Какой смысл вкладывает пушкин в понятие свобода?

10 ответов на вопрос “Какой смысл вкладывает пушкин в понятие свобода?”

  1. nikson52 Ответить

    Тема: – Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (9)

    А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Во глубине сибирских руд”, “Арион”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как “свобода”, “вольность”.
    В первый период своего творчества — период окончания лицея и проживания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
    В 1817 году он пишет оду “Вольность”, которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
    В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.
    Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI – “мученике ошибок славных”, указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Продолжая мысли оды “Вольность”, в 1818 году Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”, в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: “власть роковая” и “Отчизна”. В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа “под гнетом власти роковой”. В обращении “товарищ” появляется новый оттенок – соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.
    В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении “Деревня” он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. “Деревня” – это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени – вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.
    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбаря белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крылаты;
    Везде следы довольства и труда…
    Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    (…)
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…
    Возникающие образы “барства дикого” и “рабства тощего” – это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие “свобода” приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в “мир вольных стихий”. В стихотворении “Узник” мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти “вольные стихии” противопоставлены несвободному миру с его “темницами сырыми” и “решетками”. В элегии “К морю” поэт прощается со свободной стихией – океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный”, в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы – свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”.
    События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”, отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда “оковы тяжкие падут, темницы рухнут”. Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их “скорбный труд” не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении “Арион” поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой “кормщика умного”. Поэт поет песни “беспечной веры полн” в торжество общего дела. Затем появляется образ “грозового вихря”, в результате которого “погиб и кормщик, и пловец”, но “таинственный певец” “выброшен на берег волною”. Он остается верен своим идеалам и помыслам:
    Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.
    В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода – это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы “непросвещенной”, и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, “велению Музы”. Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830).
    Поэт! Не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум,
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы – свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. “На свете счастья нет, но есть покой и воля”, – пишет он в стихотворении “Пора, мой друг, пора!” (1834), а в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836) лишь подтверждает эту мысль:
    Иная, лучшая потребна мне свобода…
    …себе лишь самому
    Служить и угождать.
    По прихоте своей скитаться здесь и там.
    Дивясь божественным природы красотам.
    Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

  2. maksisek Ответить

    Related posts:

    Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в […]…
    Сочинение рассуждение на тему Свобода ОГЭ 15.3 Что такое свобода? Для каждого человека свобода это право выбора, ведь когда демонстрируешь свое мнение, ты получаешь от этого удовольствие. Свобода выбора, свобода слова это самое главное в жизни каждого. Когда у детей спрашивают, что такое свобода они отвечают, что это возможность самостоятельно гулять без контроля родителей, ходить в магазины покупать то, что хочется. Детскими […]…
    Какие стороны жизни народа вызывает у поэта чувство сострадания к нему? ( на примере двух стихов Н. А. Некрасова ) Многие писатели были интеллигентами с большим чувством сострадания к народу. Это сострадание выражалось в их произведениях, которые и посвящались обычным крестьянским людям. Одним из таких писателей был Николай Александрович Некрасов, который был неспокоен за судьбу и жизнь народа. Его волновали нищета, страдания, ужасное отношение власти к ним, непосильная работа. Горесть, уныние и жалость нагоняет одно […]…
    Что такое свобода? Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода – это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах. Свобода – это свобода выбора. Человек волен сам выбирать, где ему […]…
    Свобода и ответственность в жизни человека Декларация, в которой указаны права человека и гражданина общества, содержит пояснение свободы человека, как возможности делать все, что другому не способно нанести вреда. Из этого следует, что ограничение осуществления естественных прав человека происходит теми рамками, что являются гарантом обеспечения других членов общества пользования аналогичными правами. Определение данных пределов входит в компетенцию исключительно закона. Если выразиться […]…
    Вольность и свобода в лирике А. С. Пушкина Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завязавшаяся еще в годы учебы в Царскосельском лицее крепкая дружба поэта с лучшими людьми эпохи, выступившими впоследствии против самодержавно-крепостнического строя, способствовала тому, […]…
    Человек в водовороте истории на примере произведений Пушкина Бунты 1831 года явились особым “введением” к “Истории Пугачевского бунта”, а также – к секретным пушкинским “Замечаниям о бунте”, опубликованным только через несколько десятилетий. Чрезвычайное сходство 1770-х годов с 1830-ми было замечено, конечно, не одним Пушкиным, но вряд ли еще хоть один человек в стране мог представить, что вскоре “История Пугачева” будет написана и напечатана. […]…
    Свободолюбивая лирика (Пушкин А. С.) А. С. Пушкин всегда отличался особым высказыванием чувств и эмоций. Он никогда не стеснялся их выражать, и не мог скрывать. В своих произведениях он часто прибегал к тому, что чувствует. Не боялся перечить, идти против правил и высказывать свое мнение. Именно в этом и выражалось тема свободы в его стихах, поэмах, романах и тп. Лирика […]…
    Свобода как ценность жизни Она одна такая единственная, разная, счастливая и несчастная, данная всего лишь раз… жизнь. А в чем же состоит ценность человеческой жизни? Довольно-таки спорный вопрос, ведь сколько людей, столько и мнений, и далеко не один человек размышлял на эту тему. Конечно же, в счастье, радости, близких людях, семье, но самой главной ценностью жизни является… сама жизнь. […]…
    “Золотой век” персидско-таджикской поэзии (на примере изученных произведений Рудаки, Омара Хайяма, Гафиза) Х ст. считается началом “золотого века” персидско-таджикской поэзии. Расцвет этой литературы связан с возрождением давних культурных традиций народов, которые жили в Иране и Средней Азии. Еще в VII ст. под лозунгами ислама началось арабское завоевание этих территорий. Изучение Корана, и вдобавок только в оригинале, стало краеугольным камнем образования и воспитания для многих народов Востока, которые […]…
    Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (На примере 2-3 произведений) В ранней поэзии В. Маяковского, проникнутой пафосом антибуржуазности, возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я”: бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами – эпатировать их. Для футуризма это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей: Вот […]…
    Разговоры о современном селе на примере произведений Г. Косынки Перейдем к анализу произведений “Помолвка”, “За земельку”, “Политика”, “На золотых богов”, “Гармония”. Время, о котором пишет писатель, было сложным и неоднозначным. И автор стремится показать его таким, каким оно было в действительности, – жестоким и трагическим, да и не всегда понятным до конца его героям. Все они отстаивают свою правду, борются за свое право на […]…
    С думой о России и о человеке (на примере произведений Бунина) Родился Бунин 10 октября 1870 года. Отец и мать его принадлежали к старинному дворянскому роду. Отец Бунина, Алексей Николаевич, вел бурную жизнь кутилы и игрока, разорился и вынужден был поселиться с семьей на хуторе в Елецком уезде Орловской губернии. Здесь провел свои детские и отроческие годы будущий писатель. “Тут,- писал он,- в глубочайшей полевой тишине, […]…
    Сочинение на примере произведений Омара Хайяма и Низами Гянджеви Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви. Открытием, так как в их творчестве отбивается особый менталитет восточных народов, особая духовность, особая атмосфера. Все это непривычно для нашего европеизированного сознания. Кроме того, всегда приятно расширить свое мировоззрение, свое знание о мире. […]…
    Философская проблематичность произведений И. А. Бунина (на примере рассказа “Антоновские яблоки”) Рассказ “Антоновские яблоки” был написан Буниным в 1900 году, на стыке двух эпох, двух веков. Такое время принято считать переломным, кризисным. Люди живут в преддверии больших перемен, но кто знает, плохих или хороших? Что ждать от 20 века, века бурно развивающейся техники, времени надвигающихся войн и катаклизмов? Что осталось в веке 19-ом – времени дворянской […]…
    Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной литературы (на примере рассказа В. Шукшина “Срезал”) Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было написано о красоте и долге перед этой красотой – нашей Родиной… Но война прошла, и […]…
    Свобода и любовь в лирике Пушкина Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются еще более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма. В элегии “К морю” столкнулись романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря – стихии природной, и трезвое сознание того […]…
    Война за спасение отчизны (на примере произведений Гоголя) Война за спасение отчизны неизбежна, сурова и справедлива, ибо ее “вышибло из народной груди огниво бед”. Но Гоголь видит те неисчислимые беды, которые приносят вражда и кровавые сражения между народами. В этом можно заметить близость гоголевских воззрений к мысли Шевченко, писавшего в предисловии к поэме “Гайдамаки”. Динамическая, бурная эпоха освободительной борьбы на Украине XVI – […]…
    Анализ средств художественной выразительности по стихотворению “К Чаадаеву” (Пушкин А. С.) План: 1. средство выразительности 2. где находится 3. пояснение 1) Оксюморон – “тихой славы” – слава по своему определению является громкой и шумной, и поэтому “тихая слава” сочетает в себе несочетаемое. 2) Сравнение – “как сон, как утренний туман” – данное сравнение является более чем точным: сон и туман проходят, не оставляя и следа, также […]…
    Назовите вечные образы в мировой литературе (на примере изученных произведений). Охарактеризуйте один на выбор Вечные образы – литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали “знаками” культуры: Преметей, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно вечными образами считают мифологических, библейских, а также легендарных персонажей (Наполеон, Жанна Д’Арк), если эти образы использовались в литературных произведениях. Нередко к “вечным образам” зачисляют и тех […]…
    Музыкальность произведений И. А. Бунина (На примере рассказа “Легкое дыхание”) 1. Понятие “музыкальности” произведения. 2. Средства достижения музыкальности текста. 3. Основное содержание, образ главной героини. 4. Лиричность и музыкальность рассказа. В апрельский день я от людей ушла, Ушла навек покорно и безгласно – И все ж была я в жизни не напрасно: Я для любви не умерла. И. А. Бунин Музыкальность произведения, певучесть строк, лиричность […]…
    Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались к этой теме, более того, у многих из них этот вопрос представлен как философский. Федор Тютчев, Афанасий Фет, Сергей Есенин – все это поэты, для […]…
    Эссе что такое свобода. Свободен ли я? Свободен ли я? Если да, то на сколько? Если нет, то в чем? “кто кем побежден, тот тому и раб” Этот вопрос, я полагаю ни в коем случаи нельзя рассматривать с одного ракурса, и поэтому я оценю степень своей свободы с разных сторон. Я себя рассмотрю, как гражданина РФ, кем я собственно и являюсь. Закон […]…
    ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть “деревенской прозой”. Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, […]…
    Герои произведений Байрона на примере стихотворения “Ты кончил жизни путь, герой!” Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик в сердцах передовых людей того времени. В своих произведениях Байрон изображал искателей правды и справедливости. Поэт восставал против власти, которая подавляла личность, а воспевал мужество и величие человеческого духа. Герои произведений Байрона – люди с большой […]…
    Свобода и вседозволенность Свобода и вседозволенность – понятия, на первый взгляд, очень близкие. В быту их часто путают, принимая одно за другое. На самом деле многие века в философском мире ведутся споры об этих двух категориях. Ученые пытаются разграничить “свободу” и “вседозволенность”, определить, где заканчивается одно и начинается другое. На мой взгляд, свобода является неотъемлемой частью счастья каждого […]…
    Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (на примере произведений М. А. Шолохова и В. Быкова) Великая Отечественная война – очень важный этап не только в истории нашей Родины. Жизни миллионов наших соотечественников были положены на алтарь победы над фашизмом в этой самой жестокой и кровопролитной войне. События военных лет зафиксированы в государственных печатных документах, в видеосъемках, в личных письмах участников сражений. Конечно, война не могла не оставить свой след в […]…
    Мастерство писателя в изображении истории (На примере произведений И. Бунина “Деревня”, “Суходол”) И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и дорогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. дожнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный […]…
    Роль портрета героя в его характеристике (на примере одного или нескольких произведений русской литературы) В искусстве слова все являются Учениками друг друга, но каждый Идет своим собственным путем. М. Пришвин Любим ли мы читать описание внешности героя? Находим ли мы эстетическое наслаждение в такого рода портретах? Пожалуй, не всегда, а ведь мир искусства, литература-большая мастерская, в которой все работают, создавая единую галерею любимых героев. И портреты их так же […]…
    Эссе на тему “Свобода” Эссе на тему “Свобода” “Свобода – это объективная возможность выбора” – такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек объективно имеет возможность выбирать, но что-то “субъективно” удерживает его. Какая же это свобода, когда цензура сидит внутри самого человека? Для меня лично свобода – это не […]…
    Мое мнение о понятии “луч света” Катерина, жена молодого купца Тихона Кабанова, живет с мужем в доме своей свекрови, которая постоянно ворчит на всех домашних. Дети старой Кабанихи, Тихон и Варвара, давно прислушались к этому брюзжанию и умеют его “мимо ушей пропу – щать” на том основании, что “ей ведь что-нибудь надо ж говорить”. Но Катерина никак не может привыкнуть к […]…
    Свобода поэта Понятие свободы практически не менялось, но постоянно обогащалось новыми толкованиями в процессе жизни поэта. В лицейский период она виделась держащей в руке “кубок пуншевой” на дружеском собрании, противопоставляющей себя малейшей попытке ограничить свободу лицеистов. Но под этим бездельем скрывалась тайна “святого братства” – возможность свободно высказывать свои мнения. Вырвавшись из ненавистных тогда стен, юный поэт […]…
    Тема деревни в одном из произведений современной русской и родной литературы (на примере романа В. Овечкина “Районные будни”) В 50-60-ые годы 20 века произошел расцвет советской литературы. Писатели и поэты получили новый толчок к своему творчеству. Это было связано с новым курсом жизни, взятым страной. Россия стала понемногу отходить от ужасных разрушений войны, и средства страны были брошены на ее модернизацию и развитие. Молодое поколение быстро и с удовольствием взялось за дело. Возобновились […]…
    Как решает Пушкин проблему “социальное и человеческое” в “Капитанской дочке” (на примере 2-3 эпизодов по выбору) В конце двадцатых – начале тридцатых годов Пушкин обращается к изучению русской истории. Писателя интересовали переломные моменты в судьбе России, а также великие личности, которые влияли на ход исторического развития страны. Результатом трудов Пушкина стали такие произведения, как “История Пугачева”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Медный всадник”. Историческая повесть “Капитанская дочка” была закончена Пушкиным в 1836 году. […]…
    В чем заключается избранничество и свобода поэта у Пушкина В чем заключается избранничество, свобода поэта? (По лирике А.С. Пушкина) По мысли А.С. Пушкина, поэт – гордый и независимый Человек, который тоскует “в забавах мира”. Он чуждается людской молвы и не поклоняется “народному кумиру”, стре­мясь уединиться на “берегах пустынных волн” (“Поэт”). При­частность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоя­тельствах жизни (“Арион”). Продолжая традицию романти­ков, […]…
    Мастерство писателя в изображении истории. (На примере произведений русской литературы XX века. – И. А. Бунин. “Деревня”, “Суходол”.) И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и дорогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный […]…
    О ПОНЯТИИ “ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА” Понятие “дети группы риска” сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти Дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут […]…
    Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века. – Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) Главный герой в произведении Н. В. Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность этого антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой бабой и останется. В комедии единственным […]…
    Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А. С. Пушкин. “Моцарт и Сальери”.) Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства. В первом […]…
    Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне (на примере повести Ю. Бондарева “Горячий снег”) Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли с уверенностью сказать, что не будет никогда такого, что больше не поднимет человек руку на человека. К сожалению, так сказать нельзя. Проблема войны актуальна и сегодня. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с […]…

  3. Kiruha328 Ответить

    Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завязавшаяся еще в годы учебы в Царскосельском лицее крепкая дружба поэта с лучшими людьми эпохи, выступившими впоследствии против самодержавно-крепостнического строя, способствовала тому, что декабристское восстание Пушкин воспринял очень близко. И хотя поэт не был членом тайного общества, он всеми своими помыслами находился с теми, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
    Воспевая свободу, вольность в юношеские годы, Пушкин верил в ближайшее их торжество. Поэт был убежден, что страной должен править просвещен- ный монарх. В оде “Вольность”, написанной поэтом в 1817 году, Пушкин не призывает к свержению царской власти, но высказывает громкий протест против тирании и беззакония. Он обращается к владыкам:

    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!

    Главным условием счастливой жизни народа Пушкин называет “с вольностью святой законов мощных. сочетанье”. Ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа, убежден поэт. В подтверждение своей мысли он упоминает в оде такие исторические уроки, как казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за преступления династии Бурбонов, смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы и другие. Поэт призывает сильных мира сего:

    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трапа
    Народов вольность и покой.

    Но царское правительство России не собиралось даровать народу свободу. Можно сказать, что обращение Пушкина осталось без ответа — ничто не указывало на то, что власти готовы к коренному переустройству России. Поэтому неудивительно, что в стихотворении “К Чаадаеву”, написанном спустя год после оды, Пушкин начинает сомневаться в мирном обретении свободы.
    Он уже не обращается с призывом к монарху. Теперь поэт связывает свои надежды со свободолюбиво настроенной молодежью России, которую он призывает “отчизне посвятить души прекрасные порывы”. Поэт искренне верит в то, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине, то есть те лучшие качества, которыми обладает прогрессивная часть дворянской молодежи, способны принести России лучшее будущее. Этой оптимистической верой проникнуты заключительные строки стихотворения “К Чаадаеву”:

    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    С посланием “К Чаадаеву” непосредственно перекликается написанное поэтом спустя год стихотворение “Деревня”. Несмотря на то, что здесь Пушкин уже не высказывает такого оптимизма, как ранее, его мысли о переменах к лучшему по-прежнему связаны со “свободой просвещенной”. Хотя поэт уже сомневается в том, удастся ли ему увидеть “народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя”.
    После неудавшейся попытки восстания декабристов поэт испытывает разочарование, вызванное противоречием между его романтическими мечтами о свободе и реальной действительностью.
    Но Пушкин остается верен своим вольнолюбивым взглядам. В стихотворении “Арион”, написанном в 1827 году, он признается: “Я гимны прежние пою…” Утверждение поэта о его верности прежним идеалам звучит также в послании “Во глубине сибирских руд…”, в котором поэт позволяет себе надежду:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.

    В творчестве зрелого Пушкина появляются новые мотивы на тему свободы.
    Если раньше поэт верил в то, что если не весь народ, то его лучшие представители способны изменить жизнь страны, то теперь он начинает сомневаться в этом. Более того, ему кажется, что столь долго воспевавшаяся им свобода народу не нужна. Этими мыслями поэт делится в стихотворении “Свободы сеятель пустынный…”:

    Паситесь, мирные
    народы?
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь

    Прослеживая творчество великого поэта в хронологической последовательности, можно заметить, как он постепенно раскрывал для себя понятие свободы не в политическом его значении, а в духовном. Может быть, не всегда можно иметь свободу “от царя”, но личная независимость человека — та истинная ценность, которой он может овладеть. В стихотворении 1836 года “Не дорого ценю я громкие права…” Пушкин пишет наполненные глубочайшей мудростью строки:

    Зависеть от властей, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там,
    Дивясь божественным природы красотам
    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    —Вот счастье! вот
    права.

  4. DubShtep Ответить

    Любой творческий человек всегда стремится к свободе. Или наоборот, человек, который свободен, выражает свой состояние через стихи, песни или картины. Всё это увеличивается в несколько раз, когда в стране, где живёт творец, вспыхивает революционное восстание. Так было и во время Французской революции, и во время восстания 1917 года, и, конечно, в период восстания Декабристов. Одним из вдохновителей декабрьских революционеров был Пушкин Александр Сергеевич, который поддерживал этих людей и даже дружил со многими из них, за что его и не любила царская власть.
    Александр Сергеевич считал, что свобода – единственная истинная ценность человека, и, если её кто-то отнимает, нужно наказать вора, а свободу вернуть. Ода «Вольность» – наверное, самое известное произведение Пушкина того времени. В нём поэт жарко и пылко высказал всё, что думает. Автор пишет, что свобода возможно только в том случае, если она сочетается с законом и тесно с ним связана. Свободу анархическую поэт не принимал. Всё это в духе декабристских идей, ведь участники восстания тоже не восславляли хаос, они просто хотели справедливости и выполнения законов. Кстати, декабристы как раз – таки и зачитывались этой одой, они учили её наизусть и передавали из уст в уста, поднимая в своих товарищах революционный дух. Данная ода написана торжественным языком, Пушкин сочинил её в лучших традициях гражданской поэзии, опираясь на творчество Радищева и Державина.
    Ещё одно стихотворение, посвящённое теме свободы Александр Сергеевич написал своему другу. Оно называется «К Чаадаеву» и носит, в отличие от «Вольности» более личный характер, так как это произведение – признание-письмо. Пушкин взывает своего друга к революции, он поддерживает его, обещает, что «Россия вспрянет ото сна». Именно личность этого произведения нравилась многим декабристам. Несмотря на то, что оно посвящено одному человеку, многие другие также, как и «Вольностью» зачитывались им для того, чтобы вновь поверить в свои силы, когда они уже заканчивались.

  5. Дон777 Ответить

    Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема “вольности святой” занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной “точкой отсчета”: началом нового этапа осмысления мира.
    В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Колоссальное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами – членами кружка “Священная артель” и офицерами И. Бурцевым, А. Муравьевым; с Александром Ивановичем Тургеневым. На сходках “Священной артели” звучали пламенные речи, осуждалось самодержавие, крепостное право, царил дух русофильства. Под влиянием этих идей еще в 1815 году было написано стихотворение “Лицинию”. Таким же высоким гражданским пафосом проникнуто одно из “программных” стихотворений первого послелицейского периода – ода “Вольность”. В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.
    Каковы же убеждения юного поэта? В первых двух строфах “Вольности” звучит отказ от “изнеженной лиры” и единственной целью поэзии объявляется стремление
    … воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Лирический герой провозглашает начало нового пути: революционного. В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: “Везде неправедная власть…” И здесь – кульминация оды:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон – а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Эти строки – суть взглядов просветителей, сформулированных в “Общественном договоре” Ж.-Ж. Руссо. Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью: гармоничным представляется ему государство, где “владыка” правит народом, сам беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону. Беззаконие ведет к безнравственности, к трагедиям:
    …в лентах и звездах,
    Вином и злобой упоенны
    Идут убийцы потаенны,
    На лицах дерзость, в сердце страх.
    …Падут бесславные удары…
    Погиб увенчанный злодей.
    Картина гибели Павла I заставляет содрогнуться: тиран, поправший Закон, сам провоцирует убийство. Ноне менее отвратительны автору убийцы – удары их “бесславны”. Обратите внимание на значительное противоречие между 8-ой и 11-12-ой строфами. В 8-ой строфе автор просто кровожаден:
    Самовластительный Злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Как эта жестокость сочетается с только что цитированными строками о безнравственности убийства? Здесь проявляется как раз своеобразная “нестыковка” идей, под влиянием которых находился молодой Пушкин, с его собственными нравственными убеждениями. Неслучайно в 1824 году сам поэт скажет о “Вольности” – “детская ода”. Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в “Деревне”. Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от “Вольности”, в “Деревне” уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека… В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание “К Чаадаеву”.
    Жанр послания – один из ведущих жанров романтической лирики, и стихотворение “К Чаадаеву” продолжает “романтическое направление” темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу – также изверившемуся. Но кто такой Чаадаев, адресат послания? Это один из интереснейших людей эпохи. Участник войны 1812 года и заграничного похода русских войск, он в 1821 неожиданно прервал блестящую военную карьеру, дал согласие вступить в “Союз благоденствия”. В 1830 году этот парадоксально мысливший русский философ издает трактат “Философические письма” – и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим. Пока же, в 1818 году, он проявил себя как человек загадочный: аристократ, глубоко ненавидящий рабство во всех его проявлениях – от крепостного права до плена светских условностей. Итак, с чем поэт обращается к другу-философу? Их объединяет главное:
    …в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Свобода перестает быть отвлеченным понятием, она осязаема, конкретна! Свобода нужна не “вообще”, свобода России нужна лично им, этим двум людям: Пушкину и Чаадаеву. Разве эта интимность не страшнее для трона всех обличений оды “Вольность”?! И хотя официальным поводом для южной ссылки послужила упомянутая ода, истинной причиной была не она: единственное, что не позволяло ее опубликовать – строфы об убийстве Павла I. “Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Его надо сослать в Сибирь!” – негодовал император. Александра I в “Вольности” болезненно задел намек на то, что он возглавил заговор против отца. И все же больше возмущала не ода, а стихи типа “Сказок” и послания “К Чаадаеву”. Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года – чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в этом была относительная свобода. Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником, узником – и это не могло не сказаться в его творчестве.
    1820-1822 годы в творчестве Пушкина – расцвет романтизма. В художественной же системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, свобода для романтика – высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры – к “Узнику”. Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами “темницы” и томящегося в ней “узника”. Нам никогда не придет в голову задать вопрос: за какое преступление и на какой срок осужден герой? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? И это абсолютно нормально, потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Ведущая мысль романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма – жажды свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море – стихия. Отчего именно орел – “грустный товарищ” узника? Образ орла – типичный романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем – мощь свободного полета, тяга в поднебесье… Обратим внимание: стремление к свободе у орла – врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. То есть, это стремление – определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
    Туда, где за тучей белеет гора.
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
    Мир свободной стихии – мир без людей. Во всем творчестве Пушкина 1830-22 годов особенно силен мотив устремленности к миру абстрактной свободы, вне реалий быта, вне всех условностей.
    1823 год стал кризисным для поэта. В этом году начался мучительный период переоценки ценностей: изменился мир вокруг него; меняется, взрослея, и сам Пушкин. Свойственное юности романтическое мироощущение сменяется более трезвым, реалистическим взглядом на мир. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений – стихотворение “Свободы сеятель пустынный…”. Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя: мир романтических грез растаял, а реальный мир лишен духовных начал. Теперь герой оказывается осужденным на страдания, ибо в этом мире он не нужен, ему нет места – и бежать некуда.Стихотворению предпослан эпиграф из Библии: Господь посылает пророка на землю, к людям, сеять семена добра, истины. Лирический монолог стихотворения становится как бы ответом пророка пославшему его: “…потерял я только время // Благие мысли и труды…” Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он – “сеятель свободы”. Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта:
    Паситесь, мирные народы!
    Эпитет “мирные” приобретает презрительную окраску: мирные – так как не способны восстать против собственного рабства. Это спокойствие бездуховности, спокойствие стада. А можно ли служить стадам? Нет, ибо: “К чему стадам дары свободы?” К 1824 году приходит философское осмысление понятия свободы. В стихотворении “Зачем ты послан был и кто тебя послал?” Пушкин размышляет о законах миропорядка, о людях, претендующих на роль “руководителей” человечества:

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *