Когда день морской авиации в 2019 году какого числа?

11 ответов на вопрос “Когда день морской авиации в 2019 году какого числа?”

  1. Я ТЕБЯ ВИЖУ Ответить

    На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.
    Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.
    Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия — звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.
    Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.
    Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.
    Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и оружия, а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.
    На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия — традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

    Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.
    С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми — в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.
    Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.
    Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.
    Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.
    На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.
    С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.
    Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.
    В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.
    Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.
    На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте — командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.
    Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.
    За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.
    Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них — Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков — дважды.
    Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это — Л. Г. Белоусов, на Черном море — И. С. Любимов, на Северном флоте — 3. А. Сорокин.
    Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.
    Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.
    На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения — глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации — корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.
    В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

    Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.
    В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.
    На флоты открытого моря — Северный и Тихоокеанский — поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.
    На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

    Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.
    Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.
    По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».
    Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».
    На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.
    Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы — летчики, инженеры и техники — проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.
    Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.
    В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.
    В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков — элита палубных летчиков.

  2. Shathris Ответить

    В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе флота впервые появились две отдельные воздушные дивизии — одна на Черном море, другая на Балтике. После 1917 года на Балтийском флоте начала формирование отдельная воздушная бригада особого назначения. Позднее отдельные отряды гидросамолетов появились и в составе Каспийской, Волжской и других флотилий. Всего же на всех фронтах гражданской войны использовалось 19 авиационных морских отрядов.
    В 1930-е годы, когда вся страна «болела» Арктикой и следила за судьбой челюскинцев, именно морские летчики приняли активное участие в спасении полярной экспедиции. За спасение полярников Золотая звезда Героя Советского Союза была вручена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, который являлся воспитанником именно морской авиации.

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация советского флота стала первой, кому удалось нанести удар по Берлину. Она стала главной угрозой для немецко-фашистских захватчиков в войне на море. В годы Великой Отечественной войны морские летчики выполнили более 35 тысяч боевых вылетов на различные задания. В воздушных боях с противником и на аэродромах они уничтожили более 5,5 тысячи самолетов врага. От ударов летчиков морской авиации Германия и ее союзники потеряли на море 407 боевых кораблей, а также 371 транспорт с войсками и грузами. Это составляет 2/3 общих потерь противника от воздействия советского Военно-морского флота. С тех пор роль морской авиации ВМФ России только увеличивалась.
    Уже в послевоенные годы морская авиация продолжила совершенствоваться, оттачивая свое боевое мастерство и осваивая новую поступающую на вооружение технику. Именно летчик-североморец в 1961 году первым проложил путь человечества к звездам. В это же время в стране появились новые рода морской авиации — морская противолодочная и ракетоносная, шло совершенствование морской разведывательной авиации. Принципиально новым направлением для флота стало появление в его составе самолетов корабельного базирования вертикального взлета и посадки, а также постройка первых авианесущих крейсеров «Минск», «Киев» и «Новороссийск». В дальнейшем появление палубной истребительной авиации, главным предназначением которой является прикрытие группировок флота в море, стало эпохальным событием в развитии отечественной морской авиации.
    В настоящее время ВМФ России располагает в своем составе боеспособными пилотами истребительной авиации, а также экипажами вертолетов корабельного базирования. Традиции прославленных морских летчиков-ветеранов бережно хранит и преумножает сегодняшнее поколение морских авиаторов, которые продолжают нести службу и самоотверженно трудиться над укреплением боеготовности отечественного морского флота.

    Сегодня на вооружении морской авиации России находятся современные реактивные самолеты и различные вертолеты. Собственной авиацией располагают все 4 флота нашей страны: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. При этом морская авиация продолжает оставаться одним из наиболее маневренных родов войск в составе российского военно-морского флота, который может действовать как во взаимодействии с другими родами войск, так и полностью самостоятельно.
    Морская авиация — это отдельный род сил ВМФ России. Она предназначена для поиска и последующего уничтожения десантных отрядов противника, его боевых сил флота, морских конвоев и одиночных судов как в море, так и в морских базах. Помимо этого, морская авиация обеспечивает прикрытие объектов флота и группировок кораблей от вражеских воздушных ударов, занимается уничтожением воздушных целей: самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника. Также морская авиация осуществляет ведение воздушной разведки, наведения на корабли противника собственных ударных сил и выдачу им необходимых целеуказаний. Морская авиация может быть привлечена для постановки минных заграждений, осуществления противоминных действий, воздушной перевозки и десантирования войск и грузов, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), осуществления поисково-спасательных работ на море. Основу ее сегодня составляют самолеты и вертолеты различного назначения.
    Функционально морская авиация России подразделяется на рода авиации: истребительную, морскую ракетоносную, противолодочную, разведывательного и вспомогательного назначения (РЭБ, дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, обеспечения управления и связи, противоминную, транспортную, поисково-спасательную, санитарную, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе). Морская авиация может базироваться на авианесущих кораблях и аэродромах. По месту базирования ее подразделяют на авиацию берегового базирования и палубную авиацию.

    Подавляющая часть российской морской авиации имеет береговое базирование. В настоящее время в состав российского флота входит лишь один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». По состоянию на 2014 год российская корабельная авиация представлена четырьмя типами самолетов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, а также учебно-тренировочными машинами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолетами МиГ-29КУБ. Все они во время походов могут базироваться на палубе российского авианосца вместе с вертолетами Ка-27 и Ка-29.
    В настоящее время российская морская авиация пополняется новинками, к которым можно отнести и самолеты МиГ-29К, которые должны полностью сменить самолеты Су-33 на борту «Кузнецова». Помимо этого, 15 июля 2014 года ВМФ России был передан первый серийный самолет Ил-38Н, который является модернизацией патрульного и противолодочного самолета еще советского производства. Модернизированный Ил-38Н был оснащен новым прицельно-навигационным комплексом «Новелла-П-38». Ил-38Н был построен в рамках первого контракта, который был заключен между Минобороны РФ и ОАК. Всего по контракту российские военные должны получить 5 таких самолетов. Первый серийный самолет данного типа был передан центру боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации, расположенному в Ейске. В настоящее время здесь уже идет подготовка бортовых операторов и летчиков для Ил-38Н.
    В отличие от оригинальной машины, обновленный Ил-38Н оснащен современной цифровой аппаратурой, которая существенно расширяет возможности данного самолета. Машина может использоваться для слежения за надводными и подводными кораблями противника, патрулирования российской экономической зоны, проведения поисково-спасательных операций на море. Аппаратура модернизированного самолета обладает открытой архитектурой, что позволяет в любое время дополнить ее разного рода оборудованием в зависимости от стоящих перед самолетом задач. Во время модернизации Ил-38Н прошел также капремонт, что позволило продлить срок службы самолета еще на 20-25 лет. В общей сложности на вооружении ВМФ России сегодня находится около 40 самолетов данного типа, 28 из них планируется модернизировать до 2020 года.
    По материалам открытых источников.

  3. Diran Ответить

    В ноябре 1904 года Россия приобрела аэростатоносец «Русь». Это было уже не столь молодое судно. Раньше оно называлось «Лан» и было построено в Германии в 1887 году. Когда началась русско-японская война, известный меценат граф Сергей Александрович Строганов купил пароход «Лан» на свои личные средства, после чего передал его Российскому Императорскому флоту. Пароход был переоборудован в аэростатоносец и должен был нести на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Судно предполагалось использовать для нужд ведения дальней воздушной разведки над морем. Однако в войне аэростатоносец «Русь» так и не принял участия. После Цусимской битвы его продали.
    Помимо аэростатоносца «Русь» в качестве примеров попыток создания морской авиации можно назвать открытие во время русско-японской войны морского воздухоплавательного парка во Владивостоке, которым командовал капитан флота Постников, выпустившийся в 1898 году из Школы воздухоплавания в Петербурге. В парке служили морские офицеры – лейтенант Алексеев, мичман Гудим, инженер Берг, а также прапорщики Вагнер и Колк. В то время в воздухоплавание часто шли морские офицеры как люди, обладавшие более обширными техническими знаниями, чем офицеры пехоты или кавалерии, и видевшие в воздухоплавании нечто общее с флотской службой.
    Прошло четыре года после окончания русско-японской войны, когда в 1909 году Лев Макарович Мациевич (на фото), известный воздухоплаватель, служивший в Корпусе корабельных инженеров в звании капитана, а затем перешедший в отдел воздухоплавания, выступил с докладом о необходимости строительства авианосцев, которые должны были бы использоваться для нужд российского флота. Он даже предложил собственный проект строительства авианосца, на котором могли бы перевозиться до 25 аэропланов. Но проекту Мациевича ход дан не был, а осенью 1910 года сам воздухоплаватель погиб в авиакатастрофе на Всероссийском празднике воздухоплавания.в Санкт-Петербурге. Но еще до гибели Мациевича другой офицер – подполковник Конкоткин – предложил переделать в авианосец корабль «Адмирал Лазарев». Но если проект Мациевича был отправлен в архив, то проект Конкоткина закрыли после перевода подполковника на службу в Амурскую флотилию. Так создание авианесущих кораблей отложилось еще на несколько лет.
    Однако появление подводных лодок на фоне отсутствия у кораблей средств для их обнаружения требовало более внимательного отношения к вопросам авиационного обеспечения флота. Поэтому 16 апреля 1911 г. в Севастополе были организованы специальные учения по сопровождению кораблей Черноморского флота тремя самолетами. М.Н. Ефимов летел на «Соммере», лейтенант В.В. Дыбовский – на «Блерио», а поручик Б.В. Макеев – на «Фармане». 24 мая 1911 г. лейтенант В.В. Дыбовский и его пассажир подпоручик Гельгар провели специальный полет на самолете «Блерио» с целью обнаружения подводных лодок. К этому времени в Севастополе уже существовала воздухоплавательная школа и именно ее летчики занимались проведением этих учебных полетов. В следующем 1912 году собственное отделение морских летчиков было создано в составе Черноморского флота.
    Появление отделения морских летчиков на Черноморском флоте привело к тому, что учебные полеты стали регулярными. Как правило, летчики тренировались осуществлять разведку и обнаруживать подводные лодки и минные заграждения. Между тем, еще в январе 1912 года старший лейтенант В.М. Смирнов, служивший артиллерийским офицером на линкоре «Пантелеймон», выступил со специальной докладной запиской, в которой обосновывал возможность использования авиации для бомбовых ударов по надводным целям. Вскоре В.В. Фриде провел на гидросамолете «Вуазен-Канар» первый полет с целью бомбометания, затем подобные полеты продолжали уже другие авиаторы, служившие в Севастополе. Таким образом, накануне Первой мировой войны именно Черноморский флот стал подлинным эпицентром формирования русской морской авиации. Там же, в Севастополе, были подготовлены и первые морские летчики, а затем на флоте даже ввели специальное звание «прапорщик по авиационной части».

    Первая мировая война заставила чиновников Морского министерства вновь обратиться к идее создания морской авиации, которая должна была подниматься в воздух с авианосцев. Но поскольку времени для строительства специальных авианесущих кораблей уже не было, командование флотом приняло решение переоборудовать в авианосцы несколько пароходов – «Император Александр I», «Император Николай I», «Императрица Александра» и «Румыния», а кроме того добавить гидроплан на крейсер «Алмаз». В строй корабли были введены в феврале 1915 года. «Николай I» брал семь гидропланов, «Александр I» – 8 гидропланов. Таким образом, были сформированы специальные корабельные отряды, которые базировались в Севастополе и грузились на корабли только перед походами. Первый корабельный отряд возглавил старший лейтенант Н.Р. Вирен, второй корабельный отряд – лейтенант Е.Е. Коведяев. Отряды входили в состав специального корабельного дивизиона, а кроме того были созданы и береговые дивизионы с дислокацией в Одессе, Круглой Бухте и Батуме. Гидропланы береговых отрядов поднимались с берега.
    Гидрокрейсер «Николай I» совершил свой первый боевой поход уже 11 марта 1915 года, сопроводив 5 русских линкоров к берегам Румынии. Гидропланы, поднимавшиеся с корабля, использовались сначала для воздушной разведки, а затем стали и бомбить береговые цели противника. Затем поход гидрокрейсера был повторен, но уже к турецким берегам. С этого момента походы «Николая I» к турецким берегам стали регулярными, а бомбардировки вражеских позиций – все более успешными. Когда в войну вступила Болгария, гидропланы продолжали вести воздушную разведку уже у болгарского побережья. Таким образом, была выявлена возможность совместных действий надводных кораблей и гидропланов по объектам противника, тогда как береговые гидропланы применялись для обнаружения вражеских подводных лодок.
    К весне 1916 года Черноморский флот имел на вооружении 34 исправных и 11 ремонтируемых самолетов. В состав флота входили три корабельных отряда – по одному на каждый из трех гидрокрейсеров «Николай I», «Александр I» и «Алмаз», и 7 береговых воздухоплавательных отрядов. На Балтийском флоте действовала воздушная дивизия в составе двух бригад, каждая из которых включала по 2-4 дивизиона из 2-4 отрядов каждый. Непосредственное командование морской авиацией на Балтфлоте осуществлял начальник авиационного отдела службы связи Балтийского моря капитан 2 ранга Б.П. Дудоров. Именно четыре гидроплана Балтийского флота, взлетевшие с корабля «Императрица Александра», дали тот самый победный бой немецким летчикам.

    К 1916 г. в целом уже оформилась структура российской морской авиации. Общее руководство флотскими летчиками осуществлял Морской генеральный штаб. Кадры специалистов-авиаторов готовились в офицерских школах морской авиации в Петрограде и Баку, в Красносельской морской школе воздушного боя и бомбометания, в Гапсалинской авиационной унтер-офицерской школе. В военных условиях перебирать кадрами не приходилось, поэтому в офицерских школах морской авиации учились не только флотские и армейские офицеры, но и унтер-офицеры, вольноопределяющиеся и нижние чины. Большое внимание уделялось вооружению и техническому оснащению гидропланов, их ремонту. Например, на корабле «Императрица Александра» были оборудованы специальные мастерские – моторная, слесарно-сборочная, деревообделочная и обтяжная.
    Февральская и Октябрьская революции внесли свой вклад в изменение лица русской морской авиации. Во-первых, сразу после Февральской революции «Императрица Александра» получила новое название «Орлица», «Император Александр I» был переименован в «Республиканец», а «Император Николай I» в «Авиатор». В июне 1917 г. в Петрограде было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, ставшее главным центральным органом морской авиации. Его возглавил капитан 2 ранга А.А. Тучков. Вскоре управление было переведено в Москву.
    Таким образом, несмотря на революционные события, морская авиация страны продолжала свое развитие и даже было централизовано управление частями и учебными заведениями морской авиации. Поразительно, но работа управления морской авиации и воздухоплавания продолжилась и после Октябрьской революции. В.И.Ленин, надо отдать ему должное, отнесся очень внимательно к проблемам морской авиации и ввел должность комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. На нее назначили военно-морского летчика А.П. Онуфриева, прежде работавшего на авиазаводе «Дукс». Конечно, Гражданская война и интервенция не способствовали улучшению положения морской авиации, поскольку Воздушная дивизия Черноморского флота потеряла весь авиационный состав и пункты базирования после захвата австро-венгерскими и германскими войсками Черноморского побережья Крыма.
    Лишь после окончания Гражданской войны советская власть в полной мере озаботилась восстановлением боевого потенциала морской авиации, которая в 1920-е – 1930-е гг. входила в состав Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В частности, именно летчики морской авиации стали костяком полярной авиации, осваивавшей арктические просторы Советского Союза. После того, как 30 декабря 1937 года был образован Народный Комиссариат ВМФ, в его структуру вошла и возрожденная как самостоятельный род войск морская авиация ВМФ СССР. После этого были созданы военно-морские авиационные училища в Ейске (на базе Школы морских летчиков и летнабов) и в Николаеве (на базе Школы морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути), военно-морское авиационно-техническое училище в Перми (на базе Военной школы авиационных техников), командно-авиационный факультет в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова.
    Советский период в истории отечественной морской авиации стал временем ее окончательного становления и боевого триумфа в годы Великой Отечественной войны. Морские летчики участвовали в боях на Балтике, на Черном море, в Арктике, над реками и водоемами Советского Союза, а после окончания Великой Отечественной войны и начала войны с Японией – на Тихоокеанском флоте. В послевоенный период своей истории морская авиация оформилась в том виде, в котором сохранилась практически без изменений до распада Советского Союза. Собственные военно-воздушные силы были сформированы в составе Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

    В 1960-х – 1980-х гг. каждый флот имел 1 морскую ракетоносную авиационную дивизию (ТОФ обладал двумя такими дивизиями), 1 разведывательный полк, от 1 до 2 вертолетных полков, противолодочный и транспортный полки, а также отдельные авиационные и вертолетные эскадрильи, выполнявшие различные специальные функции. В период 1960-х – 1980-х гг. активно модернизировалась техническая часть морской авиации, производились и поставлялись на вооружение новые виды самолетов, вертолетов, другой техники. В обстановке Холодной войны особую важность приобрели действия морской авиации ВМФ СССР в развивающихся странах, где создавались советские военные базы. Благодаря базам в Египте и Сирии авиация ВМФ получила возможность действий на Средиземном море, базы в Эфиопии, Сомали и Йемене позволяли контролировать Красное море и Индийский океан, на Атлантическом океане использовались базы на Кубе, в Гвинее и Анголе, а на Тихом океане – во Вьетнаме.
    Конечно, распад Советского Союза негативно сказался на отечественной морской авиации. Пришлось покинуть аэродромы в Грузии, Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, ухудшилась материально-техническая и финансовая составляющие службы, что неизбежно отразилось и на качестве боевой подготовке. В 1990-е гг. встречались морские летчики, так и не поднимавшиеся в воздух.

    В настоящее время происходит возрождение боевой мощи морской авиации России, однако до той мощи, которой она обладала в 1960-х – 1980-х гг., еще далеко. Между тем, современная геополитическая ситуация, учитывая растущую напряженность в отношениях между Россией и США, другими странами Запада, требует наличия мощной и сильной морской авиации, способной решать самые разные задачи и обеспечивать военно-политическое присутствие России в различных регионах планеты. Поэтому интерес к морской авиации растет, а профессия морского летчика и сейчас остается очень нужной и престижной. В День морской авиации «Военное обозрение» поздравляет с этим праздником всех, имеющих отношение к службе в ее подразделениях – ветеранов, действующих морских летчиков и наземный состав.

  4. ПриНЦеФФФко Ответить

    Традиционно в День образования морской авиации РФ проводят множество мероприятий, посвященных именно этому празднику.
    По телевидению транслируют множество передач, художественных и документальных фильмов, в которых рассказывают о подвигах и достижениях летчиков морского авиационного флота РФ.
    На главных площадях городов проводят замечательные концерты, в которых  участвуют самые популярные звезды эстрады. Также в связи с этим праздником традиционно проводят масштабные авиашоу, на которых летчики демонстрируют свое мастерство и технику.
    Ветеранов, всех кто служил и служит, на главных сценах страны торжественно поздравляет руководство ВМФ России. За праздничными столами виновники торжества одерживают поздравления от родственников, друзей, коллег и близких.

    Какой праздник 17 июля в России: роль авиации для страны

    Стоит подметить, что значение авиации российского флота с тех далеких времен не снизилось, а, наоборот, только еще больше возросло. На сегодняшний день на ее вооружении есть очень сложная новейшая техника. Управлением и обслуживанием техники занимаются профессионалы  высочашего класса.
    Морская авиация в современное время есть одним из главных и самых манёвренных родов сил ВМФ. Ее главной миссией можно назвать решение разных боевых задач на территориях морей и океанов. Она может действовать самостоятельно или взаимодействовать с другими родами войск. Бывает морская авиация может  привлекаться с целью помощи сухопутным войскам.
    Без участия авиации в настоящее время наш флот, в случае военных действий, не был бы способен максимально эффективно решать разные важные боевые задачи.

    Современную морскую авиацию можно делить на корабельную авиацию и авиацию берегового местонахождения.
    Современная морская авиация отличается универсальностью, манёвренностью и мобильностью.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *