Когда появилась культура в чем причина ее появления?

15 ответов на вопрос “Когда появилась культура в чем причина ее появления?”

  1. DeZZireD Ответить

    В последующие времена, по мере того как люди научились использовать огонь, изготавливать более совершенные орудия труда, а также освоили земледелие, их жизнь существенно облегчилась. Теперь им не приходилось тратить практически все время и силы на добычу пропитания. Соответственно, следы их культурной деятельности, относящиеся к этому периоду, попадаются гораздо чаще. И это уже не только наскальные рисунки, причем, исполненные на гораздо более высоком уровне, но и всевозможные поделки – фигурки, украшения. Очень много таких рисунков и украшений было найдено в пещерах Кроманьон, Комбарель, Альтамира и целом ряде других.

    Расцвет культуры в древних государствах

    По мере дальнейшего развития общества и замены первобытно-общинного строя рабовладельческим, заметно рос и уровень культуры людей. Строились просторные, красивые здания как для жилых целей, так и для отправления религиозных культов. Храмы украшали статуями богов, настенными росписями.
    Мастера-ювелиры создавали украшения из драгоценных металлов и камней. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии изучали движение небесных тел, создавая астрономические календари. Исключительно высокого уровня достигла культура в Древней Греции. Многие произведения древнегреческих архитекторов, скульпторов, мастеров художественного слова вошли в золотой фонд культуры человечества.
    Римляне, завоевавшие многие страны, включая греческие государства-полисы, сохранили и приумножили их культурное наследие. Так и появилась культура.

  2. Geo Ответить

    В словаре языка Пушкина слова “культура” мы не найдем: его полностью заменяет слово “просвещение”, к которому он относился весьма неоднозначно…
    Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.
    Впервые слово “культура” встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался “De agri cultura”. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое “нравиться” должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.
    Римляне употребляли слово “культура” с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: “culture juries” – выработка правил поведения, “culture lingual” – совершенствование языка и т.д.
    Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих “Тускуланских беседах” употребил слово “культура” в переносном значении, назвав философию “культурой души” (“cultura animae”), иначе, он считал что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.
    В значении самостоятельного понятие “культура” появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к “человеку искусственному”, воспитанному в обществе, в противоположность человеку “естественному”, необразованному.
    В 18 веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture , противопоставляя его слову naturale – природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития , самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать “культурой”.
    В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово “культура” запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу “Опыт истории культуры человеческого рода”.
    А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) “Идеи к философии и истории человечества”, где слово “Kulture” уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин “культура” во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.
    В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый – господство над природой с помощью знания и ремесел, второй – духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант и Гегель, почти не употребляли слово “культура”. Гегель заменял его термином “Buildung” (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.
    Появление слова “культура” в России
    Слово “культура” вошло в русский язык довольно поздно – в середине 30х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексконе зафиксировала выпущенная И.Ренофанцем в 1837 году “Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов”. Этот словарь выделял два значения слова “культура”: земледелие и образованность. Чуть позже “культура” появляется и в “Карманном словаре иностранных слов” Н. Кириллова , изданном в 1845 году. Однако за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию “культура”, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) “Основные начертания общей и частной физиологии…” . Именно он и ввел в научный обиход термин “культура” , тем самым содействовал становлению собственно культурно-философских идей в России.
    “Природа, писал Велланский, – возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. – Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования”.Конечный вывод, к которому приходит философ, следующий: “Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений” .
    Однако широкого распространения слово “культура” не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения “образованность”, “просвещение”, “разум”, “воспитанность”. И в словаре языка Пушкина слова “культура” мы не найдем: его полностью заменяет слово “просвещение”, к которому он относился весьма неоднозначно. С одной стороны, Пушкин признает положительное для России влияние европейского Просвещения:
    Но полно: мрачная година протекла,
    И ярче уж горит светильник просвещенья

    (“Второе послание к цензору” 1824)
    С другой стороны именно у Пушкина с наивысшей силой прозвучало романтическое неприятие “оков просвещения”, сближения просвещения и тирании:
    Судьба земли повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.

    (“К морю” 1824)
    Совсем иное осмысление давал слову “просвещение” Н.В. Гоголь. В 1846 году он писал “Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово “просвещение”. Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит” (“Статья из “Переписки с друзьями”).
    Гоголь раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия “Просвещение”, видя в нем бесценное наследие христианской веры, таким образом, он представил другой взгляд на устоявшийся в русском сознании термин.
    Гоголевскому пониманию и интерпретации просвещения вполне соответствует часто употребляемое в более поздние времена словосочетание “духовная культура” (“культура Духа”).
    Русские религиозные философы XX века Н.А. Бердяев (1874-1948) и П.А. Флоренский (1882-1943) дали свое толкование этимологии слова “культура”, считая его производным не от “colere-cultura”, указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от “культа”, то есть соотнося понятие “культура” непосредственно с религией, духовной сферой.
    По словам Флоренского, “большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры”.
    Сходные идеи развивал и Бердяев: “Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается… Древнейшая из Культур – Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями”.
    Любопытно также толкование, какое позднее дал слову “культура” Н.К. Рерих (1874-1947). Художник не раз называл Культуру “почитанием Света”, а в статье “Синтез” даже разложил лексему на части: “Культ” и “Ур”. “Культ, – размышлял художник, – всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь”. Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции “Культ света” (просветительский смысл) и в сопряжении с восточным мистицизмом.
    Иной смысл приобретает слово “культура” с появлением на свет книги немецкого философа и историка культуры Освальда Шпенглера “Закат Европы”. В данной работе автор противопоставляет понятия “культура” и “цивилизация”. Цивилизация, по мнению Шпенглера, является гибелью культуры определенного народа. Эта идея о враждебности данных двух понятий давно бродила в умах европейских и российских философов, а , будучи оформленной Шпенглером в книге стала настоящей сенсацией.
    Традиция противопоставления культуры и цивилизации в России уже имела свои национальные корни. Так, эту идею впервые высказал А. Блок в статье “Крушение гуманизма”, ее поддерживал Н. Рерих.
    И в двадцатый век слово “культура” перешло уже с именем Андрея Белого, который серьезно пытался осмыслить культуру как категорию. В докладе “Пути культуры” он отмечает: «Понятие “культура” отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие “наука”, “искусство”, “быт”; культура – цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего “Я”; она – индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше “Я”; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то “Я”».
    Таким образом, Белый определяет “культуре” свое собственное место и в жизни каждого человека, и в жизни нации. А это значит, что “культура” в ХХ веке становится тем объектом, который можно изучать, исследовать и выводить общие закономерности.
    Материал представляет собой компиляцию из нескольких источников.
    Ссылки по теме:
    История слова “культура”
    Культура и культуры
    Сугай Л.А. Термины “культура”, “цивилизация” и “просвещение” в России XIX – начала XX века
    Источник: http://www.countries.ru/library/subscribe/etymology.htm

  3. LALKA2000 Ответить

    Культурная динамика
    Культура никогда не остается неподвижной: она воз­­ни­кает, развивается, деградирует, она распростра­няется из одной страны в другую, передается от про­шлых поко­лений к будущим. Культурная динамика опи­сывает из­менения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изме­нения культуры и каковы механизмы такого изменения?
    Зарождение культуры
    Человеческая культура прошла долгий путь. Ее первые приз­наки появились на заре истории – в первобытном обществе.
    Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век – палеолит. Он продолжался около 2 млн лет. В это время происходят два глобальных процесса: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит – период антропогенеза, поздний палеолит – период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.
    Период безорудийной деятельности длился очень долго. Если учитывать самые ранние из обнаруженных сегодня форм древнего человека, около 7 млн. лет, и появление первых орудий труда, случившееся 2,2 млн. лет назад, то он продолжался не менее 5 млн. лет, т.е. значительно дольше, чем вся последующая цивилизация.
    Факты свидетельствуют о том, что эволюция закончилась с окончанием последнего ледника. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его вряд ли удастся отличить от нас. Труд и порожденное им сознание помогли формирующемуся человеку не только приспособиться к дикой природе, но и приспособить ее к своим потребностям, интересам и целям. Антропогенез – это почти непрерывная нить, ведущая от человека умелого к человеку разумному. Таков питекантроп, обезьяночеловек, живший примерно 0,5 млн. лет назад. За ним вверх по эволюционной лестнице идут синантроп и гейдельбергский человек. Еще выше – неандертальцы, обладавшие членораздельной речью и жившие группами по 50-100 человек. Они одевались в шкуры, широко пользовались огнем. Примерно 50 000 лет назад на Земле появился кроманьонский человек, внешне почти не отличимый от наших современников. Он приручал животных, делал первые шаги в области земледелия, знал гончарное дело, умел сверлить, шлифовать. Это был Homo sapiens. Развитие производительных сил стало движущей силой прогресса человеческого общества, а его техническое могущество настолько велико, что человечество уже сегодня превратилось в мощную геологическую силу. Породив Человека, Природа избрала еще один могучий катализатор мирового прогресса. Благодаря технике деятельность человека приобрела планетарный размах, а будущее всей Земли, и не только ее органического мира, теперь зависит от дальнейшего хода человеческой истории. Сегодня нет ни одного континента, где бы ни жил и ни трудился человек[1]. Человек покрыл Землю поселениями, густой сетью железных и шоссейных дорог, прорыл каналы, создал искусственные водохранилища и зеленые насаждения, засеял поля. Возникли небывалые прежде искусственные ландшафты.
    Материальный прогресс сопровождался потерями, масштаб которых только сейчас начинают осознавать. Люди имеют меньше шансов преждевременно умереть и живут с заболеваниями, от которых раньше сошли бы в могилу.
    Резников К.Ю.
    Как ни странно, но первоисточником культуры, а затем цивилизации стала хрупкая женщина. Точнее, группа, состоящая из матери и ребенка. Два миллиона лет назад по земле бродили бесчисленные детско-материнские группировки, единственным средством выживания у которых было фуражирование и собирательство — поиск подножных кормов (фруктов, корнеплодов, ягод, орехов). Детско-материнские группы дополнялись одним или несколькими взрослыми мужчинами, следовавшими за ними. Этот исторический период называют периодом предлюдей.
    Лишь 400 тыс. лет назад появилось население, которое с большими натяжками можно было окрестить “людьми”. Из Африки — прародины всего человечества — через Азию они проникли на юг Европы. Их называют Хомо сапиенс (люди мыслящие). У них были довольно сложный мозг и похожий на нас скелет. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Люди вида Хомо сапиенс были организованы в локальные группы численностью 20-30 человек.
    Поскольку в это время был уже открыт огонь, вполне вероятно, что и мужчины, и женщины совместно охотились на мелких животных и птиц. Трудовая кооперация представителей двух разных полов дополнялась, по всей видимости, кооперацией социальной. Уже в этот период можно говорить о зарождении протосемьи, зачатков воспитания и социализации подрастающего поколения, в котором принимала участие не только мать, но и отец. Ученые считают этот шаг решительным прорывом к образованию в будущем общества, ибо отец обучает ребенка прежде всего социальным навыкам.
    В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более “современный” вид Хомо сапиенс, который эволюционировал к 40 000 году в Хомо сапиенс сапиенс. С него берут свое начало все живущие сегодня народы. А поскольку все мы произошли от одного корня, никакая теория о превосходстве одной расы или нации над другими не имеет научной основы. Отныне тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Зато насколько более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенствоваться биологически.
    Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 000 лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою оче­редь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что да­вало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.
    Способность к общению развивавшаяся у доисторических предков человека очень медленно, сделала ги­гантский скачок в последние 30—40 тыс. лет — от рисунков кроманьонцев на стенах пещер до современной письменности. Все достижения цивилизации являются след­ствием того, что человеку свойственно образное и абстрактное мышление.

  4. GEKUROD Ответить

    Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека римский философ М. Т. Цицерон в 45 г. до н.э. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие – пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.
    В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.
    С эпохи Возрождения (XIV – н. XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек – как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.
    В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культу-ру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.
    В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. – века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.
    Однако если первоначально представление о культуре формиро-валось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно до-полнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.
    Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX – н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре – «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.
    Фрмирование украинской культурологической мысли было связано с украинским философом Г. Сковородой, который впервые поста-вил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и, связав сердце с «внутренним» человеком, Сковорода заложил традиции национальной «философии сердца» (кардио-софии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефо-дьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средо-точия божественного и земного.

  5. NOKAH Ответить


    Автор
    Библиотека “Культурология”
    Этимология слова «культура», его употребление и смыслы на протяжении европейской истории. Появление слова «культура» России.

    Происхождение слова “культура”

    Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.
    Впервые слово “культура” встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался “De agri cultura”. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое “нравиться” должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.
    Римляне употребляли слово “культура” с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: “culture juries” – выработка правил поведения, “culture lingual” – совершенствование языка и т.д.
    Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих “Тускуланских беседах” употребил слово “культура” в переносном значении, назвав философию “культурой души” (“cultura animae”), иначе, он считал что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.
    В значении самостоятельного понятие “культура” появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к “человеку искусственному”, воспитанному в обществе, в противоположность человеку “естественному”, необразованному.
    В 18 веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture , противопоставляя его слову naturale – природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития , самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать “культурой”.
    В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово “культура” запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу “Опыт истории культуры человеческого рода”.
    А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) “Идеи к философии и истории человечества”, где слово “Kulture” уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин “культура” во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.
    В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый – господство над природой с помощью знания и ремесел, второй – духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант и Гегель, почти не употребляли слово “культура”. Гегель заменял его термином “Buildung” (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

    Появление слова “культура” в России

    Слово “культура” вошло в русский язык довольно поздно – в середине 30х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексконе зафиксировала выпущенная И.Ренофанцем в 1837 году “Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов”. Этот словарь выделял два значения слова “культура”: земледелие и образованность. Чуть позже “культура” появляется и в “Карманном словаре иностранных слов” Н. Кириллова , изданном в 1845 году. Однако за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию “культура”, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) “Основные начертания общей и частной физиологии…” . Именно он и ввел в научный обиход термин “культура” , тем самым содействовал становлению собственно культурно-философских идей в России.
    “Природа, писал Велланский, – возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. – Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования”.Конечный вывод, к которому приходит философ, следующий: “Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений” .
    Однако широкого распространения слово “культура” не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения “образованность”, “просвещение”, “разум”, “воспитанность”. И в словаре языка Пушкина слова “культура” мы не найдем: его полностью заменяет слово “просвещение”, к которому он относился весьма неоднозначно. С одной стороны, Пушкин признает положительное для России влияние европейского Просвещения:
    Но полно: мрачная година протекла,
    И ярче уж горит светильник просвещенья
    (“Второе послание к цензору” 1824)
    С другой стороны именно у Пушкина с наивысшей силой прозвучало романтическое неприятие “оков просвещения”, сближения просвещения и тирании:
    Судьба земли повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.
    (“К морю” 1824)
    Совсем иное осмысление давал слову “просвещение” Н.В. Гоголь. В 1846 году он писал “Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово “просвещение”. Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит” (“Статья из “Переписки с друзьями”).
    Гоголь раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия “Просвещение”, видя в нем бесценное наследие христианской веры, таким образом, он представил другой взгляд на устоявшийся в русском сознании термин.
    Гоголевскому пониманию и интерпретации просвещения вполне соответствует часто употребляемое в более поздние времена словосочетание “духовная культура” (“культура Духа”).
    Русские религиозные философы XX века Н.А. Бердяев (1874-1948) и П.А. Флоренский (1882-1943) дали свое толкование этимологии слова “культура”, считая его производным не от “colere-cultura”, указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от “культа”, то есть соотнося понятие “культура” непосредственно с религией, духовной сферой.
    По словам Флоренского, “большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры”.
    Сходные идеи развивал и Бердяев: “Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается… Древнейшая из Культур – Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями”.
    Любопытно также толкование, какое позднее дал слову “культура” Н.К. Рерих (1874-1947). Художник не раз называл Культуру “почитанием Света”, а в статье “Синтез” даже разложил лексему на части: “Культ” и “Ур”. “Культ, – размышлял художник, – всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь”. Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции “Культ света” (просветительский смысл) и в сопряжении с восточным мистицизмом.
    Иной смысл приобретает слово “культура” с появлением на свет книги немецкого философа и историка культуры Освальда Шпенглера “Закат Европы”. В данной работе автор противопоставляет понятия “культура” и “цивилизация”. Цивилизация, по мнению Шпенглера, является гибелью культуры определенного народа. Эта идея о враждебности данных двух понятий давно бродила в умах европейских и российских философов, а , будучи оформленной Шпенглером в книге стала настоящей сенсацией.
    Традиция противопоставления культуры и цивилизации в России уже имела свои национальные корни. Так, эту идею впервые высказал А. Блок в статье “Крушение гуманизма”, ее поддерживал Н. Рерих.
    И в двадцатый век слово “культура” перешло уже с именем Андрея Белого, который серьезно пытался осмыслить культуру как категорию. В докладе “Пути культуры” он отмечает: «Понятие “культура” отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие “наука”, “искусство”, “быт”; культура – цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего “Я”; она – индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше “Я”; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то “Я”».
    Таким образом, Белый определяет “культуре” свое собственное место и в жизни каждого человека, и в жизни нации. А это значит, что “культура” в ХХ веке становится тем объектом, который можно изучать, исследовать и выводить общие закономерности.
    Материал представляет собой компиляцию из нескольких источников.
    Ссылки по теме:
    История слова “культура”
    Культура и культуры
    Сугай Л.А. Термины “культура”, “цивилизация” и “просвещение” в России XIX – начала XX века
    Источник: Библиотека по культурологии

  6. OlmeR Ответить

    В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культу-ра» выражали идею культуры как сферы развития «человечнос-ти», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвы-шения человека, совершенствования духовной жизни и нравст-венности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство че-ловека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имею-щийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, вос-питания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человече-ства, но и отрицательные проявления человеческой активности (ре-лигиозные распри, войны, преступность и т. д.).
    В дальнейшем закрепилась расши-рительная трактовка культуры: культура охватывает все, что от-личает жизнь человеческого общества от жизни природы, все сто-роны человеческого бытия. Она включает в себя не только резуль-тат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обя-зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма транс-ляции социального опыта через освоение каждым поко-лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна-вательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.
    Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и сво-боды. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творчес-кий акт человека, но творчество как универсальное отношение че-ловека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение че-ловека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
    В наше время слово «культура» является одним из наи-более употребляемых и в обыденном языке, и во множе-стве научных определений, что говорит как о многознач-ности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.С содержательной точки зрения под куль-турой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус-тойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каж-дого общества все эти составляющие в их конкретно – историчес-кой форме образуют ее социокультурный комплекс, или культу-ру данного общества.
    В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.
    Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное че-ловеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты челове-ческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

  7. Adolfik Ответить

    самара красивый и старый город. славиться он не только своими жителями, но и достопримечательностями, одной из которой является музей космонавтики. возле входа в музей находится единственный в европе вертикально установленный памятник в виде ракеты. зрелище это захватывающее, так как высота памятника достигает 70 метров, а вес более двадцати тонн.
    первым делом, попадая в музей, знакомишься с питанием космонавтов. на витринах можно увидеть небольшие тюбики с борщами, рассольниками, супами, кашами и мясом. далее можно прочитать меню космонавтов и понять из чего состоит их рацион.
    далее шага по музею можно ознакомиться с космическими аппаратами разной сложности и важности. аппараты абсолютны разные по предназначению и являются весьма интересными экспонатами. такие аппараты вряд ли удастся увидеть где – либо еще, так как музей называется выставочным и является уникальным.
    есть в музее и аппараты для фотографирования в космосе и аппараты для выхода в космос. кроме различных аппаратов можно в музее увидеть кресло космонавта, и понять в какой позе человеку предстоит стартовать в космос и как приземлиться обратно. можно увидеть космический скафандр. так что самара космическая интересный город и посещение музея оставляет самые приятные воспоминания.
    источник: сочинение на тему самара космическая

  8. Уистер Ответить

    Наиболее древняя теория возникновения человека и культуры, но получившая сегодня актуальность и общественный резонанс — креационная, согласно которой мир появился в результате волевого акта демиурга — Бога. Человек и культура в данной концепции понимаются даром Божьим, а основным назначением человека становится приближение к образу Бога, приобщение к высшим духовным ценностям.
    Космологическая концепция воспринимает разум и культуру как результат трансплантации их на Землю из Космоса.
    Эволюционная теория происхождения человека находится в рамках марксистской парадигмы, согласно которой формирование человека связано с трудовой деятельностью, преобразующей мир природы в мир культуры.
    По мнению ученых, первые люди (homo gabilis — человек умелый) появились на Земле около двух с половиной миллионов лет назад. Их предками были не человекообразные обезьяны, а самостоятельная ветвь, развивавшаяся параллельно с данной. Эти люди отличались от человекообразных обезьян прямохождением, относительно развитым головным мозгом и наличием сформировавшейся кисти руки с противостоящим большим пальцем. В это время возникают зачатки материальной (производство орудий труда, оружия, одежды и жилища) и духовной культуры (регулируемые коллективом правила и нормы поведения представителей различных полов и возрастных групп).
    Но только с появлением homo sapiens (человека разумного) возникла собственно культура первобытного общества (примерно 40–35 тыс. лет назад) — как материальная, так и духовная. В это время скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и иных орудий, появляются сложные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Особенностями духовной культуры этого периода становится усложнение общественных отношений: появление брака, запрещающего инцест, рода и семьи. В это время формируются ранние формы религии, появляется художественное творчество, складывается система научных знаний.
    Что же явилось предпосылками появления человека как человека культурного, в чем причина того антропологического скачка, который и привел к появлению собственно человека?
    По-видимому, такими обстоятельствами стали:
    1. 1) экстремальные условия жизни, обусловившие выживаемость индивидов с высокой степенью адаптации, гибкостью поведения и парадоксальностью мышления;
    2. 2) переход к прямохождению;
    3. 3) использование орудий труда;
    4. 4) совместная деятельность, которая привела к развитию коммуникации;
    5. 5) появление знаков, символов, языка и переход от языка инстинктов, которым владеют животные, к языку мышления, оперирующему знаками.
    Существует несколько теорий глоттогенеза (от греч. glуtta — язык, gеnesis — развитие, т. е. формирование языка):
    · постепенное суммирование речемыслительных навыков;
    Б.Ф. Поршнев в работе «О начале человеческой истории» выделяет три стадии развития языка:
    · животную имитацию,
    · суггестию (внушение) ископаемых людей,
    · формирование собственно речи.
    В качестве фактора, приведшего к формирования человека и языка, автор выделяет не труд, а именно коммуникацию;
    · экологическая теория формирования языка, где в качестве ведущего фактора глоттогенеза рассматриваются изменения климата:
    1. — поздний палеолит (40–25 тыс. лет назад) — охота в холодном климате, когда к призывам и сигналам добавляются уточнители, обозначающие предметы;
    2. — 25–15 тыс. лет назад первые имена получают животные (это время их активного изображения на стенах пещер); обозначение же человека появляется значительно позже — в эпоху мезолита.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *