Какую роль сыграл сергий радонежский в истории руси?

16 ответов на вопрос “Какую роль сыграл сергий радонежский в истории руси?”

  1. Nastya drift tyrbo Ответить

    В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды мальчик встретил на дороге ангела в образе инока и попросил его: “Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту”. Старец помолился — и желание благочестивого отрока исполнилось. С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
    Около 1328 года Варфоломей с семьей переселился в Радонеж. Еще в самом юном возрасте он хотел оставить мир и избрать монашеский путь, однако родители просили Варфоломея при их жизни не оставлять их, и будущий святой покорился их воле.
    После смерти родителей он построил в лесу келью во имя Троицы и стал отшельником. В 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Постепенно к нему стекались другие иноки, ища духовного руководства — и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 человек. Так было положено начало духовному центру Руси, жемчужине православия — Троице-Сергиевой лавре.
    Преподобный Сергий совершил немало чудес — воскрешал мертвых, исцелял больных. Он также активно способствовал примирению враждовавших князей.
    Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на Куликовскую битву. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители — легендарных Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал победу князя Дмитрия.
    Дожив до глубокой старости, преподобный Сергий скончался в безмолвном уединении 8 октября 1392 года. Накануне кончины преподобный в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: “Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…”.
    В 1422 году, во время строительства нового храма в честь Живоначальной Троицы на месте деревянного, были обретены мощи преподобного Сергия — Русская православная церковь отмечает это событие 18 июля (5 июля по старому стилю).

  2. Niladar Ответить

    Введение
    В этом году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых.
    Тема моего проекта актуальна, поскольку славное имя Сергия хранится в народной памяти, и, словно маяк, озаряет исторический путь нашего народа к вечности, к нравственному преображению нашего Отечества, к правде и взаимной любви.
    Я хочу рассказать о жизни и деяниях преподобного Сергия Радонежского и о его связи с  историей моего края.
    Передо мной стоят  следующие задачи:
    – воспитание уважительного отношения к святыням родной земли, к наследию культуры, осознание себя потомками славного прошлого России и родного края;
    – расширить знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
    – воспитание христианской нравственной культуры и демонстрация примеров ее воплощения.
    I. Методики исследования
    При работе над проектом мною использовались различные методики исследования:
    1) изучение документов и экспонатов школьного краеведческого музея, поиск и исследование  дополнительной литературы, материалов СМИ;
    2) встречи со старожилами и священнослужителями сельского поселения Раменское;
    3) опрос;
    4) интервьюирование.
    II. Житие и деяния прп. Сергия Радонежского
    Сергий (в миру – Варфоломей) родился в 1314 году (Приложение 1). В детстве он никак не мог научиться читать, и это его очень огорчало. Однажды юноша долго бродил по полянам и вдруг увидел старца, который стоял под деревом и молился (Приложение 2). Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок». И Варфоломей ответил ему, что больше всего на свете он хочет научиться читать Слово Божие. Старец помолился и сказал: «С этого дня Бог просветит тебя и дарует знание грамоты. И случилось чудо: Варфоломей открыл книгу и начал читать.
    «Но, наконец, настал прозренья
    Неповторимый вечный миг,
    И я смысл жизни и спасенья
    Сердечным разумом постиг!»6
    После смерти родителей Сергий вместе с братом Стефаном в 1335 году построил на холме Маковец, среди глухого Радонежского бора, небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Однако Стефан не смог вынести суровой, полной тягот и лишений подвижнической жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, принявший при пострижении имя Сергий, остался жить в полном одиночестве, совершая каждодневный подвиг труда и молитвы в глухом лесу.
    Со временем к Сергию стали присоединяться другие монахи.
    В общении с ними святой сочетал кротость и требовательность. Даже став Игуменом, он продолжал трудиться на пользу братии: строил кельи, пек хлеб, носил воду. Постепенно слава его росла.3
    Однажды Преподобный, когда братия начала роптать на то, что рядом нет воды, взял одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: «Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо». И услышал Господь молитву своего угодника и явил чудо: забил, заискрился ручей.
    Широко известно чудо, которое Преподобный Сергий сотворил с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына и пока просил Сергия о помощи, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, а когда вернулся, то ребенок его оказался жив.
    Много еще разных чудес совершил Сергий Радонежский (Приложение 4).
    В середине XIV века Сергий основал монастырь, который впоследствии получил название Свято-Троицко-Сергиевского и статус лавры5.
    Роль монастыря и Сергия Радонежского в жизни Московской Руси постоянно росла. Сергий ратовал за объединении и освобождение российских земель.
    Перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович Донской посетил Сергия Радонежского в его обители. Преподобный Сергий после молебна за успех предстоящего похода благословил князя на великий подвиг и отправил с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, хорошо знавших военное дело.
    «На подвиг князя провожая,
    Он, волю Неба выражая,
    Монахов дал ему с собой-
    На зримый и незримый бой…»
    Этим Сергий подчеркнул, что война против завоевателей священна и доля каждого, в том числе священнослужителей, принять в ней участие (Приложение 5).
    К концу XIV века Троице-Сергиевский монастырь стал одним из влиятельных центров политической и культурной жизни Древней Руси (Приложение 3). Земная жизнь прп. Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых (Приложение 6).
    «Призвал Господь избранного раба
    В небесные и вечные селенья;
    Исполнил он свое предназначенье;
    Окончилась великая борьба!»
    Святая церковь празднует память Преподобного Сергия 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля, 6 (19) июля.
    Наиболее известным источником сведений о нем  является легендарное Житие Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось.
    III. Почитание прп. Сергия Радонежского в истории моего края
    Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Стержнем духовности на протяжении веков являлась православное христианство. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси, как святые. Среди них прп. Сергий Радонежский.
    Изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья освящены в честь прп. Сергия Радонежского. Я думаю, это объясняется тем, что во все века – вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений – христиане прибегали к помощи Сергия Радонежского: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались и благодарили Сергия за помощь, называли его Заступником, верили, что он заступится за христиан, пожалеет и не даст в обиду. Глубокая любовь к Сергию выразилась в почитании его святого образа, в освещении храмов в его честь.
    Значительную роль в распространении православия в нашем крае и устройстве церквей играли монастыри – Николо-Радовицкий, затем коломенские монастыри – Голутвинский, Сергиевский2.  Сергий Радонежский сыграл большую роль в распространении православия, основав не только свой монастырь, но и бесчисленные обители. Его ученики основали до сорока монастырей, а ученики его учеников – не  менее пятидесяти.
    И куда бы из Москвы в окрестности не двинуться – всюду следы Сергия: в Звенигороде – монастырь прп Саввы Сторожевского, в Серпухове – Высоцкий монастырь, учреждённый прп Афанасием, Голутвинский монастырь в Коломне, это прп Григорий, Боровенский монастырь, в Калужской губернии, на севере – Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь – везде монастыри Сергия, везде его ученики, трудно перечислить всех. Вот, что писал об этом наш земляк, известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) в своей поэме «Святая крепость. Преподобный Сергий Радонежский».
    «Пиши об этом со священным страхом,
    Ибо вершились Божие дела:
    Варфоломей стал – Сергием, монахом,
    Игуменом, обитель возросла…
    И только ли она? Подобно чуду,
    Из- под благословляющей руки
    Святого Аввы возводили всюду
    Обители его ученики!
    Москва, Коломна, Серпухов, Обнора,
    Звенигород, Калязин, речка Тьма…
    И просто(без названья!) – чаща бора,
    Киржач, Пешноша, Боровск, Кострома…
    Все перечесть удастся нам едва ли-
    Ведь в те года, куда ни посмотри,
    Спасая души русские, вставали
    В сиянии Крестов, монастыри!»
    1). Церковь преподобного Сергия Радонежского в с. Ивановское (ныне пос. Сергиевский Егорьевского района)
    В Егорьевском районе в 1705 году была построена церковь прп. Сергия Радонежского. Вместе с ней возник погост Сергиевский. По переписи 1715 года погост был назван с. Ивановским. В 1783 году церковь сгорела от молнии. В следующем году приступили к строительству новой церкви, через два года она была освящена. В 1863 году у церкви прп. Сергия Радонежского колокольня была заменена на новую. Кроме храмовой иконы прп. Сергия, в храме хранилось икона «Божией Матери», особенно чтимая гуслицкими раскольниками. В 1888 году была построена церковноприходская школа. В приход церкви приписаны деревни: Михали, Ивановское, Русаки, Сазоново, Тимшино. В них проживало 980 мужчин и 1016 женщин. По Всесоюзной переписи населения 1926 года здесь появился посёлок Сергиевский Михалеского сельсовета7. В начале 30-х годов в поселке возник лесопильный цех по переработке леса лиственных пород, называемого «Черным лесом», а отсюда впоследствии в 70-ых годах поселок стал называться Чернолесьем или Чернолесским. Церковь прп. Сергия Радонежского в 30-е годы была закрыта и разобрана, а поселок в настоящие время опять носит название Сергиевский.
    2). Голутвинский монастырь и его связь с Раменским краем. Прп Григорий Голутвинский (Коломенский) – ученик Сергия Радонежского
    В Коломенском районе так же есть поселок Сергиевский. Раньше большая часть территории Коломенского уезда входило в Раменскую волость. Село Раменки, где я живу, один из старейших населенных пунктов на территории Егорьевского края и центр Раменской волости с конца XIV века. По письменным источникам оно известно из духовной грамоты Московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского от 1389 года, где он назвал Раменки в числе коломенский волостей. Раменская волость с начала XVII века была крупной вотчиной Голутвинского монастыря (Приложение 7). Отсюда определенная связь этого монастыря с Раменским краем. Среди учеников Сергия Радонежского был прп. Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря (Приложение 8), основанного в XIV веке Дмитрием Ивановичем Донским, по благословению прп. Сергия Радонежского, который прекрасно понимал его духовное значение и военную важность, как крепости. Сергий Радонежский благословил стать игуменом обители инока Григория, вручив ему игуменский жезл из черного дуба. Преподобный Григорий Голутвинский (Коломенский) был причислен к лику святых. Он построил каменный Богоявленский собор на месте деревянного, заложенного Сергием Радонежским. В XV веке здесь была построена церковь во имя святого основателя монастыря – прп. Сергия Радонежского. Сюда христиане шли поклониться главной святыне монастыря: старинному образу Сергия Радонежского. Почти рядом с Голутвинским монастырем расположено селение Сергиевское, носящее имя Сергия Радонежского9 .
    3). Колычевский Казанский женский монастырь (Егорьевский район)
    Колыческий Казанский женский монастырь в Егорьевском районе так же связан с именем Сергия Радонежского (Приложение 9). Основателем монастыря считают уроженца крестьянской семьи Тульской губернии Матвея Петрова (старец Макарий). В 13 лет помещик отпустил его в Коломенский Голутвинский монастырь, где он стал учеником уважаемого старца Ионикия. Затем Матвей приехал в д. Сазоново к своему товарищу, где хотел купить имение, но купил землю и основал Богадельню, ставшую Колычевской женской общиной, где позднее возник Колыческий Казанский женский монастырь, который стал играть большую роль в истории нашего края.
    Матвей Петров (старец Макарий) стал продолжателем духовных традиций Голутвинского монастыря и святого дела Сергия Радонежского. Позднее он был вынужден покинуть женский монастырь и переселился в мужской Николо-Радовицкий. 11
    4). Николо-Радовицкий мужской монастырь. Е. Г. Санин (монах Варнава) – автор поэмы о Сергии Радонежском
    Этот монастырь был широко известен в Егорьевском районе. Николо-Радовицкий монастырь был построен в XVI веке старцем Пахомием, пришедшим в Россию с Московским митрополитом Фотием (Приложение 10). Монастырь был расположен на окраине села Радовицы, при озере Святом (Радовицком). С 1778 года он был приписан Егорьевскому уезду. В XVIII-XIX веках здесь было построено 5 каменных церквей. В разрушенном Никольском соборе один из пределов был посвящен прп. Сергию Радонежскому. В стенах Николо-Радовицкого монастыря написал свою поэму «Святая крепость. Сергий Радонежский» наш земляк – известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) и посвятил ее 700-летию со дня рождения Игумена Земли Русской прп. Сергия Радонежского. Он является автором исторических повестей и романов, цикла стихов и рассказов для детей и более 1500 публикаций в газетах и журналах (Приложение 11).
    5). Святыни сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района.
    Подмосковье… Как много говорит это название и как красиво звучит. Старинные монастыри и церкви, основанные Сергием Радонежским и его учениками, каждый из которых оставил свой след в истории.
    Найдите время и посетите один из уголков нашего родного края, который так богат своей историей, архитектурой, природой. Может он вам напомнит о жизни и деяниях прп. Сергия Радонежского. Я уверенна, что вас ждут новые интересные встречи, открытия, ведь в жизни нашего родного края есть еще много интересного и неизведанного. Никогда не проходите равнодушно мимо седой старины, которая заслуживает уважения к себе. Научитесь любить и понимать прекрасное, то чем богато наше Подмосковье. Пройдут годы… Может быть тебе придется посетить другие страны, но и это небольшое путешествие по своей малой Родине научит тебя ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли и понимать, что ты очень счастливый человек – ты можешь гордиться славной историей и культурой Отечества, жизнью и деяниями людей. Таким человеком был прп. Сергий Радонежский.
    В каждом Подмосковном храме находятся иконы прп. Сергия Радонежского. Они находятся и в храмах нашего сельского поселения Раменское: Храм Рождества Богородицы с. Раменки, Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Никиткино (Приложение 14), Церковь Николая Чудотворца с. Круги (Приложение 15), Церковь Троицы Живоначальной с. Лелечи (Приложение 16). 12
    Малая Родина – она есть у каждого. Без любви к ней невозможна любовь к большой Родине. А разве можно не полюбить эту проселочную дорогу и церковь, сияющую на солнце своими куполами. Я живу в селе Раменки, где находится храм Рождества Богородицы (Приложение 12). Впервые он упоминается в коломенских писцовых книгах за 1578 год. Сначала он был деревянным. Существующий каменный храм начал строиться в 1815 году.
    В советское время храм не раз закрывался. В 1993 года богослужение в храме возобновилось. Благодаря местным жителям здесь сохранился иконостас с иконами и роспись на стенах. Несмотря на все трудности, храм постепенно восстанавливается. Этот храм назван в честь Рождества пресвятой Богородицы. Перед походом на Куликово поле Дмитрий Донской собирал свои войска в Коломне и поэтому мы с уверенностью можем говорить, что жители деревень и сел Коломенского удела, в том числе и Раменок, выходили на поле Куликово. Победа на Куликовом поле была одержана как раз в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками, как еще одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Молитва пресвятой Богородицы сопровождала весь иноческий путь Сергия.
    С давних времен прп. Сергий Радонежский является покровителем учащихся – школьников, студентов. По традиции Православной церкви в начале каждого учебного года в православных храмах совершаются молебны для учащихся (Приложение 13). Такие молебны совершаются ежегодно и в нашем поселении. В эти дни церковь молится о том, чтобы Господь «ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение»
    Перед началом молебна настоятели напоминают о том, что учеба – это большой труд и призывает с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям, чтобы они с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.
    Недалеко от нас в селе Лелечи есть Церковь Троицы Живоначальной, которая названа в честь святой Троицы. Здесь так же есть определённая связь с прп. Сергием Радонежским. Священник и ученый Павел Флоренский впервые обратил внимание на еще одну сторону деятельности Сергия Радонежского. В Византии, да и на Руси до Сергия не было ни праздника Троицы, ни Троичных икон, а значит, не было культа Троицы. То есть богослужение еще не полностью отвечало сущности Бога, которому христиане поклонялись4. Правильное понимание Бога и способности правильно славить его – залог правильного понимания мира и жизни вообще. 13
    Такое понимание Пресвятой Троицы и дал России и всему миру Сергий Радонежский. И праздник Троицы, первоначально возникший, как местный праздник храмовой иконы, вскоре стал великим днем не только для всей Руси, но и для всего православного мира. Этот праздник ежегодно отмечается и в нашей местности.
    Что же мы будем понимать под словом «святыня», чему будем отдавать предпочтение, среди обширного религиозного почитания?
    Владимир Даль так определил это понятие: «Святыня – святость, это, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо. То есть святынями являются особые реликвии, чтимые верою»8.
    На протяжении своей истории Россия повидала и перенесла всякое – и радости, и горести, и успехи побед, и печали поражений и утрат. Одни поколения сменяли другие и от родителей к детям переходили святыни.
    История – это прежде всего люди, и их дела. Особенную память оставил о себе Сергий. Православная церковь на протяжении веков шла неотрывно от народа и в лишениях, и в радостях, и ее святыни – это народные реликвии.
    Даже по прошествии веков, русский народ сохранил какое-то особенно трогательное, внимательное и серьёзное отношение к Сергию Радонежскому. Мы оглядываемся на эту фигуру и как бы вспоминаем о правильности выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку и успокоение.
    Важное событие произошло в нашем городе и районе 12 апреля 2004 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени).
    Его Святейшество вручил орден Владыке Марку в Патриарших палатах в Кремле.
    Славное имя Сергия Радонежского хранится в народной памяти и недаром его именем назван этот орден.
    В этом году отмечается славный юбилей со дня рождения, наверное, самого известного и почитаемого русского святого Сергия Радонежского. Основные торжества пройдут в июле в обители святого – в Троице-Сергиевой лавре. Верующие всей Святой Руси придут в эти дни в лавру для того, чтобы вознести свои молитвы прп. Сергию. Но и на местах в нашей местности люди, не имеющие возможности быть в лавре, смогут помолиться святому. В каждую епархию будет привезена для поклонения икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, и все верующие, посетив храмы, смогут приложиться к святым мощам.
    Сергий Радонежский остается самым почитаемым среди святых Русской земли. 14
    IV. Маршрут « Путешествие к святыне»
    Большую роль в духовной жизни народа играет путешествие по святым местам родного края.
    Готовясь к этому путешествию мною, была проделана большая работа: изучались материалы по духовному краеведению школьного музея, было прочитано много дополнительной литературы: энциклопедий, справочников и т.д., материалов СМИ. Были встречи со старожилами и священнослужителями сельского поселения Раменское, велись беседы, делались необходимые записи, выбирался материал непосредственно связанный с жизнью и деяниями Сергия Радонежского.
    Были собраны сведения о церквях и монастырях, расположенных в сельском поселении Раменское и ближайших поселениях, связанных с именем прп. Сергия Радонежского. Намечен сам маршрут «Путешествие к святыне». Были составлены таблицы с наименованием святынь и их историей. Указано, где они находятся, как к ним проехать. Была составлена карта этого маршрута с расположением этих святынь.
    Я думаю, что маршрут «Путешествие к святыне» позволит узнать много нового о важной странице русской истории, событиях которые связаны с жизнью и деяниями прп. Сергия Радонежского и о почитании его в истории моего края.
    По-моему мнению Сергий Радонежский – идеал нравственного человека. Всю свою жизнь он усердно трудился и верой служил Господу, служил своему народу и своей стране.
    Святой прп. Сергий по молитве к нему защитит Вас от любых жизненных проблем. Святого просят защитить детей от дурного влияния, от неудач в учебе. Он привил мне желание учиться, узнавать и возрождать наши традиции, почитать старших. Преподобный Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленным старцем, одним из величайших людей России. Я считаю, что Сергий Радонежский является самым любимым и самым почитаемым русским святым.
    III. Почитание прп. Сергия Радонежского в истории моего края
    Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России является видимым отражением духовной жизни, ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении веков являлась православное христианство. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси, как святые. Среди них прп. Сергий Радонежский. Изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья освящены в честь прп. Сергия Радонежского. Я думаю, это объясняется тем, что во все века – вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений, христиане прибегали к помощи Сергия Радонежского: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались, и благодарили Сергия за помощь, называли его Заступником, верили, что он заступится за христиан, пожалеет и не даст в обиду. Глубокая любовь к Сергию выразилась в почитании его святого образа в освещённости храмов в его честь, икон и различных святынь. Значительную роль в распространении православия в нашем крае и устройстве церквей играли монастыри – Николо-Радовицкий, затем коломенские монастыри – Голутвинский, Сергиевский2.. Способствовали укреплению религии многие купцы и предприниматели. Разбогатев, они щедро дарили свое нажитое богатство церквям и монастырям. Примерами были наши местные фабриканты – Хлудовы и Бардыгины. Так Давид Хлудов, будучи купцом, пожертвовал почти все свое состояние на восстановление разрушенных монастырей, украшений и строительство церквей. Большую роль в распространении православия сыграл Сергий Радонежский, который основал не только свой монастырь, но и бесчисленные обители. До 40 монастырей основали ученики Сергия Радонежского, и еще не менее 50-ти – ученики его учеников.
    И куда бы из Москвы в окрестности не двинуться – всюду следы Сергия: в Зенигороде – монастырь прп Саввы Сторожевского, в Серпухове – Высоцкий монастырь, учреждённый прп Афанасием, Голутвинский монастырь в Коломне, это прп Григорий, Боровенский монастырь, в Калужской губернии, на севере – Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь – везде монастыри Сергия, везде его ученики, трудно перечислить всех. Вот, что писал об этом наш земляк, известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) в своей поэме «Святая крепость. Преподобный Сергий Радонежский».
    «Пиши об этом со священным страхом,
    Ибо вершились Божие дела:
    Варфоломей стал – Сергием, монахом,

  3. Nalmeriel Ответить

    Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кирилла белозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северных краях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй – Кирилло-Белозерский монастырь, приобретший особенную знаменитость в XV и XVI в., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского были в свою очередь важными распространителями монашества. Таковы были между прочими Дионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели монастырей в диких вологодских странах. Не говорим уже о многих других, которые, не будучи учениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его примером и всеобщим распространившимся стремлением к основанию монастырей в пустынных странах.
    3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
    Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.
    Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго ислама. И на Куликовском поле, и под Казанью он сам чудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году. Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя, перед которым во прах падет их ислам. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесах Преподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например, поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.
    Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внутренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московского государства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит Преподобным Сергием.
    Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять все человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. И если в области, куда население удалялось от татарских и других вражеских погромов, возник и процвел монастырь с именем Святой Троицы, то несомненно, что в этом имени крылась надежда спасения всей земли и ее независимости. Если он сам с покорностью объединился около Москвы, ничего не утратив из своего духовного богатства, если он собирал под ее державу многоразличные племена и языки, если в этом множестве он сумел найти объединяющий центр в самодержавной власти Московского государя, то очевидно, что свое кафолическое, вселенское православие, собирающее всех в одно стадо к одному пастырю, не уничтожая национальности и языки. Само собой разумеется, что вся история Московского государства может служить только началом, только далеко не совершенным выражением Образца, которому воздвиг храм Преподобный Сергий.
    Как скоро почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления Русского народа к Святейшему Образцу жизни, Троицкие храмы явились сами собой. Вслед за первым Троицким храмом, построенным в 1340 году руками самого Преподобного Сергия, в течение одного столетия их построено так много, что нет возможности сосчитать их на всем пространстве России. Явились даже целые Троицкие города и села.
    Но русский народ не забыл того, кто научил его почитать Святую Троицу. Вскоре после смерти Преподобного на его родине был создан монастрыь Святой Троицы и при главном храме его – придел Преподобного Сергия (Варницкий Троицкий монастырь в 4 верстах от Ростова). Можно сказать, было даже правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это присоединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмосоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана почитанием Троицы и Троицкими храмами[5].
    Немаловажно значение Преподобного Сергия и в экономическом плане. Он сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей – общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Благодаря этому с XIV века монастыри и церковь в общем стали иметь все более влияния на светскую власть вследствие их возросших возможностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В ходе написания реферата я выполнила поставленные в начале цели и пришла к изложенным ниже выводам.
    Основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Великие события смутного времени в особенности возвысили историческое значение Троицкой Лавры.
    Сам Преподобный Сергий сыграл значительную роль в русской истории XIV века. Он не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Это не менее важно, чем правильная тактика полководца или хорошо вышколенное войско. К этому добавляется вклад Преподобного Сергия в развитие церкви – создание нового типа монастырей и множество его конкретных проявлений.
    В конце своей работы я бы хотела привести слова патриарха Московского и всея Руси Алексия I: “Преподобный Сергий, явившийся началом монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденном венцом, великим делателем на стезях спасения. Он, основавший малую обитель, стал чрез своих учеников, близких и дальних, устроителем всей русской монашеской жизни; его, искренне избегавшего руководства малой братией, Господь уготовал быть игуменом всей земли Русской. Верим, что и поныне предстоит он Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас, с верою к нему обращающегося”. Мне остается лишь согласится с ним и добавить, что мне было очень интересно писать о Преподобном Сергии Радонежском. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.
    Страница:

  4. Durn Ответить

    В 2014 году в России широко отмечается 700-летие преподобного Сергия Радонежского. О значении этого великого святого для становления российской государственности, развития русского монашества и церковных институтов в контексте современных церковно-государственных отношений в интервью сайту «Русская идея» рассказывает председательСинодального информационного отдела В.Р. Легойда.

    — Как бы Вы могли оценить роль Сергия Радонежского в становлении государства на Руси, развитии монашества, церковных институтов? Можно ли считать его религиозным философом, богословом?
    — Есть такое известное выражение: «Кто молится, тот и богослов». С этой точки зрения преподобный Сергий, безусловно, богослов. Хотя и не в академическом смысле, потому что мы не знаем его текстов, до нашего времени дошло лишь несколько фраз. Также, конечно, вряд ли его можно назвать религиозным философом в привычном понимании. Но он, повторяю, был богословом в самом высшем смысле этого слова. В молитвенном монашеском подвиге преподобного очевидна преемственность традиции исихазма. Как подчеркнул недавно Святейший Патриарх Кирилл, «деятельный исихазм преподобного Сергия и его учеников стал источником собирания народа в единую духовную целостность — которая впоследствии получила наименование Святая Русь»(интервью журналу «Эксперт»)… Действительно, возникновение русской духовной культуры и русской культуры вообще, Святая Русь как культурный идеал, как средоточие ценностных ориентиров (существующих в культурном пространстве и сегодня), безусловно, связаны с преподобным Сергием. Нельзя сказать, что с ним одним, но с ним в первую очередь.
    Что касается развития монашества. Преподобный уходит из мира, уходит в леса, и к нему начинают приходить люди, потом возникает Лавра. Тем самым, формируется традиция, отличающая русские монастыри, скажем, от древних православных монастырей. Русское монашество сложно упрекнуть в нетрадиционализме, но оно отличается от жительства раннехристианских отшельников: первоначально люди уходили из мира и больше с миром никак не соприкасались, в чем, собственно, и состоял смысл ухода. И преподобный Сергий, с одной стороны, следовал этой традиции. А с другой стороны… Русский человек не может себе представить, что ему нельзя прийти в монастырь, раз он не монах. Преподобный Сергий заложил новую модель взаимодействия монастыря и мира, откуда, кстати, возник и феномен русского старчества. Монахи уходят из мира, но мир притекает в монастыри — за духовным наставлением, за помощью, за утешением. Люди разных сословий, разных духовных и культурных потребностей находят ответы на свои многочисленные вопросы в стенах Оптиной пустынив XIX веке. Все это также во многом — наследие игумена земли русской. Кстати, не раз уже замечено, что только преподобного Сергия так именуют: не игумен Лавры, но всей русской земли.
    Что касается русского государства. Как известно, русская политическая культура обладает такой особенностью: народ и государство, нация и государство не дифференцированы так жестко, как, например, в политической культуре США. Концепция государства как группы людей, которая нанята народом и обслуживает народ, не вполне органична для русской политической культуры. На это, конечно, можно смотреть по-разному. Но если подходить по гамбургскому счету, то традиционно к тем, кто руководит государством, предъявляются, повторяю, требования не просто как к чиновникам, которых мы наняли, чтобы они нас обслуживали. И здесь даже принципиально иная семантика: «государственные мужи» — совсем не то же самое, что «эффективные менеджеры»… Это понимание тоже связано со временем Сергия, хотя нам вполне очевидно, что и время изменилось, и отношения Церкви и государства менялись многократно. И институционально современное государство мало напоминает княжества XIV века. Но политическая культура как система ценностных ориентаций до сих пор во многом питается тем, что стало складываться еще во времена преподобного Сергия.
    — Известно, что Сергий участвовал в примирении князей, уговаривал их выступать вместе с Дмитрием Донским. Он как-то способствовал укреплению Церкви, росту ее авторитета?
    — Это вопрос немножко «со стороны». В чем особенное значение преподобного? Он был христианином, т.е. человеком, который старается жить по Евангелию, и мы видим, что ему это в полной мере удалось. Его жизнь, его житие — это блистательная иллюстрация того принципа, который спустя века емко сформулирует еще один известнейший русский святой, преподобный Серафим Саровский — «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Почему суровые воины стали слушать этого человека, человека, который вышел откуда-то из леса? Почему Дмитрий Донской пришел к преподобному Сергию? Кем он был для князя, что тот послушался, когда Сергий предложил ему сначала пойти на богослужение, а потом уже принимать судьбоносные решения? Говоря о значении деятельности Сергия Радонежского для общественной жизни, мы должны понимать, прежде всего, именно его собственную, как бы мы сегодня сказали, мотивацию. Что было важно для него самого? А для него было важно, что жизнь можно прожить так, как об этом говорит Евангелие — победить зло в себе и можно помочь другим победить зло, победить зло в отношениях между людьми, преодолеть «ненавистную рознь мира сего».
    — Но это совпадало с общим движением в сторону усиления Церкви, которая, выступая в поддержку московских князей, стала приобретать именно политический авторитет.
    — Мне сложно согласиться с такими политологическим формулировками. Что такое политический авторитет в то время, в XIV веке, когда религия и политика не были дифференцированы до такой степени, как это имеет место сегодня? Мы говорим про совсем иную эпоху, когда в пространстве культуры (в широком смысле) еще нет такой дифференциации религиозного и политического. Еще века впереди до формулировки принципа отделения Церкви от государства, еще нет даже самого феномена и понятия «национального государства».
    Что такое «политическое»? В античном мире политическое и религиозное во многом практически тождественны. Чего больше в обожествлении римского императора: религиозного или политического? Поэтому приведенная Вами постановка вопроса, как мне кажется, несколько упрощает ситуацию и не вполне корректно описывает социальную онтологию того времени.

    — А нужен ли подобный союз Церкви и государства сегодня? Это с одной стороны. С другой стороны, есть ли сегодня такие люди, которые своим внутренним служением способствуют возвышению авторитета Церкви? Нужно ли это? Или это все «дела минувших дней»?
    — Сегодня часто вспоминают византийский идеал симфонии. И при всех оговорках, что он всегда был лишь идеалом, и практика всегда отличалась от теории — и на Руси, и впоследствии в России, и даже в Византии, где он впервые был сформулирован, — тем не менее, я думаю, он важен для понимания церковно-государственных отношений в нашей культуре.
    Понятно, что византийский идеал симфонии предполагал в целом православное общество, в котором есть православный государь, олицетворяющий государственную власть, и есть Церковь, власть духовная. Поэтому его нельзя просто накладывать на современный мир, это некорректно. Но есть слово, которое можно использовать, характеризуя отношения государства в современной России и в некоторых других странах канонической подведомственности Русской Православной Церкви, прежде всего стран, которые входили в культурный ареал исторической России — соработничество. Вполне, на мой взгляд, аккуратно и адекватно.
    Да, государство и Церковь отделены друг от друга в современных условиях, друг от друга независимы. Государство не диктует Церкви внутренние законы ее жизни, формально соприкасаясь с ней только в правовом поле (скажем, Церковь как общественная организация должна зарегистрироваться). Но при этом Церковь независима: государство не диктует правила ни так, как оно, например, диктовало в советское время, ни даже так, как это было в так называемый синодальный период, когда была сломана каноническая традиция патриаршества. При этом, Церковь не вмешивается в политику, у нее нет статуса государственной Церкви со всеми вытекающими из этого особенностями.
    Соработничество сегодня — это во многом следствие ХХ века. Вот в каком смысле. Сегодня власть в целом (понятно, что власть — это многосложная реальность, я говорю о политикуме вообще, в том числе о различных ветвях и институтах власти, партиях) развернулась в сторону Церкви и других традиционных религий России. И исходная посылка этого разворота связана, как мне кажется, с признанием того, что все, что произошло с Церковью в ХХ веке, все гонения, были трагической ошибкой. Недопустимой и ужасной.
    Значит ли это, что сегодняшние отношения Церкви и государства всегда и во всем безошибочны? Нет, не значит. Но перемены налицо. Кроме того, Церковь — это естественный союзник любого государства, при доброй нацеленности задач, стоящих перед ним. Церковь помогает государству эффективнее реализовывать такие функции, которые направлены на обеспечение свободы и достоинства человека. В нашем случае, в России, православие — это традиция определенного отношения к закону, поведения в согласии с законом. Вполне естественно будет, если государство будет опираться на эту традицию в борьбе, например, с правовым нигилизмом населения.
    Что касается людей, то каждое время рождает своих выдающихся личностей.

    — Возвращаясь к Сергию Радонежскому. Один из ключевых моментов в истории Руси XIV века — битва на Куликовом поле. Действительно ли Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на победу? Или это не более, чем красивая история, не подтвержденная достоверными источниками?
    — Я не историк, но знаю, что среди профессионалов есть разные точки зрения. Действительно, были и есть те, которые подвергают сомнению написанное в «Сказании о Мамаевом побоище». Выдвигают свои аргументы, которые, на первый взгляд, могут показаться вполне убедительны. Но на это есть свои серьезные контраргументы. Сугубо исторические свидетельства, анализ всего известного нам о той эпохе показывает, что князь Дмитрий получал благословление Сергия Радонежского. При том многие сомнения в этой версии при кажущейся академичности на поверку оказываются мировоззренчески и идеологически ангажированными.
    — Телевизионная передача 2008 года «Имя России» обозначила отсутствие исторического деятеля, которого можно было бы назвать безусловным национальным героем. На Ваш взгляд, почему Сергий Радонежский не попал в число 12 «финалистов» этой передачи? Можно ли считать Сергия Радонежского одним из духовных деятелей, чье наследие сегодня наиболее актуально для России?
    — Я прекрасно помню эту передачу, в том числе и потому, что «победителя» передачи Святого Александра Невского представлял тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Почему Сергий не попал в число 12 «финалистов»? На мой взгляд, это отражает не действительное значение Сергия для нас сегодня (весь наш разговор об этом), для нашей истории и культуры, а уровень наших знаний. По данным одного опроса, всего 40% граждан России имеют хотя бы какое-то представление о преподобном. Здесь поможет только просвещение. Миссионеры, церковные деятели, журналисты, преподаватели, школьные учителя — всем нужно стараться, чтобы люди из прошлого переставали быть именами или картинками из учебников, а становились живыми, понятными и близкими всем нам.
    Беседовала Любовь Ульянова

  5. ^ ЖeнeчkaЎ Ответить

    Наш собеседник – председатель правления Благотворительного фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, член Рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского Андрей Юрьевич Молчанов.
    Арсений Замостьянов: Андрей Юрьевич, с чего началось Ваше постижение образа святого преподобного Сергия Радонежского?
    Андрей Молчанов: Всё начинается с Жития, со свидетельств о святом игумене – именно это произведение древнерусской литературы стоит краеугольным камнем в нашем постижении духовного подвига. Обратимся же ко словам Епифания Премудрого, составившего Житие нашего святого:
    «Я удивляюсь тому, что минуло столько лет, а житие Сергия не написано. Я горько опечален тем, что с тех пор как умер этот святой старец, пречудный и совершенный, прошло уже двадцать шесть лет, и никто не дерзнул написать о нем – ни близкие ему люди, ни далекие, ни великие, ни простые: великие не хотели писать, а простые не смели. Через год или два после смерти старца я, окаянный и дерзкий, осмелился начать это дело. Вздохнув к Богу и попросив молитв старца, я начал подробно и понемногу описывать жизнь старца, говоря самому себе: «Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы». За двадцать лет у меня составились свитки, в которых для памяти были записаны некоторые сведения о жизни старца; часть записей была в свитках, часть в тетрадях, но не по порядку – начало в конце, а конец в начале.
    Так я ждал в то время и в те годы, желая, чтобы кто-нибудь значительнее и разумнее меня написал о Сергии, а я бы пошел поклониться ему, чтобы и меня он поучил и вразумил. Но, расспросив, я услышал и точно узнал, что никто и нигде так и не собрался написать о старце; и когда я вспоминал или слышал об этом, то недоумевал и размышлял: почему тихая, чудная и добродетельная жизнь преподобного оставалась не описанной столь долгое время? Я несколько лет пребывал как бы в безделье и в размышлении, недоумевая, скорбя в печали, удивляясь умом, побеждаемый желанием. Наконец меня объяло непреодолимое желание хотя бы как-то начать писать, пусть немногое из многого, о жизни преподобного старца».

  6. Mishakar Ответить

    Роль Преподобного Сергия в истории русского государства
    Жизнь многих людей была посвящена Богу, людям, Отечеству, многие люди складывали головы за свою Родину, но лишь одного мы называем «Игуменом Земли Русской» – это Сергий, игумен Радонежский.
    Господом была возложена на Преподобного роль духовного наставника целого народа.
    Игумен Сергий стал доверенным лицом московских князей, духовным отцом князя Димитрия Донского, крестным отцом его сыновей.
    Преподобный ходил сам примирять князей Рязани, Твери, Ростова и Нижнего Новгорода, уговаривая их примириться с Москвой. Сергий всеми силами способствовал объединению Руси. Огромная заслуга Преподобного в победе на поле Куликовом. Он не только благословил войско, но и своим пророчеством поднял дух народа, народ поверил в себя, в свои силы, теперь народ точно знал, что Господь с ними, Господь поможет. Битва на поле Куликовом дала сильнейший импульс вначале освободительной компании Руси.
    Преподобный Сергий и после смерти продолжал быть заступником своего Отечества. Стены основанной им Троице-Сергиевой Лавры держали осаду от польско-литовских интервентов, когда Москва была слаба.
    Участники тех событий видели как преподобный со своими учеником преподобным Никоном окроплял стены Лавры святой водой. Незадолго до прибытия подмоги к Лавре, польские войска видели трех всадников, скакавших в сторону Москвы, палили по ним, но ранить не могли. Победоносное окончание осады предало огромный подъем духа войску и всему русскому народу.
    Преподобный Сергий являлся Косьме Минину и велел ему собирать казну, войско и идти освобождать русскую землю.
    Основанный Сергием монастырь в самые тяжелые для государства времена оказывал Царям и народу неоценимую поддержку не только в духовном плане, но и в плане материальном. Казна Лавры не раз приходила на помощь князьям и Царям.
    На своей картине «Святой Сергий» художник Н.К. Рерих написал: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Димитрие. Второе при Минине. Третье теперь».
    Невозможно переоценить роль прп.Сергия для своего Отечества то, что мы живем независимо, живем на земле наших предков, земле Святой Руси – его заслуга.

  7. ZOMEXU Ответить

    Роль Сергия в истории русского монашества. Значение житий русских святых как исторического источника
    В своей знаменитой речи 1892 г., посвященной Сергию Радонежскому, В. О. Ключевский, оценивая значение преподобного, говорил о том чувстве нравственной бодрости и духовной крепости, которое Сергий вдохнул в русское общество. По словам историка, оно «еще живее и полнее» воспринималось русским монашеством. В подтверждение своей мысли он привел две цифры. Если в первые сто лет (1240–1340 гг.) после монголо-татарского нашествия на Руси возникло всего каких-нибудь три десятка новых монастырей, то уже в следующее столетие (1340–1440 гг.) появилось до 150 новых обителей. «Таким образом, – делает вывод В. О. Ключевский, – древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния всего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в мире скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира, во имя начал, ему враждебных… Эта связь русского монастыря с миром обнаружилась и в другом признаке перелома, в перемене самого направления монастырской жизни со времени преподобного Сергия. До половины XIV в. почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами; с этого времени решительный численный перевес получают монастыри, возникавшие вдали от городов, в лесной глухой пустыне, ждавшей топора и сохи. Так к основной цели монашества – борьбе с недостатками духовной природы человека, присоединилась новая борьба – с неудобствами внешней природы… Преподобный Сергий с своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец. Колонии Сергиевой обители, монастыри, основанные учениками преподобного или учениками учеников, считались десятками, составляя почти четвертую часть всего числа новых монастырей во втором веке татарского ига, и почти все эти колонии были пустынные монастыри, подобно своей митрополии… До половины XIV в. масса русского населения, сбитая врагами в междуречье Оки и верхней Волги, робко жалась здесь по немногим расчищенным среди леса и болот полосам удобной земли. Татары и Литва запирали выход из этого треугольника на запад, юг и юго-восток. Оставался открытым путь на север и северо-восток за Волгу; но то был глухой непроходимый край… Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком. Огромное большинство новых монастырей с половины XIV до конца XV в. возникло среди лесов костромского, ярославского и вологодского Заволжья: этот волжско-двинский водораздел стал северной Фиваидой православного Востока. Старинные памятники истории Русской церкви рассказывают, сколько силы духа проявлено было русским монашеством в этом мирном завоевании… Многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и наконец приютом под старость. Вокруг монастырей оседало бродячее население, как корнями деревьев сцепляется зыбучая песчаная почва. Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась… Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий»1063.
    Мы завершили рассмотрение биографии Сергия Радонежского. Разумеется, этим не исчерпывается перечень тем исследований, связанных с именем троицкого игумена. За рамками нашей работы остались такие интересные сюжеты, как богословские и философско-религиозные аспекты его деятельности, посмертные чудеса преподобного, дальнейшее развитие его почитания на Руси, иконография Сергия Радонежского, его образ в житийной и художественной литературе, вопрос о количестве его учеников и целый ряд других. Отчасти это связано с тем, что многие из этих тем все еще требуют своего дальнейшего изучения. Для того, чтобы заинтересованный читатель смог отыскать ответы на волнующие его вопросы, связанные с личностью самого популярного русского святого, но не нашедшие отражения в данной книге, в приложении к ней помещена библиография работ о Сергии Радонежском. При этом мы ясно представляем себе, что этот список является далеко не полным и требует определенных дополнений.
    Главным же для нас в этой книге стало другое. Эпоха Сергия Радонежского крайне сложна для историка прежде всего из-за удручающего состояния источниковой базы. Разрозненные фрагменты раннего летописания в составе более поздних летописных сводов, считанное количество актов, два-три литературных памятника – вот в сущности и все, чем располагает исследователь этого времени.
    Именно это обстоятельство и определило структуру данной книги. Несмотря на то, что о Сергии Радонежском написана масса книг и статей, а его биографией занимались десятки профессиональных исследователей, в литературе, посвященной жизни самого почитаемого на Руси святого, до сих пор встречаются ошибки и неточности. Связано это с тем, что в условиях скудости источниковой базы ученый зачастую вынужден воссоздавать картину прошлой действительности на основании кусочков сохранившейся информации, нередко оперируя всего лишь одним-двумя показаниями источников. Этим труд историка, пишущего о событиях, происходивших несколько веков назад, во многом напоминает работу следователя, буквально по нескольким отпечаткам и следам воссоздающего обстоятельства того или иного преступления или происшествия. И тому и другому зачастую приходится предварительно перебирать в уме множество версий и гипотез с тем, чтобы в итоге остановиться на одной, единственно верной. Но столь шаткая основа нередко приводит к тому, что появление в научном обороте всего лишь одного нового свидетельства сразу же перечеркивало прежние, казавшиеся незыблемыми концепции. Достаточно малое число источников XIV в. приводит к тому, что все они буквально наперечет, неоднократно издавались и комментировались, и, как следствие этого, хорошо знакомы исследователям, которые, казалось бы, проанализировали все содержащиеся в них сведения. Оказалось, однако, что дело обстоит далеко не так. Поэтому еще одной целью исследования явилась задача максимального извлечения из них всех имеющихся сведений. Нет нужды говорить, какую роль в данных условиях играют буквально отдельные крупицы информации, дошедшей до нас из XIV в., – будь то запись писца на полях переписываемой книги или случайная оговорка летописца.
    Кому-то данная книга может показаться написанной не столько о самом Сергии, сколько о бесконечных спорах историков вокруг тех или иных датировок фактов его биографии. Возможно, что отчасти этот упрек и справедлив. Однако мы вынуждены были столь подробно разбирать все доводы и аргументы исследователей «за» и «против» лишь с единственной целью – чтобы у читателя не возникало сомнений в предложенных нами датировках событий жизни преподобного, чтобы он мог сам перепроверить их и чтобы в новых работах об основателе Троице-Сергиевой лавры не появлялись прежние неточности и ошибки.
    Вместе с тем, столь подробно показывая всю внутреннюю «кухню» историка, мы преследовали еще одну задачу. При современном уровне развития архивоведения, надеяться на вероятность того, что где-то в наших архивах еще ждут своего часа неизвестные доселе источники XIV в., просто не приходится: в теории она еще возможна, но на практике крайне ничтожна, если не близка к нулю. Вместе с тем, несмотря на чрезвычайную скудость документов по истории древней Руси, существует целый пласт источников, который еще ждет своего исследователя. Речь идет о житиях древнерусских святых.
    Исследователям этот вид источников был известен очень давно. «Жития святых русских, – писал еще в начале 1840-х годов П. М. Строев, – в разные времена сочиненные, переделанные, дополненные, представляют богатый и почти непочатый запас для истории общежития, мнения и поверьев прежней Руси, и даже в них есть много фактов, незамеченных бытописателями… Кто соберет все жития святых русских, сказания об иконах и крестах, отдельные описания чудес и тому подобное и прочтет все это со вниманием и критикою, тот удивится богатству этих исторических источников»1064.
    В свое время эту задачу попытался осуществить В. О. Ключевский в своей работе «Древнерусские жития святых как исторический источник». Но вывод знаменитого историка после знакомства с этим материалом был крайне неутешительным. По его мнению, говорить о житиях святых как историческом источнике вряд ли возможно, поскольку подавляющее большинство житий отмечено литературными штампами. Свои наблюдения он сформулировал в следующих тезисах, приложенных к исследованию: «1. По литературной задаче жития биографические факты служат в нем только готовыми формами для выражения идеального образа подвижника»; «2. Из описания жизни житие берет лишь такие черты, которые идут к означенной задаче»; «3. Избранные черты обобщаются в житии настолько, что индивидуальная личность исчезала в них за чертами идеального типа»1065.
    Пессимистические выводы В. О. Ключевского обескуражили многих и на долгое время жития русских святых стали считаться исключительно литературными произведениями и перестали рассматриваться в качестве исторического источника. В итоге сложилось мнение, что герои житийной литературы словно бы на одно лицо и различаются между собой сугубо функционально: тот язычников победил, а этот – убедил, у этого святого «специализация» одна, у того – другая. Зато доблести у всех одинаковы – безгреховность, непорочность, многотерпение, смирение, жертвенность. О недостатках или человеческих слабостях речи быть не могло (разве лишь для того, чтобы показать, как слабость тут же, на глазах читателя, преодолевалась и побеждалась). Академик А. С. Орлов в лекциях по древнерусской литературе говорил, что в житиях «каждый святой изображался как представитель той или иной рекомендуемой добродетели… Святые представляли собой целый ряд общественных категорий и специальностей, соответственно чему между ними и распределились схемы образцового поведения»1066. Не для того писалось житие, чтобы запечатлеть реального человека, но чтобы утвердить определенный идеал, определенную норму поведения и мысли. Применительно к «Житию» Сергия Радонежского, в нем стали отыскивать параллели с житиями Федора Эдесского, Саввы Освященного, Евфимия Великого, Афанасия Афонского1067 и Василия Кесарийского1068.
    Однако такой подход оказывается слишком узким и односторонним. Жития русских святых оказываются достоверным и чрезвычайно информативным источником, но вместе с тем достаточно сложным для исторического анализа. Главная трудность заключается в том, чтобы уметь разглядеть в них черты реальной исторической действительности того времени, увидеть конкретные исторические факты. Данная задача требует от исследователя прежде всего скрупулезной текстологической работы (в отношении «Жития» Сергия Радонежского она была во многом проделана Б. М. Клоссом), доскональной проработки всех имеющихся источников (как ранних, так и относительно поздних), тонкой исторической интуиции, острого критического чутья, умения выявлять связи между далекими на первый взгляд фактами. Только при сочетании этих качеств у исследователя можно надеяться, что древнерусские жития наконец-то по-настоящему будут введены в научный оборот. И тогда следует ожидать новых исторических открытий.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для ^ ЖeнeчkaЎ Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *