Какую роль сыграл максим максимыч в судьбе печорина?

36 ответов на вопрос “Какую роль сыграл максим максимыч в судьбе печорина?”

  1. AXYLA Ответить

    Максим Максимыч – небогатый штабс-капитан, прослуживший на Кавказе всю свою жизнь. Его никто не продвигал по службе. Он человек в возрасте, но по нему так не скажешь. У него твердая походка и бодрый вид. Да и сам он достаточно живой и веселый человек. И только его поседевшие усы дают читателям понять. Что молодость уже давно ушла от него. Но за время службы душа его не почерствела. Он простой, добрый и открытый человек. Он ценит дружбу и превозносит ее превыше всего. Его очень уважают горцы и часто приглашают на свои праздники. Максим Максимыч такой же простой, как и они и понимает их мотивы и поступки.
    Автор использует такого персонажа для того, что бы полнее раскрыть образ главного героя романа. Он первый дает характеристику Печорину в главе Бэла и первый знакомит читателей с ним. Ещё в самом начале романа он рассказывает о жизни и своей дружбе с молодым офицером. От него мы узнаем о Бэле и об истории с Казбичем, похитившим ее. Он осуждает действия Печорина, но не препятствует ему. Максим Максимыч, несомненно, ценит Печорина за его хорошие качества, но решительно не понимает мотивов его поведения.
    Ведь Максим Максимыч, как и многие служаки его возраста, простодушен и незатейлив. И поэтому эмоции и мотивы поведения современной молодежи и в частности Печорина ему кажутся откровенно странными. Этому простому русскому человеку непонятны внутренние терзания Печорина, его постоянная грусть и желание порвать все связи со старым. Непонятны Максиму Максимычу его жажда обрести цель в жизни и его эгоистические наклонности. Доказательством тому может служить эпизод на постоялом дворе. Штабс-капитан не может понять, что любое воспоминание болезненно для Печорина и по-стариковски обижается. Вспомним, как он, рассказывая о Печорине, он говорит: “странный был малый”. Он не понимает глубину смысла поведения Печорина. У него есть четкое разделение на плохих и хороших, на порядочных и непорядочных.
    Говоря об образе Максима Максимыча нельзя не вспомнить, что вторую главу своего романа М.Ю. Лермонтов называет именем этого героя. В этой главе происходит развитие образа. Роль образа Максима Максимыча многогранна. Он снимает с описания природы Кавказа ореол романтики и показывает его глазами просто человека. Так же он помогает понять душевные терзания Печорина и полнее раскрыть идею романа.
    Добавил: stakan007
    Беру!

  2. Umwyn Ответить

    Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    1.Судьбы двух героев. 2.Искренность и фальшь дружеских отношений. 3.Печорин — жертва времени и обстоятельств. 4.Максим Максимыч как антипод «лишнего человека».
    Чувства М. Ю. Лермонтова к России наполнены грустью, болью и страданием. Будучи совсем юным, в пятнадцатилетнем возрасте он написал: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Действительно, многие по-настоящему одаренные люди по различным причинам оказываются невостребованными, не находят своего места в жизни, их способности, таланты, жажда деятельности оказываются никому не нужными.
    Среди множества «лишних» людей, оказывается один из главных персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени» — Печорин. Несмотря на то, что это произведение было создано автором более столетия назад, жизнь, показанная в романе, удивительным образом напоминает современную действительность.
    Портрет другого персонажа — Максима Максимыча — дается поэтом в соответствующем интерьере. Автор рассказывает о маленькой кавказской крепости, в которой проходит военную службу пожилой штабс-капитан, ожидающий пенсии. Его жизнь, как и его речь, мысли, неторопливы и спокойны. Из равновесия Максима Максимыча выводит только появление в забытых краях чужого человека — Григория Александровича Печорина. Характеризуя Печорина, Максим Максимыч испытывает волнение, вызванное прибытием нового собеседника: «…он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…». Автор, являясь одновременно и участником описываемых сцен, добросовестно записывает подробный рассказ штабс-капитана. В его словах звучит тихая, добрая нежность, пожалуй, даже отцовские, родственные чувства. Описание первой встречи героев романа подтверждает это. Максим Максимыч говорит Печорину: «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски…» — предлагает ему общаться без излишних церемоний, называя друг друга по имени. Печорин же, молодой офицер, напротив, придерживается формального стиля, называя своего собеседника не иначе, как господином штабс-капитаном.
    Доброе, искреннее отношение Максима Максимыча к Печорину не исчезает даже после гибели Бэлы — проступки молодого офицера штабс-капитан объясняет обычным юношеским сумасбродством. По мере развития описываемых автором событий внешний глянец, своеобразная «маска» Печорина постепенно слетает. Григорий Александрович признается в своих недостатках вслух: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Но Максим Максимыч, сам того не понимая, уже успел очерстветь душой: многолетняя служба в далекой, забытой Богом и людьми крепости привела к тому, что штабс-капитан умеет лишь добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, и искреннее его отношение к Печорину — всего лишь особенность эмоционального склада.
    Между двумя встречами главных героев романа проходит пять лет. Максим Максимыч немного постарел, но не изменился ни внешне, ни душой. Он искренне радуется возвращению Печорина, даже (впервые за много лет) отваживается принести служебные дела в жертву общению с молодым офицером. Но, даже видя такой теплый прием, Печорин отделывается холодной, светской фразой: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — в которой звучит лишь пустая вежливость. Ошеломленного штабс-капитана невозможно узнать — пытаясь скрыть слезы, он тоже переходит на официальный тон.
    Старик не в состоянии понять, что они с Печориным находятся на разных ступенях, по сути, даже на разных полюсах: консервативный, добросовестно несущий службу Максим Максимыч и энергичный, очень эмоциональный, умный Печорин. Но при всех преимуществах молодости и интеллекта Григория Александровича нельзя назвать счастливым. Его силы не находят должного применения, вынуждая его бесцельно скитаться по белому свету.
    Сам автор относится к Печорину неоднозначно. Описывая одного из типичных представителей молодого дворянства, он демонстрирует читателю, что герой стал жертвой тяжелого времени, наступившего после неудачного восстания декабристов. При этом Лермонтов не оправдывает Печорина: Григорий Александрович, вспоминая о своих прожитых годах перед поединком с Грушницким, сам признается в том, что «утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни». Такой вывод доступен не каждому.
    С одной стороны, отношение Печорина к любящим, симпатизирующим ему людям (княжне Мери, Бэле, Максиму Максимовичу) неискренне и отдает великосветской пустотой, с другой же — его острый юмор, проявляющийся в беседе об аристократическом обществе, собирающемся на водах, показывает читателю всю многогранность характера данного персонажа. Жажда жизни, стремление к идеалу, природный дар трезво и объективно оценивать собственные поступки — все это образует видимую противоречивость натуры Печорина. Он сам описывает себя следующим образом: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…».
    Несмотря на то что Печорин не представляет жизни без борьбы, каких-то активных действий, на самом деле он не готов сражаться с устоявшимися традициями, закоснелой действительностью. В итоге «высокие порывы» героя сводятся к мелочному, обывательскому «устранению» отдельных людей.
    Кто же виноват в том, что Печорин вырос таким — ведь от природы ему были пожалованы и высокий интеллект, и добрая, широкая душа, и многочисленные творческие задатки. Ответ очевиден — виновато прежде всего общество, социум, в котором проходит жизнь героя. Сам он быстро понимает, что в окружающем его мире нет ни бескорыстной, чистой любви, ни настоящей преданной дружбы. Именно поэтому он отвергает доброту и участие Максима Максимыча, возможно, в глубине души считая его искреннее расположение фальшивым и нарочитым. И насколько же теплым и душевным выглядит на его фоне образ Максима Максимыча, доброжелательного и порядочного человека, сумевшего, невзирая на обстоятельства, найти собственную нишу и занять ее.

  3. kamera life Ответить

    Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина.
    Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Печорин придерживался другого мнения на этот счет.
    Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен. Максим Максимыч увидел в Печорине человека неординарного и сумасбродного. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового постояльца.

    Была ли дружба

    Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не способна повлиять на его отношение к нему. В душе он понимал, что Печорин виновен в смерти девушки, но в очередной раз находил ему оправдание. Григорий как-то раз признался в своих недостатках, высказав их вслух. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Старый вояка не оценил исповеди. За годы службы сердце очерствело. Все что он умел и хорошо знал, как выполнять воинские обязанности.

  4. kibirnetik Ответить

    ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ. Центральной проблемой в романе М. Ю. Лермонтова «Герой на­шего времени»  является проблема личности, ее отношения к обще­ству и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоя-тельствами и одновременно противостояния этим обстоятельствам. Все средства, все образы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судьбы главного героя —  Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое наше­го времени», как и в других произведениях поэта, почти нет одно­значных образов, нет деления на положительных и отрицательных персонажей. Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив.
    Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. Именно от этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двадцати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был та­кой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, чест­ный и бескорыстный человек. Он относится ко всем окружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не понимает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ста­вят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, кото­рый мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от вет­ра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и по­бледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи. Именно таков, по его мнению, Печорин. Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписыва­ет предопределению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает бес­покойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний. Потому и душев­ные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «стран­ностями».
    Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. Из его рас­сказа мы узнаем, что герой Лермонтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, кото­рые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить кра­савицу Бэлу. Старик пытается усовестить молодого человека, ука­зать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную де­вушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча. Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно, в детстве был маменькой избалован», — замеча­ет он.
    Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим толь­ко несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако про­тиворечия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасыт­ное сердце — «ему все мало*. Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию — «авось где- нибудь умру на дороге».
    В романе Максиму Максимычу отведена важная роль — он пер­вым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступ­ках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограни­чивается. Он показан автором как полная противоположность Печо­рина. Положительные качества старого офицера призваны подчерк­нуть испорченность и противоречивость главного героя. Если штабс- капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой чело­век живет только для себя.
    Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружаю­щих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привя­занный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджи­дая у ворот человека, который принес ему когда-то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеи­лись ко лбу его; колена его дрожали… * А Печорин даже не вспомина­ет о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Старый офицер предста­ет здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес при­вязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, он ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произно­сит: «Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?..» Ни обиды, ни служебные за­боты, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце»  старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что пло­хо, помогают осознать и исправить свои ошибки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и рав­нодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его. Да, герой поступает плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику — это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое оди­ночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого челове­ка, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, кото­рый судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтвержда­ет действительность его трагедии. И он полностью оправдывает ге­роя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существо­ванием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина.
    Создав в романе образы двух таких разных людей, показав исто­рию их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ Максима Максимыча — это собирательный образ русского человека, отража­ющий все положительные, добрые, возвышенные черты русского на­рода. Отразив в произведении трагическую судьбу главного героя, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, траги­ческое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существова­ния. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

  5. ВЕРНУ Ответить

    Выявление художественного подтекста в повести “Максим Максимыч” позволяет сделать следующие выводы. Холодность Печорина к штабс-капитану объясняется не его эгоизмом, а нежеланием общаться с человеком, сознательные действия которого привели к гибели горянки. Оценка Максима Максимыча идет через призму двух начал – добра и зла. Лермонтов изобразил ха-рактер штабс-капитана с позиций реализма. Он показал, что обыкновенный человек может быть злодеем, каким он выступил по отношению к Бэле, но при этом сохранять в своей душе чувства любви к природе и людям, быть преданным своему долгу и дружбе.
    В повести “Максим Максимыч” происходит последняя встреча Печорина со своим бывшем начальником. Повесть наполнена внутренним напряжением и драматизмом. Печорин понял роль Максима Максимыча в трагических событиях гибели Бэлы и переменил к нему отношение. Выявление художественного подтекста позволяет сказать, что он не хочет разговаривать с человеком виновным в убийстве Бэлы. Он знает истинную цену этого “русского добряка”. Если не знать подлинной роли Максима Максимыча в истории Белы, то можно ошибочно рассматривать Печорина как человека бессердечного и эгоистического, предавшего бывшую дружбу. В отличие от штабс-капитана, Печорин глубоко переживал гибель горянки. Он долгое время после роковой погони был нездоров, а при одном упоминании о Беле начинает переживать чувства глубокого раскаяния.
    “А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла?..
    Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…” (курсив мой. – Г.В.).
    Напоминание Максима Максимыча застало Печорина врасплох: он не сумел скрыть своего болезненного отношения к истории Бэлы. Штабс-капитан исподволь упрекает Печорина. Именно несвоевременный выстрел Печорина, считает Максим Максимыч, стал причиной гибели горянки. При этом он сам демонстрирует полное отсутствие раскаяния за свои действия во время погони. Печорин испытывает моральные муки за совершенное злодеяние. Чувства Максима Максимыча молчат, хотя он сознает, что именно по его вине погибла Бэла. Он отлично понимает, какие действия совершил, поэтому и пытается скрыть их от слушателя, завуалировать мотивы собственного поведения. У штабс-капитана абсолютная вера в правоту собственных поступков. Он не раскрывает свое поведение перед автором путевых заметок, потому что хорошо понимает, что за подобное поведение его могут осудить.
    “- Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч … Однако прощайте, мне пора… я спешу… Благодарю, что не забыли… – прибавил он, взяв его за руку”.
    Печорину действительно “нечего рассказывать”. Свою часть вины за гибель Бэлы он взял на себя. Разве Печорин действительно спешит? Нет, он никуда не спешит. Он уезжает в Персию. Он не хочет разговаривать с Максимом Максимычем, но он понимает состояние штабс-капитана. Он называет Максима Максимыча “дорогим” и в знак утешения берет его руку. Максим Максимыч рассержен, он хмурит брови. Он явно не ожидал подобной встречи. Он начинает упрекать Печорина: “Забыть! – проворчал он: я-то не забыл ничего…”. Что же подразумевает Максим Максимыч? Он, вероятно, считает, что в гибели Бэлы есть вина Печорина. При этом он не хочет вспоминать собственную роль в происшедших событиях.
    Если раньше было сказано о плохих проявлениях характера Максима Максимыча, то также необходимо найти и положительные черты его натуры. Важно рассмотреть, как добро соотносится со злом. Максим Максимыч с восхищением воспринимает окружающую дикую природу, он любуется прекрасными видами Кавказа. Он, конечно, не выражает их так же блистательно как автор путевых заметок, но в его отклике на красоты гор можно увидеть чуткую к прекрасному душу. За многие годы службы горный пейзаж не приелся штабс-капитану.
    Он хвалит удаль Азамата “…проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять”.
    Выказывает уважение к Казбичу: “А уж ловок-то, ловок-то был как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”.
    Штабс-капитан всеми силами пытается показать свое неуважение к горцам, но сквозь это отношение, которое в нем главенствует, прорываются и другие чувства. Незаметно для себя он признается в том, что любит слушать горские песни, когда их поет Бэла: “…так бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты”. Умение чувствовать в песнях грусть положительно характеризует Максима Максимыча.
    Максим Максимыч ценит красоту и моральные качества горянок. Он с уважением относится к черкешенкам, отделяя их от женщин других национальностей.
    Чувство сострадания достигает в душе Максима Максимыча наивысшей точки, когда Печорин охладевает к Бэле. Штабс-капитан видит, как страдает горянка. Его описания ее внешности и переживаний наполнены собственными чувствами глубокого сожаления.
    “Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался”.
    Максим Максимыч находит слова утешения для Бэлы. Он уговаривает ее не печалиться из-за Печорина. Его любовь к горянке становится противовесом его презрительного отношения к горцам. Отеческая любовь к Бэле возвышает душу Максима Максимыча. Он незаметно для себя переходит границу негативного отношения к горцам. Несмотря на беспросветную службу в гарнизоне, его душа оказалась способной любить, заботиться, сопереживать – проявлять истинные человеческие качества.
    “Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька”.
    Парадокс души Максима Максимыча заключается в том, что он любит Бэлу как дочь, но это не мешает ему подвергнуть ее смертельной опасности ради своих эгоистических целей. В ситуации, когда у него появилась возможность убить Казбича, он без сожаления жертвует жизнью горянки. Он восхищается удалью горцев, но ведет себя по отношению к ним предательски. Он дорожит дружбой Печорина, но тут же в мелких эгоистичных чувствах готов разорвать его записки.
    Образ Максима Максимыча в романе “Герой нашего времени” играет важную роль. Лермонтов изобразил характер штабс-капитана с позиций реализма. Он показал, что обыкновенный человек может быть злодеем, безжалостно уничтожая других людей, но при этом сохранять в своей душе чувства любви к природе и людям, быть преданным своему долгу и дружбе. Писатель как бы рассматривает своего героя с двух сторон. Характер Мак-сима Максимыча воплощает в себе злые и добрые начала.
    В заключении подводятся итоги, к которым пришел автор работы.
    Основные положения диссертации изложены в публикациях автора:
    1. Тайна Лермонтова – открытие спустя полтора столетия // Махачкала, 1995, 4 п.л.
    2. Был ли Печорин убийцей Бэлы? // Женщина Дагестана, № 4, 1989 г.
    3. К новому пониманию поведения Максима Максимыча во время свадьбы в повести “Бэла” // Проблемы гуманитарного образования. Выпуск 8. Махачкала, 2002, с. 76-79.

  6. LOLhsiz_kdjes+ Ответить

    Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    1.Судьбы двух героев. 2.Искренность и фальшь дружеских отношений. 3.Печорин — жертва времени и обстоятельств. 4.Максим Максимыч как антипод «лишнего человека».
    Чувства М. Ю. Лермонтова к России наполнены грустью, болью и страданием. Будучи совсем юным, в пятнадцатилетнем возрасте он написал: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Действительно, многие по-настоящему одаренные люди по различным причинам оказываются невостребованными, не находят своего места в жизни, их способности, таланты, жажда деятельности оказываются никому не нужными.
    Среди множества «лишних» людей, оказывается один из главных персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени» — Печорин. Несмотря на то, что это произведение было создано автором более столетия назад, жизнь, показанная в романе, удивительным образом напоминает современную действительность.
    Портрет другого персонажа — Максима Максимыча — дается поэтом в соответствующем интерьере. Автор рассказывает о маленькой кавказской крепости, в которой проходит военную службу пожилой штабс-капитан, ожидающий пенсии. Его жизнь, как и его речь, мысли, неторопливы и спокойны. Из равновесия Максима Максимыча выводит только появление в забытых краях чужого человека — Григория Александровича Печорина. Характеризуя Печорина, Максим Максимыч испытывает волнение, вызванное прибытием нового собеседника: «…он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…». Автор, являясь одновременно и участником описываемых сцен, добросовестно записывает подробный рассказ штабс-капитана. В его словах звучит тихая, добрая нежность, пожалуй, даже отцовские, родственные чувства. Описание первой встречи героев романа подтверждает это. Максим Максимыч говорит Печорину: «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски…» — предлагает ему общаться без излишних церемоний, называя друг друга по имени. Печорин же, молодой офицер, напротив, придерживается формального стиля, называя своего собеседника не иначе, как господином штабс-капитаном.
    Доброе, искреннее отношение Максима Максимыча к Печорину не исчезает даже после гибели Бэлы — проступки молодого офицера штабс-капитан объясняет обычным юношеским сумасбродством. По мере развития описываемых автором событий внешний глянец, своеобразная «маска» Печорина постепенно слетает. Григорий Александрович признается в своих недостатках вслух: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Но Максим Максимыч, сам того не понимая, уже успел очерстветь душой: многолетняя служба в далекой, забытой Богом и людьми крепости привела к тому, что штабс-капитан умеет лишь добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, и искреннее его отношение к Печорину — всего лишь особенность эмоционального склада.
    Между двумя встречами главных героев романа проходит пять лет. Максим Максимыч немного постарел, но не изменился ни внешне, ни душой. Он искренне радуется возвращению Печорина, даже (впервые за много лет) отваживается принести служебные дела в жертву общению с молодым офицером. Но, даже видя такой теплый прием, Печорин отделывается холодной, светской фразой: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — в которой звучит лишь пустая вежливость. Ошеломленного штабс-капитана невозможно узнать — пытаясь скрыть слезы, он тоже переходит на официальный тон.
    Старик не в состоянии понять, что они с Печориным находятся на разных ступенях, по сути, даже на разных полюсах: консервативный, добросовестно несущий службу Максим Максимыч и энергичный, очень эмоциональный, умный Печорин. Но при всех преимуществах молодости и интеллекта Григория Александровича нельзя назвать счастливым. Его силы не находят должного применения, вынуждая его бесцельно скитаться по белому свету.
    Сам автор относится к Печорину неоднозначно. Описывая одного из типичных представителей молодого дворянства, он демонстрирует читателю, что герой стал жертвой тяжелого времени, наступившего после неудачного восстания декабристов. При этом Лермонтов не оправдывает Печорина: Григорий Александрович, вспоминая о своих прожитых годах перед поединком с Грушницким, сам признается в том, что «утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни». Такой вывод доступен не каждому.
    С одной стороны, отношение Печорина к любящим, симпатизирующим ему людям (княжне Мери, Бэле, Максиму Максимовичу) неискренне и отдает великосветской пустотой, с другой же — его острый юмор, проявляющийся в беседе об аристократическом обществе, собирающемся на водах, показывает читателю всю многогранность характера данного персонажа. Жажда жизни, стремление к идеалу, природный дар трезво и объективно оценивать собственные поступки — все это образует видимую противоречивость натуры Печорина. Он сам описывает себя следующим образом: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…».
    Несмотря на то что Печорин не представляет жизни без борьбы, каких-то активных действий, на самом деле он не готов сражаться с устоявшимися традициями, закоснелой действительностью. В итоге «высокие порывы» героя сводятся к мелочному, обывательскому «устранению» отдельных людей.
    Кто же виноват в том, что Печорин вырос таким — ведь от природы ему были пожалованы и высокий интеллект, и добрая, широкая душа, и многочисленные творческие задатки. Ответ очевиден — виновато прежде всего общество, социум, в котором проходит жизнь героя. Сам он быстро понимает, что в окружающем его мире нет ни бескорыстной, чистой любви, ни настоящей преданной дружбы. Именно поэтому он отвергает доброту и участие Максима Максимыча, возможно, в глубине души считая его искреннее расположение фальшивым и нарочитым. И насколько же теплым и душевным выглядит на его фоне образ Максима Максимыча, доброжелательного и порядочного человека, сумевшего, невзирая на обстоятельства, найти собственную нишу и занять ее.

    Похожие сочинения

    История создания и анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова М.Ю.

  7. HellPler Ответить

    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.
    В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа — Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.
    В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое нашего времени». В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя. Особенный смысл в этой повести имеет противопоставление Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия. Эта повесть построена как дорожный эпизод.
    Максим Максимыч и рассказчик узнают, что во двор их гостиницы приехала коляска Печорина. Пожилой штабс-капитан очень взволнован этим и жаждет увидеть старого товарища. Он уверен, что как только Печорин узнает, кто ожидает его, сразу же прибежит и будет очень рад встрече. Максим Максимыч даже выбегает за ворота встречать его. Но Печорин не торопится возвращаться из гостей. Появляется он лишь на следующий день, чтобы тут же отбыть в Персию. Таков сюжет этого эпизода. Но с помощью таких незамысловатых событий автор раскрывает характеры своих героев.
    Печорин появляется после разнообразных жизненных событий, описанных в остальных частях романа. Позади остались Петербург, Пятигорск, Тамань, Кавказ. Читатель уже узнал, кто такой Печорин, но он был показан глазами Максима Максимыча. Теперь мы видим героя глазами рассказчика. Тонкое наблюдение за внешностью Григория Александровича позволяет набросать его внутренний портрет. В характере Печорина, передаваемом через его портрет, есть несколько особенностей. Автор подчеркивает через внешность сложность и противоречивость личности Печорина. Его «крепкое сложение», «широкие плечи» противоречат «чему-то детскому» в улыбке, «женской нежности» кожи, небрежности и ленивости в походке.
    Особенность походки Печорина заключалась еще и в том, что «он не размахивал руками». Автор отмечает, что это «верный признак скрытности характера». Лермонтов уделяет внимание передаче жизненной усталости своего героя: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…». Говоря о глазах, зеркале души каждого человека, автор отмечает: «…они не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
    Перед нами — уставший от жизни молодой человек, обладающий яркой индивидуальностью и сложным внутренним миром.
    В противовес ему дается Максим Максимыч. Это открытый человек, полностью обращенный к своему ближнему. Старый штабс-капитан всей душой верен прошлой дружбе с Печориным. Узнав о том, что Григорий Александрович наконец появился во дворе гостиницы, он бросил все свои дела и побежал навстречу старому товарищу: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос… приклеились ко лбу; колена его дрожали…».
    Увидев долгожданного друга, Максим Максимыч хотел броситься ему на шею, но Печорин лишь дружественно протянул руку. И это неудивительно, ведь он не считал штабс-капитана своим другом или товарищем. Для Печорина это был очередной человек, с которым его на время свела судьба, и ничего больше.
    Можно сказать, что Максим Максимыч был случайным свидетелем его очередной душевной драмы. При краткой беседе штабс-капитан напоминает Печорину о Бэле. Становится понятно, что молодой человек не желал бы вспоминать об этом: «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся». Это еще один тяжкий груз на его душе, который ему не хотелось бы показывать. Поэтому он говорит о юной черкешенке, «принужденно зевнув».
    Этот человек никому не позволяет проникнуть в свою душу, понять, какие чувства он испытывает. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека. Он не желает уделить Максиму Максимычу ни одной дополнительной минуты, чем сильно обижает старика. И нахмуренный штабс-капитан говорит Печорину: «Не так я думал с вами встретиться…». Тут в герое на секунду просыпаются дружеские чувства, и он обнимает Максима Максимыча. И тут же уезжает, давая понять штабс-капитану, что они навряд ли еще когда-нибудь встретятся. Максим Максимыч обижен в своих лучших чувствах.
    Благодаря этому эпизоду и сопоставлению с пожилым штабс-капитаном можно ярче увидеть фигуру Печорина. Он не может думать о других людях: Печорин для этого слишком закрыт и сконцентрирован на себе. Доброта и искренние дружеские чувства Максима Максимыча не вызывают в нем никакого отклика. Читатель видит, что за прошедшее время Печорин окончательно заболел неизлечимой скукой и безразличным отношением не только к другим, но и к своей судьбе. Поэтому после эпизода последней встречи автору ничего не оставалось, кроме как «умертвить» своего героя.

  8. Kazragore Ответить

    Лермонтов специально ввел в свой роман образ Максима Максимыча. Это человек чуткий, хранящий верность своим привязанностям, с помощью его образа Лермонтов как бы проводит противоположность между Печориным и Максимом Максимычем, он показывает любовь и теплоту, оскорбленную холодностью и натянутой встречей с Печориным. То есть Максим Максимыч играет роль героя с помощью которого Лермонтов лучше раскрывает характер Печорина. Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа – Печорина.
    Но мы не можем назвать его просто свидетелем, Максим Максимыч сыграл очень важную роль в жизни Печорина, хотя он этого не признал.
    Причина того что Печорин так рано уехал заключается в холодности Печорина, его особом мировоззрении, Печорин даже не заметил что обидел своего друга.
    Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер морально выше пресыщенного жизнью аристократа Печорина. Особенно ярко это показано в эпизоде встречи Максима Максимыча и Печорина.
    “Ведь сейчас прибежит! ” – гордо заявляет он, узнав от лакея, что в городе Печорин. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл бы о нем, и не прибеги
    штабс-капитан вовремя, он уехал бы, не вспомнив о Максиме Максимыче. При встрече с Печориным Максим Максимыч не может сдержать слез, так он рад увидеть друга. Он смешон в своей сентиментальности, но его слабость стоит намного дороже холодного эгоизма Печорина.
    Печорин не хотел обидеть нарочно, просто холодный эгоизм сидит в нем сильнее всех других чувств.
    Удачи и отличной оценки))

  9. aDix_}{О|{EЇсТ Ответить

    Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, — нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и… часто встречал”. Человек этот мыслящий, чувствующий, талантливый, но не сумевший найти достойное применение своим “силам необъятным”. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются действующие лица, меняются рассказчики, от лица которых ведется повествование. При помощи этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. В. Г. Белинский назвал такую композицию романа “пятью картинами, вставленными в одну раму”.
    Если мы будем рассматривать причинно-временную последовательность действия романа (фабулу), то увидим ее такой: Молодой офицер едет по делам службы на Кавказ. По дороге он останавливается в Тамани. Там происходит его встреча с контрабандистами, его обворовывают и даже пытаются утопить. (Повесть “Тамань”.)
    Приехав в Пятигорск, герой сталкивается с “водяным обществом”. Завязывается интрига, послужившая поводом для дуэли. За участие в дуэли, в которой погибает Грушницкий, Печорина отправляют служить в крепость. (“Княжна Мери”.)
    Во время службы в крепости Печорин уговаривает Азама-та украсть для него Бэлу. Когда Азамат привозит свою сестру, Печорин помогает ему украсть-Карагеза, коня Казбича. Каз-бич убивает Бэлу. (Повесть “Бэла”.)
    “Как-то раз случилось (Печорину) прожить две недели в казачьей станице”. Здесь герой проверяет на практике теорию предопределенности, судьбы. Он с риском для жизни разоружает пьяного казака, который незадолго до этого убил человека. (Повесть “Фаталист”.)
    Много переживший, разуверившийся во всем Печорин отправляется путешествовать и умирает в дороге. (Повесть “Максим Максимыч”.)
    Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от событийного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены в следующем порядке: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.
    Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.
    В “Бэле” мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера. Это довольно-таки поверхностное описание характера героя: “Славный был малый… только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…”
    В “Максиме Максимыче” Печорина описывает проезжий офицер, человек, который по своему культурному уровню близок Печорину. Здесь мы видим довольно подробный портрет с некоторыми психологическими замечаниями. Портрет занимает полторы страницы текста. Здесь автор нарисовал фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица. Особое внимание он уделяет описанию глаз героя: “.. .они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных, ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…” Портрет настолько красноречив, что перед нами встает зримый образ человека, много пережившего и опустошенного.
    В оставшихся трех повестях рассказ ведется от первого лица. Автор просто публикует журнал Печорина, то есть его дневники. В них характер героя дается в развитии.
    Дневники начинаются с Тамани, где еще совсем молодой, герой переживает романтическое приключение. Он полон жизни, доверчив, любопытен, жаждет приключений._
    В “Княжне Мери” мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”
    В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: “зачем я жил? для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…” Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести “Княжна Мери”, но и всего романа “Герой нашего времени”. В “Княжне Мери” автор, может быть, впервые в русской литературе дал глубочайший психологический портрет своего героя.
    Повесть “Фаталист” несет на себе печать философского размышления Лермонтова о судьбе. Его герой мучительно ищет ответ на вопрос: можно ли изменить судьбу? Он испытывает свою судьбу. Ему никто не приказывал обезоруживать убийцу, и вообще не его это дело. Но он хочет проверить, зависит ли что-нибудь от человека? Если сегодня ему предопределено остаться живым, то он останется живым. И ничто не сможет изменить это предопределение. Поэтому он идет на смертельно опасный эксперимент и остается жив.
    Таким образом, расположение повестей в романе не в хронологическом порядке дало возможность автору более глубоко раскрыть личность своего героя. В целом “Герой нашего времени” является социально-психологическим романом. Однако части, из которых он состоит, в соответствии со стоявшими перед автором социально-психологическими задачами, тяготеют к самым разным жанрам. Так, “Бэлу” можно назвать романтической повестью, “Максима Максимыча” — путевым очерком, “Тамань” — приключенческим рассказом, “Княжну Мери” — лирическим дневником, “Фаталиста” — философской новеллой.
    Итак, в “Герое нашего времени” композиция является одним из самых активных элементов воссоздания истории души человеческой. Принцип хронологической последовательности заменен психологической последовательностью “узнавания” героя читателем.

  10. Centririm Ответить

    ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

    Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостоя­ния этим обстоятельствам. Все средства, все об­разы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судь­бы главного героя — Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое нашего времени», как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет деления на положи­тельных и отрицательных персонажей. Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противо­речив.
    Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в со­поставлении его с Максимом Максимычем. Имен­но от этого простого армейского офицера, скром­ного и доброго человека, способного неплохо раз­бираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двад­цати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охо­те, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то сме­шит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться не­обыкновенные вещи. Именно таков, по его мне­нию, Печорин. Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопре­делению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и ме­чутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокой­ного стремления к истине, он не искушен в про­тиворечиях жизни, не имеет больших жизнен­ных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями».
    Максим Максимыч во многом осуждает Печо­рина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лер­монтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, ко­торые встречаются на его пути. Это человек, иг­рающий на слабостях и недостатках людей: Аза­мата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Ста­рик пытается усовестить молодого человека, ука­зать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимы­ча. Но даже в этом случае он готов в какой-то сте­пени оправдать молодого человека. «Видно в дет­стве был маменькой избалован», — замечает он.
    Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивает­ся в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, об­нял старика. Однако противоречия в его харак­тере и в его сердце неискоренимы. Он и сам при­знается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце — «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешество­вать в Америку, Аравию, Индию — «авось где-нибудь умру на дороге».
    В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль — он первым пред­ставляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан ав­тором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера при­званы подчеркнуть испорченность и противоре­чивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то моло­дой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, облада­ющий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлу­ки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджи­дая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог ды­шать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Ста­рый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, oн ожи­дает от окружающих добра и участия. Он совер­шенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произносит: «Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смер­тью?..» Ни обиды, ни служебные заботы, ни по­стоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердеч­ным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошиб­ки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равноду­шие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его.

  11. Bakus Ответить

    Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Портрет Печорина, главного героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», возникает перед глазами читателей не на первых страницах романа, а только тогда, когда им уже известен весьма драматический эпизод из жизни этого персонажа, описанный в повести «Бэла». Там о событиях из его жизни и поступках мы узнавали от его сослуживца Максима Максимыча; теперь же имеем возможность увидеть его «собственными глазами» — точнее, глазами странствующего офицера, от лица которого ведется основное повествование.
    Рисуя портрет своего героя, автор выбирает тон стороннего наблюдателя, который выносит суждения о характере наблюдаемого по внешним признакам и манере поведения.
    Печорина автор романа и мы, следуя за его описанием, видим в тот момент, когда он, так и не найдя времени встретиться с Максимом Максимычем, следует к своей коляске, чтобы продолжить путешествие.
    Начальные штрихи портрета не обещают ничего необычного: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. . . ». Однако уже здесь повествователь использует некоторые сведения, почерпнутые из предыдущих рассказов Максима
    Максимыча: сюда можно отнести упоминания о «разврате столичной жизни» и «душевных бурях».
    Затем портрет под пером Лермонтова приобретает четкие психологические оттенки, когда по отдельным деталям внешнего облика делается умозаключение о характере человека: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера».
    После этой первой оценки — о скрытности характера — автор считает необходимым сделать оговорку: «Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо». И далее психологические выводы, извлеченные из анализа внешних признаков, следуют один за другим, причем зачастую без авторских комментариев.
    «. . . Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала». По этому замечанию читатель самостоятельно может сделать вывод о пресыщенности жизнью и неизбывной скуке Печорина. Как бы развивая свою догадку о скрытности его характера, Лермонтов высказывает предположение о том, что на лице героя оставили след пережитые им страсти: «. . . белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. . . »
    Особое внимание уделяет Лермонтов описанию глаз Печорина, предвосхищая будущее толстовское определение глаз как зеркала души. Чтобы подчеркнуть важность этой детали, автор использует отдельный абзац.
    «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?. . Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из- за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Впечатляющее сравнение с блеском гладкой стали, ослепительным, но холодным, прямо указывает на суть натуры Печорина — сочетание яркой привлекательной внешности с часто проявляемой жестокостью, бессердечием и внутренним равнодушием ко всему, что не он сам.
    И, наконец, последнее замечание портретной характеристики: «Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским», — не только можно считать завершающей ремаркой к истории с Бэлой, но и обещанием последующих любовных историй, что усиливает читательский интерес.
    В целом портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» расширяет наше представление о характере героя и настраивает на ожидание развития образа в последующих частях романа. В композиционном же отношении этим портретом автор завершает психологическую экспозицию главного героя.
    Таким образом, портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» имеет важное значение как в психологической мотивировке образа-персонажа, так и в композиционной структуре всего произведения.
    .

  12. Flamedweller Ответить

    Новеллой «Максим Максимыч» завершаются путевые записки и подготовляется введение «Журнала Печорина», так как именно здесь становится впервые известным о существовании печоринских «бумаг» и разъясняются обстоятельства, благодаря которым они очутились у проезжего офицера. Таким образом, по внешней композиции романа эта новелла выполняет роль связки, сцепляя между собой отдельные его части.
    Вместе с тем здесь дается, как было сказано, дальнейшая конкретизация образа Печорина, в частности описание его внешности: под пером проезжего офицера портрет Печорина получает углубленную, развернутую обрисовку, с попыткой проникнуть в тайну этого характера, чего не мог бы сделать простодушный Максим Максимыч. В фабульной канве событий, изображенных в «Герое нашего времени», новелла «Максим Максимыч» занимает важное место: здесь дается их финал. В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя.
    После этого в роман проникает лишь сухое сообщение о его смерти на обратном пути из Персии в Россию, упомянутое в предисловии к «Журналу Печорина». Но наиболее существенное значение новеллы заключается, конечно, во внутреннем ее смысле, вытекающем из сопоставления двух фигур — Печорина и Максима Максимыча.
    Новелла построена как дорожный эпизод, как случайная встреча в пути, и поэтому здесь не может быть богатого внешними событиями развернутого действия. Идейный смысл с предельной концентрированностью выступает из столкновения двух характеров: внутренний драматизм обстоятельств встречи «старых приятелей», несложные ее внешние перипетии и обрисовка характеров Печорина и Максима Максимыча исчерпывают собою содержание новеллы.
    Выводы из него еще больше, чем в других новеллах, зависят здесь от освещения Лермонтовым двух основных образов. Печорин появляется в данной новелле после разнообразных жизненных событий, описанных во всех остальных частях романа и оставшихся за его пределами. Позади — опостылевший Петербург, впереди — дорога в Персию, откуда уже не суждено ему вернуться обратно. Что же нового дало ему пережитое после «Бэлы», как оно отразилось в его облике? Обратимся прежде всего к его портрету.
    В характеристике Печорина, намечающейся через его портрет, следует отметить три особенности: во-первых, Лермонтов и во внешности Печорина подчеркивает черты личности необычной, сильной, выделяющейся над окружающими. Во-вторых, в портрете Печорина бросается в глаза, что это человек «странный», непонятный, так как весь он соткан из противоречий: наряду с чертами, свидетельствующими о силе физической («крепкое сложение») и волевом складе натуры (скрытность, сказывающаяся во внешней манере держаться — «не размахивая руками» при ходьбе, сила личности, обнаруживающаяся во взгляде), — «что-то детское» в улыбке, «женская нежность» кожи, небрежность и ленивость походки; наконец, надо упомянуть о противоречии между выражением глаз и выражением лица («они не смеялись, когда он смеялся»).
    В числе противоречий внешности Печорина следует особенно выделить одну черту, составляющую третью особенность его портрета, — это «нервическая слабость» героя. В столь резком своем проявлении эта черта — расслабленность, размягченность, усталость — представляют нечто новое в образе Печорина. В «Тамани» и «Бэле» Печорин был поставлен перед лицом необыденных приключений, в обстановку не совсем каждодневную, и, как ни мало были способны эти приключения дать содержание всей его жизни, все же на время они увлекали его, вызывали наружу скрытые потенции его существа, давали пищу деятельности.
    И в «Бэле», и особенно в «Тамани» раскрываются преимущественно сильные стороны его личности и ее могучие внутренние возможности. В «Максиме Максимыче» мы видим Печорина в будничной обстановке, на одной из маленьких остановок монотонного, надоевшего пути, а главное, Печорина, уже завершившего сложный цикл разнообразных жизненных событий и стоящего вновь у исходной точки: сначала был Петербург, шумная, пустая жизнь аристократа-офицера, затем — Кавказ, с его приключениями, не оставившими глубокого следа, затем снова Петербург, отставка, вероятно, новые попытки заполнить существование.
    Все испробовано, все исчерпано, но снова он стоит у того же рокового вопроса: чем наполнить жизнь, где ее цель? «Нервическая слабость» Печорина — это глубокий след от сознания бессмыслицы и пустоты существования, оставленный в повседневном поведении человека, это горький итог неутомимых и бесплодных поисков деятельности. Его короткие, уклончивые ответы на расспросы Максима Максимыча говорят о том же итоге. Как не похож этот Печорин на того, который несколько лет тому назад мог в неожиданном порыве откровенности посвятить Максима Максимыча в «странности» своей несчастливой судьбы. Тогда Печорин еще был способен загореться надеждой на излечение от своего недуга любовью прелестной «дочери природы». Сейчас едва ли он на что-либо надеется.
    Пред нами замкнутый человек с «равнодушно-спокойным» взглядом, настрого скрывший свою внутреннюю жизнь от окружающего и ограничивший свои сношения с этим окружающим пределами лишь самого необходимого поверхностного соприкосновения. Старое его «несчастье» — скука окончательно превратилась в неизлечимую болезнь, и от нее так, видимо, все немило, так все болит, что остается лишь затаить ее, стоически стиснув зубы, и не позволять никому прикасаться к больному месту.
    Но даже и этот Печорин, неукротимая натура которого все глубже разъедается ядовитым действием скуки, остается прежним Печориным: он не сдается, не складывает рук, не завидует, подобно Онегину, с «юмором висельника» участи паралитических стариков; сняв военный мундир, он продолжает гоняться за призраком полноты жизни, идя по пути всех мятущихся одиночек, вступивших в разлад со средой: всесветное скитальчество, беспокойная перемена мест. И этого человека, со столь многообразным жизненным опытом, с едким беспощадно-аналитическим умом, с непокорной, властной, активной натурой, Лермонтов сталкивает с наивным добряком, который во всем представляет живую антитезу Печорину.
    Противоположность Печорина и Максима Максимыча — это прежде всего противоположность ярко выраженного индивидуального начала и почти полного отсутствия личного самосознания. Все остальные различия уже как бы являются частными случаями или применениями этой главной разделяющей два характера черты. Если Печорин во всем противостоит окружающей среде и выделяется из нее по своим взглядам, стремлениям, характеру, поступкам как отдельная, притом выдающаяся и оригинальная личность, то Максим Максимыч во всем совпадает со своей средой, растворяется в ней.

    Похожие сочинения

    Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

  13. Mokree Ответить

    «…Положение всего его тела изобразило какую-то нерви­ческую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала». По этому замечанию читатель самостоятельно может сделать вывод о пресыщенности жизнью и неизбывной скуке Печори­на. Как бы развивая свою догадку о скрытности его характера, Лермонтов высказывает предположение о том, что на лице ге­роя оставили след пережитые им страсти: «…белокурые воло­сы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом на­блюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства…»
    Особое внимание уделяет Лермонтов описанию глаз Печо­рина, предвосхищая будущее толстовское определение глаз как зеркала души. Чтобы подчеркнуть важность этой детали, автор использует отдельный абзац.
    «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из- за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфоричес­ким блеском, если можно так выразиться. То не было отраже­ние жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но хо­лодный; взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескром­ного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Впечатляющее сравнение с блеском гладкой стали, ослепительным, но холодным, прямо указыва­ет на суть натуры Печорина — сочетание яркой привлекатель­ной внешности с часто проявляемой жестокостью, бессердечи­ем и внутренним равнодушием ко всему, что не он сам.
    И, наконец, последнее замечание портретной характеристи­ки: «Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским», — не только можно считать завер­шающей ремаркой к истории с Бэлой, но и обещанием последу­ющих любовных историй, что усиливает читательский интерес.
    В целом портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» расширяет наше представление о характере героя и настраива­ет на ожидание развития образа в последующих частях романа. В композиционном же отношении этим портретом автор за­вершает психологическую экспозицию главного героя.
    Таким образом, портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» имеет важное значение как в психологической мотивировке образа-персонажа, так и в композиционной структуре всего произведения.

  14. Nelar Ответить

    Почему же Печорин не отреагировал так же? Да потому что для него Максим Максимыч и все связанные с ним события были лишь делами минувших дней. Он относился к старику так же, как и к остальным окружающим, он не видел дружбы в их отношениях.
    Разговор главного героя с Максим Максимычем был сушим и коротким. Печорин не захотел затрагивать былые воспоминания и поднимать очередные трагические события в своем прошлом. Судьба Бэлы его не интересовала так же, как и старый приятель. Он вел себя эгоистично и самолюбиво.
    Такое поведение Печорина ранило душу и сердце Максима Максимыча. Он был не готов к такой холодной встрече, он был расстроен и подавлен. Ведь человек, которого он считал хорошим другом, оказался сухим и черствым. Конечно, такая реакция старика повлияла на Печорина, и он, на секунду растрогался и обнял Максима Максимыча перед отъездом.
    В этом эпизоде мы видим, что главный герой становится все более замкнутым и скованным в своих эмоциях. Он не признает старых приятелей, он не желает ворошить прошлое, он не хочет общаться с окружающими. На одно мгновение кажется, что Григорий Александрович теряет свою судьбу. Он уже столько раз разочаровывался в своей жизни, что она не представляет для него никакого интереса.
    Именно в эпизоде повести «Максим Максимыч» мы видим настоящего Печорина, с подробным описанием внешности, одеяний, жестов. Именно этот эпизод создает новое понимание главного героя, которого создал великий автор М.Ю. Лермонтов.

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *