Кто такие коллекторы и на что они имеют право?

12 ответов на вопрос “Кто такие коллекторы и на что они имеют право?”

  1. Alsasida Ответить

    В переводе с английского коллектор (collector) буквально означает «собирающий». В нашей стране под этим термином понимают организации, которые занимаются взысканием долгов с заемщиков банков или микрофинансовых организаций (МФО). Закон называет коллекторов юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности[2]. Чтобы не путаться, в статье мы будем использовать «народное» название.
    Коллекторы встречаются двух типов:
    Банковские, которые работают в рамках специального подразделения или отдела кредитной организации.
    Внешние, которые заключают агентский договор с финансово-кредитной организацией (банком или МФО) и получают установленный процент с возвращенных средств. Также внешние коллекторы могут заключать с банком договор цессии (уступки прав требований) и после этого уже сами выступают от своего лица как кредиторы. Подобные сделки узаконены Гражданским кодексом РФ.
    Коллекторская деятельность не сводится исключительно к получению доходов субъектами. Коллекторы представляют собой важное звено в кредитно-финансовых отношениях между кредитными организациями и заемщиками. Любой банк или МФО не смогут существовать, если выданные кредиты не будут возвращаться и приносить прибыль в виде процентов за пользование заемными средствами — в конечном итоге кредитные организации также будут нести убытки, а проценты по кредитам для благонадежных заемщиков будут расти.
    В связи с выполнением кредитными и микрофинансовыми организациями большого количества операционных задач, сосредоточиться на детальных переговорах с заемщиками об удобных способах возврата средств не всегда получается — это не их профиль деятельности. Поэтому банкам проще передать эту задачу коллекторским агентствам или получить хоть какие-то средства в случае полного выкупа долга. В результате банки получают доход и могут предлагать своим клиентам привлекательные ставки по кредитам, не боясь разорения.
    В этом и заключается сущность коллекторского дела: связь между банками и заемщиками, где первым обеспечивается возвращение средств в оборот, а вторым — удобные способы возврата.
    С 2016 года на рынке имеют право работать только легальные организации, которые внесены в реестр Федеральной службы судебных приставов и соответствуют требованиям отраслевого закона.
    В России действует профессиональная ассоциация коллекторов — НАПКА, в которую входят крупные коллекторские компании с высокой деловой репутацией. Цель ассоциации — создание цивилизованного рынка коллекторских услуг в России[3].
    Федеральный закон четко определил, какие теперь есть права у коллекторов. В результате нелегальных участников рынка осталось мало — чаще это точечные региональные компании, с которыми активно борется государство и «белый сектор». Введенные законом правила рынка детально регламентируют каждую сферу деятельности коллекторов, устанавливая права как компаний, так и заемщиков.
    Способы связи с заемщиком
    Права коллекторов по новому закону касаются как банковских служащих, специализирующихся на выполнении функций по взысканию долгов, так и внешних агентств. В первую очередь законом определены методы взаимодействия между сторонами правоотношений.
    Кредитор — банк или коллекторское агентство — может связаться с должником несколькими способами:
    в ходе личной встречи или по телефону;
    путем направления сообщений на электронную почту, телефон или другие средства связи;
    почтовой корреспонденцией по известному адресу[4].
    Возможны и иные способы связи, но только в рамках соглашения, заключенного между должником и кредитором. А популярный вопрос, имеют ли право звонить коллекторы родственникам должника или на работу, закон решил путем введения ряда условий. Заемщик должен дать согласие на такие звонки в письменном виде, а третье лицо не должно выражать отказ[5].
    Такое разнообразие средств взаимодействия коллекторов с должником не означает их активное применение. Данное право позволяет выйти на контакт с заемщиком удобным ему способом, чтобы, например, не отвлекать от дел звонками по телефону.
    Должник может самостоятельно выбрать удобный способ общения с коллекторским агентством. Но нередко граждане сбрасывают звонки или игнорируют сообщения, в результате сотрудникам агентства ничего не остается, кроме как пытаться выйти на связь еще раз.
    Какие права имеют коллекторы
    При взаимодействии с должниками коллекторы обязаны уважать личность и интересы гражданина, поэтому все действия должны носить добросовестный и разумный характер. Коллекторы имеют право:
    Приходить домой для личного общения с заемщиками.
    Сообщать лицу достоверную информацию о своих полномочиях и последствиях невозврата долга.
    Собирать и хранить персональные данные должника, в установленных законом случаях передавать без согласия лица установленным субъектам.
    Взаимодействовать с заемщиком с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 часов в праздничные и выходные.
    Предлагать способы выплаты долга, рекомендовать оптимальные средства возврата.
    Отвечать на обращения должника в 30-дневный период[6].
    Коллекторы вправе обращаться в судебные органы для взыскания просроченной задолженности как по поручению кредитора, так и самостоятельно выступая в его роли. При этом коллектор становится полноправной стороной гражданского судопроизводства со всеми правами, предусмотренными для истца Гражданским процессуальным кодексом РФ. При этом коллекторы имеют право только подавать исковое заявление, а описывать имущество и применять другие меры обеспечения иска могут только судебные приставы.

    Разрешено все, что не запрещено

    Кроме законных прав коллекторов, Федеральный закон № 230-ФЗ устанавливает ряд ограничений, связанных с деятельностью по взысканию долгов. Эти ограничения не носят сложный юридический характер, а являются, скорее, объективным выражением морали и этических правил. Добропорядочные коллекторские агентства и до введения в действие нормативного правового акта не допускали в своей деятельности подобных нарушений.
    Установленные ограничения можно условно разделить на три группы:
    Связанные с безопасностью жизни и здоровья заемщика: нельзя угрожать, применять физическую силу, оказывать насилие и другие проявления незаконных действий.
    Направленные на защиту интересов гражданина: запрет на звонки в ночное время, беспокойство родственников и третьих лиц без письменного разрешения и пр.
    Направленные на защиту частной жизни: сохранение персональных данных, запрет на разглашение сведений о долге и правоотношениях без согласия заемщика.
    Закон также предъявляет требования к личности граждан, способных выступать в качестве коллекторов. Запрещено взаимодействие с заемщиками лицам, имеющим судимость.
    Чтобы обезопасить граждан от непредвиденных расходов, связанных с оплатой входящих звонков и сообщений при международной связи, закон обеспечил правом вести работу по взысканию долга в России только российские компании.
    При взаимодействии с коллекторами важно не забывать, что нужно не только знать то, на что они имеют право, но и внимательно относиться к своему поведению. Как уже было сказано, законодательство четко регулирует правила общения коллекторов с должниками, и грубое их несоответствие может привести к административной ответственности со стороны компании. По этой причине легальные организации следят за своей репутацией и не допускают нарушений закона. Но неэтичное и неуважительное поведение заемщиков часто становится причиной конфликтов, которые связаны с незнанием должниками нюансов законодательства.
    Чтобы избежать подобного исхода, следует при первом разговоре с коллектором уточнить все детали и обсудить дальнейшее взаимодействие.

    Имеет ли смысл доводить дело до суда?

    Переход взаимоотношений между коллекторами и должниками в конструктивное русло открыл новую веху в истории развития рынка. Штат соответствующих компаний зачастую формируется из представителей различных областей, которые изучают положение должника с профессиональной точки зрения и стараются вместе с ним выйти из сложной ситуации. Такой подход хорош для обеих сторон: коллекторам становится проще получить неуплаченные средства, а заемщик защищен от обращения кредитора в судебные органы.
    При невозможности налаживания контакта с должником коллектору ничего не остается, как направлять исковое заявление в суд о взыскании неуплаченного долга. Почему такой поворот событий невыгоден должнику?
    В большинстве случаев коллекторы выигрывают подобные дела, поэтому должникам приходится не только принудительно выплачивать всю сумму долга в короткий период, но и дополнительно возмещать государственную пошлину и другие расходы компаний.
    У судебных органов нет полномочий, связанных с предоставлением гражданам помощи в уплате долга. Поэтому в отличие от коллекторов с судом нельзя договориться о пропуске платежа или привлекательной схеме возврата долга.
    Судебное разбирательство сопровождается посещением заседаний, моральными издержками и тратами на представителей. При работе с коллекторами специалисты связываются удобным для вас образом.
    Судьям и аппарату суда запрещено предоставлять юридические консультации, поэтому при направлении дела в суд вам никто не посоветует, как лучше поступить или безболезненно для кошелька вернуть долг без переплат.
    Проблемы с невозможностью уплаты кредита или займа могут возникнуть у каждого. Какая бы ни была причина, ответственность за это лежит на должнике. Прятаться от представителей кредитора и не выходить на связь — не самое лучшее решение. В конечном итоге все равно придется возвращать долг, но уже под контролем судебных органов, которые зачастую не церемонятся с должниками. Чтобы разрешить ситуацию с минимальным дискомфортом, правильным решением станет взаимодействие с коллекторской компанией. Специалисты не только подберут оптимальный вариант уплаты долга, но и помогут сохранить репутацию и кредитную историю.

  2. Monara Ответить

    Мы еще вернемся к триллеру, который я нарисовала в своем воображении в начале статьи. Самое интересное, что люди из него не имеют никакого отношения к коллекторам. Это бандиты, мошенники, разбойники. Как хотите назовите, только не коллекторами.
    Коллектор – это человек, который служит посредником между должником и взыскателем. Он помогает вернуть долги в полном объеме с помощью законных методов воздействия за вознаграждение.
    В качестве взыскателя могут быть:
    банки;
    микрофинансовые организации;
    страховые компании;
    организации по предоставлению услуг связи, коммунальных услуг и т. д.
    Коллекторская служба и опасна, и трудна, требует высокого профессионализма ее сотрудников. По сути каждый из них должен совмещать в себе сразу 3 профессии: юрист, экономист и психолог. Согласитесь, что с таким набором навыков стать коллектором непросто.
    С января 2017 года в России действует закон № 230, который четко регламентирует деятельность по взысканию просроченной задолженности. Все, кто хочет ассоциировать себя с профессией “коллектор”, обязаны ему следовать. Мы не раз будем возвращаться к его статьям, чтобы уяснить, что могут, а что не имеют право делать коллекторы в отношении должника.
    В профессиональных услугах собирателей (так с английского переводится слово “коллектор”) нуждаются не только финансово-кредитные организации, но и сами должники. Объясню почему.
    Коллекторское агентство, официально работающее на рынке, заинтересовано в том, чтобы взыскать долг с должника. От этого зависит его прибыль и зарплата сотрудников, поэтому оно идет на значительные уступки. Многие из этих компаний разрабатывают специальные программы, которые облегчают долговое бремя. Например, коллекторское агентство “Феникс” предлагает такие льготные условия погашения долга, как:
    рассрочка платежа без процентов, когда сумма задолженности просто делится на равные платежи;
    списание части долга, если заемщик смог погасить большую его часть.
    Я проанализировала деятельность пяти крупных игроков на рынке. Они используют разные методы, в том числе:
    юридическая помощь в реализации имущества в счет погашения долга;
    помощь в подготовке документов для обращения в банки для реструктуризации или рефинансирования кредитов;
    составление удобного для заемщика графика платежей;
    приостановление процесса исполнительного производства и др.
    Работа в тесном сотрудничестве с коллекторским агентством зачастую поможет избежать более серьезных последствий отказа платить по кредиту. Например:
    После вынесения решения суда о принудительном взыскании долга вы можете лишиться движимого и недвижимого имущества, вам запретят выезд за границу, отберут права на транспортное средство и т. д.
    Будет безвозвратно испорчена кредитная история, которая закроет дорогу к кредитным средствам банков.
    Арестуют денежные средства на счетах и установят принудительное взыскание с заработной платы.
    Заметьте, что эти последствия возникают не от деятельности коллекторов, они не имеют право лишать, изымать, арестовывать, а от судебных приставов. В этом и есть положительная сторона работы с профессиональными собирателями. Они помогают решить проблему с долгами в досудебном порядке. Иногда люди просто не знают, что и как надо делать, если попали в сложную жизненную ситуацию.

    Требования закона к коллекторским компаниям

    Деятельность коллекторских агентств контролируется Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Законность их деятельности подтверждается регистрацией в специальном реестре. При этом компания должна отвечать следующим требованиям:
    Регистрация в форме хозяйственного общества.
    Деятельность по возврату задолженности должна быть основной.
    Размер чистых активов более 10 млн рублей.
    Обязательное страхование ответственности от причинения убытков должнику на сумму от 10 млн рублей в год.
    Наличие собственного сайта.
    Владение оборудованием и программным обеспечением в соответствии с требованиями ФССП.
    Включение в реестр по обработке персональных данных.
    Не имеют право привлекаться к возврату задолженности лица, у которых есть непогашенные судимости.
    На декабрь 2018 года 224 компании зарегистрированы в реестре. И только за последний год из него исключены 10 агентств. Вся информация доступна на сайте ФССП.
    Обязанности коллектора:
    Соответствовать всем требованиям закона.
    Вести аудиозаписи переговоров с должником и предупреждать его об этом.
    Хранить в течение 3 лет голосовые и текстовые сообщения, бумажные и электронные документы, которые передают и получают в процессе работы с должником.
    Соблюдать конфиденциальность информации о должнике.
    Составлять и передавать ФССП отчеты о возврате просроченной задолженности.
    Обратите внимание! Все частные лица и компании, которые не зарегистрированы в реестре коллекторских агентств, находятся вне закона. Первое, что вы должны сделать, когда вам позвонили или пришли какие-то люди с требованиями оплатить долги, это спросить ФИО, должность и название организации. Потом перепроверить полученные сведения на сайте ФССП и позвонить по телефону компании, пославшей коллекторов.

    Как долги заемщика оказываются у коллектора

    Выясним, как вообще взаимодействуют коллекторские компании с кредиторами.
    Во-первых, если у вас на руках есть какой-нибудь кредитный договор, найдите в нем пункт, по которому банк может передавать право требования долга с должника сторонней организации. Именно по этому пункту банки сотрудничают с коллекторскими компаниями. Все эти действия не противоречат закону о потребительском кредите.
    По Гражданскому кодексу есть 2 вида взаимодействия банка и коллекторского агентства:
    Агентский договор, по которому коллекторы за вознаграждение берут на себя работу по взысканию долга в пользу финансовой организации. Они выступают посредниками между должником и банком.
    Продажа банком долга коллекторскому агентству. При таком варианте заемщик уже должен не банку, а коллекторам. С банком переговоры уже бессмысленны, ни о какой реструктуризации долга речи не идет. Придется договариваться и вырабатывать новую схему погашения задолженности с агентством.
    И в том, и в другом случае главная цель коллектора – это убедить должника добровольно выплатить долги на приемлемых для обеих сторон условиях.

    Что можно и что нельзя

    Любые действия коллекторов по отношению к должнику регламентируются законом. Там четко прописано, что можно, а что нельзя делать для возврата просроченной задолженности.
    Есть 4 основных способа взаимодействия коллектора с должником:
    Телефонные переговоры по номерам, указанным в кредитном договоре заемщика.
    Письменные обращения по электронной почте и через Почту России.
    Личные встречи по месту проживания заемщика для поиска взаимовыгодных путей погашения долга.
    Обращение в суд, если все предыдущие действия не привели к добровольному погашению задолженности. В этом случае заемщик будет иметь дело еще и с судебными приставами.
    В рамках каждого метода есть пределы дозволенного. Их сейчас и разберем.
    Общение по телефону, почте или любым другим способом с третьими лицами (например, родственники, коллеги по работе, друзья, соседи и др.) может быть только с согласия должника и перечисленных лиц.
    Не допускаются применение физической силы или угрозы в ее применении.
    Противозаконна порча имущества должника или угроза его повреждения.
    Запрещены методы, которые могут быть опасными для жизни и здоровья должника или окружающих людей.
    Недопустимо психологическое воздействие путем унижения чести и достоинства.
    Коллекторы не имеют право передавать персональные сведения о размере задолженности, сроках погашения и личные данные третьим лицам без согласия должника, в том числе по месту работы.
    Категорически нельзя размещать сведения о задолженности конкретного человека в сети интернет, на стенах зданий.
    С заемщиком должно контактировать только одно коллекторское агентство.
    Все телефоны и адреса, с которых звонят и пишут работники коллекторских компаний, должны быть открыты.
    Любое взаимодействие с должником прекращается, если он:
    судом признан банкротом;
    предоставил документы о признании его недееспособным или о прохождении лечения в стационаре;
    является инвалидом первой группы, несовершеннолетним.
    Существуют временные ограничения работы коллектора с должником:
    в рабочие дни с 8 утра до 10 вечера, а в выходные и праздничные дни с 9 утра до 8 вечера;
    личные встречи не более 1 раза в неделю;
    телефонные звонки не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
    голосовые и текстовые сообщения не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 раз в месяц.
    Для взаимодействия с коллекторским агентством должник имеет право назначить вместо себя представителя – адвоката.

    Как вести себя с коллектором: советы

    Эти советы дают сами коллекторские агентства на страницах своих сайтов. Стоит к ним прислушаться, чтобы избежать проблем и принять помощь, которую они способны оказать:
    Обязательно прочитайте закон № 230, чтобы быть в курсе, что и в каких границах могут делать коллекторы по взысканию долга.
    Не пытайтесь любыми способами уйти от общения. От этого долг не рассосется и проблема не решится.
    Объясните причины, которые привели к возникновению задолженности, сотрудники вместе с вами помогут найти выход.
    Относитесь к коллекторам, как к людям, которые выполняют свою работу. Если они делают это в рамках закона, то никаких хамских высказываний, угроз и прочих противоправных действий вы от них не услышите и не увидите.
    При любом нарушении закона необходимо обратиться в контролирующий орган – ФССП. Если действия взыскателей представляют угрозу жизни и здоровью людей, то подключайте полицию и прокуратуру.
    Чтобы подстраховаться и оградить себя от действий мошенников:
    записывайте все телефонные переговоры и голосовые сообщения;
    сохраняйте все копии отправленных вам сообщений и писем;
    встречайтесь с работниками агентств при свидетелях.
    Эти материалы послужат доказательствами при обращении в суд. У всех на слуху страшные случаи, о которых рассказывают корреспонденты в СМИ. Поджоги, избиения, изнасилования, убийства должников и членов их семей. Но, дорогие читатели, какое отношение имеют эти криминальные хроники к профессии коллектор? Давайте дадим каждому заниматься своим делом. Полиция и прокуратура пусть ловит преступников, которых хватает в том числе и в среде взыскания долгов.
    У нас даже есть устоявшееся название “черный коллектор”. Это бандиты, которые, к сожалению, дискредитировали деятельность по взысканию долгов. Коллекторы во всем мире помогают банкам и другим организациям возвращать деньги по займам, а горе-заемщикам справляться со сложными жизненными обстоятельствами с наименьшими потерями.

    Заключение

    Я постаралась развеять миф о преступной деятельности коллекторских агентств. В этом мне помог закон, который четко прописывает границы дозволенного. По любому нарушению должник может обращаться в контролирующие органы. Но главное, я считаю, не давать повод собирателю долгов познакомиться с вами, т. е. вовремя платить по счетам.
    Если есть среди читателей блога люди, кто имел честь взаимодействовать с коллекторами, буду рада прочитать в комментариях о вашем опыте. Так ли страшен черт, как его малюют?

  3. Макидаки Ответить

    В наши дни к услугам коллекторских агентств прибегают довольно часто, поскольку долги граждан неустанно растут с каждым днем. Далеко не все агентства действуют добросовестно на должном профессиональном уровне. Большинство из них не ограничивают себя ничем и могут использовать нелегальные методы взимания долгов.
    В целях борьбы с недобросовестными коллекторскими агентствами В России была создана Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств, она включает в себя 32 организации, которые осуществляют свою деятельность на профессиональном уровне и используют исключительно цивилизованные методы взыскания долгов.
    Их досудебная деятельность включает:
    установление контакта с должником;
    переговоры через СМС;
    отсылка электронных писем с информацией о задолженности;
    личные встречи с должником в строго установленном порядке;
    объяснение негативных последствий невыплаты долга;
    разъяснение возможных путей выхода из сложившейся ситуации.
    В случае, если проблему решить не удалось, дело передают в суд, при этом сотрудники коллекторского агентства сопровождают судебный процесс, готовят исковые документы.
    Недобросовестные организации не соблюдают профессиональную этику. В своих действиях они используют противозаконные действия: угрожают должнику, раскрывают конфиденциальную информацию третьим лицам, приходят на дом к должнику в любое время, без предупреждения.
    Действие подобных организаций накладывает неприятный отпечаток на все коллекторские агентства.

    Профессия – коллектор

    Коллектор – профессия молодая, кадры для коллекторских агентств пока нигде специально не готовят. Но при приеме на работу некоторые требования к соискателям все же предъявляют.
    В первую очередь, приветствуется наличие знаний в области финансов и банковского дела. Второе, что нужно — это умение обрабатывать большие объемы информации. И третье, коллектор должен уметь общаться и взаимодействовать с людьми, быть коммуникабельным и иметь определенные представления о психологии человека.

  4. love 4aek c limonom Ответить

    Подавать в суд

    По закону коллекторы имеют право подавать в суд на должника, но на практике подобное происходит нечасто.
    Дело в том, что коллекторы практически всегда имеют в своём распоряжении плохо подготовленные документы, с которыми нет оснований обращаться в суд.
    Если следует подобная угроза, рекомендуется потребовать у коллектора предъявить документы, подтверждающие сумму долга. Тогда сразу станет понятно, есть у них, с чем обращаться в суд или нет.

    Приходить домой

    По закону коллекторы имеют право приходить домой к должнику для устной беседы.
    Другой вопрос в том, что у них нет права самовольно проникать в жилище или, тем паче, проникать со взломом.
    В подобных случаях клиент имеет право немедленно обращаться с заявлением в соответствующие правоохранительные органы, при этом рекомендуется подкреплять заявление материальными доказательствами неправомерных действий коллекторов.

    Угрожать

    Коллекторы имеют право воздействовать лишь методами словесного убеждения и угрозы уже относятся к нарушениям с их стороны.
    В подобных случаях рекомендуется записывать все разговоры на видео — или аудиоплёнку для того, чтобы предъявлять в качестве вещественного доказательства.

    Звонить знакомым

    Коллекторы нередко звонят знакомым должника, пытаясь через них оказывать психологическое давление на него самого.
    На самом деле прямого юридического права на это они не имеют, если знакомые не имеют никакого отношения к взятому кредиту. Об этом рекомендуется им напоминать при повторении ситуации, дабы урезонивать их.

    Описывать имущество

    Описывать имущество должника коллекторы не имеют никакого права. Все подобные угрозы совершенно беспочвенны и не следует обращать на них никакого внимания.
    Подобные действия возможны только по решению суда, но в суд коллекторы не всегда обращаются, поскольку судебная исполнительная власть нередко пробуксовывает в России в подобных вопросах.

    Какие права имеют коллекторы по новым законам? ^

    По новым законам коллекторы имеют следующие права по взысканию долгов:
    Вести телефонные переговоры.
    Проводить очные встречи.
    Присылать СМС-сообщения и письма по электронной почте.
    Направлять письма через почтовые отделения.
    По новым законам коллекторы не имеют права:
    Высказывать в адрес должника угрозы физической расправы над ним..
    Причинять вред имуществу должника и озвучивать подобные угрозы.
    Оскорблять должника, унижать его достоинство и честь.
    Общаться или писать несовершеннолетним лицам, а также лицам, находящимся на излечении в психиатрических лечебницах.

    Поправки 2019 года ^

    Поправки 2019 года по сути кардинально не изменили права коллекторских компаний. Коллекторы по этим поправкам имеют право общаться с должниками с восьми утра до десяти часов вечера в будние дни и с девяти до восьми в выходные.
    Звонки и визиты в иное время приравниваются к нарушению закона со стороны коллекторов. Также должники получили право общаться с коллекторами через своего официального представителя или же вообще отказаться от подобного общения.
    Подобные поправки были приняты после сотен заявлений в полицию об избиении коллекторами должников.

    Имеют ли право банки передавать долги? ^

    Чаще всего подобный вопрос уже можно определить в тот момент, когда происходит подписание кредитного соглашения.
    Формулировка значения не имеет, суть сводится к тому, что банк оставляет за собой право на передачу долгов третьим лицам.
    Мало того, в договорах в завуалированной форме прописывается и согласие заёмщика на проведение этой процедуры. Этим объясняется необходимость внимательного чтения кредитного договора перед его подписанием.
    Даже рекомендуется предварительно показывать его юристу, если подобная возможность имеется. Юрист сможет указать на пункты, которые впоследствии могут обернуться проблемами для заёмщика.
    Банк чаще всего передаёт долг коллекторам после того, как просрочка составит несколько месяцев.
    При возникновении проблем с погашением задолженности рекомендуется немедленно проинформировать банк об этом.
    Банк может пойти навстречу должнику и предложит на выбор несколько вариантов погашения долга. Также сроки платежей могут быть отодвинуты.

    Что делать, если угрожают? ^

    При угрозах в адрес должника ему необходимо адекватно отреагировать. В первую очередь следует позаботиться о том, чтобы факт высказывания угроз был зафиксировать.
    Это необходимо для подкрепления заявления, подаваемого в правоохранительные органы.
    Можно использовать для этого аудиозапись или снять происходящее на видео. Рекомендуется сразу же поставить коллекторов в известность об этом, такие меры нередко отрезвляют их. Если же угрозы не прекращаются, нужно писать на них заявление.

  5. рЫжИк Ответить

    Не забывайте, что в соответствии с действующим законодательством РФ, вы имеете ряд прав:
    Ст. 385 ГК РФ – должник имеет право не выполнять обязательства в отношении нового кредитора, если ему не будут предоставлены доказательства перехода к нему права требования.
    Ст. 129 УК РФ – если кто-то (в данном случае – коллекторы) звонят, пишут или встречаются с родственниками и соседями с целью опорочить вас, то это затрагивает Вашу честь и достоинство.
    Ст. 163 УК РФ – затрагивает вопросы, связанные с вымогательством. Любые угрозы в адрес заемщика или его близких людей является грубым нарушением действующего законодательства.
    Если в течение 3-х лет кредитные обязательства не были исполнены, то требования банка будут признаны безосновательным, поскольку срок исковой давности по займу истек. Помните, что правом изъятия имущества обладают исключительно судебные приставы, действующие на основании судебного постановления.

    Законность действий коллекторов

    Издавна существует мнение, что коллекторы являются бандитами, которые могут выбивать задолженность только противоправными средствами (угрозами, шантажом, избиением и т.д.) В действительности, законодательством определяется несколько ключевых положений о взаимоотношениях между должником и коллектором:
    Кредитно-финансовая организация может передать долг только одной коллекторской компании;
    Если происходит передача задолженности, то заемщик в обязательном порядке информируется об этом;
    Звонить должникам коллекторы могут не больше 3-х раз в течение суток;
    Сотрудники коллекторских компаний имеют возможность получения информации о кредитной истории заемщика.

    Составление жалобы

    Один из основных способов борьбы с коллекторами – составление жалобы. Жаловаться на действие сотрудников коллекторского агентства по их горячей линии не имеет смысла. Направлять жалобу рекомендуется в Роспотребнадзор.
    На основании полученной жалобы сотрудники Роспотребнадзора проводят полную проверку агентства. Если будут выявлены нарушения, инициируется судебное производство, в котором интересы должника будут защищаться этой государственной службой.
    Если в адрес должника поступают угрозы или звонки от коллекторов раздаются среди ночи, то рекомендуется направить жалобу в прокуратуру. Важно иметь доказательства, которые будут подтверждать слова:
    Записывайте разговоры по телефону;
    Сделайте детализацию звонков;
    Не удаляйте переписку по интернету;
    Сохраняйте сообщения, содержащие угрозы.

  6. Kagatilar Ответить


    «На Урале на коллекторов завели дело за доведение до самоубийства»;
    «На пермских коллекторов завели дело за угрозы»;
    «В Екатеринбурге коллектор ударил пенсионерку из-за долга», – это лишь малая часть новостей о злодеяниях коллекторов только за последние три дня.
    Многие из вас хотя бы раз брали в банке кредит и хотя бы один раз по каким-либо причинам задерживали платеж. Многие из вас получали подозрительные телефонные звонки с просьбой «передать информацию о долге» кому-либо из своих друзей, коллег или родных…
    Но самое страшное случается, когда Вы допускаете просрочку очередного платежа по кредиту или не возвращаете вовремя микрозайм… В дело вступают коллекторы.
    Кто такие коллекторы, можно ли от них защититься, а также кто и как может реально защитить вас от коллекторов – Вы найдете ответы в настоящей статье.
    3 июля 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», именуемый в народе «Закон о коллекторах», и именно народным названием мы будем называть данный закон для вашего удобства.
    Кто такие коллекторы.
    «Колле?кторское аге?нтство, также известно как долговое агентство (от англ. Сollection — сбор) — агентство, профессионально специализирующееся на внесудебном взыскании просроченной дебиторской задолженности и проблемной задолженности, а также бизнес, целью которого является способствование производству платежей по задолженностям физических и юридических лиц. Большинство коллекторских агентств существуют и работают как агенты кредитора, и собирают долги за агентское вознаграждение, формирующееся согласно количеству собранных финансовых средств в форме выплаты заранее определённых процентов от общей суммы взысканной задолженности. Также долг может быть целиком выкуплен у банка». (Википедия)

    Существуют два вида коллекторов.
    легальные коллекторы – те организации, занимающиеся возвратом просроченной задолженности, которые удовлетворяют требованиям, изложенным в Законе о коллекторах и внесены в государственный реестр. Требования к таким организациям установлены статьей 13 Закона о коллекторах и достаточно высоки. В частности, участниками коллекторской организации не могут являться лица, имеющие судимость; собственные средства коллекторской организации не могут быть менее 10 миллионов рублей; гражданская ответственность коллекторской организации должна быть застрахована;
    «черные» или нелегальные коллекторы – это самые наглые люди, осуществляющие деятельность по взысканию задолженности в тени, на свой страх и риск.
    Какие права имеют коллекторы.
    Закон о коллекторах предусматривает следующие права коллекторов: а) взаимодействовать с должником по телефону, при личных встречах или путем направления должнику почтовых отправлений; б) подать в суд иск о взыскании долга на основании доверенности от кредитора или договора уступки права требования.
    Чего реально не могут сделать коллекторы?

    В процессе взаимодействия с должником коллекторы часто начинают «стращать» его: опишем имущество, отнимем детей, и т.п.
    ПОМНИТЕ, что коллекторы не могут: а) забрать у Вас единственную квартиру или дом, если только таковые не являются предметом залога по ипотеке; б) лишить Вас родительских прав на детей. Орган опеки даже не примет у них заявления; в) посадить Вас в тюрьму (привлечь к уголовной ответственности) только потому, что Вы не можете платить. Г) направить к вам выездную группу для осмотра имущества или иных действий.
    Что коллекторам запрещено законом?

    – сообщать о Вашем долге каким бы то ни было третьим лицам: родственникам, знакомым, соседям, руководству, и т.п., если только, во-первых, Вы сами не дали коллектору согласия на такое сообщение, и, во-вторых, то «третье лицо» не выразило на это своего несогласия;
    – звонить Вам с 22.00 до 8.00 в рабочие дни, а также с 20.00 до 9.00 в выходные дни; звонить Вам больше 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
    – оказывать на Вас психологическое давление, оскорблять Вас, а также угрожать жизни и имуществу;
    – пытаться ввести Вас в заблуждение относительно Вашего денежного обязательства.
    Насколько можно верить словам коллектора?

    Коллекторы – это люди наглые и бесцеремонные. Вознаграждение коллектора прямо зависит от того, какую денежную сумму он может из Вас «выбить». Поэтому коллектор не заинтересован в том, чтобы идти на какие-либо уступки, он попытается получить с Вас деньги любой ценой, в том числе силой или обманом.
    Поэтому, общаясь с коллектором, ни в коем случае не нужно:
    – верить его словам об акциях, скидках, частичном «прощении» долга и/или иных «бонусах». Никто ничего Вам не простит. Вас будут «доить» столько, сколько возможно;
    – вступать с коллекторами в переговоры о реструктуризации, отсрочке, рассрочке выплаты долга, и т.п. Это нужно было делать с основным кредитором (банком или микрофинансовой организацией). Как уже сказано выше, верить ни одному слову коллектора нельзя;
    – подписывать какие-либо бумаги, которые будет пытаться подсунуть Вам или просто дать Вам на подпись коллектор. Расценивайте любую бумагу, которую коллектор просит подписать, как смертный приговор;
    – ходить на встречи с коллекторами в их офисы или другие места (кафе, торговые центры, и т.п.). Именно там коллектор «играет на своем поле» и легко смоет оказать на вас давление;
    – сообщать коллектору какую бы то ни было информацию о себе, даже самую незначительную. Она будет использована исключительно против Вас.
    Не отвечайте ни на один вопрос коллектора, говорите: «Отвечать отказываюсь без объяснения причин».
    Что делать, если коллектор позвонил Вам.
    Свое общение с позвонившим коллектором Вы начинаете со следующей фразы:
    «В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона 230-ФЗ, Вы обязаны сообщить мне громко, четко и внятно:
    – свои фамилию, имя и отчество;
    – название и адрес организации, которую Вы представляете;
    – название и адрес моего кредитора.
    Если звонящий называет эти данные, постарайтесь записать их! Сообщите звонящему: «Мне сейчас неудобно разговаривать, перезвоните завтра».
    На сайте Федеральной службы судебных приставов в ближайшее время будет опубликован реестр коллекторских организаций. Именно там Вы проверите информацию о легальности данной коллекторской фирмы.
    Если коллекторская фирма оказалась легальной.
    Сообщите звонящему, что Вы отказываетесь общаться с коллекторской фирмой, после чего немедленно кладите трубку.
    Напишите заявление со следующим текстом: «Сообщаю Вам, что я отказываюсь от взаимодействия с представителями Вашей организации по своему желанию, сообщать вам какие-либо причины не считаю нужным. С момента получения данного письма прошу меня не беспокоить».
    Письмо отправляете Почтой России, заказным письмом с уведомлением о вручении, на юридический адрес коллекторской фирмы (найдете на сайте приставов). Забудьте о существовании факса и электронной почты! Только Почта России!
    Если коллекторская фирма оказалась «черной», либо если коллекторы продолжают вам звонить.

    Вы грубо, резко и нагло, не давая говорившему сказать ни единого лишнего слова, последовательно спрашивайте:
    – какую организацию он представляет, где находится его офис (город, улица, номер дома, номер офиса), ее ОГРН, ИНН, когда и кем выданы свидетельства о госрегистрации, номера свидетельств о госрегистрации;
    – его должность, фамилию, имя и отчество. Если назовет их – то спросите, чем он может подтвердить свои данные и как удостоверит (“а чем Вы мне можете прямо сейчас доказать, что вы – Иванов Иван Иванович и действительно имеете доверенность”?);
    – на каком основании он к Вам обращается, как и где он может предъявить Вам свой паспорт и свою доверенность представлять интересы коллекторской фирмы. Предложите прислать сканы данных документов по электронной почте. Если последует вопрос «гарантируете ли Вы конфиденциальность данных», отвечайте: «Нет. Вы сообщаете данные на свой страх и риск, я могу разместить их где угодно, если у вас есть претензии – идите в суд»;
    При любой попытке Вас перебить, грубо отвечайте звонившему, что сейчас говорите Вы, а он должен заткнуться (именно так!) и слушать Вас и отвечать на Ваши вопросы, не произнося ни одной лишней буквы. Если спросит, почему он должен молчать, отвечайте: «Это Вы вторглись в мою частную жизнь, а не я. На своей территории распорядок устанавливаю я. Если Вам это правило не нравится – то Вы идете (можете применить нецензурное выражение)».
    При любой его попытке сказать что-то, произносите: «Я Вас не спрашиваю, куда мне обращаться (или что он еще там скажет, я спрашиваю ваши Ф.И.О., и чем вы можете мне их прямо сейчас подтвердить)».
    На все их угрозы отвечайте, что Вами будут приняты все возможные меры защиты против коллекторов, и за их личную безопасность, жизнь и здоровье Вы ответственности не несете.
    Если он не будет отвечать на Ваши вопросы со второй попытки, грубо перебивайте звонящего и прекращайте разговор.
    Говорите, как заведенный, что со всеми вопросами ему следует обращаться в суд.
    При всех их последующих звонках отвечаете крайне грубо, резко и нагло: «В прошлой нашей беседе я вам популярно объяснил (а), куда вам идти. Вот и идите туда, и не оглядывайтесь». И кладете трубку.
    Кроме того, многие коллекторские фирмы обладают телефонными номерами, начинающимися на 8-800…, звонок на эти номера бесплатный. Вы можете легко найти на сайтах самих коллекторских организаций либо в письмах, присланных коллекторской организацией, тот номер. В этом случае Вы можете установить на своем телефоне переадресацию вызова на данный бесплатный номер. Установите условие переадресации – «при отсутствии ответа в течение 15 секунд». Если Вам позвонят с нужного и известного Вам номера – Вы успеете ответить. А в остальных случаях, когда Вы считаете, что в очередной раз звонят коллекторы, можете просто проигнорировать звонок, через 15 секунд вызов будет переадресован их же коллегам – коллекторам из ООО НСВ. Они будут “приятно удивлены”.
    Также напишите жалобу в свободной форме на действия коллекторской фирмы и отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес вашего районного отдела судебных приставов или Управления Федеральной службы судебных приставов вашего региона.
    Если Ваш руководитель (на работе) потребовал от Вас объяснений по поводу звонка коллектора.

    Вам стоит, во-первых, отказаться писать какие-либо объяснительные, и, во-вторых, ответить руководителю, что Ваши задолженности, во-первых, не влияют на Вашу трудоспособность и находятся вне юрисдикции работодателя, и во-вторых, Вы никому ничего не должны, это – ложная информация, а руководству звонят Ваши недоброжелатели, с которыми Вы разберетесь сами, а руководителя прОсите впредь посылать звонящих по известному в России адресу, а также прОсите быть Вашим свидетелем в прокуратуре или полиции, куда Вы сразу по окончании рабочего дня пойдете с заявлением о вымогательстве и о нарушении неприкосновенности Вашей частной жизни.
    Если коллекторы приехали к Вам домой или на работу.

    Не общайтесь с ними, закрывайте дверь и немедленно вызывайте полицию по телефону 102, кричите, что к Вам приехали грабители. Разбираться со всем остальным будете потом.
    Если коллекторы остановили Вас на улице.

    Сразу звоните “102” и кричите, что вас грабят. Продолжайте движение в любое людное место или к ближайшему отделу полиции. Носите с собой газовый баллончик и применяйте его к коллекторам без опаски.
    Помните, в общении с коллекторами Ваши козыри – грубость, наглость и демонстрация отсутствия страха!
    Стоит ли обращаться в антиколлекторские фирмы?

    Однозначно – НЕТ. Максимум, что сможет сделать антиколлекторская фирма – это принять на себя звонки от коллекторов. Штатных и профессиональных юристов в антиколлекторской фирме, как правило, нет.
    Помочь Вам может только частнопрактикующий юрист или адвокат. То, что предлагают антиколлекторские фирмы, растягивая работу на несколько месяцев или лет, добросовестный юрист или адвокат выполнит за несколько часов и за гораздо меньшую (в итоге) цену.
    Куда жаловаться на коллекторов?

    Органом, осуществляющим контрольно-надзорные функции в отношении коллекторских фирм, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
    Именно в Управление ФССП Вашего региона должна быть адресована ваша жалоба на коллекторов.
    ПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ!
    ВАШЕ СПАСЕНИЕ ОТ КРЕДИТОРОВ И, В ОСОБЕННОСТИ, ОТ КОЛЛЕКТОРОВ – ЭТО СУД!
    Не надо бояться того, что на вас подадут в суд иск о взыскании долга!
    Ни один суд не присудит таких неустоек (пени) и таких расходов по взысканию, как требуют коллекторы, банки и микрофинансовые организации! Если бы суд присуждал, их, не было бы нужды в коллекторах!
    Только в суде Вы можете попросить рассрочку уплаты долга, которая не будет кабальной!
    Только в суде Вы сможете отстоять незаконные комиссии, сборы и штрафы!

    Я знаю, что все коллекторы, банки и микрофинансовые организации – это первые противники данной статьи.
    А поэтому – считайте своим кровным врагом любого, кто попытается высмеять, назвать бредом, придумать опровержение относительно того, что написано в данной статье, а также перейти на личность автора статьи.

  7. Akijora Ответить

    Ныне многие люди покрывают свои затраты за счет банковских кредитов. Однако привлечь заемные средства – это лишь половина проблемы. Другая её часть кроется в необходимости своевременно погасить долг, на что возможности и средства есть далеко не у всех. Любой заемщик должен помнить: задержка выплат без предварительного уведомления обслуживающего банка чревата встречей с коллекторами. О том кем являются эти специалисты по взысканию долгов, и какие у них есть на это права пойдет речь в данной статье.

    Кем являются коллекторы?

    Коллекторские фирмы появились в экономике России совсем недавно, но уже успели охватить своей сетью практически все регионы страны. По сути, эти компании зарабатывают деньги на тех безнадежных долгах банков и иных организаций, каковые могут возникнуть у них в любой момент. В переводе с английского «коллектор» – это «собиратель», в данном случае собиратель безнадежных долгов.
    Коллекторами называют непосредственно работников такого рода фирм, которые взыскивают задолженности с физических и юридических лиц. При этом вопреки распространенному мнению, действуют они на базе вполне законных и юридически грамотных инструментов, а не посредством грубой физической силы.
    Встреча с коллекторами – весьма неприятная перспектива для любого должника. В отличие от банка, который может предоставить рассрочку по займу или реструктуризацию долга, представители коллекторских компаний будут добиваться отдачи кредита без учета интересов должника: ведь от этого и зависит их заработок.

    В целом ситуация с просроченной задолженностью выглядит следующим образом:
    Заемщик без предварительного уведомления обслуживающего банка не совершает платежей по своему займу или вовсе отказывается выплачивать задолженность;
    Банк обращается к коллекторской фирме, с которой он подписывает соглашение о взыскании задолженности с заемщика или же вовсе продает безнадежный долг коллекторам за 10-70% его стоимости;
    Коллекторская организация забирает из банка всю документацию по кредиту и начинает свою работу.
    Так, получается, что для банков коллекторы – это последний способ вернуть выданные в форме кредита средства, пускай даже не в полном объеме. Если коллекторская организация не выкупает просроченную задолженность, а лишь оказывает услуги по её взысканию, то она требует от финансового учреждения существенные комиссионные – порядка 25-50% от общей суммы долга.

    Какие действия может предпринять коллектор в отношении должника?

    Когда речь заходит о принудительном взыскании долгов, многие заемщики представляют себе применение физической силы или уголовное преследование (что грозит на самом деле – читайте). Однако следует уяснить для себя, что коллекторы – это профессиональные юристы, экономисты и психологи, которые, действуя законными методами, сумеют добиться уплаты долгов.
    Дело в том, что безнадежные долги возникают именно тогда, когда должник просто не в состоянии погасить свои обязательства в силу неблагоприятного финансового положения. Коллекторы это знают и потому действуют в таких условиях совершенно спокойно и привычно. Цепочку стандартных действий коллекторов в отношении неплатежеспособных заемщиков можно представить следующим образом:
    Уведомительная часть. Коллекторы начинают регулярно присылать должнику уведомления о наличии непогашенной задолженности с угрозой предпринять ответные меры. Такая рассылка осуществляется по всем каналам: по почте, на электронный ящик, через СМС.
    Психологическая часть. Она включает личные переговоры с должником, а также беседы с его коллегами, начальством, родственниками и знакомыми, с тем, чтобы они надавили на горе-должника;
    Судебная часть. Если предыдущие два способа не принесли ожидаемых результатов, коллекторы обращаются с иском в судебные органы. Они сопровождают ведение дела до самого вынесения приговора о принудительном взыскании долга.
    Далее этих мер дело, как правило, не идет. Однако расслабляться проштрафившимся задолжникам не следует: высокий уровень знания законов, а также обширная юридическая практика позволяют коллекторам в 90-95% случаев взыскать с заемщиков задолженность.

    Какие угрозы коллекторов не обоснованы?

    Поскольку коллекторы в своей деятельности подчас используют и психологические приемы, то порой они начинают пугать должника разного рода последствиями, которые никогда не наступят в силу своей необоснованности. В частности, речь может идти о:
    Уголовной ответственности, что возможно лишь в случае крупного мошенничества или полного отказа выплачивать крупный долг, в остальных же случаях даже суд может обязать заемщика просто вернуть долг и уплатить штраф;
    Внесении в «черный список» банков всей семьи должника, что просто абсурдно – это, в крайнем случае, испортит лишь кредитную историю самого должника;
    Принудительной конфискации имущества, что возможно лишь на основании судебного решения, а не по желанию коллекторской фирмы;
    Метка о недобросовестности заемщика в его паспорте, что невозможно, поскольку такую меру не предусматривает действующее законодательство;
    Бесконечный срок исковой давности, что также неверно, поскольку он составляет не более 3-х лет.
    Приведенные выше угрозы крайне часто используются представителями коллекторских фирм в целях психологического давления на заемщика. Принимать их всерьез не следует. Однако тот факт, что коллекторы в любом случае законными методами  выбьют из должника невозвращенные заемные средства остается неоспоримым.
    Таким образом, коллекторские компании являют собой вид вполне законных организаций, которые занимаются взысканием просроченных долгов с населения и организаций, используя при этом силу психологического воздействия, а также высокий уровень знаний и значительный опыт работы в юридической сфере. Что делать, если вы не можете погасить кредит – читайте здесь.

  8. bunkers Ответить

    Общаясь с должником впервые, взыскатель оценивает его и разрабатывает план действий. Самые популярные «пугала» для должников: грубость, угрозы судами, назойливое общение. В зависимости от этих действий ведет себя и должник. Какие наилучшие тактики для задолжавшего?
    Ответный «наезд». Для этой тактики потребуется непоколебимая уверенность в своих силах. «Наезд» подразумевается сугубо разговорный (психологический), физическую силу использовать противозаконно. Если коллектор заметит вашу неуверенность или слабость – эта тактика не сработает.
    Неожиданная истерика. Сильный эмоциональный всплеск в виде непонятной радости или неожиданных слез собьет с толку коллектора, особенно если должник – женщина. Увидев даму или даже мужчину в таком эмоциональном коллапсе, взыскатель решит оперативно удалиться, чтобы не привести ситуацию к необратимым, ужасным последствиям. Не бойтесь приобрести славу сумасшедшего – для должника это выгодно.
    Опытный сутяжник. Если чувствуете, что коллектор меньше юридически подкован, чем вы – смело, уверенно употребляйте в разговоре термины юриспруденции. Сразите беднягу своим юридическим профессионализмом – это понизит его самооценку, избавит вас от общения с ним.
    Прятки. Это популярная среди неплательщиков тактика – должник просто не открывает коллектору. Все, что остается взыскателю – задавать вопросы соседям, совать в щели устрашающие письма. Обычно эти действия занимают всего несколько минут, после чего визитеры удаляются.
    Общаясь с коллекторами, помните – они обычные люди, делающие свою работу. Не старайтесь оскорбить или обидеть человека при исполнении. Иногда обычное проявление понимания, сочувствия к его непростой работе приводит к формированию человеческой симпатии. Но не надейтесь слишком на дружеские отношения с коллектором. Не предоставляйте ему личных данных о себе. Старайтесь разговаривать доброжелательно на общие темы, не выдавая избыточных сведений. Вежливое спокойствие и уверенность – лучшая тактика.

    Мошеннические схемы

    Иногда под маской коллекторов прячутся совсем другие люди. Эти мошенники только имитируют коллекторскую деятельность с целью поживиться деньгами. Как их можно опознать? Какие действия характерны для мошенников?
    они не придерживаются законодательства;
    не предоставляют документы;
    действуют от имени МВД, исполнительной службы;
    не хотят договориться, отыскать консенсус.
    Встретившись с «липовыми» коллекторами, нужно немедленно обращаться к прокурору, писать заявление об угрозах в полицию. К законным схемам работы коллекторов относятся в основном методы сугубо психологического действия. Если должник психологически устойчив, хладнокровен, взыскатели не смогут на него воздействовать. Если у человека возникли долги, ему лучше вовремя договориться об их реструктуризации.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *