Какую роль играла православная церковь в истории россии приведите примеры?

3 ответов на вопрос “Какую роль играла православная церковь в истории россии приведите примеры?”

  1. Afrojak Ответить

    Православная церковь играла особую роль в объединении, создании и развитии русского гос-ва. Церковь в России не была в оппозиции светской власти, выполняла важные функции в государственной политике:
    – была верной опорой великих князей, затем царизма (например, деятельность Сергия Радонежского способствовала усилению великокняжеской власти и активизации борьбы с монголо-татарским игом, содействовала объединению русских земель перед Куликовской битвой);
    – в годы феодальной раздробленности и монголо-татарского ига церковь выступала фактором объединения всех княжеств против врага;
    – проповедовала в народе верноподданнические чувства по отношению к властям (“самодержавие, православие, народность”);
    – проводила политику русификации нерусского населения страны;
    – способствовала распространению просвещения и культуры;
    – осуществляла большую патриотическую, нравственную и духовную деятельность, воспитывала людей в духе христианской морали;
    – выступала охранительницей семьи.
    Охарактеризуйте экономическое и социально-политическое развитие Древней Руси
    Древняя Русь была государством раннефеодального типа. В ней сформировались основные элементы феодального строя, получившие свое дальнейшее развитие и распространение как в области экономики, так и в развитии государственной власти. Во второй половине XI – первой половине XII вв. возникает феодальное землевладение на Руси (образуется феодальная вотчина – наследуемая земельная собственность).
    Экономика: земледелие скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, ремесла (плотницкое, гончарное, кожевенное, кузнечное, ювелирное)
    Торговля: вывоз – сырье (пенька, дерево, лен), работа (рабы); ввоз – оружие, ткани, пряности.
    География торговли: Византия, Западная Европа, Восток.
    Города-центры торговли: Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Рязань, Владимир, Ярославль, Чернигов.
    Основными элементами политической системы Древнерусского государства были: князь, дружина и вече. Во главе государства находился князь – законодатель, военный предводитель, верховный судья, адресат дани. За князем следовала старшая дружина, в которую входили богатые и влиятельные землевладельцы (бояре, посадники (княжеские наместники в областях), старейшины городов, тысяцкие, высшее духовенство), превратившаяся затем в боярскую думу (функции: участие в госуправлении, в военных походах, в управлении войсками в областях) и вече – народное собрание, созываемое по мере необходимости; в Новгороде – высшая законодательная власть. За ними следовала младшая дружина, состоявшая из мелких управителей, слуг и простых рядовых воинов, главная функция – исполнительная власть. Княжеская администрация = княжеский двор – формировалась из старшей и младшей дружины. Состав: посадники, тысяцкие, чиновники госуправления (казначеи, печатник, таможенник), личные слуги князя (стольники, ловчие). Функция: исполнительная власть.

  2. Paingrove Ответить

    От XVIII века России досталось тяжелое наследие. Судорожная и сумбурная эпоха Петра, сметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством череды временщиков, мало любивших Россию, и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее характера и мировоззрения. Едва успевшая передохнуть за время царствования Елизаветы Петровны, страна вновь оказалась ввергнута в водоворот религиозных, политических, экономических и военных перемен и нововведений, продолжавших размывать традиционные русские ценности. Православная церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей, самодержавие, как принцип правления, предполагающий религиозно-осознанное отношение к власти как к церковному служению, все более искажалось под влиянием идей западноевропейского абсолютизма.
    Расщепление самосознания и отдаление его от религии затронуло первоначально численно ничтожную часть общества, родившую из своей среды множество течений общественной мысли, часть из которых оказала в дальнейшем значительное влияние на все области российской жизни. К таким течениям традиционно относят западничество, славянофильство, панславизм, легший в основу евразийства, нигилизм, бюрократический консерватизм и имперскую идею.
    В те времена об отношении вероисповедной политики можно сказать так: монархическая верховная власть может держаться лишь на почве национальной религии, но при этом она должна всеми силами благоприятствовать прогрессивной эволюции религиозного сознания нации, то есть приближения души нации к истинному Богу.
    В таком подходе частично раскрывается истинная сущность многовекового российского самодержавия. В самом деле, как еще объяснить столь долгое существование монархической формы правления в России, как не совсем обычным пониманием смысла русского самодержавия. Только понимание того, что в лице одного царя действует высшая сила, подчиняет миллионы одному человеку. Провозглашение царя помазанником Божьим сильно укрепляло его власть в глазах верующих. И все-таки из-за расшатывания духовных устоев общества конец самодержавия был неизбежен.
    Революция грянула. Событиям 1917 года предшествовали народные волнения 1905 года и отказ императора Николая II от престола.
    В истории русской церкви настали самые тяжелые дни, когда кровь верующих лилась рекой, а новая государственная власть всячески старалась задушить какую бы то ни было религию на корню, объявляя ее реакционной существующему режиму. Первые десятилетия советской власти оказались временем жесточайшего гонения на Церковь.
    Весной 1922 г. в православной церкви стали возникать группы, получившие общее название «обновленцы» (их также называли «живая церковь»). Всех их роднило то, что они выступали за тесное сотрудничество с Советским государством. В остальном их программы были очень различны. Самые крайние обновленцы призывали к слиянию всех религий.
    В 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка». К 1936 г. планировалось закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы имя Божие в России вообще перестало упоминаться.
    Но Великая Отечественная война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа и существовании государства. Серьезные изменения произошли в области церковно-государственных отношений. 4 сентября 1943 года на совещании, проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено пересмотреть государственную политику в области религии. В тот же день в Кремле Сталин принял специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших православных иерархов. Итоги внезапной перемены курса стали поистине ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч.
    Начиная с Хрущевской оттепели, была попытка возрождения массового антиправославного террора, но общая установка властей на смягчение репрессивной деятельности помешала повторению антирелигиозного террора первых лет советской власти. Стали закрываться монастыри, приходы, семинарии и академии. Появились ограничения на прием в академии и семинарии, и ограничения на хозяйственную деятельность Церкви.
    Этот путь закончился с развалом СССР в декабре 1991 года.
    Первые же годы перестройки показали истинную ориентацию реформ по отношению к религии.
    В конце 90-х Институт социального развития ООН приходит к выводу, что «последние 20 лет ознаменовались возрождением влияния религии на политику во многих регионах мира. Представления, согласно которым распространение урбанизации, образование, экономическое развитие, научный рационализм и социальная мобильность будут сопровождаться существенным ослаблением социально-политических позиций религии, оказались недостаточно обоснованными».
    Исследователи вначале осторожно, а затем все более уверенно заговорили о том, что религия все активнее будет вмешиваться в международные отношения. Религия перестала быть священным орудием оправдания власти и божественной санкцией осуществляемой ею политики. Власть, становясь все более автономной, содействует, казалось бы, разрыву политики и религии или, точнее, политики и христианства, но это – разрыв их связи в старом смысле. Ведь одновременно христианство все меньше являет себя в виде структур и институтов, организованных по образу и подобию политической власти.
    Папа Римский и православные архиереи все менее склонны отождествлять свое служение с властными функциями земных правителей. Христианство демократизируется, оно хочет видеть своего Бога не карающим, а любящим, и стремится вырваться с уровня страха на уровень понимающей веры.
    Христиане востребованы осознанием катастрофичности политики, лишенной надежного нравственного фундамента и духовной оправданности. Всё чаще мы видим по телевизору духовных деятелей, дающих свою оценку спорному вопросу, религиозные передачи, экранизированную библию. Стали вновь возрождаться обычаи венчания и крещения. Ни одно серьёзное дело или строительство в масштабах государства не обходится без благословения Патриарха. Ставится вопрос о введении специального предмета в школах. Активно восстанавливаются церкви, храмы.

Добавить комментарий для Afrojak Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *