Кем и как может осуществляться воспитание детей оставшихся без попечения родителей?

56 ответов на вопрос “Кем и как может осуществляться воспитание детей оставшихся без попечения родителей?”

  1. sashamyr Ответить

    Закон отдаёт предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья.
    В результате усыновления (удочерения) между ребёнком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав.
    Закон устанавливает, что опекунами (т. е. лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (т. е. лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.
    Семейный кодекс РФ узаконил ещё одну форму воспитания детей — воспитание в приёмной семье. Таковой признаётся семья, взявшая на воспитание хотя бы одного ребёнка. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребёнка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.

  2. Idimmu Ответить

    Согласие родителей должно быть выражено в письменной форме и удостоверено в нотариальном учреждении или руководителем учреждения, в котором содержится ребенок, или органом опеки и попечительства. Оно может быть также засвидетельствовано непосредственно в суде при производстве усыновления.
    Вместе с тем согласие родителей на усыновление (удочерение) их ребенка не требуется, если родители признаны судом безвестно отсутствующими, недееспособными, лишенными родительских прав или в связи с другими важными обстоятельствами, например, если суд установил, что родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
    Если ребенок находится под опекой (попечительством), в приемной семье или в воспитательном, лечебном либо в другом учреждении социальной защиты, то на его усыновление (удочерение) требуется согласие в письменной форме соответственно опекуна (попечителя), родителей приемной семьи, руководителей указанных учреждений.
    При усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга, за исключением случаев, когда супруги прекратили семейные отношения, или не проживают совместно более года, или неизвестно место жительства другого супруга. Для усыновления (удочерения) ребенка, достигшего десятилетнего возраста, также требуется его согласие. Однако такого согласия может и не потребоваться, если ребенок уже проживает в семье усыновителя и считает его своим родителем.
    При усыновлении (удочерении) ребенка в принципе сохраняется его имя, отчество и фамилия. Однако закон предусматривает возможность присвоения ребенку фамилии и отчества усыновителя, а также имени, которое назовет сам усыновитель.
    Изменение фамилии, имени и отчества усыновленному ребенку, достигшему возраста десяти лет, допускается только с его согласия. Все изменения должны быть отражены в решении суда (ст. 134 С К РФ). В целях обеспечения тайны усыновления законом предусматривается возможность изменения в судебном порядке даты и места рождения усыновленного ребенка и записи усыновите- лей в качестве родителей в книге записей рождений. Усыновленные (удочеренные) дети в правовых вопросах полностью приравниваются к родным детям.
    При наличии достаточных оснований Семейный кодекс РФ предусматривает возможность отмены усыновления. Этот вопрос решается также в судебном порядке и влечет за собой соответствующие правовые последствия как для ребенка, его родителей и родственников, так и для усыновителей и родственников (ст. 141 — 144 СК РФ).
    16.4.5. Опека и попечительство
    Опека и попечительство — правовые формы защиты личных и имущественных интересов граждан, нуждающихся в этом. Опека или попечительство над детьми устанавливаются в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СКРФ).
    Опека может иметь место только в отношении детей, не достигших возраста 14 лет; попечительство — в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 31-40 ГК РФ).
    В качестве опекунов (попечителей) детей могут выступать только совершеннолетние дееспособные лица, давшие на это свое согласие и имеющие нравственные и другие личные качества и способности, необходимые для содержания, воспитания и образования ребенка. Опеку или попечительство назначает орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту жительства опекуна (попечителя).
    Указанные формы защиты детей не лишают ребенка предоставленных ему законом прав, в том числе права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособие и другие социальные выплаты, права собственности на жилье, помещение или получение его и др.
    Опекуны (попечители) в свою очередь имеют право и обязаны воспитывать ребенка, создавать ему необходимые условия, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии.
    16.4.6. Приемная семья
    Приемная семья — вид защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Она образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.
    Договор заключается на определенный срок. В нем должны быть оговорены условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, органов опеки и попечительства, размер оплаты труда приемных родителей и соответствующие льготы, предусмотренные нормативными актами о приемной семье.
    Требования к приемным родителям такие же, как и к опекунам (попечителям). Подбор приемных родителей осуществляют органы опеки и попечительства. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается. При передаче ребенка учитывается его мнение, а если ребенок достиг возраста 10 лет, то требуется и его согласие.
    Дети, переданные в приемную семью, обладают всеми правами, предусмотренными ст. 55—57 СК РФ. Семейный кодекс РФ предусматривает возможность досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК РФ).

  3. buravchik7 Ответить

    Закон отдаёт предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья.
    В результате усыновления (удочерения) между ребёнком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав.
    Закон устанавливает, что опекунами (т. е. лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (т. е. лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.
    Семейный кодекс РФ узаконил ещё одну форму воспитания детей — воспитание в приёмной семье. Таковой признаётся семья, взявшая на воспитание хотя бы одного ребёнка. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребёнка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.

  4. bvs Ответить

    В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
    Приоритетными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
    – усыновление (удочерение),
    – опека и попечительство,
    – приемная семья.

    Усыновление (удочерение).

    Усыновление (удочерение) – юридический акт, результатом которого является возникновение взаимных прав и обязанностей между усыновителем, усыновленным, родственниками усыновителя как между родителями, детьми и родственниками по происхождению.
    Условиями усыновления являются:
    1) несовершеннолетие усыновляемого.
    2) Соблюдение интересов ребенка при усыновлении.
    3) Совершеннолетие, дееспособность усыновителя, отсутствие лишения его родительских прав.
    4) Согласие на усыновление (по общему правилу) родителей ребенка, не лишенных родительских прав; усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста; супруга усыновителя (если ребенок усыновляется одним из супругов).
    5) Надлежащее состояние здоровья усыновителя.
    6) Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет (при наличии уважительных причин разница может быть сокращена судом).

    Опека и попечительство.

    Опека и попечительство – правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.
    Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. По своему содержанию она наиболее полно охватывает и защищает права опекаемого лица. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
    Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18, а также над ограниченно дееспособными лицами. Попечители дают согласие на совершение сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают содействие подопечным в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Приемная семья.

    Приемная семья образуется на основании договора между приемными родителями и органом опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

  5. Hugo_killer Ответить

    Ими имеют право стать совершеннолетние граждане любого пола за исключением:
    лиц, которых суд признал ограниченно дееспособными или недееспособными;
    чету, в которой один из супругов является ограниченно недееспособным или недееспособным;
    лиц, которых суд ограничил в родительских правах или лишил их;
    лиц, потерявших опекунство (попечительство) из-за ненадлежащего выполнения обязанностей, возложенных законом;
    в прошлом усыновителей, у которых суд по их вине отменил усыновление;
    лиц, не имеющих возможности осуществлять родительские функции по состоянию здоровья;
    лиц, не имеющих на момент усыновления дохода, гарантирующего усыновляемому прожиточный минимум, установленный для того субъекта РФ, на территории которого живёт усыновитель;
    лиц без определённого места жительства, не имеющих жилья, соответствующего принятым санитарно-техническим нормам;
    лиц с непогашенной на момент усыновления судимостью за преступления против здоровья и жизни людей.
    Не состоящие в браке лица совместно не могут усыновить одного и того же ребёнка. Закон не устанавливает предельный возраст усыновителя, хотя попытки его исправить неоднократно предпринимались. Если на усыновление одного и того же ребёнка претендуют несколько лиц, то его родственники получают преимущественное право.

    Опека (попечительство)

    Опека устанавливается над теми детьми, которые лишились родительского попечения, она направлена на их содержание, образование и воспитание, защиту интересов и прав.
    Одной из основных задач попечительства считается образование и воспитание детей. Опека может быть установлена как над детьми до 14 лет, так и над гражданами, которых суд счёл недееспособными из-за психического расстройства.
    Содержание опеки позволяет наиболее полно охватить и защитить права подопечного. Являясь в силу закона представителями своих подопечных, опекуны вправе совершать от их имени и в их интересах любые сделки.
    Над несовершеннолетними, которым больше 14 лет, или над ограниченно дееспособными людьми может устанавливаться попечительство. С попечителя берётся согласие на совершение тех сделок, которые подопечный не вправе осуществить самостоятельно. Попечители охраняют подопечных от злоупотреблений третьих лиц и содействуют им в реализации их прав и исполнении обязанностей.
    Специалисты органов попечительства и опеки при назначении опекуна обязаны учитывать характер складывающихся или уже сложившихся отношений между ребёнком и опекуном. Если последний не одинок, то нужно учесть и отношение к подопечному членов семьи опекуна. Но их мнение не становится решающим, поскольку подопечный может жить на своей жилплощади, а не в семье опекуна. Если ребёнок достаточно взрослый, то узнаётся и его желание, которое учитывается при назначении опекуна. С момента, когда органам опеки стала известна необходимость назначения опеки ребёнку, должно пройти не больше месяца до назначения ему опекуна или попечителя.
    Опекунами не могут стать лица:

  6. peresmehnik0 Ответить


    Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (ст.ст. 121 – 123)
    Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
    Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
    Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

    Глава 19. Усыновление (удочерение) детей (ст.ст. 124 – 144)
    Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
    Статья 125. Порядок усыновления ребенка
    Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
    Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
    Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
    Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
    Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
    Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
    Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
    Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
    Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
    Статья 134. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
    Статья 135. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка
    Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка
    Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
    Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия
    Статья 139. Тайна усыновления ребенка
    Статья 140. Отмена усыновления ребенка
    Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка
    Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка
    Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка
    Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия

    Глава 20. Опека и попечительство над детьми (ст.ст. 145 – 150)
    Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей
    Статья 146. Опекуны (попечители) детей
    Статья 147 (утратила силу)
    Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
    Статья 148.1. Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка
    Статья 149 (утратила силу)
    Статья 150 (утратила силу)

    Глава 21. Приемная семья (ст.ст. 151 – 155)
    Статья 151 (утратила силу)
    Статья 152. Приемная семья
    Статья 153. Приемные родители
    Статья 153.1. Содержание договора о приемной семье
    Статья 153.2. Прекращение договора о приемной семье
    Статья 154 (утратила силу)
    Статья 155 (утратила силу)

    Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.ст. 155.1 – 155.3)
    Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  7. sanslou Ответить

    полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения – предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

  8. Demekhin Ответить

    Разработано Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них последних.
    К таким организациям относятся образовательные, медицинские и те, которые оказывают соцуслуги. Определены перечни конкретных видов деятельности юрлиц. Предусмотрена обязанность размещать в Интернете ежегодный отчет о своей деятельности.
    Дети помещаются в организации под надзор до их устройства на воспитание в семью. Оформляется акт органа опеки и попечительства. Процедура совершается в течение 1 месяца со дня выявления детей. Оформляются 2 документа: личное дело ребенка и направление органа или юрлица, реализующих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или уполномоченного органа исполнительной власти региона. Далее детей направляют на медобследование.
    Организации следует составить индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Его утверждает орган опеки и попечительства. План пересматривают не реже 1 раза в полгода.
    Определены особенности помещения детей, чьи законные представители не могут исполнять свои обязанности.
    Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию и размещаются в одной группе, если это не противоречит их интересам. Численность групп приближена к “домашней”: до 8 человек. Целесообразно выбрать учреждение, которое ближе всего расположено к месту жительства (пребывания) ребенка. Это поможет сохранить привычную социальную среду (если она положительная), родственные и дружеские связи.
    Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные в 2011 г., признаны утратившими силу.
    Постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.

  9. Nuts_ Ответить

    Выявление детей, оставшихся без попечения родителей – сложный процесс, протекающий в несколько этапов. Весь план мероприятий по вопросу сиротства зафиксирован в СК РФ.
    Ход действий компетентных органов для выявления детей-сирот:
    Должностные лица различных заведений, где находятся дети или субъекты, располагающие данными о нахождении ребёнка, оставшегося без попечения родителей, обязаны сообщить о ребёнке в органы опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего. Если данное учреждение носит воспитательный, образовательный или лечебный характер, срок обращения для должностного лица ограничивается до 7 дней (п.1, 3, ст. 122 СК РФ).
    После обращения должностного лица органы опеки и попечительства обязаны в трёхдневный срок установить условия проживания ребёнка, наличие родителей или родственников, на попечении которых он находится. Если таковые не находятся, органы опеки и попечительства обязаны защитить права и интересы несовершеннолетнего до момента, пока не решится вопрос о его устройстве (абз. 2, п. 1, ст 122 СК РФ).
    Размещение и обустройство ребёнка осуществляется сроком не более чем в 1 месяц. Если вариант с передачей ребёнка на воспитание в семью не представляется возможным, органы опеки и попечительства перенаправляют документы о ребёнке в соответствующий орган исполнительной власти того или иного субъекта Российской Федерации и российский федеральный орган исполнительной власти. Он, в свою очередь, определяется непосредственно Правительством РФ. Сделано это не просто так. Таким образом ребёнок ставится на учёт и претендует на оказание ему помощи в поисках новой семьи (абз. 1, п.3, ст. 122 СК РФ).
    Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца после получения документов о ребёнке обязан найти для ребёнка семью, где его будут растить и воспитывать, проживающую в данном регионе. В противном случае, при не обнаружении подходящих семей, региональный орган в обязательном порядке оповещает о сложившейся ситуации федеральные органы исполнительной власти (абз. 2, 3, ст. 122 СК РФ).
    Замечание 2

  10. romeo1047 Ответить

    Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

    Опека и попечительство устанавливаются, согласно закону, для воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения (вследствие смерти родителей, их болезни, лишения родительских прав и по другим причинам, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов детей). Органами опеки и попечительства в нашей стране являются органы местного самоуправления. Они обязаны определить ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в детский дом, интернат либо передать его на воспитание в семью и контролировать его содержание, воспитание и образование.
    Закон отдаёт предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья.
    В результате усыновления (удочерения) между ребёнком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав. (Согласие родителей не требуется лишь в случаях, если они более 6 месяцев не проживают совместно с ребёнком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными.)
    Закон устанавливает, что опекунами (т. е. лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (т. е. лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.
    Действия опекунов и попечителей подотчётны и подконтрольны органам опеки и попечительства. Опекуны и попечители могут быть освобождены, отстранены от выполнения своих обязанностей как по личной просьбе, так и по требованию органа опеки и попечительства.
    Семейный кодекс РФ узаконил ещё одну форму воспитания детей — воспитание в приёмной семье. Таковой признаётся семья, взявшая на воспитание хотя бы одного ребёнка. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребёнка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.

    Словарь

    Семейное законодательство — комплекс правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из брачного союза и принадлежности людей к семье.

    Практические выводы

    1. Вы — участники семейных отношений. Знание семейного законодательства поможет вам правильно строить отношения в семье.
    2. Знание норм семейного права поможет вам в период жизни, связанный с решением вступить в брак и регистрацией брака. Запомните, что всё многообразие правовых отношений рождает лишь официально зарегистрированный брак.
    3. Закон стоит на защите прав и интересов ребёнка. Если родительские обязанности не выполняются и совместное проживание с родителями противоречит интересам ребёнка, родители могут быть ограничены в правах или лишены их. Всеми силами старайтесь не допустить этого в своей семье и семьях своих друзей и знакомых.
    4. Став взрослыми, не забывайте о детях, нуждающихся в заботе и внимании. Возможно, именно в вашей семье смогут получить полноценное воспитание мальчик или девочка, от которых отказались родители. Если в будущем вы решите взять одинокого ребёнка на воспитание (а это очень непростое решение и огромная ответственность), прежде хорошо взвесьте, рассчитайте и распределите свои силы и возможности.

    Документ

    Из Семейного кодекса Российской Федерации.
    Статья 11. Порядок заключения брака
    1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
    При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
    При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления…
    Статья 12. Условия заключения брака
    1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста…
    Статья 13. Брачный возраст
    1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
    2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
    Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
    Статья 27. Признание брака недействительным
    1. Брак признаётся недействительным при нарушении условий, установленных статьями… настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, т. е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
    Вопросы и задания к документу
    1. Каковы два основных условия заключения брака? 2. В каких случаях брак может быть заключён в день подачи заявления? 3. Что, на ваш взгляд, может послужить уважительной причиной, позволяющей вступить в брак лицам, достигшим лишь 16 лет? 4. Какой брак считается фиктивным?

    Вопросы для самопроверки

    1. Какие отношения регулируются семейным правом? 2. Определите субъекты и объекты семейных правоотношений. 3. Каковы условия заключения брака? Что ему препятствует? 4. Назовите личные и имущественные права супругов. 5. На какие права распространяется принцип равенства супругов в браке? 6. Укажите, какое имущество делится при расторжении брака. 7. Каковы личные и имущественные права ребёнка в семье? 8. Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей?

    Задания

    1. Евгений (15 лет) и Наталия (14 лет) решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?
    2. Супруги В. разводятся и делят имущество. Подлежит ли разделу библиотека их детей? Ответ обоснуйте.
    3. Супруги М., не имеющие детей, поссорились и подали в ЗАГС заявление о разводе. В течение месяца, отведённого законом со дня подачи заявления до его рассмотрения, супруги помирились и в назначенный день в ЗАГС не пришли. Остаются ли они в законном браке?

    Мысли мудрых

    «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
    А. Шопенгауэр (1788—1860), немецкий философ
    <<< К началу

  11. Voodoo5999 Ответить

    — когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;
    ✓  родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;
    ✓ родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;
    ✓ родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
    ✓ все иные случаи отсутствия родительского попечения
    — в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.
    Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.
    Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.
    Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет
    Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст. 122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.
    Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передать ребёнка в приют или иную организацию). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.
    Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

    Зачем нужно устройство в семью

    В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.
    В обычном случае функцию защиты и представительства выполняют родители ребёнка. Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.
    Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.
    Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя. Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает. Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства.
    Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием. И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.
    Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому
    В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.
    Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.
    Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).
    При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

  12. aaziat Ответить

    Усыновление ребенка требует от родителей создания определенных условий проживания для него. Поэтому будет отказано в усыновлении тем лицам, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Не смогут участвовать в усыновлении и лица, не имеющие постоянного места жительства; лица, не прошедшие специальную подготовку; лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, и др.
    Ребенок в семье находится в определенной степени зависимости от родителей, так как он является недееспособным (частично дееспособным) и нетрудоспособным лицом. Поэтому усыновители должны вызывать доверие органов опеки и попечительства и суда. В результате лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, не могут выступать в качестве усыновителей.
    В случае усыновления лицом, не состоящим в браке, имеет значение разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком. Она должна быть не менее 16 лет. И лишь по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.
    Важно, что для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие. Следует также помнить, что тайна усыновления ребенка охраняется законом.
    Установление опеки или попечительства имеет те же цели, что и у усыновления (удочерения) – обеспечить содержание, воспитание и образование детей, оставшихся без попечения родителей. Но правовые последствия установления опеки (попечительства) будут отличными от тех, что возникают при усыновлении (удочерении). Опека и попечительство не предполагают приравнивать возникающие связи к кровнородственным.
    Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Из этого вытекает, что объем прав и обязанностей опекуна может быть шире, чем у попечителя, так как дееспособность детей от 14 до 18 лет шире, чем у детей до 14 лет.
    Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства. Они сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, а также на жилые помещения.
    Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. Опекунам (попечителям) предоставляется право самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Например, опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
    Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
    Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ.
    Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством РФ.
    Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
    Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”, а также ст. 146 СК РФ.
    Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
    Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
    Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ.
    Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).
    Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. В случае, если на территории субъекта РФ, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта РФ, на территории которого такая организация имеется.

  13. zver1k Ответить

    Как мы знаем, по закону ребёнком считается лицо, которое не достигло 18 лет, то есть совершеннолетнего возраста. А какие же права оно имеет в семье? Это мы сейчас и выясним!
    Вначале посмотрим, какие есть у него личные права. Ребёнок имеет право на фамилию, имя, отчество, право быть воспитанным в семье и жить там, возможность общаться со своим папой, мамой и родственниками. Но и в заключение, ребёнок обладает правом на защиту своих прав.
    Кроме того, существуют и имущественные права. Например, он может распоряжаться не только собственностью и получать с неё прибыль, но и имуществом, которое было или получено в дар, или приобретено путём наследования, или сам купил. Но до 18 лет он не обладает полной самостоятельностью, но, начиная с 14 лет, подросток может совершить сделку, если есть письменное согласие на то либо родителей, либо усыновителей, либо попечителей (не попадают под это правило только маленькие бытовые сделки).
    Ещё существует имущественное право — право на приобретение ребёнком средств от родителей или от кого-нибудь другого в семье, чтобы он смог создать нормальные условия для учёбы, быта, отдыха и др.

  14. РєСЂРѕРєРѕС…РІРѕСЃС‚ Ответить

    По социологическим данным каждый год количество брошенных детей возрастает. Сиротские учреждения пополняют не только дети, лишившиеся своих родителей, но и дети – отказники, дети, которых забирают у наркоманов, заключённых, алкоголиков. Такие дети не знают что такое любовь, так как любви можно научится, только лишь наблюдая за тем, как её проявляют к тебе, при общении с матерью, родными и близкими людьми.
    Воспитание и образование таких детей возлагается на государство. Самая распространённая форма воспитания в России детей сирот – это детские дома. Детям, воспитывающимся в детских домах, государство дает гарантии, что после выхода он получит квартиру, почти бесплатное образование, но, к сожалению, не всегда государство может выполнить то, что обещает.
    Система воспитания по мере взросления ребёнка, передаёт его от одних воспитателей, к другим, начиная от дома ребёнка, заканчивая школой-интернатом для взрослых классов, и на каждом этапе взросления, ребёнок встречается с новыми воспитателями и педагогами. Дети должны как бы каждый раз привыкать к новой системе, порядкам, людям и это пугает детей. Ещё одной проблемой является – замкнутость мира детей-сирот. И проблема эта заключатся в том, что дети живут в условиях дефицита общения с взрослыми. Да у них есть постоянный строгий контроль, но это лишает детей необходимости самостоятельного планирования своего поведения, что делает из них легко управляемых и подчиняющихся чужой воли людей.
    В общем, если говорить об эффективности воспитания, то детский дом, пожалуй, самый малоэффективный вариант воспитания детей оставшихся без попечения родителей.
    Чтобы помочь таким детям найти себя в обществе и получить семейное воспитание, в государственной программе существуют некоторые формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.
    Патронатные семьи
    Где взрослые (семья или 1 человек) берут детей из детского дома, получают зарплату, при этом ребёнок знает, что его воспитывают не родные мама и папа, но в остальном, он такой же член семьи, как и все остальные. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Патронат часто используется в тех случаях, когда дети не имеют определенного статуса, или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление, то есть, если он не может быть официально признан сиротой. Например, когда его родители не лишены родительских прав, но фактически по разным причинам не занимаются или не могут заниматься его воспитанием. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от ситуации, а ответственность за него разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки. Иногда такая форма используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. Патронат считается «наиболее гибкой» формой семейного устройства детей.
    Семейные детские дома
    Чаще всего, это негосударственные учреждения, но в организационно-правовой форме воспитательного учреждения. В семейном детском доме обычно больше детей, чем в приемных семьях. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста — только с их согласия).
    Такая форма рассматривается многими как весьма перспективная.
    Гостевая семья
    Детей берут в семьи на несколько дней. У ребенка появляются взрослые, которые им интересуется и что- то для него делают.
    Так завязываются психологические отношения. Ребёнок, который попадает в гости, многое узнает, его куда-то водят, что-то показывают, рассказывают. Наставничество – это основная форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ему выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.
    Эта форма в РФ очень редко поддерживается финансово региональными властями, известны лишь отдельные случаи в нескольких регионах. Чаще всего она используется как переходная форма, когда, например, будущие опекуны или приемные родители хотят лучше познакомиться с ребенком и понять, как будут складываться их отношения с ним.
    Приемная семья
    Приемная семья представляет собой фактически платную работу «приемным родителем», которая ведется по договору с органами опеки. Приемный родитель получает официальную заработную плату, а также пособие на содержание ребенка. Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
    Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и правом получения пособия на содержание ребенка. Одновременно, законодательство предусматривает оплату труда приемных родителей, а размеры этой оплаты и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются региональным законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей и состояния их здоровья.
    Опека и попечительство
    При передаче ребенка под опеку опекун становится законным представителем ребенка, получает ежемесячное пособие на его содержание, хотя некоторые формы опеки являются неоплачиваемыми. Часто опекунами становятся родственники ребенка: тетя, дядя, бабушка или дедушка. Под опеку могут быть приняты и дети, которые не являются сиротами, а их родители не лишены родительских прав, но по разным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности: например, в случаях тяжелых болезней родителей и иных причин. Ребенок передается под опеку в целях обеспечения его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.
    Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
    При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители (если они живы) не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки обязаны регулярно контролировать условия содержания, воспитания и образования ребенка. Опека и попечительство считаются наиболее распространенной сейчас в России формой семейного устройства.
    Существуют безвозмездные формы опеки, но в большинстве случаев опекун получает пособие на содержание ребенка.
    Усыновление
    Наиболее полноценной с юридической точки зрения формой семейного воспитания является усыновление. Ребенок при усыновлении получает такие же права, как и родной, в том числе имеет право на наследование имущества. Усыновление возможно только в отношении тех детей, которые имеют официальный статус сиротства (когда у ребенка нет родителей или они лишены родительских прав), и проводится только через суд.
    Усыновить ребенка, родители которого не лишены родительских прав – невозможно. По той причине, что эта форма предполагает, что ребенок утрачивает правовую связь с биологической семьей. Усыновление производится в судебном порядке и по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка на добровольной основе. Со дня вступления в законную силу решения суда между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком, с другой стороны, возникают такие же права (имущественные и неимущественные) и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье.
    Однако усыновление не слишком хорошо подходит для детей старше определенного возраста. Во-первых, подавляющее большинство усыновителей стремятся принять в семью детей самого маленького возраста, во-вторых, для детей-подростков важную, возможно, даже более важную роль, нежели семья, приобретает позитивное сообщество сверстников.
    Поэтому для таких детей опекунская и приемная семья или патронат – более приемлемые формы.

Добавить комментарий для Demekhin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *