Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей?

15 ответов на вопрос “Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей?”

  1. FunnyPark Ответить

    Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека. Миф понимают как способ осмысления природной и социальной деятельности, освоение пространства и времени. Неслучайно представление о времени и пространстве впервые выражены в мифах. Мифотворчество – это познание человеком мира путем соотношения его с собой, с тем, что известно, понятно, переживаемо. Оно создается методом аналогии, соотнесения внешнего мира с собственным, духовным. Это не только вымышленный мир, выразительный, интересный, но и мир, понимаемый как находящийся в гармонии с человеком. Здесь интуитивно проявляется мнение, что окружающий мир живет по тем нормам, порядкам, что и сам человек.
    Значение ритуала и табу в первобытности
    Важную роль в жизни первобытного коллектива выполнял ритуал (установленный обрядовый порядок действия), который объединял соплеменников. Поскольку при исполнении ритуала присутствовали все члены коллектива. В первобытном обществе были собственные механизмы контроля и регулирования отношений между полами, с соплеменниками. Табу – это религиозный запрет, налагаемый на предмет, действие, слово, нарушение которого приводит к наказанию со стороны сверхъестественных сил. Табу были связаны с неприкосновенностью жилища, с правами и обязанностями отдельных членов общества. Исследователи приводят многочисленные примеры (Дж.Фрейзер ), когда нарушения запрета приводило к смерти нарушителя. Например, нечаянно съев объедки обеда новозеландского вождя, соплеменник умирает в мучительных страданиях. Практически во всех племенах существовало табу на новинки (новации) любого рода, что соответствует консервативной логике первобытного человека, поэтому первобытность самый продолжительный период развития в истории человечества.
    Выводы по теме
    1. Материальная и духовная культура первобытности создаются как нерасчлененное, взаи­мосвязанное целое;
    2. В первобытной культуре впервые оформляются такие верования как фетишизм, анимизм, магия;
    3. Важность этого периода в истории человечества связана с тем, что многое создаваемое человеком было востребовано последующими поколениями как в материальной культуре (колесо, посуда, типы хозяйственной дея­тельности), так и в сфере духа.

  2. moscow Ответить

    Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.
    Кто же создавал мифы?
    Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены до научные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
    Какую практическую роль играли мифы в жизни древних людей?
    При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили.
    Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки?
    Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел.
    Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми) .
    Чем мифы отличаются от реальных историй?
    История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.
    – Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда.
    В те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира.

  3. Huginn Ответить

    «Доказательства происхождения человека от животных» – Ч.Дарвин. К. Линней. К человекообразным обезьянам относят: Гиббона. К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы. Морфофизиологические преобразования, повышающие уровень организации. Тест 7. Атавизмами называют: Явление редукции органов, утративших свое значение. Эмбриологические доказательства.
    «Теории происхождения человека» – Существующие теории происхождения человека. Откуда я взялся? Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Теория Творения. Сегодня сушествует 4 теорий происхождения человека.
    «Урок Происхождение человека» – Доказательства происхождения человека от животных: Актуализация знаний. Доказательства происхождения человека от животных: б) наличие рудиментов- остаточных органов у человека. Происхождение человека. 3. Физиологические- сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др. Специфические особенности человека:
    «Биология Происхождение человека» – Каково воздействие человека на биосферу? Формирование групп для проведения исследований. 3.Доказательства единства происхождения человеческих рас. Какие направления в эволюции человека можно выделить? Знакомство с проектом. Самостоятельное распределение заданий внутри групп. Этап 1 Аналитический- 2 недели.
    «Происхождение и развитие человека» – Объяснить понятия «неандерталец», «австралопитек», «кроманьонец», «миф». Как же происходило развитие человека? План изучения нового материала: Поиграем? Естественно-научное объяснение происхождения человека на Земле. Исследование версий происхождения человека. Познакомиться с версиями происхождения человека.
    «Антропогенез» – Неоантропы. Человек умелый. Палеоантропы. Обнаруженный Луи Лики в 1964 г. в Олдовайском ущелье в восточной Африке. Стадии антропогенеза. Австралопитеки Человек умелый Человек прямоходящий Палеоантропы Неоантропы. Обнаружен Луи Лики в 1964 г. в Олдовайском ущелье в восточной Африке. Австралопитеки. Человек прямоходящий.
    Всего в теме
    «Происхождение человека»
    18 презентаций

  4. ПЬЯНЫЙ Ответить

    Миф не приносил человеку свободы, ибо миф выражал не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся (через инициации, то есть обряд посвящения в полноправные члены общества).
    Мифы, сыграли исключительную роль в античной культуре. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья.
    Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя.

    Рекомендуем прочитать:

    конспект урока по культуре египта
    литература халифата
    культура древней индии презентация
    античность периодизация
    особенности искусства первобытной культуры конспект
    ордерная система архитектура
    конспект урока своеобразие художественной культуры древнего востока мхк 8 кл
    западный реализм 30 40 годов
    культура исвобода по культорологии
    классицизм как художественный стиль сформировался в

  5. Silverskin Ответить

    Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.
    Кто же создавал мифы?
    Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены до научные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
    Какую практическую роль играли мифы в жизни древних людей?
    При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили.
    Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки?
    Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел.
    Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми) .
    Чем мифы отличаются от реальных историй?
    История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.
    – Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда.
    В те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира.

  6. Marigra Ответить

    Содержание
    ВВедение. 2
    1.миф и его роль в формировании первобытной культуры3
    2.Мифология как форма общественного сознания.. 5
    3.Мифология древнего мира.. 7
    4.Миф и религия.. 13
    5.Миф нашего времени.. 15
    Заключение. 16
    список использованной литературы.. 17
    ВВедение
    Самой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания.
    Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особым видом мировоззрения, в котором переплетены зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), рассматривается как система, своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.
    В обыденном понимании мифы – это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.
    Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.
    Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
    1. миф и его роль в формировании первобытной культуры
    Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.
    Несмотря на фанатичность с точки зрения современного человека наивных представлений первобытной эпохи о мире, для древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. Первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. Миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества.
    Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления при­роды сверхъестественным способом).
    Как и все остальное, что было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.
    2. Мифология как форма общественного сознания
    Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
    В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антилопий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).
    Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
    Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический».
    3. Мифология древнего мира
    Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в «личностях» – в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, – в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.
    Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и см природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось, сил: враждебной, губившей их урожай и угрожавшей тем самым их жизни, и другой, устрашающей (гром), но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить на их именах ассоциативно-метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.

  7. Zulabar Ответить

    «Первобытный мир» – Едят плоды. Отличие. Первые представления о добре и зле. Осваивали планету. Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: Предполагаем. В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? Знаем. Лук со стрелами. Применение новых знаний. Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории.
    «Биологическая роль металлов» – Mn. У взрослого человека в крови содержится около 2,6 г железа. В современной медицине препараты с содержанием золота используются довольно широко. Металлы – химические элементы. У детей – тяжелые формы аллергического диатеза. Металлы в организме человека. В процессе жизнедеятельности в организме происходят постоянный распад и синтез гемоглобина.
    «Искусство первобытного человека» – Дверь делали из шкур. Затем набрасывали шкуры животных, сверху прижимали бивнями и оленьими рогами. Истоки архитектуры. Жилище из костей мамонта. Мегалитические сооружения. Выучить тему «Первобытное искусство» по тетради. Первобытное искусство. Представьте, что вы первобытные люди. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя.
    «Первобытное искусство» – Темы самостоятельных исследований учащихся. Изобразительное искусство и художественный труд. Что определяет различного рода произведение, искусства? С чем связано возникновение искусства? Основополагающий вопрос: Искусство и жизнь человека. Проект для учащихся начальной школы. Конечно, ум, например, полезен, — так можно выразиться: плохо без ума.
    «Роль грибов» – Б) признаки животных. Углевод хитин в оболочке клеток. Продукт обмена веществ – мочевина. Болезнетворные грибы. Одноклеточные. 5.Микориза(грибокорень)-симбиоз грибов и корней деревьев. Роль грибов в природе и жизни человека. Дайте объяснение явлению. Ядовитые грибы. Вегетативное. Трутовики. Симбионты.
    «Первобытная культура» – Фетиш – иначе – талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Религиозные верования и культы. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой.

  8. OXUH Ответить

    Содержание
    Ведение
    3
    1. Миф и его роль
    в формировании первобытной культуры
    4
    2.Мифология Древнего мира
    6
    Заключение
    9
    Список литературы
    10
    Введение
    Что такое  мифы? В обыденном понимании
    – это прежде всего античные, библейские
    и другие старинные “сказки” о сотворении
    мира и человека, рассказы о деяниях древних
    богов и героев – Зевсе, Аполлоне, Дионисе,
    Геракле, аргонавтах, искавших “золотое
    руно”, Троянской войне и злоключениях
    Одиссея.
    Само  слово “миф”
    имеет древнегреческое  происхождение и означает
    именно “предание”, “сказание”.
    Европейским  народам вплоть до XVI-XVII вв.
    были известны лишь знаменитые и поныне
    греческие  и римские мифы, позже им стало
    известно об арабских, индейских, германских,
    славянских, индийских сказаниях  и их героях.
    Что удивительно: обнаружилось, что на
    определенной стадии исторического развития
    более или менее развитая мифология существовала
    практически у всех известных науке народов,
    что некоторые сюжеты и рассказы в той
    или иной мере повторяются в мифологических
    циклах разных народов.
    Сегодня  большинство ученых склоняются
    к тому мнению, что секрет происхождения
    мифа следует искать в том, что мифологическое
    сознание явилось древнейшей формой понимания
    и осмысления мира, понимания природы,
    общества и человека. Миф возник из потребности
    древних людей в осознании окружающей
    его природной и социальной стихии, сущности
    человека.
    1. Миф и его
    роль в формировании первобытной
    культуры.
    «Миф  – возникающее на ранних этапах истории повествование,
    фантастические образы которого (боги,
    легендарные герои, события и т.п.) были
    попыткой обобщить и объяснить различные
    явления природы и общества. Мифология
    – это своеобразная форма проявления
    мировоззрения древнего общества»
    Несмотря
    на фантастичность с точки зрения современного
    человека наивных представлений  первобытной эпохи о мире,
    для  древнего человека никогда не возникало
    даже вопроса о том, насколько достоверно
    то, что сообщает миф. «Для первобытного
    человека мифология являлась объективной
    действительностью» Другими словами,
    первобытный человек искренне верил в
    правдивость того, что сообщал ему миф,
    будь то сказание о богах и древних героях
    или представления об одухотворенности
    природы и его посмертном перерождении
    в новую ипостась. Действительно, мифология
    выступала не просто основой мировоззрения
    первобытного человека, она и была этим
    самым мировоззрением. В таком виде миф
    стал началом человеческого сознания,
    представлений человека о мире и своем
    месте в нем. «Мифология – это мир первообразов,
    которые были достоянием рода и передавались
    из поколения в поколение. Мы можем сказать
    о первообразе, что он является копией
    чего-то, что находится вне сознания. О
    первообразе мы так сказать не можем. Первообраз
    – образ самого сознания. От любого образа
    мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза
    нельзя отделаться, хотя можно и не знать
    о нем, не испытывать его влияния. Первообраз
    – это глаз» сознания. Мы видим глазом,
    а самого глаза не видим. Так и с первообразом:
    с его помощью мы осознаем или мыслим,
    но помылить сам первообраз так же трудно,
    как увидеть глаз». Таким образом, можно
    сказать, что все мышление первобытного
    человека было мифологическим. Соответственно
    миф играл роль основы всей духовной культуры
    первобытного общества, соединяя прошлое
    и современность. Мифология стала своеобразной
    идеологией первобытного общества. «Она
    имела те же особенности, что и первобытная
    культура в целом: синкретизм, антропоморфизм,
    примитивный коллективизм».
    Первичные
    религиозные верования древних  людей были
    разнообразны, нередко переплетались
    и сосуществовали и позднее нашли свое
    отражение в развитых религиозных системах
    первых человеческих цивилизаций. К ним
    относятся тотемизм (вера в существование
    связи между родовой группой и тотемом
    – видом животных, растений, каких-либо
    предметов или явлений природы), анимизм
    (вера в души, заключенные в какие-либо
    тела, или в духов, действующих самостоятельно),
    аниматизм (представления об одушевленности
    всех предметов и явлений природы, их оживотворение),
    фетишизм (вера в сверхъестественные свойства
    отдельных предметов), магия (вера в способность
    человека воздействовать на предметы
    и явления природы сверхъестественным
    способом).
    Как и все остальное,
    что было в  жизни первобытного человека,
    религиозные  представления должны были
    служить  задаче выживания рода. Они объясняли
    явления окружающего мира, указывали способы
    реагирования на те или иные события, происходящие
    в нем, пути существования в гармонии с
    окружающей природой. Эти воззрения были
    весьма устойчивы и при отсутствии внешних
    воздействий могли, не изменяясь, существовать
    тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных
    племен центральной Африки, вероятно,
    ничем не отличается от того, как жили
    их предки тысячи лет назад, но можно с
    уверенностью утверждать, что этот способ
    построения существования является наиболее
    оптимальным для данного региона с его
    особенностями, и можно не сомневаться,
    что при условии невмешательства внешнего
    цивилизованного мира и природных катаклизмов
    в жизнь этих людей их образ существования
    не изменится еще неограниченно долгое
    время. И религия играет важную роль в
    формировании отношений человека и природы.
    Миф и его альтернативы в культуре
    Мифология как форма общественного сознания.
    Мифология – форма общественного сознания;
    способ понимания природной и  социальной
    действительности на разных стадиях общественного развития.
    В общественном сознании первобытного
    общества мифология несомненно доминировала.
    Предпосылкой мифологической “логики”
    служили неспособность человека выделить
    себя из окружающей среды и нерасчлененность
    мифологического мышления, на неотделившегося
    от эмоциональной аффективной среды. Следствием
    было метафорическое сопоставление природных
    и культурных объектов, очеловечивание
    окружающей природной среды, в том числе
    одушевление фрагментов космоса. Мифологическому
    мышлению свойственно отчетливое разделение
    субъекта и объекта, предмета и знака,
    вещи и слова, существа и его имени, пространственных
    и временных отношений, происхождения
    и сущности, безразличия к противоречию
    и т.п. Объекты сближались по вторичным
    чувственным качествам, смежности в пространстве
    и времени, выступали в качестве знаков
    других предметов и т.п. Научный принцип
    объяснения заменялся в мифологии тотальным
    генетизмом и этиологизмом: объяснение
    вещи и мира в целом сводилось к рассказу
    о происхождении и творении. Все происходящее
    в мифическом времени приобретает значение
    парадигмы и прецедента, т.е. образца для
    воспроизведения. Моделирование оказывается
    специфической функцией мифа. Если научное
    обобщение строится на основе логической
    иерархии от конкретного к абстрактному
    и от причин к следствиям, то мифологическое
    оперирует конкретным и персональным,
    использованным в качестве знака, так
    что иерархии причин и следствий соответствует
    гипостазирование, иерархия мифологических
    существ, имеющая систематически ценное
    значение. То, что в научном анализе выступает
    как сходство или иной вид отношения, в
    мифологии выглядит как тождество, а логическому
    разделению на признаки в мифологии соответствует
    разделение на части. Миф обычно совмещает
    в себе два аспекта:
    диахронический (рассказ о прошлом)
    синхронический (объяснение настоящего или будущего).
    Содержание  мифа представлялось
    первобытному сознанию реальным и даже
    в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный
    “надежный” опыт осмысления действительности
    множества поколений, который служил предметом
    веры, а не критики. Мифы утверждали принятую
    в данном обществе систему ценностей,
    поддерживали и санкционировали определенные
    нормы поведения.
    Мифологическое  мироощущение выражалось
    не только в  повествованиях, но и в действах
    (обрядах, танцах). Миф и обряд  в древних культурах составляли
    известное единство – мировоззренческое,
    функциональное, структурное, являя собой
    как бы два аспекта первобытной культуры
    – словесный и действенный, “теоретический”
    и “практический”.
    Миф не есть выдумка,
    или  фикция, не есть фантастический вымысел.
    Миф не есть выдумка, или фикция,
    не есть фантастический вымысел. Разумеется,
    мифология есть выдумка, если применить
    к ней точку зрения науки, да и то не всякой,
    но лишь той, которая характерна для узкого
    круга ученых новоевропейской истории
    последних двух трех столетий. Однако,
    мы условились рассматривать миф исключительно
    лишь с точки зрения самого же мифа, глазами
    мифа, мифическими глазами. А с точки зрения
    самого мифического сознания ни в каком
    случае нельзя сказать, что миф есть фикция,
    и игра фантазии. Миф есть наивысшая по
    своей конкретности, максимально интенсивная
    и в величайшей мере напряженная реальность.
    Это не выдумка, но наиболее яркое и самая
    подлинная действительность. Это – совершенно
    необходимая категория мысли и жизни,
    далекая от всякой случайности и произвола.
    Миф – необходимейшая, прямо нужно сказать,
    трансцендентально-необходимая категория
    мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего
    случайного, ненужного, произвольного,
    выдуманного или фантастического. Это
    – подлинное и максимально конкретная
    реальность. Ученые мифологи почти всегда
    находятся во власти этого всеобщего предрассудка,
    но нас интересует миф, а не та или иная
    эпоха в развитии научного сознания. Миф
    не выдумка, а содержит в себе строгую
    и определенную структуру, а, следовательно,
    является основной категорией сознания
    и бытия вообще.
    Миф не есть научное построение. Научное отношение к мифу, как один
    из видов абстрактного отношения, предполагает
    изолированную интеллектуальную функцию.
    Надо очень много наблюдать и  запоминать,
    очень много анализировать  и синтезировать,
    внимательно отделять существенное от
    несущественного, чтобы в итоге получить
    хоть какое-нибудь элементарное научное
    обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно
    хлопотлива и полна суеты. Несмотря на
    всю абстрактную логичность науки, почти
    все наивно убеждены, что мифология и первобытная
    наука – одно и то же. Как бороться с этими
    застарелыми предрассудками? Миф всегда
    чрезвычайно практичен, насущен, всегда
    эмоционален, аффективен, жизнен. И тем
    не менее думают, что это – начало науки.
    Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными
    переживаниями.
    Миф нашего времени.
    Миф, т.е. специфически обобщенные
    отражения  действительности выступающие
    в форме чувственных представлений и фантастических
    одушевленных существ, всегда играл значительную
    роль в религии и религиозной философии.
    Для XX века большое значение
    приобретает политический миф, ведущий к санкранизации
    государства, “нации”, расы”, и т.д.,
    что с наибольшей полнотой появилось в
    идеологии фашизма. Причем используемый
    миф оказывается то традиционно религиозным,
    как древнегерманская мифология; то сконструированным
    в рамках буржуазной философии; то демагогически
    абсолютизированной реальной общностью,
    как “нация”, “народ” и др. Некоторые
    особенности мифологического мышления
    могут сохраняться в массовом сознании
    наряду с элементами философского и научного
    знания, строгой научной  логикой. Различные
    формы общественного сознания и  после окончательного
    выделения из мифологии продолжали пользоваться
    мифом как своим “языком”, расширяя
    и по новому толкуя мифологические символы.
    В частности, в XX веке наблюдается также
    сознательно обращение некоторых направлений
    литературы к мифологии (Дж. Джойс, Т. Манн,
    Ж. Котто и др.), причем имеет место как
    переосмысление различных традиционных
    мифов, так и мифотворчество – создание
    собственных поэтических символов.
    2. Мифология древнего
    мира
    Мир  для  первобытного  человека
    был  живым  существом.  Эта   жизнь проявлялась
    в “личностях” – в человеке, звере
    и растении, в каждом  явлении, с которым
    человек сталкивался, – в ударе грома, в
    незнакомой лесной  поляне, в камне, неожиданно
    ударившем  его,  когда  он  споткнулся  на
    охоте.  Эти явления воспринимались как
    своеобразный  партнер,  обладающий  своей
    волей, “личностными” качествами,
    а переживание столкновения  подчиняло
    себе  не только связанные с этим поступки
    и чувства, но,  не  в  меньшей  степени,  и сопутствующие
    мысли и объяснения. Итак,  человек  сталкивается
    с  бытием  окружающего  мира  и  целостно
    переживает это взаимодействие: эмоции
    и творческое воображение  вовлечены  в
    него в той же мере,  что  и  интеллектуальные
    способности.  Каждое  событие обретает
    индивидуальность, требует своего описания
    и тем  самым  объяснения. Подобное единство
    возможно лишь в  форме  своеобразного  рассказа,
    должногообразно воспроизвести и переживаемое
    событие и раскрыть  его причинную обусловленность.
    Именно такой “рассказ” и имеют в
    виду,  когда  употребляют слово “миф”.
    Другими словами, рассказывая мифы,  древние
    люди  использовали принципиально   отличающиеся
    от   привычных   нам   методы   описания    иинтерпретации.
    Роль    абстрактного    анализа    играло    метафорическое
    отождествление.  Например,  современный
    человек  говорит,  что  атмосферные изменения
    прекратили засуху и вызвали дождь. Но
    первые земледельцы  Ближнего Востока,
    наблюдая подобное  событие,  внутренне
    переживали  его  совершенно иначе. Им на
    помощь  прилетела  долгожданная  птица
    Имдугуд,  покрыла небо черными грозовыми
    тучами и  пожрала  Небесного  быка,  чье  горячее
    дыхание спалило посевы. В этом рассказе
    (мифе) главное – то единство, с каким  переживается,
    а соответственно  мыслится  и  описывается
    реальное  взаимодействие  древнего человека
    и сил природы. Люди рассказывают о событиях,
    от  которых  зависело само  их  существование.
    Они  непосредственно  пережили  столкновение
    двух одухотворенных, как им казалось,
    сил:  враждебной,  губившей  их  урожай  и
    угрожавшей  тем  самым  их  жизни,  и   другой,
    устрашающей   (гром),   но доброжелательной
    к ним. Оставалось лишь назвать эти силы
    и построить  на  их именах  ассоциативно-метафизический
    ряд   умозаключений,   являющих   собой причудливую
    смесь фантазии и реальности. Следует учитывать, что в глазах
    первобытного  человека  сверхприродное
    пронизывало и поддерживало природное.
    Отсюда  текучесть  природы.  Мифы  не объясняют
    ее,  они  ее  только  отражают.  Она,  эта  сверхприрода,
    и дает содержание мифам, столь смущающим
    наш рациональный ум. Мысль в мифологическом сознании
    была объектом  внутреннего   восприятия,
    она  не  думалась,  но  обнаруживалась  в  своей
    явленности,  так сказать, виделась и слышалась.
    Образность  в мифе неотделима от  мысли,
    так  как  она  и   представляет собой  ту  форму,
    в   которой   закономерно   осознается   впечатление
    и, соответственно,  событие.   Миф    становится
    способом   миропонимания   в первобытной
    культуре,  способом,  которым  она  формирует
    свое  понимание истинной сущности бытия,
    т.е.  миф выступает в роли  своеобразной
    философии или метафизики древнего человека.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *