Какую информацию несет в себе линия бюджетного ограничения?

23 ответов на вопрос “Какую информацию несет в себе линия бюджетного ограничения?”

  1. AkTep_u3_KuHo Ответить

    Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения , однако при этом не учитываются: цены товаров и доход потребителя. Они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
    Эту информацию дает нам бюджетное ограничение , показывающее все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и при данных ценах
    Предположим, потребитель имеет доход, равный 10 ден. ед., получаемый в течение рассматриваемого периода времени. Этот доход может быть потрачен на приобретение товаров А и В. Допустим, что цена товара А равна 1 ден. ед., а цена товара В — 2 ден. ед. Если весь доход будет потрачен на покупку товара А, то его хватит на приобретение 10 ед. товара, а если ограничиться покупкой товара В, то его можно будет купить только в количестве 5 ед. Возможны и промежуточные варианты с одновременным приобретением определенных количеств товаров А и В. Все наборы товаров, которые сможет приобрести покупатель с использованием всего своего бюджета, будут лежать на одной бюджетной линии(рис. ).
    Все пространство между бюджетным ограничением и осями координат (площадь треугольника) представляет собой множество вариантов потребительского выбора, т.е. наборов товаров, которые потребитель может купить; оно называется бюджетным множеством.
    Уравнение бюджетного ограничения можно представить в общем виде как:
    I = QAPA + QВPВ, (2.5)
    где I — доход потребителя; QA, — количества товаров; PA, — цены товаров.
    Уравнение (2.7) можно преобразовать и записать следующим образом:
    = I/РА — (РВ/РА)QB, (2.6)
    или
    = I/РВ — (РА/РВ). (2.7)
    С помощью уравнений (2.6) и (2.7) легко определяются точки пересечения бюджетной линии с осями координат.
    Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Это означает, что при выделении потребителем большего количества бюджетных средств на приобретение товара В можно купить меньшее количество товара А, и наоборот. Только в этом случае будет удовлетворено заданное бюджетное ограничение.
    Угол наклона бюджетной линии задается соотношением цен двух товаров (— РВ/РА), которое показывает, от какого количество товара А должен отказаться потребитель ради дополнительной единицы товара В при заданных ценах на эти товары. Поскольку бюджетная линия имеет вид прямой, ее наклон одинаков во всех точках. Так, если РА = 1 ден.ед., а РВ = 2 ден. ед., то наклон бюджетной линии равен 2. Это означает, что 2 ед. товара А стоят 1 ед. товара В.
    Пусть I – доход потребителя;
    PA, PВ – цена блага.
    QA, QВ – количества благ ( товаров)

    Бюджетное ограничение (бюджетная линия)

  2. Maukazahn Ответить

    1. Нет, потому что каждый человек по-своему оценивает полезность блага. То есть это субъективное свойство.
    2. Связь заключается в том, что закон убывающей предельной полезности блага есть подтверждением закона обратной зависимости спроса от цены, то есть уменьшение спроса на товар с увеличение цены и наоборот. Мы это можем объяснить тем, что если цена на благо будет расти, то рациональный потребитель начнет сокращать его потребление и постепенно отказываться от тех единиц блага, которые приносят ему меньшее удовлетворение. И даже если рассмотреть кривые предельной полезности и спроса, мы можем заметить, что они имеют одинаковый вид.
    3. Кривые безразличия несут информацию о предпочтениях потребителей. Они являются выпуклыми по отношению к началу системы координат, потому что по мере увеличения потребления блага Х на каждую последующую единицу, предельный уровень замещения (его формула  MRSxy=-?y/?x) как правило уменьшается. Они принимают иную форму (форму прямой линии) в случае, когда все соотношения количества двух видов благ равноценны и индивиду безразлично, какие блага потреблять.
    4. Бюджетная линия несет информацию о возможностях потребителя в приобретении некоторых наборов благ, которые требуют одинаковых расходов. Она имеет форму прямой линии с отрицательным наклоном, потому что  из уравнения бюджетной лини I=Px*Qx+PyQy мы видим, что эта линия ограничивает некоторое пространство, которое представляет собой множество точек, а каждая из точек означает набор двух товаров, что доступны потребителю. Точка пересечения бюджетной линии с осью
    координат показывает, какое максимальное количество блага мы можем приобрести на имеющийся бюджет, если полностью пренебрежем другим благом.
    5. Если изменится цена товара, количество которого откладывается
    на вертикальной оси, то бюджетная линия изменит свой наклон  и сместится относительно оси у.
    6. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия соответствует положению потребительского равновесия и есть оптимальной для потребителя, потому что представляет собой максимально возможный уровень полезности благ. Точка, в которой кривая безразличия пересекает бюджетную линию, не может являться точкой оптимального выбора, потому что в этом случае существуют и другие кривые, более удаленные от начала координат, которые позволяют потребителю получить больше полезность при одинаковом бюджете.
    7. (Таблица во вложении). Предположим, что на рынке учебников три покупателя: Наташа, Дима, Катя. Составим таблицу. На ее основе составим три графика индивидуального спроса и общий график рыночного спроса.

  3. time warrior Ответить

    В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов.Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается уравнением

    где Рх и РY — цена товара Х и Y; Qx и QY— количества товаров X и Y; М — располагаемый доход потребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышает дохода потребителя.Бюджетное пространство представляет собой всю доступную потребителю область выбора. На рисунке это заштрихованный треугольник, ограниченный бюджетной линией и осями координат. Линия бюджетного ограничения в самом простом случае описывается уравнением

    Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X1 = M/Px и Y1 = M/Py показывающих максимально возможные количества благ X и Y, которые может приобрести потребитель на данный доход при данных ценах.
    Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:
    1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага возможно только при сокращении покупок другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон (см. рис).

    Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.
    2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рисунок а). Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рисунок б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат.

    3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по вертикали, т. е. крутизна наклона равна (- Px/Py)Знак “-” указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными вели­чинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.

  4. Colour_dream Ответить

    Если для анализа желаний потребителя используются кривые безразличия, то для анализа его возможностей — бюджетные линии. Будем по-прежнему оперировать потребительским набором из двух благ X и Y, предполагая, что индивид расходую полностью свой доход на их покупку. Введем обозначения:
    М— денежный доход потребителя, р.
    X, Y— количества покупаемых товаров, един.
    Рг Ру— цены товаров X и Y, р.
    Тогда математическая модель бюджетного ограничениявыглядит следующим образом:
    M = PX X + PY Y (1)
    Ограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода называется бюджетным ограничением.
    Все доступные потребителю при данном доходе и данных ценах наборы товаров X и Y представлены точками, находящимися на бюджетной линии.
    Бюджетная линия –это линия, отображающая множество вариантов набора из двух благ, приобретение которых требует одинаковых денежных затрат .
    Для того чтобы построить бюджетную линию, выведем на основе уравнения (1) уравнение бюджетной линии:
    (2)
    Очевидно, что мы имеем уравнение типа у = а — bx, которое выражает прямую линию с отрицательным наклоном.
    Предположим, что доход потребителя Тани составляет 240 р. Она покупает апельсины (товар Y) и яблоки (товар X Цена одного килограмма апельсинов равна 30 р, а цена одного килограмма яблок — 24 р.

    Рис. 8 Бюджетная линия
    При доходе в 240 р. и цене апельсинов и яблок соответственно 30 и 24 р.бюджетная линия АВ показывает комбинации этих благ, которые Таня может позволить себе купить.
    В этом случае уравнение бюджетной линии имеет такой вид:

    Построим данную бюджетную линию (см. рис. 8).
    Бюджетная линия АВ ограничивает пространство ОАВ, представляющее собой множество точек, каждая из которых означает набор двух товаров, доступных потребителю. Но лишь точки, расположенные на бюджетной линии, выражают наборы, при покупке которых доход тратится без остатка. Точки, лежащие за пределами бюджетной линии, отражают наборы, недоступные потребителю.
    Значение свободного члена уравнения бюджетной линии (I/ PУ)показывает длину отрезка вертикальной оси от начала системы координат до пересечения с бюджетной линией (ОА). Экономический смысл этой величины — количество единиц товара Y, которое может купить потребитель, при условии, что он весь доход будет тратить на приобретение данного товара. Это —реальный доход потребителя, выраженный в единицах товара Y.
    Коэффициент при независимой переменной X показывает наклон бюджетной линии, отражающий отношение цен товаров X и Y, т.е. степень их доступности для потребителя.
    Очевидно, что длина отрезка ОВ показывает то количество единиц товара X, которое Таня может купить, если она будет направлять весь доход на приобретение только данного товара, т. е. реальный доход потребителя, выраженный в яблоках, составит M/РХ

  5. Shkan Ответить

    Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
    Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью.
    Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.
    Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег при определенном фиксированном уровне цен (дает информацию о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя рис. 26.7.

    Рисунок 26.7 –Линия бюджетного ограничения
    Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
    P1Q1 + P2Q2 ? R
    P1 P2 – цены на соответствующие товары Q1 и Q2
    R – доходы потребителя
    Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство: P1Q1 + P2Q2 = R
    Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид, ф-ла 26.9:
    (26.9)
    Доход = 80 евро.
    Цена товара Х= 5 евро.
    Количество товара Х=16 штук. Цена товара У=4 евро.
    Количество товара У=20 штук.
    Линия АН – бюджетная линия.
    Повышение дохода покупателя сдвинет линию вправо-вверх.
    Снижение – влево-вниз.
    Увеличение денежного дохода при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее рис. 26.8.

    Рисунок 26.8 – Увеличение дохода потребителя
    Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен рис. 26.9.

    Рисунок 26.9 – Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара
    Уменьшение цены на товар Х означает:
    1 Относительное снижение цены товара X по сравнению с товаром Y
    2 Повышение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе)

  6. Faunos Ответить

    Бюджетные линии и “равновесие потребителяЛинии безразличия характеризуют только предпочтения потребителя при сравнении двух товаров, но они не могут предсказать, какая комбинация будет выбрана. Для такого предсказания кроме предпочтений покупателя надо знать его возможности. Они определяются доходом и ценами товаров. Можно предполагать, что…
    (Экономика: Бизнес-курс МВА)
    Бюджетные линии и равновесие потребителяЛинии безразличия только характеризуют предпочтения потребителя при сравнении двух продуктов, но они не могут предсказать, какая комбинация будет выбрана. Для этого надо знать еще и покупательные возможности, которые определяются доходом потребителя и ценами товаров. Можно предполагать, что в рамках…
    (Экономика)
    Бюджетное ограничение и бюджетная линияПотребитель располагает некоторым доходом (/), который он может истратить на два блага, цены которых даны. Тогда бюджетное ограничение потребителя: где Хи Y— количества покупаемых благ, а — соответственно их цены. Бюджетная линия отражает все комбинации двух благ, доступных потребителю…
    (Микроэкономика)
    Бюджетная линия и ее свойстваВ то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов. Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается…
    (Экономика)
    Бюджетные линииВыше уже говорилось о том, что склонность потребителя предпочитать отдельные товары наталкивается на весьма существенные преграды: цену товара и доходы самого потребителя, его бюджетные возможности. Остановимся на последних более подробно. Примем определенные условия. Пусть: 1) месячный бюджет Евгения…
    (Общая экономическая теория)
    Бюджетное ограничение. Уравнение бюджетной линииВыбор потребителя зависит не только от его предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (Г) потребитель…
    (Микроэкономика)
    Оперативный контроль за работой автобусов и автомобилей-такси на линии и диспетчерское управление их движениемАвтобусные перевозки. Нарушения движения автобусов по расписанию могут быть вызваны задержками в транспортном потоке, превышением или снижением вследствие особенностей дорожно-климатических условий скорости движения, остановками по технической неисправности автобуса и другими причинами. Для введения…
    (Автомобильные перевозки)
    МОНТАЖ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙДля соединения различных элементов систем контроля и автоматического регулирования (приборов и регуляторов, щитков питания с пускорегулирующей аппаратурой и электроприводами) применяют соединительные линии (гидравлические, пневматические, электрические), которые по своему назначению разделяются…
    (Автоматическое регулирование)
    ПОТОЧНЫЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА. ВИДЫ И НОРМАТИВЫ ПОТОЧНЫХ линийПоточное производство — форма организации производства, основанная на ритмичной повторяемости времени выполнения основных и вспомогательных операций на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу протекания технологического процесса. Поточный метод характеризуется: • сокращением номенклатуры…
    (Экономика предприятия)

  7. Terus Ответить

    3. если равновесная цена уменьшается, то линия сдвигается вверх и вправо.
    Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.
    Совместим карту безразличия и бюджетную линию в одной системе координат.
    Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:
    1. потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии. Наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам;
    2. занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Hаборы B1 и B3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора B1 к набору B2 потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность. (Рис.4.)
    Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия. В точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

    Рис.4.
    При наложении бюджетной линии и кривой безразличия возможны три варианта:
    1. бюджетная линия пересекает кривую безразличия в двух точках В1 и В3 (Рис.4.), или кривая полностью лежит внутри треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат. В этом случае потребитель имеет возможность увеличить уровень своего потребления.
    2. кривая безразличия касается бюджетной линии в точке В2 (Рис.4.). В этом случае потребитель получает максимальную полезность;
    3. кривая безразличия лежит за пределами треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат. (Рис.5.). В этом случае потребитель не может удовлетворить свои потребности.
    Равновесие потребителя(Рис.5.), называется внутренним, поскольку точка оптимума B2 лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Hо бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (Рис.5).
    Hа рисунке (Рис.5. а) оптимум потребителя достигается в точке M, поскольку в предложенном варианте MRSxy Px/Py. Обратная ситуация изображена на рисунке (Рис.5. б), поскольку здесь MRSxy Px/Py и, значит, оптимальное решение находится в точке N. Таким образом, угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком. Итак, при заданном доходе и ценах потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат и, следовательно, самой полезной с учетом бюджетного ограничения кривой безразличия. При переходе от мгновенного к короткому периоду, а от него к длительному возрастает вероятность изменения дохода и цен.

    Рис.5
    Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»
    Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода – ситуация обратная.
    Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход – потребление», или кривая уровня жизникоторая обозначается английскими буквами IEP (Income Expantion Path) или ICC (Income Consumption Curse). (Рис.6.) Линия IEP представляет множество всех оптимальных наборов (E, E’, E”) при изменении дохода потребителя (I < I’ < I”) и неизменном соотношении цен (Px/Py = const). В нашем случае линия IEP имеет положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть с ростом дохода возрастает и их потребление.

    Рис.6.
    Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается (Рис.7). Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается.

    Рис.7.

  8. Sharpwind Ответить

    Изменение угла наклона

    Изменение цены на один или оба товара приводит к изменению угла наклона бюджетной линии потребителя. Исследуем это свойство на условии предыдущего примера, рассмотрев два сценария развития событий.
    Цена на капкейки увеличилась до $5.
    Цена чашки кофе снизилась до $2.
    При увеличении цены капкейка до $5 их максимальное количество, которое позволит приобрести бюджет потребителя, составит 24 штуки ($120 ? $5). Следовательно, новые координаты точки пересечения с осью X составят (24, 0), а координата пересечения с осью Y останутся прежними, поскольку в этом сценарии цена кофе не меняется. На графике ниже новая бюджетная линия потребителя обозначена как M1, а старая как M0.

    В случае реализации второго сценария максимальное количество чашек кофе составит 60 ($120 ? $2). Следовательно, новые координаты точки пересечения с осью Y составляют (0, 60). На графике ниже новая линия бюджетного ограничения обозначена как M2, а старая как M0.

    Сдвиг бюджетной линии

    Изменения в располагаемом доходе потребителя приводят к сдвигу бюджетной линии без изменения угла наклона:
    при увеличении дохода вправо;
    при уменьшении дохода влево.
    На условии предыдущего примера рассмотрим два сценария, при первом из которых располагаемый доход потребителя увеличивается до $144, а при втором снижается до $96.
    При увеличении бюджета до $144 максимальное количество чашек кофе, которое сможет себе позволить потребитель, составит 60 ($144 ? $2,4), а капкейков 36 ($144 ? $4). Следовательно, координаты точки пересечения с осью Y станут (0, 60), а с осью X (36, 0).
    Уменьшение бюджета до $96 приведет к снижению максимального количества чашек кофе до 40 ($96 ? $2,4), а капкейков до 24 ($96 ? $4). Следовательно, координаты точки пересечения с осью Y станут (0, 40), а с осью X (24, 0).
    Таким образом, при реализации первого сценария бюджетная линия потребителя сместится вправо из положения M0 в положение M1, а при втором сценарии произойдет смещение влево из положения M0 в положение M2, как показано на графике ниже.

    Бюджетная линия и кривые безразличия потребителя

    Все точки на кривой безразличия представляют собой такие наборы товаров, которые обладают одинаковой полезностью для потребителя. Другими словами, потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать.
    Концепция объединения кривых безразличия и бюджетной линии заключается в том, что данный подход позволяет определить такой набор товаров, который обладает максимальной полезностью для заданного располагаемого дохода потребителя. На приведенном ниже графике представлена линия бюджетного ограничения M0 и три кривых безразличия разного уровня: U1, U2 и U3.

    На графике кривая безразличия самого низкого уровня U1 пересекает бюджетную линию в точках A и B, а кривая безразличия более высокого уровня U2 касается линии бюджетного ограничения M0 в точке C. В этом случае набор товаров в точке C обладает большей полезностью для потребителя, чем наборы товаров в точках A и B. При этом наборы товаров, которые формируют кривую безразличия самого высокого уровня U3 не доступны потребителю, поскольку эта кривая полностью находится выше бюджетной линии.

    Примеры задач

    Студент может потратить свой дневной располагаемый доход в размере $24 покупая сэндвичи и апельсиновый сок. При этом один сэндвич стоит $4, а один стакан апельсинового сока $3.
    Нарисуйте бюджетную линию потребителя, разместив сэндвичи по оси X.
    Представьте изменения на графике, если стоимость сэндвичей снизится до $3.
    Представьте изменения на графике, если стоимость сэндвичей вырастет до $6, а апельсинового сока до $4.
    Рассмотрите сценарий, при котором дневной располагаемый доход студента увеличивается до $36.

    Решение

    (a) Максимальное количество сэндвичей, которое может себе позволить купить студент, составляет 6 ($24 ? $4), а стаканов апельсинового сока 8 ($24 ? $3). Следовательно, график бюджетной линии потребителя будет выглядеть следующим образом.

    (b) При снижении цены сэндвича до $3 их максимальное количество, которое позволит купить бюджет потребителя, увеличится до 8 ($24 ? $3). В этом случае линия бюджетного ограничения изменит свой наклон и перейдет в положение M1 относительно исходного положения M0.

    3(c) Поскольку стоимость обоих товаров возрастает, то новая бюджетная линия потребителя M1 не только изменит свой угол наклона, но и сместится относительно своего первоначального положения M0. Максимальное количество стаканов апельсинового сока теперь составит 6 ($24 ? $4), а сэндвичей 4 ($24 ? $6).

    (d) В случае увеличения располагаемого дохода студента до $36 произойдет сдвиг бюджетной линии M1 вправо относительно своего первоначального положения M0 без изменения угла наклона. Максимальное количество сэндвичей, которое позволяет приобрести новый бюджет студента, увеличится до 9 ($36 ? $4), а апельсинового сока до 12 ($36 ? $3).

  9. Тону в твоих слезах* Ответить

    Тогда доступные потребителю комбинации товаров должны удовлетворять простому равенству: , где М – доход потребителя; X и Y – количество единиц товаров X и Y, приобретаемые потребителем; и – цены товаров X и Y. Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения; BL, budgetary line) – это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров и (см. рис. 3). Рис. 3. Бюджетная линия Свойства бюджетной линии: 1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. 2. Рост дохода приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вправо-вверх, падение дохода – сдвигу бюджетной линии влево-вниз. 3. Падение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью y (а увеличение цены товара Х — к аналогичному повороту по часовой стрелке). 4. Падение цены товара Y приводит к повороту бюджетной линии по часовой стрелке вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью х (а увеличение цены товара Y — к аналогичному повороту против часовой стрелки). 4.

  10. Encore Ответить

    Рис.2 Карта кривых безразличия
    Рис.1 Кривая безразличия
    Карта кривых безразличия — множество кри­вых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень совокупной полезности (рис.2).
    Каждая кривая безразличия представляет раз­ную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потреби­телей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность, при­носимая набором товаров.

    Бюджетная линия (КL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имею­щемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах (рис. 3).
    Любая точка, лежащая набюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход и существу­ющие цены позволяют ему купить любой набор то­варов X и Y.
    Бюджетная линия:
    — сдвигается вправо, когда доход потребителя уве­личивается или цены товаров снижаются одинако­во;
    — сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одина­ково;
    — меняет угол наклона, когда цены товаров изме­няются непропорционально.
    Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.
    I = PXX + PYY
    Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство к следующему виду:
    Y= I/РXХ +I/ PYY
    Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис. 3.эта линия первоначально занимает положение KL.

    Рис.3 Бюджетная линия
    Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести I/PX единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна I/PX.
    Аналогично можно показать, что длина отрезка ОК равна I /РY. Наклон бюджетной линии равен -РX/РY – коэффициенту при X в последнем уравнении
    Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов. Как изменится положение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и цен на товары? Допустим сначала, что доход потребителя уменьшается до I¢< I, цены на товары при этом остаются неизменными. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. Следовательно, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение К'L'. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Предположим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же товара Y понизилась до Р¢Y < РY. Очевидно, что в этом случае точка L не изменит своего положения, поскольку оно определяется неизменными I и РX. Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К".

  11. Ferdin Ответить

    Приняв эту трактовку товара 2, удобно думать о нем как о том количестве долларов, которое потребитель может истратить на все другие товары. При подобном истолковании цена товара 2 автоматически оказывается равной 1, поскольку цена одного доллара есть доллар. Таким образом, бюджетное ограничение примет вид
    р1х1 + х2 ? m. (2.2)
    Данное выражение говорит нам просто о том, что сумма денег р1х1, израсходованная на товар 1, и сумма денег, израсходованная на все другие товары, х2, взятые вместе, не должны превышать общей суммы денег m, которую может расходовать данный потребитель.
    Мы говорим, что товар 2 представляет композитный товар, воплощающий в себе все то, что хотел бы потребить данный потребитель, помимо товара 1. Что касается алгебраической формы бюджетного ограничения, уравнение (2.2) есть просто особый случай формулы, заданной уравнением (2.1), при р2 = 1, так что все то, что можно сказать о бюджетном ограничении вообще, будет верным и для трактовки товара 2 как композитного.
    2.3. Свойства бюджетного множества
    Бюджетная линия есть множество наборов, которые стoят в точности m:
    p1x1 + p2x2 = m. (2.3)
    Это товарные наборы, на которые полностью расходуется весь доход потребителя.
    Бюджетное множество изображено на рис.2.1. Жирной линией изображена бюджетная линия — наборы, стoящие в точности m; а под этой линией располагаются наборы, которые стoят строго меньше m.

    Бюджетное множество. Бюджетное множество состоит из всех наборов, доступных при данных ценах и доходе.
    Рис.
    2.1
    Можно преобразовать уравнение бюджетной линии в уравнение (2.3), что даст нам формулу
    x2= x1. (2.4)
    Это формула для прямой, пересекающей вертикальную ось в точке m/p2 и имеющей наклон –p1/p2. Данная формула показывает, сколько единиц товара 2 должен потребить потребитель, чтобы при потреблении x1 единиц товара 1 бюджетное ограничение как раз удовлетворялось.
    Приведем легкий способ нарисовать бюджетную линию при заданных ценах (p1, p2) и доходе m. Достаточно спросить себя, сколько товара 2 мог бы купить потребитель, если бы он истратил на него все свои деньги. Ответ: конечно, m/p2. Теперь спросите, сколько товара 1 мог бы купить потребитель, если бы он истратил на него все свои деньги. Ответ: m/p1. Таким образом, точки пересечения с горизонтальной и вертикальной осями показывают количества товаров, которые мог бы получить потребитель, если бы он истратил все свои деньги соответственно на товары 1 и 2. Чтобы провести данную бюджетную линию, достаточно нанести эти две точки на соответствующие оси графика и соединить их прямой линией.
    Наклон бюджетной линии имеет красивую экономическую интерпретацию. Он показывает пропорцию, в которой рынок готов “заместить” товар 2 товаром 1. Предположим, например, что потребитель намерен увеличить свое потребление товара 1 на x1.1 Насколько должно измениться потребление товара 2 данным потребителем, чтобы его бюджетное ограничение удовлетворялось? Для обозначения изменения потребления товара 2 данным потребителем будем использовать x2.
    А теперь заметим, что если данное бюджетное ограничение удовлетворяется и до, и после изменений, то тем самым должны удовлетворяться равенства
    p1x1 + p2x2 = m.
    и
    .
    Вычитание первого уравнения из второго дает
    p1 x1 + p2 x2 = 0.
    Это уравнение показывает, что общая величина изменения потребления данного потребителя должна равняться нулю. Выразив из данного уравнения x2/ x1 — пропорцию, в которой товар 2 можно заместить товаром 1, не нарушая при этом бюджетного ограничения, получим
    .
    Это не что иное, как наклон бюджетной линии. Отрицательный знак стоит перед ним потому, что x1 и x2 всегда должны иметь противоположные знаки. Если вы потребляете больше товара 1, вам приходится потреблять меньше товара 2, и наоборот, чтобы заданное бюджетное ограничение по-прежнему удовлетворялось.
    Иногда экономисты говорят, что наклон бюджетной линии показывает альтернативныеиздержки потребления товара 1. Чтобы потребить больше товара 1, приходится отказаться от некоторой величины потребления товара 2. Отказ от возможности потребления товара 2 есть истинные экономические издержки большего потребления товара 1; и эти издержки измеряются наклоном бюджетной линии.
    2.4. Как изменяется бюджетная линия
    При изменении цен и дохода изменяется и множество товаров, доступное потребителю. Как влияют эти изменения на бюджетное множество?
    Вначале рассмотрим изменения дохода. Из уравнения (2.4) нетрудно увидеть, что возрастание дохода приведет к увеличению отрезка, отсекаемого бюджетной линией на вертикальной оси, не повлияв при этом на наклон этой линии. Таким образом, рост дохода будет иметь результатом параллельный сдвиг бюджетной линии вовне, как на рис.2.2. Аналогично, уменьшение дохода вызовет параллельный сдвиг бюджетной линии внутрь.

    Возрастание дохода. Возрастание дохода вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии наружу.
    Рис.
    2.2
    А что можно сказать об изменениях цен? Вначале рассмотрим возрастание цены товара 1, считая цену товара 2 и доход постоянными. Как видно из уравнения (2.4), возрастание p1 не изменит точки пересечения бюджетной линии с вертикальной осью, но сделает бюджетную линию круче, поскольку p1/p2 увеличится.
    Другой способ посмотреть, как изменится бюджетная линия, состоит в том, чтобы прибегнуть к приему, описанному нами выше при проведении бюджетной линии. Если вы тратите все деньги на товар 2, то возрастание цены товара 1 не изменяет максимального количества товара 2, которое вы можете купить, следовательно, точка пересечения бюджетной линии с вертикальной осью не меняется. Но если вы тратите все деньги на товар 1 и он становится дороже, то потребление вами товара 2 должно сократиться. Следовательно, точка пересечения бюджетной линии с горизонтальной осью должна сдвинуться внутрь, в результате чего наклон бюджетной линии будет больше (рис.2.3).

    Рис.
    2.3
    Возрастание цены. Если товар 1 становится дороже, бюджетная линия становится круче.
    Что происходит с бюджетной линией при одновременном изменении цен товара 1 и товара 2? Предположим, например, что мы удваиваем цены обоих товаров. В этом случае и точка пересечения бюджетной линии с горизонтальной осью, и точка ее пересечения с вертикальной осью сдвинутся внутрь, причем координаты новых точек будут равны координатам прежних точек, умноженным на 1/2, и поэтому бюджетная линия сдвигается внутрь также с коэффициентом 1/2. Умножение обеих цен на два — то же самое, что деление дохода на 2.
    Это можно выразить и алгебраически. Предположим, что наша исходная бюджетная линия есть
    p1x1 + p2x2 = m.
    Предположим, далее, что обе цены возрастают в t раз. Умножение обеих цен на t дает
    tp1x1 + tp2x2 = m.
    Но это уравнение — то же самое, что и
    p1x1 + p2x2 = m/t.
    Таким образом, умножение обеих цен на постоянную величину t есть то же самое, что и деление дохода на эту постоянную величину t. Отсюда следует, что если умножить на t и цены обоих товаров, и доход, то бюджетная линия совсем не изменится.
    Можно также рассмотреть одновременные изменения цен и дохода. Что произойдет, если цены обоих товаров возрастут, а доход снизится? Подумайте, что произойдет с точками пересечения бюджетной линии с горизонтальной и вертикальной осями. Если m уменьшается, а p1 и p2 растут, то соответствующие координаты обеих точек пересечения с осями m/p1 и m/p2 должны уменьшиться. Это означает, что бюджетная линия сдвинется внутрь. А что произойдет с наклоном бюджетной линии? Если цена товара 2 возрастет в большей степени, чем цена товара 1, так что – p1/p2 уменьшится (по абсолютной величине), бюджетная линия станет более пологой; если же цена товара 2 возрастет в меньшей степени, чем цена товара 1, бюджетная линия станет более крутой.
    2.5. Измеритель
    Бюджетная линия определяется двумя ценами и одним доходом, но одна из этих переменных лишняя. Мы могли бы придать одной из цен или доходу некое постоянное значение и соответствующим образом изменить другие переменные так, чтобы получить в точности то же самое бюджетное множество. Таким образом, бюджетная линия
    p1x1 + p2x2 = m
    есть в точности та же бюджетная линия, что и
    x1 + x2 =
    или
    x1 + x2 = 1,
    так как первая бюджетная линия получена делением всех членов уравнения на р2, а вторая — делением всех членов уравнения на m. В первом случае мы приравняли р2 к 1, а во втором — приравняли m к 1. Приравнивание цены одного из товаров или дохода к 1 и соответствующее изменение второй цены и дохода совершенно не изменяют бюджетного множества.
    Когда мы приравниваем к 1 одну из цен, как это сделано выше, мы называем эту цену ценой-измерителем. Цена-измеритель — это цена, относительно которой мы измеряем цену другого товара и доход. Иногда бывает удобно считать один из товаров товаром-измерителем, поскольку тем самым изменение одной из цен исключается из рассмотрения.
    2.6. Налоги, субсидии и рационирование
    В экономической политике часто используются инструменты, оказывающие воздействие на бюджетное ограничение потребителя, скажем, налоги. Например, если правительство вводит налог на объем покупок, это означает, что потребитель должен платить правительству определенную сумму с каждой покупаемой им единицы товара. В США, например, потребители платят в виде федерального налога на бензин около 15 центов за галлон.
    Как влияет налог на объем покупок на бюджетную линию потребителя? С точки зрения потребителя, налог — это то же самое, что и повышение цены. Следовательно, налог в t долларов на единицу товара 1 просто изменяет цену товара 1 с р1 на р1 + t. Как мы видели выше, это означает, что бюджетная линия должна стать круче.
    Другой вид налога — налог на стоимость. Названием подразумевается, что им облагается стоимость — цена товара, а не купленное количество товара. Налог на стоимость обычно выражается в процентах. В большинстве штатов США действуют налоги с оборота. Если налог с оборота составляет 6%, то товар, оцениваемый в 1$, фактически продается за 1,06$. ( Налоги на стоимость называют также налогами ad valorem).
    Если товар 1 имеет цену р1, но облагается налогом с оборота по ставке , то фактически для потребителя цена равна (1 + t)р1. Потребитель должен заплатить р1 поставщику и tр1 правительству за каждую единицу товара, так что общая стоимость товара для потребителя составит (1 + t)р1.
    Субсидия — противоположность налога. В случае субсидии на объем покупок правительство дает потребителю сумму, размер которой зависит от купленного количества товара. Если бы, например, потребление молока субсидировалось, правительство выплачивало бы каждому потребителю молока некоторую сумму, зависящую от количества молока, покупаемого этим потребителем. Если бы субсидия составляла s долларов на единицу потребления товара 1, то, с точки зрения потребителя, цена товара 1 равнялась бы p1 – s. Это привело бы к тому, что бюджетная линия стала бы более пологой.
    Аналогично, субсидия на стоимость (или долевая субсидия — прим. науч. ред.) есть субсидия, основанная на цене субсидируемого товара. Если правительство возвращает вам 1$ из каждых 2$, которые вы жертвуете на цели благотворительности, то ваши пожертвования на цели благотворительности субсидируются по ставке в 50%. Вообще, если цена товара 1 равна р1 и товар 1 субсидируется в форме долевой субсидии по ставке s, то фактическая цена товара 1 для потребителя равна (1 — s)p1.
    Как видим, воздействие налогов и субсидий на цены совершенно одинаково, за исключением алгебраического знака: налог повышает цену для потребителя, а субсидия понижает ее.
    Другой вид налога или субсидии, который может использоваться правительством, — аккордный налог или аккордная (недолевая) субсидия. В случае налога это означает, что правительство отбирает некую сумму денег, не зависящую от поведения индивида. Следовательно, введение аккордного налога означает, что бюджетная линия потребителя сдвинется внутрь, поскольку его денежный доход был сокращен. Аналогично, аккордная субсидия означает сдвиг бюджетной линии наружу. Налоги на объем покупок и налоги на стоимость в разной степени увеличивают крутизну бюджетной линии в зависимости от того, какой товар ими облагается, аккордный же налог всегда сдвигает бюджетную линию внутрь.
    Иногда правительства вводят также нормирующие (рационирующие) ограничения. Это означает, что устанавливается некий уровень потребления какого-то товара, превышение которого запрещено. Например, во время Второй мировой войны правительство США нормировало потребление некоторых видов продуктов питания, таких, как масло и мясо.
    Допустим, например, что вследствие нормирования товара 1 данный потребитель не может потреблять его в количестве большем, чем 1. Тогда бюджетное множество для данного потребителя примет вид, изображенный на рис.2.4: оно будет представлять собой прежнее бюджетное множество, но с “отсеченным” куском. Этот “отсеченный” кусок состоит из всех наборов, которые доступны, но у которых x1 > 1.

    Бюджетное множество при нормировании потребления. Если потребление товара 1 нормируется, то часть бюджетного множества, выходящая за рамки количества, установленного нормированием, отсекается.
    Рис.
    2.4
    Иногда налоги, субсидии и нормирование потребления применяются совместно. Например, можно рассмотреть ситуацию, в которой потребитель мог бы потреблять товар 1 по цене до какого-то уровня , а затем должен был бы платить налог t на весь объем потребления, превышающий . Бюджетное ограничение для такого потребителя изображено на рис.2.5. Здесь наклон бюджетной линии составляет –р1/р2 слева от и —(р1 + t)/р2 справа от .
    ПРИМЕР: Программа продовольственных талонов
    С момента принятия Закона 1964 г. о введении продовольственных талонов федеральное правительство предоставляло субсидию на питание для бедных слоев населения. Детали этой программы несколько раз корректировались. Здесь мы опишем экономические последствия одной из этих корректировок.

    Рис.
    2.5
    Обложение налогом потребления, превышающего . В рамках данного бюджетного множества потребитель должен платить налог лишь на потребление товара 1, превышающее величину , так что бюджетная линия справа от становится круче.
    До 1979 г. домохозяйствам, соответствовавшим определенным установленным требованиям, разрешалось покупать продовольственные талоны, которые затем можно было использовать для покупки продовольствия в определенных магазинах. В январе 1975 г., например, семья из четырех человек благодаря участию в программе могла получить в форме продовольственных талонов максимальное ежемесячное пособие из бюджета в размере 153$.
    Цена этих талонов для домохозяйства зависела от его дохода. Семья из четырех человек со скорректированным ежемесячным доходом в размере 300$ платила за полное месячное пособие в форме продовольственных талонов 83$. Если бы месячный доход семьи из четырех человек составлял 100$, полное месячное пособие из бюджета в форме продовольственных талонов обошлось бы ей в 25$ 1.
    До 1979г. Программа продовольственных талонов представляла собой долевую субсидию на продовольствие. Ставка, по которой субсидировалось продовольствие, зависела от дохода домохозяйства. Семья из четырех человек, которой пособие обходилось в 83$, платила 1$, получая при этом продовольствия на 1,84$ (1,84 равняется 153, деленным на 83). Аналогично, домохозяйство, выплачивавшее 25$, платило 1$, получая при этом продовольствия на 6,12$ (6,12 равняется 153, деленным на 25).
    Воздействие Программы продовольственных талонов на бюджетное множество домохозяйства изображено на рис.2.6A. Здесь сумма денег, затраченная на продовольствие, отложена по горизонтальной оси, а расходы на все другие товары — по вертикальной. Поскольку каждый товар измеряется в деньгах, затраченных на него, “цена” каждого товара автоматически оказывается равной 1, и бюджетная линия поэтому имеет наклон, равный —1.

    A B
    Продовольственные талоны. Воздействие Программы продовольственных талонов на бюджетную линию: A — воздействие Программы до 1979г., B — после 1979 г.
    Рис.
    2.6
    Если домохозяйству разрешается купить продовольственных талонов на сумму в 153$ за 25$, это составляет субсидию на покупку продовольствия в размере примерно 84% (1 – 25/153), так что наклон бюджетной линии будет равен примерно –0,16 (25/153) до тех пор, пока домохозяйство не истратит на продовольствие 153$. Каждый доллар, затрачиваемый домохозяйством на продовольствие вплоть до суммы в 153$, сокращает потребление других товаров примерно на 16 центов. После того как домохозяйство истратит на продовольствие 153$, его бюджетная линия снова будет иметь наклон, равный —1.
    Это воздействие ведет к появлению “излома”, изображенного на рис.2.6. Домохозяйство с более высоким доходом должно было платить больше за свое пособие в форме продовольственных талонов. Следовательно, бюджетная линия становилась бы круче по мере роста дохода домохозяйства.
    В 1979 г. в Программу продовольственных талонов были внесены изменения. Отныне вместо того, чтобы требовать от домохозяйств покупки продовольственных талонов, их просто раздают соответствующим домохозяйствам. На рис.2.6 B показано, как это влияет на бюджетное множество.
    Предположим, что домохозяйство получает субсидию продовольственными талонами на 200$ в месяц. Это означает, что теперь домохозяйство может потребить в месяц продовольствия больше на сумму в 200$ независимо от того, сколько денег оно расходует на другие товары, что подразумевает сдвиг бюджетной линии вправо на 200$. Наклон бюджетной линии не изменится: если истратить на продовольствие на 1$ меньше, можно истратить на 1$ больше на все другие товары. Но поскольку домохозяйство не может на законных основаниях продавать продовольственные талоны, максимальная сумма, которую оно может истратить на другие товары, не меняется. Программа продовольственных талонов фактически является аккордной субсидией, за исключением того обстоятельства, что продовольственные талоны не могут быть проданы.
    2.7. Изменения бюджетной линии
    В следующей главе мы исследуем, каким образом потребитель выбирает оптимальный потребительский набор из своего бюджетного множества. Однако уже сейчас можно сделать некоторые замечания, вытекающие из того, что мы узнали об изменениях бюджетной линии.
    Во-первых, можно отметить, что поскольку при умножении всех цен и дохода на положительное число бюджетный набор не изменяется, оптимальный набор, выбираемый потребителем из бюджетного множества, также не может измениться. Еще не приступив к исследованию собственно процесса выбора, мы пришли к важному заключению: совершенно сбалансированная инфляция — та, при которой все цены и доход растут одинаковым темпом — не изменяет ничьего бюджетного множества и, следовательно, не может изменить чей-либо оптимальный выбор.
    Во-вторых, можно сделать некоторые утверждения в отношении уровня благосостояния потребителя при различных ценах и доходах. Допустим, что доход потребителя растет, а все цены остаются неизменными. Нам известно, что это означает параллельный сдвиг бюджетной линии наружу. Следовательно, любой набор, потреблявшийся потребителем при более низком уровне дохода, может также быть выбран при более высоком доходе. Но тогда при более высоком доходе благосостояние потребителя должно быть по крайней мере не ниже, чем при более низком доходе, поскольку доступными объектами выбора потребителя теперь являются те же самые наборы, что и раньше, плюс какие-то еще. Аналогично если цена на один из товаров снижается, а все другие цены остаются прежними, благосостояние потребителя должно остаться по крайней мере на прежнем уровне. Это простое замечание очень пригодится нам далее.
    Краткие выводы
    1.Бюджетное множество состоит из всех товарных наборов, которые доступны потребителю при заданных ценах и доходе. Как правило, мы будем предполагать, что имеются только два товара, но данное предполо-жение носит более общий характер, чем кажется.
    2.Уравнение бюджетной линии имеет вид p1x1 + p2x2 = m. Наклон бюджетной линии равен –p1/p2, точка ее пересечения с вертикальной осью задана координатой m/p2, а точка пересечения с горизонтальной осью — координатой m/p1.
    3.Увеличение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии наружу. Увеличение цены товара 1 делает бюджетную линию более крутой. Увеличение цены товара 2 делает бюджетную линию более пологой.
    4.Налоги, субсидии и нормирование потребления вызывают изменение на-клона и положения бюджетной линии вследствие изменения цен, которые платит потребитель.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
    1.Первоначально бюджетная линия потребителя имеет вид p1x1 + p2x2 = m. Затем цена товара 1 удваивается, цена товара 2 повышается в 8 раз, а доход увеличивается в 4 раза. Запишите уравнение для новой бюджетной линии, выразив его через исходные цены и доход.
    2.Что произойдет с бюджетной линией, если цена товара 2 возрастает, а цена товара 1 и доход остаются без изменений?
    3.При удвоении цены товара 1 и утроении цены товара 2 станет ли бюджет-ная линия более пологой или же более крутой?
    4.Приведите определение товара-измерителя.
    5.Предположим, что правительство вводит налог на бензин в размере 15 центов за галлон, а затем решает ввести субсидию на бензин по ставке 7 центов за галлон. Какому чистому налогу эквивалентна указанная комби-нация?
    6.Предположим, что уравнение бюджетной линии задано в виде p1x1 + p2x2 = m. Правительство решает ввести аккордный налог в размере u, налог на объем покупок товара 1 по ставке t и субсидию на объем покупок товара 2 в размере s. Как будет выглядеть уравнение новой бюджетной линии?
    7.Если одновременно происходят увеличение дохода потребителя и сни-жение цены одного из товаров, то можно ли утверждать, что благосос-тояние потребителя при этом по крайней мере не снизится?

  12. Ёжик РаСтАмАн Ответить

    Личный бюджет (доход) домохозяйства
    Личный бюджет составляют все доходы человека.
    Доходы:
    – заработная плата;
    – доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
    – дивиденды (доходы от акций);
    – доходы от аренды;
    – доходы от ренты;
    – доходы от капитала (проценты);
    – доходы от натурального хозяйства (овощи, и т.д.);
    – социальные выплаты (льготы, трансферты);
    – другие виды доходов.
    Если для анализа желанийпотребителя используются кри­вые безразличия, то для анализа его возможностей — бюджет­ные линии.
    Будем по-прежнему оперировать потребительским набо­ром из двух благ X а Y, предполагая, что индивид расходует полностью свой доход на их покупку.
    Введем обозначения:
    М — денежный доход потребителя, р.
    X, Y — количества покупаемых товаров, един.
    Рх, РY — цены товаров X и Y, р.
    Тогда математическая модель бюджетного ограничения выглядит следующим образом:
    M =PxX + PYY
    БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ – Ограничение покупательной способности по­требителя величиной его денежного дохода.
    Все доступные потребителю при данном доходе и данных ценах наборы товаров X и У представлены точками, находя­щимися на бюджетной линии.
    БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ – линия, отображающая множество вариантов набора из двух благ, приобретение которых требует одинаковых денежных затрат.
    Уравнение бюджетной линии:
    Y = M / РY – Px / РY Х
    Мы имеем уравнение типа у = а — bх, которое выражает прямую линию с отрицательным наклоном.

    Рис. Бюджетная линия.

    Рис. Увеличение дохода.

    Рис. Влияние изменения соотношения цен
    Увеличение цены яблок приведет к повороту бюджетной ли­нии по часовой стрелке вокруг той же точки. Так, при увели­чении цены яблок до 30 р., уравнение бюджетной линии примет вид У = 8 — X и бюджетная линия АВ займет положе­ние АВ”.

  13. Serendipity Ответить

    Наклон бюджетной линии равен -РХ/РУ.
    №13
    Спрос.Закон спроса.
    [рынок]
    О значении спроса и предложения для жизни современного человека говорит фраза ” Научите попугая произносить слова ” спрос” и ” предложение” – иперед вами экономист!” Вэтой язвительной шутке есть большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги – спрос и предложение- способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.” Макконнел К., Брю С. Экономикс.1992.
    Спрос и предложение лишь на первый взгляд кажутся простыми и понятными категориями рыночной экономики. На практике же они представляют огромную сложность как для производителей (неизвестен точный спрос на товар), так и для потребителей (неизвестно предложение и изменение цен).
    В частности, предпринимателей интересуют не идеальные желания потребителей, не их фантазии и мечты. Для предпринимателей важны те потребности, которые покупатели в состоянии оплатить.
    СПРОС.
    Спрос – Количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях.
    Основным свойством спроса является то, что при неизменных прочих условиях снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Обратную связь между ценой и величиной спроса называютзаконом спроса.
    Закон спроса – есть гипотеза о том, что при прочих равных условиях,
    по низким ценам удастся продать товаров больше, чем по высоким.
    Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой,которая называется кривой спроса. Она позволяет ответить на два вопроса:
    1). Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?
    2). Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?
    В первую очередь цена товара препятствует потребителю с ограниченными средствами совершить покупку. Вместе с тем, снижение цены делает покупку доступнее. Кривая показывает, какое количество товара будет продано в течение конкретного промежутка времени по разным ценам.
    Каждая точка на кривой – величина спрса на данный товар при определенном уровне его цены
    Различие между понятиями “величина спроса” и “спрос” легче уяснить, если знать, что каждое из них – ответ на определенный вопрос. На вопрос владельца магазина:”Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при цене, равной Х крон?”- ответом будет информация о ВЕЛИЧИНЕ СПРОСА. Если же он поставит вопрос по иному:”Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?”, то ответом будет характеристика СПРОСА покупателей на данном рынке.
    №14
    Предложение. Закон предложения.
    Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы (хотят и могут) предложить к продаже на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время.
    Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров на рынке, которое предлагается ими на рынке к продаже (величина предложения), так же впрямую зависит от складывающихся в торговле уровня цен.У призводителей и продавцов свои интересы, для них ЦЕНА несет иную, чем для потребителей,информацию:высокая цена обещает больую выручку, низкая цена заставляет искать пути более прибыльного использования своих ресурсов.
    Кривая предложения – графическое отображение прямой связи междуценой товара и величиной предложения.
    Допущение, при прочих равных означает, что неценовые определяющие даны заранее и не подвергаются изменениям. Изменение неценовой определяющей меняет предложение, т. е. сдвигает кривую предложения.
    Рис
    Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы готовы предложить на рынок.
    Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения.
    Рис.
    Закон предложения: Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах, И меньше – при низких.

    Одной из важных характеристик предложения является его эластичность.
    Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.
    Аналогично эластичности спроса она исчисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
    Кэл = Процент изменения количества предложенного товара
    Процент изменения цены
    Предложение ЭЛАСТИЧНО, когда оно изменяется в большей степени, чем цена.
    И наоборот, предложение НЕЭЛАСТИЧНО, если процент его изменения меньше процента изменения цены.
    Факторы, влияющие на эластичность предложения.
    а) наличие резерва производственных мощностей;
    б) наличие товарных запасов
    в) количество времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен.
    Очевидно, чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.
    Особенно велика роль фактора времени в сельском хозяйстве: в большинстве случаев требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен. С другой стороны, подчас нельзя и уменьшить предложение при снижении цен, если речь идет об уже выращенных скоропортящихся продуктах (помидорах, огурцах, винограде и т. п.).
    №15
    Спрос – форма выражения потребности, представляемой на рынке и обеспеченной соответствующим количеством денежных знаков. Он изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.
    Кривая спроса
    Кривая предложения
    Равновесие
    Существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которая называется законом спроса: 1) высокая цена отбивает желание покупать; 2) низкая цена вызывает желание покупать; 3) покупатель получает меньше удовлетворения (выгоды, полезности) от каждой последующей единицы продукции (закон убывающей предельной полезности); 4) закон спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения.
    Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют «низшие» т. е. низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты, «собачья» колбаса и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.
    Факторы (детерминанты) спроса (неценовые): 1) вкус и предпочтения потребителя; 2) половозрастная структура; 3) доходы населения; 4) цены на сопряженные условия (заменители и сопутствующие товары); 5) потребительская ожидаемость (изменение цен и будущий доход).
    Изменение спроса может происходить за счет 1) изменения объема (величины) спроса под влиянием цены (движение по кривой спроса); 2) изменения характера спроса под влиянием неценовых факторов (цена фиксирована, происходит смещение кривой спроса.).
    Предложение – совокупность товаров, находящихся на рынке или способных попасть на рынок, т.е. Предложение – это шкала, показывающая разное количество продуктов, которое производитель хочет и может произвести по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.
    Закон предложения: с повышением цен повышается предложение товара (прямо пропорциональная зависимость).
    Факторы предложения: 1) цены на ресурсы определяют издержки на выпуск данной продукции; 2) технология производства (комбинация ресурсов); 3) налоги и дотации; 4) цена на другие товары; 5) ожидание изменения цен; 6) количество продавцов на рынке.
    Изменение предложения может происходить за счет 1) изменения объема (величины) предложения под влиянием цены (движение по кривой предложения); 2) изменения характера предложения под влиянием неценовых факторов (смещение кривой предложения).
    Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Чтобы узнать на каком уровне установится цена необходимо наложить друг на друга кривые спроса и предложения. Точка пересечения естьцена равновесия. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.
    Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят обобщем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается.
    Эластичность
    Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
    Эластичность — мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.
    В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
    Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
    Эластичность спроса по цене.
    Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
    Эластичность спроса по доходу.
    Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.
    Перекрестная эластичность.
    Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.
    Эластичность предложения товара (по цене) — это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.
    №16
    По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый.
    Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическомпонимании, о котором сказано выше. Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого! Свободным такой рынок является для его участников. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет(полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на свободном рынке экономические связи строятся только по горизонтали. Между контрагентами (от лат. contrahens — договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).
    Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия — «дикий», «нецивилизованный».
    Второй тип рынка — нелегальный рынок — близок по характеру поведения его участников к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность — теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).
    См. также: Субъекты рынка Структура и инфраструктура рынка
    Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта — стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты начальной фазы капитализма в рыночной сфере:
    · на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий;
    · предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями;
    · сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
    Такое положение было характерно для рыночного обмена XV—XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
    См. также: Типы рынков Преимущества и недостатки рынка
    Рынок третьего типа — регулируемый рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.
    Прежде всего важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Характерно, что по предварительным заказам фирм и государства в США реализуется, например, до 60% автомобилей, до 100% станков.
    Чистая (совершенная) конкуренция – это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
    На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
    Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
    №17
    Сущность национальной экономики состоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.
    В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.
    Существуют два вида структуры национальной экономики:
    1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
    2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.
    Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:
    1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;
    2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

  14. золото Ответить

    4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
    Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
    1.Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
    2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
    3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
    4.Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
    5.Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
    2. ОРДИНАЛИСТСКИЙ (ПОРЯДКОВЫЙ) ПОДХОД
    К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛЕЗНОСТИ

    Принципиально новый шаг к определению полезности дал В. Парето. С его именем связан переход от количественного к порядковому подходу определения полезности от потребителя. При этом подходе не требуется умения измерять полезность блага в каких-то искусственных единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.
    Порядковый подход основан на ряде аксиом:
    1. Аксиома совершенной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношения предпочтения / – / и безразличия / – /. Это значит, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А В, либо В А, либо А В (т. е. А и В равноценны).
    2. Аксиома транзитивности. Если А В, В С, то А С.
    3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньше всех компонентов, чем набор В, то А В,
    4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от потребления других.
    В последнем предположении есть исключения:
    1) эффект присоединения к большинству;
    2) эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы);
    3) эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).
    Задача максимизации полезности при этом подходе сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.
    3.Кривые безразличия. Бюджетная линия
    Совокупность предпочтений графически изображается с помощью система кривых и карт безразличия.
    Кривая безразличия – это множество точек, каждая из ко­торых представляет такой набор из 2 товаров, что потребите­лю безразлично, какой из них выбрать. Безразличие не означает равнодушие. Любые комбинации товаров одинаково хороши для потребителя (А=В), так как приносят одинаковую полезность (ТU=const). Карты без­различия – это совокупность кривых безразличия.
    Свойства кривых безразличия:
    Кривая безразличия, лежащая выше и прав ее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров для данного потребителя.
    Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
    Кривые безразличия никогда не пересекаются.
    Кривая безразличия может быть проведена через лю­бую точку пространства товаров.
    Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
    Различают 3 варианта кривых безразличия:
    1- полные субституты (взаимозаменяемые товары);
    2 – взаимодополняемые (комплементарные);
    3 – чем больше степень комплементарности, тем более вы­пукла к началу координат.
    Кривая безразличия представляет собой графическое изображение предпочтений потребителя. Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее уда­ленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в средствах. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.
    Тов.х
    Тов.у
    Если I- доход, Px и Py- цены товаров. Тогда доход потребителя равен сумме расходов I= Px*X+Py*Y, преобразуем Y=I/Py-Px/ Py*X- уравнение бюджетной линии. Ее наклон зависит от соотношения цен. При увеличении бюджета она сдвигается вправо, при уменьшении – влево. В положение KL1- при понижении цены товара. Все товарные наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю.
    Для решения вопроса о том, какой товарный набор выберет потребитель, необходимо бюджетную Линию KL совместить с картой безразличия.

    Из всех доступных товаров потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала коорди­нат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему мак­симум удовлетворения. Он содержит Уе товара У и Хе товара Х. В точке Е бюджетная линия касается кривой безразличия. В точке Е выполняется равенство Рх / Ру = MRSxy. Данное равенство представляет собой условие /оптимума/ потреби­теля. При этом условии потребитель максимизирует полез­ность в рамках бюджетного ограничения.
    В случае увеличения дохода при неизмененных це­нах бюджетная линия будет параллельно смещаться впра­во вверх. Потребитель будет переходить на более выгодную кривую безразличия. Возникает новое равновесие в точке Е2. Соединив все точки равновесия, получим кривую, которую Дж. Хикс назвал кривой «доход-потребление». Она показы­вает, как меняется структура потребления в связи с ростом дохода. Немецкий статистик Э. Энгельс установил, что при росте дохода потребление благ первой необходимости растет медленнее, чем вторичных благ.

    Современные исследования показывают, что с ростом дохода прежде всего происходит насыщение продовольствен­ными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами.
    Допустим, что доход остается величиной постоянной, а цен одного из товаров меняется.

    К примеру, цена товара Х снижа­ется. При этом бюджетная линия занимает положение KL. Покупатель теперь может приобрести больше товара Х, если из­расходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривая безразличия. Равновесие смещается из точки Е в точ­ку Е2. Соединив их, получим линию, называющуюся «цeнa – потребление».

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *