Какую роль играют образы природы в слове о полку игореве?

13 ответов на вопрос “Какую роль играют образы природы в слове о полку игореве?”

  1. Doule Ответить

    О том, что знаменитая повесть «Слово о полку Игореве» имеет не только эпическое начало, но и лирическое, говорит яркий образ природы. Она занимает особое место, как в сюжете произведения, так и в лирических отступлениях. Ее необычность в постоянной динамике. Читатель не увидит в произведении статических описаний природы, только в постоянном движении. Вместе с поступками героев изменяется и природа. Все действия героев сопровождаются яркими природными образами. И даже, когда автор приводит, как воспоминание, речи Святослава – и там присутствуют элементы пейзажа.
    Заметно, что писатель разбирался в степной природе Руси. Он точно описывает разные виды животных и птиц, использует сложные охотничьи термины.
    Важным символом в повести является солнечное затмение, которое видит князь Игорь перед своим походом. В те времена это редкое природное явление сулило что-то плохое, предупреждало о какой-то опасности. Автор показывает, что князь поступает опрометчиво, не восприняв совет природы всерьез. И как результат – князь проигрывает сражение половцам.
    Не менее яркой видится нам природа в момент побега Игоря из плена. Автор сравнивает своего героя с белкой, уткой, волком и даже самим ветром.
    Природа одухотворена в повести, наделена умением сопереживать. Когда князь бежит с плена, она пытается ему помочь. Например, дятлы стучат, указывая ему правильное направление. Мотив природы-защитницы популярен в народном фольклоре. Так, в русских народных сказках часто встречаются природные силы, которые помогают главным героям. Поэтому этот мотив наделяет воинскую повесть сказочными деталями.
    Автор сравнивает с разными животными не только князя Игоря, но и других героев. Славный певец Боян сравнивается с соловьем. Половцы – с черными воронами. А грозный половецкий хан – с серым страшным волком.
    Кроме сравнений с животными и птицами, есть в повести сравнения с небесными светилами. Так, князь Игорь приравнивается к солнцу. Олег и Святослав названы автором прекрасными месяцами.
    Создатель «Слова о полку Игореве» гениально изображает природу, воспевая ее красоту и силу. Но тем ни менее, сама история не превращается в сказку, а сохраняет реалистичность и героичность. Все картины лишь подчеркивают гармонию природы и человеческих поступков. Это является характерной чертой лирических произведений.
    А тесная связь эпического и лирического начала в повести неоспорима.
    Для природы в произведении характерна двойная функция. Она показана такой, что живет собственной жизнью – и одновременно она служит для выражения мыслей автора. При помощи описания природы мы лучше понимаем чувства героев и сильнее им сопереживаем.
    Автор говорит и о том, как важно быть в гармонии с природой, прислушиваться к ее явлениям. Если бы князь Игорь поверил солнечному затмению, возможно, мог бы избежать беды.
    Образ природы в повести «Слово о полку Игореве» важен для раскрытия образов главных героев.

  2. Mokus Ответить

    Содержание:

    Вступление.
    Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».
    Природа в «Слове о полку Игореве».
    Анализ эпизода «Плач Ярославны».
    Роль природы в «Слове о полку Игореве».

    «Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.
    Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. Далее по тексту отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

    Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».

    Основу сюжета «Слова…» составляют реальные исторические события. В центре повествования – поход на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Однако отраженный в произведении исторический контекст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. За отдельным, пусть и масштабным, фрагментом в долгой череде русско-половецких войн стоит идея объединения правителей всех удельных княжеств раздробленной Руси.
    Вместе с этой мыслью неизвестный автор через века передает нам самое главное из чувств – любовь к Родине, к земле, к народу, к родной природе.

    Природа в «Слове о полку Игореве»

    Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.
    Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:
    Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
    Ополченья русские покрыла.
    Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:
    Птицы, поднимаясь над дубами,
    Реют с криком жалобным своим,
    По оврагам волки завывают,
    Крик орлов доносится из мглы.
    И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:
    О Русская земля!
    Ты уже за холмом.
    «На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Тучи надвигаются от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:
    Степь поникла, жалости полна,
    И деревья ветви приклонили…
    И закрылось небо, и погас
    Белый свет над Русскою землею.

    Анализ эпизода «Плач Ярославны»

    А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь?
    Мечешь их на русские полки?
    Обращается Ярославна и к Солнцу:
    Что ж ты войско князя удалого
    Жаркими лучами обожгло?
    За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне.
    Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:
    Вздрогнула земля,
    Зашумела трава,
    Буйным ветром вежи всколыхнуло…
    Но восходит солнце в небеси —
    Игорь-князь явился на Руси.

    Роль природы в «Слове о полку Игореве»

    Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.

    Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.
    Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

  3. Marius Ответить

    «Слово о полку Игореве» – программное произведение, которое мы «проходили» в седьмом классе. И вот уже в десятом классе, готовясь к конференции, посвящённой Дню славянской письменности, я перечитала книгу и совершенно по-новому открыла её для себя. Поводом для небольшого исследования стали мысли Д. С. Лихачёва, изложенные в комментариях к «Слову »: «Средневековые писатели стремились увидеть за внешним сущностное. Метафоры были для них символами; внутренняя сущность прорывалась через внешнее сходство.
    Когда автор «Слова о полку Игореве» сравнивает Ярославну с кукушкой, он видит в ней не просто птицу, а мать, у которой сын находиться в чужом гнезде – в гнезде Кончака.
    Лебедь в «Слове» – всегда видение предсмертное. И тогда, когда бегущие от русских половецкие телеги кричат по-лебединому. И тогда, когда Дева Обида бьет лебедиными крылами на Синем море – том самом, откуда двигались половецкие полки навстречу Игоревой рати. Ярославна не случайно обращается с мольбой в своем плаче к Солнцу, Ветру и Днепру, то есть к трем из четырех стихий: свету, воздуху, воде. Ей не надо обращаться к Земле, ибо она сама Земля, то есть родина. Земля не может быть враждебной. Солнце же сперва предупреждало Игоря, а потом скрутило жаждою луки Игоревых воинов. Ветер гнал от моря на Русь тучи и подхватывал половецкие стрелы, чтобы донести их до Игоря. Днепр мог бы помочь насадам Святослава достичь места битвы, но не помог.
    И вот в ответ на мольбу Ярославны солнце, предупреждавшее Игоря тьмою, этой же тьмою скрывает бегство Игоря. Ветер смерчами идет от моря на станы половцев. Днепр, главная из русских рек, союзными ему реками помогает Игорю в бегстве на Русскую землю».
    Таким образом, известный академик, лингвист подводит читателя к мысли о том, что в древнерусском тексте у автора какое-то особенное отношение к природе и эта авторская позиция выражается через богатый, ёмкий, образный язык.
    Мне захотелось провести небольшое исследование с целью выяснить, какую роль играют образные средства в создании образов природы.
    Вычитывая текст, мы выбирали цитаты, в которых присутствуют образы природы, и создавали палитру художественных средств, которые помогли художнику-летописцу создать неповторимое по своей красоте, образности произведение.
    Итак, остановимся на тех художественных средствах, которые , по нашим наблюдениям, наиболее часто встречаются в «Слове».
    Олицетворения:
    • «Никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось».
    • «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная течет среди земли Русской».
    • «Солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила»
    • «Долго наступает ночь. Вечерняя заря свет уронила. Вот и мгла поля покрыла. Наконец и щекот соловьиный уснул; утренний говор галок пробудился».
    • « река Стугна, недоброе течение имеющая, пожрала чужие ручьи и потоки, расширилась к устью, юношу князя Ростислава затворила на дне у темного берега».
    • « кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. »
    • «Взволновалось море в полночь, идут смерчи тучами. Загремела земля, зашумела трава, шатры половецкие пошатнулись».
    • «О, стонать Русской земле, вспомнив прежние времена и прежних князей!».
    Трава Никнет от жалости; зашумела
    Дерево от горя к земле склонилось
    Земля Загремела; стонет
    Солнце тьмою путь заграждало
    Ночь стонущи ему грозою, птиц пробудила
    Заря свет уронила; свет возвещают;
    Ветер носил князя на волнах, расстилал зеленую траву, укрывал теплыми туманами, стерег
    Тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца
    Море Взволновалось
    Мгла поля покрыла
    Река Стугна пожрала чужие ручьи и потоки, юношу князя Ростислава затворила на дне у темного берега
    Щёкот соловьиный уснул
    Говор галок пробудился
    1. Необъятен мир природы в летописи: трава, деревья, земля, солнце, ветер, заря, тучи, море, реки, птицы
    2. Все природные стихии изображены в «Слове о полку Игореве»: небо («солнце светит на небе», «кровавые зори свет возвещают»; ветер («носил князя на волнах, расстилал зеленую траву, укрывал теплыми туманами, стерег»); огонь (солнце, заря); земля («загремела; стонет»).
    3. Природные образы отражают противостояние добра и зла, что соотносится с сюжетом «Слова. »: земля, солнце, ночь, заря, ветер, деревья, трава предупреждают об опасности, ограждают от ошибок, жалеют русичей и стараются помочь Игорю и его воинам, а тучи, мгла, река Стугна, напротив, враждебны героям.
    4. Вся природа в «Слове» одушевлена. Можно предположить, что причина кроется в том, что в летописи отразились языческие верования древних славян.
    5. Анализируя олицетворения как художественные средства, замечаем, что природа в «Слове» всё время в движении: очень много глаголов- действий (загремела, стонет, пробудила, уснул, укрывал, заграждало) и вместе с тем олицетворения передают чувства, состояние, отношение всего природного мира к событиям («никнет от жалости» (трава); «стонет» (земля); «стонущи ему грозою» (ночь); «взволновалось» (море).
    6. Автор летописи мастерски использует повторы: они усиливают трагическое звучание «Слова»: «застонал Киев от горя» – «ночь, стонущи грозою, птиц пробудила» – «О, стонать Русской земле».
    2. 2. Метафоры.
    • «Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, отряхивая студеную росу, ибо загнали они своих борзых коней».
    • «А Игорь-князь бросился горностаем к тростнику и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и спрыгнул с него проворным волком, и побежал к пойме Донца, и полетел соколом под облаками, побивая гусей и лебедей на завтрак, и на обед, и на ужин».
    • «это ведь два сокола»
    • «Не буря русских соколов занесла через поля широкие; стада половецких галок уже бегут, спасаясь, к Дону великому»
    • «Не был он в обиду порожден ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!»
    • «Если сокол к гнезду летит, молодого сокола мы с тобой расстреляем своими золочеными стрелами!»
    • «Если сокол к гнезду летит, мы с тобой соколика опутаем красною девицею!»
    • «Если мы с тобой его опутаем красною девицею, не будет обоим нам ни соколика, ни красной девицы и будут нас обоих птицы бить в поле Половецком!»
    2. 3. Сравнения
    • «. кричат телеги в полночь, словно лебеди распущенные»
    • «А неверного Кобяка из лукоморья из железных огромных полков половецких как смерч вырвал, и упал Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святослава».
    • «На реке на Каяле тьма свет покрыла, по Русской земле разбежались половцы, как выводок гепардов».
    • «Не ваши ли храбрые дружины рычат как туры, раненные саблями каленными в поле неведомом?»
    • «Высоко летаешь ты на подвиги в ярости, как сокол, на ветру распростершись, желая птиц в неистовстве одолеть».
    2. 4. Эпитеты
    • «кровавые зори»
    • «трепещут синие зарницы»
    • «теплою мглою»
    • «на серебряных берегах»
    • «траву подстилал зеленую».
    3. Подведём итоги.
    К природе автор относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе». Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают. Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

  4. Agagrinn Ответить

    Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  5. ZEQEN Ответить

    …Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.
    Соловей – ночная птица, галка – дневная. Здесь, следовательно, образно говорится о том, что ночь сменилась утром. Интересно подобраны в этом месте метафоры. О соловьином щекоте говорится, что он «уснул», а о «говоре» галок – что он «пробудился»: речь ведь идет о смене ночи и утра, именно об этом и напоминают метафоры.
    Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.
    На другой день спозаранок
    Кровавые зори свет возвещают;
    Черные тучи идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    А в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому,
    Пойти дождю стрелами с Дона великого!
    Тут копьям изломиться,
    Тут саблям побиться
    О шлемы половецкие
    На реке Каяле,
    У Дона великого!
    Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».
    Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.
    Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.
    Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.
    Природа сочувствует и сопереживает русским войскам:
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось…

    И застонал, братья, Киев от горя,
    А Чернигов от напастей…

    Тоска разлилась по Русской земле;
    Печаль обильная потекла посреди земли Русской.
    Грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предшествующий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, к примеру: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.
    И в другой день полосой кровавой
    Повещают день кровавой зори…
    Идут тучи темные от моря,
    Тьмой затмить желают четыре солнца…
    Синие в них молнии трепещут…
    Грому быть, великому быть грому!
    Лить дождю калеными стрелами!
    Поломаться копьям о кольчуги,
    Потупиться саблям о шеломы,
    О шеломы половчан поганых!
    (Перевод Майкова А.)
    Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью различается пейзаж «Слова о полку Игореве», постоянно конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, темные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, останки над полями несется».
    Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, схожим этому он уже справился, означает, управится и со вторым. С другой стороны, его ужас еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.
    Для автора совсем принципиально направить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые чувства: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, сумрачные цвета. Это помогает сделать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Смерть уже грозит войску Игоря.
    Описывая надвигающуюся грозу, автор указывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи темные желают затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не лишь вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.
    Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла биться с великими половцами и пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.
    совсем другой представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и удовлетворённое возвращение.
    И прыснуло море в полуночи.
    Смерчи нагнали мглу.

    Погасли вечерние зори.

    Застучала земля, зашумела травка,
    Половецкие вежи задвигались.
    В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует освобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля, зашумела травка, половецкие вежи задвигались».
    В этом эпизоде автор не рисует столь красочной картины, как, к примеру, в солнечном затмении либо грозе. Ему принципиально поведать о действиях природы, её помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель употребляет разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела», «задвигались». То есть, природа охраняет Игоря от половцев.
    И произнёс Донец:
    «Здравствуй, Игорь-князь.
    Много тебе – славы,
    российской земле – веселья,
    А Кончаку – досады».
    И ответил реке беглец:
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    травку подстилал зеленоватую
    На собственных серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленоватого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не лишь он выручил Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом необыкновенную роль.
    В этом пейзаже автор употребляет огромное количество прилагательных, чтоб выделить всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленоватого дерева» и т.Д. Писатель ведает о её помощи князю, благодарит её за это. Тут описываются деяния природы, благодарится за них.
    Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об угрозы. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленоватую постель на собственных серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», – по словам Д.С. Лихачева. [3, с. 30]
    То есть всё вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери – все помогает Игорю возвратиться домой.
    А где Игорь проедет,
    там вороны не каркают,
    там сороки стихают,
    там галки молчат.
    лишь поползни ползают.
    лишь дятлы стучат –
    путь к реке кажут.
    Да радостные песни
    соловьи распевают,
    свет-зарю возвещают.

    солнце светит на небесах –
    Игорь князь в российской земле.
    В этом эпизоде мы ощущаем веселье, удовлетворенность, торжество. На Русскую землю возвратилось счастье, удовлетворенность. Автор подчеркивает это сменой символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. То есть, все нехорошее исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.
    Таким образом, анализ картин природы показал, что природа живая и она событийна, она участвует в жизни отдельных героев. Природа на стороне русского народа. Она сопереживает ему и поддерживает его. Эти отношения похожи на отношения между матерью и ребенком. Природа, как мать, предостерегает русский народ, сопереживает ему.

  6. CrazyBoyTheNoob Ответить

    Стиль монументального историзма характеризуется прежде всего стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным.
    В «Слове» развито «панорамное зрение», стремление подчеркивать огромность расстояний, сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты (например: «…збися дивъ, кличетъ връху древа: Велитъ послушати – земли незнаемЬ, ВлъзЬ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебЬ, Тьмутораканьскый блъванъ!»). Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты, Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идет стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Битва как бы наполняет собою всю степь.
    Таким образом, как единое целое выступает для автора вся русская природа. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов Родины, огромного и живого существа. Пейзаж «Слова» воспринят как бы с огромной высоты. «Горизонты» этого пейзажа раздвинуты и позволяют видеть не участок природы, а страну, область.
    Этот широкий пейзаж особенно отчетливо выступает в плаче Ярославны. Княгиня обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы нагады до Кобякова стана; к Солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло другие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    В период перехода к личностному сознанию стало обычным или даже обязательным обращаться в плаче к окружающей природе – горам, рекам, удолиям – с просьбой принять участие в горе, плаче совместно с человеком.

    б) влияние человеческих чувств на природу

    Особый характер носят представления в древнеславянских литературах о местонахождении человеческих чувств и мыслей. Нельзя утверждать, что во всех случаях, но очень часто чувство находится там, на кого оно направлено. Оно имеет не личностный характер, имеет своим центром не печалящегося человека, а того или то, на что направлена печаль. При этом – и это обусловлено особенностью восприятия чувств – последнее как бы материализуется: тоска, туга, печаль могут течь и на довольно широком пространстве, быть «жирными», то есть густыми, вязкими.
    «Тоска и печаль могут одевать в темноту берег реки…. Предполагаю, что и трава, и деревья никнут, клонятся долу не по собственному произволению, не потому, что они сами испытывают клонящую их книзу печаль, а потому, что на них распространяется печаль людей, думающих о поражении.» (Лихачев Д.С.)
    «Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли прелонилось».
    Представления «Слова о полку Игореве» и других древнерусских произведений 11-13 вв. о печали, тоске, туге или веселии, как о неких пространственных явлениях, распространяющихся вне человека, в природе, сами по себе глубоко архаичны. Они ведут свое начало еще от того времени, когда личность человека слабо отделялась от окружающего мира. Печаль, горе, веселие представлялись человеку охватывающими не только его, но и окружающий мир. Они казались существующими, как бы разлитыми в природе.

    в) Единство людей и природы в «Слове»:

    Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.
    Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк: ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава.
    Между природой и человеком стираются границы. Образ Обиды – девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов стоят где-то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т.д. и т.п. Игорь выступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет помощи у ветра, солнца и Днепра.
    Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значимость происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.
    Итак, природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

    г) Природа как одно из главных действующих лиц

    Система образов включает в себя образ природы, который играет существенную роль в жизни людей и является одним из главных действующих лиц, роль которого – ввести читателя в события, помочь реальней, точней представить все переживания и чувства героев произведения.
    Описывая печальные предзнаменования, которые предшествовали походу Игоря и сопровождали князя на его роковом пути, автор как бы хочет остановить его и тем самым сводит читателя в тревожную обстановку похода.
    Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования. Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной с природой, с окружающим.
    Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»
    Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути. Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема – беззаветного мужества небольшого русского войска.
    Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью. Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».
    О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю – туда, к месту поражения войска.
    Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони.
    Таким образом, природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.

  7. Rockworm Ответить

    Имя автора “Слова о полку Игореве” – неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
    Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат – в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике – певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.
    Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.
    Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

  8. Silverredeemer Ответить

    Природа в поэме ведет непрекращающийся диалог (поначалу – монолог) с русским народом.
    В самом начале, когда только Игорь выступает против половцев, случается солнечное затмение, предвещая беду. Но воины уже раскалены, им не терпится ринуться в бой.
    Между тем лес наполняется тревожными звуками, все животные – и птицы, и звери, обеспокоены. Повсюду разносится

    Окрыленные первой победой, русские решаются на второй ночлег в степи. Утро начинается с кровавого рассвета, природа вновь посылает тревожное знамение.
    Русское войско повержена, все кругом скорбит: поникли даже листья на деревьях.
    В далеком краю плачет Ярославна. Она упрекает природу (в частности, ветер и Солнце) в том, что она отвернулась от русских, не защитила их должным образом. Вместе с тем она умоляет ее сохранить мужа, Игоря, вернуть его лодки домой.
    Природа, конечно же, услышала эту мольбу: враз всколыхнулось море, вихрь поднялся и понесся в сторону родного дома.
    Когда Игорь возвращался домой, звонко и радостно пели соловьи, а дятлы своими стуками помогали держаться верной дорогой.
    В конце поэмы мы становимся свидетелями душевной беседы реки Донца и Игоря. Река говорит князю, что своим возвращением он принес Руси радость великую, Игорь же благодарит ее за теплый прием.
    Мы видим, что природа целиком и полностью стоит на стороне русских, она и предупреждает, и помогает, и выручает воинов Руси. Читатель, чувствуя такую мощную поддержку, верит в избранность русского народа и в то, что ему обязательно улыбнется удача.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *