Какую роль играет краеведение в жизни общества?

7 ответов на вопрос “Какую роль играет краеведение в жизни общества?”

  1. s.se7en Ответить

    Роль учебного курса краеведения в формировании нравственной личности
    Наш край получил от предшествующих поколений бесценное историко-культурное наследие. Ясно понимая значение этого наследия как основы всего нашего жизнеустройства, зарайцы стремятся бережно хранить это достояние. И конечно, мы стараемся приобщить к этому великому наследию учащихся школ города и района, видя в этом огромный потенциал нравственного становления личности.
    В решении этой задачи немалую роль играет целенаправленное, систематическое изучение родного края. Авторским коллективом педагогов, музейных работников была разработана программа по краеведению, которая построена по концентрическому принципу и состоит из нескольких блоков: «Природа родного края», «История Зарайска с древнейших времен и до настоящего времени», «Памятники истории и культуры», «Духовное наследие», «Выдающиеся земляки». Альтернативный вариант программы был предложен заслуженным работником культуры РСФСР В.И. Полянчевым. В 1995г. в  школах города и района ввели новый учебный курс-краеведение, преподавание которого ведется по двум  программам.
    Основными задачами данного предмета являются:
    – давать учащимся разносторонние знания о прошлом и настоящем родного края;
    – воспитывать школьников на боевых, трудовых традициях, формируя у них высокие нравственные качества;
    – развивать на уроках познавательную активность учащихся, их творческий потенциал.
    «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему»  Д.С. Лихачев.
    Прикоснутся к прошлому, к древности можно с помощью археологии, основы которой изучаются на уроках краеведения. Учащиеся средней школы №1 получили уникальную возможность применять теоритические знания на практике. Они принимали участие в археологических раскопках стоянки первобытного человека. Участница раскопок Светлана Харитонова в своих воспоминаниях написала так: «Нелегок, но интересен труд археолога. Археология стала наукой моей души. Я научилась лучше понимать других людей, прислушиваться к их советам  и мнениям. Впечатление о том, что  я приложила свою руку к великим археологическим открытиям в нашем городе, останутся на всю жизнь». И я, уверена, что у этих ребят, никогда не поднимется рука разрушить то, что создавалось предшествующими поколениями.
    В настоящее время, как никогда стоит задача не только сохранения, но и приумножения духовных ценностей. Духовное пробуждение начинается с обращения к истокам своего рода. Уроки краеведения побуждают  детей задуматься о своих корнях, о своих предках,  составляя генеологическое  древо своего рода  обучающиеся более полно знакомятся с историей своей семьи, с историей своего края, не только ради познания, но и ради сохранения прошлого. Разве может человек,  знающий свою родословную, разрушить дом, который был построен его предками, который хранит  тепло нескольких поколений. Разве может человек погубить дерево, которое было посажено его дедои или отцом.  Разве может человек забыть свою землю обильно политой кровью ее защитников.
    Зарайцы всегда с честью отстаивали свободу и независимость своей  Родины: в период борьбы с монголо-татарами, польско-литовскими захватчиками, во времена наполеоновского нашествия,  и особенно в годы Великой Отечественной войны.
    Уроки краеведения дают прекрасную возможность воспитывать школьников на боевых, трудовых, культурных традициях. Примерами беззаветного служения Родине могут быть подвиги зарайцев, героев войны, среди которых были и выпусники нашей школы.  Желание учащихся больше узнать о выдающихся  земляках, об истории своей школы побудило  их к поисковой, исследовательской, научной деятельности. В школе был создан штаб по сбору материала, и ученический коллектив под руководством педагогов приступил к работе по следующим направлениям: преподаватели и выпусники школы на фронтах Великой Отечественной; школа-госпиталь; погибшие в годы войны. В ходе этой работы было установлено, что более 70 выпусников нашей школы погибло на фронтах Великой Отечественной.
    Особый интерес у школьников вызвал поисковый материал о Герое Советского Союза Н.И. Власове и дважды Герое Советского союза В.Н. Леонове. Для ребят они  являются образцом мужества, героизма, неиссякаемой любви к Родине. Традиционно в нашей школе проходят леоновские чтения,  приуроченные ко дню рождения Виктора Николаевича.
    Итогом всей поисковой, исследовательской работы явилось открытие школьного музея, который стал базой для воспитания патриотизма. Ведь память о подвигах дедов и отцов должна переходить из поколения к поколению.
    Память – это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем. Прошлое – это фундамент, на котором стоит настоящее и созидается будущее, потому что неизменными остаются духовные ценности, взращенные не только историей, но родной культурой.
    Красота зарайской земли, ее особый природный дух многие поколения зарайцев вдохновляют на творчество. Наша земля богата талантливыми людьми, которые оставили заметный вклад в различных областях культуры. Среди  них Евстафий – выдающийся книжник Древней Руси, Ф.М. Достоевский – великий русский писатель с мировым именем, А.С. Голубкина – классик русской скульптуры, Н.Л. Мещеряков – энциклопедист, ученый, общественный деятель, имя которого присвоено нашей школе.
    С Зарайском связана,  жизнь и творчество многих выдающихся земляков.  Их имена,  дела не канут в безвестность, так как на уроках краеведения мы не только знакомим с биографией, творчеством зарайцев, но и учим уважать, почитать своих земляков,  которые внесли немалый вклад в развитие Отечественной науки, техники, военного искусства, литературы, культуры, спорта.
    Литературное наследие дает понимание истинных нравственных ценностей, на которых мы воспитываем детей и сегодня. Народная мудрость отражена в поговорках, пословицах, сказках записанных в зарайском крае И.А. Худяковым, Р.Ф. Васильевой. Чувствами патриотизма пронизан цикл «Повестей о Николе Заразском». В произведениях Ф.М. Достоевского показан сложный внутренний мир человека и что он должен прожить свою жизнь с честью, с достоинством в какую бы эпоху он не жил. Центральной нитью в «Песне про боярина Евпатия Коловрата» Л. Мея проходит идея противопоставления добра и зла как вечных нравственных понятий. Изучая эти произведения,  учащиеся вместе с героями испытывают боль за поруганную землю и городость за подвиги ее защитников.
    Возрождая свою культуру, мы не только сохраняем и продолжаем традиции, достижения предшествующих поколений, но и создаем условия для развития творчества у сегодняшних поколений. Изучая литературное наследие,  учащиеся активно приобщаются к творческой деятельности, которая находит ссвой выход в кроссвордах,  в рисунках, в пословицах и загадках, в стихотворения, посвященных своему краю.
    Творчество детей не имеет границ. Творяший человек привыкает созидать, а не разрушать. Сегодня, в нашем городе все больше становится сторонников духовного возрождения: восстанавливаются церковные храмы, публикуется исторический материал, проводятся краеведческие конференции, где ребята имеют возможность,  поделится друг с другом приобретенными знаниями и опытом исследовательской работы.
    «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С. Лихачев.
    Елена Благинина
    Снегурка
    Я вылепил снегурку,
    Поставил на виду
    Снегурушку-девчурку
    Под яблоней в саду.
    Стоит моя царевна
    Под круглым деревцом –
    Царевна-королевна,
    Пригожая лицом.
    В парчовой душегрейке
    Стоит светлей зари,
    И крупные на шейке –
    Играют янтари.
    Она мой сад оставит,
    Лишь солнце припечёт:
    Расплещется, растает,
    С ручьями утечёт.
    Но кликну – отзовётся
    Снегурушка моя
    То эхом из колодца,
    То голосом ручья,
    То лебедью, плывущей
    В заоблачном пруду,
    То яблоней, цветущей
    В моём родном саду.

            

    Елена Благинина

    Одуванчик
    Как прохладно в чаще еловой!
    Я цветы в охапке несу…
    Одуванчик белоголовый,
    Хорошо ли тебе в лесу?
    Ты растёшь на самой опушке,
    Ты стоишь на самой жаре.
    Над тобой кукуют кукушки,
    Соловьи поют на заре.
    И гуляет ветер душистый,
    И роняет листья в траву…
    Одуванчик, цветок пушистый,
    Я тебя тихонько сорву.
    Я сорву тебя, милый, можно?
    И потом отнесу домой.
    …Ветер дунул неосторожно –
    Облетел одуванчик мой.
    Посмотрите, вьюга какая
    В середине жаркого дня!
    И летят пушинки, сверкая,
    На цветы, на траву, на меня…

    Елена Благинина

    Радуга
    Дождик, дождик, не дожди,
    Не дожди ты, подожди!
    Выйди, выйди, солнышко,
    Золотое донышко!
    Я на радугу-дугу
    Полюбуюсь побегу –
    Семицветную-цветную
    На лугу подстерегу.
    Я на красную дугу
    Наглядеться не могу,
    За оранжевой, за жёлтой
    Вижу новую дугу.
    Эта новая дуга
    Зеленее, чем луга.
    А за нею голубая,
    Точно мамина серьга.
    Я на синюю дугу
    Насмотреться не могу,
    А за этой фиолетовой
    Возьму да побегу…
    Солнце село за стога,
    Где ты, радуга-дуга?

  2. vals75 Ответить

    Роль учебного курса краеведения в формировании нравственной личности
    Наш край получил от предшествующих поколений бесценное историко-культурное наследие. Ясно понимая значение этого наследия как основы всего нашего жизнеустройства, зарайцы стремятся бережно хранить это достояние. И конечно, мы стараемся приобщить к этому великому наследию учащихся школ города и района, видя в этом огромный потенциал нравственного становления личности.
    В решении этой задачи немалую роль играет целенаправленное, систематическое изучение родного края. Авторским коллективом педагогов, музейных работников была разработана программа по краеведению, которая построена по концентрическому принципу и состоит из нескольких блоков: «Природа родного края», «История Зарайска с древнейших времен и до настоящего времени», «Памятники истории и культуры», «Духовное наследие», «Выдающиеся земляки». Альтернативный вариант программы был предложен заслуженным работником культуры РСФСР В.И. Полянчевым. В 1995г. в  школах города и района ввели новый учебный курс-краеведение, преподавание которого ведется по двум  программам.
    Основными задачами данного предмета являются:
    – давать учащимся разносторонние знания о прошлом и настоящем родного края;
    – воспитывать школьников на боевых, трудовых традициях, формируя у них высокие нравственные качества;
    – развивать на уроках познавательную активность учащихся, их творческий потенциал.
    «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему»  Д.С. Лихачев.
    Прикоснутся к прошлому, к древности можно с помощью археологии, основы которой изучаются на уроках краеведения. Учащиеся средней школы №1 получили уникальную возможность применять теоритические знания на практике. Они принимали участие в археологических раскопках стоянки первобытного человека. Участница раскопок Светлана Харитонова в своих воспоминаниях написала так: «Нелегок, но интересен труд археолога. Археология стала наукой моей души. Я научилась лучше понимать других людей, прислушиваться к их советам  и мнениям. Впечатление о том, что  я приложила свою руку к великим археологическим открытиям в нашем городе, останутся на всю жизнь». И я, уверена, что у этих ребят, никогда не поднимется рука разрушить то, что создавалось предшествующими поколениями.
    В настоящее время, как никогда стоит задача не только сохранения, но и приумножения духовных ценностей. Духовное пробуждение начинается с обращения к истокам своего рода. Уроки краеведения побуждают  детей задуматься о своих корнях, о своих предках,  составляя генеологическое  древо своего рода  обучающиеся более полно знакомятся с историей своей семьи, с историей своего края, не только ради познания, но и ради сохранения прошлого. Разве может человек,  знающий свою родословную, разрушить дом, который был построен его предками, который хранит  тепло нескольких поколений. Разве может человек погубить дерево, которое было посажено его дедои или отцом.  Разве может человек забыть свою землю обильно политой кровью ее защитников.
    Зарайцы всегда с честью отстаивали свободу и независимость своей  Родины: в период борьбы с монголо-татарами, польско-литовскими захватчиками, во времена наполеоновского нашествия,  и особенно в годы Великой Отечественной войны.
    Уроки краеведения дают прекрасную возможность воспитывать школьников на боевых, трудовых, культурных традициях. Примерами беззаветного служения Родине могут быть подвиги зарайцев, героев войны, среди которых были и выпусники нашей школы.  Желание учащихся больше узнать о выдающихся  земляках, об истории своей школы побудило  их к поисковой, исследовательской, научной деятельности. В школе был создан штаб по сбору материала, и ученический коллектив под руководством педагогов приступил к работе по следующим направлениям: преподаватели и выпусники школы на фронтах Великой Отечественной; школа-госпиталь; погибшие в годы войны. В ходе этой работы было установлено, что более 70 выпусников нашей школы погибло на фронтах Великой Отечественной.
    Особый интерес у школьников вызвал поисковый материал о Герое Советского Союза Н.И. Власове и дважды Герое Советского союза В.Н. Леонове. Для ребят они  являются образцом мужества, героизма, неиссякаемой любви к Родине. Традиционно в нашей школе проходят леоновские чтения,  приуроченные ко дню рождения Виктора Николаевича.
    Итогом всей поисковой, исследовательской работы явилось открытие школьного музея, который стал базой для воспитания патриотизма. Ведь память о подвигах дедов и отцов должна переходить из поколения к поколению.
    Память – это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем. Прошлое – это фундамент, на котором стоит настоящее и созидается будущее, потому что неизменными остаются духовные ценности, взращенные не только историей, но родной культурой.
    Красота зарайской земли, ее особый природный дух многие поколения зарайцев вдохновляют на творчество. Наша земля богата талантливыми людьми, которые оставили заметный вклад в различных областях культуры. Среди  них Евстафий – выдающийся книжник Древней Руси, Ф.М. Достоевский – великий русский писатель с мировым именем, А.С. Голубкина – классик русской скульптуры, Н.Л. Мещеряков – энциклопедист, ученый, общественный деятель, имя которого присвоено нашей школе.
    С Зарайском связана,  жизнь и творчество многих выдающихся земляков.  Их имена,  дела не канут в безвестность, так как на уроках краеведения мы не только знакомим с биографией, творчеством зарайцев, но и учим уважать, почитать своих земляков,  которые внесли немалый вклад в развитие Отечественной науки, техники, военного искусства, литературы, культуры, спорта.
    Литературное наследие дает понимание истинных нравственных ценностей, на которых мы воспитываем детей и сегодня. Народная мудрость отражена в поговорках, пословицах, сказках записанных в зарайском крае И.А. Худяковым, Р.Ф. Васильевой. Чувствами патриотизма пронизан цикл «Повестей о Николе Заразском». В произведениях Ф.М. Достоевского показан сложный внутренний мир человека и что он должен прожить свою жизнь с честью, с достоинством в какую бы эпоху он не жил. Центральной нитью в «Песне про боярина Евпатия Коловрата» Л. Мея проходит идея противопоставления добра и зла как вечных нравственных понятий. Изучая эти произведения,  учащиеся вместе с героями испытывают боль за поруганную землю и городость за подвиги ее защитников.
    Возрождая свою культуру, мы не только сохраняем и продолжаем традиции, достижения предшествующих поколений, но и создаем условия для развития творчества у сегодняшних поколений. Изучая литературное наследие,  учащиеся активно приобщаются к творческой деятельности, которая находит ссвой выход в кроссвордах,  в рисунках, в пословицах и загадках, в стихотворения, посвященных своему краю.
    Творчество детей не имеет границ. Творяший человек привыкает созидать, а не разрушать. Сегодня, в нашем городе все больше становится сторонников духовного возрождения: восстанавливаются церковные храмы, публикуется исторический материал, проводятся краеведческие конференции, где ребята имеют возможность,  поделится друг с другом приобретенными знаниями и опытом исследовательской работы.
    «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С. Лихачев.
    Елена Благинина
    Снегурка
    Я вылепил снегурку,
    Поставил на виду
    Снегурушку-девчурку
    Под яблоней в саду.
    Стоит моя царевна
    Под круглым деревцом –
    Царевна-королевна,
    Пригожая лицом.
    В парчовой душегрейке
    Стоит светлей зари,
    И крупные на шейке –
    Играют янтари.
    Она мой сад оставит,
    Лишь солнце припечёт:
    Расплещется, растает,
    С ручьями утечёт.
    Но кликну – отзовётся
    Снегурушка моя
    То эхом из колодца,
    То голосом ручья,
    То лебедью, плывущей
    В заоблачном пруду,
    То яблоней, цветущей
    В моём родном саду.

            

    Елена Благинина

    Одуванчик
    Как прохладно в чаще еловой!
    Я цветы в охапке несу…
    Одуванчик белоголовый,
    Хорошо ли тебе в лесу?
    Ты растёшь на самой опушке,
    Ты стоишь на самой жаре.
    Над тобой кукуют кукушки,
    Соловьи поют на заре.
    И гуляет ветер душистый,
    И роняет листья в траву…
    Одуванчик, цветок пушистый,
    Я тебя тихонько сорву.
    Я сорву тебя, милый, можно?
    И потом отнесу домой.
    …Ветер дунул неосторожно –
    Облетел одуванчик мой.
    Посмотрите, вьюга какая
    В середине жаркого дня!
    И летят пушинки, сверкая,
    На цветы, на траву, на меня…

    Елена Благинина

    Радуга
    Дождик, дождик, не дожди,
    Не дожди ты, подожди!
    Выйди, выйди, солнышко,
    Золотое донышко!
    Я на радугу-дугу
    Полюбуюсь побегу –
    Семицветную-цветную
    На лугу подстерегу.
    Я на красную дугу
    Наглядеться не могу,
    За оранжевой, за жёлтой
    Вижу новую дугу.
    Эта новая дуга
    Зеленее, чем луга.
    А за нею голубая,
    Точно мамина серьга.
    Я на синюю дугу
    Насмотреться не могу,
    А за этой фиолетовой
    Возьму да побегу…
    Солнце село за стога,
    Где ты, радуга-дуга?

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *