Конспект статья добролюбова что такое обломовщина краткий?

16 ответов на вопрос “Конспект статья добролюбова что такое обломовщина краткий?”

  1. Andrordred Ответить

    Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» позволяет разобраться в сложном социальном понятии. Основные позиции статьи критика:
    Жизнь, изображенная в романе, не нацелена на определенные выводы читателя. Гончаров описывает действительность. Оценить достоинства – дело читателя. Автор к выводам совершенно равнодушен.
    Образу Обломова автор придает «родовое и постоянное значение». Все, что касается персонажа, для важно, нет ни одной ничтожной детали и пустого действия.
    Гончаров – это не только гениальный писатель, он еще и художник, замечающий важные явления жизни, умеющий передать их словами.
    Обломовщина – новый образ жизни русского общества. О Обломове нельзя сказать, что это новый тип. Его черты есть в Онегине, затем в других произведениях литературы. Время вносит свои коррективы в образ, обломовщина меняет поведение, но суть остается прежней. Главные черты социальной болезни, обломовского характера: инертность, апатия. Причина их в умственном и нравственном развитии. Потеряна святость труда. Лень почетнее работы.
    Обломов не глуп, не человек без эмоций. Он ищет что-то, думает, но впадает в состояние «нравственного рабства». Барство и рабство тесно переплетаются, становятся единым качеством, они составляют единственную «любопытную сторону» личности человека.
    Многие герои русской литературы имеют сходные черты с Обломовым. Онегин, Печорин, Рудин становятся им в разные моменты соей жизни. Обломов бездельничает столько же, сколько его литературные собратья. Они умело прикрывают лень словами, прогулками.
    Обломовы живут и сегодня. Они «сколок» (часть) персонажа романа Гончарова. Превращение в него у кого-то еще не завершено, другие опередили Обломова. Разговоры прячут безделье. Обломов у писателя разоблачен. Он снят с «красивого пьедестала», уложен на мягкий диван, одет в халат. Автор романа показывал героя с целью предупреждения – знамения времени.
    Гончаров хоронит обломовщину, создает «похвальное надгробное слово». Россия должна очнуться.

  2. WEB Ответить

    Автор статьи: Добролюбов Н.А.
    Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Но первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было
    Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.
    “Обломов” вызовет, без сомнения, множество критик. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь – пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.
    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.
    Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова – это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;
    Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни
    Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.
    От природы Обломов – человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.
    Все Обломову наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся Бог весть из-за чего…
    Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
    Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.
    Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.
    Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
    сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог
    Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… “Аи, аи, – не делайте этого, оставьте, – кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят. – Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и благородному, которые в нас всегда жили… Оставьте, оставьте! Что вы делаете?..”
    в общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается – доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.
    в самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
    Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.
    Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре – лежебоком.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче
    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества
    Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.
    Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.
    Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    … Штольц не хочет “идти на борьбу с мятежными вопросами”, он решается “смиренно склонить голову”… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы – принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…
    Добавил: JUICEppE
    Сохранить

    / Критика / Гончаров И.А. / Обломов / Цитатный конспект статьи Добролюбова “Что такое обломовщина”

    Смотрите также по
    произведению “Обломов”:

    Сочинения
    Краткое содержание
    Полное содержание
    Характеристика героев

  3. EZY Ответить

    В настоящее время подобное явление нередко встречается среди представителей власти и зажиточных людей. К сожалению, они считают, что им негоже заниматься многими делами. Конечно, они имеют возможность нанять рабочих, но ведь нельзя забывать о том, что каждый из нас должен заниматься делом и быть полезным для своего окружения и общества в целом.
    Само отношение к деятельности при “обломовщине” негативное, потому что никто не хочет выполнять какие-либо дела. Жизнь людей, которых поразила “обломовщина” течет сама по себе. Они не хотят менять ее в лучшую сторону, а также они не желают даже знать о том, что все может быть по-другому. Им легче доверить все занятия и обязанности кому-то другому. Такое общество порождает ленивых и безответственных людей.

    Кто породил “обломовщину”?

    Гончаров рассказывает нам о том, почему Илья Ильич стал именно таким. На самом деле, его родители всегда ограждали Илюшку от дел, и тем самым вырастили из него лентяя. В рассказе говорится о том, что неумение надевать чулки приводит к неумению жить”. Тяжело с этим не согласится.
    Поэтому, когда родители ограждают своих чад от ответственности и обязанностей, они могут навредить его развитию. Ведь из-за такого воспитания ребенок не может:
    принимать решения самостоятельно;
    помогать пользу;
    взваливать на себя решение проблем;
    быть настойчивым и уверенным в себе.

    Спасет ли “обломовщину” любовь?

    В рассказе Гончаров говорилось о том, что однажды Обломов встретил Ольгу Ильинскую. Она сначала побудила его к каким-то действиям, но со временем Илья Ильич стал по-прежнему ленив. Конечно, это не смогло не огорчать Ольгу, и однажды они расстались. Она не смогла создать вокруг Обломова привычную ему атмосферу. Но однажды Илья Ильич встретил Агафью Матвеевну, которая создала для него удобные и комфортные условия. Конечно же, Обломов остался у нее, потому что так комфортно. Гончаров подчеркивает то, что все началось с “обломовщины”, и ей же и закончилось. К сожалению, в жизни главного героя ничего не изменилось.

  4. pawt Ответить

    В начале статьи Добролюбов обращает внимание читателей не только на несомненный талант автора, но и на “необыкновенное богатство содержания” данного произведения, произведения, в котором, по словам критика, вроде бы, “совсем нет действия”: ведь главный герой почти на всем протяжении повествования лежит на одном и том же диване.
    Несмотря на то, что “единственной пружиной” романа Добролюбов называет лень и апатию Обломова, он подчеркивает, насколько мастерски Гончаров исследует, изучает явление, на которое автор
    однажды бросил свой взгляд, и от которого не собирается отрываться,

    Гончарова интересует именно типаж его героя, а точнее образ жизни, который он собой олицетворяет и который с легкой руки критика получил название “обломовщина”.
    Определяя главную идею романа, Добролюбов пишет:

    Добролюбов подчеркивает, что сам по себе Обломов – далеко не новый тип в русской литературе, его черты, черты лишнего человека читатель находил еще в Онегине, в других героях лучших произведений нашей литературы, но образ этот со временем приобретал все новые и новые черты, пока наконец не трансформировался в Обломова. Какие черты отмечал критик?
    совершенная инертность, корень которой кроется в апатии по отношении ко всем событиям, которые происходят. С детства ему не нужно было ничего добиваться, ничего делать своими руками. Зачем?

    бесхарактерность и отвращение к любой деятельности;
    неумение “деятельно хотеть”, что это значит? Добролюбов поясняет:

    Добролюбов подчеркивает, что от природы, если вспомнить детство Обломова, он такой же человек, как и все, все перечисленные черты – “благоприобретенные”, результат воспитания. Однако черты эти не так безобидны, как может показаться с первого взгляда:

    Но самой главной и одновременно самой ужасной чертой Обломова Добролюбов считает нравственное рабство:

    И далее:

    Рабство и барство, в сочетании друг с другом представляют собой адскую смесь, в результате – Обломов, будучи

    Ужаснее всего то, что человек, рожденный свободным, по собственной воле становится рабом:

    Объяснив характер Обломова, Добролюбов подробнее останавливается и на “обломовщине”:

  5. Gaston Ответить

    Автор статьи: Добролюбов Н. А..
    Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Но первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было
    Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.
    «Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.
    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.
    Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова — это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;
    Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни
    Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.
    От природы Обломов — человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.
    Все Обломову наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся Бог весть из-за чего…
    Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
    Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.
    Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.
    Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
    сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог
    Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… «Аи, аи, — не делайте этого, оставьте, — кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят. — Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и благородному, которые в нас всегда жили… Оставьте, оставьте! Что вы делаете?..»
    в общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается — доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.
    в самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
    Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.
    Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре — лежебоком.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче
    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества
    Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.
    Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.
    Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    … Штольц не хочет «идти на борьбу с мятежными вопросами», он решается «смиренно склонить голову»… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы — принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…

  6. Бетель Ответить

    План статьи Н. А. Добролюбова следующий.
    Первое впечатление читателей от романа.
    Талант Гончарова изобразить всю полноту жизни.
    Характерная черта обломовского характера.
    Схожесть Обломова с другими литературными героями.
    Обломовщина: много слова, мало дела.
    Отсутствие Штольцев в нашем обществе.
    Образ Ольги.
    Первая часть романа “Обломов” не вызвала у публики обширного интереса. Произведение многим показалось чересчур скучным. Однако потом читатели оценили мастерское умение И. А. Гончарова изображать мельчайшие детали и воссоздавать полную картину жизни.
    Талант Гончарова неподатлив. Его произведения кажутся холодными и не производят на читателя впечатления. Однако стоит внимательно присмотреться, и перед нами на полную силу раскроется умение Ивана Александровича изображать, словно художник, природу и каждую деталь окружающей действительности. Именно поэтому произведения Гончарова кажутся растянутыми.
    Обломовщина – это знамение времени, отражение русской действительности. Главная черта Обломова – инертность. Апатия Ильи была результатом его воспитания и той среды, в которой он постоянно находился.
    Другие литературные персонажи, к примеру, Онегин, Рудин, Печорин, Тентетников, Гамлет схожи с Обломовым. Они находятся в постоянном состоянии скуки. Однако эти герои в трудных ситуациях хоть что-то делают, а Обломов продолжает лениться.
    Обломовщина – это привычка разглагольствовать, жаловаться на жизнь. Но ничего при этом не делать. Лучше просто покориться судьбе и жить, словно байбак.
    Штольцев, людей не слова, а дела, пока нет в нашем обществе. Андрей Штольц – деятельный и энергичный человек, который, впрочем, еще не дорос до идеала общественного деятеля и реформатора.
    Ольга – тот идеал, который только может повстречаться в русских реалиях. Именно в ее образе заключается та неудержимая сила, которая может противостоять обломовщине.

  7. Darne Ответить

    характеру героя, почти вовсе нет действия.
    “Обломов” вызовет, без сомнения, множество критик. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело.
    Ошибетесь – пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.
    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.
    Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова – это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;
    Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни
    Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.
    От природы Обломов – человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.
    Все Обломову наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся Бог весть из-за чего…
    Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
    Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.
    Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.
    Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
    Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог
    Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… “Аи, аи, – не делайте этого, оставьте, – кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят. – Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и благородному, которые в нас всегда жили… Оставьте, оставьте! Что вы делаете?..”
    В общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается – доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.
    В самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
    Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.
    Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре – лежебоком.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче
    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества
    Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.
    Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.
    Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    … Штольц не хочет “идти на борьбу с мятежными вопросами”, он решается “смиренно склонить голову”… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него.
    А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы – принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…

  8. Я-Б-Л-О-Ч-К-О Ответить

    Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Но первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было
    Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.
    “Обломов” вызовет, без сомнения, множество критик. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь – пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.
    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.
    Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова – это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;
    Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни
    Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.
    От природы Обломов – человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.
    Все Обломову наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся Бог весть из-за чего…
    Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
    Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.
    Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.
    Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
    сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог
    Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… “Аи, аи, – не делайте этого, оставьте, – кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят. – Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и благородному, которые в нас всегда жили… Оставьте, оставьте! Что вы делаете?..”
    в общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается – доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.
    в самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
    Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.
    Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре – лежебоком.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче
    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества
    Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.
    Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.
    Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    … Штольц не хочет “идти на борьбу с мятежными вопросами”, он решается “смиренно склонить голову”… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы – принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…

  9. AAlekseevich Ответить

    Достоевский считает, что Гончаров не до конца бы разоблачил обломовщину, если бы не ввел образ Андрея Штольца. В отличие от барина Обломова, Штольц являлся новым буржуазным дельцом. Если воля Ильи парализована, то Андрей наполнен непреклонной энергией. Он все время занят, к чему-то стремится и чего-то добивается. Если у Обломова проявляются одни воображения, то у Штольца – дела, опыт и факты. Стихией и целью жизни Андрея является труд. Друг пытается пробудить Обломова, но тот заживо хоронит себя в домике с малограмотной Пшеницыной. Добролюбов показывает, что на смену мечтателям и лентяям приходит новая буржуазная сила.

    Счастье в понимании Обломова

    Идеалом счастья для Обломова был вечный покой. Праздностью жили многие поколения в Обломовке. Герой не видел смысла в суете светского общества. Он, сидя на диване, воображал себя героем, которого все почитали. Тихое семейное гнездышко с детьми и женой – вот идеал его счастья. Материальное состояние, карьера, положение в обществе Илье Ильичу не нужны. Он ценит чистоту души, доброту и искренность. Обломов пытается не отступать от идеала гармонии, который заложили в его душу с детства. Он хоть и хочет быть полезным, но ничего для этого не делает.

    Суть обломовщины по Добролюбову

    Краткое содержание “Что такое обломовщина?” позволяет сделать вывод, что Добролюбов называет “обломовщиной” образ типичной русской жизни. Она сопровождалась бездеятельностью, существованием без цели. Причиной такой болезни критик видит среду и общество. Эта среда душит, губит и топчет души людей. “Обломовщиной” Добролюбов называет состояние общества, уничтожающее все лучшее в человеке. Обломовщина – это форма жизни хорошего человека, который понял, что лучше ничего не делать, нежели совершать зло. Это нельзя назвать ленью, скорее, осознанным протестом против обогащения, несправедливости и лжи. Своим лежанием на диване герой протестовал против действительности. Так он превратился в “лишнего человека”. Душевная рана Обломова очень глубокая, потому что он понимает причины своей духовной гибели.

  10. Blackworker Ответить

    Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина? ” увидел в “Обломове” кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов – “коренной народный наш тип”, символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он – последний в ряду “лишних людей” – Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс “лишнего человека” доведен до парадокса, до логического конца, за которым – распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.
    В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. “Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, – пишет Добролюбов. – Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу.. . Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере – чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится… ”
    Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича – “праздность и покой” – является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара. Оба они, господин и слуга, – дети Обломовки. “Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней”. У господского дома тоже с незапамятных времен обвалилась галерея, и крыльцо давно собирались починить, но до сих пор не починили.
    “Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам, – заключает Добролюбов. – В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово”. “Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, – я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.
    Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т. п. , я не сомневаюсь, что он – Обломов. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, – я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, – я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку”,- пишет Добролюбов. Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова “Обломов”, на истоки характера главного героя.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *