Конспект урока по окружающему миру 3 класс что такое почва?

17 ответов на вопрос “Конспект урока по окружающему миру 3 класс что такое почва?”

  1. Красота Ответить

    Министерство образования и науки Челябинской области
    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
    «Челябинский педагогический колледж №1»
    Технологическая карта урока
    Окружающий мир
    Выполнила студент(ка): 43 гр.
    Ткалич К.Д.
    Проверил:
    Отметка:
    Дата: 02.03.17
    Челябинск 2017
    Класс: 3 «А»
    Кабинет: 101
    Тема: «Почва , ее состав».
    Цель:  формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
    Планируемые результаты:
    -личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
    -предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы
    Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс
    Этап урока
    Методы и приемы
    Содержание урока.  Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    УУД
    1. Орг. Момент
    Словес.: приветствие
    Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.
    Приветствовать учителя
    Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
    2.Актуализация знаний
    Практический метод.
    Устная фронтальная работа.
    Прежде чем начать новую  тему , мы с вами напишем небольшой тест по пройденным темам.
    Животные сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, строят жилища, заботятся о потомстве называются …
    а) домашние
    б) дикие
    в) комнатные
    Животные, которые питаются только другими животными, называются:
    а) травоядные
    б) хищные
    в) всеядные
    3. Подчеркни названия зимующих в наших местах птиц:
    воробей, грач, синица, лебедь, ласточка, цапля
    Укажите группу, в которой перечислены только млекопитающие:
    1. шимпанзе, собака, лошадь
    2. кошка, курица, жираф
    3 бабочка, стрекоза, муравей
    4. черепаха, крокодил, осьминог
    Определи, о каком зверьке идёт речь:
    Этот зверёк умеет строить на реках и ручьях плотины, прокладывает в лесу каналы. Валит толстые деревья, сооружает хатки для жилья. Найдёт осину или иву, подгрызёт её со всех сторон и дерево упадёт. От упавшего дерева зверёк старательно отделяет ветки, сплавляет их по воде к своей хатке и складывает в большие кучи. Так зверёк запасает себе на зиму продукты. ________________________
    6.Животные – это:
    звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
    птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
    птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
    Вспомнить пройденный материал, писать тест по пройденной теме
    П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
    К: аргументируют свою позицию.
    3. Постановка учебной задачи и ее решение
    Практический: выполнение упражнения
    Практический метод.
    Устная фронтальная работа.
    Послушайте стихотворение.
    Сказала лопата:
    Земля – чтобы рыть.
    Ботинки сказали:
    Земля – чтоб ходить.
    А люди сказали:
    Земля – чтобы жить.
    (А. Тетивкин)
    О какой земле идёт речь? (О почве) Как вы понимаете такие слова: «Земля – чтобы жить». Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав и свойства.
    Итак, тема нашего урока: «Почва. Состав почвы»
    Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?
    Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки.
    В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее.
    Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
    Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
    Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
    Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
    Делать вывод
    Анализировать
    Отвечают на вопросы
    П: Выявлять сущность, особенности объектов.
    На основе анализа объектов делать выводы.
    Умение определять цель урока
    4.Решение частных задач
    Практич: работа с учебным материалом
    Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы открываем учебники на стр 114.
    Начинаем читать по цепочке.
    Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?
    Скажите, какое из утверждений верны?
    В почве есть:
    1) воздух
    2)вода
    3)свет
    4)тяжелые и легкие частички.
    Ребята, что такое перегной?( часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.)
    Работать с учебным материалом
    Отвечать на вопросы по теме
    К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;
    Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
    5.Закрепление
    Практич.: с выполнение упраж.,
    (на доске таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).
    -Посмотрите на доску. Что у нас получилось?
    -Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы разложили на доске? (СОСТАВ ПОЧВЫ)
    -Что входит в состав почвы?
    -Что же делает почву плодородной?
    – Почему на прокаленной почве растения не растут?
    – Прочитайте учебник на с. 38.
    – Выделите основные мысли. Подведите итог.
    – Итак, что же растения получают из почвы?
    Вывод:
    1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.
    2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.
    -Откуда же они берутся?
    3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
    Вывод запишем в тетради.
    Делать выводы
    Отвечать на вопросы
    Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;
    6.Подведение итогов урока
    словесн.:беседа
    Ребята, какой вывод можно сделать про почву?
    В почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.
    -Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)
    -Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)
    -Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
    -Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
    Вы сегодня очень хорошо поработали!
    Формулировать тему и цель урока
    К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  2. Bludmoon Ответить

    Тема: Почва.
    Класс: 3 (подходит ко многим учебникам).
    Цель: Познакомить с почвой как верхним плодородном слоем земли; выяснить основной состав почвы; узнать, как образуется почва.
    Задачи:
    1. Познавательные: Формирование представлений о составе почвы.
    Формирование представлений о составе почвы.
    Формирование представлений о разрушении почвы.
    2. Развивающие: Развитие наблюдательности при изучении состава почвы по опытам.
    Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа при изучении состава почвы; синтеза, при формулировке вывода; установление причинно-следственных связей между составом почвы, её использованием и образованием.
    Развитие речи.
    3. Воспитательные: Воспитание познавательного интереса.
    Воспитание внимательности при просмотре опытов.
    Воспитание аккуратности при проведении опыта.
    Оборудование.
    Для учителя: опорные карточки, для опыта: стекло, спиртовка, чашка, держатель, стаканчик с водой, кусочки земли.
    Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, стакан с водой, кусочек почвы.
    ХОД  УРОКА
    Организационный момент.
    У. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем. Ребята, обернитесь и поприветствуйте  аплодисментами гостей. Присаживаемся.
    У. Начнём наш урок с опроса домашнего задания, а затем перейдём к изучению новой темы, какой узнаем чуть позже.
    II. Опрос домашнего задания.
    У. Посмотрите все на меня. Ответьте, могут ли камни разрушаться?
    Д. Да.
    У. Перечислите, какие вы знаете причины разрушения камней.
    Д. Колебания температур, вода, ветер, корни растений.
    У. Хорошо. Кто сможет рассказать, как изменение температур и вода способствуют разрушению горных пород?
    Д. (ответ одного ученика)
    У. Хорошо. А кто сможет рассказать, как ветер способствует разрушению камней? Мы внимательно слушаем __________ и если нужно добавим.
    Д. (ответ одного ученика).
    У. Во что превращаются камни измельчаясь?
    Д. Песок, глина.
    У. Действительно, твёрдые горные породы очень медленно, но постоянно разрушаются. Это происходит под воздействием изменения температуры воздуха, воды, ветра и растений.
    У. Молодцы, мы повторили домашнее задание, и переходим к изучению новой темы. Внимательно послушайте рассказ-загадку. Её отгадка и будет темой нашего сегодняшнего урока.
    Изучение новой темы «Почва».
    План урока.
    Что такое почва
    -определение;
    -главное свойство почвы – плодородие;
    -состав почвы.
    Связь растений и почвы, животных и почвы:
    -продукты, которые растения получают из почвы;
    -образование почвы;
    -разрушение почвы.

    Чудесная кладовая

    Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
    Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
    Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
    Д. Да, это почва.
    У. Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
    У. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
    У. Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
    Д.
    У. Проделаем опыты, чтобы ответить на этот вопрос.
    Опыты.
    Бросим комочек сухой почвы в воду. Из почвы выходят пузырьки воздуха. В воде есть воздух. (опыт делают дети и учитель)
    Немного свежей почвы нагреваем на огне. Над почвой подержим стекло. Вскоре стекло становится влажным. В почве есть вода.
    3. Продолжаем нагревать почву, вскоре мы увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
    4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серая), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, поверх песка – глина.
    5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло; подержим стекло над огнём. Вода испаряется, а на стекле остаётся белый налёт. Это минеральные соли. Это говорит о том, что в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
    У. Открываем тетради и записываем число и тему сегодняшнего урока «Почва». С красной строки записываем «Плодородие – это главное свойство почвы». Теперь сделайте подзаголовок «Состав почвы».
    У. Перечислите, что входит в состав почвы?
    Д. Воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли, растворённые в воде.
    У. Правильно. Записываем в столбик то, что вы сейчас назвали.
    Д. (Записывают.)
    У. Открываем учебник на странице 65. Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? Кто живёт в почве?
    Д. Медведка, крот, черви, личинки животных, мыши, лягушки зимой, улитки.
    У. Ребята, как вы думаете, что берут из почвы растения, чем они питаются?
    Д. Кислород, вода, минеральные соли.
    У. Соли – это питательные вещества, которые просто необходимы для жизни растений. Но их в почве содержится ограниченное количество. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.
    У. Рассматривая иллюстрацию, вы, наверно, заметили, что в почве много ходов. Как вы думаете, кто их сделал?
    Д. Крот, медведка, черви и др.
    У. По этим ходам вода и воздух попадают в глубину почвы, а эти животные также перемешивают почву, измельчают остатки растений.
    У. Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений, но некоторые неприхотливые растения, селятся на месте разрушения горных пород – песке и глине, где почти нет питательных веществ. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения. В последствии эти растения также отмирают, и образуется ещё больше перегноя. Так очень медленно песок и глина под действием живых существ  превращаются в почву.
    Постепенно её начинают заселять различные животные. Они также повышают плодородие почвы.
    У. Видите: почва даёт жизнь растениям и животным, но, отмирая, они образуют почву. Это ещё раз доказывает, что всё в природе взаимосвязано.
    У. Как уже отмечалось, почва образуется очень и очень медленно (1 см почвы образуется за 250-300 лет), 20 см – за 5-6 тысяч лет. Как вы думаете, а разрушается почва быстро?
    Д. (Ответы детей)
    У. Действительно, если человек также безответственно будет относиться к почве, то почва может разрушиться очень и очень быстро. Там, где нет растений, плодородный слой почвы вымывается водой и выдувается сильным ветром.
    У. Как вы думаете, каким органом растения могут уберечь почву от выдувания и выветривания (укрепить почву)?
    Д. Корнями.
    У. Верно, растения своими корнями укрепляют почву. И поэтому, если мы хотим сберечь почву, необходимо охранять растения.
    Закрепление.
    У. Ребята, назовите тему нашего урока.
    Д. Почва.
    У. Это слово является ключевым в кроссворде, который мы разгадаем и повторим некоторые вопросы новой темы.
    (Открывается кроссворд)
    п
    о
    ч
    в
    а
    Назовите вещество, входящее в состав почвы.
    Как называется главное свойство почвы?
    Какое животное, делая в почве ходы, способствует пропуску в её глубины воздуха и воды?
    Что разрушает почву, если почва не укреплена корнями растений?
    В какой жидкости растворяются минеральные соли?
    Домашнее задание.
    У. Дома вам нужно будет прочитать содержание параграфа «Почва» и рассмотреть иллюстрацию. Особое внимание обратите на состав почвы. Открываем дневники и записываем на вторник: стр. 65-69.
    VI. Оценка знаний учащихся.
    Ребята, мне понравилось, как вы работали на уроке, молодцы! За урок вы получаете следующие отметки… .
    Урок окончен.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *