Какую роль в изменении взглядов князя андрея играет шенграбенское сражение?

12 ответов на вопрос “Какую роль в изменении взглядов князя андрея играет шенграбенское сражение?”

  1. sergach6984 Ответить

    Твоя дорога — дорога чести.

    Л. Толстой. Война и мир

    “Война и мир” — роман, отличающийся многообразием мотивов и сложностью жанровой структуры. Не случайно произведение называют романом-эпопеей. Здесь одновременно изображаются судьбы народа и отдельной личности, находящиеся в тесной взаимосвязи. Роман представляет собой сложный философско-исторический синтез. Роль каждого героя в произведении определяется не только его личной судьбой, взаимоотношениями в семье и обществе; эта роль намного сложнее: оценка личности происходит не столько на бытовом, сколько на историческом уровне, затрагиваются уже не материальные, а духовные пласты человеческого сознания.
    В произведении ставится сложный философский вопрос о роли личности в истории, о связи человеческого чувства и материальности мира и одновременно о влиянии исторических событий на судьбу нации и каждого человека в отдельности.
    С целью наиболее полно раскрыть характер героя, его внутренний мир, показать эволюцию человека, постоянно ищущего правду, пытающегося понять свое место и назначение в жизни, Толстой обращается к историческому сюжету. В романе описываются военные события 1805—1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).
    Но так или иначе война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию главного героя романа Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну “величайшей войной”. Ведь здесь, на войне, наступает перелом з его сознании; ища правду, он вступает на “дорогу чести”, на путь нравственных исканий.
    На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкиваетлишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину — добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.)
    Здесь можно обозначить зарождение еще одной темы, важной для писателя, — темы народа и отношения к народу главных героев.
    Во время Шенграбенского сражения Андрей Болконский не чувствует своей связи с народом, этому мешает его ложный аристократизм. А, по Толстому, чтобы понять народ, следует прежде всего жить по правде. Исходя из этого можно заключить, что Шенграбен еще не конец пути, не обретение истины, и дальнейший поиск правды князем Андреем будет, безусловно, тесно связан с судьбой народа и последующим единением с ним.
    Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо — важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц — вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, “кукольной комедии”, разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: “Он узнал, что это был Наполеон — его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.
    Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни.
    И Шенграбен, и Аустерлиц оказали большое влияние на формирование взглядов Андрея Болконского, помогли определить герою истинные жизненные ценности, и после Аустер-лицкого сражения князь Андрей учится жить по этим новым, неведомым ему ранее законам.
    Но, безусловно, кульминационным моментом в жизни Андрея Болконского стало Бородинское сражение. Князь Андрей получает смертельное ранение, но успевает постичь, почувствовать главное — свое единение с народом: “Боюсь, что я не гожусь больше для штабов. А главное, я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили”.
    Князь Андрей научился “быть с народом”, и ему наконец открывается правда жизни, истинный смысл человеческого существования: “Ах, душа моя (Пьеру), последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что понимать стал слишком много”. Действительно, князь Андрей многое понял в жизни, смерть стала для него пробуждением. Он понял, что война не романтическое приключение, а самая ужасная вещь на свете, где все зависит не от распоряжения штабов, а лишь от духа войска, от чувства, которое есть в каждом русском, чувства ответственности за судьбу Родины. Князь Андрей острее осознает патриотизм, свою незримую внутреннюю связь с народом, но одновременно в нем появляется желание освободиться от земного несовершенства, постичь идеалы Простоты, Добра и Правды. Андрей Болконский осуждает Бога (“Как он оттуда смотрит на земное безобразие?..”), но вместе с этим испытывает любовь к нему, видя в Боге источник Добра и Мира. Андрей перед смертью даже просит Евангелие, понимая, что новообретенное счастье имеет “что-то такое общее с Евангелием”. Здесь можно наблюдать связь с “Преступлением и наказанием ” Достоевского, с Раскольниковым, который в момент своего духовного возрождения тоже держит под подушкой Евангелие.
    Андрей Болконский сумел преодолеть в себе дворянский, аристократический индивидуализм. Не случайно то, что он умирает (получает смертельное ранение) на руках простых солдат, умирает без славы и почестей, даже не в бою, как мечтал когда-то. Смерть Андрея Болконского глупа, можно даже сказать, смешна и бессмысленна, но, безусловно, закономерна. Князь Андрей все равно бы не смог жить в постоянном несогласии с собой (“Что-то было в этой жизни, что я не по-нимал и не понимаю”), ибо его духовная высота всегда находилась в несогласии с земным несовершенством.
    Наверное, можно утверждать, что, не будь на земле зла, люди не знали бы, что такое истинное добро. Война (Шенграбен, Аустерлиц, Бородино) помогла Андрею Болконскому стать другим человеком, измениться внутренне, помогла через страх, ошибки и познание земной дисгармонии прийти к своему Идеалу, своему “высокому и вечному небу”.

  2. deep77777 Ответить

    Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
    Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

    Истинный и ложный патриотизм

    Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

    Выводы

    Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.
    Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

  3. windbullet Ответить

    Описывая события 1805-1807 годов, Толстой показывает,
    что народам эта война была навязана.
    Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают
    цели этой войны, не хотят бессмысленно класть умирать.
    Смотр войск в Браунау показал полное безразличие
    к предстоящему походу.
    Кутузов лучше многих понимает ненужность этой
    кампании для России. Он видит равнодушие союзников
    в его армии, желание Австрии воевать чужими руками.
    Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает
    их продвижение к границам Франции.
    Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству
    и героизму русских, а желанием уберечь их от
    бессмысленной бойни.
    Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские
    солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь
    союзникам. Принять на себя главный удар.
    Четырехтысячный отряд под командованием Багратиона
    под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага,
    “в восемь раз” превосходящий его численностью.
    Кутузов посылал Багратиона и весь отряд на верную
    смерть, но только в этом он видел спасение
    всей своей армии.
    Это дало возможность продвинуться основным силам.
    Чудеса героизма показало подразделение офицера
    Тимохина.
    Подразделение не только не отступило, но нанесло
    ответный удар, что спасло фланговые части армии.
    Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался
    мужественный, решительный, но скромный перед
    начальством капитан Тушин.
    Рисуя характеры своих героев, Толстой даёт понять,
    кто является настоящим патриотом России,
    а кто выслуживается в личных целях.
    Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть
    маленьким по чину и званию, но быть истинным
    человеком.
    Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд,
    тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой
    собственной жизни, не выбирая себе наград.
    В противовес ему стоят Долохов и Жерков.
    Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость.
    Он вместе с Тимохиным ринулся на французов,
    поставляя грудь под пули, но, схватив первого
    попавшегося француза, тут же воспользовался этим.
    Прибежав к полковому командиру он просил обратить
    внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи,
    и просил запомнить его.
    Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили.
    Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству
    долга перед родиной.
    Он мог помочь батарее Тушина, но так до неё и не
    доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом
    лицом к лицу.
    Объезжая войска перед сражением, прибывший в
    распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением
    отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее
    и веселее становился вид войск.
    Солдаты занимались своими будничными делами так
    спокойно, будто все это происходило не на глазах у
    врага и не перед сражением, где половина из них будет
    убита.
    Но вот французы открыли огонь, битва началась,
    причем все происходило совсем не так, как представлялось
    князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории.
    Он ведь мечтает о “своем Тулоне”,мечтает на глазах
    у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и
    бесстрашие,
    окунуться в мир славы, стать знаменитостью.
    Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с
    капитаном Тушиным, становится первой трещиной
    в системе взглядов героя.
    Оказывается, подвиг можно
    совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других;
    но князь Андрей ещё не до конца сознает это.
    Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль
    в жизни князя Андрея. Болконский меняет свой взгляд
    на войну. Оказывается, война не средство достижения
    карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается
    античеловеческое дело.
    Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею
    на Аустерлицком поле.

  4. morfej1979 Ответить

    Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
    Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
    Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
    Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
    Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
    В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
    Другой истинный герой Шенграбенского сражения – артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.
    Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
    Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем

  5. CONANua Ответить


    Отдельного внимания заслуживает капитан Тушин и его подвиг. Батарея бойца была оставлена близ Шенграбена. Никто не давал указаний, как именно ему следует поступить, Тушин сам предпринял решение совершить отвлекающий маневр и поджечь ближайшую деревню. Когда ее охватило пламя, это привлекло внимание французских солдат, и армия Багратиона смогла покинуть поле боя. Как указано в цитатном примере: «Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад…»
    Тем не менее после этого генерал выразил возмущение поступком бойца, не понимая, почему Тушин со своей батареей не отступил, а стал стрелять по деревне. Было потеряно два орудия, однако боец не был в этом виновен, поскольку Жерков и солдаты, которые должны были находиться рядом и прикрывать его, не стали этого делать.
    В подробном анализе эпизода с батареей Тушина следует упомянуть, что Князь Андрей Болконский начал вступаться за солдата на встрече в штабе, потому что своими глазами наблюдал, как он до последнего защищал орудие. Багратион учел его мнение, и поступок Тушина был признан героическим. Но он не единственный простой человек, кто проявил храбрость на поле боя. Был и командующий ротой Тимохин, который, обладая скудным обмундированием, стал атаковать французов и сумел обратить их в бегство.

    Неоднозначный герой романа «Война и мир» — Долохов. Если говорить кратко, этот человек был офицером, но его разжаловали в солдаты. Эгоизм — ключевое качество в характеристике Долохова, для него свойственно показное поведение и желание извлечь выгоду везде, где это возможно. Он тоже принимал участие в сражении и не покинул поля битвы, будучи раненым, но после боя Долохов стал требовать признания и восхваления, чего нельзя сказать о Тимохине или Тушине, которые проявили героизм искренне и ничего не ждали взамен. Это хороший сравнительный пример, показывающий показной и настоящий патриотизм.

    Особенности и поступки героев

    Повествование о шенграбенском сражении позволило Льву Толстому лучше раскрыть характер своих ключевых героев. Из краткого пересказа можно вынести для себя следующие сведения об Андрее Болконском:

    Все военные действия, в которых участвовал князь, повлияли на его духовный рост. Интересно, что до Шенграбенской битвы Болконский был сторонником Наполеона. Однако после случая с Тушиным он переосмыслил свою позицию.
    Целью Болконского было совершить подвиг, но на примере Тушина он осознал, что героизм проявляется только тогда, когда боец совершает смелый поступок, не планируя его заранее.
    Во время конфликта Тушина с главнокомандующим Багратионом Болконский занял сторону первого, хотя раньше он презирал простых людей. Тем не менее под Шенграбеном князь все еще не чувствует родства с народом. Это понимание придет к нему только при Бородино, Аустерлиц и Шенграбен — всего лишь этапы становления мировоззрения Болконского.
    Когда Багратион приказал князю сделать контрольный объезд армии перед битвой, он обнаружил, что войско не утратило своего боевого настроя при приближении к врагу. Напротив, солдаты вели себя очень сплоченно и были готовы атаковать в любой момент. Цитата: «Чем далее продвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск.»
    После первых взрывов Андрей понял, что между теорией боя и военными действиями на практике есть большая разница. Битва случилась не по плану, однако Багратион сумел вселить в своих солдат отвагу и выдержку. Болконский понял, что самоконтроль главнокомандующего — важнейшая часть победы.
    Николай Ростов — брат героини Натальи Ростовой. В начале произведения это перспективный студент, однако он прекращает учебу в университете, чтобы стать солдатом гусарского полка, который впоследствии участвовал в сражении под Шенграбеном. Близкие молодого человека были недовольны его выбором. Сначала Ростовы решили, что Николай хочет воевать по примеру своего друга, однако юноша признался, как чувствует, что карьера военного играет для него важную роль — это его призвание и у него не возникает вопроса, зачем идти и сражаться. В романе «Война и мир» описаны следующие изменения личности Николая:

    Николай ждал, когда же начнется атака, потому что ему было интересно узнать, каково участвовать в военных действиях. Но после того как Ростов оказался в бою, он понял, что совершенно не готов к войне. То, о чем он читал в книгах и видел на изображениях, совсем не соответствовало реальности, и ему стало очень страшно.
    Как и князь Болконский, Николай был отважным юношей и стремился к боевой славе, однако, столкнувшись с неприятелем лицом к лицу, он понимает, что страх затмевает разум. Он бросает оружие во врага и позорно покидает поле боя. Во время победы Николай был ранен. Под Аустерлицем он больше не проявлял такой трусости.
    Позднее Ростов стал героем и даже получил Георгиевский крест, но случай в Шенграбене никогда не был для него забытым. Если проанализировать данную сцену, эта битва стала для него тем же, что и Аустерлиц для Болконского.
    Человек, участвующий в боевых действиях — это очень важный образ в литературе, поскольку именно в тяжелых ситуациях проявляется истинный характер и личность героев. «Война и мир» — легендарный роман Льва Николаевича Толстого, где не только описаны интересные исторические сведения, но и содержатся ценные жизненные уроки. Анализ поведения персонажей позволит читателям сделать полезные выводы, научиться отличать настоящий патриотизм от ложного и осознать важность храбрости.

  6. S.Maximov Ответить

    Война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию главного героя романа Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну “величайшей войной”. Ведь здесь, на войне, наступает перелом в его сознании; ища правду, он вступает на “дорогу чести”, на путь нравственных исканий.
    На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину — добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.)
    Во время Шенграбенского сражения Андрей Болконский не чувствует своей связи с народом, этому мешает его ложный аристократизм. А,
    по -Толстому, чтобы понять народ, следует прежде всего жить по правде. Исходя из этого можно заключить, что Шенграбен еще не конец пути, не обретение истины, и дальнейший поиск правды князем Андреем будет, безусловно, тесно связан с судьбой народа и последующим единением
    с ним.
    Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо — важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени,
    не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц — вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, “кукольной комедии”, разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: “Он узнал, что это был Наполеон — его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.
    Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни.

  7. rensi7 Ответить

    Война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию главного героя романа Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну “величайшей войной”. Ведь здесь, на войне, наступает перелом в его сознании; ища правду, он вступает на “дорогу чести”, на путь нравственных исканий.
    На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других;
    но князь Андрей еще не до конца сознает это.
    Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо — важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени,
    не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц — вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, “кукольной комедии”, разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: “Он узнал, что это был Наполеон — его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.

  8. artem1rus1 Ответить

    Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
    Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
    Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
    Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
    Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
    В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
    Другой истинный герой Шенграбенского сражения – артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.
    Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
    Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, ОСТАЛЬНОЕ ТУТ
    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00052001184864072171/

  9. Shaleks33 Ответить

    Мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуться уважением к людям, совершавшим поистине героические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах.
    И только ранение князя помогло ему понять истинный смысл человеческой жизни…
    именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину — добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.)
    Здесь можно обозначить зарождение еще одной темы, важной для писателя, — темы народа и отношения к народу главных героев.
    Во время Шенграбенского сражения Андрей Болконский не чувствует своей связи с народом, этому мешает его ложный аристократизм. А, по Толстому, чтобы понять народ, следует прежде всего жить по правде. Исходя из этого можно заключить, что Шенграбен еще не конец пути, не обретение истины, и дальнейший поиск правды князем Андреем будет, безусловно, тесно связан с судьбой народа и последующим единением с ним.
    Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо — важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц — вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, “кукольной комедии”, разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *