Какой вид законов не предусмотрен конституцией рф?

15 ответов на вопрос “Какой вид законов не предусмотрен конституцией рф?”

  1. Lil Mac4o Ответить

    1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
    2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
    3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
    4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
    5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

    Глава 8. Местное самоуправление

    Статья 130

    1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Статья 131

    1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    Статья 132

    1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
    2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Статья 133

    Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции

    Статья 134

    Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Статья 135

    1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
    3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

    Статья 136

    Поправки к главам 3?8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

    Статья 137

    1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
    2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

    Заключительные и переходные положения

    1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
    День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
    Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации ? России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
    В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора ? Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ? действуют положения Конституции Российской Федерации.
    2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
    3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации ? России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
    4. Совет Министров ? Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется ? Правительство Российской Федерации.
    5. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
    После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
    6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
    До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
    7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
    8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
    9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. На депутатов Государственной Думы ? членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
    Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

  2. *** К@пRизЮ/ьk@ *** Ответить

    19.
    Виды правотворчества в Российской Федерации. Законотворческий процесс в Российской Федерации
    …законодательные органы должны быть так построены, чтобы они создали право, действительно отвечающее нуждам народа.
    Общая теория права. Элементарный очерк. Профессора Московского Университета В.М. Хвостова. (по изданию 1911 года)
    Правотворчество – богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
    1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
    2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
    3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);
    4) правотворчество органов местного самоуправления;
    5) локальное правотворчество (например, на предприятии);
    6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
    В зависимости от значимости правотворчество делится на:
    1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
    2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента);
    3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).
    Конституция РФ четко определила трех основных участников законодательного процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Попытаемся кратко описать каждую из сторон этого треугольника.
    Согласно Конституции РФ, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.
    В Государственной Думе 450 депутатов, из которых 225 имеют мандаты от партий и политических движений и избирались по партийным спискам, а еще 225 проходили в Думу через одномандатные округа. Все депутаты обладают одинаковыми полномочиями.
    В Совете Федерации 178 членов; в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ – глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа власти, т.е. вакансии в верхней палате замещаются по должности. В отличие от депутатов Государственной Думы члены Совета Федерации занимаются законотворчеством лишь эпизодически.
    Палаты Федерального Собрания имеют общую задачу – принятие законов, хотя круг ведения и полномочия каждой палаты при этом различны.
    Что же касается Президента РФ, то за ним Конституция закрепила право подписания и обнародования, принятых двумя палатами законов, тем самым, сделав его полноправным участником законотворческого процесса.
    Итак, что же следует понимать под законодательным процессом в Российской Федерации?
    Действующее законодательство, как Конституция, так и иные законодательные акты, не содержит легального понятия законодательного процесса. Что зачастую, на практике, позволяет давать широкое, ошибочное понятие законодательному процессу.
    Основываясь на систематическом анализе норм Конституции РФ, можно дать такое определение законодательному процессу.
    Законодательный процесс – это процесс принятия, одобрения и обнародования законов РФ тремя его участниками: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом. Центральной идеей законодательного процесса является принцип властного равновесия трех субъектов законотворчества. Все они участвуют в процессе лишь в той мере, в какой это предначертано Конституцией (п.п. 1 и 4 ст. 105, п. 4 ст. 107). Благодаря именно этому балансу обеспечивается принятие взвешенных и устраивающих общество решений.
    Попробуем дать еще одно определение более близкое к легальному, т.к. им оперирует Конституционный суд РФ в своей деятельности. Логика законодательного процесса, представляет собой конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся правоотношений его участников, их взаимных прав и обязанностей, также установленных Конституцией Российской Федерации, направленных на принятие законодательных актов.
    В большинстве европейских стран, правовой основой законотворческого процесса является основной закон страны – Конституция. Такой же принцип заложен и в Конституции РФ, которая определяет субъектов законодательной деятельности, а также общие вопросы законотворчества.
    Однако с момента принятия Конституции РФ в 1993 году, вопросов связанных с законотворческим процессом стало не меньше чем ранее. Поспешность принятия и разработки Конституции отразились на качестве нормативного материала Основного закона в части положений урегулирующих законотворческий процесс (ст.ст.104-109).
    Уже через два года спустя принятия Конституции Конституционный суд РФ осуществляет толкование вышеуказанных статей. В итоге принимаются четыре Постановления:
    – О толковании статей 105 и 106 Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П[1];
    – О толковании части второй статьи 105 Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П[2];
    – О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П[3];
    – О подтверждении обязанностей Президента РФ, предусмотренных частью третьей статьи 107 Конституции РФ Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П[4].
    Таким образом, применение ст.104-109 Конституции РФ осуществляется через призму толкований осуществленных Конституционным судом РФ. Что на наш взгляд не является правильным. Отдельные положения толкований, в литературе носят спорный характер. Толкования же Конституционного суда фактически выполняют роль закона о законотворчестве.
    В настоящее время разве что порядок принятия поправок к Конституции РФ урегулирован отдельным Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”[5]. Все остальные законотворческие процедуры входят в регламенты Федерального собрания РФ:
    – Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с послед.изм. и доп.) утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД[6];
    – Регламент Совета Федерации Федерального Собрания (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля 2003 г.) утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ[7].
    Таким образом, фактически, законотворческий процесс строится на толкованиях Конституционного суда РФ и регламентах Федерального собрания РФ, принятых, как раз на основе указанных толкований.
    Вышесказанное позволяет сделать однозначный вывод: в настоящее время существует очевидная потребность в законодательном урегулировании многих важных деталей этого процесса, однако пока такой федеральный закон отсутствует.
    Такой Закон (назовем его условно – «О законодательной деятельности в РФ» не только бы дал легальное понятие законодательной деятельности (и ряда вытекающих понятий), в рамках Закона можно было бы разрешить ряд проблем и вопросов, накопившихся в законодательном процессе нашей страны. Конечно же, это могло потребовать внесение изменений и дополнений в Конституцию РФ, но рано или поздно это придется сделать.
    Какие же дополнения и новшества можно было бы внести в Закон «О законодательной деятельности» в РФ? В рамках нашего исследования, мы предлагаем обратить внимание именно на проблемные вопросы законодательного процесса, не акцентируя внимание на стадиях законодательной деятельности, последние, подробно описаны и исследованы в юридической литературе.
    Итак, как же можно сделать законодательный процесс более совершенным? На какие недочеты и мелочи необходимо обратить внимание законодателю?
    Во-первых, обратимся к субъектам законодательной инициативы. Согласно п.1 ст.104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
    Между тем, как подчеркивают исследователи (Карпович В.Д.) можно лишь сожалеть, что в число субъектов права законодательной инициативы в Российской Федерации не вошли группы избирателей, что предусмотрено конституциями многих демократических государств мира[8].
    Во-вторых, на практике зачастую возникает вопрос о том, кто обращается в Правительство РФ за заключением. Пункт 3 ст.104 закрепляет, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
    Из конституционного текста недвусмысленно вытекает, что эта обязанность лежит на инициаторе законопроекта, ибо без такого заключения нельзя вносить законопроект в Думу. Действующий Регламент Государственной Думы это подтверждает, поскольку заключение Правительства принадлежит к числу документов, обязательно прилагаемых к соответствующим законопроектам при их внесении в Думу.
    Президент РФ уже обращал внимание на то, что в Федеральном Собрании допускалось несоблюдение этого положения, и возвращал принятые таким образом федеральные законы без рассмотрения по этой причине.
    Правовое значение заключения, как свидетельствует практика, чисто консультативное. Оно содержательно не связывает ни палаты Федерального Собрания, ни Президента. Однако это совершенно необходимая для них информация, которая позволяет судить о том, имеют ли возможные последствия принятия будущего федерального закона финансовое покрытие из федерального бюджета, да и о самом характере таких близких и отдаленных последствий тоже.
    В этой связи, представляется целесообразным придание заключению Правительства обязывающего характера, чтобы при отрицательном заключении законопроект не рассматривался и не принимался Государственной Думой.
    В-третьих, ч.3 ст.105 Конституции РФ устанавливает срок в соответствии, с которым, принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
    Упомянутый срок начинает течь, по смыслу, на следующий день после принятия Государственной Думой федерального закона в третьем чтении. В течение этого срока есть возможность окончательно оформить текст принятого федерального закона и постановления о его направлении в Совет Федерации. Правда, в Конституции отсутствует какое бы то ни было официальное толкование относительно того, какие дни имеются в виду – рабочие или календарные, исключается ли из этого срока каникулярное время. Нет такого толкования и в Регламенте Государственной Думы. Если принять во внимание краткость указанного срока, есть основания полагать, что имеются в виду рабочие дни во время сессии. Однако окончательное толкование остается за Конституционным Судом РФ или Законом.
    В четвертых, как мы уже отметили, «сроки» в современном законодательном процессе – это один из основных неурегулированных вопросов. Также этот вопрос актуален и в отношении срока в соответствии, с которым, президент должен подписать и обнародовать принятый закон (п.1 ст.106 Конституции РФ).
    Если считать, что Президент связан 14-дневным сроком только для подписания федерального закона, то возникает вопрос о том, в течение какого времени после подписания федеральный закон должен быть обнародован? Непонятно также, входят ли в обозначенные сроки выходные дни?
    Необходимо также законодательно разделить такие термины как «обнародование» и «опубликование» (или официальное опубликование), т.к. отдельные законодательные акты, в частности ФКЗ «О чрезвычайном положении» различает два этих термина.
    Следует акцентировать внимание и на том, что в практике возникают случаи, когда законодательные акты принимаются с нарушением конституционных процедур. Так, например, как Федеральное собрание, так и президент периодически пропускали 14-дневный срок, предусмотренный п.4 ст.105, п.2 ст.107, п.2 ст.108 Конституции РФ. Кроме того, в практике палат Федерального Собрания бывали случаи неоднократного голосования по повторно рассматриваемому федеральному закону, если сразу требуемое квалифицированное большинство получить не удается. Конституционность такой практики вызывает сомнения, ибо, по существу, она означает выкручивание рук парламентариям[9]. Возникает логичный вопрос, как быть с законодательными актами, которые приняты с нарушением установленных процедур? Как быть, если, например, при повторном рассмотрении Федерального закона конституционные требования не были соблюдены и Государственной Думой: в нарушение Регламента на заседании палаты не присутствовало необходимое число депутатов и не был соблюден принцип личного голосования депутатов? А ведь такое очень часто случается на практике!
    Требует разрешения и такой вопрос, как возможность Президента РФ отказать в подписании законодательного акта в случае его неконституционности. Напомним, что Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 06.04.1998 указал на то, что Президент РФ должен подписать Закон, при этом может обратиться в Конституционный суд РФ. На наш взгляд данная позиция Конституционного суда РФ является спорной (с таким решением Конституционного суда, кстати, не были согласны все судьи). Президент вправе вернуть в палаты Федерального Собрания без подписания и обнародования такой закон, если не считает его принятым в смысле части 1 статьи 107 Конституции. Это право принадлежит Президенту как гаранту Конституции, обязанному обеспечивать все установленные ею законодательные процедуры[10].
    Необходимость принятия специального Закона «О законодательной деятельности в РФ» обуславливается и тем, что отдельные акты, содержащие нормы направленные на регулирование законодательного процесса противоречат Конституции РФ. Так, в частности ст. 106 Конституции РФ закрепляет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
    а) федерального бюджета;
    б) федеральных налогов и сборов;
    в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
    д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
    е) войны и мира.
    Между тем, п. 5 ст. 16 Закона «О международных договорах» предусматривает такую процедуру внесения международного договора на ратификацию – в порядке законодательной инициативы. Согласно ей, субъекты права законодательной инициативы обладают правом представлять в Государственную Думу законопроекты о ратификации договоров, которые не вступили в силу, но, согласно Закону от 15 июля 1995 г., подлежат ратификации. В этом случае Государственная Дума направляет законопроект Президенту для внесения по нему предложений.
    Данная норма вторгается в сферу деятельности исполнительной власти по заключению международных договоров и представлению их на ратификацию. Изложенная процедура, таким образом, устраняет от этого Совет Федерации вопреки его конституционным полномочиям, предусмотренным в п. “г” ст. 106. И кроме того, из Конституции не вытекает обязанности исполнительной власти представлять договор, подлежащий в соответствии с законодательством ратификации, на утверждение Государственной Думы, если она не намерена участвовать в таком договоре.
    Не совсем ясна позиция Государственной Думы, которая в соответствии со своей компетенцией должна принять закон или отвергнуть законопроект, а не направлять его Президенту[11].
    Таким образом, еще раз подчеркнем, что необходимо принятие специального закона направленного на регулирование законодательного процесса. Несмотря на то, что законодательный процесс в нашей стране уже сложился важно придать ему форму закона, тем самым консолидировать положения, содержащиеся в толкованиях Конституционного суда РФ, регламентах обоих палат Федерального собрания РФ.

  3. Shalitius Ответить

    Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.
    Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе – не ограничены, Советом Федерации – 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ – 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.
    Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.
    В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) – преодоление вето Совета Федерации – и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.
    Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).
    Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа – то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.
    4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
    о военном положении;
    о чрезвычайном положении;
    о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
    о изменении статуса субъекта РФ;
    о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
    о референдуме;
    о судебной системе;
    о судах основного звена;
    о Конституционном Суде РФ;
    о Верховном Суде РФ;
    о Высшем арбитражном суде РФ;
    о Конституционном собрании РФ.
    Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.
    5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

  4. EQEFUFOX Ответить

    21. К категории политических прав и свобод гражданина в РФ относится:
    а) право на забастовку;
    б) право на создание политических партий и участие в них;
    в) право на объединение.
    г) все ответы правильные
    22. Конституция РФ закрепляет:
    1. свободу труда
    2. обязанность трудиться
    3. право на труд
    4. право на труд, в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены
    5. все ответы правильные
    23.Согласно Конституции РФ:
    а) каждый может свободно выезжать запределы РФ;
    б) каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;
    в) каждый имеет право свободнопередвигаться;
    г) каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет правовыбирать место пребывания и жительства.
    24.Конституция РФ:
    а) гарантирует бесплатную медицинскуюпомощь;
    б) гарантирует бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
    в) гарантирует льготным категориям граждан бесплатную медицинскую помощь;
    г) поощряет укрепление здоровьячеловека.
    25.Конституция РФ гарантирует:
    а) бесплатноесреднее образование;
    б) бесплатное высшее образование;
    в) различные формы образования;
    г) право на получение высшего образования на платной основе.
    26.Конституция РФ гарантирует каждому:
    а)государственную пенсию;
    б) социальные пособия;
    в) социальноеобеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;
    г) пособие по безработице.
    27.Защита прав и свобод:
    а)обязанность государства;
    б) производится только в судебном порядке;
    в) возможнапутём самозащиты;
    г) возможна путём обращения в межгосударственные органы.
    28.Гражданин РФ:
    а) можетсамостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет;
    б) не можетбыть выдан другому государству;
    в) можетиметь гражданство иностранного государства;
    г) не лишается прав и не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.
    29.Права и свободы в РФ:
    а) не могут быть ограничены;
    б) могут бытьограничены только в условиях чрезвычайного положения;
    в) могут бытьограничены в судебном порядке;
    г) не подлежат ограничению права и свободы, если это прямопредусмотрено Конституцией РФ.
    30.К базовому принципу, определяющему конституционную модель российскогофедерализма, относится принцип…
    1. Единства системы законодательной власти в РФ
    2. Признания за республиками в составе РФ государственного суверенитета
    3. Самостоятельности органов местного самоуправления
    4. Равноправия субъектов РФ
    31. Субъекты РФ подразделяются на:
    а) 8 видов;
    б) 6 видов;
    в) 4 вида;
    г) 2 вида.
    32.Право гражданина на забастовку относится к числу…
    1) политических прав
    2) экономических прав
    3) личных прав
    4) социальных прав
    Часть Б
    1. «Конституция РФ» – это (указать отличительныепризнаки):
    1.
    2.и т.д.
    2. Принятие Конституции РФ входит в ведение …
    1)Российской Федерации;
    2)субъектов Федерации;
    3)референдума РФ;
    4)совместного ведения РФ и субъектов Федерации
    3.Конституция РФ содержит:
    1. 137 статей 1 раздела и 9 положений 2 раздела
    2. 137 статей 1 раздела + 9 положений 2 раздела = 146статей
    3. 137 статей 1 раздела с учетом положений 2 раздела
    4. 137 статей1 раздела, не учитывая положений 2 раздела
    4. Предложения о поправках ипересмотре положений Конституции РФ могут вносить:
    а) Президент РФ;
    б)Конституционный Суд;
    в)Совет Федерации;
    г)Генеральный прокурор;
    д)Государственная Дума;
    Главу 2 Конституции РФ может пересмотреть
    1)Федеральное Собрание РФ;
    2)Совет Федерации РФ;
    3)Конституционное собрание РФ;
    4)Государственная Дума РФ.
    6. Законодательный(представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее…
    1. Двухлет со дня его подписания
    2. Трехмесяцев со дня его подписания
    3. Шестимесяцев со дня его подписания
    4. Одного года со дня его подписания
    Кто из перечисленных органов и лиц НЕ имеет права законодательной инициативы?
    1)Депутаты Государственной Думы РФ
    2)Верховный Суд РФ
    3)Президент РФ
    4)Генеральный прокурор РФ
    Часть А
    1. «Конституция» – это (указать отличительные признаки):
    1.
    2.и т.д.
    Определите последовательность сроков действия российских конституций.
    1. 7лет, 12 лет, 41 год, 15 лет
    2. 7лет, 15 лет, 41 год, 12 лет
    3. 15лет, 7 лет, 12 лет, 41 год
    4. 12лет, 41 год, 7 лет, 15 лет
    3. Предложения о поправках и пересмотре КонституцииРФ вносят:
    1. Правительство РФ
    2. Группа депутатов ГД ФС РФ не менее 1/5
    3. Группа членов СФ ФС РФ не менее 1/5
    4. Волгоградская областная Дума
    5. Все ответы правильные
    4.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть пересмотрены:
    а) Федеральным Собранием РФ;
    б) Конституционным Собранием;
    в) Конституционным Судом;
    г) на общероссийском референдуме.
    5.Поправки к главе 3 Конституции РФ должны быть одобрены:
    1) Не менее чем 1/3 субъектов Федерации
    2) Не менее чем 2/3 субъектов Федерации
    3) Не менее чем 1/3 голосов членов Конституционного Собрания
    4) Не менее чем 2/3 голосов членов Конституционного Собрания

  5. Miraron Ответить

    Закон –принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений
    Законы принимаются определенным способом – создаются высшим представительным органом государственной власти (законодательным органом).
    В каждом государстве действует большое множество законов и для того, чтобы можно было их систематизировать, соотносить по юридической силе (иерархия) в науке КП используется несколько разновидностей законов:
    1.Конституционные законы,                  принимаются в особом порядке квалифицированным
    2.Органические законы,                          большинством (конкретно указано количество)
    3. «Обычные» законы, текущие                     принимаются простым большинством
    Они отличаются по значению в правовой системе, по юридической силе, по порядку принятия.
    1. Конституционные законы –самые важные, это такие законы, которые издаются по наиболее важным государственным проблемам, общественным проблемам, которые чаще всего в Конституции обозначены, но кратко, не развернуто (пример: вопросы избирательного права, вопросы, связанные с положением личности и т.д). Конституционные законы либо дополняют К РФ, либо содержат какие-либо переходные положения.
    В федеративных государствах иногда КЗ называют (предавая им соответствующую юридическую силу) ПА субъектов федерации, также – правовые положения профсоюзов, избирательной системы. Т.е. юридическая сила этих вопросов должна выделяться на фоне всего остального законодательства, т.к. это в силу объективных причин, нельзя выделить в К РФ (объем), во многих странах такие вопросы выделяют в отдельный КЗ. Возможно, в РФ скоро придут к этому.
    2. Органические законы– группы законов, которые детализируют правовой статус высших (конституционных) органов государства. Целый ряд органов государственной власти нуждается в каком-либо правовом регулировании. (Когда в Конституции устанавливается перечень таких органов, они не могут полностью расписать их деятельность, и это расписывается в органических законах).
    Иногда органическим законом закрепляются важнейшие конституционные процедуры на основе прямых указаний или ссылок в самой Конституции.
    Органических законов нет в РФ.
    3.Обычные (текущие) законы-принимаются по всем остальным вопросам. Принимаются законодательным органом власти простым большинством.
    Законы в РФ.
    Закон –принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений

  6. Сын виликого Отца Ответить

    Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
    Закон – высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
    Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.
    Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.
    Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.
    · Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:
    o организацию государственной власти;
    o закрепляет основы конституционного строя;
    o основные права и обязанности граждан;
    o федеративное устройство;
    o систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;
    o основы правосудия;
    o избирательную систему.
    Конституция – государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
    Конституционные законы – это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным “продолжением” Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
    Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие.
    Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.
    Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них – это Основы законодательства – акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.
    Чаще всего используемый вид кодификационного закона – это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.
    В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

  7. Arashilar Ответить

    Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:
    принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
    обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
    регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
    Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    Виды законов

    В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
    Конституционные законы – это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.
    К ним, в частности, относятся законы:
    о военном положении;
    о чрезвычайном положении;
    о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
    об изменении статуса субъекта РФ;
    о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
    о референдуме;
    о судебной системе;
    о судах основного звена;
    о Конституционном Суде РФ;
    о Верховном Суде РФ;
    о Высшем арбитражном суде РФ;
    о Конституционном собрании РФ.
    Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
    Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.
    Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.
    Виды законов по сроку действия:
    постоянные;
    чрезвычайные (исключительные) законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
    Виды законов по содержанию:
    общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
    специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
    Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.
    По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

  8. Umril Ответить

    Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
    В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
    Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
    В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:
    а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
    в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
    г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;
    д) назначение выборов Президента РФ;
    е) отрешение Президента РФ от должности;
    ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
    з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
    и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.
    Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.
    Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
    Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся:
    а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов;
    д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    е) объявление амнистии;
    ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
    Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.
    Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
    Государственной Думой принимаются федеральные законы.
    Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
    Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

  9. АпельсинкА Ответить

    Цель данной работы – всесторонне рассмотреть порядок принятия федеральных конституционных законов. Для этого в первой главе приводятся все виды федеральных конституционных законов.
    Вторая глава содержит в себе все этапы и все возможные варианты перипетий в его принятии. Для наглядности и сжатости эта информация представлена в виде логических схем. При создании схемы были использованы следующие нормативные правовые акты:
    – Конституция РФ;
    – Регламент Государственной Думы РФ;
    – Регламент Совета Федерации РФ.
    Третья глава, основываясь на ФЗ-5 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» подробно излагает порядок опубликования и принятия федеральных конституционных законов.
    Данная работа может быть полезна как студентам, так и другим интересующимся данной тематикой.
    федеральный конституционный закон
    Виды федеральных конституционных законов
    В иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации после Конституции РФ – акта высшей юридической силы – следуют федеральные конституционные законы. В соответствии с ч.1 ст. 108 Конституции федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Таких вопросов четырнадцать:
    1) чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч.2 ст.56 и ст.88);
    2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч.2 ст.65 и ч.1 ст.137);
    3) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66 и ч.1 ст.137);
    4) государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч.1 ст.70);
    5) Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п.в» ст.84);
    6) режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч.3 ст.87);
    7) установлена необходимость принятия федерального конституционного закона об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (п.д» ч.1 ст.103);
    8) порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (ч.2 ст. 114);
    9) судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч.З ст. 118);
    10-13) полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч.3 ст.128);
    14) Конституционное Собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 135).
    Необходимо также учитывать, что Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», конкретизируя положения ч. З ст. 128 Конституции РФ, устанавливает, принятие следующих федеральных конституционных законов: о верховных судах республик, краевых (областных) судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов; о районных судах в РФ; о военных судах РФ; о федеральных арбитражных судах округа; об арбитражных судах субъектов РФ.





  10. Нагато Ответить

    Закон вовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и государственного устройства, права и свободы граждан, основы юридической системы, систему правосудия. В Российской федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. федеративное устройство. 4. Президент Российской федерации. 5. федеральное Собрание. 6. Правительство Российской федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской федерации в течение 14 дней и обнародованию. Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвя- щенные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия – Конституционного Суда – состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Консти- 185
    Государство и право туции Российской федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал. В составе законов выделяются и на практике обладают преимущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3). Среди законов следует выделять: а) федеральные законы, те, которые принимаются федеральным законодательным органом – федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской федерации; б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами федерации и распространяются только на их территорию. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные; граждан- ские; брачно-семейные; уголовные; земельные; финансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; процессуальные; природоохранительные. Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права).

  11. Darus Ответить

    На мой взгляд, формально никакие. И это не шутка.
    Но на практике, последние принятые реакционные законы вызывают опасение за их соответствие с Конституцией. Ознакомится со списком, который составил проект “Санация права”, можно, например здесь
    Для того, чтобы понять логику построения законов, которые в теории и на практике не противоречили бы Конституции, необходимо, на мой взгляд раскрыть понятие и руководящие фундаментальные принципы конституционализма.
    Конституционализм – сложная общественно-политическая модель. Ее компоненты позволяют построить общество с высокими идеями, сделать их содержанием конкретного основного закона, превратить в набор конституционно-правовых институтов, жить в соответствии с ними при должном политическом режиме и защищать ценности конституционной демократии. Конституционализм – это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса.
    Конституционализм – принцип политической системы, основанной на конституции и конституционных методах правления. Политико-правовая теория конституционализма обосновывает необходимость установления конституционного строя.
    Конституционализм является идеалом, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии.
    Основу конституционализма составляют: идея господства права в общественной жизни; признание прав и свобод человека высшей ценностью; участие народа в осуществление власти; государственная защита прав личности.
    Закрепление правовых принципов в тексте конституции, придание им конституционной силы называется конституционализацией.
    Предпосылку конституционализма составляют конституционные идеи. Их может быть много.
    Во-первых, прежде всего конституционализм есть там, где главное не в наличии текста Конституции – хотя архиважно, что все же он имеется – а в глубоком почитании связанности государства и общества правом, законом.
    Во-вторых, конституционализм состоит во внедрении в общественное сознание и бытие людей идеи высокого авторитета человеческой личности, уважения ее достоинства.
    В-третьих, конституционализм означает участие непосредственно народа в осуществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, но демократический порядок их формирования, всеобщую подчиненность интересам народа деятельности этих органов.
    В-четвертых, конституционализм – это и наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений.
    В-пятых, конституционализм есть и общественное сознание, построенное на убежденности в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права.
    В этом плане можно сказать в общем и целом о том, что конституционно-правовые институты в совокупности создают демократический конституционализм, когда в них отражаются:
    демократическое общество и государство;
    свобода личности, демократические права и свобода граждан;
    инструменты власти, сочетающие прямое народовластие, и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга;
    избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов;
    политический плюрализм и многопартийность.
    Компонентом конституционализма является наличие определенного фактического политического режима. Разумеется, здесь надо сразу уточнить, о чем идет речь. Может быть налицо реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком конституционализме в данном случае говорить нельзя.Мы предполагаем иное: демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть такого перекоса, когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует
    Конституционализм предполагает определенную стабильность конституционно-правовых институтов. Подчеркнем, что речь идет отнюдь не о том, чтобы делать признаком конституционализма сохранение всех без исключения институтов, заложенных в конкретной Конституции. К примеру, страна могла не иметь президента, затем ввести данный пост, а по прошествии какого-то времени его упразднить. Сказать, что при этом произошел отказ от конституционализма, было бы преувеличением. Есть функции высшей власти, они существуют объективно. А вот как их распределить, кому что поручить, какие органы для этого иметь – дело конкретного строя. Вот если будет иметь место узурпация власти, сосредоточение всех функций в руках одного лица (дефакто) или узкого круга лиц – тогда можно говорить об утрате конституционализма, даже если новый порядок будет оформлен принятием очередной Конституции.
    Конституционализм требует верховенства Конституции РФ. Нельзя подменять ее положения ни федеральным конституционным законом, ни федеральным законом, ни тем более указом Президента или актом Правительства. В федеративном государстве не может быть низведения на “нет” Конституции всего государства конституцией, уставом субъекта. Верховенство связано не только с субординацией актов, но также и обеспечением авторитета Конституции, в том числе в общественном сознании,
    Задачу защиты Конституции и ее ценностей выполняют, с одной стороны, все государственные органы, органы местного самоуправления, более того – любые общественные объединения. Специфические функции возложены на Конституционный Суд РФ, конституционные, уставные суды (палаты) субъектов РФ. С другой стороны (и это очень важно), нужна система гарантий непосредственного участия граждан в защите Конституции, чтобы это было и обеспечением интересов народа, и не переросло в стихийные волнения
    Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *