Какую роль юность играет в жизни человека?

2 ответов на вопрос “Какую роль юность играет в жизни человека?”

  1. bain Ответить

    Группа сверстников может решить множество проблем.
    Но и создать немало
    Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребёнок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происхо­дит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мне­ние группы сверстников начинают доминировать. И так мо­жет продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становит­ся равным с семьёй агентом социализации, она уже не ухо­дит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.
    Стать взрослыми. В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьёз заняться решением нравственных и профессиональных проблем.
    В возрасте 15—17 лет формируется собственное миро­воззрение подростка, система ценностей, образ своего «я», образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и на­чинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Всё происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зре­ния этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В группе сверстников подросток ищет возмож­ность самоутвердиться. Неумение найти свою группу мо­жет привести к возникновению комплекса неполноценно­сти и ненужности.
    У многих, если не у большинства, подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, ещё не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.
    Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тя­нутся к тем, кто обращается с ними как со взрослыми.
    Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает всё, что подчёркивает, будто они всё ещё остаются детьми.
    Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них по­является стремление поскорее занять своё место в их сооб­ществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выра­жения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы; судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревну­ются в физической силе с отцами, стараясь побороть их в армрестлинге.
    Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подра­жательный характер. Юноши перенимают походку вразва­лочку, манеру чертыхаться и сплёвывать на пол, даже ку­рить и пить спиртное, «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространённая форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.
    Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъектив­но она проявляется в развитии чувства взрослости и тенден­ции к взрослости:
    — эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверен­ности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети ещё пытаются найти вза­имопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрос­лые снисходительны к ценностям друг друга, а ребё­нок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Одна­ко в самом главном дети всё же наследуют ценности родителей, и в первую очередь отношение к фунда­ментальным проблемам социальной жизни. Со свер­стниками же советуются по части «сиюминутных» во­просов;
    — новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равно­душным к оценкам. Порой наблюдается расхожде­ние между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;
    — взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения);
    — внешний облик и манера одеваться.
    Акселерация и взросление. В современных индустри­альных обществах наблюдаются два противоречивых про­цесса — ускорение психофизического развития детей и за­медление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Та­ким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает.
    Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоре­ние физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями.
    В экономически развитых странах акселерация отчётли­во видна последние 100—150 лет.
    Статистика показывает, что дети в настоящее время вы­растают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благодаря лучшему питанию, медицинскому об­служиванию, физическим упражнениям, отдыху и возмож­ности восстанавливать свои силы.
    Изменения в обществе способствуют наступлению поло­вой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретно­го ребёнка она наступает тогда, когда его организм в процес­се развития достигает определённого уровня.
    Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости прибли­зился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате де­вочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время всё наступало гораздо позже.
    Самостоятельность. Подросток, как мы выяснили, разры­вается между двумя мирами — миром детей и миром взро­слых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нрав­ственности и несформировавшемуся мировоззрению он ещё конечно же ребёнок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зараба­тывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый че­ловек. А самое главное — взрослым он стремится казаться. Подросток — это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую катего­рию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодёжь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются бе­зоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятель­ности и независимости.
    Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Ис­следования показали, что подростки получают чувство удо­влетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответствен­ность за собственное поведение. Это именно то, что характер­но для взрослости.
    Социологическим критерием разграничения двух пе­риодов — молодёжного и зрелого — служит экономиче­ская, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армия­ми, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории войны и революции молодёжь быстрее достигает общественного признания, её социальный статус растёт благодаря повышению военной значимости молодёжи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды ис­тории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендую­щий на статус взрослого:
    • сам себя обеспечивать средствами существования;
    • распоряжаться деньгами независимо от других;
    • быть самостоятельным в выборе образа жизни;
    • проживать отдельно, независимо от родителей.
    В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четы­рём приведённым критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодёжи, на ваш взгляд, отвечает всем критериям?
    Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выбо­рах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости.
    Юноши и девушки, только ещё освоившие азы нравствен­ных требований и не постигшие их глубины, стараются выно­сить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенно­сти. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только «да» и «нет». Во-вторых, они проводятся с позиций желаемо­го или идеального. Они ещё не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переде­лать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданно­го воображением или позаимствованного из книг.
    Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действи­тельность далека от идеалов, и немедленно становятся в по­зу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.
    Основные термины и понятия
    швшшшшшшшшшшявшшшшшшшшишшшшшввш^шшвшшшявшяшяшшшвашвшшшшшшшяш
    Тинейджеры, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация Вопросы и задания
    ¦¦аанашвпшвшваанняманамашввнмшнаш
    1. Какую роль в жизни человека играет юность?
    2. Почему юношеский возраст стал выделяться как отдельный этап в жизни человека только в XX в.?
    3. Обязательно ли юность является переходным периодом? Объяс­ните свой ответ.
    4. В чём проявляет себя неустойчивость настроений у подростков? Приведите примеры из личной жизни.
    5. Почему в подростковом периоде человеку трудно «найти себя» и определить своё место в жизни?
    6. Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте: наследственность или влияние окружающей среды?
    7. Что такое ролевое бесправие тинейджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.
    8. Как, по-вашему, приведённые в параграфе критерии взрослости достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взро­слым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии?
    Практикум
    ивнмннвяввапяаанавнванншпнааншнявнмвваааа 1. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение со­временных тинейджеров в России, упущены в данном параграфе? Используйте свой жизненный опыт и свои познания.
    2. Проведите мини-исследование на тему «В какой степени я взро­слый человек? ».
    3. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом; физической силой; умственными способностями и умением их с выгодой применять; отношением к опасностям и риску; объёмом приобретённых знаний; способностью учиться на собственных ошибках; умением принимать правильные решения в сложных си­туациях; стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить. Попробуйте сде­лать это.
    § 32 — 33. Молодёжь и молодёжная субкультура
    Молодёжь как социальная группа. Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
    Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполне­нию социальных ролей взрослых.
    В российской традиции с начала XX в. до наших дней гра­ницы собственно молодёжного возраста в социальной стати­стике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.
    В общем и целом сегодня специалисты договорились счи­тать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым соз­реванием, завершающим периодом обучения в общеобразо­вательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершенноле­тием, окончанием профессионального обучения, вступлени­ем в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка.
    Это значит, что молодёжь, как демографическая катего­рия, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизнен­ном цикле человека.
    Группы молодёжи. За столь относительно короткий отре­зок жизни молодёжь переживает смену своего социально-де- мографического статуса несколько раз:
    Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — на­ходятся на иждивении родителей, продолжают или завер­шают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
    Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, моло­дые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
    Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это лю­ди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизнен­ный и профессиональный опыт, но для этой группы характер­на высокая конфликтность молодых семей, распад браков.
    Социологи в качестве социального признака верхней гра­ницы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это пра­вильно, поскольку семья накладывает на человека совер­шенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь».
    Молодёжь социально неоднородна, и её различные отря­ды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются цен­ностных ориентаций, материального достатка, образа и сти­ля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в те­чение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, что­бы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, мо­лодость у одних заканчивается раньше, чем у других.
    Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбо­ра профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение моло­дого человека (либо родителей) затруднительное.
    Новые пути в развитии науки, культуры также нередко проклады­вали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разра­ботал идею дифференциального и интегрального исчисления, от­крыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алге­бры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пуш­кин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Апеко», которая была его диплом­ной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *