Какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье?

14 ответов на вопрос “Какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье?”

  1. Na Nervah Ответить

    Светлана Владимировна
    Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста
    МБДОУ МО «Детский сад №3» г. Краснодар
    Воспитатель:
    Светайло Светлана Владимировна
    Консультация для родителей
    «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».
    Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
    Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
    У хороших родителей вырастают хорошие дети.
    Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
    Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенну роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
    Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
    Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогового воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
    Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
    ^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
    ^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
    Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
    Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни.»
    Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
    Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания Б. Спока, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
    Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
    Что же является целью воспитания?
    Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
    Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
    Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
    Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
    НУЖНО:
    -Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
    -Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
    -Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
    -Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
    -Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
    -Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
    -Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
    НЕЛЬЗЯ:
    -Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
    -Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
    -Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
    -Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
    -Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
    -Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
    -Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

  2. Kazit Ответить

    Наталия Юрикова
    Роль семьи в воспитании ребенка
    «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»
    В. А. Сухомлинский
    Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.
    Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той и другой стороне. В каждой семье, которая хочет воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это кровная любовь родителей к детям и детей к родителям. Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребёнку и нечего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балует, то требуют непосильного, у детей возникает эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям не достает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
    Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
    Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
    Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
    Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т. д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.
    Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
    НУЖНО:
    -Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
    -Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
    -Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
    -Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
    -Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
    -Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
    -Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
    НЕЛЬЗЯ:
    -Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
    -Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
    -Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
    -Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
    -Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
    -Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
    -Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
    Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.
    Народная мудрость:
    – Где любовь и совет, там и горя нет
    – Добрая семья прибавит разума-ума
    – Дерево держится корнями, а человек семьей
    – Дом согревает не печь, а любовь и согласие
    – Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность
    – Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка
    – Родители трудолюбивы — и дети не ленивы
    – Счастье родителей — честность и трудолюбие детей
    – У милого дитяти много ласковых имен
    – Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло.

  3. JASOn Ответить

    В семье ребенок приобретает и первый социальный опыт. Специальные научные исследования (В.П. Арнаутова, А.В. Добрович, В.К. Котырло, С.А. Ладывир и др.) подтверждают, что именно семья обеспечивает ребенку первичную социализацию, помогает ему стать социально-компетентным человеком. В связи с этим дошкольная педагогика вводит термин «семья – социокультурная среда», т. е. среда, которая формирует в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру, и в целом способствует социализации [4, с. 65]. И, если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющая в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы [6, с. 114.].
    Важная сторона семейного быта – семейный досуг, а организация которого одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними. В совместной деятельности возникают взаимоотношения сотрудничества.
    Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить. Именно семье принадлежит ведущая роль в воспитании и образовании детей, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок. Как отмечал Песталоцци [11, с. 118], сила семейного воспитания в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери, он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.
    Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем им это нужно. Поэтому, одним из условий положительных результатов в воспитании, является взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, которого можно достичь лишь при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. [19, с. 126]. Об этом же говорится в Законе РФ «Об образовании в РФ» [1] и ФГОС ДО [2]. Так, в ст. 18 закона записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка». В Стандарте сказано, что одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Следовательно, успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При этом, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью создавать единое пространство для развития ребенка. А важнейшим признаком единой развивающей предметно-пространственной среды, и одновременно условием его создания, служит определение и принятие ими общих целей и задач воспитания, обучения и развития детей [14, с. 73].
    Однако родители, выступающие заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья – это система с определённым морально-психологическим климатом, являющаяся для ребёнка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, об уважительном отношении к нравственным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности. При этом, успешное воспитание детей во многом зависит от согласованности взаимодействия ДОУ и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

  4. Fearlessterror Ответить


    Семья имеет несколько функций:
    Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к нему кто относится, кто что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте он столкнется с большими трудностями.
    Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Рекомендуется при госпитализации ребенка, чтобы с ним находился близкий, тогда он себя будет чувствовать спокойно в стрессовой ситуации. Если нет чувства защищенности, ребенок после 3 лет цепляется за мать.
    Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
    Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который зависит от родителей. родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в них желание учиться. На это влияют беседы с детьми. Беседы способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка. Ребенок научается от родителей всему, путем поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет роль.
    Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
    Козел отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
    Любимчик. Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
    Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но как правило он остается третьим – лишним.
    Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье. В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка).
    Типология Баркана
    Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безинициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям и т.д.
    Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает сея ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность и дети-маугли. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют внегласные законы – кто сильнее, тот и прав.
    Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего в замен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Так же, возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
    Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы, ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
    Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта: 1. ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.2. Ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях не редки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник, вдруг, получил двойку).
    Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеетили если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
    Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
    Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя (особенно, если родитель невротик или шизофреник). Например: Ты все время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в магазин) А куда ты пошел? И т.д. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
    Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.
    consulty.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *