Какую роль в жизни лермонтова сыграл кавказ?

14 ответов на вопрос “Какую роль в жизни лермонтова сыграл кавказ?”

  1. Delalore Ответить

    Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.
    Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» – писал критик Белинский.
    За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз – в 1820 г., третий – в 1825г.
    Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.
    Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе…». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:
    От ранних лет кипит в моей крови
    Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
    На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, –
    Всегда и всюду твой!
    Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.
    Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
    Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.
    После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагаче стоит его полк.
    Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом – Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта: И к небесам пустыни
    Приучили…
    В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что «В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности, Грузию». Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. “Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ”, – так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.
    Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений.
    Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”).Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

  2. _-_ЛюБлЮ_-_ Ответить

    Аннотация
    Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт XIX века. Одной из ведущих тем его творчества является тема Кавказа. В своей исследовательской работе я рассмотрела роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
    Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.
    Объектом моего исследования является биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе и  творчество великого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.
    Предмет исследования моей работы: история создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтова на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.
    Цели моей работы: изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.
    Задачи моей работы: определить роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.
    КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    Кавказ – живописное место. Этот таинственный край, «где люди вольны, как «орлы», манил многих русских писателей. Его образ нашел отражение во многих произведениях таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов и многих других.
    Исключительное место занимает кавказский край  в жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, впервые побывавшего на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.
    Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли.  Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу. Все чувства и переживания Лермонтова о Кавказе отражены в его произведении “Кавказ”:
    Хотя я судьбой на заре моих дней,
    О южные горы, отторгнут от вас,
    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ!..[1]
    1830 год (М. Ю. Лермонтов)
    Знакомство поэта с кавказским фольклором и впечатления от природы Кавказа повлияли на возникновение замысла  поэмы “Мцыри”. Здесь  Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Самой большой любовью для Мцыри была та “одна, но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет,
    Пришлет с прохладным ветерком…[2]
    Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…[3]
    В поэме М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи» отразились не только воспоминания его о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников —
    Хастатовых и Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров, по происхождению кавказцев.  В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» автор, обращаясь к Кавказу, восклицает:
    Тебе, Кавказ, – суровый царь земли –
    Я снова посвящаю стих небрежной:
    Как сына ты его благослови
    И осени вершиной белоснежной!
    От ранних лет кипит в моей крови
    Твой жар и бурь твоих порыв мятежной;
    На севере в стране тебе чужой
    Я сердцем твой, – всегда и всюду твой[4]!…
    Язык произведений Лермонтова прекрасен, он завораживает и околдовывает, раскрывает нам красоту и богатство родной речи.
    Почему-то в наше время говорят только о литературной стороне творчества Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью. Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник. На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа Кавказа, которую он хотел показать в своих картинах. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, отразивший всю бесконечность мироздания в миниатюре. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого.
    Из картин, написанных Лермонтовым в 1837 – 1838 гг.,  по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется “Воспоминание о Кавказе”. Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане – все составные части пейзажа, все подробности – мелкий кустарник, травка и камни –
    согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой. Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: “Эльбрус при восходе солнца”, “Кавказский вид с верблюдами”, “Кавказский вид с саклей”, “Вид Пятигорска”.
    Любимый край Лермонтова – Кавказ, который, с детства вдохновлял поэта, был колыбелью его творчества, стал же и  местом его гибели. Он погиб на дуэли, которая произошла на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук (теперь это место называется “Перкальской скалой”).
    Итак, проанализировав творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, мы убедились, что одна из его ведущих тем — тема Кавказа.
    Список использованной литературы:
    1. Ираклий Андроников «Лермонтов».  Исследования, статьи, рассказы. Пензенское областное издательство 1952г.
    2. В. А. Мануйлов. «Михаил Юрьевич Лермонтов». Биография писателя. Пособие для учащихся. Издание второе. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение 1976 г.
    3. Т. Иванова «Лермонтов на Кавказе». Эссе. Москва «Детская литература» 1975г.
    4. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия». «Лермонтовская энциклопедия». Главный редактор В. А. Мануйлов. Редакционная коллегия: И. Л. Андроников, В. Г. Базанов и другие. Москва. Издательство «Советская энциклопедия»  1981г.
    5. М. Ю. Лермонтов «Избранные сочинения». Москва. «Художественная литература» 1983 год.
    М. Ю. Лермонтов «Сочинения». Том 1. Москва. Издательство «Правда». 1988 год.

  3. Ричи Ответить

    МБОУ «СОШ №41» г. Рязани
    Проектно-исследовательская работа на тему:
    «Кавказ в жизни и творчестве
    М. Ю. Лермонтова».
    Выполнила:
    Орехова Анастасия Михайловна
    10 А класс
    октябрь 2014
    Цель работы:Показать, какую роль сыграл Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
    Актуальность:Долгое время творчество М. Ю. Лермонтова не могло рассматриваться в контексте мировой науки и культуры. Изучение вопросов лермонтоведения шло чаще всего изолированно. Но сегодня действительно появились предпосылки для создания мирового лермонтоведения и изучения аспектов, которые до сих пор остаются загадками.
    Гипотеза: Кавказ сыграл огромную роль в творчестве и жизни М. Ю. Лермонтова.
    Задачи:
    Собрать информацию о творчестве М. Ю. Лермонтова во время пребывания на Кавказе.
    Изучить влияние на М. Ю. Лермонтова пребывания на Кавказе.
    Провести и изучить параллели между творчеством М. Ю. Лермонтова и французских художников и писателей.
    Изучить мистицизм жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.
    Проанализировать весь материал и сделать выводы.
    I. Мне посчастливилось побывать на Кавказе трижды. Я была восхищена красотой этого края так же, как и многие писатели и поэты, которые бывали там. О притягательности Кавказа для русских писателей писал С.А.Есенин:
    Издревле русский наш Парнас
    Тянуло к незнакомым странам,
    И больше всех лишь ты, Кавказ,
    Звенел загадочным туманом.
    В судьбе М.Ю.Лермонтова Кавказ сыграл особую роль.
    Из биографии поэта известно, что он посещал Кавказ несколько раз. В детстве болезненного внука возила туда его бабушка Арсеньева Е. А. Последующие его посещения были связаны с военной службой и ссылками. Красота Кавказа восхищала поэта. Он, с его ненавистью к лживому светскому обществу, видел в суровой дикой природе этого края ту естественность, которой ему так не хватало в общении с людьми:
    Вдали я видел сквозь туман,
    В снегах, горящих, как алмаз,
    Седой незыблемый Кавказ;
    И было сердцу моему
    Легко, не знаю почему.
    (М.Ю.Лермонтов, «Мцыри»)
    Возможно, в кавказских пейзажах М.Ю.Лермонтов находил что-то родное своей душе, потому что его прадед был родом из высокогорной Шотландии.
    II. Мало кто знает, что М. Ю. Лермонтов был не только художником слова, но и замечательным живописцем. Восхищаясь красотой Кавказа, он создал много картин, изображающих фантастические, завораживающие горы.
    Знаете ли вы, какие неизвестные до сих пор параллели с творческим наследием западноевропейских путешественников содержат лермонтовские работы и как важно при этом правильно атрибутировать те исторические реалии, которые на них изображены?
    Итак, французский художник Бланшар в 1858 году, путешествуя по Кавказу, зарисовал башню в селении Сиони на Военно-Грузинской дороге. Поражает то, что вид взят практически с той же точки, что и на известной картине Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони». Отметим, что здесь совпадение с лермонтовским сюжетом не случайно. Бланшару, несомненно, были известны произведения М. Ю. Лермонтова. Так, описывая Чертову долину, отделяющую Гуд-гору от Крестового перевала, французский художник ссылается в своем описании именно на текст Лермонтова: «Снежная долина, куда мы въехали, носит романтическое название «Чертова долина». Однако Лермонтов уверяет, что оно происходит не от слова «черт», а от слова «черта» из-за креста, давшего имя этому перевалу».
    Но вернемся к картине Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони». Как известно, она была создана по предварительному рисунку. Скорее всего, по тому же самому, по которому сделана автолитография «Вид крестовой горы из ущелья близ Коби». На одном из четырех дошедших до нашего времени оттисков Лермонтов написал название картины. Однако считается, что эта надпись не совсем верна: гора, изображенная Лермонтовым, примыкает к Крестовой с севера. Причем, переводя на литографий камень изображение, Лермонтов не перевернул его. Поэтому на оттиске получилось зеркальное отражение рисунка.
    Как мы уже упоминали выше, тот же самый вид, что на автолитографии «Вид крестовой горы из ущелья близ Коби», Лермонтов воспроизвел на картине маслом, но, в отличие от литографии, на картине нет храма: только башня на высоком утесе. Таким образом, рисунок Бланшара занимает промежуточное положение между лермонтовским полотном, являющимся самой большой из живописных работ Лермонтова-художника и автолитографией по рисунку поэта. Скальный пейзаж, изображенный на рисунке Бланшара, скорее ближе по перспективе именно к картине Лермонтова, в то время как прорисовка зданий селения такая же, как на лермонтовской автолитографии.
    Случайны или нет подобные композиционные аналогии в живописном наследии Лермонтова и Бланшара, сказать трудно.
    III. Самое известное произведение М.Ю.Лермонтова – роман «Герой нашего времени», представляющий собой гимн свободной от предубеждений личности и в то же время выражающий печаль гения, который был не в состоянии понять и исполнить своё истинное предназначение.
    Действие романа происходит на Кавказе. В «Предисловии к «Журналу Печорина М.Ю.Лермонтов пишет: «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребывания Печорина на Кавказе; в моих руках осталась еще толстая тетрадь, где  он  рассказывает всю жизнь свою».
    В отношении произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы будем говорить о «либеринских мотивах». Одним из возможных источников вдохновения М. Ю. Лермонтова на  написание этого романа является роман Шодерло де Лакло «Опасные связи».
    Чтобы углубить эту интересную тему, которую мы хотим здесь дополнить исследованием литературной переклички и текстуальных связей между двумя романами, необходимо пояснить литературную и философскую концепцию «либертинства». Данное понятие возникает и тесно связано с просветительской идеей свободы, как «совершенное освобождение сознания, осознание всего того, что традиционно является темным или рискованным, как превосходство разума, абсолютной ясности сознания». Так, не стоит забывать, что термин «либертинство» имеет дополнительное значение, которое связано с понятиями фривольности и изысканной распущенности, и что он прекрасно подходит к литературному персонажу Печорина, к тонкой конструкции героя и структуры романа Лермонтова. Печорин идеально соответствует типу «свободомыслящий», который занят тем, что постоянно подвергает блестящему критическому анализу окружающее общество и самого себя, в свете холодной иронии и жестокого сарказма, неизменно преподнося себя как личность разоблачительную, и который находит для себя удовольствие в интригах и соблазнах и часто сознательно манипулирует другими персонажами.
    Параллели в структуре отношений между различными персонажами повести «Княжна Мери» строятся, естественно, вокруг персонажа Печорина, катализатора всего действия. И действительно, можно наблюдать начальный этап и ключевой момент сюжета «Мери-Печорин-Вера», откуда потом берут начало последующие отношения. Данная конструкция напоминает любовный треугольник Вальмона, который соблазняет одновременно юную Сесиль де Воланж и безупречную мадам де Турвель, замужнюю женщину. Усиливает сходство схемы действий персонажей двух романов и то, что у Лакло в роли «соблазнителя» «либертин»действует беспринципно по отношению к своему более молодому противнику, страстно влюбленному в ту же женщину. Этот «противник» часто бывает наивен и неопытен и является лишь игрушкой в стратегии опытного и безжалостного соблазнителя.
    Стоит отметить, как умело играет М. Ю. Лермонтов с литературными параллелями: если, с одной стороны, вполне ясен намек на Евгения Онегина А. С. Пушкина в сравнении «Онегин-Ольга-Ленский», то, с другой стороны, имеет место огромная разница между Онегиным и искусным Печориным, который разрабатывает настоящую действенную стратегию.
    В случае с Печориным мы видим медленное развитие цепочки событий, здесь, с одной стороны, мы наблюдаем хитрую и циничную искренность Печорина в своем дневнике, в котором читателю объясняются последующие события, и, с другой стороны, – описание его поведения с остальными персонажами и с самим Грушницким. Точно так же вел себя Вальмон с Дансени. Хотя есть и отличие между персонажами Дансени и Грушницким: если оба персонажа отмечены излишним сентиментализмом и как следствие – пассивны, то Грушницкий не скрывает своей страсти и надеется соблазнить Мери, придав себе образ «опытного воина, разжалованного в солдаты».
    В этой интригующей игре обманов и «опасных связей» соблазнитель Печорин точно так же, как Вильмон, нуждается в помощи сообщника, который выносил бы в «свет» информацию о всевозможных кознях и интригах и взаимоотношениях героев: если в «Опасных связях» Лакло создает харизматичного персонажа, фатальную женщину маркизу де Мертей, то мы не можем не признать роль доктора Вернера, единственного персонажа, который интеллектуально «равен» Печорину.
    Определены параллели в системе отношений между персонажами двух рассматриваемых литературных произведений. Также стоит отметить сходства афористического и эпиграфического языка, типичного для либертинской литературы.
    IV. Жизнь М.Ю.Лермонтова трагически оборвалась на Кавказе – в суровом и диком краю, который был так близок внутреннему миру поэта.
    Вообще, в жизни и творчестве  М. Ю. Лермонтова было много мистического и загадочного. Он писал: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно».Поэт не раз испытывал на себе фатальность судьбы: в дуэли с де Барантом его спасла случайность: француз поскользнулся.
    Детская привычка к сосредоточенной мечтательности сохранилась на всю жизнь. Он рано научился находить отраду в одиночестве.
    Лермонтов был самолюбив, испытывал желание везде и во всем первенствовать. Однако заметьте: в дружбе был открыт и предан, равно как непоколебим в ненависти. Храбр в бою.
    Тот, кто хоть раз видел Михаила Юрьевича Лермонтова, уже не мог забыть пронзительного взгляда его темных глаз. Они приводили в смущение всякого, на кого он долго смотрел. Помните, в «Герое нашего времени»: «Они не смеялись, когда он смеялся»? Обаяние его глаз для многих оставалось загадкой. Но во время вспышек гнева эти глаза были ужасны.
    За несколько дней до дуэли с Н.С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Сон» – может быть, самое разительное свидетельство того, как остро ощущал он неодолимость предопределения. Он безошибочно предсказал свою смерть на дуэли.
    В день дуэли что-то странное творилось с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг за считанные минуты до рокового выстреларазразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Внезапно невиданная гроза сменилась ливнем. Не сама ли природа оплакивала смерть гениального 26-летнего поэта?..
    Вывод:
    Иногда приходится удивляться тому, какие странные совпадения событий порой случаются в жизни. Исследуя жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, нельзя не поверить в существование заранее предначертанной судьбы. Мне кажется, что есть люди, отмеченные знаком судьбы. Они чувствуют свою значимость в жизни. Такие люди рождены, чтобы привносить в нашу жизнь что-то новое, поражать нас своим творчеством, учить нас правильному и остерегать от неверного пути. Таким был и М. Ю. Лермонтов. Несомненно, Кавказ был его своеобразным источником вдохновения и сыграл огромную роль в развитииего творчества.
    Список использованных источников:
    М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в двух томах. –М., Правда, 1980.
    Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.
    Revue Le Tour du Monde (Paris, 1861/07(4)-1861/12 – p. 124,128)
    http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k34379n/f127.image
    http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k34379n/f131.image
    2. http://lermontov.info/pictures.shtml
    3. Е. Л. Соснина, А. Карбоне, А. Ямадзи. М.Ю. Лермонтов: между Западом и Востоком». – Ессентуки: Творческая мастерская «БЛГ»,  2012 .
    4. http://www.deont.ru  – статья «Мистика жизни М. Ю. Лермонтова»
    5. http://yandex.ru/images
    6. Фото: Анастасия Орехова

  4. РеАл1sT Ответить

    Семейное счастье Лермонтовых было недолгим.
    «Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к тёще; вследствие этого Юрий Петрович завел интимные отношения с бонной своего сына, молоденькой немкой, Сесильей Фёдоровной, и кроме того с дворовыми… Буря разразилась после поездки Юрия Петровича с Марьей Михайловной в гости, к соседям Головниным… едучи обратно в Тарханы, Марья Михайловна стала упрекать своего мужа в измене; тогда пылкий и раздражительный Юрий Петрович был выведен из себя этими упреками и ударил Марью Михайловну весьма сильно кулаком по лицу, что и послужило впоследствии поводом к тому невыносимому положению, какое установилось в семье Лермонтовых. С этого времени с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны… Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в свое собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…».
    Марья Михайловна похоронена в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней».
    Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет.

    Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием — «Menschen und Leidenschaften» — рассказан раздор между его отцом и бабушкой.
    Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всем советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
    Ребенок с самого начала должен был сознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

    Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Из Тархан выехали большим обозом, так как с Арсеньевой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин – он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, – поездку на Горячие воды на целое лето.
    Самое яркое воспоминание об этой поездке – первая любовь. В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти. Никому и в голову не приходит, что резвый мальчик в курточке, сшитой домашним портным, мучается над загадкой сердца человеческого…
    «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?
    Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату, она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так… с тех пор…я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны…»
    Спустя два года после возвращения с Кавказа Лермонтова повезли в Москву и стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. Учителями его были Зиновьев, преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии; его сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший его с английской литературой.
    В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, процветал вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже какой-то журнал при главном участии Лермонтова.
    Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира, в письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из Гамлета.
    По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей.
    Последнее время его пребывания в пансионе — 1829 — отмечено в произведениях Лермонтова необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в личной жизни Лермонтова.
    Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича; она подробно изображена в его юношеской драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу и отец, по видимому, как никто другой понимал, насколько одарен его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
    Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Лето он провёл в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина.
    С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».
    Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Давно уже, притом, у него исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.
    Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.
    Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.
    Он уехал в Санкт-Петербург, с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведенных в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало и он под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки.

    Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания». В школе издавался журнал, но характер его вполне очевиден из поэм Лермонтова, вошедших в этот орган: «Уланша», «Петергофский праздник»…
    Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус»; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя — это всё та же с детства неугомонная душа поэта. «Искал он в людях совершенства, а сам — сам не был лучше их», — говорит он устами героя поэмы «Ангел смерти», написанной ещё в Москве.
    В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов лежал в лазарете, его лечил известный врач Н. Ф. Арендт. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в доме Е. А. Арсеньевой.
    По выходе из школы корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов живёт по-прежнему среди увлечений и упреков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием.
    Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки. Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А. С. Пушкина на дуэли

    До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати — «Хаджи Абрек» — попало в «Библиотеку для Чтения» без его ведома, и после этого невольного, но удачного дебюта Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; «многие», рассказывает он, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурен собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены.
    В конце января тот же врач Н. А. Арендт, побывав у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина.
    Об особенном отношении к происходившим событиям рассказывал другой литератор — П. А. Вяземский.
    Невольное негодование охватило Лермонтова, и он «излил горечь сердечную на бумагу». Стихотворение «Смерть Поэта» оканчивалось сначала словами: «И на устах его печать». Оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю в высшем обществе, новые похвалы Дантесу; наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк «А вы, надменные потомки…»…
    Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: “Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.
    Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала все, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.
    В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства.
    Лермонтов лечился здесь до конца августа.
    Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён в гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — возвращён в лейб-гусарский. Несмотря на кратковременную службу в Кавказских горах, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении.

    Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу.
    Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики…
    Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершенность.
    Первое издание романа было быстро раскуплено и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провел черту между собою и своим героем и обозначил основную идею своего романа.
    Вернувшись с первой ссылки на Кавказ, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта. Лермонтов возвращается в петербургский «свет», снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».
    И та, и другая поэма задуманы были давно. О «Демоне» поэт думал ещё в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму; зарождение «Мцыри», несомненно, скрывается в юношеской заметке Лермонтова, тоже из московского периода: «написать записки молодого монаха: 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг не читал… Страстная душа томится. Идеалы».
    В основе «Демона» лежит сознание одиночества среди всего мироздания. Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, отчуждение от мира и небеса презрение к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок; для Мцыри — мир ненавистен, потому что в нём нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. «Мцыри» и «Демон» дополняют друг друга.
    Но роль «льва» в петербургском свете закончилась для Лермонтова крупным недоразумением: ухаживая за княгиней Щербатовой — музой стихотворения «На светские цепи», — он встретил соперника в лице сына французского посланника Эрнеста де Баранта.
    В результате — дуэль, окончившаяся благополучно, но для Лермонтова повлекшая арест на гауптвахте, потом перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.
    Большой московский почтовый тракт, ведущий на Кавказ, пересекал обширные просторы земли донского казачества с севера на юг. Он шел через станицу Казанскую на Верхнем Дону, станицу Каменскую на Северском Донце и город Новочеркасск.
    Почтовая тройка увозила опального поэта «с милого севера в сторону южную». Невесело было на душе поэта, мрачные мысли одолевали его. А по небу бежали одинокие облака. И очень возможно, что, глядя на них, поэт вспомнил свои стихи, написанные совсем недавно, в день отъезда из Петербурга:

  5. Anarallador Ответить

    Изначально произведение существовало лишь в виде нескольких отдельных глав, которые были опубликованы в качестве самостоятельных повестей в журнале «Отечественные записки». Однако в скором времени роман дополнился новыми главами и вышел полностью, получив завершенность.
    Первое издание романа разошлось практически сразу. Сразу же на него появилась и критика. Практически все, за исключением Белинского, считали, что в образе главного героя произведения Лермонтов изобразил себя, и считали, что подобный герой не может претендовать на роль героя своего времени. поэтому во втором издании романа Лермонтов в «Предисловии» провел черту между Печориным и собой, обозначив главную идею своего произведения.
    По возвращении из ссылки, Лермонтов опубликовал множество новых произведений, и стал одним из популярнейших писателей. В петербургском обществе тоже совершенно иначе воспринимают Лермонтова, он пользуется популярностью среди любительниц героев и знаменитостей. Пребывание на Кавказе повлияло на написание произведений «Мцыри» и «Демон».

    Вторая ссылка на Кавказ

    Однако пребывание Лермонтова в свете закончилось для поэта крупной неприятностью. Во время ухаживания за княгиней Щербатовой Лермонтов встретил соперника, которым был Эрнест де Барант, сын французского посла. Это противостояние завершилось дуэлью, которая, к счастью, закончилась благополучно. Однако Лермонтов вновь был отправлен в ссылку на Кавказ, на этот раз в Тенгинский пехотный полк.
    Вторя ссылка существенно отличалась от первой. Если первая ссылка была для Лермонтова приятной прогулкой, которая позволила поэту познакомиться с восточными традициями, фольклором и давал возможность путешествовать по Кавказу, то вторая ссылка сопровождалась личным императорским приказом, по которому было запрещено отпускать Лермонтова с первой линии и предписывалось привлекать его к военным операциям.
    В середине 1840 года Лермонтов принял участие в экспедиции А. В. Галафеева против чеченцев. Этот поход он затем описал в своем стихотворении «Я к вам пишу случайно; право…».
    Над поэмой «Демон» Лермонтов работал на протяжении всей своей творческой жизни. Этот образ преследовал Михаила Юрьевича еще с четырнадцатилетнего возраста. Поэма переделывалась несколько раз, и с каждой новой редакцией произведение становилось все более художественным по своему содержанию и по своей форме.
    Документально установлено, что работать над произведением Лермонтов закончил в начале 1839 года.

    Третья поездка Лермонтова на Кавказ

    Лермонтов называл Кавказ «святым местом». Во многих произведениях Лермонтова отражается мироощущение темперамента и южных народов. Например, это ярко прослеживается в следующих произведениях:
    «Бэла»
    «Беглец»
    «Дары Терека» и многих других.
    Произведение «Беглец» тесно связано с народной поэзией черкесов. В этом произведении Лермонтов показывает понимание кавказца о кровном родстве и подвиге.

  6. Mavegda Ответить

    Разбирая творчество Лермонтова знаменитый критик Белинский отмечал громадную роль в судьбе поэта, которую сыграл Кавказ.
    «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».
    Ещё совсем мальчиком,вместе с бабушкой он посетил имение сестры бабушки Екатерины Арсентьевны Столыпиной. Маленький мальчик -ему только исполнилось четыре года, потерявший мать приезжал на минеральные воды, которые славились своей богатырской силой три раза в 1818, 1820 и 1825 годах.
    Неведомая ранее природа, экзотические одежды горцев, первая любовь — всё это позднее ярко переплелись в его творчестве. Вспоминая девочку, которую он увидел в 10 лет, поэт пишет:«О!Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!»
    Кавказские впечатления -каждый горец вооружен кинжалом и совершенно не похож на забитых крепостных, которых поэт насмотрелся в имении бабушки, могучие водопады, горы, все это сопровождало его всю жизнь.
    Судьба так распорядилась, что прапорщик Лермонтов, за «предерзостные стихи»:
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!..
    Это он пишет о так называемом «свете»,
    и, в особенности за стихотворение «На смерть поэта», был сослан в Нижегородский драгунский полк, который вел боевые действия на Кавказе.
    Как писал Пушкин «Дороги наши нынче плохи…», Лермонтов в дороге заболел.
    Для лечения он приезжает в Пятигорск, где близко сходится с декабристами -(С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.
    Одоевский,питомец старинного рода,сосланный за участие в восстании декабристов рядовым сам писал великолепные стихи, в частности именно ему принадлежат строки «из искры возгорится пламя». Одоевскому Лермонтов посвятил стихотворение – «Памяти А. И. О.» («Я знал его: мы странствовали с ним…»).
    После выздоровления Лермонтов напраыляется сначала в Тамань, а затем в Караагач, в Грузию, где стоял его Нижегородский драгунский полк.
    В Грузии практически все офицеры знали друг друга, но наиболее близким другом для Лермонтова стал поручик лейб-гвардии Семеновского полка Аким Акимович Хастатов, его двоюродный брат.
    Этот период много дал поэтической душе Лермонтова — пляски джигитов, великолепная природа…
    В 1837 году, переведенный хлопотами бабушки в Гродненский гусарский полк Лермонтов оказывается в Новгороде, где он пишет огромное количество стихов, навеянных кавказскими впечатлениями.
    Лермонтов обладал воображением живописца и сам писал картины. Вспомним его описание Кавказа в «Демоне»:
    И над вершинами Кавказа
    Изгнанник рая пролетал:
    Под ним Казбек, как грань алмаза,
    Снегами вечными сиял,
    И, глубоко внизу чернея,
    Как трещина, жилище змея,
    Вился излучистый Дарьял,
    И Терек, прыгая, как львица
    С косматой гривой на хребте,
    Ревел,- и горный зверь и птица,
    Кружась в лазурной высоте,
    Глаголу вод его внимали;
    И золотые облака
    Из южных стран, издалека

  7. Mr_Miner Ответить

    От ранних лет кипит в моей крови Твой жар и бурь твоих порыв мятежный; На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, – Всегда и всюду твой! Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение «На смерть Пушкина» 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе. Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», Попов А.В. «М.Ю.Лермонтов и Кавказ». Ставрополь, кн.изд-во, 1978г. которое противопоставляется «стране рабов», стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
    Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н.В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М.А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским. После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Карагаче стоит его полк. Во время своей первой кавказской ссылки, Лермонтов сдружился с двоюродным братом – Акимом Акимовичем Хвастовым, поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в творениях поэта: Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приручили… В конце 1837г. Лермонтова, хлопотами бабушки, переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Бегле», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чвавчадзе пишет, что «В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности, Грузию». Во время второй ссылки (1840г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню, после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод, тем же чином (поручик), в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. «Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ», – так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами. Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст, повидавших на своем веку, кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. «Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов, не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *