Какой смысл вкладывает булгаков в слово мастер?

15 ответов на вопрос “Какой смысл вкладывает булгаков в слово мастер?”

  1. 12345is Ответить

    «рукописи не горят… » — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.
    мастер — историк, сделавшийся писателем. мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.
    Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет» ) — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца» , пьесы «Дни турбиных» , «Бег» , «Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.
    Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате» , мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества
    Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет» . В этом мире божественный дар мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.
    Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно» . Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
    Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» . И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими» . И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

  2. Vialli Ответить


    – Как изображён вечный приют Мастера.
    Выразительное чтение эпизода из гл. 32. Реализация
    домашнего задания.
    – Как можно понять слово “покой”?
    Составление
    кластера. (Приложение №2)

    – Какие литературные реминисценции возникают?
    Почему?

    а) Реализация домашнего задания:
    выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.
    Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”,
    “Памятник”.
    б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями.
    Беседа с классом:

    – Почему Мастер не заслужил света?

    а) Обучающиеся высказывают свои
    предположения.
    б). Учитель знакомит с фрагментами из книги
    литературного критика И.Л. Галинской.
    ( В книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ:
    свет уготован для святых, а покой предназначен
    “истинному” человеку. Что же не позволяет
    причислить булгаковского Мастера к святым? Можно
    предположить: и в жизни, и за смертным порогом
    герой остаётся слишком земным. Он не хочет
    преодолевать в себе человеческое, телесное
    начало и забыть, например, свою великую, но
    грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с
    ней и в загробном мире. Второе предположение —
    Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не
    принял подвига, который был уготован ему судьбой,
    и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему
    продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но
    Мастер отказывается: “Он ненавистен мне, этот
    роман… Я слишком много испытал из-за него” (2, 24).
    Третье предположение — сам Мастер и не стремился
    к божественному свету, то есть не имел истинной
    веры. Доказательством этому может служить образ
    Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа
    как нравственно прекрасного человека, что
    недостаточно для верующего (посмертное
    воскресение так.и не показано)).

    – Как литературный критик ответил на этот
    вопрос? Согласны ли вы с её мнением?
    – Почему Мастер не оспаривает приговор?

    (Считает приговор справедливым. Он оценивает
    себя по той же шкале ценностей, что и своих
    героев. Мастер-Понтий Пилат – внутренняя
    параллель. Пилатчина – уход в себя, от своей
    совести. Понтий Пилат наказан Мастером
    бессмертием, бессмертием вечной вины. Мастер
    проявил безверие и малодушие. Мастер понимает,
    что человек ответственен за свои решения.

    – По какому закону Мастеру дарован покой?

    (Если обучающиеся затрудняются ответить на
    вопрос, отсылаем к эпиграфу.)
    (По закону справедливости, закону Воланда.
    Справедливость выше добра и зла.)

    – Почему автор не наказывает героя тьмой?

    (Совершил творческий подвиг, написав во времена
    воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри.
    То, что книга не была закончена, не умаляет
    поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила
    настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти.
    Творчество и любовь для Булгакова — высшие
    ценности, которые искупили отсутствие
    правильной веры у героя.)

    10). Реализация домашнего задания 2-го варианта.
    “ Приговор Маргарите”.
    а). Звучит монологический ответ о судьбе
    Маргариты с опорой на цитатный план, например:

    – Меня поразила не столько её красота, сколько
    необыкновенное, никем не виданное одиночество в
    глазах. (гл.13)
    – Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)
    – Невидима и свободна!
    – Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и
    счастья вообще тоже не было. И вот она сперва
    долго плакала, а потом стала злая… (гл.21) и т.д.

    б). Беседа с классом:

    – Почему Маргарите дарован покой? А не свет? Не
    тьма?

    в). Составление кластера. (Приложение
    №3)

    – Кем и по какому закону героине дан покой? Какой
    эпизод в романе поможет нам ответить на этот
    вопрос?

    ( Обучающиеся делятся своими мыслями,
    дискутируют).
    11). Обращение к финальной главе романа.
    а) – Прочитайте лирическое отступление гл. 32.
    Художественное чтение эпизода.

    б) Беседа с классом:

    – Какие темы и мотивы звучат?

    (Тема заблуждений человеческой души, мотивы
    усталости, потерянности, слабости.)

    – А дальше идёт картина преображения, каков её
    смысл?

    (Образ тёмно-фиолетового рыцаря, “который
    неудачно пошутил” говорит об ответственности
    человека за поступки, принятые решения,
    ответственности художника за творчество).

    – К какому выводу подводит нас автор?

    (Возмездие неизбежно, неизбежна плата за все
    ошибки, заблуждения.)

    – Выходит, герои Булгакова – заблуждающиеся
    люди, страдающие от малодушия и безверия?
    – Каково авторское отношение к ним?

    (Сочувствие, сострадание и вера в прощение.
    Мастер “отпускает” на свободу своего героя,
    “прощает” его, Булгаков “отпускает Мастера в
    надежде на прощение как высшую ценность.)

    – Значит, роман Булгакова – роман искупления,
    покаяния, веры в то, что Бог выше справедливости.
    – Так по какому же закону Маргарите дарован
    покой?

    (По закону милосердия.)

    – Что писатель ставит выше: справедливость или
    милосердие, прощение?
    – Обратимся к эпиграфу. Святой Максим
    Исповедник сказал: “Справедливости требует
    Дьявол. Бог выше справедливости.) Вы согласны с
    ним?

    (Обучающиеся дискутируют).
    3 этап. Рефлексивно-оценочный. Обращение к
    проблемному вопросу урока.


    – Почему героям дарован покой, а не тьма, не
    свет? Кто и почему дарует им покой?

    (Звучат монологические ответы обучающихся).

    – Так каков же финал романа Булгакова —
    счастливый или трагический?

    Дискуссия .

    Д/З.
    Написать эссе на одну из предложенных тем:
    “Над какими вопросами заставил
    задуматься роман?”
    “Нравственные уроки Михаила Булгакова”.
    “Какое дело нам, людям 21 века, до духовного
    поединка Иешуа и Понтия Пилата?”

  3. mirdomu Ответить

    «рукописи не горят… » — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.
    мастер — историк, сделавшийся писателем. мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.
    Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет» ) — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца» , пьесы «Дни турбиных» , «Бег» , «Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.
    Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате» , мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества
    Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет» . В этом мире божественный дар мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.
    Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно» . Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
    Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» . И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими» . И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

  4. vangelis Ответить

    «рукописи не горят… » — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.
    мастер — историк, сделавшийся писателем. мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.
    Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет» ) — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца» , пьесы «Дни турбиных» , «Бег» , «Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.
    Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате» , мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества
    Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет» . В этом мире божественный дар мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.
    Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно» . Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
    Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» . И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими» . И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

  5. marafon2020 Ответить

    помогите пожалуйста нужно сделать летающею ракету(вверх) в паскале аbс.
    Решите уравнение:3x^2+4x-16=(x-4)^2
    =)
    Составьте уравнения реакций,с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
    а) Ca–>CaO–>Ca(OH)2–>Ca(NO3)2
    б) Mg–>MgO–>MgCl2–>Mg(OH)2–>Mg(NO3)2
    Уравнения реакций обмена напишите в молекулярной и ионно-молеку…
    Где находится город Херонея?
    прочитайте что обозначают эти выражение найдите правильный ответ в словах для справок
    сидеть сложа руки держать в уме делать спустя рукава навострить уши надуть губы задирать нос береч как зеницу ока
    слов…
    Помогите написать по английски, не с переводчика!!!
    Рыба-капля.
    Рыба-капля знаменита тем, что имеет очень унылый вид.
    Эта рыба обитает в Тихом, Атлантическом и Индийском океане.
    В английском языке она имеет смешное название B…
    помогите пожалуйста!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    “почему Джонси назвала нарисованный на стене листок плюща последним шедевром Бермана?”
    Вычисли площадь прямоугольника, длина которого равна 8 см, периметр – 20 см.
    исправь ошибки в правых частях неверных равенств 36ч=3сут. 63дм=6м3см. 3т630кг=3600кг.6кг300г=630г
    вычисли: 5дм6см*4=?.6см4мм*3=?8м7дм+4дм=?5см3мм+8мм=?2м-45см=?3м-9дм=?                                                     …
    В треугольнике АВС известно,что угол С=90 градусов,угол А=30 градусов,CD-высота,BD=7см.Найдите гипотенузу АВ.

  6. DmitriiRN Ответить

    Добро и зло противоборствуют и в искусстве. В качестве негативного примера Булгаков приводит современных писак, которые занимаются не истинным творчеством, а только лишь выполняют заказ государства. Каждому из членов МОССОЛИТа кажется, что он все делает правильно, живет он честно и работает на пределе своих возможностей. Вот только ценности у них не истинные, не те, которые должно преследовать настоящее творчество. В противовес этому мы видим Мастера, который не может жить без своего произведения, он стал для писателя смыслом жизни. Но никто из пресловутых писак не принимает его искусства. В итоге истинное творчество, вечное и ценное, остается не понятым. Но «рукописи не горят» и высшие силы все равно воздадут Мастеру за его труды по заслугам. Также как и писателям МОССОЛИТа. Каждый из них оказывается в ситуации, которая отражает его характер и поведение, хотя никто из них не считает себя неправым.

    Добро и зло в любви

    Эта тема одна из самых вечных, сложных и запутанных. Роман повествует нам талантливом непризнанном писателе и его возлюбленной. Ради любимого Маргарита готова на все. Преследуя благие цели, она идет на сделку с Дьяволом. Это еще раз напоминает нам о том, что границы добра и зла весьма размыты в этом мире. И Воланд дарует Маргарите то, чего она заслужила своей кровью в прямом смысле. После тяжелого бала у Сатаны, королевой которого пришлось стать Маргарите, Воланд дарует ей вечный покой рядом с любимым.

  7. bronislav.s Ответить

    «рукописи не горят… » — с этой верой в , неуничтожимую силу искусства умирал писатель м. булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. мастер — , сделавшийся писателем. мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. он написал гениальный роман о понтии пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. при этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл. мастер — во многом автобиографический герой. его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет» ) — это в точности возраст булгакова в мае 1929 г. газетная кампания против мастера и его романа о понтии пилате напоминает газетную кампанию против булгакова, когда его повести «роковые яйца» , пьесы «дни турбиных» , «бег» , «зойкина квартира», «багровый остров» и роман «белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего . божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе иудеи всаднике понтийском пилате» , мастер тем самым выполняет завет бога. но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет» . в этом мире божественный дар мастера оказывается под запретом как нечто опасное. мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших « ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. и они стараются его уничтожить. это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. он к этому не готов. ненависть и злоба этих людей его угнетает. к этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. и мастер отчаялся, сломался. мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно» . но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных. роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» . и именно воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими» . и это свидетельствует, по м. а. булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

  8. biochazar Ответить

    Цели:
    Раскрыть в романе главную проблему ХХ века –
    проблему государственного управления,
    ответственности каждого культурного человека за
    всё, что происходит в обществе.
    Показать необходимость всех сюжетных линий
    романа в раскрытии его главной идеи.
    Способствовать нравственному воспитанию
    учащихся.
    Ход урока.
    Сотри случайные черты –
    И ты увидишь: мир прекрасен.
    Познай, где свет, – поймёшь, где тьма.
    Пускай же всё пройдёт неспешно,
    Что в мире свято, что в нём грешно,
    Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
    А. Блок “Возмездие”.
    1. Вступительное слово учителя.
    М. А. Булгаков, как человек высокой культуры,
    вобравший в себя лучшие христианские традиции,
    прошедший через огонь гражданской войны, через
    эпоху обезличивания и уничтожения индивидуума в
    советской стране, обескультуривание народных
    масс, духовное обнищание, не мог оставаться к
    этому равнодушным. Пусть много лет спустя, но он
    явился и для нас совестью нации, раскрыл крушение
    иллюзий простого человека в бюрократическом
    государстве, явил для нас пример несгибаемого
    творческого духа, нравственной чистоты и
    социальной интуиции, вселил веру в торжество
    человеческого разума, в победу добра, в
    возрождение культурных традиций и
    восстановление общечеловеческих ценностей.
    Особенно ярко он раскрыл свою идею в романе
    “Мастер и Маргарита”.
    “Есть в романе … мотивы, которые ведут к Данте,
    Гёте. Но всё это Булгаков, и только он один
    обращается к нам, переплавив в своей душе
    идейно-нравственные искания великих
    предшественников. Истинный талант неповторим.
    Однако тем выше его неповторимость, чем больше и
    глубже он зачерпнул из культуры человечества, из
    духовной традиции и представил на наш суд
    создание, устремлённость в будущее, каким мы
    хотим его видеть в себе.”
    Е. Сидоров.
    Мы уже знаем героев романа, рассмотрели
    события, которые в нём происходят: далёкое
    прошлое в Ершалаиме и московское общество 30
    годов ХХ века.
    Наша цель сегодня – понять, что объединяет все
    главы в роман, какое понятие вкладывает автор в
    слова: добро, свет, истина. По ходу урока мы
    постараемся уложить это в схему.
    2. Беседа и составление схемы.
    Чтобы осмыслить настоящее, необходимо
    обратиться к прошлому! В романе Булгакова
    прошлое – в главах о Понтии Пилате.

    – Какие слова Иешуа вызвали у прокуратора
    сначала удивление, потом возмущение?

    (Добрый человек, добрые люди. Злых людей не
    бывает)

    – Почему?

    (Понтий Пилат знает, что окружающая жизнь
    построена на насилии, поэтому добрый человек
    просто не сможет выжить. Про себя он знает, что
    необходимо быть жестоким, ловким, сильным и
    расчётливым. Только благодаря таким своим
    качествам он побеждал в боях и стал наместником
    Тиберия в Ершалаиме.)

    – А в чём истина?

    (В том, что у прокуратора болит голова.)

    – Давайте разберёмся, как это связано друг с
    другом. Для этого обратимся к задачам, которые
    стоят перед Понтием Пилатом.

    Сообщение учащегося.
    Понтий Пилат –
    наместник римского императора в Ершалаиме. Как
    любой поработитель, он должен держать город в
    своих руках и всё контролировать. Так как любой
    государственный аппарат – аппарат насилия, а
    захватчик тем более, то у прокуратора в Иудее
    незавидная роль. Он использует армию, шпионов,
    доносчиков, сам вступает в тайные переговоры с
    нужными ему людьми. Следовательно, его правление
    здесь – зло. Какой бы бесчеловечный порядок в
    стране ни был, правитель подчиняем ему свои
    действия и действия своих подчинённых. Так
    складываются обстоятельства, что он просто
    вынужден быть жестоким, что противно его
    внутренним желаниям. Это принуждение среды
    делает его жизнь мучительной и безысходно
    одинокой. Только собака разделяет его
    одиночество, поэтому она для него не только
    любимое, но и необходимое существо.

    – Почему истина заключается в головной боли?

    (Головная боль – символ раздвоения,
    дисгармонии, раскола, который переживает этот
    необыкновенно умный и сильный человек, который
    вынужден принимать тот порядок правления, от
    которого, пусть и неосознанно, страдает его дух.
    Он вынужден жить по плану, который не зависит ни
    от его воли, ни от его желаний. Сильный ум Пилата
    разошёлся с его совестью. Головная боль –
    наказание за то, что его разум, не соглашаясь
    внутренне, допускает и поддерживает
    несправедливое устройство мира. Головная боль –
    это символ душевной дисгармонии, разлад между
    разумом и совестью, стремление к нравственности.

    – Докажите это примерами текстом.

    Головная боль у прокуратора прекращается,
    когда он решается не выносить смертный приговор
    Иешуа, и накатывает тогда, когда он вспоминает о
    своих обязанностях перед императором (явление
    плешивой головы, на которой “сидел редкозубый
    золотой венец” стр. 404- 405)

    – В чём повинен Иешуа?

    Своими речами он смущал людей. Он говорил о вере
    и истине, о насилии и добре, рисовал будущее без
    насилия, когда человеку вообще не нужна будет
    никакая власть. Он страшнее, чем убийца Варраван,
    потому что идеологически превосходит всех.
    Понтий понимает это, он знает, что мир держится на
    цепях “веры” и “насилия”, уродлив и
    несправедлив.

    – Что есть истина по Иешуа?

    Она заключается в самом человеке, как мыслящем
    существе.

    (Сообщение об Иешуа)
    В изображении Иешуа
    Га-Ноцри Булгаков не следует библейским
    традициям, он показывает его не божественное, а
    человеческое происхождение, поэтому и имя у него
    имеет другое звучание, чем Иисус. Происхождение
    сомнительное, он не помнит своих родителей, не
    имеет постоянного места жительства, родных. Зато
    он образован. (стр. 398)
    Булгаков вообще придаёт большое значение
    человеческому в человеке. Для него проявлением
    человеческого является разумная и
    одухотворённая жизнь, то есть культура, что
    определяет одну из главных закономерностей
    земной и космической жизни. Мыслящее существо
    должно само определять истину и ощущать свою
    ответственность за проведение её в жизнь.
    Поэтому Иешуа – прежде всего человек. Для него
    плотское, физическое существование не является
    важным, ему он не придаёт никакого значения.
    Ценность только в духовной жизни. Это его
    убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых он
    дошёл своим собственным умом. Он сам живёт в ладу
    со своей совестью и не лукавит и не прячет свои
    убеждения даже перед смертью. Он в своём времени
    пытается решить те вопросы, которые стоят перед
    нашим обществом, в наше время. Он уверен, что
    человек на протяжении веков обязательно
    самосовершенствуется. В этом герое Булгаков
    воплощает своё представление о добре как
    признание духовной неповторимости, личной
    ценности любого человека. Истину Иешуа видит в
    гармонии между человеком и миром. Эту истину
    каждый человек должен открыть для себя сам,
    стремление к ней должно стать целью жизни
    каждого человека. Поэтому суть его жизни
    заключается в том, останутся ли его мысли в
    других, успел ли он передать их кому-то ещё. А
    поскольку суть его жизни в его духовном наследии,
    то он сам волен распоряжаться своей жизнью, и
    только он сам обрежет её волосок. Влияние его на
    окружающих делает его опасным для государства.
    Главное в его истине – действенное добро, в этом
    его новое слово.
    Выводы: Иешуа вреден для государства,
    так как
    добро не может опираться на насилие, как это
    делает зло. Добро – это желание одного человека
    понять другого. Отсюда и его проницательность
    (“…у тебя долит голова…”), искренность,
    гибкость, умение понять другого, участливость,
    отзывчивость.
    Постоянное самосовершенствование, культура.
    Добро – это труд творческий, обращённый на
    благо людей.
    1 слайд (На чёрном фоне мира зла и тьмы
    появляется единственный огонёк – Иешуа. Это
    начало осознания себя человеком, это добро и
    свет. Иешуа – первый человек. Необходимы
    нравственная стойкость, воля, твёрдость в защите
    своей идеи, величайшая самоотверженность. Это
    оружие добра, так как добро не может быть
    пассивным. В романе добро всесильно: оно влияет
    на Левия Матвея, на Пилата, возможно, на Иуду.
    Идея “доброго человека” (то есть истинно
    человека) – моральный принцип, поэтому
    подвергается сложнейшим испытаниям.

    – Почему же Крысобой, Иуда – “добрые люди”?

    Добро – это проявление человеческого, а зло –
    дочеловеческое явление. Человек начинается там,
    где кончается зло. Он – в шкале нравственных
    ценностей, в зоне добра. Человеческая сила только
    от добра, а иная – от лукавого.
    (Слайд 2. Записываем выводы в красном круге о
    человеке. Слева помещаем запись: “Дочеловеки
    невменяемы: Крысобой, Иуда, Каифа”. Они ещё не
    могут носить определение “человек”, поскольку
    ничего не ищут, ни в чём не раскаиваются,
    удовлетворяются данной жизнью, не стремятся к
    духовному самосовершенствованию, не страдают от
    безнравственности происходящего. Из мира Иешуа
    только Понтий Пилат способен стать человеком,
    пусть через многовековые страдания. Поэтому его
    имя соединяем с “человеком” стрелкой.)
    “Мастер и Маргарита” – роман о всесилии добра,
    но при одном условии: какие бы испытания ни
    выпали на долю человека, он ни в коем случае не
    изменит ему. Каждый человек ответственен за
    добро. И тем более ответственен, чем культурнее и
    образованнее он, чем больше осознаёт стоящую
    перед ним задачу.

    – Теперь мы можем ответить на вопрос: почему
    Булгаков включает в описание общества 30 годов ХХ
    века главы из жизни древнего Ершалаима?

    Для Булгакова изображение древнего мира
    необходимо для того, чтобы показать пробуждение
    сознания, стремление к истине, к добру, к
    самосовершенствованию, от внутренней культуры к
    внутренней свободе. Таков Иешуа, к этому
    стремится прокуратор. Пилат до тех пор одинок и
    мрачен, страдает, пока не освобождается от
    тяжкого бремени представителя аппарата насилия
    и выясняет эту истину.
    Кроме того, изображение власти прокуратора –
    возможность для Булгакова раскрыть смысл
    современной власти, которую открыто критиковать
    не имел возможности. Там, где кончается добро,
    начинается зло и власть становится
    бесчеловечной. Поэтому, изображая современное
    общество, автор не касается государственного
    аппарата, читателю и так всё становится ясно.- Как
    изменилось общество за прошедшие два
    тысячелетия?
    “Горожане сильно изменились, внешне…” –
    говорит Воланд. Но “…гораздо более важный
    вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?”
    (стр. 492)
    Человечество прошло долгий путь развития
    (показываем слайд 3, сферу возможного
    самосовершенствования человека и общества),
    впитало в себя культуру всех веков и народов,
    определило для себя, что хорошо и что плохо,
    научилось разбираться во многих жизненных
    вопросах. Значит отнести современных людей к
    дочеловекам (младенцам человечества) нельзя,
    поэтому и спрос с него гораздо больший, и
    ответственности за происходящее должно быть
    больше.

    – Что же представляет собой в романе нечистая
    сила?

    Воланд не заставляет людей специально
    совершать злые поступки, он только ставит их в
    такие условия, когда в них проявляются стихийные
    силы, вполне сознательно допущенные в них ими же.
    Перед человеком встаёт проблема нравственного
    выбора. В зависимости от того, что он выберет, и
    определяется мера его вины и страдания. Воланд и
    его свита созданы из человеческих недостатков,
    затаившихся в них, и выявляют их там, где перед
    ними отступает человеческое.
    Римский меньше страдает, чем Берлиоз: он только
    исполнитель. Берлиоз не только мыслитель,
    идейный проводник, но и воспитатель молодого
    поколения, значит, должен прежде всего сам
    разобраться в правильности тех идей, которые
    проводит в жизнь. Ведь он усвоил многое из
    культурного наследия человечества. Если есть
    какие-то сомнения в их правильности – разрешить
    их, иначе это грозит плохими последствиями всему
    обществу. Поэтому он лишается головы, которой не
    умеет управлять.

    – Почему разгул страстей, стихийных сил
    происходит в Варьете?

    Это полигон страстей, выплеснувшихся наружу,
    откровенных, бесстыдных. Такая же вакханалия
    низких страстей – обывательское стремление к
    “сладкой жизни”, “красивой жизни”, лишённой
    духовного содержания.
    Гости Воланда на балу – грешники, воплощение
    зла, нелюди всех мастей, которые получают то, к
    чему стремились, удовлетворяя свои низкие
    эгоистические страсти. И в описание бала
    вторгается снижено-пошлая оценка – “как в
    бане”.
    “Никакой прелести в нём нет и размаха тоже”
    (Воланд).

    – Как же возникают эти дьявольские силы, где
    берутся?

    Это тёмные стихийные страсти и влечения, не
    подчинившиеся человеческому началу, они “от
    лукавого” (показываем на слайде), они с
    готовностью поджидают каждого, потому что живут
    в душе. А задача каждого – противостоять им, не
    поддаться, остаться человеком.

    – Каким же видят Воланда герои романа?

    В зависимости от царящих в душе “убеждений”.
    Для Иванушки Воланд – иностранный шпион. Для
    Берлиоза – Белоэмигрант, профессор истории,
    сумасшедший иностранец. Для Стёпы Лиходеева –
    маг, артист. Для мастера – литературный персонаж,
    Дьявол, порождённый европейской культурной
    традицией (Мефистофель).

    – Что же Воланд на самом деле?

    Это ночное небо, первородный космос, в недрах
    которого зарождается жизнь. Значит, это начало
    тоже ответственно за человека и человеческую
    жизнь. Именно поэтому оно вмешивается в жизнь на
    земле.
    Где место мастеру в этой системе?
    Покой – это место между добром и злом. Мастер
    прекрасно осознаёт, что происходит в обществе, не
    может это не воплотить на бумаге, но он не творец
    и не боец. Его “доброта” не действенна, поэтому
    он не имеет права быть рядом с Иешуа, но и среди
    зла ему находиться не пристало. Он тоже получил
    то, что заслужил. (показываем на слайде).

    Вывод:
    Человек, родившийся из бесконечного, вечного
    бытия, прошедший сложнейший путь развития от
    дочеловеческого состояния до высокодуховного,
    культурного осознания своей роли на земле,
    обязан сам заботиться о чистоте и совершенстве
    общества. Поэтому Фриду от наказания освобождает
    Маргарита. От доброты, внимания к другому
    человеку идёт его милосердие, сострадание,
    которые являются проявлениями человеческими. Ни
    Бог и ни Дьявол не помощники в этом!

    Литература:
    Михаил Булгаков. Романы. М. “Современник”. 1988.
    В. Акимов. На ветрах времени. Ленинград.
    “Детская литература”. 1991.
    Приложение.

  9. .,meren.. Ответить

    «рукописи не горят… » — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.
    мастер — историк, сделавшийся писателем. мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.
    Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет» ) — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца» , пьесы «Дни турбиных» , «Бег» , «Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.
    Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате» , мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества
    Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет» . В этом мире божественный дар мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.
    Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно» . Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
    Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» . И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими» . И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

  10. Mojo_Risin Ответить

    Некоторые литературоведы считают, что основным смыслом этого мистического произведения является вечная борьба между добром и злом. По Булгакову получается, что добро и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии. Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала. Одной из ключевых фраз романа стали слова Воланда, которые он произнес, обращаясь к Левию Матвею: «Не будешь ли так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
    В романе зло, в лице Воланда, престает гуманным и справедливым. Добро и зло переплетены между собой и находятся в тесном взаимодействии, особенно в человеческих душах. Воланд карал людей злом за зло ради справедливости.
    Не зря некоторые критики проводили аналогию романа Булгакова и историю Фауста, правда в «Мастере и Маргарите» ситуация представлена в перевернутом виде. Фауст продал душу дьяволу и предал любовь Маргариты ради жажды познания, а в романе Булгакова Маргарита заключает сделку с дьяволом ради любви к Мастеру.

    Борьба за человека

    Жители Булгаковской Москвы предстают перед читателем собранием марионеток, терзаемых страстями. Огромное значение имеет сцена в Варьете, где Воланд садится перед публикой и начинает рассуждать о том, что люди не меняются веками.
    На фоне этой безликой массы только Мастер и Маргарита глубоко осознают, как устроен мир и кто им правит.
    Образ Мастера является собирательным и автобиографичным. Читатель не узнает его настоящего имени. В лице мастера выступает любой художник, а также человек, который имеет собственное видение мира. Маргарита – это образ идеальной женщины, которая способна любить до конца, невзирая на трудности и преграды. Они идеальные собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной своим чувствам женщины.
    Таким образом, смысл этого бессмертного романа условно можно разделить на три пласта.
    Над всем стоит противостояние Воланда и Иешуа, которые вместе со своими учениками и свитой ведут беспрерывную борьбу за бессмертную человеческую душу, играют судьбами людей.
    Чуть ниже находятся такие люди, как Мастер и Маргарита, позже к ним присоединяется ученик Мастера профессор Понырев. Эти люди духовно более зрелые, которые осознают, что жизнь устроена гораздо сложнее, чем, кажется, на первый взгляд.
    И, наконец, в самом низу находятся простые обыватели булгаковской Москвы. Они не имеют воли и стремятся только к материальным ценностям.
    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *