Какую роль в тексте выполняют однокоренные слова?

5 ответов на вопрос “Какую роль в тексте выполняют однокоренные слова?”

  1. Metilar Ответить

    Семантика и функционирование однокоренных слов.
    Одним из этапов работы по семантико-функциональному подходу по изучению  словообразовательных средств является работа над значением конкретных морфем.
    Корень – это основная морфема, без которой вообще не может существовать знаменательное слово, т.к. в корне сосредоточено ядро лексического значения слова. Когда речь заходит о корне, то мы с горечью вспоминаем о том, что эта морфема дает самое большое количество орфографических ошибок. Поэтому особое внимание в 5-6 классах уделяется совершенствованию орфографического умения находить однокоренное проверочное слово с учетом значения корня. В процессе орфографического анализа у школьников должен быть сформирован правильный способ действия: подбор проверочного слова и выбор буквы в корне проводить только после того, как будет определено значение слова.
    На семантический анализ слова в ходе решения орфографических задач нацеливают следующие упражнения. Данные упражнения предлагаются учащимся с учетом их личностных особенностей. Это позволяет реализовать в своей педагогической практике личностно ориентированную технологию. Упражнения предлагаются в зависимости от готовности учеников выполнять задания с пошаговой инструкцией (например, №1,2,4) либо задания творческого характера (№3, 5). При работе с текстом даются уровневые задания. Ученик может остановиться на том задании, которое ему по силам выполнить.
    1.На примере данных слов докажите, что безошибочное написание корня зависит от умения правильно выделять эту значимую часть слова и подбирать однокоренные слова. Составьте и запишите словосочетания с этими словами.
    Обогреть – обагрить, отварить – отворить, полить – палить, вылезать – вылизать, сокращать – укрощать.
    2.«Третье лишнее». Найдите лишнее слово, выделите корни и объясните их правописание.
    Сл…жить, насл…ждение, сло…жение, к…са. к…сцы. к…сательная.
    Кто больше запишет однокоренных слов к прилагательным лепной и липучий? Чем отличается друг от другакаждая группа однокоренных слов?
    4.Выберите и зашипите сначала слова с корнем -свет ( -свещ, -свеч)
    Объясните, как вы будете выбирать эти слова. Затем запишите слова с корнем -свят (-свящ-). Какое значение объединяет эти слова?
    5.Учитель дал задание подобрать однокоренные слова к глаголу возить.
    Ученик записал в тетради: пово…ка. во…требовать, во.,чик.
    В каком слове ученик допустил ошибку и почему? Запишите эти же слова, разберите по составу и объясните их правописание.
    При работе с однокореннымисловами учащиеся получают сведения о том, что подбор  однокоренных слов является одним изспособов разъяснения лексического значения слова. Например: объясните значение слов через подбор однокоренных.
    1.Сожалеть, выставка.
    2.Обвинять, замечать.
    3.Ущелье, восклицательный.
    Такая работа, может проводиться и на связныхтекстах,которые могут использоваться как выборочные диктанты или изложения-миниатюры. Анализируя связные тексты, важно показать роль однокоренных слов. Вот примеры таких текстов:
    1. Что за птицы! Что за славные имена у птиц! Если пухленькая, то пухлок, если пестренькая, тс пеструшка, если с хохолком – хохлатка. Зеленая – зеленушка, пищит – пищуха, ползает по стволу поползень. Кедровка – это та, которая орешки кедровые собирает.
    Славные имена бывают у птиц. Но неужели пастушокв самом деле кою-го пасет, зяблик всё время  зябнет, а птица юла – юлит?А это что за птица? Козодой. Неужели она коз доит? Каждый, непременно так и спрашивает,как услышит название этой птицы. И в самом деле: мухолов – потому что ловит мух, осоед – потому что ест ос. Значит, козодой должен коз доить!
    А он не доит. И не доил никогда. Все это на него навыдумывали.И все потому, что любит он по вечерам над стадом кружить.Козы бредут,спугиваютиз травы жуков, бабочек, комаров, а козодой  и рад, помногу их над козами ловит (Н. Сладков).
    2.                                                     Как их зовут.
    Под водой постоянно встречаешь разных рыбят – рыбьих ребят. А как их назвать – не знаешь. У нас,на земле, просто. Уволка – волчонок, у лося – лосенок, у зайца – зайчонок, у глухаря – глухарята. У  дрозда – дроздята, у гуся – гусята. Лисята, ужата, ежата, галчата. Апопробуй-ка под водой. Ну, ущуки – щурята. А дальше? (Н. Сладков)
    Задание к тексту.
    – Разберите по составу выписанные однокоренные слова. Определите значения суффиксов.
    – Используя выписанные вами слова, докажите, что подбор однокоренных слов помогает  объяснить значение слова и его происхождение.
    – Определите тип текста. Какую роль играют однокоренные слова в создании этого типа текста.
    Анализируя тексты, учащиеся приходят к выводу, что однокоренные слова, выступают как средство развития содержания текстов – рассуждений. В качестве творческой работы можно предложить написать сочинение-миниатюру с элементами рассуждения”Грибы рассказывают о себе” (Объяснитьзначение слов подосиновик, масленок подберезовик, опенок, используя однокоренные слова).
    Особый интерес вызывают у ребят тексты, в которых используются омонимичные корни как средство создания иронии.
    ***
    Понимаете, ребята, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором естьчто-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником, или про-водником, или, скажем, может писать в книжках в-воднуюглаву, или быть за-водилой или вод-ителем трамвая, или выдавать себя заруководителяили за хозяина за-вода, словом, какая-нибудь вода тут должна быть. (К. Чуковский).
    Задание.
    – Прочитайте текст. Почему он вызывает у вас улыбку? Какие слова имеют одинаковые корни? Являются ли они однокоренными?
    После анализа данного текста ребята увлеченно работают над творческим заданием следующего характера: создайте шуточный рассказ, объяснив слово солист словами с омонимичным корнем -соль (соленый) или напарник – пар.
    Это творческая работа по аналогии совершенствует речевую чуткость к отбору и сочетаемости языковых единиц при создании текста.
    Важнейшим аспектом работы с однокоренными словами является овладение нормами литературного языка, в частности нормами сочетаемости и уместности употребления однокоренных слов в речи. Как известно, одна из типичных речевых ошибок заключается в смешении паронимов, т.е. однокоренных слов, имеющих семантические и структурные различия. (Он смотрел на мир удивительным и (удивленными) глазам).
    Работа с паронимами способствует совершенствованию речевой культуры учащихся, обогащению их словарного запаса, воспитывает внимание к значению слова. Данную работу можно проводить и при изучении темы «Лексика». Таким образом, при изучении различных разделов курса можно обращаться морфемике, что обеспечивает системный подход.
    Объясните значение слов и составьте с ними предложения. Какая значимая часть слова создает разницу в значении этих однокоренных слов?
    Землистый – земляной, зубной – зубастый, мирный – мировой.
    С каким из перечисленных существительных могут сочетаться слова жестокий и жесткий.
    Рука, волосы, слова, матрац, почва, мороз, расправа, человек.
    Какие из данных однокоренных слов могут быть употреблены с одушевленными существительными.
    Удачливый – удачный, расчетливый – расчетный, скрытый • скрытный.
    Ролевая игра “Редактор”. Отредактируйте записанные предложения, вставив подходящие по смыслу слова, учитывая их значение.
    Обидный – оскорбительный, причиняющий обиду. Обидчивый – легко обижающийся, склонный видеть оскорбление там.где его нет.
    1) Конечно, недостатки у него есть. Он вспыльчив, …. нетерпелив. 2) Дядя Михаило весь в дедушку – … злопамятный. (Горький) 3) Из всех слов Витька выбрал самое злое,… и несправедливое.
    Речевой аспект работы с однокоренными словами предполагает не только формирование точного употребления слова, осознанного в разведении в речи слов-паронимов, но и анализ случаев ошибочного и уместного использования нескольких однокоренных слов в составе одного предложения.
    Неоправданное употребление слов с одинаковым корнем – типичный недочет, встречающийся в устной и письменной речи школьников. Вызвана эта ошибка тем, что учащиеся не учитывают семантической близости однокоренных слов. Для работы над речевыми ошибками этого могут служить специально подобранные учителем предложения, в которых содержится неоправданное нагромождение слов с общим корнем.
    Задание. Исправьте предложения, устраняя неоправданные повторения однокоренных слов. Используйте разнообразные приемы совершенствования высказывания (подобрать синонимы, изменить конструкцию предложения, убрать одно из родственных слов ).
    1) Корабль затонул на глубокой глубине. 2) Путник долго блуждал в темной глубине темного леса. 3) Всадник, приближающийся ближе, уже нагонял своего соперника. 4) Грохот грохотавшего водопада заглушал всякий шум. 5) Кошка тихими шагами тихо подкрадывалась к воробью.
    Это задание может быть выполнено в форме ролевой игры “Корректор”.
    Использование на уроках ролевой игры дает возможность учащимся проявить творчество самостоятельность и эрудицию. Ролевая игра позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире использовать межпредметные связи, опереться не только на литературу, но и на другие виды искусства (см. урок в приложении “Роль словообразовательной семантики в смысловой организации текста”),помогает создать атмосферу приподнятости, доверительности, задумчивости. Эта формы работы развивает, вырабатывает навыки и умения использовать знания на практике, активизирует различные виды общения.
    Таким образом, исправляя ошибки, учащиеся учатся более полно использовать синонимические возможности русского языка.
    Работа над речевыми ошибками в употреблении однокоренных слов должна сопровождаться показом особенностей использования слов с общим корнем в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, где прием повтора семантически значимой части слова – корня служит дополнительным средством заострения внимания на семантике близкородственных слов [3]. В качестве примера приводим русские пословицы и поговорки, которые построены на сопоставлении, противопоставлении, столкновении однокоренных слов:
    Думай так, чтобы после не передумывать. Умей сказать немногое во многих словах. От умного научишься, от глупого разучишься. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
    Немало примеров уместного использования однокоренных слов можно найти в художественной литературе.
    Горе свое горькое
    Я перегорюю
    И в борьбе с несчастьями
    Счастье завоюю
    (В. Боков)
    И даже ивам у пруда
    Не дам я быть плакучими.
    Пусть только дождик иногда
    Расплачется над тучами
    (Л. Зубкова)
    Недавно шел дождь и еще более освежил и без того свежий, прозрачный, ароматный воздух. (А. Чехов)
    Цель подобных упражнений состоит в выделении однокоренных слов с последующим анализом их значения, структуры, особенностей образования. Одновременно с выполнением орфографического и грамматического задания школьникам предлагается подумать, для каких целей автор включил в состав текста однокоренные слова.
    Следующая функция однокоренных слов и форм одного и того же слова в тексте создание цветовой картины. Данную функцию можно показать, работая, с текстом, который может быть использован как выборочный диктант или изложение-миниатюра. Изложение-миниатюра позволяет не только проиллюстрировать функции, приобретаемые однокоренными словами в тексте, но и потренировать учащихся в использовании изучаемых единиц языка при воспроизведении готового образцового текста. Ведь показать функционирование словообразовательных средств в тексте, научить школьников пользоваться ими в своей речи можно лишь в том случае, если основной единицей при изучении этого программного раздела школьного курса русского языка будет текст.
    Весь в белом и в белом шлеме, сижу в раскаленной лакированной колясочке, в маленькой двуколке, в тонких оглоблях которой ровно и крупно, слегка подавшись вперед, мчится высокий и черный, весь блистающий своей могучей великолепной наготой тамил. Еду на вокзал.
    И вот впереди уже площадь, пустая, белая, ослепительная, а за нею еще более ослепительное белое здание вокзала, – оно почти страшно своей белизной на белесом от зноя небе. Среди всей этой белизны и белого солнечного пламени черное тело и длинные черные волосы тамила режут глаз. (И.Бунин)
    Задание.
    Выяснить значения непонятных слов (двуколка, тамил).
    Какая картинка рисуется в вашем воображении? Если бы вы были художником, то какой вид изобразительного искусства предпочли, чтобы передать картину, написанную автором? (Возможно, трафика).
    Какими языковыми средствами автор достигает цели описания? Выпишите их (слова, обозначающие цвет).
    Проанализируйте состав этих слов, сгруппируйте их по общности корня.
    – Какую роль играют эти слова в выражении содержания (главные языковые средства в характеристике состояния природы)?
    Аналогичная работа может быть проведена и с текстом Н. Сладкова «Ноябрь» (см. приложение урок “Роль словообразовательной семантики в смысловой организации текста”).
    Данные тексты могут быть использованы как образцы при подготовке к сочинению -описанию природы. При изучении раздела “Фонетика” обращаю внимание ребят на то, что повтор корневых морфем может выступать как средство звукописи (создание звукового образа).
    Ни свет ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова – трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся начинают гудеть и петь. (И. Шмелев)
    Задание. Разберите выделенные слова по составу, сравните состав данных слов. Какую роль они играют в тексте?
    Особое внимание следует уделить анализу таких случаев, когда однокоренные слова служат средством связи предложений в тексте. С таким явлением учащихся 5 класса, можно познакомить в самом начале учебного года (упр. 19) Полезен разбор небольших текстов.
    Цветы леса.
    В начале лета в  лесу появилось много цветов. Зацвела на березовых опушках иван-да-марья.показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душистые ночные фиалки.
    (И. Соколов- Микитов)
    С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь. (В.А. Сухомлинский)
    В качестве творческой работы можно предложить следующее задание: на месте точек в текстах поставьте сцепляющие слова.
    Есть в России валдайский лес. На … полянке пробивается родник. Светлая вода из … течет ручейком. …. мал. Но это – начало великой Волги, (лесная, он).
    Весна в лесу.
    Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. … (Звенят) под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. (И. Соколов-Микитов)

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *