случае степень реакции на новый стимул зависела от того, насколько он был сходен с изначальным стимулом. Звонок, незначительно отличающийся по высоте, или почесывание места, близкого от первоначального, приводили к почти такому же слюноотделению, что и исходные сигналы; сильно отличающийся по высоте звонок или почесывание отдаленного участка вызывали отделение меньшего количества слюны. Как выяснилось, такой эффект, названный генерализацией, можно нейтрализовать, если подкреплять только изначальный сигнал, прекратив подкрепление остальных. В этом случае у животного развивается способность к различению: реакция в полной мере проявляется лишь на первоначальный условный сигнал, а на все другие бывает незначительной или вовсе отсутствует. Используя данную методику, Павлов получил возможность определять, каковы те минимальные изменения стимула, которые способна различить собака.

  2. Gutaxe Ответить

    УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
    Термин, который впервые был использован русским физиологом И.П.Павловым для описания приобретенного рефлекса, т.е. не являющегося (в отличии от безусловного рефлекса) врожденным, а потому свойственного отдельному индивиду, а не всем представителям данного вида (см. также РЕФЛЕКС). Когда на язык попадает лимонный сок, выделяется слюна – это безусловный рефлекс. Однако слюна может выделяться также при виде лимона или при звучании слова “лимон” – это условный рефлекс. Различие заключается в том, что вид лимона или звучание этого слова не всегда вызывают выделение слюны и вдобавок могут не оказывать воздействия на тех или иных людей. Подобные стимулы приобретают способность вызывать реакцию лишь после того, как предъявлялись более или менее одновременно со стимуляцией вкусовых рецепторов лимонным соком. Вид лимона или звучание слова “лимон” в этом случае оказываются условными (сигнальными) раздражителями, замещающими безусловный раздражитель – лимонный сок.
    Методика Павлова. Для опыта, осуществленного Павловым, требовалась звукоизолированная комната, где можно было контролировать условия внешней среды, специально оборудованное место для животного и устройство для автоматической подачи пищи. По мере надобности могли предъявляться стимулы разной природы (звонки, вспышки света и т.п.). Посредством несложной хирургической операции Павлов выводил у собаки слюнный проток наружу, так что слюну можно было собирать и измерять ее количество. В типичном эксперименте умеренно голодную собаку несколько раз оставляли в звукоизолированной комнате, чтобы она привыкла к обстановке и не испытывала эмоционального напряжения. В этот период тщательно замерялось выделение слюны, которое обычно бывало незначительным. Затем предъявлялся стимул – включался звонок, что могло вызывать легкое усиление слюноотделения (как следствие открытого Павловым ориентировочного рефлекса), но после нескольких повторений собака обычно теряла к нему интерес. Далее начинался процесс выработки условного рефлекса.
    Звучал звонок, через несколько секунд в миску собаки падала еда. Пока собака ела, измеряли количество выделившейся слюны, а когда слюноотделение прекращалось, снова звенел звонок и появлялась пища. После нескольких таких сочетаний звонка и пищи проводился следующий эксперимент, в котором звонок не сопровождался появлением пищи. Сигнал, ранее нейтральный, теперь вызывал выраженное слюноотделение – срабатывал условный рефлекс. В подобной ситуации пища является безусловным стимулом, звонок – условным стимулом, или условным сигналом, а совместное появление пищи и звонка называется подкреплением. Само образование условных рефлексов обозначают термином “обусловливание”.
    Открытия Павлова. Павлову удалось показать, как возникает условный рефлекс в ответ на разнообразные сигналы и разные типы и условия подкрепления. Кроме того, он обнаружил, что в том случае, когда условный сигнал многократно предъявляется без подкрепления, происходит затухание рефлекса. При этом реакция ослабевает, часто становится нерегулярной, и в конце концов условный сигнал перестает действовать. Павлов показал также наличие поведенческих реакций, связанных с условнорефлекторными реакциями. Например, после того, как была выработана условнорефлекторная реакция слюноотделения на звук звонка определенной высоты, ее удавалось вызвать и звонком с другой высотой звука; в еще одном эксперименте слюноотделение вызывалось почесыванием не только определенного места на лапе, но и соседних участков. В каждом случае степень реакции на новый стимул зависела от того, насколько он был сходен с изначальным стимулом. Звонок, незначительно отличающийся по высоте, или почесывание места, близкого от первоначального, приводили к почти такому же слюноотделению, что и исходные сигналы; сильно отличающийся по высоте звонок или почесывание отдаленного участка вызывали отделение меньшего количества слюны. Как выяснилось, такой эффект, названный генерализацией, можно нейтрализовать, если подкреплять только изначальный сигнал, прекратив подкрепление остальных. В этом случае у животного развивается способность к различению: реакция в полной мере проявляется лишь на первоначальный условный сигнал, а на все другие бывает незначительной или вовсе отсутствует. Используя данную методику, Павлов получил возможность определять, каковы те минимальные изменения стимула, которые способна различить собака. На основе своих опытов Павлов разработал несколько теорий работы коры головного мозга, в частности теорию возбуждения и торможения – состояний коры, характеризующихся повышенной и пониженной активностью. Он предположил, что торможение, разливаясь по коре, является причиной такого феномена, как затухание условного рефлекса. Павлов считал, что сон – это состояние, при котором торможение полностью захватывает кору головного мозга. Более поздние работы в области неврологии и психофизиологии показали, что работа коры намного сложнее, чем он предполагал
    (см. также ПАВЛОВ Иван Петрович).
    Современные представления. Павлов применял термин “условный рефлекс” к любым индивидуально приобретенным типам поведения. Понятие о сигнальном раздражителе, однако, не объясняет все виды научения. Термин “условный рефлекс” используется теперь в более узком значении, применительно к ситуациям, аналогичным исходным экспериментам Павлова, например к работе вегетативной нервной системы, управляющей деятельностью желез и гладкой мускулатуры. Признается также, что условные рефлексы широко представлены в эмоциональном поведении. Хорошо изучены условные рефлексы человека, возникающие на основе мигательного рефлекса, слюноотделения, потоотделения, сужения и расширения зрачков, сокращения и расслабления гладких мышц стенок кровеносных сосудов. Тем не менее существует значительная область приобретенного поведения, формирующегося на основе иных механизмов. Так, оказалось, что в отличие от условного рефлекса, при котором появлению реакции на условный сигнал всегда предшествует его подкрепление, у животного может сформироваться реакция, которая в прошлом подкреплялась после ее проявления (этот механизм получил название оперантного обусловливания).
    См. также
    БИХЕВИОРИЗМ;
    НАУЧЕНИЕ.
    Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
    2000.

  3. Ferr Ответить

    Предмет физиологии ВНД.
    Условнорефлекторная деятельность.
    Образование условных рефлексов.
    Понятие динамического стереотипа.
    Торможение условных рефлексов.
    Сигнальная деятельность мозга. Сигнальные
    системы действительности.
    Возрастные особенности сигнальных
    систем.
    Понятие типов ВНД. Классификация типов
    ВНД.

    1. Предмет физиологии внд

    Предметом физиологии ВНД есть изучение
    закономерностей и функциональных
    механизмов мозга, обеспечивающих
    наиболее оптимальное взаимодействие
    с окружающей средой. Этот раздел
    физиологии раскрывает физиологические
    основы процессов обучения и воспитания.
    И.М. Сеченов в своей работе «Рефлексы
    головного мозга» (1863 г.) выдвинул гипотезу
    о рефлекторной природе всех без исключения
    психических процессов человека и
    показал, что материальным субстратом
    их являются нервные процессы головного
    мозга. Именно работы И.М. Сеченова, И.П.
    Павлов считал толчком к возникновению
    физиологии ВНД.
    И.П. Павловым был открыт метод объективного
    изучения психической деятельности
    человека – метод условных рефлексов.
    Деятельность И.П. Павлова и его учеников
    позволила создать принципиально новое
    направление в исследовании физиологии
    нервной системы – учение о ВНД.

    2. Условнорефлекторная деятельность. Образование условных рефлексов

    Основной формой деятельности нервной
    системы является рефлекс. Материальной
    базой рефлекса есть рефлекторная дуга.
    По происхождению рефлекторных дуг, все
    рефлексы можно поделить на безусловные
    и условные рефлексы.
    Сравнительная характеристика безусловных
    и условных рефлексов.
    Безусловные рефлексы
    Условные рефлексы
    Рефлекторные дуги врожденные,
    генетически обусловленные
    Рефлекторные дуги формируются в
    постнатальный период развития
    Рефлексы видовые
    Рефлексы индивидуальны
    Рефлекторные дуги относительно
    постоянны, рефлексы сохраняются на
    протяжении всей жизни
    Рефлекторные дуги изменяющиеся,
    подвижны, формируются на базе дуг
    безусловных рефлексов
    Образование условных рефлексов.
    Рассмотрим пример условного рефлекса
    и его выработки: формирование реакции
    слюноотделения при виде лимона
    (натуральный условный рефлекс).
    У человека, никогда не пробовавшего
    лимон, никаких реакций не возникает,
    кроме любопытства – ориентировочный
    рефлекс. Слюноотделение, как
    безусловно-рефлекторный акт возникает
    при раздражении рецепторов полости рта
    пищей – при попадании лимона в ротовую
    полость.
    При формировании условного
    слюноотделительного рефлекса в качестве
    условного раздражителя (сигнал) выступает
    лимон, его вид. В качестве безусловного
    раздражителя (подкрепления) – вкус
    лимона.
    Вид лимона приводит к возникновению
    очага возбуждения в корковом центре
    зрительного анализатора (затылочная
    область). Безусловный раздражитель
    является более сильным, возбуждение
    коркового центра при действии безусловного
    раздражителя является доминантным.
    Доминантный очаг притягивает возбуждение
    из зрительного центра. Между двумя
    корковыми центрами устанавливается
    временная связь. Если такое сочетание
    «вид лимона – вкус лимона» повторится
    несколько раз, то возбуждение в зрительном
    центре быстро будет по «проторенному
    пути» временной связи проходить в
    пищевой центр и оттуда по эфферентным
    нервным волокнам к слюнным железам.
    Таким образом, условия образования
    условного рефлекса таковы:
    1. Наличие условного раздражителя
    (сигнала) и безусловного раздражителя
    (подкрепления),
    2. Условный раздражитель по силе своего
    воздействия слабее подкрепления.
    3. Совместное или при отставании в 1-5 сек
    неоднократное действие сигнала и
    подкрепления.
    4. Нормальное, деятельное функциональное
    состояние нервной системы, прежде всего
    головного мозга.
    У ребенка до 3 лет для выработки полезных
    рефлексов ведущее значение имеет еще
    пищевое подкрепление. В дальнейшем
    большее значение приобретает словесное
    поощрение. В процессе обучения и
    воспитания не следует преувеличивать
    роль биологического (пищевое подкрепление,
    болевое раздражение), необходимо
    учитывать и роль социальных факторов
    в процессе формирования личности.
    Особое значение имеют рефлексы на время,
    что лежит в основе организации режима
    дня ребенка, школьника. Эти рефлексы
    можно отнести к следовым.
    При формировании рефлексов подражания
    не обязательно быть участником, достаточно
    быть его «зрителем» (например формирование
    двигательных навыков, речи, социального
    поведения). Благодаря экстраполяционным
    рефлексом формируется способность на
    основе анализа окружающей среды
    предвидеть результаты своей деятельности
    или события.
    Различают условные рефлексы 1,2, 3 и т.д.
    порядков. У животных возможно выработать
    условный рефлекс 3-4 порядка, у человека
    более высокого порядка.
    Таким образом, условные рефлексы
    обеспечивают более совершенное
    приспособление организма к меняющимся
    условиям жизни (уход от опасности,
    ориентировка во времени и пространстве
    и др.)

  4. Tёмный АnGeL Ответить

    Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой.
    Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.
    Сравнение условных и безусловных рефлексов
    безусловные
    условные
    имеются с рождения
    приобретаются в течение жизни
    в течение жизни не изменяются и не исчезают
    могут изменяться или исчезать в течение жизни
    одинаковые у всех организмов одного вида
    у каждого организма свои собственные, индивидуальные
    приспосабливают организм к постоянным условиям
    приспосабливают организм к изменяющимся условиям
    рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного
    временная связь образуется в коре больших полушарий
    Примеры
    выделение слюны при попадании лимона в рот
    выделение слюны при виде лимона
    сосательный рефлекс новорожденного
    реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
    чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника
    реакция кошки/собаки на кличку
    Выработка условного рефлекса
    Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.
    Торможение условных рефлексов
    Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).
    Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

  5. ONYTUK Ответить

    УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС.
    Термин, который впервые был использован русским физиологом И.П.Павловым для описания приобретенного рефлекса, т.е. не являющегося (в отличии от безусловного рефлекса) врожденным, а потому свойственного отдельному индивиду, а не всем представителям данного вида (см. также РЕФЛЕКС). Когда на язык попадает лимонный сок, выделяется слюна ? это безусловный рефлекс. Однако слюна может выделяться также при виде лимона или при звучании слова «лимон» ? это условный рефлекс. Различие заключается в том, что вид лимона или звучание этого слова не всегда вызывают выделение слюны и вдобавок могут не оказывать воздействия на тех или иных людей. Подобные стимулы приобретают способность вызывать реакцию лишь после того, как предъявлялись более или менее одновременно со стимуляцией вкусовых рецепторов лимонным соком. Вид лимона или звучание слова «лимон» в этом случае оказываются условными (сигнальными) раздражителями, замещающими безусловный раздражитель ? лимонный сок.
    Методика Павлова.
    Для опыта, осуществленного Павловым, требовалась звукоизолированная комната, где можно было контролировать условия внешней среды, специально оборудованное место для животного и устройство для автоматической подачи пищи. По мере надобности могли предъявляться стимулы разной природы (звонки, вспышки света и т.п.). Посредством несложной хирургической операции Павлов выводил у собаки слюнный проток наружу, так что слюну можно было собирать и измерять ее количество. В типичном эксперименте умеренно голодную собаку несколько раз оставляли в звукоизолированной комнате, чтобы она привыкла к обстановке и не испытывала эмоционального напряжения. В этот период тщательно замерялось выделение слюны, которое обычно бывало незначительным. Затем предъявлялся стимул ? включался звонок, что могло вызывать легкое усиление слюноотделения (как следствие открытого Павловым ориентировочного рефлекса), но после нескольких повторений собака обычно теряла к нему интерес. Далее начинался процесс выработки условного рефлекса. Звучал звонок, через несколько секунд в миску собаки падала еда. Пока собака ела, измеряли количество выделившейся слюны, а когда слюноотделение прекращалось, снова звенел звонок и появлялась пища. После нескольких таких сочетаний звонка и пищи проводился следующий эксперимент, в котором звонок не сопровождался появлением пищи. Сигнал, ранее нейтральный, теперь вызывал выраженное слюноотделение ? срабатывал условный рефлекс. В подобной ситуации пища является безусловным стимулом, звонок ? условным стимулом, или условным сигналом, а совместное появление пищи и звонка называется подкреплением. Само образование условных рефлексов обозначают термином «обусловливание».
    Открытия Павлова.
    Павлову удалось показать, как возникает условный рефлекс в ответ на разнообразные сигналы и разные типы и условия подкрепления. Кроме того, он обнаружил, что в том случае, когда условный сигнал многократно предъявляется без подкрепления, происходит затухание рефлекса. При этом реакция ослабевает, часто становится нерегулярной, и в конце концов условный сигнал перестает действовать. Павлов показал также наличие поведенческих реакций, связанных с условнорефлекторными реакциями. Например, после того, как была выработана условнорефлекторная реакция слюноотделения на звук звонка определенной высоты, ее удавалось вызвать и звонком с другой высотой звука; в еще одном эксперименте слюноотделение вызывалось почесыванием не только определенного места на лапе, но и соседних участков. В каждом случае степень реакции на новый стимул зависела от того, насколько он был сходен с изначальным стимулом. Звонок, незначительно отличающийся по высоте, или почесывание места, близкого от первоначального, приводили к почти такому же слюноотделению, что и исходные сигналы; сильно отличающийся по высоте звонок или почесывание отдаленного участка вызывали отделение меньшего количества слюны. Как выяснилось, такой эффект, названный генерализацией, можно нейтрализовать, если подкреплять только изначальный сигнал, прекратив подкрепление остальных. В этом случае у животного развивается способность к различению: реакция в полной мере проявляется лишь на первоначальный условный сигнал, а на все другие бывает незначительной или вовсе отсутствует. Используя данную методику, Павлов получил возможность определять, каковы те минимальные изменения стимула, которые способна различить собака.
    На основе своих опытов Павлов разработал несколько теорий работы коры головного мозга, в частности теорию возбуждения и торможения ? состояний коры, характеризующихся повышенной и пониженной активностью. Он предположил, что торможение, разливаясь по коре, является причиной такого феномена, как затухание условного рефлекса. Павлов считал, что сон ? это состояние, при котором торможение полностью захватывает кору головного мозга. Более поздние работы в области неврологии и психофизиологии показали, что работа коры намного сложнее, чем он предполагал (см. также ПАВЛОВ, ИВАН ПЕТРОВИЧ).
    Современные представления.
    Павлов применял термин «условный рефлекс» к любым индивидуально приобретенным типам поведения. Понятие о сигнальном раздражителе, однако, не объясняет все виды научения. Термин «условный рефлекс» используется теперь в более узком значении, применительно к ситуациям, аналогичным исходным экспериментам Павлова, например к работе вегетативной нервной системы, управляющей деятельностью желез и гладкой мускулатуры. Признается также, что условные рефлексы широко представлены в эмоциональном поведении. Хорошо изучены условные рефлексы человека, возникающие на основе мигательного рефлекса, слюноотделения, потоотделения, сужения и расширения зрачков, сокращения и расслабления гладких мышц стенок кровеносных сосудов. Тем не менее существует значительная область приобретенного поведения, формирующегося на основе иных механизмов. Так, оказалось, что в отличие от условного рефлекса, при котором появлению реакции на условный сигнал всегда предшествует его подкрепление, у животного может сформироваться реакция, которая в прошлом подкреплялась после ее проявления (этот механизм получил название оперантного обусловливания). См. также БИХЕВИОРИЗМ; НАУЧЕНИЕ.

  6. Misar Ответить

    Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
    А) рецептор
    Б) чувствительный нейрон
    В) двигательный нейрон
    Г) нервный центр
    Ответ
    А
    34-07. Условный рефлекс, в отличие от безусловного
    А) характерен для всех особей вида
    Б) передаётся по наследству
    В) вырабатывается у каждой особи
    Г) является врождённым
    Ответ
    В
    34-08. Примером условного рефлекса у подростка служит
    А) езда на скейтборде после уроков
    Б) слюноотделение в ответ на пищу
    В) отдёргивание руки от горячей батареи центрального отопления
    Г) внезапное решение задачи на контрольной работе по физике
    Ответ
    А
    34-09. Нервные импульсы поступают непосредственно к железам по
    А) аксонам двигательных нейронов
    Б) белому веществу спинного мозга
    В) аксонам вставочных нейронов
    Г) серому веществу спинного мозга
    Ответ
    А
    34-10. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

    А) чувствительный нейрон
    Б) рецептор
    В) вставочный нейрон
    Г) рабочий орган
    Ответ
    В
    34-11. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

    А) чувствительный нейрон
    Б) рецептор
    В) вставочный нейрон
    Г) рабочий орган
    Ответ
    Г
    34-12. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

    А) чувствительный нейрон
    Б) рецептор
    В) двигательный нейрон
    Г) рабочий орган
    Ответ
    В
    34-13. Какой рефлекс является условным?
    А) отделение слюны при попадании пищи в ротовую полость
    Б) отдёргивание руки от горячего предмета
    В) выделение желудочного сока при попадании в полость желудка пищи
    Г) слюноотделение при виде лимона
    Ответ
    Г
    34-14. Как называется звено рефлекторной дуги, обозначенное на схеме номером 1?

    А) чувствительный нейрон
    Б) нервный центр
    В) двигательный нейрон
    Г) рабочий орган
    Ответ
    А
    34-15. К пищевым безусловным рефлексам относится
    А) выделение слюны в ответ на звонок с урока
    Б) выделение желудочного сока в ответ на попадание пищи в желудок
    В) расщепление глюкозы в ротовой полости
    Г) окисление органических веществ в клетках
    Ответ
    Б
    34-16. Особенностью условных рефлексов, в отличие безусловных, является то, что
    А) в их образовании принимает участие вся нервная система
    Б) они реализуются благодаря наличию рефлекторных дуг
    В) они индивидуальны
    Г) они образуются только у человека
    Ответ
    В

    Еще можно почитать

    Дмитрий Поздняков БИОЛОГИЯ оглавление
    ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к ЕГЭ быстро
    «БИОРОБОТ» – это онлайн-тестирование

  7. Micage Ответить

    Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию
    человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека,
    таких как мышление, память, сознание и обучение.
    “Отец русской физиологии” – И.М. Сеченов написал книгу “Рефлексы головного мозга”, где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные
    рефлексы лежат в основе ВНД.

    Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения.
    Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным – постоянным, а другая –
    приобретенным.
    При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется
    условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении
    вышеуказанных раздражителей.
    Условные и безусловные рефлексы
    Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:
    Приобретенные – врожденные
    Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение
    жизни. Безусловные рефлексы – врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.

    Индивидуальные – групповые
    Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон,
    отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение.
    Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

    Неспецифичные – специфичные
    Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный
    рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха,
    свет – палочками и колбочками сетчатки.
    Изменчивые – постоянные
    Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды – они изменяются
    также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении
    всей жизни.
    С корой – без коры
    Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и
    без ее участия. Главное – запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.

    Механизм формирования условного рефлекса
    Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.
    Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного
    раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного – включение лампочки.
    За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию
    несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться
    уже в момент включения лампочки.

    Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле
    КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой – происходит замыкание
    и формирование условного рефлекса.
    Торможение рефлексов
    Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс
    торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность
    спинного мозга.

    Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и
    торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и
    совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.
    Павлов описан два вида коркового торможения:
    Безусловное (внешнее)
    Условное (внутреннее)
    Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения,
    вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя
    вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.
    Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

    Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается
    условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы
    перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет – это и есть условное
    торможение.
    Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель)
    подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс
    ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание – исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет
    создать вновь.

    Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах
    У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых
    происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук – они вызывают
    безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .

    Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался
    пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо
    того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному
    мышлению.

    В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением
    речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.
    Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями.
    Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите.
    Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

    Типы темперамента
    Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре
    больших полушарий. Холерик – легко возбудимый тип, сангвиник – уравновешенный. Флегматик – процессы возбуждения и торможения
    слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик – процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы – весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.

    Эмоции, мышление и память
    Эмоции – субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными,
    они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.
    Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым
    человек осознает суть явлений и вещей – в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее
    всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).

    Память – способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении
    полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.
    Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация
    переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.
    Сон
    Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого
    человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день
    информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

    Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна
    заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее
    начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.
    Фаза быстрого сна – именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки,
    дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна).
    Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные “умные”
    будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.

    Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что
    всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам
    несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.
    Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания – осознанном сновидении. Это удивительно,
    но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается.
    После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.

    Заболевания
    Сомнамбулизм (устаревшее – лунатизм) – болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в
    состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма
    может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.
    Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли
    внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание,
    уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.
    Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!)
    километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

  8. ВЕРНУ Ответить

    195 Запишите определение.
    Ответ:
    Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
    196 Используя материал учебника, запишите, что изучают эти науки.
    Ответ:
    Физиология ВНД – она изучает процессы, происходящие в центральной нервной системы. Возбуждение и торможение, условные и безусловные рефлексы.
    Психология – это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.
    Психофизиология – это раздел психологии, в котором изучается изменение различных физиологических показателей, в зависимости от психологического состояния.
    197 Дополните предложение.
    Ответ:
    Все рефлексы, возникающие в организме животного или человека, И.П.Павлов подразделил на безусловные и условные.
    198 Запишите определения и приведите примеры рефлексов.
    Ответ:
    Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.)
    Примеры: выделение слюны при попадании лимона в рот; Сосательный рефлекс новорожденного; отдергивание руки от горячего чайника.
    Условные рефлексы – это приобретенные в течение жизни организма реакции.
    Примеры: выделение слюны при виду лимона; реакция 8-месячного ребёнка на бутылочку с молоком; реакция кошки/собаки на кличку.
    199 Заполните таблицу “Сравнение безусловных и условных рефлексов”
    Безусловные рефлексы
    Условные рефлексы
    Имеются с рождения
    Приобретаются в течение жизни
    В течение жизни не изменяются и не исчезают
    Могут изменяться или исчезнуть в течение жизни
    Одинаковые у всех организмов одного вида
    У каждого организма свои собственные, индивидуальные
    Приспосабливают организм к постоянным условиям.
    Приспосабливают организм к изменяющимся условиям
    Рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного
    Временная связь образуется в коре больших полушарий
    200 Перечислите обязательные условия, необходимые для успешной выработки условного рефлекса.
    Ответ:
    Если щенок питался только молоком, то мясо не вызовет никакой реакции, но после того как он попробует мясо, один только вид будет вызывать выделение слюны.
    Если включить свет и дать собаке мясо – это безусловный рефлекс, но если так делать в течение 2 – ух дней, то у собаки начинается слюноотделение на включение лампы
    201 Запишите определение.
    Ответ:
    Торможение – активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся другой волны возбуждения.
    202 Каково биологическое значение торможения?
    Ответ:
    Обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем.
    203 Что произойдёт со слюноотделительной реакцией у собаки, если включение лампочки перестанут подкреплять пищей? Объясните ваш ответ.
    Ответ:
    Если собаке перестать давать пищу и снова включить лампочку, слюна будет выделяться автоматически, это условный рефлекс Павлова.
    К какому виду торможения относится данный пример?
    Ответ:
    Это внешнее торможение.
    204 Что такое навыки? Какими навыками обладаете лично вы?
    Ответ:
    Навык – это умение выполнять определенные действия. Мои врожденные навыки – честная, дружелюбная, организованная и т.д. Приобретенные навыки – умение руководить, решать проблемы.
    Специализированные навыки – компьютерные программирование.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Tёмный АnGeL Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *