Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

3 ответов на вопрос “Каковы связи и отношения общества как системы со средой?”

  1. Sirathris Ответить

    ?
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Что означает понятие «система»?

    Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
    2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
    У социальных систем есть отличительные признаки от природных. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
    Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.
    3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
    Главное качество общества как целостной системы заключается в том, что любая система, будь то техническая, или биологическая, или социальная, находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т.е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
    4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
    Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
    5. Что такое социальный институт?
    Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
    6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
    Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.
    7. Каковы основные черты социального института?
    Основными чертами социального института являются:
    – социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
    – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
    – любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;
    – социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
    8. В чём значение институциализации?
    Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.
    ЗАДАНИЯ
    1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

    Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.
    2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
    Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
    Признаками института образования являются:
    1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость
    2. символические культурные признаки – школьная эмблема, школьные песни
    3. утилитарные культурные черты – классы, библиотеки, стадионы
    4. кодекс устный и письменный – правили учащихся
    5. идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
    3. В коллективной работе российских социологов говорится: Общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
    Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах”, то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.
    4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20 %, правительству – 11%, армии – 8 %, правоохранительным органам – 4 %, церкви – 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?
    Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.

  2. KROX@ Ответить

    Подробное решение параграф § 2 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Что означает понятие «система»?

    Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
    2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
    У социальных систем есть отличительные признаки от природных. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
    Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.
    3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
    4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
    5. Что такое социальный институт?
    Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
    6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
    Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.
    7. Каковы основные черты социального института?
    Основными чертами социального института являются:
    — социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
    — наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
    — любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;
    — социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
    8. В чём значение институциализации?
    Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.
    1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
    Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.
    2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
    Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
    Признаками института образования являются:
    1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость
    2. символические культурные признаки — школьная эмблема, школьные песни
    3. утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы
    4. кодекс устный и письменный — правили учащихся
    5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
    3. В коллективной работе российских социологов говорится: Общество существует и функционирует в многообразных формах. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
    Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах», то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.
    4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20 %, правительству — 11%, армии — 8 %, правоохранительным органам — 4 %, церкви — 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?
    Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.
    Источник:
    Каковы связи и отношения общества как системы со средой
    Подробное решение параграф § 2 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
    http://resheba.com/gdz/obshhestvoznanie/10-klass/bogolubov/2

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой

    Роберт Мертон главный акцент своей теории делает на развитие идеи аномии. Его внимание в большей мере было сосредоточено не на факте гармонии и устойчивости общества, а на девиации, отклонении от норм. Согласно его точке зрения, возможность аномии существует в самой структуре общества. Главная причина аномии – противоречие между «определяемыми культурой целями» и «институализированными средствами»[31]. Соответственно гармония в обществе зависит от интегрированности культурных целей и устойчивости норм[32].
    Работы Никласа Лумана продолжают традицию структурно-функционального анализа, при этом внимание ученого сосредоточено на двух вещах – отношение системы к среде (и здесь он опирается не столько на традицию социологии, сколько на исследования Л. фон Берталанфи) и на изучение механизмов рефлексии или «автопоэксиса» («autopoesis»). В процессе развития система, взаимодействуя со средой и усложняясь, вырабатывает механизм саморефлексии (социальная система это реализует в институтах права и политики)[33], которой снимает естественный «тремер» системы, направляя ее естественную флуктуацию к равновесию, к оптимальному состоянию, другими словами, именной механизм аутопейсиса в постоянно усложняющихся обществах обеспечивает интеграцию и стабилизацию.
    Итак, системный подход открывает возможность исследовать общество как целостность. При этом не замыкаться на «определяющем» факторе, а исследовать целостное взаимодействие, определить структуру объекта и характер взаимосвязей в структуре между элементами и структуры со средой. Достижении системной социологии открывают возможность постижение общества и с точки зрения устойчивого инварианта, и с точки зрения дисфункционального (аномного) противоречия. Системная социология также обнаруживает механизм преодоления системных противоречий и достижения равновесия и оптимального состояния через функцию аутопейсиса. В этом случае возникает возможность и понимать и ожидать действия объекта.
    Объектом данного исследования является общество, Российское общество, как сложная целостность. Подход к его изучению будет вытекать из системной парадигмы. В таком случае Российское общество будет рассматриваться как определенная социальная система.
    Проблема, поставленная в нашем исследования, требующая изучения, – сопротивление общественного сознания нововведениям, которые являются следствием конвергенции с западным обществом. «Западное общество», в нашем понимании с географической точки зрения – современные страны Западной Европы, США, Канада, Австралия; с экономической — развитые страны, исключая Японию[34]; с политической — страны, где власть строится на принципе плюрализма; с этической — страны, где мораль протестантизма, трансформировавшись в бытовую нравственность, обеспечила формирование «духа капитализма».
    Главной целью нашего исследования является выявление специфики российской социальной системы, ее инвариант, дальнейшая рефлексия которых может послужить к поиску социальных инструментов, методов, которые могут, не нарушая целостности системы, служить «шлюзами» конвергенции.

    §2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. ОБЩЕСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

    ОБЩИЙ (ФИЛОСОФСКИЙ) ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА»
    Исходное определение

    Огюст Конт еще в XIX в. сформулировал основную парадигму социологии: социальное должно объясняться из социального на основе позитивного знания[35]. В этой мысли содержится в зародышевом виде то, что в 20-е годы приняло новую форму и начало пониматься как системный подход. Теория систем как методология постижения общества, сформировавшаяся в основном к 60-м годам, приобрела к настоящему времени, благодаря работам Р. Мертона, Т. Парсонса, К. Леви-Стросса, Н. Лумана и ряда других их последователей, качество общепризнанного устоявшегося подхода. Особенность этого подхода – изучение общества как системы, как взаимосвязанной целостности.
    · Комплексность. Система представляет собой сложное образование, имеющее разнообразные элементы;
    · Целостность. Взаимодополняющая «работа» элементов обеспечивает слаженность и единство всего комплекса;
    · Взаимосвязи и взаимоотношения элементов. Целостность и взаимодополняемость, или «поддержка» элементами друг друга и общего единства, осуществляется через механизм взаимодействия, взаимосвязей, действующий как условие целостности;
    · Структурность. Определенный строй элементов, порядок их взаимодействия;
    · Зависимость элементов от целого. Действия элементов, а иногда и их морфология определяются системой.
    · Противостояние, отличие от среды. Система может быть рассмотрена как противостояние внешнему, т.е. система оказывается возможна как целостность, противостоящая среде.
    Субстанция («душа») и субстрат системы
    На наш взгляд ярким примером решения познавательной задачи при определении ноумена является работа Л.Н. Гумилева, успешно «вскрывшего» ноумен этноса, превратившего этнос-в-себе в этнос-для-нас, разработав теорию пассионарности[38]. Л.Н. Гумилев впервые и весьма успешно применил системный подход для изучения общества (в частности «этноса»). Аналогичную методологическую попытку делает А.С. Ахиезер[39].
    Арнольд Тойнби, стремясь понять мировую цивилизацию как целостность, как ее связь с космосом и Богом, внешним миром (т.е. как систему во взаимосвязи со средой), показывает, что физический субстрат цивилизации (социальной системы), находящийся в постоянном движении характеризуется в параметрах пространства-времени. Субстанция, или дух открывают судьбу цивилизации (или смысл ее движения)[40].
    Источник:
    Каковы связи и отношения общества как системы со средой
    Каковы связи и отношения общества как системы со средой Роберт Мертон главный акцент своей теории делает на развитие идеи аномии. Его внимание в большей мере было сосредоточено не на факте
    http://www.textfighter.org/raznoe/Sociolog/zahar/otnoshenie_sistemy_k_srede_sistema_obschestva.php

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой

    Социальная система — определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.
    Социальные институты — устойчивые формы организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
    1. Общество — сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
    2. Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.
    3. В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
    4. В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.
    Из работы американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».
    Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.
    Вопросы и задания к документу
    1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. 2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. 3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.
    1. Что означает понятие «система»? 2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных? 3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы? 4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой? 5. Что такое социальный институт? 6. Охарактеризуйте главные социальные институты. 7. Каковы основные черты социального института? 8. В чём значение институциализации?
    1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
    2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
    3. В коллективной работе российских социологов говорится: «Общество существует и функционирует в многообразных формах. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
    4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20%, правительству — 11%, армии — 8 %, правоохранительным органам — 4 %, церкви — 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?
    «Человек — существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».
    В. С. Соловьёв (1853—1900), русский философ
    Источник:
    Каковы связи и отношения общества как системы со средой
    § 2. Общество как сложная система. Глава 1. Человек в обществе. Обществознание 10 класс. Боголюбов
    http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2/2.2.html

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой
    Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие разновидности систем
    В четвертых, по характеру своих закономерностей социальные системы бывают вероятностным и детерминированными. В вероятностным системах их компоненты могут взаимодействовать в неопределенной количества варианте ов (например, общество в состоянии войны). Детерминированные системы имеют точно определенный результат взаимодействия (например, правовая, законодательнаяа).
    Наряду с функциями социальной системы, связанными с поддержанием порядка и развития, в социологической теории существует направление, формулирует понятие социальной системы, т.е. ее возможностей. Выделяют экстракты ивни возможности (привлечения ресурсов) регулятивные (регулирования поведения индивидов и групп) дистрибутивные (распределение статусных позиций и материальных благ), а также атрибутивные, т.е., обеспечения слышат защиту в обществі.
    С системной точки зрения, общество представляет собой совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей
    Стартовой клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, индивид — это элементарная единица общества
    Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и вступают в отношения. Люди являются главным элементом структуры общества, а источником их объединения и дальнейшего формирования в спи ильноти выступает социальное взаимодействие»Что такое общество, какова бы ни была его форма?. Продукт взаимодействия людей», — писал. Карл. Маркс. Питирим. Сорокин также считал, что общество не существует»вне»и независимых но от индивидов, оно выступает как»система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без его составных элементов»Важнейшими элементами форм ування общества является связь людей, общность, солидарность и единствоість.
    Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей, которые образуются на какой-то общей основе. Эмиль. Дюркгейм видел основу устойчивой единства общества в в»коллективном сознании»Согласно. Максу. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальних1, то есть ориентированных на других людей, действий. Толкотт. Парсонс определял общество как систему от носин между людьми, связываю чем началом которой являются ценности и нормрми.
    С точки зрения. Карла. Маркса, общество — это совокупность отношений, развивающихся между людьми, складывающиеся в процессе их совместной деятельности
    Общим для всех подходов является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу и является системным. Основная задача системного подходов хода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией обществва.
    Важной чертой социальной системы является интеграция, представляет собой процесс и механизм объединения частей. Процесс развития системы отражает еще одну ее свойство — структурированность. Структура, т.е. внутреннего шня строение системы, определяется составом и соотношением элементов. Во взаимодействии с внешними условиями своего существования система способна изменять свою структуру. Такие системы относят к разряду найскла дниших, которые способны самоорганизовыватьсятися.
    Кроме того, любая система, несмотря на ее целостность, может быть рассмотрена как компонент системы более высокого порядка. Вместе с тем, любой компонент системы является системой более низкого порядка. В. В этом проявляется еще одно свойство системы — иерархизованисть и многоуровневость. Иерархически построены отношения людей представляют собой структуру общества. Общество, как и любая живая система является открытой системой, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой (обмена веществом, энергией, информациейією).
    Важной чертой социальной системы выступает также наличие цели, которая определяет структуру общества и закономерности его функционирования. Общество должно более высокой степень организации, чем окружающей шне среду. Чтобы сохранить себя как целостность, оно должно удовлетворять потребности людей, имеющих объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер степень удовлетворения потребностей (материальных, социал ных, духовных) выступает наиболее наглядно доказательством эффективности функционирования общества как системы. Если не достичь минимального удовлетворения потребностей, то общество может распадаться и погибнуть, представляющий собой»управленческую катастрофу», поскольку общество не справилось с управлением процессами деятельности людиюдей.
    Итак, общество как система, функционирует, имеет телеологическую природу, то есть стремится к достижению цели, которая конкретизируется из множества под целей. Общество может не задумываться о цели, неверно ее визн начаты, отрицать, но оно все равно выступает как целостная самоуправляемая система кибернетики — информационный аспект рассмотрения общества как раз и состоит в том, что субъект управления на основе информац ее об окружающей среде и общество формирует ко-Манди объекта управления, посылает своего рода»сигналы»(прямая связь) и получает информацию о результатах и ??соответствие целям (обратный порт ок) — от этого зависит судьба общества как системы. Таким образом, основными чертами общества как социальной системы являются: целостность, интеграция, открытость, структурированность, иерархиезованисть и имеющихся ость цилілі.
    Какие компоненты составляют социальную систему?
    Социальные системы — это системы высшей степени сложности, обладающих множество компонентов, необычайное богатство взаимосвязей между ними, между системой в целом и средой. Социальная система, как в отмечает. Толкотт. Парсонс, — это прежде всего система взаимодействий (интеракций) индивидов, где каждый участник является одновременно и действующим лицом (имеет определенную цель, идеалы, установки и т.п.), и объектом, на который зорие нтовани и другие действующие лица, и он сам в то же время индивиды являются и живыми организмами, и личностями, и принадлежат к определенным культурным систетем.
    Все человеческое общество, за. Т. Парсонсом, можно рассматривать как одну большую систему человеческого действия, в которой можно выделить самые общие подсистемы этого действия (поведения): организм, личность, социальная системы стема и культурная система. При таком подходе каждая из трех систем действия индивидов (поведенческие: организм, культура, личность) составляют часть окружающей их среды или, точнее, одно из окружающую их сред социальной системы. За их пределами находится окружающую среду самой системы действия (космическое, физическое, органическая средаще).
    Основными компонентами социальной системы являются:
    -человеческий компонент — учитывая, что специфика социальной системы состоит на базе общности людей, то ее ядром выступает именно человек как общественное существо, способное к сознательному целеполагания, которая д действует в системе социальных связей, выступая членом определенной группы, слои; социальный процесс социальные, политические и духовные процессы, имеющие прогрессивную или регрессивную направленность, влияющих н а состояние системы и подсистем, предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственного и общественной жизни, предметы»второй природы»(здания, техника, средства связи и управления); духовный компонент — идеи, теории, культурные и нравственные ценности, ритуалов, традиций.
    Индивиды взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в сообщества. Коллектив, окружающую среду осуществляют системное воздействие на индивида, а он, в свою очередь, — обратное влияние на других членов социальной й группы. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, которой присущи системные качества, то есть качества, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов отдельнымо.
    Исходя из структурных элементов, можно дать следующее определение: социальная система — это упорядоченность индивидуумов, групп, вещей, процессов, взаимодействующих в определенном отношении и образуют интегративные качества, не присущие ее компонентам отдельно. Структуру социальной системы образуют индивидуумы, которые занимают определенные социальные позиции (статусы) и выполняющие социальные функции (роли) в соответствии с п рийнятою в обществе совокупностью норм и цинностей.
    Виды социальных структур:
    идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, представления;
    нормативная, включающее ценности, нормы, принятые обществом социальные роли;
    организационная, определяет способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирует характер повторения систем;
    случайная, состоящая из элементов, которые включены в ее функционирование и есть в данный момент в наличии
    Идеальная и нормативная структуры образуют блок культурной структуры, а организационная и случайно — социетальной. Нормативная и организационная структуры представляют собой единое целое, а их элементы имею ют стратегическое значение. Идеальная и случайная структуры могут вызвать и положительные и отрицательные отклонения в поведении системы, в результате чего возникают определенные рассогласования, дисфункцийії.
    Структура соціальної системи як функціональна єдність сукупності елементів регулюється тільки їй властивими законами і закономірностями, визначається своєю власною детермінованістю.. Внаслідок цього іс ния, функционирования и изменение структуры определяется не законом, стоит как бы»вне ее», а имеет характер саморегулирования, представляет собой: во-первых, поддержание равновесия элементов внутри си стемы, во-вторых, восстановление функций при нарушениях, в-третьих, направленные изменения элементов и самой структури.
    Процесс управления считается состоявшимся при условии передачи команды субъектом и ее восприятие со стороны объекта. Социальные системы одновременно является и субъектом, и объектом (в ней есть система управляющая и системы стема управляемая).
    В социальной системе выделяют системы меньшего уровня:
    техническая система — оборудование, технические средства;
    технологическая система — правила и нормы функционирования в материальной и духовной сферах;
    организационная — инструкции; что существенно влияет на техническую и технологическую системы, позволяет рационально использовать технологические и технические средства, площади;
    экономическая система — единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;
    социальная система — совокупность социальных отношений, образующихся в результате совместной деятельности; вместе с. Экономической системой определяет цели материального и духовного производства, политики, формирует принципы и методы их организации.
    Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
    Источник:
    Каковы связи и отношения общества как системы со средой
    Каковы связи и отношения общества как системы со средой Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие разновидности систем В четвертых, по характеру своих
    http://uchebnikirus.com/soziologia/sotsiologiya_100_pitan_100_vidpovidey_-_podolska_yea/yaki_osnovni_risi_suspilstva_sotsialnoyi_sistemi.htm

  3. The_Wolf_Of_boy Ответить

    Восходящий к просветительских концепций проект создания современного общества образовался из двух направлений, двух источников: через рынок, бюрократию, право»система»подлежала рационализации, инструментализац ции и установлению господства денег и власти; эти факторы вторглись далее в»жизненный мир», способствуя его»колонизации»и разрушая естественные основы общности и идентичности. Все теоретики, анализируя общество как отдельный вид социальной системы, подчеркивали, что оно, подобно всем социальным системам, отличается своими культурами, структурами и населением. Общество является центральной концепцией в социологии, которая анализирует созданы и организованы важные элементы социальной жизнитя.
    Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
    Источник:
    3СОЦИОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО
    Каковы основные теоретические подходы к анализу общества? Первое, самое поверхностное определение общества включало совокупность людей в рамках одного государства (например, польское общество,
    http://uchebnikirus.com/soziologia/sotsiologiya_100_pitan_100_vidpovidey_-_podolska_yea/sotsiologiya_sistemnim_poglyad_suspilstvo.htm

    Каковы основные черты общества как социальной системы?

    Каковы основные черты общества как социальной системы?
    Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие разновидности систем.
    В четвертых, по характеру своих закономерностей социальные системы бывают вероятностным и детерминированными. В вероятностных системах их компоненты могут взаимодействовать в неопределенной количества вариантов (например, общество в состоянии войны). Детерминированы системы имеют точно определенный результат взаимодействия (например, правовая, законодательная).
    Вместе с функциями социальной системы, связанными с поддержанием порядка и развития, в социологической теории существует направление, формулирует понятие социальной системы, то есть ее возможностей. Выделяют экстрактивные возможности (привлечение ресурсов); регулятивные (регулирования поведения индивидов и групп); дистрибутивные (распределение статусных позиций и материальных благ), а также атрибутивные, есть такие, которые обеспечивают защиту в обществе.
    С системной точки зрения, общество представляет собой совокупность людей, связанных между собой общей деятельностью по достижению общих для них целей.
    Начальной ячейкой общества живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, индивид — это элементарная единица общества.
    Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и вступают в отношения. Люди главным элементом структуры общества, а источником их объединения и дальнейшего формирования в сообществе выступает социальное взаимодействие. «Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей», — писал Карл Маркс. Питирим Сорокин также считал, что общество не существует «вне» и независимо от индивидов, оно выступает как «система взаимодействующих единиц, без которых, внешне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без его составляющих элементов». Важнейшими элементами формирования общества связь людей, общность, солидарность и единство.
    Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей, которые образуются на какой-то общей основе. Эмиль Дюркгейм видел основу устойчивой единства общества в «коллективном сознании». Согласно Максу Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальних1, то есть ориентированных на других людей, действий. Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связываю чем началом которой являются ценности и нормы.
    С точки зрения Карла Маркса, общество — это совокупность отношений, развивающихся между людьми, складывающиеся в процессе их совместной деятельности.
    Общим для всех подходов является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу и является системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
    Важной чертой социальной системы является интеграция, которая представляет собой процесс и механизм объединения частей. Процесс развития системы отражает еще одну ее свойство — структурированность. Структура, то есть внутреннее строение системы, определяется составом и соотношением элементов. Во взаимодействии с внешними условиями своего существования система способна изменять свою структуру. Такие системы относят к разряду самых сложных, которые способны самоорганизовываться.
    Кроме того, любая система, несмотря на ее целостность, может быть рассмотрена как компонент системы более высокого порядка. Вместе с тем, любой компонент системы является системой более низкого порядка. В этом проявляется еще одно свойство системы — иерархизованисть и многоуровневость. Иерархически построенные отношения людей представляют собой структуру общества. Общество, как и любая живая система, является открытой системой, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой (обмена веществом, энергии, информации).
    Важной чертой социальной системы выступает также наличие цели, которая определяет структуру общества и закономерности его функционирования. Общество имеет более высокой степень организации, чем окружающая среда. Чтобы сохранить себя как целостность, оно должно удовлетворять потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения потребностей (материальных, социальных, духовных) выступает наиболее наглядным доказательством эффективности функционирования общества как системы. Если не достичь минимального удовлетворения потребностей, то общество может распадаться и погибнуть, что представляет собой «управленческую катастрофу», поскольку общество не справилось с управлением процессами деятельности людей.
    Итак, общество как система, функционирует, имеет телеологическую природу, то есть стремится к достижению цели, которая конкретизируется из множества под целей. Общество может не задумываться о цели, неверно ее определять, отрицать, но оно все равно выступает как целостная самоуправляемая система. Кибернетики — информационный аспект рассмотрения общества как раз и состоит в том, что субъект управления на основе информации об окружающей среде и общество формирует коман- ды объекта управления, посылает своего рода «сигналы» (прямая связь) и получает информацию о результаты и соответствие целям (обратная связь) — от этого зависит судьба общества как системы. Таким образом, основными чертами общества как социальной системы являются: целостность, интеграция, открытость, структурированность, иерархиезованисть и наличие цели.
    Какие компоненты составляют социальную систему?
    Социальные системы — это системы высшей степени сложности, обладающих множество компонентов, необычайное богатство взаимосвязей между ними, между системой в целом и средой. Социальная система, как отмечает Толкотт Парсонс, — это прежде всего система взаимодействий (интеракций) индивидов, где каждый участник является одновременно и действующим лицом (имеет определенную цель, идеалы, установки пр.), И объектом, на который ориентированы и другие действующие лица, и он сам. В то же время индивиды являются и живыми организмами, и личностями, и принадлежат к определенным культурных систем.
    Все человеческое общество, по Т. Парсонсу, можно рассматривать как одну большую систему человеческого действия, в которой можно выделить самые общие подсистемы этого действия (поведения): организм, личность, социальная система и культурная система. При таком подходе каждая из трех систем действия индивидов (поведенческие: организм, культура, личность) составляют часть окружающей их среды или, точнее, одно из окружающих сред социальной системы. За их пределами находится окружающую среду самой системы действия (космическое, физическое, органическая среда).
    Основными компонентами социальной системы являются:
    Человечески компонент — учитывая, что специфика социальной системы состоит на базе общности людей, то ее ядром выступает именно человек как общественное существо, способное к сознательному целеполагания, которая действует в системе социальных связей, выступая членом определенной группы, слои; социальный процесс социальные, политические и духовные процессы, имеющие прогрессивную или регрессивную направленность, влияющих на состояние и подсистем; предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственного и общественной жизни; предметы «второй природы» (здания, техника, средства связи и управления); духовный компонент — идеи, теории, культурные и этические ценности, ритуалы, традиции.
    Индивиды взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в сообщества. Коллектив, окружающую среду осуществляют системное воздействие на индивида, а он, в свою очередь, — обратное влияние на других членов социальной группы. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, которой присущи системные качества, то есть качества, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.
    Исходя из структурных элементов, можно дать следующее определение: социальная система — это упорядоченность индивидуумов, групп, вещей, процессов, взаимодействующих в определенном отношении и образуют интегративные качества, не присущие ее компонентам в отдельности. Структуру социальной системы образуют индивидуумы, которые занимают определенные социальные позиции (статусы) и выполняют социальные функции (роли) в соответствии с принятой в обществе совокупностью норм и ценностей.
    Виды социальных структур:
    идеальная структура, связывает воедино верования, убеждения, представления;
    нормативная, включающее ценности, нормы, принятые обществом социальные роли;
    организационная, что определяет способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирует характер повторения систем;
    случайная, состоящий из элементов, включенных в ее функционирования и в данный момент в наличии.
    Идеальная и нормативная структуры образуют блок культурной структуры, а организационная и случайно — социетальной. Нормативная и организационная структуры представляют собой единое целое, а их элементы имеют стратегическое значение. Идеальная и случайная структуры могут вызвать и положительные и отрицательные отклонения в поведении системы, в результате чего возникают определенные рассогласования, дисфункции.
    Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется только ей присущими законами и закономерностями, определяется своей собственной детерминированностью. В результате существования, функционирования и изменение структуры определяется не законом, стоит как бы «вне ее», а имеет характер саморегулирования, представляет собой: во-первых, поддержание равновесия элементов внутри системы; во-вторых, восстановление функций при нарушениях; в-третьих, направленные изменения элементов и самой структуры.
    Процесс управления считается состоявшимся при условии передачи команды субъектом и ее восприятие со стороны объекта. Социальные системы одновременно является и субъектом, и объектом (в ней есть система управляющая и система управляемая).
    В социальной системе выделяют системы меньшего уровня:
    техническая система — оборудование, технические средства;
    технологическая система — правила и нормы функционирования в материальной и духовной сферах;
    организационная — инструкции; что существенно влияет на техническую и технологическую системы, позволяет рационально использовать технологические и технические средства, площади;
    экономическая система — единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;
    социальная система — совокупность социальных отношений, образующихся в результате совместной деятельности; вместе с Экономической системой определяет цели материального и духовного производства, политики, формирует принципы и методы их организации.
    Источник:
    Каковы основные черты общества как социальной системы?
    Каковы основные черты общества как социальной системы? Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие разновидности систем. В четвертых, по характеру своих
    http://studbooks.net/7788/sotsiologiya/kakovy_osnovnye_cherty_obschestva_sotsialnoy_sistemy

    Общество как система

    В результате изучения главы 4 студент должен:
    знать
    особенности социологического понимания общества как социокультурной системы, типологию обществ;
    – функциональную и конфликтную модели общества, основные виды социальных изменений;
    уметь
    – ориентироваться в событиях и явлениях общественной жизни, оценивать их с позиций социологического подхода;
    – видеть факты изменения современного мира и процессы глобализации в их взаимосвязи;
    владеть
    – навыками анализа новых социальных проблем, характеризующих внутреннее развитие российского общества и положение России в мире.
    В связи с тем что понятие общества является одним из центральных в категориальном ряду социальной теории, видные социологи прошлого и настоящего пытаются отобразить его наиболее характерные родовые признаки. Несомненно, что социология, изучая общество, сталкивается со значительными познавательными и методологическими трудностями. Однако при обращении к отдельным сторонам социальной жизни нельзя упускать из виду понимание общества как целостной системы. Здесь необходимо подчеркнуть следующие моменты:
    1. Понятие «общество», используемое в социологии, предельно абстрактно, поэтому нужна конкретизация этого понятия на уровнях:
    сфер жизнедеятельности, выступающих его подсистемами (политика, право, семья, общественное мнение и т.п.);
    структурных элементов, интегрирующих его в единое целое (социальные группы и общности, институты и организации, нормы и ценности);
    реально существующих сообществ в их временны?х и пространственно-территориальных параметрах;
    социального взаимодействия и структурных элементов, образующих конкретный социум.
    2. Чтобы рассматриваемое понятие обрело познавательный статус, сама отображаемая реальность (общество) должна в своем развитии достичь высокой степени внутренней зрелости. К условиям, удовлетворяющим такому требованию, следует отнести:
    формирование гражданского общества и его автономии относительно государственных структур;
    присутствие социальных сил, заинтересованных в получении достоверной информации об обществе, что оказывается невозможно, например, в обстановке господства авторитарных либо тоталитарных режимов;
    наличие в обществе и государстве механизмов, позволяющих использовать полученное знание в социальном управлении.
    3. При всей очевидности стремления социологов и наличии объективной тенденции придания закономерностям, присущим современному западному обществу, всеобщего универсального статуса на первом месте для нас продолжают оставаться проблемы, которые формируются в недрах российского общества. Именно этим, а не какими-то идеологическими соображениями, объясняется то обстоятельство, что российское общество является средоточием интересов отечественных социологов. Определение того, как соотносятся общее и специфическое в развитии нашего общества, имеет в связи с этим не только чисто познавательное либо методологическое, но и непосредственно выраженное практическое значение.
    4. Делая акцент на внутреннем аспекте развития общества, мы не можем игнорировать принадлежности конкретного социума к более широкой системе связей с иными социумами, вместе с которыми по мере углубления процессов глобализации он образует то, что принято называть мировым сообществом. Учет взаимосвязи внешнего (международного) и внутреннего (национального) играет важную роль для объяснения происходящего применительно к любому современному обществу.
    В силу указанных и иных причин понятие общества и отношение к нему исследователей наполнено большим эвристическим смыслом. В литературе данное понятие употребляется в широкой и узкой трактовке.
    Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых находит выражение их всесторонняя зависимость друг от друга.
    В узком смысле общество есть конкретный тип общения людей с присущими ему особенностями структурной и генетической организации.
    На протяжении XIX–XX веков во взглядах на общество явно преобладали воззрения функционализма, хотя наряду с ними, но в неизмеримо меньшей степени, был представлен и конфликтологический подход (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.).
    Основания функционалистского подхода к изучению общества были заложены еще Гербертом Спенсером. Он, хотя и с весьма существенными оговорками, усматривал определенные аналогии между процессами, происходящими в биологическом организме и обществе. Английский социолог считал, что как в том, так и в другом случае наличествует объективная взаимосвязь отдельных органов, которые он определил как социальные институты. Их специализация тем выше, чем сложнее устройство конкретного социума. Благодаря Спенсеру, в научный оборот были введены понятия функции, структуры, организации, используемые при характеристике общества как социальной системы.
    Французский социолог Эмиль Дюркгейм продолжил и развил наметившуюся линию функционализма в объяснении происходящих в обществе процессов. Напомним ряд посылок обосновываемого им подхода, которые в дальнейшем получили признание и закрепление в социологии:
    1) общество как социальная реальность по своей природе и свойствам отличается от индивидуальных реальностей, т.е. оно не равнозначно множеству индивидов;
    2) социальное развитие проявляется как углубляющееся разнообразие функций и профессий, что ведет к росту автономии индивидов и групп, к которым они принадлежат, относительно общества и государства;
    3) дифференциация и специализация связаны с общественным разделением труда, обеспечивающим надличностную функциональную зависимость и социальное единство.
    Представление об обществе как органической и функциональной целостности предполагает наличие его базовых элементов. К их числу обычно относят социальную связь, социальное взаимодействие и социальные отношения. Самым широким из трех перечисленных элементов считается первый.
    Социальные связи – это комплекс факторов, которые обусловливают совместную деятельность индивидов в социальных общностях и группах и объединяют их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Социальные связи существуют объективно, однако реализуются они исключительно через деятельность людей, преследующих свои социальные цели. Опосредующими звеньями этого процесса выступают не только ситуационные факторы и личностные качества индивидов, но и одобренная обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля.
    Социальные связи формируются по разным основаниям и имеют множество форм проявления. К ним могут быть отнесены определенные контакты (пространственные, психические, социальные), социальные действия и взаимодействия, социальные отношения, контроль и т.д. В литературе они одновременно рассматриваются и как компоненты социальной связи, и как этапы ее становления. Процесс развития социальных связей происходит посредством перехода от простых форм к сложным по мере повышения уровня их общественной организации.
    Социальное действие выступает как первичный исходный момент формирования социальной связи. Поскольку его осуществление строится исходя из определенной ожидаемой ответной реакции другой стороны, то речь идет о социальном взаимодействии.
    Социальное взаимодействие – форма общения, которая, проходя через сознание людей, становится рациональной и находится в связи с действиями других людей, общностей и групп, социальных институтов и норм, ориентирована на них и испытывает с их стороны обратное воздействие.
    От М. Вебера до Т. Парсонса социологи рассматривали общество как непрерывный процесс взаимодействия людей. Это означает, что всякое социальное действие своим основанием имеет предшествующее действие иного субъекта и само становится источником последующих действий.
    В социальном взаимодействии выделяют две стороны:
    а) объективную, обусловленную независимыми от нашего сознания и поведения социальными связями;
    б) субъективную, в которой находит отражение сознательное воздействие одних индивидов на других и взаимное ожидание соответствующего поведения.
    В том случае, если среди многообразия социальных связей выделяются какие-то устойчивые и повторяющиеся формы взаимодействий, для которых характерны осмысленность, целевая направленность и ориентация на соответствующее поведение, речь идет о социальных отношениях.
    Социальные отношения – одна из форм проявления социальных взаимодействий, которой присущи длительность, устойчивость и системность.
    В современной социологической теории утвердилось представление о множественности связей, взаимодействий и отношений, присущих социальной системе. Наиболее характерны для нее коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов.
    Координация есть определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостности системы.
    Субординация – это подчиненность и соподчиненность элементов в социальной системе, указывающая на их особое, специфическое место в системе и неодинаковость значения.
    Разработка общей теории систем позволила социологам поставить вопрос о комплексе системных характеристик, образующих своеобразный каркас всякого социального объекта. К их числу относятся:
    целостность – свойство однокачественности системы, которое находит свое выражение в ее автономности по отношению к иным объектам; самодостаточности по отношению к среде; интегративности как внутреннем состоянии;
    множественность – наличие одновременно существующих в границах конкретной социальной системы не менее двух типов социальной связи (пространственных, функциональных, генетических);
    структура (организация) – упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие. Эта характеристика играет ключевую роль в системе, гак как выступает способом ее организации, формирует ее элементы;
    функционирование и развитие – действие системы во времени, связанное со способностью поддерживать динамику составляющих ее элементов, а также наращивать степень сложности собственной организации;
    иерархия элементов – данная характеристика относится к вертикальному срезу системы, который отражает уровни ее структуры;
    управление – наличие механизмов взаимосвязи в иерархическом строении системы, прямых и обратных связей, что делает объект управляемым, а следовательно, дает возможность организации, регуляции, планирования, контроля и прогноза в границах системы;
    взаимосвязь системы со средой – данная характеристика находит выражение в том, что система формирует присущие ей свойства во взаимодействии со средой и сама является ее активным компонентом.
    При анализе любого конкретно взятого общества важно учитывать, что социальная структура образует его своеобразный каркас, обеспечивая устойчивость и стабильность всей системы. Благодаря наличию структуры общество отличается от произвольного, хаотического скопления людей и иных социальных феноменов, не обладающих столь высоким уровнем организации.
    В социологии социальная структура общества рассматривается с позиций различия характера и типа социальных связей, ею выражаемых. В ней выделяются такие подсистемы, как:
    социальные общности и группы;
    социальные институты и организации;
    нормы и ценности.
    Они разнятся в зависимости от того, что лежит в их основе: социальные; институционально-организационные связи или связи социального контроля.
    Американский социолог Эдвард Шилз (1911–1995) при описании степени сложности организации предлагал использовать понятия «первичное сообщество» и «интегрированное общество».
    Первичные сообщества – это корпоративные (ассоциации, фирмы, союзы, армия, религиозные общины, партии) и территориальные (соседские общины, деревни, округа, города, районы) сообщества, а также неорганизованные совокупности людей (классы и слои, религиозные и языковые группы и т.д.). Все эти социальные образования осуществляют имеющуюся у них власть при условии подчинения общей власти, которая находится за их пределами и по своей природе является властью всего общества.
    Интегрированная общность (т.е. общество) должна удовлетворять следующим требованиям:
    1) не входить в качестве части в более крупное образован не;
    2) располагать собственной постоянной территорией;
    3) заключать браки преимущественно между ее членами;
    4) пополняться главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями общности;
    5) существовать дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
    6) обладать собственной системой управления;
    7) иметь собственные название и историю;
    8) быть внутренне сплоченной на основе общей системы ценностей (обычаев, традиций, норм, законов и т.п.).
    «Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования иод общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».
    Понятие «интегрированное общество» отражает глубоко дифференцированную и многообразную но своим проявлениям социальную реальность. Отсюда представление об особо сложных, обладающих высоким уровнем организации объектах как системе.
    Сложность организации конкретной системы, степень ее структурированности находят отражение в комплексе выполняемых ею функций, разнообразие которых непосредственно определяется наличием разных срезов социальной структуры общества. Этот аспект нашел наиболее полное отражение в функционализме. Так, Роберт Мертон, представляющий течение структурного функционализма, выдвинул идею наличия у всякой системы, наряду с явными функциями, латентных функций, т.е. тех, скрытых последствий которые обнаруживают себя с течением времени и в той или иной степени отличаются от намерений субъектов деятельности. Применительно к любой социальной системе можно говорить о наличии как тех, так и других функций, выполняемых конкретными институтами.
    Например, к явным функциям пионерии и комсомола в советское время можно отнести организацию молодежи на осуществление социально значимых дел (сбор макулатуры и металлолома, тимуровское движение, студенческие строительные отряды и т.п.). Одновременно с этим они выполняли функцию контроля за сознанием и поведением молодых людей.
    В тех же случаях, когда социальные институты перестают соответствовать своему назначению и уже не справляются с присущими им функциями (например, пионерская и комсомольская организации на излете советской истории), говорят о дисфункции данного института либо системы в целом.
    Источник:
    Общество как система
    В результате изучения главы 4 студент должен: знать – особенности социологического понимания общества как социокультурной системы, типологию обществ; – функциональную и конфликтную
    http://studme.org/1924070128738/sotsiologiya/obschestvo_kak_sistema

    Тема 9 общества как целостной системы

    . Ключевые понятия и термины
    Начнем с того, как социология трактует понятие»общество»
    . Есть. Дюркгейм рассматривал общество как сверхиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях
    . С точки зрения. К. Маркса, общество — это совокупность отношений между людьми, исторически развиваются и складываются в процессе их совместной деятельности
    Мы часто и не без основания говорим, что человек, общество — часть природы и в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже противопоставляем человека, общество природе и ли здесь противоречия? ма.
    В первом случае понятие»природа»употребляется в предельно широком смысле, что выражает естественное единство всего мира, всей действительности. Тезис»общество — часть природы»отражает тот непреложный ф факт, что человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек — существо и биологическая, которая имеет немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняется законам природы; человек есть высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и тесной взаимодействия с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее, и природа, и общество подчиняются в своем развитии некоторым общим фундаментальным законам и т п.
    Югославский социолог. Д. Маркович выделяет три основные особенности человека:
    предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это»общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, сочетающийся с другими людьми и и живет в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.
    Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия»природа»и»общество»,»природное»и»социальное», ни разрывать и противопоставлять их природа и общество — это две качественно различные формы проявления в единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области — естествознание и обществознаниео.
    Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) — природно-социальную, биосоциальную — основу человека и общества, не допуская и как игнорирование природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
    Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и ты им более вопреки естественным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционных выводов и не менее негативным последствиям на практикеці.
    При самом общем взгляде на общество бросается в глаза, что оно — совокупность, объединение людей. Это означает
    • точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличается от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки со ору отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, по сути, их отн. Осин с природой, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другуо;
    • не могут служить примерами общества одинокие, как. Робин-зон, человек или значительное число людей, живущих изолированно друг от друга и от других людей. Как отмечал. П. А. Сорокин,»для того, чтобы сплошь ьство могло существовать, нужно минимум два человека и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления»ща»;
    Общество — это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянный, устойчивый и достаточно тесная взаимовлияние и взаимодействие этих людей. Хотя в повс сякденному жизни понятие»общество»используется достаточно широко и разносторонне — от небольшой группы людей ко всему человечеству, однако в социологии под обществом понимается объединение людей, х арактеризуеться:
    • общностью территории их проживания, обычно совпадает с государственными границами и служит тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общест щества
    • целостностью и устойчивостью;

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *