Какую роль в жизни обломова сыграла обломова?

14 ответов на вопрос “Какую роль в жизни обломова сыграла обломова?”

  1. AAlekseevich Ответить

    1. Образ Ольги Ильинской.
    2. Попытки изменить Обломова.
    3. Разочарование Ольги.
    4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской.
    Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в праздности. Но, несмотря на это, судьба подарила ему встречу с Ольгой Ильинской.
    Ольгу, безусловно, можно назвать неординарной женщиной. Она не похожа на большинство представительниц слабого пола своего времени. У Ильинской сильный характер, сложившееся мировоззрение и страсть к активным действиям. Окружающие люди относятся к Ольге без особой симпатии и теплоты. В этом нет ничего удивительного, слишком резок контраст между ней и остальными. Люди не слишком благожелательно относятся к тем, кто кажется им непонятным, чье поведение выбивается из общепринятых рамок. Ольга живет по своим правилам. Ее меньше всего беспокоит мнение других. У нее свои критерии оценки, на которые она ориентируется. Ильинская решает перевоспитать Обломова, потому что его образ жизни кажется ей неправильным.
    Ольга Ильинская по поведению и складу характера близка к Андрею Штольцу. С точки зрения таких активных и деятельных людей вялый, апатичный Обломов кажется несчастнейшим человеком и нуждается в помощи. Ольга желает помочь Илье Ильичу, решает коренным образом изменить его жизнь.
    Нельзя не признать, что Обломов попадает под влияние Ольги. В этом нет ничего удивительного. Слабохарактерный и безвольный человек часто попадает под влияние более сильного. Обломов восхищен Ольгой. Она кажется ему красивой, умной, практически идеальной. Однако ему самому не так уж интересны и важны достоинства этой незаурядной женщины. Обломов живет в своем собственном мире, для которого нет дела до окружающих.
    Обломов и Ильинская смотрят на мир с разных точек зрения. Они абсолютно не похожи. Поскольку Илья Ильич все же попал под влияние Ольги, он пытается выполнять то, что она требует от него. Перемены тягостны для Обломова. Ему быстро надоедает играть по чужим правилам, пытаться изменить свою жизнь сообразно чужой воле. И Обломов протестует как может. Пусть у него и слабый характер, но хватает силы противиться влиянию Ольги.
    Ольга расстроена, она считала, что ее силы и обаяния хватит для изменения жизни Обломова. Между тем Илья Ильич совершенно справедливо задумывается, любит ли его Ольга, на самом ли деле он нужен ей. Ведь истинная любовь подразумевает принятие человека таким, каков он есть. Это не свойственно Ольге. И поэтому Обломов начинает думать о том, что чувства Ильинской — это замена любви, вызванная естественным для человека желанием любить. Да, он любит ее. Но этого ему явно не достаточно, чтобы путем огромных усилий менять свою собственную жизнь.
    Нельзя не задуматься о том, зачем же Ольге Ильинской так необходимо переделать Обломова. Ведь Ольга далеко не глупый человек, она должна сознавать, что попытки вряд ли увенчаются успехом. К тому же стремления воздействовать на другого требует очень много сил. Не могла Ольга и не понимать, что ее желание переделать Обломова, встречало с его стороны непонимание. Илье Ильичу был чужд тот образ жизни, которого требовала Ольга. Он превыше всего ценил собственный комфорт. А Ильинская пыталась его этого комфорта как раз лишить.
    Сначала стремление Ольги перевоспитать Обломова можно объяснять просьбой Андрея Штольца. Ведь именно он обратился к девушке и попросил помочь Обломову. Андрей уверен, что у Ильи Ильича может быть иная, красивая, деятельная и плодотворная жизнь. С точки зрения Штольца, незаурядные способности Ольги можно направить на это благое дело. Андрей уверен, что Ольге по силам перевоспитать Обломова. На самом деле Штольц судит по себе. Он сам является человеком активным, деятельным, энергичным. Он с детства дружит с Ильей Ильичем. И по-настоящему страдает от деградации своего друга. Но в своем желании вмешаться в чужую судьбу, Штольц как будто бы не понимает, что Обломов уже взрослый, сложившийся человек. И любые изменения будут бесполезны и напрасны. Но судить Андрея ни в коем случае нельзя. Он пытается сделать то, что может. Не его вина, что попытки оказались бесплодными. Ольга по-настоящему рада, когда Обломов начинает меняться. Это происходит практически сразу, ведь Илья Ильич попал под влияние сильной личности. Ильинская занимается «воспитанием» Обломова не только и не столько ради него самого. Нет, таким образом, она пытается самоутвердиться как личность. Ольга амбициозна, ищет себе достойное применение. И стремление «сделать счастливым другого человека» ей представляется благородным поступком. Ольга считает, что ее задача в приобщении Обломова к привычному для всех образу жизни. Илья Ильич должен выезжать в свет, читать, общаться с людьми, «сбросить с себя сонную одурь». Ольга считает, что у нее достаточно энергии для претворения в жизнь этого замысла. Ильинская уверена, что для достижения желаемой цели она может использовать любые средства. Ольга становится строгой и суровой. Она насмехается над Обломовым, пытается заставить его возненавидеть свою прошлую жизнь, свою леность и бездеятельность. Ольга хочет, чтобы Обломов начал презирать самого себя. Пожалуй, в этом ее ошибка. Нельзя сделать человека счастливым насильно. Если бы Ольга попыталась по-настоящему заинтересовать Обломова чем-то, что показалось бы ему важным, возможно, ее усилия увенчались бы успехом. Но она выбирает другой путь. Насмешки и суровое отношение не приносят должного результата. Мало-помалу Обломов начинает ее бояться. Конечно, это происходит не сразу. Сначала действия Ольги, как кажется ей самой, увенчались успехом. Обломов постепенно меняется, или делает вид, что это происходит. Момент признания в любви Ольге кажется свидетельством того, что ее усилия были не напрасны. Ольга думает, что теперь Обломов выполнит все требования. Но ее резкое и суровое поведение уже стало озадачивать мягкотелого Илью Ильича. Он желает защитить себя от столь бесцеремонного вмешательства в собственную жизнь. Ольга кажется ему чужой и опасной. А от опасности следует прятаться.
    Ольга не может предусмотреть, к чему приведут ее усилия. Не столь умна эта девушка, как показалось вначале. Она выбрала неверный путь для воспитания взрослого человека. И Обломов быстро забыл все «уроки», вернулся к тому, что было ему дорого. Какова роль Ольги в судьбе Обломова? Прежде всего, он в очередной раз убедился, что его мировоззрение чуждо окружающих. Благодаря общению с Ольгой Обломов не стал счастливее, и это следует признать.
    Между тем попытки воспитать Обломова для самой Ольги оказались важными. Она сделала попытку реализовать себя путем воздействия на другого. Пусть намерение не осуществилось. Но это был для девушки опыт, нужный и интересный. Ведь в жизни незаурядного человека, каковой, безусловно, является Ольга, всегда есть место чему-то новому.
    Как ни парадоксально, но Обломов стал счастливее с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Эта женщина является полной противоположностью Ольге. Она не так интересна, элегантна и умна. Но она обладает простой житейской мудростью, которой так не хватает Ольге. Агафья Матвеевна понимает, что не удастся переделать взрослого человека. Она принимает Обломова таким, какой он есть. И жизнь Ильи Ильича на самом деле становится немного лучше. Пшеницына окружила Обломова заботой и вниманием. Она по-настоящему любит его. Илья Ильич разорился, он живет именно за счет Агафьи Матвеевны. Бедная женщина продает свои вещи, чтобы Обломову было на что жить. Илья Ильич уже не может измениться, любые попытки воздействовать на него оказались бы безуспешными. И стремление Агафьи Матвеевны бескорыстно помочь ему свидетельствуют о неподдельной доброте этой простой женщины. Если бы именно в такой ситуации оказалась Ильинская, вряд ли она взяла на себя ответственность за Обломова. Она бы не стала в ущерб себе помогать ему. Ведь это не давало бы ей возможности восхищаться собой, считать себя мудрой наставницей. Ольга эгоистична, это коренным образом отличает ее от Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны, нельзя не признать, что ее образ очень интересен и многогранен. Ольга — совершенно особый тип женщины в русской литературе, это сильная личность. Ей не свойственно самопожертвование, ей свойственно желание превратить другого человека в зеркало, отражающее ее собственные достоинства. Ведь именно этого она хотела от Обломова.

  2. Anardin Ответить

    В романе И.А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
    Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
    Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
    Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
    Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
    Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов – Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
    Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
    И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
    Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
    В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
    Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
    Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
    Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» – вот, что следовало бы мне сказать вам».
    Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
    Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.

  3. Nighthunter Ответить

    Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Вечное стремление к чему – то большему и тихая жизнь. Самолюбие и трудолюбие. Две, как кажется с первого взгляда, совершенно разные женщины в судьбе Обломова, но в тоже время одинаково влюблённые в него и схожие в общих чертах. Обратимся к каждому образу, чтобы понять, что их объединяет и различает.
    Ольга – образованная, привлекательная, скоромная, простодушная девушка. Она не только интересуется литературой, искусством и музыкой, но и сама великолепно поёт. Именно своим пением она пробудила яркие чувства в герое романа, но и он не оставил её равнодушной. Как нам известно Илья Ильич вёл малоподвижный образ жизни. Он предпочитал лежать на диване, смотря в потолок, разговаривая с гостями, которые к нему приходили изо дня в день, нежели искать любви за пределами своего кабинета. Он не читал книг, не увлекался музыкой и собственным имением. Не путешествовал и не увлекался искусством, но, несмотря на все эти нюансы, Ольга нашла в нём нечто чистое и привлекательное, за что и полюбила его. Но эта девушка не обманывала себя, она видела и отрицательные стороны Ильи Ильича, поэтому постоянно побуждала его к действиям, делам, развитию дел в его имении, к серьёзным отношениям. Но всё это пугало героя романа «Обломов», и, несмотря на свои чувства к Ольге, он практически не сдвинулся с мёртвой точки, оставаясь всё тем же, вопреки ожиданиям его возлюбленной. Понимая, что ничего не получится, что все её старания тщетны и она не добьётся от настоящего Обломова того образа, который придумала себе, девушка разрывает их отношения. И, как мы знаем, далее, спустя какое – то время, она выходит замуж за Штольца, уезжает с ним в Париж, ведёт там счастливую семейную жизнь, занимается своими делами, но образ Обломова так и не покидает её.
    В тоже время перед нами предстаёт иной образ – Агафья Пшеницына. Хозяйственная, трудолюбивая, простая, спокойная, скромная женщина, которая никогда не сидела без дела, всегда старалась помочь мужу и принимала его таким, какой он есть. Она не была такой целеустремлённой, образованной и утончённой, как Ольга, но тихая жизнь с Агафьей устраивала героя намного больше, чем вечное стремление к чему – то большему с Ольгой. Ему не приходилось беспокоиться о том, что он не читал, не слушал музыку и не путешествовал, потому что Агафья не рассуждала на такие темы, она жила спокойной жизнью, просто плывя по течению. И если Ольга любила посещать светские мероприятия и заниматься чем – то духовным, то жена Обломова была счастлива просто готовить еду семье и заниматься огородом и живностью. Ко всему прочему, чувства героя романа к этой женщине не были яркой вспышкой, волной переживаний, как с Ольгой, он относился к ней спокойно, доброжелательно. Пускай, он не замечал её вначале, но их брак продлился 7 лет, в котором Илья Ильич был вполне счастлив, и, хотя про Агафью нельзя сказать того же, так как ей было тяжело с таким мужем, она всё равно любила его и оставалась с ним до конца его жизни.
    Конечно, много различий между этими героинями, но, читая роман, мы не раз наталкиваемся на такие сходства, как: доброта, простодушие, открытость, верность и преданность. Разумеется, главным образом их объединяет любовь к Обломову, но и в характере у них есть нечто общее, за что их полюбил герой романа «Обломов». Эти женщина различаются и по характеру и по внешности, но все же они полюбили такого ленивого и не респектабельного героя, как Илья Ильич. Каждая заботились о нём по- своему, но в этом они тоже различались, поэтому – то герой и остался с Агафьей, которая больше соответствовала его образу жизни.
    Таким образом, можно сделать вывод, что эти героини очень сильно отличаются друг от друга, но в тоже время есть в них и нечто общее, что их объединяет, то, что понравилось Обломову в них, то, за что они вошли в роман, как «две женщины в жизни Обломова».
    Добавил: Monvik
    Беру!

  4. Гучи кот Ответить

    В романе И.А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
    Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
    Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
    Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
    Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
    Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов – Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
    Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
    И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
    Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
    В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
    Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
    Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
    Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» – вот, что следовало бы мне сказать вам».
    Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
    Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.
    Беру!

  5. Seamonkey Ответить

    В романе И. А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
    Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
    Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
    Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
    Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
    Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов — Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
    Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
    И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
    Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
    В тот момент Обломов находился на распутье — либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд — полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
    Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
    Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
    Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: „Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль“ — вот, что следовало бы мне сказать вам».
    Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
    Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.

  6. FosrexMan Ответить

    Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом поклонения, но поскольку судьба сводит людей непохожих, то время все расставляет на свои места. Природа вещей такова, что эти люди просто неспособны существовать вместе. Говорят, что противоположности притягиваются, и в этом высказывании есть доля истины. Но, как правило, забывают добавить, что для сосуществования мало просто любить друг друга. Истинная любовь подразумевает снисхождение, уважение и терпимость к маленьким слабостям друг друга, а вовсе не стремление переделать другого человека под свой шаблон. Ольга Ильинская полюбила свою мечту, а не реального человека. Обломов был для нее Галатеей, человеком, для которого она должна была стать Пигмалионом, творцом и созидателем.
    Сам Обломов – личность уже сложившаяся, по своему цельная и вполне самодостаточная. Да, Ольга привлекла его внимание своей яркостью, необычностью, образованностью, живостью. Она была для него порывом свежего ветра в душной комнате. Но Ольга не могла полюбить Обломова таким, какой он есть, что в конечном итоге и привело к печальному разрыву.
    До появления Ольги Обломов жил своей размеренной и спокойной жизнью. У него была некая стабильность, своеобразная патриархальность, которую он не собирался ни на что менять. Ольга поставила перед собой цель разбудить Илью Ильича от спячки, в которой, по ее мнению, тот пребывал. Так часто случается в жизни – друзья и родители, обуреваемые самыми лучшими стремлениями, считают, что знают о том, что необходимо для их друга или ребенка. Но, к сожалению, они не всегда правы. То же произошло и с Обломовым – Ольга и Андрей, будучи в полной уверенности, что “так будет лучше”, не пытаются понять, какие мотивы движут их другом, а просто хотят перекроить его на свой лад. Они не понимают, как можно жить в таком бездействии. Я думаю, что и сам Илья Ильич не до конца осознает причины своего поведения, на первый взгляд пассивного и апатичного, но в действительности оказывающегося глубинным подсознательным протестом против мира меркантильности и мещанства. Обломов противопоставляет бездушной деятельности духовность и человечность, именно те качества, которые и сегодня могут смело посчитаться “лишними” чертами характера, усложняющими жизнь.
    Пари со Штольцем подстегивает Ольгу, она всеми силами пытается навязать Обломову систему своих ценностей, которые в большинстве своем представляют материальный комфорт и “образованность”. Все это подразумевает так называемую жизнь рассудка, но не души. Ольга полюбила в Обломове себя как “создателя”, ведь всегда приятно смотреть на результат своих трудов и видеть в нем продолжение себя, и скорее всего даже не заметила нежной, трогательной, глубокой и искренней влюбленности Ильи Ильича, которая при минимальной тактичности и уважении, возможно, и могла бы преобразить его. Настойчивое давление на Обломова, которому подвергла несчастного Ольга, возникшее чувство безотчетного сопротивления заставили Обломова едва ли не бежать.
    Воистину, любовь великая созидательная сила, но это верно, только если любовь искреннее и чистое чувство, а не попытка воспитать. Ольга не виновата в том, что у нее не получилось так изменить Обломова, как бы ей этого хотелось. Она во многом сильно от него отличается, потому как является человеком своей эпохи, идет в ногу со временем, а время таково, что духовные ценности “обмельчали”, стали все чаще пересекаться с материальными интересами.

  7. Dameena Ответить

    Гончаров говорил о любви как о «процессе разнообразного проявления страстей». А проявление страстей есть жизнь. Поэтому любовь по Гончарову — это сама жизнь. Одно без другого невозможно, поэтому даже Обломов влюбляется и «оживает» на некоторое время. Но вопрос этот не однозначен. Была ли любовь Обломова жизнью для него? Или же нет? По-моему, нет. Сам Обломов говорил, что его любовь была болезнь, он заразился Ольгой, а излечение нашел в Пшеницыной. Тем не менее эту болезнь можно назвать любовью. Обломов действительно любил Ольгу, он волновался за нее, ее репутацию. Именно этим он объяснял свое нежелание видеться с ней, когда их отношения переживали кризис. И это небыло ложью. Он волновался, переживал, но это было скорее предлогом, из-за которого должно было начаться их расставание. Создается такое впечатление, что у Обломова внутри, в глубине души заложен принцип жизни — обломовщина. И этот принцип побеждает его любовь к Ольге. Обломов сломался тогда, когда со всей ясностью понял, что предстоит ему пережить еще до того, как он женится на Ольге. Но здесь возникает другой вопрос. Обломов не изменился, он забыл, что такое послеобеденный сон, забыл о своем халате, заставил свой в общем-то глубокий разум работать по-настоящему. Почем же он испугался трудностей, которые можно было бы решить, проявив активности не больше, чем он проявлял до сих пор? Потому что, с другой стороны, противоположностью Ольге была Агафья Матвеевна Пшеницына.
    Имя Агафья означает добрая. Она напоминала Обломову его мать, Обломовку. Ее дом — это и есть маленькая Обломовка. Попав туда, Обломов попал в ту среду, воспоминания о которой сохранились у него с детства. С того самого момента, когда Обломов переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вернуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте.
    Что же Ольга? Любила ли она Обломова? Какую роль сыграла эта любовь в ее жизни? На этот последний вопрос можно ответить однозначно: любовь Обломова сыграла огромную роль в жизни Ольги. Но это была именно любовь Обломова. Ольга, как мне ка жется, не любила его. Во всяком случае, не любила так, как сама она представляла себе настоящую любовь.
    Образ Ольги очень сложен. Его можно даже назвать самым сложным образом романа. Ольга, как сама она говорила, полюбила образ Обломова, который она себе создала. Она хотела сделать из Обломова человека с большой буквы. И необходимо сказать, что у Обломова были все качества для этого. Если бы образ Обломовки не так сильно укоренился в его душе, Ольге бы удалось это сделать. Ее душу грела мысль о том, что она сможет вернуть человека к жизни, заставить его делать то, чем он никогда не занимался, заинтересовать тем, что никогда его не интересовало. Она делала это для себя и для него, но не ради любви. И все же их отношения сыграли or- ромную роль в жизни Ольги. Когда Штольц встретил Ольгу в Париже, он не узнал ее. Вместе с Обломовым ушел период ее жизни, где были слезы, волнения, где была юность ее души. На смену ей пришла зрелость. Это был хороший жизненный урок для Ольги, который необычайно ее возвысил.
    Ольга не могла любить и Штольца. Она полюбила бы человека выше ее по разуму, у которого она ежедневно могла бы находить что-то новое, неизведанное. И Обломов, и Штольц были ступенями, периодами ее жизни. Важными и необходимыми периодами, без которых не было бы ее душевного роста. В Штольце Ольга видела брата, она восхищалась им как прекрасным, умным человеком, его мнение безусловно было важно для нее, но она его не любила и не могла любить. Когда она поняла, что Штольц любит ее, к ней возвратилось самоуважение, гордость, утерянные ею, когда Обломов ушел, чтобы не возвращаться. Она опять почувствовала силу свою и власть.
    Для Штольца не Ольга была идеалом. До ее перемены Штольц видит в ней только ребенка, умного и любознательного ребенка. Для него все переменилось в один момент. Он увидел, насколько Ольга повзрослела, сблизился с ней, почувствовал себя единым целым с ней. Это была связь, которую порвать было очень сложно.
    Интересны отношения между Обломовым и Пшеницыной. Их отношения напоминают любовь матери и сына. Жизнь Обломова в доме Агафьи Матвеевны рождала в нем воспоминания об Обломов- ке. Он не любил ее, как любил Ольгу, но это не нужно было Обломову для спокойной и счастливой жизни. А Агафье Матвеевне нравилось в Обломове именно то, от чего Ольга хотела его избавить. То, что он не ходил в должность, не занимался делами, то, что он был барином.
    Любовь меняет жизнь многих героев романа «Обломов». Любовь можно назвать ареной действия этого произведения, на которой происходят все события и без которой, возможно, не состоялся бы роман.

  8. ДушаПоэта Ответить

    Из наслаждений жизни
    Одной любви музыка уступает;
    Но и любовь — гармония…
    Л.С.Пушкин
    Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нём подробно описывается примерно полгода из жизни главного героя — Ильи Ильича Обломова, причём никаких особенных событий за это время не происходит. Роман состоит из четырёх частей: в первой Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским, влюбляется в Ольгу, а она — в него; в третьей части выясняется, что оба ошиблись друг в друге, и они расстаются; четвёртая часть является как бы эпилогом к истории любви: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на своей квартирной хозяйке и тихо угасает. Его жизнь сводится к обильной, жирной и вкусной пище, к лежанию на диване. Обломов трусливо отгораживается не только от тревог и забот, но и от разнообразных радостей окружающей жизни. Однако роман, изображающий эту заурядную историю, получился необыкновенно содержательным: это произведение о России, о её уходящем прошлом и о будущем, как оно представлялось Гончарову.
    Автор в «Обломове» раскрыл тему оскудения и деградации поместного (крепостнического) дворянства, столь актуальную для своего времени. Писатель убедительно показал, как условия помещичьего быта и нетребовательное дворянское воспитание порождают в главном герое апатию, безволие, страх перед жизнью. Обломов, в силу указанных обстоятельств, не способен к деятельности, а там, где нет созидательного труда, начинаются застой и распад личности. Таким образом, идея романа состоит в критике основ крепостнического строя, уродующего человека. Гончаров психологически убедительно показал эволюцию Обломова: от гордой уверенности, что он не «всякий» человек, а барин и живёт как надо (1, VIII), до трагического осознания своей полной никчёмности и несостоятельности (3, IX).
    Поскольку Обломов не занимается ничем и вообще презирает труд; поскольку он мало общается с людьми, так как больше всего на свете ценит покой; постольку его характер может быть раскрыт только в любви, как и характер всех героев – «лишних людей» (Онегина, Бельтова, Рудина и т.д.). Следовательно, любовный сюжет играет в романе важнейшую роль и занимает три из четырёх частей, помогая раскрыть, во-первых, образ главного героя и, во-вторых, авторское понимание любви как самой большой ценности в человеческой жизни.
    Вторую часть романа сам Гончаров назвал «поэмой», так как в ней он описал счастливую пору в жизни Ильи Ильича — зарождение его любви к Ольге. Героине удалось расшевелить Обломова, заставить его думать, читать, беспокоиться, забыть о диване и халате, которыми ограничивалось его существование на Гороховой улице. В этой любви герой проявил свои лучшие качества: чуткую душу, понимание природы, высокую нравственность, всесторонний ум. А писатель продемонстрировал своё блестящее мастерство психолога: он убедительно показывает разнообразные чувства влюблённых в сценах признаний, ссор, примирений и т.д. Безусловно, очень удачно представлено объяснение Ольги и Обломова, когда ни одного слова о чувствах не было сказано, но потому, как барышня обращается с веткой сирени, кавалер догадывается о её любви (2, VI).
    Любовь всегда учитывалась и предполагалась Обломовым — ей отведено почётное место в плане жизни, который герой обдумывает, лёжа на диване в квартире на Гороховой улице. По плану у него обязательно должна быть жена, с которой он обедает и гуляет по имению, попутно лаская красивых крестьянок (2, IV). Но не этот придуманный идеал сначала увлёк Обломова в жизни: он влюбился в замечательную девушку — цельную, тонко чувствующую, умную, решительную. Такая высокая любовь, как считает Гончаров, одухотворяет и гармонизирует всю жизнь человека, иными словами, такая любовь — счастье.
    И Ольга Ильинская раскрывается в любви к Обломову. Героиня называет своё чувство долгом: «Мне как будто Бог послал его и велел любить» (2, IX). Ольга становится для Обломова «путеводной звездой, лучом света» (2, VIII), а её любовь близка к христианскому пониманию этого чувства. Недаром герой смотрит на девушку как на своего духовного спасителя: «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идёт на гору…» (2, XII).
    Третью часть романа Гончаров назвал «драмой», потому что история любви Ольги и Обломова заканчивается, как и следовало ожидать, весьма драматично — полным разрывом. Ольге, с её жертвенной любовью-долгом, удалось совершить чудо — расшевелить героя, правда только на время. Автор замечает, что, с одной стороны, благодаря общению с Ольгой Илья Ильич «догнал жизнь, то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно» (3, XI). Но, с другой стороны, герой «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах. Всё остальное утопало в сфере чистой любви» (там же). После взаимных признаний в любви наступил черёд практической деятельности: Обломову необходимо было решить вопрос с домом, с имением, ведь Илья Ильич чувствовал ответственность мужчины и мужа за свою семью, что характеризует его как человека серьёзного. Но сделать что-нибудь из перечисленного, как и раньше, было не под силу барину-лежебоке. И вот он отдаляется от Ольги, боится встречаться с ней и, наконец, в решительном объяснении признаётся, что не способен, как она того желает, кардинально изменить свою жизнь. Оба тяжело переживают разрыв: у Ольги было нервное потрясение, у Обломова — горячка. Крах этой любви вполне закономерен: герой не способен бороться с жизнью, преодолевать какие-либо препятствия, он, как писал Добролюбов, «постоянно остаётся рабом чужой воли — и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самобытность. Он раб каждой женщины, каждого встречного, каждого мошенника, который захочет взять над ним волю» («Что такое обломовщина?»).
    В четвёртой части романа писатель рассказывает о дальнейшей судьбе Обломова и Ольги. Обломов женился на Агафье Матвеевне, прекрасной хозяйке, которой удалось в собственном домике на Выборгской стороне устроить быт, похожий на обломовский: здесь живут замкнутым мирком, ни о чём не заботясь, кроме пищи и тихого покоя. Ольге Ильинской, в которой выразилась «говорящая мысль» (2, V), богатство внутренней жизни, противостоит вдова Пшеницына, с простыми интересами и потребностями, не идущими дальше глажения, стирки, приготовления еды и т.д. Но и жизнь Агафьи Матвеевны получила «новый, живой смысл» (4,1), когда она почти с материнской нежностью полюбила Илью Ильича. С этим чувством в ней пробудилась живая душа, о чём автор рассказывает с искренней симпатией. Вряд ли стоит винить Агафью Матвеевну в том, что она своей преданной и нетребовательной любовью погубила Обломова. Как показано в романе, Обломова ничто не может обратить к здоровой, деятельной жизни.
    Ольга выходит замуж за Штольца, который, получив её согласие, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажда чувства, терпения, экономии души! Как долго я ждал — всё награждено: вот оно, последнее счастье человека!» (4, IV). Образ Штольца, по замыслу Гончарова, противопоставляется образу Обломова и демонстрирует необходимое согласие между умом и сердцем, сознанием и действием, то есть показывает «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» (2, II). Подробному описанию семейной жизни Штольцев Гончаров посвятил целую главу. Штольц, в отличие от Обломова, не побоялся острого ума и серьёзных духовных запросов Ольги: он начал советоваться с ней о своих делах и увидел, «что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его» (4, VIII). Это не оскорбило Штольца, как оскорбляло Захара, что его жена Анисья очевидно сообразительнее, аккуратнее, ловчее его во всём. Штольц был счастлив, что Ольга стала не только матерью его детей, но верным и умным другом для него самого. Такое понимание любви близко самой Ольге, но даже в счастливом замужестве её иногда посещают грусть и сомнения. Тогда муж утешает её тем, что эти чувства отражают вполне нормальное и понятное стремление человека к духовному идеалу.
    Итак, можно сказать, что «Обломов» не просто роман с любовным сюжетом, но роман о любви в разных её проявлениях. Ведь это чувство, по мнению Гончарова, — самое главное не только в отдельной человеческой жизни, но и в семейной и общественной. Штольц, безусловно, высказывает убеждение самого автора, когда говорит: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром; в ней столько неопровержимой истины и блага» (4, VIII).
    Внимание Гончарова к любви объясняется его убеждением, что прогресс общества возможен на основе нравственного совершенствования человека. Поэтому в философии любви, которая сложилась у Гончарова, исследователи (например, В.А.Недзвецкий «Романы И.А.Гончарова» М., 1966) видят сложное переплетение идей древнегреческого философа Платона и христианских заветов о любви-долге, о сострадательной-спасительной любви. Всё это можно найти в романе: любовь-спасение присуща Ольге, любовь-сострадание — Агафье Матвеевне, любовь рациональная — Штольцу, любовь-прозрение — Обломову.
    Любовь характеризует, по Гончарову, саму сущность героев. Например, в Обломовке боялись и избегали сердечных страстей как огня, а главные герои романа не бегут от любви, считая её украшением человеческой жизни. Судьбинский, бывший сослуживец Ильи Ильича, сообщает о своей женитьбе и сразу перечисляет выгоды: приданое, казённая квартира, казённая обстановка, бесплатные дрова и свечи (1, II). Положительные герои романа Гончарова ищут в любви не материальные выгоды, а уверенность в жизни, душевное понимание, нравственную поддержку — словом, высокое счастье.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *