Какую роль играли ремесленники в управлении городом?

4 ответов на вопрос “Какую роль играли ремесленники в управлении городом?”

  1. Arcanewind Ответить

    Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан.
    Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства.
    Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» – неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась цеховое принуждение.
    В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

  2. Fenrilar Ответить


    II этап. Осмысление.
    Работа по группам.
    Урок будет проходить в формате телепередачи
    “Клуб путешественников”, поэтому все группы
    получают задания совершить путешествие в
    средневековой город в Западную и Центральную
    Европу.
    Четыре команды корреспондентов получают
    задания:
    1-я группа представить отчет- исследование о
    возникновении средневековых городов.
    2–я группа. Подготовить репортаж о борьбе
    городов с сеньорами.
    3-я группа. Совершить экскурсию в мастерскую
    ремесленника.
    4-я группа. Взять интервью на улицах города о
    развитии городов.
    Задание: Читая текст учебника $ 13? 14? Сделать
    маркировку текста символами.
    I-это я знаю
    +-новая информация
    –информация не совпадающая с моим
    представлением
    ?-информация требует пояснения
    !-это интересно
    Работа с текстом 15 минут. Учащиеся обсуждают
    заполнение таблицы и сравнивают содержание
    таблицы со своими предложениями, сделанными на
    стадии вызова. Обратить внимание на информацию,
    требующую пояснения.

    III этап. Рефлексия
    (распаковка понятий,
    подведение итогов)
    Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

    1.Группа детей
    , работающая над исследованием причин
    возникновения средневековых городов
    ,

    представляет отчет.
    Подводя итоги, дети делают вывод о том, что
    успехи в сельском хозяйстве (росли урожаи и
    излишки продуктов; происходил обмен между
    крестьянами и ремесленниками излишками
    продуктов и ремесленными изделиями) и ремесле
    (требовались особые знания и навыки в труде;
    ремесленники- умельцы уходили из феодальных
    поместий) привели к тому, что постепенно ремесло
    превращалось в отдельное занятие групп людей –
    ремесленников; происходило отделение ремесла от
    сельского хозяйства; возникали новые и росли
    старые города; происходило разделение труда
    между городом и деревней.

    2.Группа детей
    выступает с репортажем о
    борьбе городов с сеньорами.

    В репортаже детей прозвучало, что причиной
    борьбы было притеснение и грабеж феодалов, что
    мешало развитию ремесла и торговли в городах.
    Формами борьбы было и восстание и откупы и долгие
    войны. Результатом этой борьбы дети назвали
    создание органов самоуправления в свободных
    городах. В Германии глава городского совета –
    бургомистр, в Англии и во Франции – мэр.
    X – XI вв.- города под властью сеньоров;
    XII – XIY вв. – борьба городов с сеньорами;
    XIY – XY вв. – последствия борьбы: самоуправление
    в свободных городах.
    Дети совместно с учителем составляют схему
    структуры городского самоуправления

    Мэр
    Городской совет
    Суд Казна Войско
    Издает законы Устанавливает налоги

    3. Группа корреспондентов
    проводят
    экскурсии в мастерские ремесленников в разгар
    рабочего дня.

    Дети отвечают на вопросы:

    В каком помещении находятся мастерские?
    Какие орудия труда применяются в ней?
    Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в
    движение какой-либо другой силой, кроме
    человеческой руки?
    Кто хозяин мастерской? Почему?
    Из чего видно, что городское ремесленное
    производство было мелким, ручным, основанным на
    личном труде ремесленника?
    Экскурсоводы отмечают, что мелкое производство
    это небольшое число работников в мастерской и
    незначительное количество производимых изделий.
    А, изготовив добротное, красивое изделие,
    ремесленник доказывал, что он умелый и
    добросовестный труженик, утверждал свою честь
    специалиста. Труд доставлял ремесленнику не
    только заработок, но и радость творчества.
    Изделие было произведением искусства, т.к.
    выполнялось вручную. Подмастерья получали плату
    за свой труд, но находились в полузависимом
    положении от мастера. В мастерской не было
    разделения труда.
    Каждый ремесленник принадлежал к
    определенному союзу, который оказывал ему помощь
    и давал защиту. Цехи это не помещения, где
    совместно трудились ремесленники, а союзы
    мастеров одной специальности. Они решали вопросы
    о цеховых уставах, о собраниях мастеров, о
    выборах старшин и их действиях. Если вначале цехи
    способствовали развитию ремесленного
    производства в городах, то постепенно стали
    задерживать развитие техники и рост
    производства в городах.
    Появляются центры международной торговли –
    ярмарки (Шампань, XIII в.)
    Развивается денежное дело. Накапливаются
    богатства в руках менял, ростовщиков, банкиров.
    Натуральное хозяйство постепенно начало
    разрушаться, возникало товарное хозяйство-
    производство товаров для обмена посредством
    денег.

    4. Группа корреспондентов берет интервью на
    улицах средневекового города.

    Дети отмечают, что в городе люди очень
    неоднородны. Есть богачи – патриции и очень
    много бедняков. Образ жизни они вели разный и
    занятия у них были разные.
    Городские богачи: купцы, владельцы городских
    земель и больших домов они держали в своих руках
    управление городом. Средний слой: цеховые
    мастера, мелкие торговцы, владельцы лавок
    владели мастерскими и лавками, принимали участие
    в самоуправлении. Городские бедняки: нищие,
    чернорабочие, “вечные” подмастерья ничего не
    имели и к управлению не допускались.
    Отвечая на вопросы корреспондентов, “жители”
    подробно останавливались на вопросах своей
    жизни в городе: говорили о занятиях горожан, о
    защите города, о ширине улиц, о домах, о
    благоустройстве городов, о номерах домов.
    Поднимали проблемы освещения, водопровода,
    канализации. Рассказали и о рыночной площади, о
    соборе, ратуше. Показали иностранцам
    общественные здания.
    Наши корреспонденты выяснили, что в городах
    жили люди разных профессий (не только
    ремесленники и торговцы), они были
    административными и политическими центрами.
    Также города были центрами культурного
    взаимодействия и культурной активности в эпоху
    Средневековья.
    Город создавал новый образ жизни, новых людей,
    новые ценности. Именно в городах возникала
    интеллигенция. Горожане были любознательными и
    жадными до зрелищ людьми.

    Учитель задает вопросы, которые позволяют
    проанализировать текст повторно.
    Толстые вопросы
    (требуют односложного
    ответа):
    Чем объясняется рост городов во второй
    половине средневековья?
    Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?
    Каковы были результаты победы городов над
    феодальными сеньорами?

    Тонкие вопросы
    (требуют подробного,
    развернутого ответа):
    Назвать причины ухода ремесленников из
    поместий феодалов.
    Почему мастера устанавливали долгий срок
    обучения ремеслу?
    Вредны или полезны были цехи?

    Синквейн (
    составлен вместе с
    учащимися)
    Средневековый город.
    Городской свободный воздух.
    Борьба за свободу.
    Образ жизни горожан.
    Развитие.

    Подведение итогов урока.
    Домашнее задание.
    Составить мини-эссе по
    теме: “Средневековый город”
    (8 предложений).
    $ 13 – 14.

  3. блоггер_кз Ответить

    7
    1. Оставались под властью сеньора 2. Добивались относительной независимости –Коммуна –Самоуправление Мэр, магистрат, суд, казна, войско. Вносили бывшему господину платежи за землю Государство облагало города налогами. 3. Добивались полной независимости (города – государства и городские республики в Италии и Германии). XIV-XV вв. – результаты борьбы

    8
    Важный результат борьбы городов с сеньорами Освобождение горожан от феодальной зависимости. Беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось прожить в городе один год и один день – «городской воздух делает человека свободным». Личная свобода привлекала людей из деревни.

    9
    Жители средневековых городов (§ 14) Вопросы для сравнения Городские богачи Мастера- ремесленники, лавочники Городские бедняки 1. Группы городского населения? ПатрицииБюргерыПлебеи 2. Чем владели? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли в управлении городом?

    10
    Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр ; 1,4 стр ; кроссворд на стр

    11
    СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД

    12
    Ремесленная мастерская – маленькое предприятие, основанное на ручном труде. Всю работу мастер выполнял от начала и до конца. Секреты мастерства передавались по наследству.

    13
    Работники в мастерской: Мастер – хозяин и главный работник Подмастерье – работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату Ученики Шедевр – лучший образец ремесленного изделия

    14
    Цехи – союзы ремесленников одной специальности Причины образования: 1.Стремление ремесленников повысить свою репутацию. 2.Оградить себя от соперничества сельских и приезжих ремесленников. 3.Бороться за привилегии и участие в управлении городом.

    15
    Цеховой устав – правила, обязательные для всех членов цеха: 1.Делать вещи по единому образцу. 2.Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев. 3.Не переманивать друг у друга покупателей. 4.Нельзя работать в праздники и «при свечах». 5.Продавать изделия по предписанной цене. 6.Закупать сырье у определенных поставщиков. Старшины – следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей

    16
    Роль цехов в жизни города Долгое время цехи способствовали развитию ремесла К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства 1.Члены цеха устраивали совместные праздники, сообща тушили пожар, несли сторожевую службу в городе, составляли отряды городского войска. 2.Цех помогал больным, разорившимся ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров. 3.Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище. 1.Препятствовали переходу подмастерьев в мастера. 2.Не разрешалось расширять мастерские и вводить новые орудия труда.

    17
    Развитие торговли Гильдии – союзы купцов, для защиты от грабителей и помощи друг другу. Товарное хозяйство – производство изделий для продажи на рынке. Рост городов

    18
    Важные торговые пути 1.На Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) через Венецию и Геную (предметы роскоши, пряности). 2.По Северному и Балтийскому морям – к Восточной Европе через Новгород, Брюгге и Лондон (соль, шерсть, железо, меха, воск, мед, лес). Ганза – союз немецких торговых городов. Фактории – торговые дворы иностранных купцов. Ярмарки – ежегодные торги. Меняла – специалисты по денежным делам. Ростовщики – люди, дававшие деньги в долги под проценты. Банк – хранилище больших сумм денег. Банкиры – владельцы банков.

    19

    20
    Объединения городских жителей – (§ 13, р/т 4 стр. 44) Вопросы для сравнения ЦехиГильдии 1. Кто входил в объединения? 2. Как были устроены? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли

    21
    Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр ; 1,4 стр ; кроссворд на стр

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *